Главная
страница 1
Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УВР Директор

НОУ Учебного центра «Наука-Сервис» НОУ Учебного центра «Наука-Сервис»

_________ /Шлапакова А.Ю./ ____________ /Багрий А.В./


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс
Информатика и ИКТ

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса разработана на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ для 9 класса.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение информатики и ИКТ в объёме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 9 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения информационных дисциплин.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др.

Концептуальной основой раздела информатики и ИКТ 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что информатика и ИКТ как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о компьютере, так и о информации в целом. Курс информатики и ИКТ в 9 классе направлен на формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Изучение Информатики и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет информатики с компьютерами, имеющих доступ Интернет, установленными лицензионными программами, учебно-методическая литература, учебники и рабочие тетради, электронные учебные пособия и энциклопедии, раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения информатики и информационно- коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов;

  • примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

  • понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;

  • оценивать скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Содержание курса информатики и ИКТ для 9 класса

  1. Введение – 1 час

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.


  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 17 час.(10+7)

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Растровые изображения на экране монитора.

Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.

Растровая графика.

Векторная графика.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Редактирование изображений и рисунков.

Растровая и векторная анимация

Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и видео.


Компьютерный практикум: Кодирование графической информации, редактирование изображений в растровом графическом редакторе, создание рисунков в векторном графическом редакторе, анимация, кодирование и обработка звуковой информации, захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу, захват и редактирование цифрового видео


  1. Кодирование и обработка текстовой информации – 17 час.(10+7)

Кодирование текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах

Ввод и редактирование документа

Сохранение и печать документов

Форматирование символов

Форматирование абзацев

Нумерованные и маркированные списки

Таблицы

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Системы оптического распознавания документов
Компьютерный практикум: Кодирование текстовой информации, вставка в документ формул, форматирование формул и абзацев, создание и форматирование списков, вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными, перевод текста с помощью компьютерного словаря, сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа


  1. Кодирование и обработка числовой информации– 15 час.(10+5)

    Представление числовой информации с помощью систем счисления

    Арифметические операции в позиционных системах счисления

    Двоичное кодирование чисел в компьютере

    Электронные таблицы

    Основные типы и форматы данных

    Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

    Встроенные функции

    Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

    Базы данных в электронных таблицах

    Сортировка и поиск данных в электронных таблицах


    Компьютерный практикум: перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора; относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах, создание таблиц значений функций в электронных таблицах, построение диаграмм различных типов, сортировка и поиск данных в электронных таблицах

  2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 7 час.(6+1)




Алгоритм и его формальное исполнение

Кодирование основных типов алгоритмических структур

Переменные: тип, имя, значение

Арифметические, строковые и логические выражения

Функции в языках программирования

Основы объектно-ориентированного визуального программирования




Компьютерный практикум: Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования



  1. Моделирование и формализация – 7 час.(5+2)




Моделирование, формализация, визуализация.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей

Приближенное решение уравнений

Информационные модели управления объектами


Компьютерный практикум: проект «Графическое решение уравнения»;

проект «Модели систем управления»

  1. Информатизация общества – 3 час.




Информационное общество

Информационная культура

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий


  1. Резерв учебного времени – 1 час.

Учебно-тематический план


№ п/п

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

§ учебника

Знания

Умения

Дата

1

Техника безопасности и организация рабочего места.












КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ГРАФИЧЕСКОЙ И МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ

2

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

§1.1.1

формы представления информации в ПК; принципы записи чисел в позиционной с.с., принципы кодирования;

растровые и векторные графические редакторы, палитры цветов в системах цветопередачи, инструменты рисования, способ редактирования звуковых записей




,осуществлять расчет количества информации , устанавливать различные графические режимы экрана монитора, устанавливать цвет путем задания числовых кодов интенсивности базовых цветов палитры, получать растровые изображения и применять к ним различные графические эффекты, рисовать графические примитивы, линии и стрелки, вставлять изображения и текст, сохранять файлы в различных графических форматах





3

Растровые изображения на экране монитора.

Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB.



§1.1.2-3




4

Растровая графика.

Векторная графика.



§1.2




5

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах.

§1.3.1.




6

Инструменты рисования растровых графических редакторов.

§1.3.2




7

Работа с объектами в векторных графических редакторах.

§1.3.3




8

Редактирование изображений и рисунков.

§1.3.4




9

Растровая и векторная анимация

§1.4




10

Кодирование и обработка звуковой информации.

§1.5




11

Цифровое фото и видео.

§1.6




12

Компьютерный практикум: Кодирование графической информации







13

Компьютерный практикум: Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.







14

Компьютерный практикум: Создание рисунков в векторном графическом редакторе







15

Компьютерный практикум: Анимация







16

Компьютерный практикум: Кодирование и обработка звуковой информации







17

Компьютерный практикум: Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу







18

Компьютерный практикум: Захват и редактирование цифрового видео







КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

19

Кодирование текстовой информации

§2.1

создавать, сохранять, печатать документы, знать интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей и систем оптического распознавания документов.


создавать документ в текстовых редакторах, вставлять в документ формулы, устанавливать параметры форматирования символов и абзацев, создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки, вставлять таблицы, использовать компьютерные словари для перевода текста





20

Компьютерный практикум: Кодирование текстовой информации







21

Создание документов в текстовых редакторах

§2.2




22

Ввод и редактирование документа

§2.3




23

Сохранение и печать документов

§2.4




24

Форматирование символов

§2.5.1




25

Форматирование абзацев

§2.5.2




26

Нумерованные и маркированные списки

§2.5.3




27

Таблицы

§2.6




28

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

§2.7




29

Системы оптического распознавания документов

§2.8




30

Компьютерный практикум: Вставка в документ формул







31

Компьютерный практикум: Форматирование формул и абзацев







32

Компьютерный практикум: Создание и форматирование списков







33

Компьютерный практикум: Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными







34

Компьютерный практикум: Перевод текста с помощью компьютерного словаря







35

Компьютерный практикум: сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа







КОДИРОВАНИЕ И ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

36

Представление числовой информации с помощью систем счисления

§3.1.1

виды систем счисления,

основные возможности и назначение электронных таблиц, области применения электронных таблиц, типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, создание баз данных в электронных таблицах



Применять калькулятор для перевода чисел из одной системы счисления в другую, использовать относительные, абсолютные и смешанные ссылки, создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента, строить диаграммы и графики, осуществлять сортировку и поиск данных в электронных таблицах




37

Арифметические операции в позиционных системах счисления

§3.1.2




38

Двоичное кодирование чисел в компьютере

§3.1.3




39

Электронные таблицы

§3.2




40

Основные типы и форматы данных

§3.2.2




41

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

§3.2.3




42

Встроенные функции

§3.2.4




43

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

§3.3




44

Базы данных в электронных таблицах

§3.4




45

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

§3.4.2




46

Компьютерный практикум: Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора







47

Компьютерный практикум: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах







48

Компьютерный практикум: Создание таблиц значений функций в электронных таблицах







49

Компьютерный практикум: Построение диаграмм различных типов







50

Компьютерный практикум: Сортировка и поиск данных в электронных таблицах







ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

51

Алгоритм и его формальное исполнение

§4.1

Понятие алгоритм, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов, понятие исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, программа, типы переменных, арифметические выражения и функции, основные алгоритмические структуры.

Использовать переменные разных типов в системах объектно-ориентированного программирования, делать вычисления с использованием арифметических действий и математических функций




52

Кодирование основных типов алгоритмических структур

§4.2




53

Переменные: тип, имя, значение

§4.3




54

Арифметические, строковые и логические выражения

§4.4




55

Функции в языках программирования

§4.5




56

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

§4.6




57

Компьютерный практикум: Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования







МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАТИЗАЦИЯ

58

Моделирование, формализация, визуализация.

§5.2

основные понятия: проект, форма, объекты, свойства и методы; графический интерфейс; моделирование, формализация, визуализация; информационные модели; этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Создавать компьютерные модели решения уравнений и систем управления




59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

§5.3




60

Построение и исследование физических моделей

§5.4




61

Приближенное решение уравнений

§5.5




62

Информационные модели управления объектами

§5.6




63

Компьютерный практикум: Проект «Графическое решение уравнения»







64

Компьютерный практикум: Проект «Модели систем управления»







ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

65

Информационное общество

§6.1

основные этапы развития общества, основные характерные черты информационного общества, основные определения, связанные с информационной культурой, основные этапы развития информационных и коммуникационных технологий







66

Информационная культура

§6.2




67

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

§6.3




68

Резерв учебного времени















Перечень лабораторных и практических работ

  1. Кодирование графической информации

  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

  3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

  4. Анимация

  5. Кодирование и обработка звуковой информации

  6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

  7. Захват и редактирование цифрового видео

  8. Кодирование текстовой информации

  9. Вставка в документ формул

  10. Форматирование формул и абзацев

  11. Создание и форматирование списков

  12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

  13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

  14. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

  15. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

  16. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

  17. Построение диаграмм различных типов

  18. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

  19. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

  20. Проект «Графическое решение уравнения»

  21. Проект «Модели систем управления»



Учебно-методический комплект:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса М:. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Ссылки на материалы Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.

  3. УМК на сайте издательства в форме авторской мастерской (http://metodist.lbz.ru).


Смотрите также:
Рабочая программа и тематическое планирование информатика и икт 4 класс 2013 2014 учебный год
271.2kb.
1 стр.
Рабочая программа и тематическое планирование 9 класс Информатика и икт 2013 2014 учебный год
258.19kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе 5 класс 2013 2014 учебный год Рабочая программа по литературе для 5 класса
379.74kb.
1 стр.
Программа и тематическое планирование биология 7 класс 2013 2014 учебный год
205.4kb.
1 стр.
Программа и тематическое планирование география 7 класс 2013 2014 учебный год
421.14kb.
2 стр.
Тематическое планирование учебных дисциплин на 2012-2013 учебный год в соответствии с переходом на фгос ООО. Русский язык класс
137.93kb.
1 стр.
Тематическое планирование по физике на 2012 2013 учебный год для учащейся индивидуального обучения Селивёрстовой О. 10 класс
37.17kb.
1 стр.
Тематическое планирование на 2012-2013 учебный год 2 класс
4149.99kb.
17 стр.
Тематическое планирование по информатике и икт в 8 классе на 2012-2013 учебный год
96.88kb.
1 стр.
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс «Б» 2011-2012 учебный год Учитель: Родионова З. М. Программа: «Школа России»
499.02kb.
4 стр.
Тематическое планирование факультативных занятий 9 класс
46.92kb.
1 стр.
Тематическое планирование по мхк на 2010 2011 учебный год. 11 класс
44.69kb.
1 стр.