Главная
страница 1
Сугарова Фатима Владиславовна (Российско – Таджикский (Славянский) университет
Направления государственной поддержки женщин в сфере предпринимательства
Формирование системы государственной поддержки даст возможность укрепить в экономики страны позиции малого предпринимательства усилив роль женщин в предпринимательской деятельности.
Основные направления содействия государства развитию предпринимательства в целом и женского бизнеса в частности основывается на нормативно-правовых актах и направлениях государственной экономической политики. Все эти моменты отражены, прежде всего, в Государственной программе по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также в Законе Республики Таджикистан «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», подписанного Президентом Республики Таджикистан от 1 марта 2005 года за № 89».

Повышение жизненного уровня населения, вложение инвестиций в человека являются основными целями социально-экономического развития Республики Таджикистан. Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечить более высокий жизненный уровень социального потребления, является приоритетной задачей в области социальной политики и модернизации экономики. Особый акцент при этом должно быть сделано на создание благоприятного предпринимательского климата и обеспечение экономической свободы.

Важнейшим элементом хозяйственной системы страны является сфера малого и среднего бизнеса. Малые предприятия обеспечивают со­циальную и политическую стабильность, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка.

В Республике Таджикистан сложилась определенная инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства на республиканском и региональном уровнях. Регулирование развития малого бизнеса осуществляется следующими органами: Президент Республики Таджикистан, Маджлиси Оли РТ (законодательный орган), Правительство РТ, республиканские министерства, государственные комитеты, региональные структуры власти. Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный суд РТ, Арбитражный суд РТ, Верховный суд РТ, Генеральная прокуратура и их органы на местах. Непосредственное участие в поддержке развития малого предпринимательства принимает Агентство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства при Правительстве Республики Таджикистан. Большая роль принадлежит Торгово-промышленной палате, ассоциациям (союзам) предпринимателей. Высшие учебные заведения и разные проекты, финансируемые за счет зарубежных грантов, проводят работу по подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

Сектор малого предпринимательства в Республике Таджикистан - относительно новое явление. Первый законодательный акт, регулирующий развитие малого предпринимательства и его взаимодействие с государством, появился 22 декабря 1992 года. (Закон Республики Таджикистан, 1992)

Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно данному закону, должна осуществляться в соответствии с республиканскими и местными программами поддержки предпринимательства и предусматривает меры по:

- формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;

- вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения;

- обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неиспользуемых, а также нерентабельных и убыточных предприятий;

- обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств. (Закон Республики Таджикистан, 1992)

Основными задачами государственной поддержки малого предпринимательства являются: совершенствование нормативной и правовой базы; упрощение системы налогообложения; финансово-имущественная поддержка; снижение административных барьеров; льготное кредитование; льготное страхование; информационное обеспечение; подготовка кадров; формирование системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Поддержка развития женского предпринимательства в республике осуществляется в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства. Хотя в 2005 году в Республике Таджикистан был принят закон, регламентирующий равноправие мужчин и женщин в сфере предпринимательства, пока он еще слабо работает. Нет пока четкого механизма его реализации на отдельных территориях, с учетом региональных особенностей развития предпринимательства. В странах развитой рыночной экономики принятие соответствующих актов стимулировало рост предприятий малого бизнеса, возглавляемых женщинами. В США принятие закона о женском предпринимательстве (1988 г.) привело к росту доли «слабого пола» в малом бизнесе с 7 % до 60 % к настоящему времени.

В странах Западной Европы в начале 1990-х годов были разработаны государственные программы, направленные на увеличение числа женщин-собственников. В Финляндии в 1994-1999 гг. была реализована программа «Новые возможности для женщин», в Швеции - программа «Развитие женского малого бизнеса в деревне». В Швеции за 1994-1999 гг. количество крестьянских фермерств, возглавляемых женщинами, увеличилось с 13 % до 30 %. ( Брюк Р., Калинкин Е.В. 2001, с. 122)

Важность принятия подобных программ в Республике Таджикистан продиктована необходимостью повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, сокращения женской безработицы, улучшения условий жизни женщин и расширения сферы их занятости. В 2001 году постановлением Правительства Республики Таджикистан была принята Государственная программа «Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы», основными задачами которой являются:

- обеспечение прав и гарантий женщин, равное участие мужчин и женщин на уровне принятия решений, непосредственного их участия в управлении государством;

- создание условий для повышения профессиональных знаний, развития способностей и опыта, чувства ответственности семьи в воспитании детей;

- поддержка и социальная защита женщин села, особенно занятых в сельском хозяйстве;

- укрепление научно-теоретической, методической и информационно-аналитической базы государственной политики по достижению фактического равноправия мужчин и женщин и др.(Государственная программа 2001, с.54)

Системное применение рычагов управления выступает важным фактором повышения эффективности государственной поддержки бизнеса. Мировой опыт свидетельствует о том, что малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и действует инфраструктура малого предпринимательства. Важной функцией местных органов самоуправления является разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Первоочередной целью и ожидаемым результатом программы определено обеспечение занятости незащищенных слоев общества, к которым относятся, прежде всего, женщины, за счет увеличения числа рабочих мест на действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.

В рыночной экономике самозанятость во всех формах ее проявления имеет первостепенное значение для обеспечения занятости населения, как в системе наемного труда, так и в других видах деятельности женщин. От деятельности предпринимателей во многом зависит уровень занятости наемных работников, так и за пределами этой системы.

Рыночные реформы в Республике Таджикистан способствовали повышению удельного веса самозанятых в сфере малого бизнеса. По данным Госкомстата Республики Таджикистан, на начало 2004 г. в стране число действующих предприятий, занятых предпринимательской деятельностью достигло 1322 единиц, в которых численность работавших достигло 16, 2 тыс. человек. Кроме того, было зарегистрировано 16433 дехканских (фермерских хозяйств), а также 88,3 тыс. человек были заняты предпринимательской деятельностью на основе патента без образования юридического лица. (Статистический сборник РТ 2003, с.173)

В Республике Таджикистан в последние годы наблюдается рост неформальной занятости, часть работников которой составляют квалифицированные специалисты с высшим образованием. В рамках неформальной экономики осуществляются следующие виды деятельности:

- рыночная, уличная розничная торговля;

- предоставление разнообразных услуг населению: ремонт, строительство жилья, частный извоз, репетиторство, уборка жилых помещений и офисов, пошив одежды, уход за детьми и т.п.;

- личное подсобное хозяйство и др.

При этом труд в неформальном секторе характеризуется высокой степенью гендерной отделении людей в зависимости от вида деятельности.

Традиционно в Таджикистане сохраняется высокая доля женского труда в домашней экономике, а именно - обслуживающий труд в отношении членов семьи и репродуктивный труд, связанный с воспроизводством человеческой жизни. (Каюмова 2002, с.151)

В нашей стране семейное предпринимательство находится в стадии становления. Развитие семейного бизнеса тормозится рядом причин:

- неразвитость системы предоставления кредитных ресурсов для финансирования семейных фирм;

- сложности в правовом регулировании и др.

Отсутствие семейных предпринимательских традиций также является сдержи­вающим фактором развития женского бизнеса.

Занятие бизнесом для женщин, по существу, носит преимущественно вынужденный характер. Доход от предпринимательства для женщин выступает способом прокормить ими свою семью и детей. Уровень доходов от малого бизнеса, по данным наших исследований, не превышает официально установленного прожиточного минимума по стране, что не оставляет средств для развития бизнеса. Получение кредита затруднительно для женщин в силу мизерных размеров этих кредитов, которые не представляют коммерческого интереса для финансовых институтов. Оно является особенно сложной проблемой для мелких предпринимательниц.

В качестве основных препятствий развития женского предпринимательства в Республике Таджикистан, по итогам социологических опросов, респонденты выделяют несовершенство налоговой системы (76,8 % опрошенных убеждены в том, что налоги завышены и блокируют деловых женщин) и недостаток материальных, кредитно-финансовых возможностей для создания и ведения собственного дела. Расширению женской предпринимательской деятельности препятствуют, с одной стороны, ограниченные местные финансовые возможности (71,8 %) и недостаток кредитов (49,5 %) а, с другой - отсутствие собственных средств (66,4 %). Развитие системы микрокре­дитования и микрофинансирования является первоочередной мерой, стимулирующей развитие женского предпринимательства.(Исследовательский отчет 2005, с.42 – 47)

Важное значение для развития женского предпринимательства имеет система микрокредитования. Микрокредитование позволяет предпринимателям расширить бизнес, повысить доход, обеспечить защиту от возможных рисков и кризисов. Развитие бизнеса экономически активных граждан с низкими доходами с целью увеличения потребления в их семьях, формирование среднего класса - главные социальные цели, которые могут быть решены при развитии системы микрокредитования. Одним из условий обеспечения экономического роста сферы малого бизнеса является предельное упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам.

Финансовая поддержка предпринимательства, на наш взгляд, должна носить универсальный и адресный характер. Она может использоваться для формирования стартового капитала, корректировки структуры малого бизнеса и территориального размещения малых предприятий, для их сохранения в экстремальных ситуациях.

Важным направлением поддержки малого предпринимательства является льготное налогообложение. Правительством Республики Таджикистан уделяется особое внимание вопросу изменения законодательства о налогообложении малого бизнеса. Льготы для предприятий малого бизнеса в сферах, оказывающих социальные услуги, могли бы явиться стимулом для развития женского предпринимательства.

Президент республики Э.Ш. Рахмонов высоко оценивает роль женщины в развитии общества, особенно в области малого предпринимательства. Так, по результатам встречи Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова с предпринимателями страны был решен целый ряд вопросов, которые годами препятствовали развитию предпринимательства и их государственной поддержки. Были сняты бюрократические барьеры регистрации, упрощена система налогообложения, наведен порядок в выдаче патентов, сокращено количество проверок и введена книга регистрации проверок объектов малого предпринимательства и др. (Асроров И.А., Бобокалонов О.К.2005, с.67)

Предпринимательская деятельность всегда была связана с риском. Женщины справляются с этой задачей наравне с мужчинами, при этом на женщину возложены функции по воспитанию детей, заботе о муже, сохранении семьи. В плане обеспечения равновесного развития экономики и общества в целом, развития партнерских отношений, вовлечение женщины во все сферы общества является актуальным вопросом.

Улучшение предпринимательского климата в стране привело к усилению положения женщин на рынке труда. Наблюдается рост числа женщин, занимающих лидирующие позиции в хозяйствах. Уровень женской занятости, особенно женщин-глав домохозяйств зависит от местности их проживания (город, село), дальности нахождения от рынков, состояния производственной и социальной инфраструктуры, уровня образованности, традиционных видов трудовой деятельности, влияния национальных и религиозных традиций.

В отдаленных сельских населенных пунктах женщины больше заняты производством в приусадебных и арендных землях таких видов сельскохозяйственной продукции, как овощи, фрукты, картофель, пшеница и т.д. Женщины заняты преимущественно такими видами надомного труда, как:

- вышивание национальных настенных украшений;

- шитье национальной одежды, мужских халатов и национальных головных уборов;

- ткачеством национальных ковров;

- рукоделием и народными промыслами.

Основной трудовой деятельностью женщин-глав домохозяйств в городах является мелкая торговля. По данным обследования, проведенного Государственным статистическим комитетом совместно с Бюро «Женщины в развитии», из общего контингента лиц, торгующих на рынках, более 50 % составляют женщины. Наиболее активное участие в розничной рыночной торговле принимают женщины города Душанбе и Согдийской области. В городе Худжанде, в областном центре, удельный вес торгующих женщин составляет около 70 %, в городе Исфаре – более 60 %. (Исследовательский отчет 2005, с.13)

Около 45 % от общего числа предприятий, возглавляемых женщинами, имеют строгую социальную направленность: на них создаются рабочие места, обучаются, трудоустраиваются безработные граждане, одинокие матери и женщины с малолетними детьми. Значительное большинство респондентов (67,2 %) успех в предпринимательской деятельности связывают не с половой принадлежностью, а с личностными характеристиками человека. Государственная поддержка женщин в предпринимательской деятельности обуславливается гендерными различиями. Необходимость совмещения женщинами родительской и профессиональной функций, а также социально-экономические характеристики положения женщин на рынке труда объясняют особую специфику подхода к предпринимательской деятельности женщин.

Важным аспектом поддержки женского предпринимательства является развитие городской инфраструктуры в сферах дошкольного образования и бытового обслуживания. Увеличение числа детских садов, химчисток, прачечных и др. позволяет снизить нагрузку женщин, возникающую вследствие двойной занятости. Экономия времени, затраченного на ведение домашнего хозяйства, предоставляет женщине возможность шире реализовать свой потенциал в бизнесе.

В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что женщины-предприниматели чаще мужчин заявляют о низкой эффективности государственной поддержки предпринимательства. Возможно, подобное отношение вызвано низким уровнем информированности о мерах государственной поддержки предпринимательства. Однако большинство опрошенных считают, что государство способно помочь предпринимателям в четырех важнейших направлениях:

Совершенствование правового законодательства.

Повышение информационной открытости государства по поводу предпринимаемых шагов.

Стабилизация системы взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором.

Участие предпринимателей в законотворческой деятельности государства. (Исследовательский отчет 2005, с.15 - 17)

Совершенствование системы государственной поддержки женского предпринимательства может обеспечивать получение существенного эффекта с точки зрения усиления структуры экономики и повышения реального жизненного уровня населения. Женское предпринимательство в Республике Таджикистан растет динамичнее мужского, государству выгодно стимулирование развития женского предпринимательства для достижения экономического роста и социального спокойствия в стране.

На данном этапе своего развития Республика Таджикистан очень нуждается в специальном проекте развития женского предпринимательства с целью повышения занятости женщин и темпов развития предпринимательства. Перспективным направлением содействия женской занятости является создание региональных программ поддержки и развития именно женского предпринимательства в сфере малого бизнеса. Нам представляется необходимым более активное привлечение женской части населения в сферу управления и принятия решений для осуществления социально-экономической политики государства, учитывающей интересы всех слоев населения.

Важным стимулом роста женского предпринимательства послужили бы разработка и принятие закона о женском предпринимательстве. В данном законе, на наш взгляд, следовало бы определить основные направления государственной политики по поддержке женского предпринимательства, виды помощи, органы ответственные за их реализацию, включая такие положения, как:

- определение критериев отнесения отдельных видов деятельности к женскому предпринимательству;

- предоставление льгот по налогам, кредиту и страхованию данной сферы;

- развитие системы микрокредитования;

- гарантии достаточного уровня информационной поддержки женского бизнеса и др.

Реализация выделенных положений на практике позволяет женщинам более активно участвовать в решении социально-экономических проблем общества и удовлетворении растущих потребностей людей. Участвую, таким образом, в решении социально-экономических проблем общества женщины-предприниматели получают возможность для самореализации, решения вопросов по обеспечению своих семей дополнительными доходами и повышения благосостояния.
Литература

АСРОРОВ И.А., БОБОКАЛОНОВ О.К. (2005): Стратегия развития промышленности проблемного региона // Таджикистан и современный мир. - № 1.


БРЮК Р., КАЛИНКИН Е.В., ВИАНЕ Ж.(2001): Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. - М.
ГОСУДАРСВТЕННАЯ ПРОГРАММА (2001): «Основные направления Государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы». – Душанбе.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОТЧЕТ (2005): Положение женщин на рынке труда и сфере занятости: пути сокращения бедности в Таджикистане. Гендерный анализ по результатам социологического исследования.– Душанбе.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (1992): «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан». – Душанбе:
КАЮМОВА М.(2002): М. Альтернативная оценка и анализ гендерной проблематики на уровне макроэкономики Республики Таджикистан / Материалы республиканской научно-практической конференции «Современные проблемы гендерных исследований в Таджикистане». – Душанбе.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (2002-2005):

от 01.10.2002 г. «Об утверждении Государственной программы поддержки предпринимательства на 2002-2005 годы в Республике Таджикистан».


СТАТ. СБОРНИК (2003): Статистический ежегодник Республики Таджикистан. – Душанбе.
САИДОВ Ф.С., РАХМАТОВА Д. (2005): Гендерные особенности женской занятости // Таджикистан и современный мир.



Смотрите также:
Направления государственной поддержки женщин в сфере предпринимательства
143.3kb.
1 стр.
Закон приморского края о развитии малого и среднего предпринимательства в приморском крае принят
247.97kb.
1 стр.
Об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства Минской области в 2012 году
45.56kb.
1 стр.
Административный регламент предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства
903.76kb.
5 стр.
Секция «география» ПОДсекция «экспедиционные исследования»
435.37kb.
3 стр.
Закон украины о государственной поддержке малого предпринимательства
107.6kb.
1 стр.
Администрация города Нижневартовска Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
176.83kb.
1 стр.
Внешнеэкономическая деятельность: советы для профессионалов
1537.1kb.
9 стр.
глава администрации) муниципального образования «гвардейский район» калининградской области постановление
82.94kb.
1 стр.
Наблюдательным советом государственной корпорации
135.73kb.
1 стр.
Swоt-анализ ситуации в сфере культуры Ярославской области
20.07kb.
1 стр.
Отдел государственной поддержки агропромышленного комплекса департамента государственной поддержки агропромышленного комплекса, экономики и финансов министерства сельского хозяйства Волгоградской области
69.32kb.
1 стр.