Главная
страница 1
Концепция

VII Всероссийской научно-практической конференции

«Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития»

Настоящая концепция подготовки и проведения международной научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (далее — Конференция) устанавливает цели, задачи, примерный порядок и регламент мероприятия.


Наименование мероприятия


На русском языке — международная научно-практическая конференция «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития».

На  английском языке — International research and practice conference “Environmental education for sustainable development”.


Организаторы Конференции:


  • Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;

  • Международная Ассоциация «Северный форум»;

  • Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  • Институт глобализации и устойчивого развития «Академии МНЭПУ»;

  • Научный совет по проблемам экологического образования при Президиуме Российской Академии образования;

  • Центр экологической политики и культуры.


Программный комитет:

Бухтин Геннадий Федорович - заместитель Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;
Билялитдинов Амир Анверович-заместитель Ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, г. Москва;
Джеймс Хайндсон - доктор философии, директор консалтинговой компании «Sense and Sustainability” («Разум и устойчивость»), эксперт ЮНЕСКО, Великобритания;
Шмелькова Лариса Витальевна - заместитель начальника отдела Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Москва;
Захлебный Анатолий Никифорович-доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, председатель Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО, заведующий лабораторией экологического образования Института содержания и методов обучения РАО, г. Москва;
Корякина Наталья Ивановна - кандидат педагогических наук, докторант Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург
Алексеев Сергей Владимирович- доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, лауреат премии Правительства РФ в области образования 2011г. г. Санкт-Петербург
Костюхин Борис Алексеевич - директор Департамента экологии Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.


Статус  и участники Конференции


Конференция имеет статус Всероссийской, проводится в Ханты-Мансийском автономном округе 7-ой раз. В 2012 году пройдет с участием международных экспертов:

- Джеймс Хайндсон, Великобритания (доктор Хайндсон является экспертом ЮНЕСКО, за последние 15 лет руководил рядом крупных международных проектов в области образования в интересах устойчивого развития во многих странах мира).

- Клаус Серенсен (Дания). Г-н Серенсен является Генеральным консулом Дании в Санкт-Петербурге (в рамках дипломатической деятельности г-н Серенсен координирует работу по сотрудничеству России и Дании в сфере охраны окружающей среды, повышении энергоэффективности; опыт предыдущей деятельности включает организацию управленческих, маркетинговых и финансовых проектов с экологической составляющей в Восточной и Центральной Европе).

В конференции примут участие представители федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти, образовательных и научных учреждений, общественных организаций и муниципальных образований автономного округа.



Предполагаемое количество участников конференции — 100 человек.

Официальные документы Конференции


  • Программа

  • Концепция

  • Резолюция

  • Сборник материалов; 

Рабочие языки Конференции


Русский, английский

Дата проведения Конференции


7-9 июня 2012 года

Место проведения Конференции


Город Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ

Информационное обеспечение Конференции


Информационное обеспечение Конференции включает следующие направления:

  • размещение информации в СМИ (печатные, электронные, теле и радио);

  • размещение информации на специализированных сайтах, в том числе РИНЦ;

  • адресная рассылка информации по электронной почте;

  • проведение итоговой пресс-конференции.

Актуальность проведения Конференции и ее особенности

Конференция проходит в рамках второй половины Десятилетия по образованию в интересах устойчивого развития, объявленного Генеральной Ассамблеей ООН. В ходе осуществления декады накоплен богатый международный опыт реализации практически всех аспектов образования в интересах устойчивого развития (ОУР) на различных уровнях – от международного до уровня конкретного образовательного учреждения. Многое из этого опыта может быть успешно адаптировано и внедрено в России. Вследствие этого, в VII-ой конференции по образованию в интересах устойчивого развития в Ханты-Мансийске будет расширено международное участие.

В России образование в интересах устойчивого развития так и не стало частью повседневной практики образования, к чему призывала Повестка Дня на 21-й век (Рио-де-Жанейро, 1992 г), Йоханнесбургская декларация (2002) и Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития (Бонн, 2009). Вместе с тем, ОУР обладает большим потенциалом в реализации многих современных образовательных инициатив – «Наша новая школа», федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, различные направления воспитательной работы. Образование в интересах устойчивого развития способно объединить их общей идеей. Актуальными вопросами становятся обсуждение проблем продвижения ОУР в России и путей их решения.


Конференция состоится в период проведения десятой юбилейной Международной экологической акции «Спасти и сохранить»( 19 мая-9 июня), которая с 2004 года проводится под эгидой ЮНЕСКО. Акция 2012 года поддерживается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации, согласно поручению Президента Р.Ф. по использованию опыта автономного округа по реализации данного социально значимого эколого-просветительского проекта в субъектах Российской Федерации. Внимание к вопросам экологического образования и образования в интересах устойчивого развития в округе уникально. Округ стал своеобразной региональной лабораторией, осуществляющей генерацию и апробацию нового опыта. В этой связи вопросы развития образования в интересах устойчивого развития на региональном (окружном) уровне имеют федеральную значимость и заслуживают широкого обсуждения на конференции.
В ходе реализации новых этапов проекта МЭА «Спасти и сохранить», будет уделено значительное внимание дальнейшему становлению образования и просвещения в интересах устойчивого развития в автономном округе. В 2012 году принято решение вывести акцию «Спасти и сохранить» на новый этап и инициировать крупный проект по устойчивому развитию региона в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и экологической безопасностью. Конференция призвана стать и площадкой для обсуждения инноваций в этой сфере, которые смогут стать модельными для других регионов.

Шесть предыдущих Всероссийских конференций по данной теме, проведенных при поддержке Правительства ХМАО – Югры, внесли существенный вклад в продвижение идей устойчивого развития в сферу образования и просвещения в России. Результаты этих конференций были высоко оценены научной и педагогической общественностью страны, стали известны за ее пределами.

Учитывая значимость обсуждаемых вопросов и высокий к ним интерес на российском и международном уровне, материалы конференции получат индекс ISSN и будут опубликованы в базе данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

Цели проведения Конференции:


  • Определение стратегии действий по дальнейшему продвижению образования в интересах устойчивого развития на международном, федеральном, региональном и местном уровнях.

  • Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области образования в интересах устойчивого развития.

Основные мероприятия Конференции


Программные мероприятия Конференции: пленарное заседание, дискуссионные площадки, мастер-классы, расширенное бюро Научного совета по экологическому образованию при Президиуме РАО, а также заключительное заседание для подведения итогов.

Пленарное заседание


Тема: «Образование и просвещение в интересах устойчивого развития: мир, Россия, Югра»

Дискуссионные площадки:

В ходе работы дискуссионных площадок участникам предоставляется возможность высказать свое мнение о вопросах, затронутых в выступлениях международных и российских экспертов.


Выносимые на обсуждение вопросы:


  1. Модернизация экологического образования в образование для устойчивого развития: инновации в технологиях и содержании;

  2. Международный и региональный опыт образования и просвещения в интересах устойчивого развития: возможности обмена и адаптации;

  3. Образование и просвещение в интересах устойчивого развития в свете российских образовательных стандартов и экологических инициатив;

  4. Социальное партнерство и его роль в продвижении идей образования и просвещения в интересах устойчивого развития.

  5. Система региональных индикаторов качества образования и просвещения в интересах устойчивого развития.

  6. Региональные стратегии и модели реализации образования в интересах устойчивого развития.

Примерный порядок подготовки и проведения Пленарного заседания и дискуссионных площадок


Для участия в Пленарном заседании приглашаются российские и зарубежные эксперты по теме, заявленной на заседании.

Регламент Пленарного заседания: доклады — до 20 минут

Регламент ведения дискуссионных площадок: доклады — до 10 минут, выступления в прениях — до 5 минут.

Две дискуссионные площадки проводятся параллельно. Состав участников площадок формуется на основе поступивших заявок и по желанию участников.

Для подготовки и проведения дискуссионных площадок из числа членов экспертов утверждаются рабочие группы, возглавляемые руководителями площадок.

Основной целью проведения дискуссионных площадок является глубокое обсуждение отдельных тем, затронутых экспертами в Пленарном заседании, обмен мнениями и выработка рекомендаций по обсуждаемой теме. В ходе подготовки и проведения площадок решаются следующие задачи:



  • выявление ключевых проблем в обсуждаемой сфере;

  • обмен информацией об опыте работы;

  • обсуждение путей решения проблем;

  • формирование предложений для включения в Рекомендации Конференции.

В период подготовки дискуссионных площадок будут подготовлены 1-2 обзорных доклада, посвященных анализу главных проблем, обсуждаемых в ходе работы площадки, а также сформулированы наиболее актуальные вопросы для дискуссии.

Также в ходе работы конференции будут предложены мастер-классы по наиболее значимым и важным для конференции темам, способствующие практической реализации обсуждаемых идей.


Итоговые документы Конференции


На Конференции будут выработаны Резолюция и Рекомендации по обсуждаемым вопросам.

Культурная программа:


  • Участие в торжественной церемонии награждения победителей XVI Международного телефестиваля «Спасти и сохранить»

  • Экскурсионная программа для участников «Вечерний Ханты-Мансийск»

  • Посещение спектакля «Любить» театра обско-угорских народов «Солнце»

Планируемые дискуссионные площадки:

1. Индикаторы качества образования и просвещения в интересах устойчивого развития.

В ходе работы данной площадки будут определены приоритеты поддержки разных инициатив, направленных на продвижение идей устойчивого развитии. Участники смогут оценить степень продвижения к ОУР отдельных школ, организаций и региона в целом

2. Проектирование экологического образования для устойчивого развития на основе возможностей новых федеральных государственных образовательных стандартов»

В ходе работы данной площадки будут охарактеризованы новые нормативные возможности общеобразовательного стандарта по Программе формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни, В процессе свободной дискуссии будет выявлена понимаемость работниками образования практических шагов по выполнению новых нормативных требований образовательных государственных стандартов в этой области, определены затруднения, которые при этом возникают и обозначены пути их решения.


Мастер-классы
1.Психология экологического поведения

Основные рассматриваемые вопросы: Что такое экологическое поведение? Какие факторы влияют на его формирование? Почему люди действуют про- и антиэкологично? Каковы эффективные пути формирования экологического поведения взрослых и молодежи в природной и антропогенной среде?


2.Социальное партнерство в образовании и просвещении: российский и международный опыт

Основные рассматриваемые вопросы: Как сформировать социальное партнерство? Участники социального партнерства и их интересы. Успешные примеры социальные партнерства в России и Дании. Возможности использования датского опыта в России.



3. Образование в интересах устойчивого развития: опыт европейских стран

Основные рассматриваемые вопросы: Сходства и различия образования в интересах устойчивого развития в России и Европе. Европейский опыт внедрения ОУР на уровне школы, региона, государства. Международные проекты в области образования для устойчивого развития.


4. Как решать задачи экологической олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников (включающая школьный,


муниципальный, региональный и заключительный этапы) - одна из наиболее
массовых форм экологического образования учащихся. Участники мастер-класса узнают об особенностях проведения олимпиады, а также на практике ознакомятся с методикой разработки и решения олимпиадных заданий. Приглашаются к участию учителя общеобразовательных школ, педагоги дополнительного образования, методисты, работающие в области экологического образования учащихся.
5. Универсальный эволюционизм  Н.Н.Моисеева как методологическая основа экологического образования

Осмысление    методологических подходов   Н. Моисеева    в  оценке  взаимодействия    природы  и общества   в  условиях  глобализации  для  выработки  педагогических принципов  и  методов  экологического  образования  для  устойчивого развития.


Расширенное бюро Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО «Разработка и реализация программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (начальная, основная школа) в соответствии с требованиями ФГОС»

Планируется определить ведущие содержательные линии для интеграции учебного материала и обозначить деятельностные показатели как результат их преемственного усвоения на этапе начальной и основной общеобразовательной школы.


Смотрите также:
Концепция VII всероссийской научно-практической конференции
101.11kb.
1 стр.
Е. В. Шварев 2010г. Положение о Всероссийской научно-практической конференции
56.63kb.
1 стр.
Сборник содержит статьи ученых, преподавателей и специалистов, принявших участие во Всероссийской научно-практической конференции «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность»
3527.25kb.
17 стр.
Сборник трудов участников I всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование»
436.07kb.
2 стр.
Всероссийской научно-практической (заочной) конференции «Аспиранты для науки XXI века», посвященной 25-летию Кировской гма и проводимой в рамках Дня аспиранта 21 января и Дня российской науки 8 февраля
26.56kb.
1 стр.
Программа Всероссийской научно-практической конференции
91.48kb.
1 стр.
Программа всероссийской научно-практической конференции «Российские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте»
48.1kb.
1 стр.
Положение о школьном этапе научно практической конференции научного общества учащихся
112.31kb.
1 стр.
Программа VII ежегодной региональной научно-практической конференции Омск 2013 Порядок работы конференции
27.89kb.
1 стр.
Программ а международного форума «Голография Экспо – 2005» и научно-практической конференции
152.29kb.
1 стр.
«Не молчи…» (проведение Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Проблемы студенчества на современном этапе»)
197.76kb.
1 стр.
Программа VI всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Англистика XXI века» 24-26 января 2012г
161.82kb.
1 стр.