Главная
страница 1

Г л а в а 3

3.1. ОБОРУДОВАНИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОГО КОМПЛЕКСА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Воздушно-десантный комплекс части предназначен для отработки всех действий десантника-парашютиста при совершении прыжков с парашютом, а также для тренировки личного состава в загрузке вооружения, военной техники и грузов в самолет Ил-76.

Количество снарядов на воздушно-десантном комплексе зависит от численности личного состава части (подразделения). Как правило, емкость воздушно-десантного комплекса должна обеспечивать проведение занятий одновременно:


  • в парашютно-десантном полку (бригаде), артиллерийском полку –

в составе батальона (дивизиона, отряда);

  • в отдельном батальоне (дивизионе) – в составе роты (батареи).

Снаряды и тренажеры размещаются с учетом последовательности отработки элементов прыжка и минимальной затраты времени на движение учебных групп от снаряда к снаряду.

Территория воздушно-десантного комплекса должна быть спланированной, огороженной и иметь освещение. К снарядам и тренажерам по загрузке техники должны быть проложены подъездные пути с твердым покрытием, а для следования личного состава к местам занятий – пешеходные дорожки также с твердым покрытием.

На воздушно-десантном комплексе (рис. 3.1) оборудуются:


  • площадка для подготовки десантников-парашютистов к совершению прыжка с парашютом (5);

  • универсальный тренажер парашютистов УТП-76 (6);

  • высотный тренажер самолета Ил-76 (7);

  • макеты само­летов Ан-2, Ил-76, вертолета Ми-8 (17);

  • стапеля для подвесных систем с приспособлениями для обучения применению запасного парашюта (2Н91-3м) (9);

  • парашютные трамплины с лямками (14);

  • тренажер для обучения гашению купола при протаскивании (10);

- тренажер для укрепления голеностопных суставов (12);

  • парашютная вышка (2Н91-2м) (11);

  • площадка для инструктажа выпускающих и их помощников (2);

  • склад для хранения средств учебно-материального обеспечения

занятий (4);

  • парашютный класс (15);

  • наглядные пособия по отрабатываемым действиям.




Рис. 3.1. Схема размещения снарядов и тренажеров

на воздушно-десантном комплексе

1 – площадка для построения личного состава; 2 – учебное место № 6 «Инструктаж выпускающих и их помощников»; 3 – место руководителя занятия; 4 – хранилище для макетов парашютов; 5 – учебное место № 1 «Старт подготовки десантников»; 6 – учебное место № 2 «Тренажер УТП-76»; 7 – учебное место № 2 «Высотный тренажер самолета Ил-76»; 8 – учебное место № 3 «Высотный тренажер самолета Ан-2»; 9 – учебное место № 4 «Стапеля для подвесных систем»; 10 – учебная точка № 2 «Тренировка в гашении купола»; 11 – парашютные вышки; 12 – учебная точка № 3 «Дорожка с препятствиями»; 13 – учебное место № 5 «Тренировка в действиях при приземлении»; 14 – учебная точка № 1 «Парашютные трамплины»; 15 – парашютный класс; 16 – учебное место № 3 «Высотный тренажер вертолета Ми-8»; 17 – учебное место № 2а «Макет самолета Ан-2, вертолета Ми-8»



Площадка для подготовки десантников-парашютистов


к совершению прыжка с парашютом
Площадка (рис. 3.2) предназначена для отработки практических действий десантников-парашютистов на аэродроме перед посадкой в самолет.

На ней размещаются несколько рядов стеллажей (5) для подгонки подвесных систем и подготовки оружия и снаряжения к креплению на парашютисте из расчета на батальон. Каждый стеллаж по длине должен обеспечивать возможность проведения занятия с личным составом взвода. Всего на парашютно-десантную роту выделяется 4 стеллажа: по одному на взвод и один – для пулеметчиков и гранатометчиков роты. Таким образом, с учетом отдельных взводов батальона, на площадке размещается порядка 16 стеллажей.

Перед стеллажами должно быть свободное место для построения личного состава, прибывающего на занятия.

На площадке (3) для построения личного состава размещаются указки (4) контрольных линий старта для проверки десантников-парашютистов перед посадкой в самолет.

Д
Рис. 3.2. Учебное место № 1 «Старт подготовки десантников»

1 – место руководителя занятия; 2 – план проведения занятия; 3 – площадка для построения личного состава; 4 – контрольные линии старта; 5 – стеллажи для подгонки подвесных систем макетов парашютов; 6 – стенд с описанием порядка про-ведения занятия на учебном месте №1; 7 – стенд с нормативными требованиями; 8 – стенд с правилами подгонки подвесных систем; 9 – указатель наименования и номера учебного места; 10 – стенды с правилами крепления оружия и снаряжения десантниками различных воинских специальностей


ля руководства занятием на площадке оборудуется место руководителя занятия (1), здесь же устанавливаются стенды с примерным планом проведения занятия (2) и требованиями безопасности.

Против стеллажей для подгонки подвесных систем парашютов размещаются: стенды с нормативами (7) по подготовке десантников-парашютистов различных специальностей к совершению прыжка с парашютом; стенды с правилами подгонки подвесных систем парашютов (8); стенды с правилами крепления оружия и снаряжения десантников-парашютистов различных специальностей (10); указка с наименованием и номером учебного места (9).


Макеты само­летов Ан-2, Ил-76, вертолета Ми-8 (рис. 3.3) служат для отработки размещения десантников-парашютистов в самолете, действий по командам и сигналам, подаваемым в самолете. Макеты изготовляются с обязательным соблюдением габаритных размеров и конструктивных особенностей грузовой кабины. Эти макеты должны иметь все оборудование, необходимое при совершении прыж­ков: сиденья, тросы ПРП, удлинители, сигнализацию (световую и звуковую), двери или раздели­тели потоков, прерыватели потоков (в зависимости от типа военно-транспортного самолета).

Макеты самолетов устанавливаются в горизонтальном положении таким образом, чтобы высота от уровня земли до пола грузовой кабины соответствовала реальной. На макете самолета Ан-2 кроме перечисленных выше элементов прыжка отрабатывается отделение десантников-парашютистов. Для этой цели макет самолета устанавливается таким образом, чтобы дверь находилась на высоте 1,2 – 1,5 м от земли. Перед дверью должна быть яма с опилками: для обеспечения безопасности при отработке правил отделения десантника-парашютиста от самолета.




Рис. 3.3. Макет самолета Ил-76 (учебное место № 2а)

1 – указатель номера и наименования учебного места; 2 – стенд с указанием порядка организации и проведения занятия на учебном месте; 3 – макет самолета; 4 – трап;

5 – площадка для построения личного состава



Высотные тренажеры самолета Ан-2 и вертолета Ми-8 (рис. 3.4) служат для отработки отделения, действий в воздухе при стабилизированном снижении, введения в действие основного парашюта и приземления при прыжках из самолета Ан-2 и вертолета Ми-8. Эти макеты устанавливаются на высоте 5 – 6 м от уровня земли. В целях увеличения пропускной способности снаряда высотные тренажеры можно не оборудовать сиденьями. Направляющие (4), по которым движутся каретки, в конце должны иметь перепад не более 1 м для обеспе­чения имитации приземления десантника-парашютиста. Макеты парашютов для этого тренажера должны иметь двухконусные замки и присоединяться к кареткам через специальные удлинители, на которые нашиты сило­вые тесьмы с пряжками-люверсами.

Рис. 3.4. Высотный макет самолета Ан-2 (учебное место № 3)

1 – макет самолета; 2 – стенд с указанием порядка организации и проведения занятия на учебном месте; 3 – указатель наименования и номера учебного места; 4 – путепровод

(направляющая) для кареток с роликами; 5 – место приземления (яма с опилками)
Высотный тренажер самолета Ил-76 служит для отработки отделения, действий в воздухе десантников-парашютистов при стабилизированном снижении, введения в действие основного парашюта и приземления при прыжках из самолета Ил-76. Этот макет устанавливается на высоте, обеспечивающей правильное отделение десантников-парашютистов, но не более 2,5 м. Высотный тренажер оборудуется сиденьями, разделителями и прерывателями потоков, звуковой и световой сигнализацией, направляющими для кареток. Направляющие, по которым движутся каретки, в конце должны иметь перепад не более 1 м для обеспе­чения имитации приземления десантника-парашютис-та. Макеты парашютов для этого тренажера должны иметь двухконусные замки и присоединяться к кареткам через специальные удлинители, на которые нашиты сило­вые тесьмы с пряжками-люверсами.

Стапель для подвесных систем (рис. 3.5) предназначен для отработки всех действий десантника-парашютиста в воздухе от момента раскрытия парашюта до изготовки к приземлению: осмотр купола, заправка подвесной системы, ориентирование в воздухе, развороты, раскрытие запасного парашюта, изготовка к приземлению, отработка действий десантника при прыжках с оружием, на воду.

Стапель представляет собой перекладины, укрепленные на столбах высотой 5 – 6 м. К перекладинам прикрепляются металлические кольца (зонты) (4) со стропами, к которым присоединены карабины. Во время занятия обучаемые, надев на себя макеты парашютов, присоединяют свободные концы подвесной системы к карабинам и зависают на стропах, имитируя положение при спуске на парашюте.

Под стапелем оборудуются специальные скамейки (3) для удобства зацепления подвесных систем макетов парашютов к карабинам зонтов. На ста-пеле оборудуются приспособления для обучения десантников-парашютистов ориентированию в воздухе и принятию правильного положения для приземления по направлению ветра. Такими приспособлениями могут быть вращающаяся стрела (6), движущийся экран с обозначенными на нем местными предметами и др.

Для удобства проведения занятия внутри стапеля оборудуется специальное место, с которого руководитель занятий с помощью механического устройства может поднимать и опускать скамейки, при­водить в действие сигналы и подавать обучаемым необходимые команды. Внутри стапеля по периметру или рядом располагаются скамейки (стеллажи) (8) для размещения уменьшенных макетов запасных парашютов. Внутри стапеля напротив места руководителя занятия размещается стенд (щит) с перечнем команд (10).





Рис. 3.5. Стапель для подвесных систем (учебное место № 4)

1 – указатель наименования и номера учебного места; 2 – стенд с указанием порядка организации и проведения занятия на учебном месте; 3 – скамейка; 4 – зонты для присоединения свободных концов подвесных систем макетов парашютов; 5 – манекен десантника-парашютиста; 6 – стрела; 7 – вращающаяся стойка; 8 – стеллаж для уменьшенных макетов запасных парашютов; 9 – место руководителя занятия; 10 – стенд с перечнем команд и оценочными показателями


Тренажер для укрепления голеностопных суставов (рис. 3.6) служит для тренировки десантников-парашютистов в целях укрепления голеностопных суставов. Тренажер представляет собой расположенные в определенной последовательности препятствия в виде призм (3) с наклоном в различные стороны, трапеций с лямками (2), трамплинов (5) и других препятствий.

При пробегании по этому тренажеру попеременно нагружаются внутренние и наружные мышцы стопы. Для достижения хорошего эффекта такие тренировки рекомендуется проводить регулярно во время утреннего часа физических занятий и на каждом занятии по наземной отработке элементов прыжка.




Рис. 3.6. Тренажер для укрепления голеностопных суставов

(учебная точка № 3: дорожка с препятствиями)

1 – указатель наименования и номера учебной точки; 2 – трапеции с лямками;

3 – призмы; 4 – автомобильные покрышки; 5 – трамплин



Парашютный трамплин (рис. 3.7) предназначен для отработки навыков десантников-парашютистов в правильном приземлении. Он состоит из трех площадок, две из которых расположены на высоте 1,5 м, а третья – 2 м от земли.

Прыжки с верхней площадки дают ощущение силы удара, примерно равного удару при действительном приземлении на парашюте.

Для более полноценной отработки навыков в приземлении реко­мендуется дополнительное устройство к парашютному трамплину. Перед площадкой (2) трамплина высотой 2 м устанавливается трапеция с лямками (3), имитирующими свободные концы подвесной системы парашюта. Для имитации прыжка в сильный ветер десантник-парашютист берется руками за лямки и отделяется от площадки, имитируя положение рук при приземлении с парашютом.

Т
Рис. 3.7. Парашютный трамплин (Учебная точка № 1)

1 – площадка трамплина высотой 1,5 м; 2 – площадка трамплина высотой 2 м; 3 – трапеция с лямками; 4 – указатель наименования и номера учебной точки; 5 – номер трамплина; 6 – стенд с перечнем команд и оценочными показателями; 7 – места приземления (ямы с опилками); 8 – ящик для палочек


ренажер для обучения гашению купола (рис. 3.8) предназначен для отработки навыков десантников-парашютистов в способах гашения купола основного парашюта.

Тренажер представляет собой площадку на десять учебных мест, на которых отрабатываются способы гашения купола основного парашюта и порядок сборки парашюта.

На площадке должен быть указатель (3) наименования и номера учебной точки, стенды с указанием способов гашения купола основного парашюта после приземления (4) и правил сборки основного парашюта (6) после приземления.

Тренировка по сборке основного парашюта после приземления проводится на заранее полученных учебных парашютах и укладочных полотнищах, получаемых перед занятием.




Рис. 3.8. Тренажер для обучения способам гашения купола при протаскивании (учебная точка № 2: тренировка в гашении купола и сборке парашюта)

1 – указка; 2 – десантник-парашютист; 3 – указатель наименования и номера учебной точки; 4 – стенд с указанием способов гашения купола; 5 – тренажер; 6 – стенд с правилами сборки парашюта; 7 – укладочное полотнище; 8 – учебный парашют


Парашютная вышка (рис. 3.9) служит для отработки всех элементов прыжка с парашютом, начиная с отделения десантника-парашютиста от летательного аппарата и кончая приземлением. Прыжки с вышки являются завершающим этапом наземной тренировки и средством проверки смелости и навыков десантника.

Парашютист при прыжке с вышки может ощутить состояние, испытываемое при практическом прыжке. Это способствует развитию у десантника-парашютиста смелости, решительности и уверенности в действиях.



Рис. 3.9. Парашют-ная вышка

1 – башня; 2 – рабочая площадка; 3 – купол;

4 – несущий трос;

5 – дверь; 6 – консоль;

7 – конус для определе-ния направления ветра
Парашютная вышка состоит из башни (1) высотой 25 м, рабо-чей площадки (2), ку-пола (3) парашюта с ме-таллическим кругом, подвесной системы, не-сущего троса (4). На ра-бочей площадке име-ются несколько дверей (5) для отделения при различном направлении ветра. Консоль (6) парашютной вышки имеет возможность поворачиваться на 360°. Через блоки консоли пропускается несущий трос, закрепленный одним концом за вершину купола парашюта, а другим за противовес. Перед выполнением прыжка с вышки десантник надевает подвесную систему купола парашюта. Отделившись по команде руководителя занятия от рабочей площадки, парашютист спускается на землю со скоростью 4 – 5 м/с.

Площадка инструктажа выпускающих их помощников (рис. 3.10) предназначена для подготовки и инструктажа выпускающих и их помощников перед совершением прыжка с парашютом с различных летательных аппаратов. Она представляет собой учебные точки по различным типам самолетов и вертолетов.


Рис. 3.10. Площадка инструктажа выпускающих и их помощников

(учебное место № 6)

1 – стенды с обязанностями выпускающих, схемами построения корабельных групп, вариантами размещения десантников в самолетах и вертолетах; 2 – место инструктажа выпускающих из вертолета Ми-8Т и его помощника; 3 – стенд с указанием порядка действий выпускающего из вертолета Ми-8Т в особых случаях; 4 – стенд с указанием порядка действий выпускающего из самолета Ан-2 в особых случаях; 5 – место инструктажа выпускающих из самолета Ан-2; 6 – стенд с указанием порядка действий выпускающего из самолета Ил-76 в особых случаях; 7 – место инструктажа выпускающих из самолета Ил-76 и его помощника; 8 – указатель наименования и номера учебного места

Учебные точки должны иметь элементы десантного оборудования летательных аппаратов, позволяющие обучать (тренировать) выпускающих и их помощников практическим действиям по выпуску десантников-парашютистов.



Унифицированный тренажер парашютистов УТП-76 (Рис. 3.11) служит для отработки следующих элементов прыжка: изготовка парашютиста к прыжку, отделение от самолета, действия десантника во время падения при стабилизации и отработка навыков введения в действие парашюта с помощью звена

ручного раскрытия, действия десантника в воздухе, изготовка к приземлению и приземление. Отделение от самолета может быть в один, два, три и четыре потока. Кроме того, на тренажере могут отрабатываться все элементы прыжков вслед за военной техникой, а также погрузка подготовленной к десантированию военной техники.

Тренажер УТП-76 представляет собой сооружение из металлических конструкций. В верхней части тренажера оборудована гру­зовая кабина для отработки размещения десантников в Ил-76 и отделения парашютистов от самолета. Грузовая кабина имеет десантное оборудование, аналогичное оборудованию самолета Ил-76. Тренажер снабжен направляющими (3) и каретками, позволяющими десантникам-парашютистам прыгать друг за другом в грузовой люк, в двери, а также одновременно в люк и двери. По этим же направляющим может двигаться макет боевой машины при отработке элементов прыжка за военной техникой. К кареткам присоединяются свободные концы подвесных систем макетов парашютов. Скорость перемещения кареток по направляющим (путепроводам) регулируется с помощью электропривода.

Десантники с надетыми макетами парашютов поднимаются в грузовую кабину и по команде руководителя занятия зацепляют свободные концы подвесной системы за каретки. По команде руководителя занятия «Приготовиться» десантники изготавливаются к прыжку, взявшись правой рукой за кольцо звена ручного раскрытия макета основного парашюта. По команде «Пошел» парашютисты один за другим отделяются от макета самолета и начинают движение на каретках по направля­ющим.

Отсчитав заданное время стабилизации, (или по особой команде руководителя занятия) десантники выдергивают кольцо звена ручного раскрытия и продолжают движение. После отработки вводных на дей­ствия в воздухе обучаемые, приняв правильное положение, приземля­ются. После приземления свободные концы подвесных систем макетов парашютов отстегиваются от кареток, которые с по­мощью специального приспособления убираются в тренажер.

Рис. 3.11. Унифицированный тренажер парашютистов УТП-76

(учебное место № 2)

1 – площадка для построения личного состава; 2 – предохранительные сетки; 3 – путепроводы (направляющие) для кареток с роликами; 4 – место приземления (яма с опилками); 5 – направляющая для неиспользуемых кареток с роликами; 6 – стенд с указанием порядка организации и проведения занятия на учебном месте; 7 – указатель наименования и номера учебного места


Под грузовой кабиной для размещения личного состава распо­лагается грузовая кабина для обучения экипажей погрузке в самолет военной техники, подготовленной к десантированию. Эта кабина имеет все оборудование для погрузки и размещения военной техники на парашютных платформах, ПРС, ПБС, а также для монтажа вытяжных парашютных систем.

Тренажер УТП-76 полностью электрифицирован, управление электроприводами выведено как в грузовую кабину для личного состава, так и в кабину для грузов.

Макет самолета Ил-76 (рис. 3.12) служит для тренировки личного состава швартовочных расчетов в погрузке подготовленной к десантированию военной техники и грузов в самолет и для тренировки в монтаже вытяжных парашютных систем.

Макет устанавливается в горизонтальном положении. Высота пола грузовой кабины, предназначенной для погрузки военной техники в самолет, должна соответствовать реальной. Оборудование макета должно обеспечивать отработку всех элементов погрузки (с помощью тельферов и лебедки) и монтажа вытяжных парашютных систем на гермостворку. Длину грузовой кабины рекомендуется выбирать из расчета полной загрузки самолета.


Рис. 3.12. Макет самолета Ил-76

1 – макет самолета Ил-76; 2 – площадка для построения личного состава; 3 – балка для электрических тельферов; 4 – боевая машина, подготовленная к погрузке



Снаряды и тренажеры должны быть расположены согласно методической схеме проведения занятия на шести основных учебных местах.

Объем каждого учебного места должен обеспечивать одновременное проведение занятия в полку (бригаде) – с ротой, в отдельном батальоне (дивизионе) – со взводом.

На каждом учебном месте должны быть плакаты со следующим объемом информации:



  • наименование и номер учебного места;

  • краткий план проведения занятия на учебном месте;

  • требования безопасности;

  • перечень команд, подаваемых руководителем занятия;

  • оценка действий десантника-парашютиста при проведении предпрыжковой тренировки и занятий по наземной отработке элементов прыжка с парашютом;

  • рисунки, иллюстрирующие действия десантника-парашютиста.

В помещении для хранения макетов парашютов полка (бригады) должно быть не менее 300 макетов основных и запасных парашютов, 80 уменьшенных макетов запасных парашютов и комплект кареток, в том числе не менее 100 для высотных тренажеров.

Место руководителя занятия должно быть оснащено громкоговорящей связью и планом проведения занятия.

С целью обеспечения безопасности проведения занятий и поддержания снарядов и тренажеров воздушно-десантного комплекса в исправном состоянии проводится их техническое обслуживание.

Техническое обслуживание снарядов и тренажеров ВДК производится в сроки, указанные в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации снарядов и тренажеров, на основании годового (полугодового) и месячного плана технического обслуживания ВДК.

Перед началом каждого периода обучения издается приказ по части о назначении комиссии для проведения технического осмотра ВДК с указанием сроков осмотра и выделяемых сил и средств. В состав комиссии входят: председатель – заместитель командира части – начальник ВДС; члены комиссии: начальник отделения ВДП, начальник ВДК и электрик ВДК.

Комиссия в ходе своей работы проверяет техническое состояние и объем выполняемых работ по обслуживанию каждого снаряда, тренажера. На каждый снаряд (тренажер) составляется ведомость технического состояния и проведенных работ (испытаний) тренажерных средств.

По результатам проверки технического состояния снарядов и тренажеров ВДК, качества проводимых работ, правильности и полноты заполнения формуляров комиссия составляет ведомости технического состояния и проведенных работ на каждый снаряд, тренажер, акт технического состояния тренажерных средств воздушно-десантного комплекса и готовит проект приказа о разрешении эксплуатации тренажерных средств ВДК.

На каждом тренажере, снаряде должна быть табличка-паспорт, где делается отметка о проведенном техническом обслуживании.



Запись о проведении технического обслуживания делается также в формулярах снарядов и тренажеров. Кроме этого, в формулярах должны быть записи о регистрации снаряда или тренажера, дате изготовления, дате выписки формуляра (для тренажеров, изготовленных в частях – дубликат с указанием номера и даты приказа о его выписке), замечаниях проверяющих.

Формуляр воздушно-десантного комплекса должен иметь общий вид, план-схему с указанием подземных коммуникаций, кабельных линий и сетей, проходящих на расстоянии до 25 метров от территории ВДК, перечень снарядов и тренажеров с указанием сроков изготовления, ввода в эксплуатацию, срока службы, а также периодичности технического обслуживания и работ.


Смотрите также:
Оборудование воздушно-десантного комплекса воинской части
157.45kb.
1 стр.
3 организация и проведение занятий по наземной отработке элементов прыжка с парашютом
50.82kb.
1 стр.
Устройства для проведения воздушно-углекислых и воздушно-радоновых лечебных процедур "реабокс"
73.53kb.
1 стр.
Какие воздушно-десантные войска нужны России?
642.1kb.
4 стр.
Курсовой проект по проектированию на тему Определение силы тяги основных марок воздушно-реактивных двигателей
214.69kb.
1 стр.
И оборудование (профиль "машины и оборудование лесного комплекса")
56.97kb.
1 стр.
Памятка по гриппу типа а (Н1N1) для врачей и пациентов Клинические признаки гриппа типа а (H1N1): головная боль
49.53kb.
1 стр.
О проведении праздничных
79.56kb.
1 стр.
Дмитров Город воинской славы
48.82kb.
1 стр.
Становление психолога воинской части при переходе из образовательной в профессиональную среду
455.86kb.
3 стр.
Задания для контрольных работ Вариант 1
58.61kb.
1 стр.
Н. М. Карамзин Бородино моими глазами. «О подвигах, о доблести, о славе!»
58.57kb.
1 стр.