Главная
страница 1
1.Учебный план начального общего образования
1.1. Нормативно-правовая база учебного плана
Учебный (образовательный) план начальной школы МАОУ СОШ № 45 разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009.г., рег. № 17785) и с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального общего образования, в основе которой лежит образовательная система «Перспектива»

Учебный (образовательный) план является основным механизмом реализации основной образовательной программы школы, обеспечивает исполнение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10».


Учебный (образовательный) план определяет:  

  • перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, обществознание и естествознание, искусство, основы духовно-нравственной культуры народов России, технологию и физическую культуру;

  • перечень учебных предметов и других интегрированных курсов за пределами предметных областей;

  • соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего объёма основной образовательной программы начального общего образования и вариативной частью, формируемой участниками образовательного процесса, которая составляет 20% от общего объёма основной образовательной программы начального общего образования (п. 15 ФГОС НОО), которая предоставляет возможность проведения и расширения образовательных межпредметных и интегрированных учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. При проведении внеурочных (неаудиторных) занятий предусмотрено деление классов на группы;

  • перечень компонентов внеурочной образовательной деятельности, организованных в разных формах (студийной, секционной, кружковой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий (вторая половина дня) с указанием объёмов за учебный год;

  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Предлагаемый учебный (образовательный) план содержит механизмы, позволяющие создать возможности для:



  • личностной ориентации содержания образования, возможности реального выбора образовательного учреждения и учащимися начальной школы наиболее привлекательных и значимых содержания образования и форм учебной и внеурочной деятельности;

  • демократизации образовательного процесса за счет распределения областей компетенции между различными уровнями управления образованием, предоставления право выбора обучающимся;

  • усиления в содержании образования деятельностного подхода, практической ориентации;

  • обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации учебного процесса за счет межпредметных курсов, включение информационных технологий во все учебные предметы образовательного плана, а также традиционных учебных интегративных предметов (окружающий мир, математика);

  • ориентация содержания образования на выделение ядра, базовой составляющей начального общего образования за счет культурных предметных средств/способов действия;

  • нормализации учебного процесса и нагрузки учащихся, ее индивидуализации на основе сокращения обязательной составляющей аудиторной учебной нагрузки на 20%;

  • дифференциации образования, усиления гибкости в построении учебного процесса путем сокращения инвариантного ядра содержания образования, использования модульного подхода, дифференциации требований к глубине и полноте освоения предлагаемого содержания начального общего образования;

  • усиления языковой подготовки учащихся начальных классов за счет уровневого подхода и слияния учебной и внеучебной деятельности младших школьников;

формирования информационной культуры учащихся за счет включения ИКТ в содержании всех базовых дисциплин.

Изучение учебных дисциплин федерального компонента осуществляется по учебникам, вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2010-2011 учебный год (Приказ Минобразования России № 822 от 23 декабря 2009 г.)



Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок.

1.2. Организация учебного процесса:
Организация обучения в 1-ых классах


Продолжительность учебного года

33 учебные недели

Продолжительность учебной недели

5 дней

Продолжительность урока

35 минут - в I полугодии, 45 минут – во II полугодии

Максимальный объем учебной нагрузки в день

4 урока и 1 день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры; сдвоенные уроки не проводятся, в середине учебного дня организуется динамическая пауза 40 минут

Максимальный объём учебной нагрузки в неделю

21 час

Максимальный объём учебной нагрузки в год

693 часа

Сменность занятий

1 смена

Программы преподавания

«Перспектива»

Учебные периоды

Учебная четверть

Особенности организации учебного процесса

«Ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый),

Особенности выполнения учебных программ по музыке, ИЗО, технологии, физической культуре

В сентябре-октябре занятия по этим предметам носят развивающий характер (неурочные формы организации деятельности учащихся)

Домашние задания, особенности оценивания обучения

Обучение проводится без бального оценивания и домашних заданий

Продолжительность каникул

30 календарных дней + 7 календарных дней дополнительно в III четверти


Организация обучения во 2-4-ых классах


Продолжительность учебного года

34 учебные недели

Продолжительность учебной недели

5 дней

Продолжительность урока

45 минут

Максимальный объем учебной нагрузки в день

2 дня в неделю – по 4 урока, 3 дня – по 5 уроков, сдвоенные уроки не проводятся

Максимальный объём учебной нагрузки в неделю

23 час

Максимальный объём учебной нагрузки в год

782 часов

Сменность занятий

1/2смена

Программы преподавания

«Перспектива»

Учебные периоды

Учебная четверть

Домашние задания, особенности оценивания обучения

Затрата времени на выполнение домашних заданий не превышает: во 2-3 классах – 1,5 ч., в 4 классах – 2 ч., бальное оценивание начинается с 3 класса.

Продолжительность каникул

30 календарных дней

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в пятницу.

Оптимизации распределения учебной нагрузки способствуют такие факторы, как использование современных здоровьесберегающих технологий в преподавании предметов повышенной трудности, создание благоприятной психологической атмосферы, повышающей мотивацию учащихся, что снижает утомление. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных систем учебного процесса.

С целью профилактики утомления обучающихся, нарушения зрения, осанки на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике. Для снятия статического напряжения во время учебных занятий проводятся динамические и музыкальные паузы, подвижные игры.

Продолжительность перемен между уроками составляет 10 минут, в I смене устанавливаются две перемены по 20 минут каждая, во II смене – одна большая перемена по 30 минут.


1.3. Структура учебного плана начальной школы

Таблица 1. Учебный план урочной деятельности (годовой)

Предметные области и учебные предметы



1 класс

кол-во


часов

за год


2 класс

кол-во


часов

за год


3 класс

кол-во


часов

за год


4 класс

кол-во


часов

за год


Общее

кол-во часов



Филология

Обучение грамоте

209

-

-

-

209

Русский язык

48

170

170

170

558

Литературное чтение

40

132

132

102

406

Иностранный язык

-

68

68

68

204

Итого

297

370

370

340

1377

в т.ч.:

внутрипредметные образовательные модули (20%)

Риторика

Театр


Развитие речи

Чтение и работа с информацией



59
33

26

-



-

74
26

-

34



14

74
26

-

34



14

68
20

-

34



14

275
105

26

102



42

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Итого

132

136

136

136

540

в т.ч.:

внутрипредметные образовательные модули (20%)

Информатика




26



27



27



27



107

Окружающий мир

Окружающий мир

64

64

64

68

260

Итого

64

64

64

68

260

в т.ч.:

внутрипредметные образовательные модули (20%)



ОБЖ



12



12



12



14



50

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

-

-

-

34

34

Истоки

7

14

14




35

Итого

7

14

14

34

69

Искусство и культура

Изобразительное искусство

30

32

32

34

128

Музыка

33

32

32

34

131

Итого

63

64

64

68

259

Технология

Технология

31

32

32

34

129

в т.ч.

из предметных областей «Искусство» и «Технология»

внутрипредметные образовательные модули (20%)

Мировая художественная культура

Проектная деятельность

Музыкальная жизнь родного города


18

6

6



6

19

6

7



6

19

6

7



6

20

7

7



6

76

25

27



24

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Итого

99

102

102

102

405

в т.ч.:

внутрипредметные образовательные модули (20%)

Игры народов мира




20



20



20



20



80

Итого часов за год

693

782

782

782

3039

в т.ч.:

внутрипредметные образовательные модули (20%)




135


152


152


149


588

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23






Таблица 2. Учебный план урочной деятельности (недельный)


Предметная область


Учебный предмет

Количество часов

по классам

Ι

ΙΙ

ΙΙΙ

ΙV

Филология

Русский язык

5/165

5/170

5/170

5/170

Литературное чтение

4/132

4/132

4/132

3/102

Иностранный язык

-

2/68

2/68

2/68

Математика и информатика

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

Обществознание и естество-

знание (окружающий мир)



Окружающий мир

2/64

2/64

2/64

2/68

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы религиозных культур и светской этики

Истоки


-
-/7

-
-/14

-
-/14

1/34


Искусство

Изобразительное искусство

1/30

1/32

1/32

1/34

Музыка

1/33

1/32

1/32

1/34

Физическая культура

Физическая культура

3/99

3/102

3/102

3/102

Технология

Труд (технология)

1/31

1/32

1/32

1/34


Всего за неделю




21

23

23

23

В 1 классе вводится «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый, один день – 5 уроков. В I четверти преподавание таких предметов, как окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура проводится в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-инсценировка и т.д.), по возможности, на свежем воздухе.

В 1 классе в период обучения грамоте в рамках учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» проводятся уроки обучения грамоте (4 часа в неделю) и уроки обучения письму (5 часов в неделю), что за год составляет:

- письмо – 117 часов,

- русский язык – 48 часов,

- обучение грамоте – 92 часа,

- литературное чтение – 40 часов.

Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом «математика», в состав которого входит внутрипредметный модуль «информатика»

В начальной школе созданы условия для преподавания предмета «Иностранный язык» со 2-го класса. При проведении учебных занятий по иностранному языку предусматривается деление класса на 2 группы (при наполняемости класса не менее 25 человек).

В 4 классе реализуется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный курс включает 4 содержательных модуля: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики»; «Основы мировых религиозных культур». Право выбора модуля принадлежит обучающимся совместно с родителями или их законными представителями.

С целью объединения усилий ОУ и семьи, создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий вводится программа «Истоки». Этот курс изучается в 1-ом классе на уроках технологии (2ч.), изобразительного искусства (3ч.), окружающего мира (2ч.), во 2-3-х классах на уроках литературного чтения (4 часа), окружающего мира (4 часа), изобразительного искусства (2 часа), музыки (2 часа), технологии (2 часа).



1.4. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса


Внутрипредметные образовательные модули

Предметные области

Курс

Учебные пособия

20 %

Математика

Информатика

Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. Информатика.

26 ч.(1 кл.)

27ч. (2-4 кл.)



Русский язык

Литературное чтение



Развитие речи
Риторика

Театр


Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. «Волшебная сила слова».

Л.Ф.Климанова «Литературное чтение»


34 ч. (2-4кл.)
33 ч. (1кл.)

26 ч. (2-4кл.)


26ч. (1кл.)


Иностранный язык

Чтение и работа с информацией

«Английский язык» Быкова Н.И.

«Немецкий язык» Бим И.Л.



14 ч. (2-4кл.)

Окружающий мир

ОБЖ

Плешаков А.А «Окружающий мир»


13ч. (1кл.)

12ч.(2-3 кл.)

14ч. (4кл.)


Изобразительное искусство

Мировая художественная культура

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство»

7ч. (1,4кл.)

6ч. (2,3 кл.)



Технология

Проектная деятельность

Роговцева Н.И. «Технология»

7 ч. (1-4кл.)

Музыка

Основы духовно-нравственной культуры

«Музыкальная жизнь родного города»

6 ч. (1-4кл.)

Физическая культура

Игры народов мира

А.В. Кенеман «Детские подвижные игры народов мира»

20 ч. (1-4кл.)

ИТОГО







135ч. (1кл.)

152ч. (2,3кл.)

149ч. (4кл.)


Смотрите также:
Учебный план начального общего образования Нормативно-правовая база учебного плана
167.37kb.
1 стр.
В соответствии с Уставом учебный план ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс 33 учебные недели
45.54kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Учебный план начального общего образования для 1-2 класса мкоу балакинской оош на 2012-2013 учебный год
142.65kb.
1 стр.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального обшего
459.75kb.
4 стр.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального обшего
405.83kb.
5 стр.
Учебный план начального общего образования. 34 Раздел IV
3276.11kb.
16 стр.
Учебный план обеспечивает выполнение образовательных государственных стандартов. Структура учебного плана состоит из трёх ступеней
165.7kb.
1 стр.
А. и покрышкина на 2012-2013 учебный год
103.27kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану 2011-2012 учебного года. Учебный план
84.83kb.
1 стр.
Учебный план на 2011-2012 учебный год Нижний Новгород 2011г. Пояснительная записка к учебному плану
57.7kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования стр. 52 61
5538.12kb.
15 стр.