Раздел 1. Российская империя в первые десятилетия XX века (9 ч. + 2 ч.)
|
1.
|
Россия на рубеже XIX – XX вв.
1. Российская империя: территория и население.
2.Особенности социально-экономического развития России.
3. Политическое развитие российского общества.
|
2
|
Краткая характеристика содержания курса. Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика промышленного переворота. Сельское хозяйство и аграрный вопрос. Рост городов. Политическое развитие.
Основные понятия:
* империя
* русификация
* промышленный переворот
* национальный доход на душу населения
* абсолютизм
* сословный строй
Персоналии:
* Николай II Александрович (имп. с 1894 по 1917 гг.)
|
* мотивация на изучение Отечественной истории;
* показывать на карте территорию Российской империи;
* называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры;
* называть характерные признаки самодержавия.
|
1. Какое место в мире начала XX века занимала Российская империя?
2. В чем состояли особенности социально-экономического развития России?
3. Охарактеризуйте национальную политику самодержавия.
*Какие противоречия существовали в России в сфере межнациональных отношений?
4. Почему проблемы аграрных отношений приобрели в Российской империи особую остроту? В чем состояли причины бедности крестьянского населения?
5.*Почему города оказались центрами острых социальных противоречий?
§ 1.
|
Урок изучения новой темы.
|
2.
|
Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.
1. Роль государства в модернизации России.
2. Формирование монополий.
3. Рост противоречий в российском обществе.
|
1
|
Роль государства в модернизации России. Расширение сети железных дорог. С.Ю.Витте и его экономическая политика. Протекционизм. Иностранный капитал в российской экономике. Формирование монополий. Рост противоречий в российском обществе.
Основные понятия:
* многоукладная экономика
* модернизация
* протекционизм
* косвенные налоги
* концентрация производства
* «зубатовщина»
Персоналии:
С.Ю.Витте, В.К.Плеве, С.В.Зубатов.
|
* называть особенности процесса модернизации начала XX в.;
* сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах;
* объяснять влияние модернизационных процессов на социально-политическую ситуацию в стране.
|
1.Какую роль в российской модернизации сыграло государство?
2. Какими методами осуществлялась модернизация в России?
*Какие источник использовались для ее проведения в период, когда министром финансов был С.Ю.Витте?
3. Расскажите о формировании монополий в России.
4. Почему модернизация вызвала обострение внутренних противоречий в российском обществе? Какие возможности их решения существовали в стране в начале XX в.?
§ 2.
|
Работа с текстом § и документами.
|
3.
|
Кризис империи: русско-японская война и начало революции 1905-1907гг.
1. Обострение соперничества держав на Дальнем Востоке.
2. Русско-японская война 1904-1905гг.
3. Начало революции 1905-11907гг.
|
1
|
Обострение соперничества великих держав на Дальнем Востоке. Взаимоотношения России и Японии. Разногласия в правящих кругах России; торжество идеи «маленькой победоносной войны». Русско-японская война: основные события, итоги, причины поражения России, значение. «Кровавое воскресение»: начало революции 1905-1907гг. Манифест 17 октября. Создание Государственной Думы.
Основные понятия:
* сфера влияния
* концессия
* стачка
* Государственная Дума
Основные даты:
* 1904-1905гг – русско-японская война;
* 9.01.1905г. – «Кровавое воскресение»;
* октябрь 1905г. – Всероссийская политическая стачка;
* 17. 10.1905г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
* декабрь 1905г. – вооруженное восстание в Москве.
Персоналии:
* А.М.Стессель, В.Ф.Руднев, С.О.Макаров, В.В.Верещагин, Г.Гапон, П.П.Шмидт.
|
* называть основные направления внешней политики;
* называть хронологические рамки войны, причины и характер;
* объяснять причины поражения России в войне и его последствия;
* излагать причины и последствия революции.
|
1.Почему обострилось соперничество крупнейших мировых держав на Дальнем Востоке? В чем состояли основные причины русско-японской войны?
2. Кратко рассмотрите ход военных действий. Почему Россия потерпела поражение? Какие условия мира она вынуждена была принять? Почему?
3.Составьте таблицу:
«Русско-японская война 1904-1905гг»
Главные события войны
|
Дата
|
Итоги и последствия
|
|
|
|
4. Вспомните, какие противоречия существовали в российском обществе в начале XX в. Какие из них стали причиной первой русской революции? Что послужило поводом для ее начала?
5.*Какое значение имел Манифест 17 октября?
6. Вопросы и задания к документам.
§ 3-4.
|
Комбини-
рованный
урок.
|
4.
|
Политическая жизнь России после Манифеста 17 октября 1905г.
1. Основные политические партии и группировки.
2. Завершение революции 1905-1907гг.
3. Реформы П.А.Столыпина.
|
2
|
Новое государственное устройство. Государственная Дума: роль и место в управлении страной. Основные политические партии и группировки. Итоги революции 1905-1907гг. Реформы «сверху». Аграрная реформа П.А.Столыпина.
Основные понятия:
* парламентаризм
* кадеты, октябристы, эсеры
* социал-демократы
* черносотенцы
* «третьеиюньская монархия»
* аграрная реформа
* отруб, хутор
Основные даты:
* 1906г. – работа I-ой Государственной Думы, Начало аграрной реформы Столыпина;
* 1907г. – работа II –ой Государственной Думы;
* 3.06.1907г. – окончание революции;
* 1907-1912гг. - работа III –ей Государственной Думы.
Персоналии:
* П.А.Столыпин, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.
|
* объяснять значение понятия парламентаризм;
* называть альтернативы общественного развития в 1906г.;
* сравнивать программные установки политических партий;
* соотносить названия партий и имена их лидеров;
* понять причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
|
1. Что изменилось в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907гг.?
2. Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права?
3. Какими правами была наделена Государственная Дума? Сравните их с полномочиями императора.
4. Заполните таблицу: «Основные политические партии, их программы»
§ 5-6.
|
Работа с таблицей.
|
5.
|
Духовная жизнь страны в начале XX в.
1. Образование и наука.
2. Духовная жизнь.
|
1
|
Просвещение. Литература. Живопись. Архитектура. Музыка, балет. Кинематограф. Духовное состояние общества. Наука. Основные понятия:
* «Серебряный век»
* ренессанс
* декаданс
* импрессионизм
* модерн
* символизм
* футуризм
Персоналии:
* Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.И.Вернадский, Н.Е.Жуковский;
*С.Н.Булгаков, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.А.Блок, Н.С.Гумилёв, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, В.В.Маяковский;
* К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, М.А.Врубель, К.А.Коровин, В.А.Серов, А.Н.Бенуа, М.З.Шагал, К.С.Малевич.
|
*дать сравнительную характеристику городской и сельской жизни в России изучаемого периода;
*познакомиться с достижениями русской культуры начала XX в.;
* называть выдающихся представителей русской культуры.
|
1. Подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в.
2. Заполнить таблицу:
«Достижения «серебряного века»».
Направления культуры
|
Достижения
|
Значение
|
1. Образование
|
|
|
2. Наука
|
|
|
3. Литература
|
|
|
4. Живопись
|
|
|
5. Музыка
|
|
|
6. Театр
|
|
|
§ 7.
|
Обсужде -
ние сообще -
ний учащихся.
|
6.
|
Россия в Первой мировой войне: конец империи.
1. Вступление России в Первую мировую войну.
2. Россия в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.
3. Социально-экономический и политический кризис.
4. Февральская революция 1917г.
Россия накануне Первой мировой войны.
|
2
|
Внешняя политика накануне Первой мировой войны. Планы сторон. Начало военных действий. Россия в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.: основные события и результаты. Социально-экономическое положение России в военные годы: нарастание кризисных явлений. Общественно-политическая ситуация: от патриотического подъема к полномасштабному политическому кризису. Февральская революция 1917г. Падение монархии.
Основные понятия:
*Антанта
* Тройственный союз
* ультиматум
* пацифизм
* блицкриг
* Петроградский Совет
* Временное правительство
Основные даты:
* 1914-1918гг. – Первая мировая война;
* 1916г., май-июль – Брусиловский прорыв;
*26.02.1917г. – начало Февральской революции;
* 2.03.1917г. – отречение Николая II от престола.
Персоналии:
*А.В.Самсонов, А.А.Брусилов, императрица Александра Федоровна, Г.Распутин, князь Г.Е.Львов.
|
* называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны;
* называть и показывать по карте места военных сражений, линии фронтов;
*излагать суждения о последствиях войны для российского общества.
|
1.Какие события предшествовали началу Первой мировой войны? Подумайте, была ли заинтересована Россия в ее развязывании.
2. Какую роль сыграл Восточный фронт в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.?
3. Охарактеризуйте социально-экономическое и общественно-политическое состояние России в 1914-1916гг.
*Почему тяготы военного времени сказались на России больше, чем на других воюющих странах?
4. В чем состояли причины революционных событий в России в феврале 1917г.?
§ 8-9.
|
Практическая работа.
|
Раздел 2. Россия в годы революции и Гражданской войны (6 ч. +4 ч.)
|
7.
|
Политика Временного правительства и российское общество в 1917г.
1.Россияв период «двоевластия».
2. Политические кризисы лета 1917г.
3. Приход большевиков к власти.
|
2
|
политика Временного правительства. Двоевластие. Апрельский политический кризис. Углубление кризиса в обществе и на фронте. Рост влияния партии большевиков. Июльский кризис. Корниловский мятеж. Курс большевиков на вооруженное восстание. Установление советской власти в центре и на местах. II-ой Всероссийский съезд Советов.
Основные понятия:
* Учредительное собрание
* двоевластие
* сепаратизм
* военная диктатура
* ВЦИК, СНК
* самоопределение
* национализация
* оппозиция
Основные даты:
* 1 (14).09.1917г. – объявление России республикой;
* 25.10(7.11.) 1917г. – приход к власти большевиков.
Персоналии:
* А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, Г.Е.Зиновьев (Радомысльский), Л.Б.Каменев (Розенфельд).
|
* знать и уметь применять основные понятия;
* объяснять особенности двоевластия;
* объяснять причины кризисов Временного правительства;
* раскрывать причины выступления Корнилова;
* рассказывать о лидерах большевиков;
* объяснять причины роспуска Учредительного собрания.
|
1.В чем заключалась суть двоевластия?
2. что затрудняло России продолжение участия в войне?
3. *Охарактеризуйте политические кризисы весны-лета 1917г. Как они повлияли на положение в стране, авторитет Временного правительства?
4. Дайте оценку корниловского мятежа, назовите его причины и итоги.
5. Почему осенью 1917г. наблюдался быстрый рост влияния партии большевиков?
6. Почему было распущено Учредительное собрание?
§ 9 – 10.
|
Урок изучения новой темы.
|
8.
|
Внутренняя и внешняя политика новой власти.
1. Первые декреты советской власти.
2. Брестский мир и его последствия.
3. Политика партии большевиков весной – летом 1918г.
|
1
|
Первые декреты советской власти и их последствия. Основные черты политики большевиков в конце 1917 – начале 1918г. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Переговоры с Германией. Условия Брестского мира, его последствия. Внутренняя политика большевиков весной-летом 1918г.
Основные понятия:
* аннексия
* контрибуция
* сепаратный мирный договор
* Гражданская война
* интервенция
Основные даты:
* 7(20). 01.1918г. – роспуск Учредительного собрания;
* 3.03.1918г. – Брестский мир;
* 1918г. – принятие Конституции РСФСР.
Персоналии:
* Ф.Э.Дзержинский, Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий.
|
* уметь объяснять и применять основные понятия;
* излагать различные взгляды на заключение мира с Германией, обсуждавшиеся в среде большевиков.
|
1. Охарактеризуйте первые преобразования Советской власти.
2.Расскажите, какие условия мира предлагала Советская Россия воюющим державам. Почему они не были приняты?
3. Какие точки зрения на проблемы войны и мира существовали в партии большевиков?
* Охарактеризуйте действия Л.Д.Троцкого на переговорах в Брест-Литовске.
4. Назовите последствия принятия Советской Россией германских условий мира.
§ 10 стр. 88-89; § 11.
Документы к § и вопросы к документам.
|
Комбини-рованный урок.
|
9.
|
Советская Россия в годы Гражданской войны.
1. «Белое движение» в России и причины его поражения.
2. «Красные» в Гражданской войне: политика «военного коммунизма»
3. Красный террор.
4. Особенности тактики правительства Советской России.
|
2
|
Предпосылки и начало Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны. Лидеры белого движения, «белый» террор. Разгром белого движения и интервентов в 1919-1920гг. Политика «военного коммунизма». Лидеры красного движения, «красный» террор и его последствия.
Основные понятия:
* Белое движение
* «белый» и «красный» террор
* «военный коммунизм»
* продразверстка
* интервенция
Основные даты:
* 1918-1919гг. – Гражданская война;
* ноябрь 1918г. – создание Совета рабочей и крестьянской обороны;
* апрель-октябрь 1920г. – советско-польская война;
* ноябрь 1920г. – занятие Крыма Красной Армией.
Персоналии:
* А.В.Колчак, А.М.Каледин, А.И.Деникин, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель, К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, В.К.Блюхер, М.Н.Тухачевский, Н.И.Махно.
|
* уметь излагать предпосылки Гражданской войны;
* раскрывать причины и последствия «белого» террора;
* давать характеристику лидерам Белого движения;
* объяснять причины поражения Белой армии;
* излагать итоги Гражданской войны;
* раскрывать сущность политики «военного коммунизма»;
|
1.Какие районы бывшей Российской империи стали центрами белого движения. Почему?
2. какую политику в отношении советской власти проводили страны Антанты? Покажите на карте районы, занятые войсками интервентов.
3. Почему белое движение потерпело поражение? В чем состояли причины его слабости?
4. Какие методы использовала партия большевиков для укрепления своей власти?
*Охарактеризуйте политику «военного коммунизма».
5. Что такое «красный террор»? был ли он оправдан обстоятельствами?
§ 12-13.
|
Урок изучения новой темы.
|
10.
|
От истоков кризиса – к великим потрясениям.
|
1
|
Цель урока:
1. систематизация и контроль качества знаний;
2. закрепление представления об основных процессах и явлениях отечественной истории 1900 – 1920гг.,
|
Работа проводится по двум вариантам и состоит из трех блоков заданий:
1. тест
2. терминологический диктант
3. работа с документами.
|
Повтори -
тельно-обобщаю-щий урок.
|
Раздел 3. СССР в 1920 – 1930-е гг. (6 ч. + 5 ч.)
|
11.
12.
|
Новая экономическая политика большевиков. Создание СССР.
1. Кризис политики «военного коммунизма» (1920-1921гг.).
2. Переход к новой экономической политике.
3. Образование СССР.
Курс на ускоренное построение социализма в одной стране.
1. Кризис в руководстве партии большевиков.
2. И.В.Сталин и «сталинизм». Разгром «левого уклона».
3. Отказ от НЭПа и разгром «правого уклона».
4. «Великий перелом»: сталинская модель модернизации.
|
1
1
|
Экономическое положение России в 1920-1921гг. Кризис советской власти. Крестьянские восстания 1920-1921гг. Кронштадтский мятеж.
X съезд РКП (б). НЭП: основные направления. Укрепление монополии большевиков на политическую власть. Советские республики на территории бывшей Российской империи: предпосылки их объединения. Дискуссия о принципах государственного строительства. Образование СССР.
Основные понятия:
* коммунистический идеал
* новая экономическая политика (НЭП)
* продналог
* концессия
* хозрасчет
* монополия внешней торговли
Основные даты:
* март 1921г. – Кронштадтский мятеж;
* март 1921г. - X съезд РКП(б);
* 30.12.1922г. – образование СССР;
* 31.01.1924г. – принятие Конституции СССР;
Персоналии:
И.В.Сталин (Джугашвили).
Борьба за власть в партии большевиков в период болезни В.И.Ленина и после его смерти. Возрастание влияния И.В.Сталина в партийном аппарате. Идея о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране. Разгром «левой оппозиции». Влияние НЭПа на развитие СССР: достижения и обострение противоречий. Разгром «правой оппозиции». Программы индустриализации и коллективизации.
Основные понятия:
* теория перманентной революции
* «левый уклон»
* «правый уклон»
* индустриализация
* «великий перелом»
* пятилетний план развития народного хозяйства
Основные даты:
* 1924г. – смерть Ленина;
* 1927-1928гг. – кризис НЭПа;
* 1929г. – год «великого перелома», принятие первого пятилетнего плана.
Персоналии:
* В.М.Молотов, С.М.Киров, Л.М.Каганович, А.И.Микоян, М.П.Томский.
|
* рассказывать о причинах кризиса советской власти;
* проанализировать успехи политики НЭПа;
* давать характеристику различных проектов объединения страны;
* раскрывать основные принципы национальной политики СССР.
* уметь объяснять , почему росло влияние И.В.Сталина и его сторонников;
* давать характеристику сталинской идее победы социализма в одной стране;
* усвоить главное противоречие НЭПа: начало создания рыночных отношений и стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества;
* понимать задачи сталинского варианта модернизации.
|
1.Каким было экономическое положение Советской России после окончания Гражданской войны?
2. *Почему политика «военного коммунизма» стала вызывать все более сильное сопротивление масс? Как ответила на него партия большевиков?
3. Охарактеризуйте содержание и методы проведения новой экономической политики.
4. *Сравните политику «военного коммунизма» и НЭП. В чем они принципиально различались? Что в них было общего?
5. Расскажите о предпосылках объединения советских республик.
*Как они были связаны с переходом к НЭПу?
6. Какие принципы взаимоотношений союзных республик были заложены при создании СССР?
§ 14 – 15.
1.Почему в ВКП(б) росло влияние И.В.Сталина и его сторонников? Какими методами он побеждал своих конкурентов?
2. Охарактеризуйте сталинскую идею победы социализма в одной стране. Чем объяснить ее популярность в партии большевиков?
3. *Как реагировала на перемены в СССР русская эмиграция?
4. Почему Сталин выступил за отход от НЭПа, переход к индустриализации и массовой коллективизации?
§ 17.
|
Урок изучения новой темы
Комбини-рованный урок.
|
13.
|
Коллективизация, индустриализация и «великий террор».
1. Коллективизация и ее итоги.
2. Индустриализация в годы первых пятилеток.
3. «Великий террор».
4. Сталинская система власти и управления обществом.
|
2
|
Осуществление коллективизации: создание колхозов, раскулачивание. Последствия принудительной коллективизации. Смягчение аграрной политики в середине-второй половине 30-х гг. Источники индустриализации. Новые отрасли промышленности. ГУЛАГ. Движение ударников и стахановцев. Усиление репрессий. Кампания политического террора. Система государственного контроля над общественной жизнью.
Основные понятия:
* колхоз
* раскулачивание
* ГУЛАГ
* стахановцы
* культ личности
Основные даты:
* 1928-29гг. – процессы «вредителей» (Шахтинское дело, дело Промпартии, дело Трудовой крестьянской партии);
* 1928-1932гг. – первая пятилетка;
* 1929-1930гг. – массовая принудительная коллективизация;
* 1933-1937гг. – вторая пятилетка;
* 1936г. – принятие «сталинской» Конституции;
* 1936-1938гг. – московские политические процессы.
Персоналии:
* А.Г.Стаханов, Г.Г.Ягода, Н.И.Ежов
|
* уметь объяснять причины и последствия коллективизации и индустриализации;
* уметь работать со статистическими материалами, извлекать из них информацию и с помощью цифр анализировать итоги первых пятилеток;
* уметь давать характеристику политическим процессам в стране в 1930-х гг.;
8 раскрывать процесс формирования тоталитарной системы и культа личности Сталина.
|
1. Какими методами осуществлялась коллективизация? Как она сказалась на положении крестьянства?
2. *Сравните столыпинскую аграрную реформу начала века и советскую коллективизацию по следующим параметрам: цели, методы, результаты.
3. Каким образом проведение коллективизации было связано с осуществлением индустриализации в стране?
4. Определите итоги социально-экономического развития страны в 1930-е годы. Как изменился ее облик?
5. Были ли репрессии закономерным следствием избранной большевиками модели социально-экономического и политического развития СССР?
6. Почему власти расправились со многими из тех, кто составлял ближайшее окружение В.И.Ленина, а также с делегатами XVII съезда партии?
§ 18 – 19.
|
Комбини-рованный урок.
|
14.
|
Советская внешняя политика в 1920-
1930-х гг.
1. Идеи мировой революции и «мирного сожительства» в советской внешней политике 1920-х гг.
2. Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии в конце 1920-х – начале 1930-х гг.
3. Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х гг.
|
1
|
Особенности внешней политики СССР в Азии. Международные конференции в Генуе и Гааге в 1922г. Деятельность Коминтерна. Вступление СССР в Лигу Наций. Гражданская война в Испании. Англо-франко-советские переговоры 1939г. Мюнхенский сговор.
Основные понятия:
* политика «мирного сожительства»
* Раппальский договор
* Лига Наций
* система коллективной безопасности
* антикоминтерновский пакт
* Мюнхенский сговор
Основные даты:
* 1922г. – Раппальский договор;
* 1934г. – вступление СССР в Лигу Наций;
* 1935г.- заключение договора о взаимопомощи м/у СССР, Францией и Чехословакией;
* 1936г. – Антикоминтерновский пакт;
* 1936-39гг. – гражданская война в Испании;
* 1938г. – конфликт у о. Хасан;
* 1938г. – Мюнхенский сговор.
Персоналии:
* Г.В.Чичерин, М.М.Литвинов, Чан Кайши, Франсиско Франко.
|
* перечислять и показывать на карте наиболее близких союзников СССР;
* понимать причины изоляции СССР в международной политике;
* уметь анализировать успехи советской дипломатии;
* объяснять причины невозможности создания системы коллективной безопасности.
|
1. Какие из стран Азии стали наиболее близкими союзниками СССР? Почему?
2. Каковы причины сближения СССР и Германии?
3. Почему СССР было трудно найти взаимопонимание со странами Антанты?
4. Расскажите об участии СССР в создании системы коллективной безопасности. Почему СССР был заинтересован в ее утверждении?
5. В чем заключалась суть мюнхенских соглашений?
*Почему страны Запада предпочли сотрудничеству с Советским Союзом заключение договора с Германией?
§ 16, 20.
|
Урок изучения новой темы
|
15.
|
Культура в 1920 – 1930-х гг.
1. Развитие образования и науки.
2. Литература и искусство 1920-х – начала 1930-х гг.
3. Утверждение «метода социалистического реализма».
4. Искусство кино.
|
1
|
Утверждение «метода социалистического реализма» в искусстве. Воспитание нового человека. Искусство и государственное строительство.
Основные понятия:
* ликбез
* рабфак
* социалистический реализм
|
* объяснять причины идеологизации культуры;
* характеризовать духовный климат советского общества, его положительные и негативные качества;
* объяснять причины появления одного направления в культуре и искусстве – социалистического реализма;
* рассказывать о советской литературе, кинематографии, искусстве.
|
1. Подготовить сообщения о деятелях советской культуры 1920-1930-х гг.
2. Используя текст параграфа, подготовить тезисы ответа на вопрос: «Основные направления развития культуры и искусства в 1920-1930-х гг.».
§ 21.
|
Обсужде -
ние сообще -
ний учащихся.
|
16.
|
Становление Советского государства и общества.
|
1
|
Цель урока:
1. систематизация и контроль качества знаний;
2. закрепление представления об основных процессах и явлениях отечественной истории 1920– 1930 х гг.
Повторение и обобщение пройденного материала осуществляется в ходе дискуссии с элементами ролевой игры.
Тема дискуссии: «Советское общество: великий эксперимент или трагическая ошибка?»
Класс делится на три команды, каждой из которых предстоит аргументировать одну из альтернативных точек зрения.
-
Группа 1 – «сталинисты». Точка зрения: советское общество 20-30-х гг. – великий эксперимент в истории человечества, все жертвы этого периода оправдываются великими достижениями в развитии страны;
-
Группа 2 – «антисоветчики». Точка зрения: эпоха 20-30-х гг. была трагической ошибкой в истории страны, отошедшей от демократического пути развития и заплатившей за это огромными жертвами.
-
Группа 3 – «умеренные». Точка зрения: развитие Советской страны 20-30-х гг. нельзя оценить однозначно; это было время и потерь, и достижений.
|
Повтори -
тельно-обобщаю-щий урок.
|
|