Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины Основы теории коммуникации для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра Автор программы: Цыганова Л.А., к.и.н., ltsyganova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры интегрированных коммуникаций «___»____________ 2011 г. Зав. кафедрой С.А. Зверев Рекомендована секцией УМС Политология «___»____________ 2011 г. Председатель МС.Г. Миронюк Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2011 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Основы теории коммуникации». Программа разработана в соответствии с: Стандарт НИУ ВШЭ Образовательной программой 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью», утвержденным в 2011 г. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Основы теории коммуникаций» являются изучить основные направления теории коммуникацией, основные модели, термины, категориальный аппарат; овладеть коммуникативной компетентностью; анализировать различные уровни коммуникаций: межличностный, в группе, массовый; изучить следующий виды коммуникации: политическая, публичная, в организациях, межкультурная
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать: виды, средства, формы и методы коммуникаций; основы социологии и психологии массовых коммуникаций, принципы организации работы отделов интегрированных коммуникаций; Уметь выполнять аналитические и организационные работы при подготовке концепций, планов, графиков и реализации рекламных кампаний и коммуникационных программ; Иметь навыки (приобрести опыт) традиционными и современными технологиями профессиональной деятельности, навыками поведения ситуационного анализа, принципами ведения переговоров, навыками работы с рекламными и PR-текстами на родном и иностранном языках, способностью работать в группах и коллективах в качестве исполнителя или руководителя младшего звена; методами коммуникации и кросс-культурном пространстве. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин и блоку дисциплин по выбору, обеспечивающих гуманитарную подготовку. Философия Политология Риторика
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Копирайтинг Управление интегрированными коммуникациями Теория и практика массовой информации 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковОценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7Содержание дисциплиныТема № 1. Теория коммуникаций и коммуникология Предмет теории коммуникаций, ее сущность и виды. Законы и категории. Методы и функции. Антропосоциогинез и социальная коммуникация Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 9-56. Дополнительная литература: Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. Спб., 2000. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Тема № 2. Основные этапы развития теории коммуникации Проблемы коммуникации в истории социально-философской мысли. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 63-91. Дополнительная литература: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1-4. СПб., 1994-1997. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006.
Технократические подходы. Интеракционный подход. Лингвистические подходы. Теории массовой коммуникации. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 91-123. Дополнительная литература: Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995. Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Тема № 4. Коммуникативный процесс Структурные модели коммуникации. Основные элементы коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 126-161. Дополнительная литература: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001 Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006.
Семиотика. Синтактика, семантика, прагматика. Средства коммуникации. Речевое общение как способ коммуникации. Функции речи. Формы речевой коммуникации. Устноречевая коммуникация. Письменноречевая коммуникация. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.165-292. Тема № 6. Невербальная коммуникация Сравнение вербальной и невербальной коммуникаций. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации. Мимика и взгляд. Жесты. Организация пространства и времени коммуникационного процесса.Позы и походка. Контакт глаз. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.295-333. Дополнительная литература: Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980. Николаева Т.М. Жесты и мимика. М., 1972. Штангль А. Язык тела. М., 1993. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Баева О.Л. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2005. – 368 с. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 272 с. Лысикова О.В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 168 с. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 240 с. (Серия «Журналистика и реклама»). Стернин И.А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. Тема № 7. Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций Понятие межличностной коммуникации. Ситуационные и психологические предпосылки межличностной коммуникации. Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии. Чувства эмоции как коммуникативные действия. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.337-394. Дополнительная литература: Вацлавик П., БивинДж., Джексон Д. Психология межличностный коммуникаций. СПб., 2000 Тема № 8. Коммуникации в группах Понятия, виды, функции коммуникации в малой группе. Структура и динамика. Прагматика коммуникации в малой группе. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.397-430. Дополнительная литература: Вацлавик П., БивинДж., Джексон Д. Психология межличностный коммуникаций. СПб., 2000. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.
Понятие массовой коммуникации. Структура и функции массовой коммуникации. Эффективность массовой коммуникации. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.432-476. Дополнительная литература: Березин В. теория массовой коммуникации. М., 1994. Тема № 10. Корпоративные коммуникации. Коммуникация как функция управления организацией. Особенности внутренних коммуникаций в организации. Виды и формы коммуникаций в организации. Особенности маркетинговых коммуникаций. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 481-510. Дополнительная литература: Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Спб., 1999. СвенцицкийА.Л. психология управления организациями. СПб, 1999.
Понятие политической коммуникации. Структура, средства, модели. Электоральная политическая коммуникация. Понятие коммуникации в информационном обществе. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С. 513-543. Дополнительная литература: Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения – повседневное использование и злоупотребление. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – 518 с. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты/Пер. с англ. С. И. Остнек – Х.: Изд-во «Гуманиратный центр», 2010. – 300 с. А. М. Цуладзе. Политические манипуляции, или Покорение толпы. – М.: Книжный дом "Университет", 1999. – 144 с. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми/В. П. Шейнов. – М.:АСТ, Харвест, 2007 – 672 с. Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. Проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с. Политическая психология: Учебное пособие для вузов/Под ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 858 с. Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е. П. Белинская, О. Л. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 463 с. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. «Политическая реклама» // Центр политического консультирования «Николо М» , 1999 Лисовский С.Ф. Политическая реклама // М. ИВЦ «Маркетинг» - 2000. Малкин Е., Сучков Е. «Основы избирательных технологий» 3- е издание // «Русская панорама» 2002 г. Подгорная Л.Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 85–94. Фрейд З. «Массовая психология и анализ «Я» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/mass_psih.php Московичи С. «Век толп» http://www.log-in.ru/books/16682 Канетти Э. «Масса и власть» http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм, 2000-интернет версия книги на http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-политическая безопасность и психологическая защита.http://www.i-u.ru/biblio/archive/grachev_info З.Бахтуридзе «Манипуляция массами в политическом процессе» http://www.vapp.ru/docs/massmani Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития// М.: Прометей, 2004. – 328 с Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и публичная политика// http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты// http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml Филатова О.Г. «Интернет как масс-медиа»// Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 232-240 Черных А. Мир современных медиа.- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).- 312с.
Публичная коммуникация, ее формы и жанры. Устная публичная учебная и деловая и публицистическая коммуникация. Основная литература: Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.545-574. Дополнительная литература: с
Становление межкультурной коммуникации и ее место в системе наук о человеке. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Понятия и основные теории межкультурной коммуникации. Виды межкультурной коммуникации. Проблема понимания в межкультурной коммуникации.
Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. С.576-609. Дополнительная литература: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1990. Садохин А.П. межкультурная коммуникация. М., 2006. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация М., 2000. 8Образовательные технологииПри реализации учебной работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов.9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроля1.Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. 2. Развитие технических средств коммуникации. 3. Проблема коммуникации в античной культуре 4. Коммуникативная проблематика в христианской культуре. 5. Проблема коммуникации в эпоху Возрождения и Новое время. 6. Философские подходы к построению теории коммуникации. 7.Проблема общения у Ф. Шлейермахера. 8. Семиотика и теория Ч. Пирса. 9.Критика коммуникации Ф. Ницше. 10.Проблемы коммуникации в экзистенциализме 11. «Кризис общения» Э. Мунье. 12.Типы отношений М. Бубера. 13 Критика диалогической философии Ю. Блохеньским 14. Философско-методологические основы герменевтики. 15.Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета. 16. Онтологическое направление в герменевтике – М. Хайдеггер 17.Герменевтические идеи Г.Г. Гадамера. 18. Проблемы коммуникации в аналитической философии 19. логический позитивизм Б. Рассела. 20. Коммуникативные проблемы в лингвистической философии (Л. Витгенштейн). 21. «Обыденный язык» Дж. Остина. 22. Семиотика и теория Ч. Морриса. 23. Значение коммуникации в современном обществе у Ю. Хабермаса 24. Технократический подход к изучению коммуникации. 25. Теория информационного общества. 26 Теория Г.М. Маклюэна. 27. Математическая теория коммуникации К. Шеннона. 28. Интеракционный подход теории коммуникации 29. Интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникации. 30. Теория межкультурного содержания коммуникации 31. Теория «лица» С. Тинг-туми. 32. Диалектическая теория отношений Л. Бакстера 33. Теория снижения неопределенности Ч. Бергера. 34 Теория управления неопределенностью У. Гудикунста 35. Лингвистические подходы к изучению теории коммуникации. 36. Структурная лингвистка Ф. де Соссюра 37.Социолингвистический подход в теории коммуникации. 38. Теории массовой коммуникации 39.Основные методы теории коммуникаций 40. Различия в коммуникативных способностях человека и животных 41. «Лингвистический поворот» в философии XX в. 42. Вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникаций. 43. Становление информационно-коммуникативного общества в России. 44. Информационная концепция коммуникации 45. Кибернетические аспекты коммуникации
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету и экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.
10Порядок формирования оценок по дисциплинеРезультирующая оценка за промежуточный контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Опромежуточный = k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах Оитоговый = k1·Озачет + k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Опромежуточный = k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах+ k4·Одомашнеее задание Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Опосещаемость + k3·Оработа на семинарах+ k4·Одомашнеее задание k1·Озачет =0,5 k2·Опосещаемость=0,2 k3·Оработа на семинарах = 0,3 k1·Оэкзамен =0,4 k2·Опосещаемость=0,1 k3·Оработа на семинарах=0,3 k4·Одомашнеее задание= 0,2 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебник.Основы теории коммуникаций. Под ред. Проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. 11.2Основная литература. Вацлавик П., БивинДж., Джексон Д. Психология межличностный коммуникаций. СПб., 2000 Березин В. теория массовой коммуникации. М., 1994. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1-4. СПб., 1994-1997.
11.3Дополнительная литератураАронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения – повседневное использование и злоупотребление. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – 518 с. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты/Пер. с англ. С. И. Остнек – Х.: Изд-во «Гуманиратный центр», 2010. – 300 с. А. М. Цуладзе. Политические манипуляции, или Покорение толпы. – М.: Книжный дом "Университет", 1999. – 144 с. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми/В. П. Шейнов. – М.:АСТ, Харвест, 2007 – 672 с. Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. Проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006. – 615 с. Политическая психология: Учебное пособие для вузов/Под ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 858 с. Социальная психология: Хрестоматия/Сост. Е. П. Белинская, О. Л. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 463 с. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. «Политическая реклама» // Центр политического консультирования «Николо М» , 1999 Лисовский С.Ф. Политическая реклама // М. ИВЦ «Маркетинг» - 2000. Малкин Е., Сучков Е. «Основы избирательных технологий» 3- е издание // «Русская панорама» 2002 г. Подгорная Л.Д. Политическая реклама как форма коммуникации современного общества // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2006. – № 8 – С. 85–94. Фрейд З. «Массовая психология и анализ «Я» http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Freid/mass_psih.php Московичи С. «Век толп» http://www.log-in.ru/books/16682 Канетти Э. «Масса и власть» http://lib.ru/POLITOLOG/KANETTI/power.txt Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.: Алгоритм, 2000-интернет версия книги на http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-политическая безопасность и психологическая защита.http://www.i-u.ru/biblio/archive/grachev_info З.Бахтуридзе «Манипуляция массами в политическом процессе» http://www.vapp.ru/docs/massmani Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития// М.: Прометей, 2004. – 328 с Дзялошинский И.М. Гражданские коммуникации и публичная политика// http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты// http://www.dzyalosh.ru/comm-stati.shtml Филатова О.Г. «Интернет как масс-медиа»// Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации". СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 232-240 Черных А. Мир современных медиа.- М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).- 312с. Горелов Н.И. Невербальные коммуникации. М., 1980. Николаева Т.М. Жесты и мимика. М., 1972. Штангль А. Язык тела. М., 1993. Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006. Баева О.Л. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2005. – 368 с. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 272 с. Лысикова О.В. Имиджеология и паблик рилейшнз в социокультурной сфере. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 168 с. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 240 с. (Серия «Журналистика и реклама»). Стернин И.А. Практическая риторика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. 11.4Справочники, словари, энциклопедииСмотрите также: Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство" для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
163.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
198.75kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
649.1kb.
6 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
202.33kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
362.03kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины Спецкурс «Доказательства и вычисления» для направления 010100. 62 «Математика»
89.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
200.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
169.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» 805.63kb.
4 стр.
|