Главная
страница 1
1. Изучите структуру темперамента по В.М. Русалову

Предметно-ориентированная активность

1. Эргичность

2. Пластичность

3. Скорость (темп)

4. Эмоциональность

Афферентный синтез

Программирование

Исполнение

Обратная связь

5. Социальная

эргичность

6. Социальная

пластичность

7. Социальная

скорость (темп)

8. Социальная

эмоциональность

Субъектно-ориентированная активность

Пронумерованные блоки обозначают качества темперамента, проявляющиеся в сфере предметной и коммуникативной деятельности. Что из ниже перечисленного можно отнести к социальным характеристикам, а что к предметным:

  • эргичностъ характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил

  • эргичность определяет открытость для общения, широту контактов, легкость в установлении связей

  • пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию

  • пластичность – это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия.

  • темп – это скорость моторно-двигательных операций

  • темп – речедвигательная активность, способность вербализации.

  • эмоциональность – это мера чувствительности к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая чувствительность – в присутствии положительных эмоциональных переживаний

  • эмоциональность характеризует ощущение уверенности в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.

2. Связь дифференциальной психологии с другими отраслями психологии. Заполните таблицу:

Связь дифференциальной психологии с нижеперечисленными отраслями

Характер (суть) связи

Общая психология




Психодиагностика




Возрастная психология




Сравнительная психология




Социальная психология




Дифференциальная психофизиология




3. Пол в структуре индивидуальности. Заполните таблицу, выделите половые различия в развитии и проявлении психологических качеств.

Мальчики (мужчины)

Девочки (женщины)









4. Методы дифференциальной психологии. Заполните таблицу:

Вид метода

Сущность метода

Общенаучные методы

Наблюдение

Кроме сущности необходимо указать достоинства и недостатки

Эксперимент

Кроме сущности необходимо указать достоинства и недостатки

Психогенетические методы

Генеалогический метод




Метод приемных детей




Близнецовый метод:

  1. Метод контрольных близнецов

  2. Метод близнецовой пары

  3. Метод контрольного близнеца

  4. Метод разлученных монозиготных близнецов




Исторические методы (методы анализа документов)

Биографический метод




Дневниковый метод




Автобиография




Собственно психологические методы

Социально-психологические методы:

  1. Беседа

  2. Интервью

  3. Анкетирование

  4. Социометрия




Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов:

  1. «Поперечные» срезы

  2. «Продольные» (лонгитюдные) срезы




Анализ продуктов деятельности (творчества)




Тестирование




5. Изучите главу 10 «Человек и профессия» из книги Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психологический институт, 2003. На основе изученного материала прокомментировать представленную ниже иллюстрацию:

c:\documents and settings\krid1\рабочий стол\новая папка\все для лекций информационные технологии в психологии\дифференциальная психология\y_5b09399c.jpg

5. Ответьте на вопросы в письменной форме:



  1. Перечислите и раскройте содержание признаков среды по М. Черноушеку.

  2. Как соотносятся понятия «Темперамент» и «Характер», назовите отечественных зарубежных авторов, занимающихся их изучением?

  3. Назовите авторов гуморальных и конституциональных теорий темперамента? На основе каких признаков была разработана теория темперамента И.П. Павлова?

  4. Что такое акцентуации характера, каковы их виды, проявления, способы и причины формирования. Назовите отличия акцентуации от психопатии.

  5. Как соотносятся понятия «Задатки» и «Способности», назовите отечественных зарубежных авторов, занимающихся их изучением?

  6. Приведите классификацию методов психологии, разработанную Б.Г. Ананьевым.

  7. Разграничьте понятия «когнитивный», «профессиональный», «жизненный» стили? В чем заключается различие?

  8. Проанализируйте стереотипы и предрассудки, касающиеся полоролевого поведения, каковы их положительные и отрицательные функции. Приведите собственные примеры гендерных стереотипов, касающихся различных сфер реализации личности.

  9. В культурно-исторической теории Л.С.Выготского условиями развития выступают врожденные или приобретенные свойства? Что выступает источником развития?

  10. Кто является родоначальником евгеники, раскройте содержание видов евгеники. Выразите свою точку зрения по поводу данной проблемы.

  11. Исследователь Дж. Вулвилл, также отмечая изменение меры активности субъекта, предложил 4 модели взаимодействия субъекта и среды. Модель «больничной койки» – характерна для первых месяцев жизни человека, отмеченных почти полной его пассивностью. В модели «луна-парк» – объекты среды уже могут выбираться ребенком, но их влияние остается неизменным. В модели, названной «соревнованием пловцов», субъект следует своему пути, а среда – лишь контекст жизни. И, наконец, модель «теннисного мяча» характеризуется постоянным взаимодействием между субъектом и средой (этот взгляд в общем отвечает позиции X. Вернера). Проиллюстрируйте каждую модель конкретным примером.

  12. Проанализируйте теории черт личности. Какая по вашему мнению является наиболее адекватной и достойной к существованию?

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

  1. Дифференциальная психология как наука

  2. Проблема взаимодействия среды и наследственности

  3. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина

  4. Специальная теория индивидуальности В.М. Русалова

  5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

  6. Методы и их авторы

  7. Пол в структуре индивидуальности

  8. Задания из контрольной.


Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - СПб.: Речь, 2000. - 129 с.


Смотрите также:
1. Изучите структуру темперамента по В. М. Русалову Предметно-ориентированная активность
60.63kb.
1 стр.
Приложение Практическое задание. «Формула темперамента»
46.43kb.
1 стр.
«Музыкальная предметно-развивающая среда в группах детского сада»
96.74kb.
1 стр.
«Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента»
85.6kb.
1 стр.
"Роль темперамента в психическом развитии"
80.92kb.
1 стр.
Темперамент – дар природы
53.29kb.
1 стр.
Ольга Лучинина Личностно-ориентированная музыкальная психокоррекция Проект
2155.41kb.
13 стр.
Руководство по эксплуатации перед началом эксплуатации кондиционера внимательно изучите данное руководство и храните его в доступном месте
208.28kb.
1 стр.
Лекции вы изучите использование следующих примитивов взаимоисключения и синхронизации
99.44kb.
1 стр.
Программа повышения квалификации «Рейтинговая накопительная критериально-ориентированная технология оценивания достижений субъектов образовательного процесса»
155.64kb.
1 стр.
Накопление техногенных радионуклидов макрофитами реки Енисей в зоне влияния гхк
125.99kb.
1 стр.
Изучите собенности строения черепа человека
21.12kb.
1 стр.