1. Изучите структуру темперамента по В.М. Русалову
Предметно-ориентированная активность
|
1. Эргичность
|
2. Пластичность
|
3. Скорость (темп)
|
4. Эмоциональность
|
Афферентный синтез
|
Программирование
|
Исполнение
|
Обратная связь
|
5. Социальная
эргичность
|
6. Социальная
пластичность
|
7. Социальная
скорость (темп)
|
8. Социальная
эмоциональность
|
Субъектно-ориентированная активность
|
Пронумерованные блоки обозначают качества темперамента, проявляющиеся в сфере предметной и коммуникативной деятельности. Что из ниже перечисленного можно отнести к социальным характеристикам, а что к предметным:
-
эргичностъ характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил
-
эргичность определяет открытость для общения, широту контактов, легкость в установлении связей
-
пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию
-
пластичность – это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия.
-
темп – это скорость моторно-двигательных операций
-
темп – речедвигательная активность, способность вербализации.
-
эмоциональность – это мера чувствительности к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая чувствительность – в присутствии положительных эмоциональных переживаний
-
эмоциональность характеризует ощущение уверенности в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.
2. Связь дифференциальной психологии с другими отраслями психологии. Заполните таблицу:
Связь дифференциальной психологии с нижеперечисленными отраслями
|
Характер (суть) связи
|
Общая психология
|
|
Психодиагностика
|
|
Возрастная психология
|
|
Сравнительная психология
|
|
Социальная психология
|
|
Дифференциальная психофизиология
|
|
3. Пол в структуре индивидуальности. Заполните таблицу, выделите половые различия в развитии и проявлении психологических качеств.
Мальчики (мужчины)
|
Девочки (женщины)
|
|
|
4. Методы дифференциальной психологии. Заполните таблицу:
Вид метода
|
Сущность метода
|
Общенаучные методы
|
Наблюдение
|
Кроме сущности необходимо указать достоинства и недостатки
|
Эксперимент
|
Кроме сущности необходимо указать достоинства и недостатки
|
Психогенетические методы
|
Генеалогический метод
|
|
Метод приемных детей
|
|
Близнецовый метод:
-
Метод контрольных близнецов
-
Метод близнецовой пары
-
Метод контрольного близнеца
-
Метод разлученных монозиготных близнецов
|
|
Исторические методы (методы анализа документов)
|
Биографический метод
|
|
Дневниковый метод
|
|
Автобиография
|
|
Собственно психологические методы
|
Социально-психологические методы:
-
Беседа
-
Интервью
-
Анкетирование
-
Социометрия
|
|
Возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов:
-
«Поперечные» срезы
-
«Продольные» (лонгитюдные) срезы
|
|
Анализ продуктов деятельности (творчества)
|
|
Тестирование
|
|
5. Изучите главу 10 «Человек и профессия» из книги Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психологический институт, 2003. На основе изученного материала прокомментировать представленную ниже иллюстрацию:
5. Ответьте на вопросы в письменной форме:
-
Перечислите и раскройте содержание признаков среды по М. Черноушеку.
-
Как соотносятся понятия «Темперамент» и «Характер», назовите отечественных зарубежных авторов, занимающихся их изучением?
-
Назовите авторов гуморальных и конституциональных теорий темперамента? На основе каких признаков была разработана теория темперамента И.П. Павлова?
-
Что такое акцентуации характера, каковы их виды, проявления, способы и причины формирования. Назовите отличия акцентуации от психопатии.
-
Как соотносятся понятия «Задатки» и «Способности», назовите отечественных зарубежных авторов, занимающихся их изучением?
-
Приведите классификацию методов психологии, разработанную Б.Г. Ананьевым.
-
Разграничьте понятия «когнитивный», «профессиональный», «жизненный» стили? В чем заключается различие?
-
Проанализируйте стереотипы и предрассудки, касающиеся полоролевого поведения, каковы их положительные и отрицательные функции. Приведите собственные примеры гендерных стереотипов, касающихся различных сфер реализации личности.
-
В культурно-исторической теории Л.С.Выготского условиями развития выступают врожденные или приобретенные свойства? Что выступает источником развития?
-
Кто является родоначальником евгеники, раскройте содержание видов евгеники. Выразите свою точку зрения по поводу данной проблемы.
-
Исследователь Дж. Вулвилл, также отмечая изменение меры активности субъекта, предложил 4 модели взаимодействия субъекта и среды. Модель «больничной койки» – характерна для первых месяцев жизни человека, отмеченных почти полной его пассивностью. В модели «луна-парк» – объекты среды уже могут выбираться ребенком, но их влияние остается неизменным. В модели, названной «соревнованием пловцов», субъект следует своему пути, а среда – лишь контекст жизни. И, наконец, модель «теннисного мяча» характеризуется постоянным взаимодействием между субъектом и средой (этот взгляд в общем отвечает позиции X. Вернера). Проиллюстрируйте каждую модель конкретным примером.
-
Проанализируйте теории черт личности. Какая по вашему мнению является наиболее адекватной и достойной к существованию?
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
-
Дифференциальная психология как наука
-
Проблема взаимодействия среды и наследственности
-
Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина
-
Специальная теория индивидуальности В.М. Русалова
-
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
-
Методы и их авторы
-
Пол в структуре индивидуальности
-
Задания из контрольной.
Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - СПб.: Речь, 2000. - 129 с.