Главная
страница 1
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Камчатский дворец детского творчества»

Отдел художественного творчества



Методическая разработка

цикла занятий по развитию речи

«Наша Родина - Россия»

(для детей 6 лет)

Номинация: «В авангарде патриотических дел»

Составила: педагог дополнительного образования

Родимова Мария Викторовна

г. Петропавловск-Камчатский

2012

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  2. Методические советы и рекомендации……………………………. 5

  3. Развернутый план-конспект………………………………………... 7

  4. Список литературы…………………………………………………. 19


Пояснительная записка

Данная методическая разработка представлена на краевой конкурс методических пособий «Растим патриотов России», в номинации «В авангарде патриотических дел».

Методическое пособие разработано в помощь педагогам дополнительного образования, занимающихся развитием речи детей, а также, воспитателям детских дошкольных учреждений.

Тематический цикл занятий «Наша Родина – Россия» составлен для детей 6 лет, второго года обучения, посещающих объединение «Рябинка» «Камчатского дворца детского творчества» и включает в себя следующие занятия:



  • «Наша Родина»

  • «Государственные символы России»

  • «Защитники Отечества»

  • «Памятники героям – защитникам Родины»

  • « Моя малая Родина – Камчатка»

Цель: формирование представлений о стране, в которой мы живем.

Задачи:

  1. Обучающие:

  • уточнить и расширить представление детей о России;

  • дать детям понятие об истории и героическом наследии нашей страны.

  1. Развивающие:

  • формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

  • расширять словарный запас детей (отечество, держава, могучая, великая, достояние, памятник), усвоение слов-синонимов,;

  • обучать формировать фразы.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, Отечеству;

  • воспитывать патриотические чувства.

Формы представленных учебных занятий:

  • Тематические (ознакомление с новым материалом);

  • Игровые (изучение темы занятия в процессе игры)

На занятиях применяются следующие методы работы:

  1. словесный (беседа, рассказ, опрос, чтение отрывков из произведений художественной литературы);

  2. наглядный (показ наглядных пособий, иллюстраций, аудиоматериалы, раздаточный материал);

  3. практический (демонстрация педагогом этапов выполнения заданий);

  4. демонстрационный (выполнение задания «Подбери вещи солдату»);

  5. дидактический (выполнение детьми практических заданий);

  6. игровой (игры: подвижные, ролевые, музыкальные, сюрпризные моменты);

  7. метод мотивации (создание ситуации успеха , положительная оценка деятельности детей)

Все занятия тематического цикла построены по следующей схеме:

  1. Вводная часть (организационный момент):

- приветствие детей;

- проверка готовности детей к занятию;

- настрой детей на положительную рабочую атмосферу;

- сообщение педагогом темы и цели занятия.

2. Основная часть:

Теоретическая часть:

- закрепление пройденного материала;

- изложение нового материала.

Практическая часть:

-работа в тетрадях, с раздаточным материалом;



-игра.

Оборудование и материалы:

  • карта России и Камчатского края;

  • наглядно-дидактические пособия: «Государственные символы России», «Народы России», «Защитники Отечества», «День Победы», «Дом»;

  • иллюстрации с изображением камчатского пейзажа;

  • аудиозаписи: гимн России, « Биение сердца», русский народный и камчатский фольклор;

  • Литературный ряд: Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», М. И. Исаковский «Памятник солдату», Мартина Ожалите « Нарисую мой край»;

  • эспандер кистевой;

  • цветные флажки;

  • счетные палочки;

  • скакалка;

  • скомороший колпак;

  • игрушки – бибабо: Илья Муромец, Медведь;

  • цветик - семицветик;

  • письмо от Неизвестного Солдата;

  • мяч;

  • магнитная доска;

  • магниты;

  • тетради;

  • цветные карандаши.

По итогам проведенных занятий по теме «Моя Родина – Россия» дети приобретут следующие знания, умения и навыки:

Будут знать:

  • жанры устного народного творчества;

  • расширят активный словарь: будут знать названия жилищ, предметов домашнего обихода русских людей, русских праздников, памятников защитникам Отечества, защитникам Камчатки, названия национальностей коренных жителей Камчатки;

  • познакомятся с особенностями родного края.

Будут уметь:

  • составлять фразы и высказывания по теме занятий;

  • передавать впечатления - об услышанном на занятии материале - с помощью речи;

  • выделять существенные признаки предметов и явлений , о которых идет речь на занятии.

Приобретут следующие навыки:

  • навык общения со сверстниками и взрослыми;

  • пантомимические навыки;

  • навыки штриховки;

  • навыки связной речи.

Методические рекомендации

  1. Занятия составлены для детей 6 лет. Темы занятий выбраны в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущая форма деятельности детей дошкольного возраста – игровая, которая наиболее соответствует их психологическим возможностям. Поэтому: в занятия включены различные виды игр (словесные, игры, направленные на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, а также, на развитие эмоциональной сферы ребенка. В связи с возрастными особенностями детей, каждое занятие следует проводить не более 25 минут.



  1. Во избежание быстрой утомляемости детей и поддержания у них интереса к теме занятия, предполагается частая смена заданий и использование на занятиях разнообразных видов учебной деятельности (артикуляционная гимнастика, словесная, речедвигательная, ролевая игры, загадки, разучивание пословиц, чистоговорок, небольших стихотворных текстов, пальчиковая гимнастика, прослушивание, необходимого на данном занятии, аудиоматериала).



  1. На занятиях рекомендуется проводить забытые детские игры. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движению, удальству. Правильно организованные и систематически проводимые, они формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувств.




  1. Очень важно знакомить детей с устным народным творчеством. Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, потешка, попевка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире.




  1. Для успешного проведения работы по данной теме необходима тесная связь с родителями. Общие заботы, любовь и привязанность к родной земле духовно объединяют и обобщают людей. Поэтому, после проведения цикла тематических занятий, можно провести открытое занятие для родителей. При этом желательно, пригласить их поучаствовать в учебном процессе.




  1. Ознакомление с родным краем способствует развитию у детей наблюдательности, речевого, игрового творчества. У детей отмечается устойчивый интерес к природе, явлениям общественной жизни, истории родного края.




  1. В арсенале педагога должны быть разнообразные вспомогательные средства подачи материала, используемые в качестве сюрпризного момента (игрушка-гость, интересная история, всевозможные «волшебные» предметы: колокольчик, цветок, палочка, шляпа и т.д.) – для удерживания внимания и интереса у детей к теме занятия.



  1. На занятиях предполагается несколько вариантов игр, на выбор педагога.



  1. Каждое занятие можно видоизменять, варьировать задания и проводить игры 2-3 раза.



  1. Задача педагогов - донести необходимую информацию до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, который любит сказки и бабушку, читающую ему перед сном книжку. Любит друга со всеми его недостатками. Любит город, в котором живет, и лес, куда ходит за грибами. Чувствует красоту, уважает ум и справедливость... И готов будет все это защищать - когда вырастет, наберется сил и станет Гражданином.


Развернутые планы – конспекты занятий.

Занятие №1.

Тема: «Наша Родина»

Цель: привить любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, познакомить с пословицами и поговорками о Родине, играть в народные игры.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и проверяет готовность к занятию.

  1. Основная часть.

- Ребята, к какой стране мы живем? (В России). А кто живет в России?

( Русские, россияне). Как называется главный город России? (Столица-Москва). Нет на свете страны больше, чем Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Вот так выглядит наша страна на карте (демонстрация карты мира).

- Вот какая огромная наша страна, наша Родина, Отечество, наша Матушка-Россия!

Отечество потому, что в России испокон веку жили наши отцы и деды. Родина потому что мы здесь родились, здесь все родное: наш дом, наша семья. Мать, потому что кормит нас своим хлебом, выучила своему языку, защищает от врагов. О Родине сложили много пословиц:


  • Родина любимая, что мать родимая.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.

  • На чужой стороне и весна не красна.

  • Жить - Родине служить.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по России – матушке. Путешествие не простое, а волшебное – мы будем перемещаться во времени и пространстве! А поможет нам в этом цветик-семицветик! Давайте вспомним заветные слова:

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,


Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели:

-Перенеси нас в русскую старину!



Дети повторяют слова.

- Издавна на Руси люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: «Здравствуйте, доброго здоровья, здорово живете, мир Вашему дому!» Давайте и мы поздороваемся друг с другом, как в старину!



  • Игра-приветствие

Дети встают парами, друг напротив друга и здороваются с поклоном.

- Люди на Руси жили своим трудом: пахали землю, шили одежду, делали украшения, игрушки.



Демонстрация наглядных картинок с изображением русского быта.

-А после трудового дня устраивали вселые посиделки с песнями, шутками, играми, загадками.

Педагог достает из торбы скомороший колпак и игрушку-бибабо Медведя.

- Здравствуй, люд честной!

Старый и молодой!

А вот и мой медведь,

Он любит реветь!

Хозяин лесной – совсем не злой.

Может сказку сказать

Иль загадку загадать:

В избе - изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет. (Печь)

Стоит бычок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове – пупок,

Одна рука, и та – на спине. (Чайник)

- На Руси всегда было много лесов. Взрослые да малыши ходили в лес по грибы-ягоды. А там частенько можно было встретить медведя. Дети изображали встречу с медведем. Так возникла игра « У медведя во бору». Берите корзинки и пойдемте в лес!


  • Игра «У медведя во бору»

Дети встают в круг. По считалочке выбирают медведя. Медведь надевает шапочку садится на «пенек» и «спит». Остальные дети ходят по кругу и говорят:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру:

Черную чернику, красную бруснику,

Белые грибочки, вкусные груздочки.

А медведь не спит и на нас рычит!

Дети разбегаются по площадке. «Медведь» «просыпается и ловит детей. Пойманный ребенок должен угадать загадку медведя. Игра повторяется еще 2 раза.

- Молодцы, сколько ягод да грибов собрали! А нам пора возвращаться обратно. И нам поможет вернуться наш цветик - семицветик!

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели:

-Перенеси нас в настоящее!



3. Итог

-Вот мы и дома, в современной России. Вам понравилось путешествие? Давайте попрощаемся с вами по-русски: всего Вам доброго, в добрый час, до свидания! Всего Вам хорошего!



Занятие №2

Тема: « Государственные символы России»

Цель: формировать у детей представление о государственных символах России.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и объявляет тему занятия.

- Здравствуйте, ребята! У нас в гостях Буратино, который очень расстроен – Мальвина поручила ему написать сочинение о своей Родине, но он не знает, с чего начать. Поможем Буратино справиться с этой непростой задачей? Ребята, а что такое Родина! (страна, в которой мы живем). – Как называется страна, в которой мы живем? (Россия). А люди, живущие в России называются…(россияне).



2. Артикуляционная гимнастика.

-Автомат (кончик языка упирается в верхние резцы, при этом произносится звук: т-т- т);

-Пулемет(сомкнутые зубы, язык упирается в верхние резцы, при этом произносится: д-д-д);

-Чистоговорка: Ро-ро-ро - Родина моя.

3. Основная часть.

- Нет на свете страны больше, чем Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии. В ней - половина природных богатств мира: золото, нефть, драгоценные камни и т.д.

Вот так выглядит наша страна на глобусе (уменьшенная копия земного шара). Самый главный город России – Москва, столица России. У каждого государства есть свои отличительные знаки – символы: флаг, герб и гимн.

На гербе России изображен двуглавый орел. Головы его смотрят в разные стороны: одна – на запад, другая – на восток. Это символ единства огромной страны. На груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца, который издавна был покровителем всего русского народа.



Флаг России – трехцветный, белый, синий, красный. Каждому цвету придается особый смысл: белый – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага, цвет крови, пролитой за свободу русского народа.

Гимн страны – это торжественная песня, прославляющая ее могущество. Ее исполняют в особых случаях (во время встречи глав государства, во время открытия важных торжественных праздников). Послушайте отрывок гимна России. Звучит фонограмма гимна России.

  • Игра «Топ-хлоп»

Дети встают в круг. Педагог называет предложения на тему Российских символов. Если дети согласны с высказыванием, то они хлопают, если не согласны – топают.

-Мы живем в России, столица России – Киев, у флага России 2 цвета – белый и красный, В России живут россияне, россияне говорят на немецком языке, на гербе России изображен голубь, гимн России – плясовая песня.



  • «Дорисуй флаг»

Соединить цифры в нужном порядке, чтобы получился прямоугольник. Разделить прямоугольник на 3 части и закрасить их в цвета российского флага.

  • Игра «Считаем флаги до 10»

4. Итог.

-Вам понравилось занятие? Что запомнили? Вы все сегодня – молодцы! До свидания!



Занятие №3

Тема: « Защитники Отечества»

Цель: формировать у детей патриотические чувства, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении - уважительном отношении к защитникам Отечества.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и объявляет тему занятия.

- Здравствуйте, ребята! Вы обратили внимание, как сегодня красиво у нас в кабинете? Что вы видите вокруг? (Комната украшена разноцветными флажками, шариками). А какой праздник наступил? (23 февраля – день защитников Отечества).

- В гостях у нас сегодня - настоящий русский богатырь Илья Муромец (демонстрация куклы-бибабо в костюме русского богатыря). Поздоровайтесь, ребята, с Ильей Муромцем!

Дети здороваются с Ильей Муромцем за руку, произнося слова приветствия.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, померьтесь с Ильей Муромцем силушкой богатырской! На столах перед каждым ребенком лежит эспандер кистевой. Дети проговаривают стихотворение и сжимают эспандер на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее.

3. Основная часть.

- Ребята, кто такие защитники Отечества? (Это солдаты, воины, защищающие страну от врагов).

- Да, правильно. Это сильные, смелые, самоотверженные люди, не жалеющие своей жизни за мир и лад в родной стране. В нашей Родине, России, сосредоточена половина природных богатств мира: плодородные земли, леса, природные ископаемые, животный и растительный мир. Поэтому, испокон веку, нашими богатствами хотели завладеть другие страны. Так начинались страшные войны. И для того, чтобы защитить нашу Родину, была создана военная Армия, в которую входили смелые и отважные защитники Отечества. А 23 февраля 1917 года – день рождения Российской Армии.

- Ребята, а кого мы поздравляем в этот день? (Пап, дедушек, мальчиков).



  • Чистоговорка:

АП-АП-АП!

Мы поздравим наших пап!



Дети произносят чистоговорку 2 раза. 1-й: хором, 2-й: каждую строку – с разной силой голоса.

  • Словарная работа

- Давайте познакомимся с воинами нашей Российской Армии (демонстрация наглядного пособия «Защитники Отечества»)

Игра «Как называется человек, который»:

летает на вертолете – вертолетчик;

ездит на танке – танкист;

служит в пехоте – пехотинец;

прыгает с парашютом – парашютист;

служит на подводной лодке – подводник;

охраняет границу – пограничник.

- Ребята, какими качествами должен обладать защитник Отечества?



Игра «Скажи - какой?» (смелый, сильный, отважный, доблестный, ловкий, самоотверженный, героический, добрый, честный).

- А теперь Илья Муромец приглашает вас посостязаться в силе и ловкости!



Игра «Найди свой домик»

Детям выдаются флажки разного цвета (желтый, красный, синий, зеленый). На игровой площадке вразброс лежат большие флажки этих же цветов («домики»). Включается музыка, дети двигаются под нее. Как только музыка окончится, дети должны занять место в «домике» нужного цвета.

- Молодцы, ребята! Здорово вы показали свою ловкость! А теперь проверим вас на внимательность!



Игра «Летает - не летает»

Дети встают в круг. Педагог читает стихотворение, дети внимательно слушают и выполняют движения по смыслу: летает - машут руками, не летает – садятся на корточки.

Бабочки? («Летают»)

Подушки («Не летают»)

Вкусные ватрушки?

Черные грачи?

Детские врачи?

Гуси?

Апельсины?



Быстрые машины?

Помидоры красные?

Лебеди прекрасные?

Арбузы полосатые?

А коты усатые?

Ласточки? Синички?

Все другие птички?

Пчелы? Мошкара?

Закончилась игра!


  • «Открытка для папы»

- А теперь приготовьте для ваших пап поздравительные открытки.

На столах у детей лежат заготовленные шаблоны открыток с четырьмя звездочками. Нужно обвести каждую звездочку цветным карандашом любого цвета и написать, внутри каждой, по букве, чтобы получилось слово «ПАПА».

- Молодцы, ребята! Здорово вы справились с заданиями! Теперь Илья Муромец со своими друзьями-богатырями будет играть в такие игры да вас вспоминать! Давайте попрощаемся с нашим гостем!



4. Итог.

-И наше занятие подошло к концу. Вам оно понравилось? Что запомнили? Вы все сегодня – молодцы! До свидания!



Занятие №4

Тема: «Памятники защитникам нашей Родины»

Цель: знакомить детей с памятниками защитникам Отечества, расширять представление о воинах-защитниках в Великую Отечественную войну, воспитывать чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и объявляет тему занятия.

Здравствуйте, ребята! Мы получили письмо (педагог демонстрирует конверт). Интересно, от кого оно?

«Здравствуйте, мои юные друзья, мои потомки!

Пишу вам из далекого прошлого, со времен Великой Отечественной войны. Я – простой русский солдат, воюю с немецкими захватчиками за то, чтобы наша страна была свободна, чтобы все люди жили в ней мирно и счастливо! Очень хочется, дорогие друзья, чтобы память о наших подвигах жила в ваших сердцах, чтобы вы знали, что жили на земле такие герои, которые жизни своей не пожалели ради вашего счастливого детства! Ведь если о нас помнят, значит будущее нашей страны в безопасности и выросло новое, сильное поколение защитников Родины!

С уважением, Русский Солдат».


  1. Основная часть.

- Много лет прошло с тех пор, как мы одержали победу над немецкими захватчиками, фашистами. Это была самая продолжительная и тяжелая война прошлого столетия. Великая Отечественная война, началась 22 июня 1941, а закончилась 9 мая 1945 года. 4 долгих года тяжелых и жестоких сражений. На защиту нашей Родины встали миллионы русских людей. Даже дети, чуть постарше вас, убегали на фронт! Каждый житель нашей огромной страны, прилагал все свои силы для наступления Победы: мужчины, отцы и деды, сражались с врагом на поле битвы, женщины, матери и бабушки, шли на заводы, изготавливали снаряды для фронта, шили одежду и выращивали хлеб для воинов. «Все для фронта, все для победы», - был такой девиз во время войны.

И в память о героях, погибших во время Великой Отечественной войны, созданы великолепные сооружения для того, чтобы люди, живущие во все времена, помнили о подвиге Русского воина, солдата. Такие сооружения называются памятниками.



  • Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, сейчас мы отправимся в интересное путешествие по историческим местам нашей Родины и даже – некоторым странам мира, где стоят памятники нашим русским воинам. Для путешествия нужно выбрать несколько видов транспорта.

Паровоз пыхтит: ( п-п-п). Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Самолет летит: (л-л-л)

Автомобиль гудит: (в-в-в)

А мотор ревет: (р-р-р)

Прокатиться всех зовет: (тр-р-р).

Перед детьми выставляется картина с изображением памятника воину – освободителю в Берлине, русскому солдату с девочкой на руках. Дети рассматривают картину.

- Что вы видите на картине? (Это солдат, воин)

- Почему вы так думаете? (Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч). –Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках? (Ребенок, маленькая девочка).

- Почему девочка на руках у солдата? (Высказывания детей)

- Послушайте, какая история произошла во время войны: « … Во время боя, в Берлине (это столица Германии) наш русский солдат увидел маленькую девочку, которая, видно, отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом идет бой, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он под пули, через улицу и взял ее на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня.…» (отрывок из рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату»).

- Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам отправиться в далекую страну Болгарию, где стоит памятник нашему русскому воину.



Звучит отрывок из песни «Алеша», педагог демонстрирует иллюстрацию с изображением памятника русскому солдату в Болгарии.

- Памятник русскому солдату в Болгарии, - ему дали имя – Алеша,- находится в болгарском городе Пловдив на «Холме Освободителей». В правой руке он держит автомат, направленный к земле, его взор устремился на Восток. Тысячи мирных людей приносят цветы к подножию памятника нашего русского солдата.

- Почему приносят цветы к памятнику? ( Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям). В памятные дни, особенно в день Победы, 9 мая, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди помнят и благодарят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.

- В каждом городе нашей огромной страны есть Вечный огонь – постоянно горящее пламя,- в память погибшим на этой жестокой войне.



Демонстрация изображения вечного огня на Красной площади. Звучит фонограмма «Биение сердца». Педагог предлагает детям встать и почтить память погибших минутой молчания.

  • Игра «Каким должен быть воин?»

Дети становятся в круг и , передавая друг другу мяч, называют качества воина( Смелый, добрый, храбрый, сильный, отважный, умный, любит родину, справедливый, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, крепк4ий, здоровый, могучий, героический и др.).

- Молодцы, ребята! Вы назвали много качеств, которые нужны воинам-защитникам Родины. А без чего солдат не может воевать? (Без сабли, пушки, автомата, пистолета).

- Правильно, недаром говорят: «Солдат без оружия – не солдат»!


  • Игра «Что нужно солдату»

У детей на столах лежат карточки с изображением различных предметов. Задача детей – обвести кружком оружие и то, что необходимо солдату.

- Назовите, какие предметы вы не обвели. Кому и зачем они нужны?



3. Итог.

- Молодцы, ребята! Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу, для того чтобы мы с вами жили спокой1но и счастливо! И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте в Парке Славы и поклонитесь памяти Русскому Солдату!

«Куда бы ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Кто бы ни был ты –

Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, -

Навек запомни:

Здесь лежит твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел, а Родину сберег» (М. И. Исаковский)

- До свидания, ребята, всего вам доброго!

Занятие №5

Тема: « Моя малая Родина – Камчатка»

Цель: расширять и систематизировать знания о родном крае, обогащать активный словарь, воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Ход занятия

Доска оформлена иллюстрациями с изображением камчатских: карты, флага и герба, животных и растений, вулканов, сопок, коренных жителей в национальном костюме.


  1. Организационный момент.

Педагог приветствует детей и проверяет готовность к занятию.

  1. Основная часть.

- Ребята, к какой стране мы живем? (В России).

- Как называется страна в которой мы живем? (Родина, Отчизна).

- А сегодня мы поговорим о малой Родине. Как вы думаете, что обозначают слова «малая Родина»? ( Место, где мы родились, живем вместе с родителями).

- Правильно, ребята! А где мы с вами живем? (На Камчатке)

Правильно, Камчатка – наша малая Родина! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по необычному и загадочному уголку Земли, Камчатскому краю. Здесь есть очень много красивых мест: вулканов, сопок, быстрых рек, живописных лесов. Вулканов на Камчатке насчитывается более ста шестидесяти. Именно здесь находится самый большой вулкан Евразии – Ключевская сопка. Посмотрите, как величественны и красивы эти гиганты! Изображение вулканов украшают флаг и герб Камчатского края и нашего города, Петропавловска – Камчатского.

Педагог демонстрирует изображения флага и герба Камчатского края.

Камчатка – богатейший край, она славится красивой природой, великим многообразием растений ( черемша, папоротник, жимолость, шикша, голубика, брусника, клюква и др.) и животных ( зайцы, лисы, рыси, медведи, соболи, волки). В камчатских реках водится великое множество рыбы-лосося (чавыча, кета, кижуч, голец). Даже по форме Камчатский полуостров сравнивают с рыбой, «хвостом» прикрепленной к материку.



Демонстрация карты Камчатского полуострова.

- Камчатка - это Родина чукчей, ительменов, коряк, эвенов, алеутов. Демонстрация карточек с изображением коренных жителей Камчатки.

- Основным видом деятельности коренных жителей Камчатки являлось оленеводство, охота, рыбалка. Их жилище - чум, яранга - похоже на современную палатку, сделано из шкур оленей. Давайте заглянем в гости к камчадалам, и поможем им собрать рыбный улов.


  • Игра «Рыбалка»

Дети становятся в круг. По считалке выбирают рыбака. Остальные – рыбки. Рыбак вращается по кругу со скакалкой в руке. Задача рыбок – не попасться на крючок. Для этого необходимо подпрыгнуть, чтобы скакалка не задела их. Пойманная рыбка должна сказать, как она называется (названия рыб Камчатки) и выбывает из игры. Игру можно повторить 2 -3 раза.

- Славный улов у нас получился, молодцы! А теперь подарите хозяину свою рыбку!



  • «Построй рыбку»

У детей на столах – наборы счетных палочек, из которых нужно построить рыбу и дать ей название (кета, чавыча, нерка и т.д.).

- Молодцы, ребята! У вас получились очень красивые рыбки!

- Камчатка – это край отважных воинов и моряков. Русские воины героически обороняли земли камчатские во время войны с неприятелем. Их подвиг увековечен в памятниках защитникам, установленных в нашем городе, Петропавловске-Камчатском.

Демонстрация изображений памятников освободителям Камчатки.

- А теперь закройте глазки и послушайте стихотворение о Камчатке. Мысленно нарисуйте картины об услышанном:

Нарисую, как солнце встает

Из-за сопок, покрытых снегами.

Как проносится стая ворон

Над рекой, что играет с волнами.

Как у самой воды на песке

Ловит рыбу медведь косолапый.

Как опенок на старом пеньке

Мне кивает оранжевой шляпой.

Нарисую зеленым ковром

Мох, лишайники, ветки брусники.

И с лукошками местных ребят

На широких полях голубики.

Нарисую красивый залив,

Три скалы одиноких, Три брата.

Здесь, во время далекой войны,

Защищали Отчизну солдаты.

Нарисую любимый дом.

Двор уютный украшен цветами,

Где с подругой играем мячом

И на лавочке книги читаем.

Нарисую на даче себя

У большого куста смородины

Это все – мой любимый край,

Это все – моя малая Родина!

(стихотворение «Нарисую мой край» автор – Мартина Ожалите, ученица 6 класса, средней школы № 8, г. Петропавловска -Камчатского)

- Какие картины вы нарисовали? (Ответы детей).

- Молодцы, ребята! Вы здорово сегодня потрудились!

3. Итог

- Вот и окончилась наша экскурсия по удивительному краю – Камчатке, нашей малой Родине. Понравилась ли она вам? (Ответы)



А что понравилось больше всего? (Ответы) До свидания!

Список литературы

Для педагогов:

  1. Александрова О. В. , Уроки вежливости для малышей., М.: Эксмо, 2010г.

  2. Богуславский Г.А., Памятники Сибири и Дальнего Востока, М.: Советская Россия», 1975 г.

  3. Волина В.В., Загадки от А до Я, М.: «Олма – Пресс», 1999 г.

  4. Евсюков Е. Н., «Солдаты свободы», Старый Оскол, издательство «Ямская степь», 2005 г.

  5. Зацепина М. Б., «Дни воинской славы» (патриотическое воспитание дошкольников), Москва, Мозаика-Синтез, 2010 г.

  6. Кондыркинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» (методическое пособие по патриотическому воспитанию В ДОУ), Москва, Творческий центр Сфера, 2005 г.

  7. Черкесов В.В., «Минерам было по шестнадцать», Белгород, издательство Шаповалова, 2005 г.

  8. ЧиченковА. Н., «Белгородчина в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», Белгород, издательство Константа, 2005 г.

  9. Чудакова Н., Энциклопедия праздников. М.: 1998 г.

  10. Фотоальбом «Дальний Восток» под ред. Добронравовой К. О., М.: «Мысль», 1964 г.

Для детей:

  1. Белоусов Д.М, Зобнинская А.И., Азбука здоровья., М.: 2004 г.

  2. Жукова О. Любимые сказки с заданиями и упражнениями.- М.:»Астрель», 2008 г.

  3. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Страны мира.- М.: ООО «Издательство АСТ», 1998 г.





Смотрите также:
Методическая разработка цикла занятий по развитию речи «Наша Родина Россия»
248.03kb.
1 стр.
Методическая разработка занятия по теме: «История родного края: моя малая Родина деревня Каликино на Борской земле»
78.46kb.
1 стр.
Методическая разработка по дисциплине «Институциональная экономика» для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов
643.8kb.
2 стр.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Россия наша Родина»
41.18kb.
1 стр.
Классный час «Овеянные славою флаг наш и герб»
124.45kb.
1 стр.
Методическая разработка интегрированного урока в 3-м классе по программе Л. В. Занкова. Предмет «Литературное чтение / развитие речи» Тема: "Жизнь дана на добрые дела". Сергей Козлов "Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды"
55.87kb.
1 стр.
Классный час в 7 классе. Классный Вовк Л. Е. Цель: воспитывать бережное отношение к историче­
152.48kb.
1 стр.
Методическая разработка для проведения занятий со студентами дневной и заочной форм обучения по специальности 06. 04. 00 «Финансы и кредит»
1254.67kb.
5 стр.
Методическая разработка по дисциплине «Преступления в сфере экономической деятельности» для проведения семинарских, индивидуальных занятий и организации
648.8kb.
3 стр.
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках краеведения
24.64kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по организации и проведению практических занятий оздоровительной направленности Тема: профилактика нарушения осанки, плоскостопия заборов Вадим Геннадьевич
107.32kb.
1 стр.
Методическая разработка динамика уровня подготовленности подростков в процессе занятий волейболом
213.8kb.
1 стр.