Главная
страница 1
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО зам.директора школы по УВР директор школы:

Развивающего цикла __________/В.И.Абанина/ _______/Т.В.Киселева/

От «____»____2012г. «____»_________2012г. «____»_______2012г.

Руководитель МО:

___/Г.А. Позднякова /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»

8 класс основного общего образования

Уровень базовый

Учитель: Позднякова Г.А.

Квалификационная категория высшая

2012-2013

Пояснительная записка

Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе:

1. федерального компонента государственного стандарта;

2. минимума содержания образования регионального компонента Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс;

3. регионального базисного учебного плана для учреждений НСО;

4. учебного плана Муниципального образовательного учреждения Майской средней общеобразовательной школы.

Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.



Цель курса: формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачи­тельного пользователя и умелого создателя его социокуль­турных ценностей и традиций.

На основе целевой установки программы сформулирова­ны задачи курса:



приобщение учащихся к художественным и эстети­ческим ценностям родного края;

формирование способности к восприятию регио­нальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате — осознание ее цен­ности уникальности и неповторимости;

воспитание уважения к культурному наследию ре­гиона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать инди­видуальную модель социокультурного развития, орга­низовывать личный досуг и включаться в самостоя­тельное художественное творчество;

развитие у школьников системного взгляда на худо­жественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что может спо­собствовать включению подростка в продуктивную, по­исковую и творческую деятельность.

Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант, территориальный принцип, прин­цип интегративности.

Структура содержания программы «Искусство родно­го края» представлена 4 модулями:

«Архитектура и дизайн».

«Музыкальное искусство».

«Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».

«Театр и кино».

В разделе «Архитектура и дизайн» раскрываются вопро­сы из истории становления архитектурного облика Новоси­бирска как областного центра: первые городские постройки, храмы, административные здания города и области, архитек­турные ансамбли, промышленные сооружения, места досуга, жилые массивы; представлено творчество ведущих архитек­торов прошлого и настоящего времени; затронуты вопросы градостроительного дизайна, дизайна окружающей среды, их роль в формировании современного облика города.

Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство» большое внимание уделяется музеям декоратив­но-прикладного творчества и Новосибирскому государствен­ному художественному музею. Раскрывается творчество яр­ких личностей из плеяды новосибирских художников и детских художников-иллюстраторов. Затронуты вопросы воз­никновения истоков современного декоративно-прикладного творчества на примере народных мастеров купинского игру­шечного промысла.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западносибирской студии ки­нохроники и детской студии мультипликации.

Каждый из представленных разделов содержит теорети­ческие сведения, и рекомендации по проведению практиче­ской части занятия по каждой теме.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Искусство родного края» — преемственность в реа­лизации содержания образования с учетом внутри предметных связей, учет межпредметных связей, проектный под­ход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Искусство родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Развитие восприятия произведений искусства школьни­ками осуществляется по модели: «активный зритель, слуша­тель», развитие способности интерпретировать в рамках мо­дели «функция — исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, осно­ванное на развитии полифонического воображения, ассоциа­тивного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет - незачет».

Требования к уровню подготовки выпускников по РК

не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны спо­собствовать овладению учащимися уже названными требо­ваниями, но в деятельностной форме, с учетом специфики выделенного содержания образования БУП региона.

В результате изучения курса «ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ»: в разделе «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» ученик должен: знать / понимать:

— основные направления в истории архитектуры и имена выдающихся архитекторов, работавших в ре­гионе;

— выдающиеся архитектурные памятники Новосибир­ска и Новосибирской области, вошедшие в мировой художественный фонд;

уметь:


выделять характерные черты творческого наследия сибирских архитекторов и дизайнеров, отражающие традиции художественной культуры региона;

показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для высказывания собственного суждения об архи­тектурном облике родного города (села), его ярких представителях; организации личного и коллективного досуга.

в разделе «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать:

— основные имена выдающихся представителей музы­кального искусства — композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

— иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской об­ласти;

уметь:


выделять характерные черты музыкального творче­ского наследия сибирских авторов, отражающие тради­ции художественной культуры региона;

показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

— организации личного и коллективного досуга.

в разделе «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НОЕ ИСКУССТВО» ученик должен: знать / понимать:

основные направления и имена выдающихся пред­ставителей декоративно-прикладного и изобразитель­ного искусства, работавших в регионе в различные ис­торические периоды;

виды деятельности народных умельцев и представи­телей самодеятельного творчества, прославивших край, область, район, село (населенный пункт) или школу;

уметь:

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентация,



проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой и проектной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения;

высказывания собственного суждения о творчестве представителей декоративно-прикладного и изобрази­тельного искусства города Новосибирска и Новосибир­ской области в процессе знакомства с их творчеством.

в разделе «театр и кино» ученик должен: знать / понимать:

основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды; историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:

— показывать способность работать с различными ис­точниками информации и преобразования ее в интел­лектуальные продукты (реферат, доклад, презентацию, проект и т. п.) на основе собственной учебно-поисковой, исследовательской и проектной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни: для ориентации в классическом наследии и совре­менном процессе становления художественной культу­ры, сопоставляя его с региональными особенностями развития искусства; высказывания собственного суждения о театральных постановках;



— организации личного и коллективного досуга (посе­щение театров).

Реализация данного курса предполагает использование методов художественной педагогики.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1

Архитектура и дизайн

7

2

Музыкальное искусство

8

3

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

8

4

Театр и кино

7

5

Проектная и исследовательская деятель­ность учащихся. Защита творческих проектов

4

Итого

34

Тематический план

№ п/п

Наименование раздела и темы программы

Кол-во

часов





Раздел 1. Архитектура и дизайн

8

1.1

История градостроительства

1

1.2

История градостроительства (виртуальная экскурсия)

1

1.3

Архитектурные ансамбли

1

1.4

Храмы

1

1.5

Храмы нашей малой родины

1

1.6

Жилые массивы

1

1.7

Места досуга

1

1.8

Защита проектов

1




Раздел 2. Музыкальное искусство

9

2.1

Из истории музыкальной культуры Новосибирской области

1

2.2

Новосибирские композиторы — детям

1

2.3

Народное музыкальное творчество

1

2.4

Общее знакомство с хоровыми коллективами

1

2.5

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

1

2.6

Новосибирский академический симфонический оркестр

1

2.7

Музыкальные театры Новосибирска

1

2.8

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

1

2.9

Защита творческих проектов

1




Раздел 3. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

9

3.1

Истоки современного декоратив­но-прикладного творчества. Исто­рия развития народных ремесел

1

3.2

Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

1

3.3

Народные мастера

1

3.4

Музеи

1

3.5

Новосибирский государственный художественный музей

1

3.6

Посещение виртуальных музеев.

1

3.7

Выставочный зал Союза художников

1

3.8

Новосибирские художники-иллюстраторы

1

3.9

Защита творческих проектов

1




Раздел 4. Театр и кино

7

4.1

Новосибирск театральный. Общий обзор: из истории создания театров

1

4.2

Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

1

4.3

Новосибирская студия кинохро­ники

1

4.4

Кинохроника родного края

1

4.5

Детская студия мультипликации

1

4.6

Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».

1

4.7

Защита творческих проектов

1

Резерв 3 часа

Раздел 1


АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН 7 часов

Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 1.1: «История градостроительства» 2 часа



Основные теоретические сведения на занятии Вопросы Генерального плана строительства города, гра­достроительный дизайн, его роль в формировании совре­менного облика Новосибирска. Летописец истории градо­строительства Новосибирска С. Н. Баландин. Первые городские постройки, административные здания города и области, промышленные сооружения. Ведущие архитекторы: А. Д. Крячков, Б. А. Гордеев, Т. Я. Бардт, К. Е. Осипов и др.

Практическая работа

Урок - обзорная экскурсия (реальная или виртуальная с использованием видеоисточников). Рассказ об истории и ар­хитектуре Новосибирска, Академгородка, районах Новоси­бирской области.

Тема 1.2: «Архитектурные ансамбли» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Архитектурные сооружения — один из показателей культурной составляющей жизнедеятельности региона. Пред­метно-пространственная среда.

Примерный художественный материал

Архитектурные ансамбли центра: центральная площадь Новосибирска Областной краеведческий музей, здания Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, здания 40-х годов застройки, здания XXI века; площадь Свердлова, здания администрации Ново­сибирской области, Новосибирского государственного ху­дожественного музея; первый 100-квартирный жилой дом, здания и постройки начала века; сквер Героев революции; мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» Монумент Славы.

Дизайн окружающей среды: малые архитектурные формы как объект индустриального дизайна (павильоны, киоски, светильники, фонтаны, цветники). Городская скульптура «Светофор и милиционер» и др.

Тема 1.3: «Храмы» 1 час



Основные теоретические сведения на занятии

Храмы как воплощение исторической памяти народа. Роль храма в организации жизненного пространства жителей города и данной местности. Собор Александра Невского (1895 г., архитектор К. К. Лыгин), Вознесенский кафедральный собор (1913 г.); часовня святителя Николая Чудотворца, соборы и храмы Новосибирской области.

Тема 1.4: «Места досуга» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии Культурные центры областного, районного, городского мегаполиса, его функции, особенности архитектурной компо­зиции. Дизайн отдыха горожан: парковые зоны, зоопарк, дет­ские, спортивные площадки, пляж и др.

Ведущие архитекторы: А. А. Воловик (Речной вокзал, гостиница «Обь», здание аэропорта «Толмачёво», Государ­ственная публичная научно-техническая библиотека СО АН СССР).



Практическая работа

Деловая игра «Ты — архитектор». Создание архитектур­ного замысла места досуга в твоем районе (селе) и его осу­ществление.

Тема 1.5: «Жилые массивы» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Инфраструктуры жилого массива: школы, детские сады, здания общего пользования. Дизайн интерьера как микро­среда человека.

Ведущие архитекторы: В. П. Авксентюк (здание Внешторгбанка, жилой комплекс «Тихая площадь», реконструк­ция Вознесенского кафедрального собора и пригородного

комплекса в Новосибирске); В. В. Бородкин (деловой центр «Зелёные купола», римско-католический костел).

Раздел 2

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 9 часов

Защита творческого проекта. 1 час

Тема 2.1: «Из истории музыкальной культуры Новосибирской области» 2 часа



Основные теоретические сведения на занятии

Народная консерватория, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны — мировая и всероссийская извест­ность: М. С. Лебензон, 3. Л. Брон, М. В. Богуславский, В. Ре­пин, В. Коновалов.

Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов и др.

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда, К. Журавлев и др.

Тема 2.2: «Народное творчество» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамбля­ми, исполнителями на русских народных инструментах.

Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина; твор­чество братьев Геннадия и Александра Заволокиных; Сибир­ский народный хор; ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой; ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной; ансамбль В. Асанова.

Тема 2.3: «Музыкальные коллективы



Новосибирской филармонии» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с историей создания Новосибирской филар­монии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инстру­ментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.

Тема 2.4: «Музыкальные театры Новосибирска» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной коме­дии.



Раздел 3

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 9 часов

Защита творческого проекта. 1 час.

Тема 3.1: «Истоки современного декоративно-прикладного творчества, развитие народных ремесел» 1 час



Основные теоретические сведения на занятии

Истоки современного декоративно-прикладного творчест­ва, развитие народных ремесел.

Тема 3.2: «Музеи декоративно-прикладного искусства 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания музеев декоративно-прикладного искусства. Новосибирский краеведческий музей, музей «Си­бирская береста», Новосибирский музей игрушки, Центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж».

Т е м а 3.3: «Народные мастера» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Знакомство с купинским игрушечным промыслом, изде­лиями народных мастеров Е. Д. Дьяковой и Т. С. Лысенко.

Тема 3.4: «Новосибирский государственный художественный музей» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

История создания и становления Художественного музея (картинной галереи). Просветительская и образовательная функции Художественного музея. Русская живопись и гра­фика первой трети XX века. Иконы XV - XIX веков. Уни­кальная коллекция полотен И. К. Рериха. Произведения Н. Д. Грицюка. Действующие выставки.



Практическая работа

Посещение виртуальных музеев. Знакомство с уникальными коллекциями Н. К. Рериха, рус­ской живописью и графикой первой трети XX века, произве­дениями Н. Д. Грицюка, иконами XV - XIX веков (по выбору учителя и учащихся).

Тема 3.5: «Выставочный зал Союза художников» 1 час

Основные теоретические сведения на занятии

Общее знакомство с творчеством новосибирских худож­ников: X. А. Аврутис, Н. Д. Грицюк. Г. Н. Трошкин, А. Г. Позднеев, С Мосиенко, И. В. Титков (возможны другие вари­анты).



Практическая работа Мини-сочинение «Размышление у картины» (художник — по выбору учащихся).

Тема 3.6: «Новосибирские художники-иллюстраторы» 1 час



Основные теоретические сведения на занятии

Обзор творчества художников — «Рыцари Её Величества Книги»: Ю. Е. Ефимова, С. Гороховского, С. В. Калачева, А. Шурица.



Практическая работа

Сравнительный анализ творчества художников Алексан­дра Шурица, Спартака Калачева, Эдуарда Гороховского.

Раздел 4

ТЕАТР И КИНО 7 часов

Тема 4.1: «Новосибирск театральный» 2 часа



Защита творческих проектов. 1 час.

Основные теоретические сведения на занятии

Общий обзор: из истории создания театров; посеще­ние — по выбору. Драматические театры: Новосибирский те­атр «Красный факел», Новосибирский областной театр дра­мы, Новосибирский городской драматический театр под ру­ководством Сергея Афанасьева, Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.

Тема 4.2: «Новосибирская студия кинохроники» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

Из истории создания сибирской хроники: первый кино­театр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западносибирской студии кинохро­ники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западносибирского отделения Союза кинематографистов СССР).

Практическая работа

Круглый стол по проблемам истории документального ки­но: актуальность кинохроники родного края. Раскадровка своего клипа о Новосибирске.

Тема 4.3: «Детская студия мультипликации» 2 часа

Основные теоретические сведения на занятии

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи­тель Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».

Практическая работа

Творческий проект или сценарий «Мы делаем фильм о родном городе».



В конце курса или каждого раздела проходит презентация творческих проектов. Формы подачи материала различные: — устная — доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама и т. д.


Смотрите также:
Рабочая программа по предмету «искусство родного края» 8 класс основного общего образования Уровень базовый Учитель: Позднякова Г. А
200.6kb.
1 стр.
Рабочая программа для основного общего образования (Базовый уровень) по литературе 11 класс
884.19kb.
5 стр.
Рабочая программа по мхк основного общего образования 8 класс Количество часов: 35(1ч в неделю) Уровень: базовый
203.02kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «история Алтайского края». 9 класс.
174.76kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету «обществознание». 6 класс.
171.67kb.
1 стр.
Рабочая программа по искусству 8-9 класс учитель: А. Р. Будаева
337.14kb.
1 стр.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа (базовый уровень) Учитель: Краюшкина Ольга Александровна 11 класс
176.22kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
385.58kb.
2 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» 5-9 классы
1327.41kb.
6 стр.
Рабочая программа учебного курса основного общего образования по истории Древнего мира 5 класс Учитель: Миннебаева Г. Ш
479.56kb.
1 стр.
Приказ № от 2012 г рабочая программа география 11 класс
695.77kb.
5 стр.