Главная
страница 1
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа »

мкр. Вынгапуровский


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по Директор МОУ СОШ

объединения учителей УВР___________________ ___________________

начальных классов

Протокол №___

от «31» августа 2011года от «__» сентября 2011года от «__» сентября 2011года


Руководитель методического

объединения:____________




Рабочая программа

по музыке

для 4 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)


Составитель: учитель музыки

Шорина Райля Хасановна



2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке в 4 классе составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы Е. Д. Критской ( Музыка 4 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина - М: Просвещение, 2007 г. )

Планирование включает обязательный минимум содержания начального музыкального образования. Программа для четвертого класса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

С целью реализации практических по программе музыка в 4 классе выделены часы на контроль знаний и умений:

Контрольные работы - 4 часа

Структура документа

Данная программа включает следующие разделы: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание курса, с распределением учебных часов по разделам в соответствии с учебно-тематическим планом, Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения, Календарно – тематическое планирование, в котором излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся, ориентирующие учителя на результаты педагогического процесса.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения музыки на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы./ Е.Д.Критская. – Москва: «Просвещение», 2008год. Наряду с учебником учащимся предлагается Рабочая тетрадь для 4 класса / Е.Д. Критская - 2010г.

Использование рабочих тетрадей дает закрепление изученных тем в заданиях. Рабочие тетради учитывают возрастные возможности ребенка и его интересы.

а также методических пособий для учителя: Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.

Предметом обучения музыке в начальной школе являются все виды музыкальной деятельности, направленные на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекающие как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Возможности музыкального воспитания детей реализуются при организации процесса обучения, которая создает условия для наиболее полного и эффективного музыкального развития школьников.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Учитывая эти особенности,



Целью программы по музыке является – формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьника, что наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Изучение музыкального искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих основных задач:



  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности, расширение представлений детей о мире музыкального искусства, главным образом, программной музыки.

  • становление нравственных позиций личности ребенка при восприятии музыки в разных видах музыкальной деятельности.



  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

  • развитие музыкально – творческих способностей учащихся, музыкально- слуховых представлений о языке музыки.

  • накопление на основе восприятия музыки интонационно – образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

  • Формирование достаточного образовательного уровня, необходимого для успешного обучения в среднем звене школы.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание данной программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.

Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово - стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б, В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куп- : летная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.



Критерии отбора музыкального материала в данную программу по музыке заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского: художественная ценность музыкальных | произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами данной программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

Принцип триединства деятельности композитора исполнителя слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; и в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений,

Интонациониость выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) и опору на выявление жизненных связей музыки.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.



Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в 4 классе разнообразны по своему содержанию. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно - педагогическая идея.

В программе раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.

Методы музыкального обучения, представленные в программе, наиболее полно отражают процесс развития музыкальной культуры младших школьников, а также цель, задачи и содержание изучаемого предмета. Это методы художественной педагогики.

Среди них:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Весь музыкальный материал в 4 классе распределен по следующим (7) учебным разделам: «Россия - Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) обозначены в аннотациях к каждому разделу программы, а также предлагаются на страницах учебников и тетрадей. Постепенное их усвоение подкрепляется музыкальной деятельностью детей.

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — успех его музыкально-педагогической деятельности.



Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения:

В результате изучения программы музыка ученик 4 класса к концу учебного года должен



Знать/ понимать:

  • Знать имена и фамилии композиторов, изученных в 4 классе: Ф. Шопен, И.С.Бах, Л.В.Бетховен, С.В.Рахманинов, М.Мусоргский, А.И.Хачатурян, Н.А. Римский –Корсаков, К. Глюк, М. И. Глинка.

  • Знать названия различных видов оркестров: оркестр русских народных инструментов, симфонический оркестр

  • Знать изученные музыкальные понятия, жанры и формы музыки, названия музыкальных инструментов

  • Иметь представления о творчестве изучаемых композиторов и времени, в котором они жили.

Уметь:

  • Узнавать на слух музыкальные произведения, изученные в 4 классе, уметь размышлять о прослушанных произведениях

  • Высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки, с учетом полученных знаний

  • Эмоционально и осознанно воспринимать нравственно – эстетическое содержание музыки: народной и сочиненной композиторами, различать русскую музыку и музыку других народов, понимать, что музыка разных народов выражает общие для всех людей чувства и мысли.

  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности: чисто интонировать по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен, петь с дирижированием, импровизировать мелодии на стихотворные тексты в соответствии с их эмоционально – образным содержанием.

  • Узнавать звучание различных певческих голосов: бас, тенор, баритон, сопрано, меццо – сопрано, контральто, хоров: мужские, женские, смешанные, детские, музыкальных инструментов и оркестров.

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:



  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальные речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;




  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;




  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;




  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.



Учебно-тематический план



п/п

Раздел. Тема

Кол-во часовВсего

В том числе:

Уроки

Уроки контроля (обобщающие уроки)




1 полугодие. 1 четверть. Раздел 1. Россия-Родина моя

16

14

2

1/2

Мелодия. Ты запой мне ту песню.

2

1

-

3

Что не выразишь словами, звуком на душу навей. Как сложили песню.

1

1

-

4

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

1

1

-

5

«Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! Жанры народных песен

1

1

-

6

Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга.



1

1

-

7

Кирилл и Мефодий.

1

1

-

8

Праздников праздник, торжество из торжеств

1

1

-

9

Ангел вопияше

1

1

-

10

Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщающий урок.

1

-

1

11

2 четверть Раздел 3 День, полный событий. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

1

1

-

12

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

1

-

13

Что за прелесть эти сказки! Три чуда

1

1

-

14

Ярмарочное гулянье

1

1

-

15

Святогорский монастырь

1

1

-

16

Приют, сияньем муз одетый… Обобщающий урок

1

-

1




2 полугодие. 3 четверть Раздел 4 Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

18

16

2

17

Композитор – имя ему народ.

1

1

-

18

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

1

1

-

19

Народные праздники. Троица.

1

1

-

20

Раздел 5. В Концертном зале Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)

1

1

-

21

Вариации на тему рококо

1

1

-

22

«Старый замок». М. П. Мусоргский

1

1

-

23

«Счастье в сирени живет…» С. Рахманинов.

1

-

-

24

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы…. Обобщающий урок.

1

-

1

25

4 четверть Раздел 6 В музыкальном театре. М. И. ГлинкаОпера «Иван Сусанин»

1

1

-

26

М. П. Мусоргский Опера «Хованщина

1

1

-

27

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

1

-

28

И. Ф. Стравинский Балет «Петрушка»

1

-

-

29

Театр музыкальной комедии

1

1

-

30

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье……. Прелюдия. Исповедь души.

1

1

-

31

Мастерство исполнителя.

1

1

-

32

Проверь себя

1

-

1

33

Обобщение музыкальных впечатлений за год

1

1

-

34

Музыкальные зарисовки

1

1

-




Всего:

34

30

4



Содержание учебного предмета

Раздел 1. Россия-Родина моя (5 часов)

Общность интонации народной музыки и музыки русских композиторов.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Лирическая и патриотическая темы в русской классике.


Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм» (5 часов)

Святые земли Русской.

Праздники русской православной церкви. Пасха.

Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.


Раздел 3. День, полный событий (6 часов)

«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным.

Музыкально-поэтические образы.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов.

Интонационная выразительность народных песен.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Вариации в народной и композиторской музыке.

Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. В концертном зале (5 часов)

Различные жанры вокальной, фортепианной, симфонической музыки.

Интонации народных танцев.

Музыкальная драматургия сонаты.

Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. В музыкальном театре. (5 часов)

Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Жанры легкой музыки.

Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.

Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов.

Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах.

Форма музыки (трехчастная, сонатная)

Авторская песня.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Учебно-методическое обеспечение:
а) основная литература:


  1. Музыка. 1-8 кл.: Программа для общеобразовательных учреждений /Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004г.

2 Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5 – 8 кл./ Авторы: В. В. Алев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М. : Дрофа, 2006 г.

3. Программа Музыка Начальные классы. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М: «Просвещение», 2005 г

4. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Часть 2. Музыка, М. «Просвещение, 2007г.
б) Учебно-методические комплекты:
Учебно-методический комплект «Музыка» для четырехлетней начальной школы. Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина (учебники, рабочие тетради для учащихся, хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, методическое пособие для учителя.
в) Методические пособия для учителя:

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя - музыканта. - М., «Владос» 2003 г.


 2. Музыка: 1-4 классы. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.

 3.Аттестация учителей предметов художественно - эстетического цикла: «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» / Отв. Ред. Л.Я.Олиференко. - М: ИПК и ПРО МО, 2007г.


      4. «Методика музыкального воспитания младших школьников». Авторы: М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова / М.: «Академия», 2001г.
      5.Методика музыкального воспитания в школе. Авторы: Л. Г. Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, М.: Академа, 2001 г.
    
   

\


Смотрите также:
Программа для четвертого класса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. С целью реализации практических по программе музыка в 4 классе выделены часы на контроль знаний и умений
190.65kb.
1 стр.
Учебная программа по музыке для 1 класса 1 час в неделю (всего 33 часа) 2010 2011 учебный год
621.4kb.
2 стр.
Моу сош пгт. Новокручининский Рассмотрено: на заседании мо учителей математики и информатики
145.73kb.
1 стр.
Заседание мо учителей Зам директора по увр директор моу сош
201.65kb.
1 стр.
Час читателя
239.39kb.
1 стр.
Программа по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний
25.98kb.
1 стр.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю)
189.94kb.
1 стр.
Программа рассчитана на изучение в 11 классе 1 час в неделю (34 часа)
183.12kb.
1 стр.
Программа рассчитана на 105 часов (3 учебных часа в неделю)
469.21kb.
4 стр.
Дорошенко Екатерина Фёдоровна, учитель музыки моу мсош №1 мо кольский район Мурманской области Мурмаши, 2012 пояснительная записка рабочая программа
226.87kb.
1 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 1 класс
299.48kb.
1 стр.
Учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов (при 35 недельном обучении) для обязательного изучения учебного предмета в 8 классе из расчета 2 учебные часа в неделю
424.11kb.
2 стр.