Главная
страница 1
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Спихина Ирина Николаевна, г. Гусь-Хрустальный, МОУ «OOШ № 16», учитель, e-mail: centereducation@yandex.ru
В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.

В Федеральном компоненте образовательного стандарта по русскому языку среди целей, направленных на изучение русского языка, на первое место поставлено «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности». Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит очень остро. Сегодня в процессе изучения русского языка необходимо одновременно приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа, формировать культуроведческую компетенцию, включающую «в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи.

Развитие информационных и компьютерных технологий, процесс глобализации могут привести к отходу от национальных ценностей и традиций русского народа. Заботой об очищении русского языка от засоряющих его просторечных, жаргонных и заимствованных слов проникнуты возникающие в печати дискуссии о состоянии современного словоупотребления. К сожалению, сегодня приходится признать, что в общении людей чувствуется утрата речевых традиций, мы перестали любить слово, интересоваться его богатейшими возможностями. А ведь слово недаром дано человеку! Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность.

Мы, учителя русского языка и литературы, обладаем неоспоримым преимуществом перед всеми радетелями за наш язык в деле приобщения молодого поколения к национальным русским традициям непосредственно через уроки и внеклассную работу.

В настоящий период информатизации общества одним из условий организации эффективного обучения, работающего на формирование ключевых компетенций, индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня интернет-ресурсов важное место в учебном процессе занимают сетевые телекоммуникационные проекты. Сетевой телекоммуникационный проект – совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.

С 2006 года на кафедре гуманитарного образования ВИПКРО им. Л.И. Новиковой организуются сетевые телекоммуникационные проекты.

В 2008 году на Вики-Владимир стартовал сетевой телекоммуникационный проект «Мы сохраним тебя, русская речь?». Свои проектом нам хотелось увлечь подрастающее поколение любовью к словесности, заострить внимание на проблеме экологии языка, сетевом этикете. Ведь духовное возрождение начинается с возрождения национального, с роста национального самосознания. А основой национального самосознания всегда был родной язык. Само общество может развиваться и совершенствоваться, пока совершенствуется личность. И, значит, опять-таки все зависит от каждого из нас. Вместе мы сумеем победить равнодушие к родному слову. Язык – это стихия, но стихией надо учиться управлять.



Цель проекта: привлечь внимание участников образовательного процесса к проблемам русской речи и разработать стратегию выхода из сложившейся ситуации.

Задачи:

- привлечь внимание к ценностям национальной культуры;

- показать красоту и выразительность русской речи;

- провести исследования в различных средах общения;

- предложить свой путь решения проблемы.

В процессе работы над этапами проекта учащиеся самостоятельно проводят поиск, анализ и отбор нужной информации по заданной теме; выбирают средство обработки и оформления результата; выкладывают материал на страницу проекта.. Такие виды деятельности развивают творческий потенциал, аналитические способности, вербальные навыки, создают условия для уверенного ориентирования в информационном пространстве. Работа над проектом, рецензирование чужих материалов формируют навыки работы в команде, развивают умение аргументировать и отстаивать своё собственное мнение, что позволит учащимся проще и быстрее адаптироваться в социуме вообще и будущей профессиональной деятельности в частности.

При выполнении заданий проекта учащиеся выступают в разных ролях: библиотекаря, корреспондента или социолога, составителя словаря и, наконец, роль государственного деятеля; презентуют результаты работы с использованием компьютерных технологий; разрабатывают критерии оценивания результатов проекта.



Результат:

- Раскрытие творческого потенциала участников проекта (поэтический альманах «О русском языке с любовью…»).

- Выравнивание словарного запаса и уровня знаний о языке и культуре («Бестолковый словарик»).

- Сохранение русского языка как части духовной культуры (сборник «Полезные советы»).



Библиографический список:

  1. Дистанционный курс "Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов" http://mou099.omsk.edu.ru/proect_all/tema_1.htm

  2. Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе.
    Участие в интернет-проектах.
    http://www.websib.ru/ites/2003/04a-01.htm

  3. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи, М.: Просвещение, 2007, с.

  4. ФГОС. Примерные программы по русскому языку и литературе http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625

  5. Шевченко И.А. Работа по формированию культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в 5,6,9-х классах (методическая разработка), Ярославль, 2009, с. 8-10



Приложение

Проект «Мы сохраним тебя, русская речь»?

ИДЕЯ ПРОЕКТА

В наш стремительный век информатизации чувствуется утрата речевых традиций русской речи. Мы перестали интересоваться богатейшими возможностями слова. Наша речь – безлика и стандартна. Общение сводится к переписке по e-mail, SMS, ICQ…

А ведь «В начале было Слово»! И значит, Слово недаром дано Человеку…

Почему наша речь стала немногословна, невнятна и невыразительна? Как вернуть богатство и выразительность живой русской речи? Давайте проведем исследование по этой проблеме, узнаем мнение об этом окружающих и подумаем вместе, как мы можем вернуть утраченные речевые традиции русской речи.



НАПРАВЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Основополагающий вопрос:

«Как вы поймете без любви

Всю прелесть русской речи?»

Проблемные вопросы:


  1. Как поэты 19 – 20 веков выражали свое отношение к русскому языку?

  2. Каковы актуальные проблемы речи в наш век информатизации?

  3. Что засоряет нашу речь?

  4. Что следует сделать, чтобы сохранить богатство и выразительность речи? Каково ваше видение решение проблемы?

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Все желающие школьники 5-11 классов: как команды, так и индивидуальные участники.



КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА?

Если вам интересно:



  • расширить круг друзей и единомышленников;

  • сделать общение ярким, живым, эмоциональным;

  • сохранить русский язык как часть духовной культуры;

  • повысить уровень собственной грамотности, а значит – стать образованным человеком!

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: (длительность проекта – 2,5 месяца)

Этапы проекта

Сроки проведения

Первый этап. Регистрация, знакомство с темой проекта, обсуждение плана работы над проектом.

2 недели

Второй этап. Создание публикации "Поэзия о русском языке"

2 недели

Третий этап. Исследование речи. Составление "Бестолкового словарика"

3 недели

Четвертый этап. Оформление предложений по решению проблемы в виде мультимедийной презентации/видеоролика для сборника полезных советов

2 недели

Пятый этап. Подведение итогов проекта

10 дней



ЗАДАНИЯ ПРОЕКТА

Задания 1 уровня
Создайте публикацию «Поэзия о русском языке», для этого:

  • найдите стихи о русском языке

  • попробуйте выразить свое отношение к русскому языку в стихотворной форме.

Свою работу вы можете проиллюстрировать изображениями, аудио- и видеофайлами. Для создания публикации используйте любые технологии, разместите свои материалы на удобном для вас сервисе Интернета.
Задания 2 уровня

Проведите исследование среди одноклассников, родителей, учителей по вопросу засорения русской речи канцеляризмами, штампами, заимствованными словами и др. – словесный «мусор». Опишите речевую ситуацию, в которой употреблено слово.

Занесите собранный материал в таблицу, распределив слова по группам:

Категория респондентов

Языковые ошибки

Заимствованные слова

Неправильное ударение

Жаргонизмы

Другой словесный "мусор"

Ученики

.

.

.

.

.

Родители

.

.

.

.

.

Учителя

.

.

.

.

.




Неформальное общение (очное)

Неформальное общение (в сети)

Язык СМИ

Общение в образовательное среде

 %

 %

 %

 %

Проанализируйте собранный материал и сделайте вывод: что делает нашу речь безликой и стандартной? Создайте словарные статьи словарика «мусорных» слов - «Бестолковый словарик».


Задания 3 уровня

Обобщите весь собранный материал и предложите свой вариант по решению поднятой в проекте проблеме.

Свои мысли оформите в виде мультимедийной презентации, видеоролика для создания мультимедийного сборника полезных советов.
Результаты проекта:

- Поэтический альманах «О русском языке с любовью…»;

- «Бестолковый словарик»;

- Сборник медиаматериалов «Полезные советы».
Презентация итогов проекта была представлена на научно-практической конференции «Слово, предложение, текст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты» (Владимир, ВИПКРО, 19 марта 2009 года).

Адрес проекта в Интернете: Сетевой проект: «Мы сохраним тебя, русская речь?»



Страница общения участников проекта







Смотрите также:
Формирование культуроведческой компетенции через сетевой телекоммуникационный проект
90.18kb.
1 стр.
«Праздник Рождества»
179.73kb.
1 стр.
Тема опыта
312.58kb.
1 стр.
Сетевой проект «Живой символ Арктики»
66.28kb.
1 стр.
Чиханова Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №29 г. Владимира Повторю истину, ставшую прописной: литература
86.92kb.
1 стр.
Телекоммуникационный проект как средство активизации учебной деятельности школьников
43.58kb.
1 стр.
Квн для учащихся 8-9 классов Цель
27.57kb.
1 стр.
Анализ работы г ородского м етодического с овета учителей-филологов г. Оленегорска за 2011- 2012 учебный год
64.1kb.
1 стр.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в условиях современного пространства
50.04kb.
1 стр.
«Широкая Масленица»(проект)
48.55kb.
1 стр.
Eg-pms-lan программируемый сетевой фильтр с управлением через локальную вычислительную сеть инструкция по эксплуатации
388.75kb.
4 стр.
Телекоммуникационный проект для учащихся 2-5 классов «Я в мире людей» мобу дактуйская сош
112.59kb.
1 стр.