Главная
страница 1
Татарское народное искусство”

Конспект занятий в старшей группе детского сада



Задачи

Закрепить знания детей о Казани – столице Татарстана, ее исторических памятниках и достопримечательностях;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами;

Развивать чувство цвета, формы и композиции;

Воспитывать интерес к историческому прошлому столицы и гордость за свой народ.

Предварительная работа

Беседы по истории родного края;

Рассматривание наборов открыток, иллюстраций, книг с изображением видов Кремля;

Прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева;

Разучивание стихотворений о Казани;

Материал к занятию

Иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Казани, альбомы, магнитофон, диски, с татарской национальной музыкой.

Изобразительный материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбитеек.

Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа



Введение.

Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. В соответствии с требованиями “Программы воспитания и обучения в детском саду”: - я знакомлю детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии моя главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.



Программное содержание:

Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.

Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего, края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.

Образовательные задачи: Познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.

Развивающие задачи: Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.

Словарная работа: Обогащение словаря – Разновидности орнамента: цветочно – растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: “Сабантуй”,”НеYPYЗ”.

Наглядный материал: пособия” Разновидности орнамента”, изделия из бабушкиного сундука.

Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение литературных произведений Д.Р. Шарафутдинова “Традиционная культура татарского народа”, Ф. Валеева “Татарский народный орнамент” . Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с республикой в которой мы живем, с ее праздниками.

- Кто мне скажет, как называется республика в которой мы живем?

Дети: Татарстан

- Правильно. Мы с вами проживаем в республике, которая называется Татарстан. В нашей республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете. Ребята, а как называется столица Татарстана?

Д: - Казань.

В: - Правильно. Казань – это большой и красивый город. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, электричке. В городе построено метро, на котором можно быстро доехать из одного конца города в другой. Поэты Татарстана посвятили Казани свои стихи: Наши ребята тоже знают стихотворения о Казани. Давайте послушаем.

( Дети читают стихи о Казани)



1-й ребенок:

Радостью Казань моя полна

И светла и зелена.

Город кажется весной

Белой чайкой над волной.

Чудные парки и сады

Всюду яркие цветы.

В этом городе живет

Дружный труженик - народ.

2-й ребенок:

Хороша ты, Казань, в предрассветную рань

Ты, Казань, как сад весной со всей страной

Цветешь всегда ты, город мой,

Любимая моя Казань.

В:- Ребята, правда красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки.

Казань- это древний город. Стоит наша столица на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, где вы бывали со своими родителями, зоопарк, театр кукол “Экият”. Но главная достопримечательность это, конечно Казанский Кремль.

( Показать иллюстрации Казанского Кремля)

Посмотрите, как величественно он стоит на самом высоком месте Казани. Ночные огни Кремля далеко видны. Правда очень красиво?

Ребята, а сейчас давайте вспомним о любимых праздниках татарского народа. Какие вы праздники знаете?

Д:- Науруз,Сабантуй.

В: -На татарском языке праздник переводится как “Байрам”

И действительно один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только у нас в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народа ( Показать картинку с фрагментами праздника)

А сейчас послушайте стих, А. Кулибиной, посвященный этому празднику, который так и называется “Сабантуй’’.

После сева летним днем

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне силачи!

Вот высокий лист стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронесли.

Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни. Вот отрывок одной из песни мы сейчас с вами прослушаем. Эта песня так и называется “Сабантуй”…

Понравилась вам эта песня? Действительно очень веселая, задорная.

В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, хворост.) Праздник Сабантуй укрепляет родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах РТ,

а так же за пределами Татарстана и России.

Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды.На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях куклы Алсу, Ринат, Гульнара. Они одеты в татарские национальные костюмы. – Ребята, кто мне скажет, что у Гульнары на голове? Во что она одета? А во что одет Ринат, как называется его головной убор? А как называется головной убор Алсу? (тюбитейка, калфак)

А сейчас посмотрите на иллюстрации. На них изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было неизменно широким, внизу- оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук.

Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла еще одна девочка. Она тоже в национальном костюме, но у нее нет калфака и фартука. Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок- украсим фартук и калфак с татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.

Ребята, для того, чтобы красиво нарисовать орнамент, нужно подготовить наши пальчики к рисованию, а для этого надо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика “замок”

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?( Руки сцеплены)

Постучали,(не расцепляя кистей рук похлопать)

Покрутили,(покрутить руками)

Потянули

Расцепили.

Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе.

Как я уже сказала, сегодня мы будем украшать татарским орнаментом калфак и фартук.

Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный: мотивы волнообразных побегов( в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника.(Показать на вышивках).Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2)Второй вид орнамента» геометрический»-применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид-«зооморфный»:среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.

А сейчас вы выберете по своему желанию то, что он хочет украшать: фартук или калфак. Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов, сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один, два и разместите его на изделии так каким вы хотели бы видеть свой орнамент. Затем простым карандашом переведите его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки.(Детям напоминается что они должны закрашивать аккуратно не выходя за контуры и не оставляя просветов)

(Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).

В: - Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие фартуки и калфаки у нас получились. Давайте примерим . Думаю что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой.

( Рассмотреть рисунки детей)

Молодцы! Занятие окончено. А сейчас я хочу угостить вас татарским национальным блюдом чак-чак.

“Для демонстрации изделий на картоне нарисована и вырезана девочка. На плечах и на поясе прорезы для демонстрации одежды.”



Заключение.

Дети на занятии познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества ( в народном прикладном искусстве - татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.


Смотрите также:
Конспект занятий в старшей группе детского сада Задачи
65.68kb.
1 стр.
«Эмблема и гимн детского сада» Общие положения
29.63kb.
1 стр.
«К сороке в гости»
77.13kb.
1 стр.
Конспект открытого занятия для педагогов доу №7 по математике в старшей группе
32.02kb.
1 стр.
Недоспасова Е. В. воспитатель Демаринского мдоу д/с «Колокольчик»
152.07kb.
1 стр.
Юбилейный выпуск, посвящённый 55-летию со дня основания детского сада
122.86kb.
1 стр.
Книга для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1990. Е. Н. Вавилова. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2006
311.43kb.
1 стр.
Перспективное планирование по краеведению в старшей группе. Пояснительная записка Перспективное планирование по краеведению в старшей группе составлено с целью использования в разделе «Познавательное развитие»
57.9kb.
1 стр.
Конспект открытого индивидуального занятия в старшей логопедической группе «Звук [Ж]» Учитель-логопед Мещерякова Л. В
44.63kb.
1 стр.
Мадоу кулаковского детского сада
140.23kb.
1 стр.
Конспект беседы в старшей группе «Ты, Кубань, ты наша Родина!»
34.18kb.
1 стр.
Образовательная программа детского сада, разработанная в соответствии с фгт, внедрена согласно плана. Это действие сопровождалось рефлексией педагогов на семинарах под руководством профессора сфу в. Г
104.87kb.
1 стр.