Главная
страница 1

3.3. Введение в школе предпрофильной подготовки (ППП)

     Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы. 

   После окончания школы продолжают обучение 87% выпускников, но  лишь около 50% выпускников работают по своей специальности, половина не устроена. Возможные  причины: профессия не востребована по месту жительства, не осознанный выбор профессии (получил по желанию родителей и лишь бы поступить учиться).

    В настоящее время трудоустройство выпускников осложняется и тем, что в нашем селе они не могут найти достойную работу.

   У многих возникают проблемы  самоопределения.

   Возникает необходимость коренной перестройки деятельности школы в подготовке  выпускника школы  к социальному, профессиональному и культурному самоопределению,  необходима комплексная подготовка  учащихся к жизненно важному выбору продолжения образования.

          Программа предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени Ильинского района.

   ППП в школе построена на основе программы реализации  экспериментального проекта,  разработанного Худяковой Л.В., Коняевой Г.Е. (2003-2004 г.)



Цель: Создать  условия учащимся для успешного социального, профессионального и культурного самоопределения.

Задачи:

1.Разработать нормативные и организационные документы для организации ППП в школе.

2. Провести информационно-разъяснительную работу  с педагогами, учащимися, и их родителями, участвующими в ППП.

3. Изучить образовательные запросы учащихся и родителей школы посредством анкетирования и собеседования.

4. Разработать  проект учебного плана предпрофильной подготовки.

5. Организовать  методическое  и психологическое  сопровождение ППП.

6.  Разработать предметные и ориентационные курсы, утвердить  программы, обеспечить их учебно-методическими материалами;

7. Создать  систему отслеживания и контроля введения ППП в школе.

                                     Теоретическая основа.

ППП в школе –

система   педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности,содействующая самоопределению учащихся

основной школы  относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля  и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

    На предпрофильную подготовку   отводим : 102  часа  за счёт школьного компонента (из расчёта 3 часа в неделю по шестидневке для 9 класса), 68 часов за счет школьного компонента ( из расчета 2 часа в неделю для 8 класса)

 1.  Информационный блок - организованное знакомство учащихся 8-9 классов  с местными и областными образовательными учреждениями, изучение условий приёма  и обучения  в  них.

       Проводит классный руководитель на классных часах и во внеурочное время.



2.Курсы по выбору.

Курсы делятся на два основных вида:

1.Предметно-ориентированные. (По 16 часов на курс).

Задачи:


-дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному  предмету;

-уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

-создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

2. Ориентационные курсы. (по 8 часов)

Задачи:

-создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;



-поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.

3. Профориентационная работа.

Это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования.

                                                              Подготовка к ППП.

•  1-4 классы - Развивающее обучение

•  5-7  классы - Формирование устойчивого познавательного интереса, период проб, УИД, ведение курса для учащихся «Познай себя»

•  8 - 9 класс - Предпрофильная подготовка (модули общих навыков, курсы по выбору, УИД)

 

        Схема внутришкольного взаимодействия по организации ППП.



http://59431s5.edusite.ru/programa.files/image002.gif

8,9 классы

подпись:   8,9 классы

Классные


руководители

подпись: классные руководители

Учителя-предметники

подпись: учителя-предметники

психолог


подпись: психолог

родители уч-ся



подпись: родители уч-ся    

 

 



 

 

 



                              Схема внешкольного  взаимодействия

.

http://59431s5.edusite.ru/programa.files/image008.gif

Дмитриевская

школа

подпись: дмитриевская школа

Лицей 67

подпись: лицей 67

ИСШ

подпись: исш

ССШ

подпись: ссш

ДДТ

подпись: ддт  

Психологическая служба

подпись: психологическая служба

Координатор ППП в районе

подпись: координатор ппп в районе 

 

 



 

 

 



 

 

 План введения   предпрофильной подготовки  в школе.



                          (С сентября 2005 года – мероприятия  повторяются.)

Деятельность по блокам.

 


Формы

работы


Сроки

( ежегодно)



Ответств.

Информационная деятельность по ППП.

Работа с родителями.

1. Знакомство  с организацией  профильной и предпрофильной подготовки учащихся в школе и районе.

2. Итоги информационной деятельности по ППП уч-ся 9 класса.

3.Итоги предпрофильной подготовки.



Работа с учащимися.

Информирование учащихся о профильном обучении в районе.

 Знакомство со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях

 Информирование о возможном продолжении образования выпускников.

Знакомство с требованиями  сбора «портфолио» и поступления в профильные классы.

Организация итоговой аттестации в 9 классе.



 

 

 



Родительское  собрание.

Родительское собрание.

Классные часы.

 

Беседы, встречи.



Выезд в г.Пермь

на ярмарку профессий.

Кл.часы

Беседы.


беседа на кл.часах

 

 

 



Сентябрь

Декабрь


Май

Сентябрь


 

Сентябрь-октябрь

Март

 

 



Сентябрь-октябрь

майиюнь


 

 

 



Администрация

Психолог, Кл.рук

 Психолог, Кл.рук

 

Кл.рук.



  

Коняева Г.Е.

Кл.рук.

 


Организация курсов по выбору.

1.Собрать информацию о наличии курсов по выбору в  школе и районе.

2.Знакомство учащихся с организацией работы курсов в школе и районе. 

3. Составление графика проведения курсов в школе. 

4. Выявление пожеланий учащихся в выборе ориентационных  курсов. 

5. Проведение ориентационных курсов для 8-9 кл. 

6.Отслеживание результативности проведения курсов.

  7.Подведение итогов проведения ориентационных курсов. 

8. Выявление пожеланий учащихся в выборе  предметных курсов.

 9. Проведение предметных курсов по выбору.

10. Отслеживание результативности проведения курсов.

 11.Подведение итогов проведения предметных курсов.

 


 

Создание информационной карты.

Презентация

Таблица


Анкетирование

 

Занятия по графику школы и  района



Посещение,

наблюдение,

анкетирование

Совещание с педагогами

Анкетирование

Занятия по графику школы и  района

Посещение, наблюдение, анкетирование

 Совещание с педагогами

 


 

Май-


Июнь

 

Сентябрь



Сентябрь

 

Сентябрь



 

Сентябрь-декабрь

 

Сентябрь-декабрь



 Декабрь

  Декабрь

 Январь-май

Январь-май

 

Май


 

Коняева Г.Е.

 Коняева Г.Е.

Ответственная за ППП

Зам.директора поУВР

Коняева Г.Е.

 Ответственная за ППП

 Учителя школы и района

Администрация школы

Зам.


директора

Администрация школы

Администрация школы


Профориентационная работа с учащимися 8-9 класса.

1 этап - пропедевтический

1.Презентация «образовательной карты» района для учащихся 8 класса.

2.Предварительная диагностика образовательного запроса учащихся 8 класса.

2 этап – основной.

1.Организационная работа с учащимися по выбору ориентационных курсов.

 2.Организация процедур психолого-педагогической диагностики. 

3. Проведение с/к  «Мои профессиональные намерения»



3 этап - завершающий

1.Определения соответствия выбора профиля учащимися.



 

  

Участие в районном собрании  уч-ся



Анкетирование.

 

Групповая и индивидуальная работа с уч-ся.



Замеры, анкетирование.

занятия со всеми уч-ся

9 кл.

 Собеседование.



 

 


 

 

 Июнь



  

Май


  

сентябрь


  

Октябрь-


ноябрь-

в течение года

 Октябрь-

ноябрь-


 

 

 

 Кл.руков.



 

Кл.руков.

Психолог

 Ответственный за ППП

Психологи

Психолог 

Кл.руков.

Психолог


 Кл.руков.

Психолог


 

 Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки:

Успешность продолжения образования учащихся после окончания 9 класса:

Профильные классы- 30%.

СУЗы, общеобразовательные классы – 30%.

Начальная профессиональная подготовка – 30%.

Трудоустройство – 10%.

Осознанный выбор профессиональной деятельности –75%.

 3.4. Создание в школе системы  социального воспитания.

      Среди важнейших задач воспитания в Концепции модернизации  выделены: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.               

     Воспитательный процесс в сельской школе – это социальное воспитание, осуществляемое не только в школе, но и за ее рамками, не только школой, но и другими организациями и объединениями, для которых воспитание не является основной функцией.

    Процесс социализации сельских  школьников  будет эффективным, если:

- организовать в школе гражданско-правовое воспитание;

- продолжать опираться на этнопедагогические системы работы для целенаправленного приобщения учащихся  к жизни, традициям, быту родного села;

  - осуществлять солидарные действия школы, семьи и социума;

  -обеспечить учащимся  разного возраста возможность широкого выбора видов и форм  включения их в созидательный  труд.

   Создание единого воспитательного пространства на селе является целостной системой воспитания и социализации личности ребенка, эффективность и востребованность которой доказана самой жизнью. В целом наш сельский социум обладает большими возможностями в воспитании личности.

    Обновление  воспитательной системы  разработано на основе реализованной  программы «Духовное воспитание личности на основе народной культуры» и является продолжением работы над её проектами: Духовное воспитание личности через урок и внеклассную работу; Традиции в народной культуре; В семье наши корни; Возрождение  ремесла «Обвинская роспись»;

«Создание воспитывающей среды малокомплектной сельской школы, как социокультурный фактор сохранения села».

 Цель:

     Создание в школе системы социального воспитания для личностного развития обучающихся.   



Задачи:

- организация   гражданского и патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности;

- включение обучающихся в общественно значимую трудовую деятельность (совершенствование ученического самоуправления, КТД);

- проведение в школе в системе  краеведческой и музейной работы;

- построение системы классных часов и внеклассных мероприятий  по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- налаживание совместной деятельности с общественными организациями села и района.



Этапы  деятельности 

Этап и сроки

 

Содержание



Ответственные

 

Подготовительно - организационный.

(сентябрь 2004 –декабрь  2005 г.)

 


 

Создание творческой группы для разработки программы.

Составление плана реализации программы на  учебный год.

Создание методического и программного обеспечения.       



Директор

 ОВР


Зам директора по УВР

ОВР


  

Основной: теоретический и практический

 

(январь 2006 г –



май 2007 г.)

  - проведение первых уроков в День знаний, посвященных Родине, героическим страницам ее истории, культуре;

- использование музейного материала и его экспонатов на уроках, факультативных и кружковых занятиях;

- использование на уроках, внеклассных мероприятиях активных форм обучения;

- использование проектных методик при организации КТД;

- организация системы классных часов по темам:

 «Истоки»

 «О доблестях, о подвигах, о славе»

 «С чего начинается Родина?»

  Включение обучающихся в общественно значимую деятельность:

- организация общественно-полезного труда по выращиванию овощей;

 - организация работы совета Бригантины;

- проведение конкурсов: «Лучший ученик года», «Лучший отряд Бригантины»;

- проведение историко-патриотических мероприятий:

«Фестиваль патриотической песни», «Вахта памяти», «Смотр строя и песни», «День права»;

- выпуск общешкольной газеты, где отражены мнения ребят по насущным проблемам в контексте гражданско-патриотического воспитания;

- организация шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла;



Организация краеведческой и музейной работы:

- организация работы кружка «Юный следопыт»;

- поиск и сбор материалов для школьного музея;

- организация походов, встреч с людьми;

- организация новых экспозиций выставок, праздников и встреч;

- написание учащимися учебно-исследовательских работ.



Организация совместной деятельности с общественными организациями села и района:

- проведение мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню пожилых людей;

- участие в районных смотрах, конкурсах;

- реализация совместных социальных проектов с ДК, сельской библиотекой.



Кл. рук.

Педагоги


 Педагоги

 Кл. рук.

ОВР

Кл. рук.


  

Кл.рук.


 

ОВР


Совет Бригантины

ОВР


Кл. рук.

  

Совет Бригантины



 

 

Совет Бригантины



 

Отв. За муз. Работу

 Кл. рук.

ОВР


 

Учителя –предметники

 

ОВР


 

ОВР


Зам дир. ОВР

 

 



 

Обобщающий.

(2007– 2008

учебный год)


Мониторинг учащихся, педагогов, работников школы по результатам выполнения программы.

Подведение итогов и обобщение результатов.



ОВР

Зам. Дир. По УВР



 Ожидаемые результаты:

У обучающихся будут сформированы потребности:

- к продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой  

  мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;

- к сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности,  к службе в  армии;

- остаться работать в своём селе.

Повысится   внешняя  и  внутренняя   культура поведения;

- уважительное отношение к людям, трудовой деятельности односельчан,  к культурному и историческому прошлому Родины.

-  направленность  на   общечеловеческие ценности;

-  возрастёт уровень самооценки личности;

-  проявится открытость к общению, умение  общаться;

Улучшится психическое самочувствие.

Повысится активность участия в классных, общешкольных и сельских  делах, конкурсах.

Предпрофильная подготовка девятиклассников.
Региональный базисный учебный план 2005.

В 2006-2007 учебном году муниципальная система образования переходит на реализацию профильного обучения в рамках предпрофильной подготовки.



Целями и задачами концепции профильного обучения являются следующие положения:

  1. обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;

  2. создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

  4. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

ругая часть школ будут осуществлять предпрофильную подготовку, используя классные часы и время, отведенное на дополнительное образование, умело направляя его в нужное русло. Это: Совхозная, тема проекта "Деревенька моя"; Школа №2 г. Грязовца, тема проекта "Здоровье - основа жизни человека"; Ростиловская школа, тема проект "Школьный порог - начало всех дорог", Вараксинская, Минькинская школы, Вохтожская школа №2, Комьянская.

Средняя школа №3, Фроловская, Баклановская школы начнут подготовительную работу к организации предпрофильной подготовки через профориентационную работу, профконсультирование и профдиагностику. Основная задача на переходном этапе - не совершить ошибок и осуществить завершение курса предмета технологии по содержанию. Некоторые школы этап психолого-педагогического сопровождения начнут с 8-го класса и одновременно внесут корректировку в курс технологии 8-го класса, полностью завершив его. Таким образом, на следующий год высвободят часы технологии для осуществления предпрофиля.

Три школы района (МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Грязовца, МОУ «Юровская средняя общеобразовательная школ" и МОУ Слободская средняя общеобразовательная школа) с 2006-2007 учебного года начнут в полном объеме реализацию нового регионального базисного плана. Особенности которого состоят в следующем: http://www.gradm.ru/pics/predprof4.gif



  1. учебный предмет "Иностранный язык" изучается со 2 класса, 2 часа в неделю;

  2. при 35-минутной продолжительности урока во 2 классах устанавливается максимально допустимая недельная нагрузка - 25 часов в неделю;

  3. на второй ступени обучения в 8-х классах вводятся предметы охраны безопасности жизнедеятельности (1 час в неделю) и информатика и информационно-коммуникационные технологии (1 час в неделю);

  4. в 9-х классах информатика вводится в объеме 2-х часов в неделю, часы технологии передаются на организацию предпрофильной подготовки для проведения элективных курсов;

  5. при полной наполняемости предполагается деление классов на группы для проведения уроков информатики и иностранного языка;

  6. в течение года будет осуществляться подготовка перехода на профильное обучение в старшей школе на универсальный базисный план.

Переход образовательных учреждений района на новый базисный план должен осуществляться поэтапно, по мере разработки и внедрения программ и учебных пособий в рамках федерального и регионального компонентов и с учетом степени готовности школ.

  http://festival.1september.ru/images/square.gifГлавная   http://festival.1september.ru/images/square.gifИД «Первое сентября»

http://festival.1september.ru/images/head_school.gif

Начало формы



Конец формы
















Заявка на участие




проверьте доставку вашего письма




вход в личный кабинет




Положение о фестивале






Брошюра С.Л. Островского «Как сделать презентацию к уроку?»







УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ
Выберите первую букву фамилии
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Eng




Учреждения




РАЗДЕЛЫ СТАТЕЙ

Раздел






Загрузка разделов…

Конкурс «Презентация к уроку»

3128

Администрирование школы

1778

Внеклассная работа

13241

Классное руководство

2971

Коррекционная педагогика

267

Логопедия

754

Общепедагогические технологии

2848

Организация школьной библиотеки

354

Преподавание астрономии

128

Преподавание биологии

3864

Преподавание в начальной школе

21562

Преподавание географии

2762

Преподавание иностранных языков

7990

Преподавание информатики

4467

Преподавание истории

4209

Преподавание литературы

5985

Преподавание математики

9970

Преподавание музыки

1490

Преподавание МХК и ИЗО

2033

Преподавание ОБЖ

587

Преподавание русского языка

5329

Преподавание технологии

2444

Преподавание физики

3617

Преподавание химии

2791

Преподавание экологии

1014

Преподавание экономики

493

Работа с дошкольниками

6802

Работа с родителями

1580

Социальная педагогика

680

Спорт в школе и здоровье детей

1869

Школьная психологическая служба

2042

Всего статей: 119049





яндекс.метрика
яндекс цитирования
рейтинг@mail.ru
hcards



№18 

ПОДПИСКА 2011



  • Цветной журнал с электронными приложениями

  • Бумажные и электронные версии

  • Скидки для постоянных подписчиков

Оформить подписку

№4 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером.


Вы можете скачать его бесплатно.

Организация учебного процесса в условиях профильного обучения в школе


Войтенко Инга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Администрирование школы



    Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования. В концепции предпрофильного обучения на старшей ступени общего образования говорится о реализации данной идеи уже в 2006 году.
    Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
    Переход на профильное обучение должен начаться с 2006-2007 учебного года, чему будет предшествовать с 2005-2006 учебного года введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. В ходе эксперимента должны быть отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.
    Движение школы к профильному образованию необходимо начать с координации административных решений с желаниями и запросами родителей учащихся и самих учащихся. Основой для выявления этих запросов должна стать совместная работа психологической службы и учебно-воспитательного процесса в школе.
    В старшей школе комплексным ориентиром для родителей является подготовка детей к поступлению в вуз, при этом определенная часть родителей стремится соблюсти пропорции временных затрат своего ребенка. Родителям важен не только учебный базовый компонент, но и общекультурный компонент содержания образования. Поэтому от школы родители ждут содействия в различных формах социализации своих детей.
    Коренное изменение учебно-воспитательного процесса приведет к построению новой системы образования девятиклассников.

Основными идеями предпрофильного обучения являются:

  1. введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметно-ориентированных (проблемных), межпредметных (ориентационных) и курсы предпрофильной подготовки;

  2. введение интерактивных методов преподавания элективных курсов;

  3. прохождение всеми учащимися 9-х классов курса обучения выбранного профиля;

  4. введение накопительной оценки учебных достижений учащихся “портфолио”;

  5. безотметочная система предпрофильного обучения учащихся;

  6. введение краткосрочных 8 – 36-часовых курсов предпрофильной подготовки и др.

    Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования, которая должна обеспечить возможность выбора профиля обучения для учащихся и сформировать готовность нести ответственность за сделанный выбор.
    Администрации школы необходимо выработать собственную технологию формирования профильных классов. Она заключается в осуществлении ряда последовательных действий администрации, психолога и педколлектива.

  • Необходимо проведение в 8-х классах родительских собраний с целью разъяснения вопросов, возникших у родителей и учащихся (данная работа должна проводится в ноябре-декабре, т.е. первой половине учебного года, чтобы дать возможность обсудить в семьях вопросы выбора конкретного направления).

  • Проведение родительской конференции с предложением администрации сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе (январь-февраль). Необходимо администрации ознакомить родителей и учащихся с предлагаемыми элективными курсами.

  • Провести анкетирование учащихся 8-х классов по вопросам выбора профиля, элективных курсов (март-апрель). Желательно анкетирование провести дважды в целях более осознанного выбора профильного направления.

  • Составление нового учебного плана в 9-х классах в соответствии с выбором учащихся данного профиля (апрель-май).

    Технология предпрофильной подготовки направлена на формирование интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю. Содержание элективных курсов должно выходить за рамки школьной программы (например, курсы по истории права, основам журналистики, элементам математической статистики, истории родного края, основам медицины, логике, эстетике и т.д.). Набор предлагаемых элективных курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть “избыточным” (у ученика должна быть возможность реального выбора).
    Набор курсов по выбору должен быть определен к концу 8-го класса на основе опросов и анкетирования учащихся и родителей. Администрация школы должна создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять курсы по выбору не менее двух раз за учебный год.
    Согласно приказу Минобразования России от 09. 02. 1998 г. № 322 базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.

Предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом:

  1. 30-35 учебных часов в год предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.

  2. Два учебных часа в неделю отводить на 2 вида специально организованных курсов по выбору.

  3. В год ученик может освоить от двух до четырех курсов по разным профилям.

  4. При полной 6-дневной учебной неделе на предпрофильную подготовку можно отводить 100 и более учебных часов в год.

  5. Делить 9 классы на подгруппы при организации курсов по выбору, что позволит индивидуализировать процесс обучения, более активно применять проектные и исследовательские формы.

  6. Использовать практику экстерната, при которой обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора форм обучения той или иной учебной дисциплине.

При возможных вариантах организации элективных курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

    • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;

    • Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (“Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет”).

    • Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я это, заниматься этим?” Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.

    • Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: “Чем будет полезен данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?”

    • Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и др.)

    • Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими (историк, юрист, филолог, физик, экономист и т.п.). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).

    • Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить “монополию учителя на информацию”.

    • Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.

    Программа предполагает 2 варианта: во-первых, выбор учащимися в год двух элективных курсов из расчета 34-х часов (2 часа в неделю в течение одного полугодия); во-вторых, выбор четырех курсов по 16-17 часов (2 часа в неделю в течение одной четверти).
    Школам, работающим в инновационном режиме, предпочтение должно отдаваться второму варианту. Это позволяет внедрять элективные курсы с углубленным вариантом базовых предметов (“Экономика и право”, “Экология”, “МХК”, “Риторика” “Стилистика”, “Международное гуманитарное право”, “Логика” и др.).

В программу элективного курса должны включаться следующие вопросы:

  1. Название курса с указанием на данный профиль обучения (социально-гуманитарный, естественно-математический, художественно-эстетический, военно-спортивный и т.д.)

  2. Пояснительная записка, в которой указывается количество часов, отводимых на данный курс, цели и задачи курса, указание знаний, умений и навыков в процессе изучения курса.

  3. Содержание программы, в которую включаются основные темы с указанием видов деятельности на уроке и система контроля со стороны учителя.

  4. Список литературы для самостоятельного изучения учащимися тех или иных тем программы.

    Следует учитывать, что программы элективных курсов носят примерный характер. Поскольку они ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащимися, то можно сказать, что программы предполагают определенную доработку, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей и особенностей состава учащихся.
    Содержание итогового контроля по курсу разрабатывает сам учитель. При этом нет необходимости ориентироваться на содержание контрольно измерительных материалов (КИМов) для единого государственного экзамена.
    Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающей ситуации – на чем-то задержались, (тема вызвала особый интерес или при ее изучении возникли некоторые трудности); какой-то материал был рассмотрен бегло (в обзоре); от какого-то элемента содержания оказалось возможным отказаться.
    Элективные курсы дают возможность преодолеть одну из самых главных причин трудностей, возникающих в школе при изучении нормативных предметов, - требование обязательной успеваемости. Результаты изучения одного и того же элективного курса для разных учащихся могут быть различными.

    Для осуществления эксперимента по внедрению предпрофильной подготовки учащихся можно использовать следующую таблицу:



Условия

Основные действия администрации

Ответственные

Сроки

Организационные

1. Назначение ответственных за создание системы предпрофильного обучения.

2. Определение состава рабочей группы по созданию системы пред-профильного обучения.

3. Создание организационного механизма по разработке системы предпрофильного обучения в школе


Директор школы

 

 



Администрация школы

Октябрь-ноябрь

 

 



Декабрь-январь

Информационные

1. Информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы.

2. Подготовка информационных материалов (рекламных текстов по элективным курсам и др.) для родителей и учащихся.

3. Проведение родительских собраний и общешкольной родительской кон-ференции с целью информирования о системе предпрофильного обучения.

4. Проведение анкетирования, выявление и анализ предпочтений учащихся по изучению предпро-фильных курсов.

5. Ознакомление членов педагогичес-кого коллектива с системой пред-профильного обучения, с нормативно-правовыми документами и задачами учреждения по созданию системы


Администрация школы

 

 



Классные руководители, завучи

Администрация школы

Директор школы, администрация


Декабрь-январь

 

 



 

Февраль-март

 

Март-апрель



Январь-февраль

Кадровые

1. Обучение учителей методам разработки программ элективных курсов, оценки их качества.

2. Обучение учителей эффективным технологиям преподавания электив-ных курсов



Завучи

Январь-февраль

Мотивационные

1. Разработка системы показателей для оценки труда учителей школы, занятых в системе предпрофильного обучения.

2. Разработка системы контроля за реализацией системы предпрофиль-ного обучения в школе



Директор школы, администрация

Февраль-март

Научно-методические

1. Разработка графика мероприятий по информированию учащихся и родителей о системе предпрофильного обучения.

2. Разработка проекта школьного учебного плана предпрофильного обучения.

3. Разработка программ элективных курсов


Администрация школы

 

 



Учителя

Январь-февраль

Апрель


 

Январь-февраль



Нормативно-правовые

1. Утверждение программ элективных учебных курсов.

2. Утверждение проекта учебного плана предпрофильного обучения.



Завучи

Директор школы



Март-апрель

    Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда.

http://advert.dikm.ru/uploads/banners/pictures/adv_modul.jpg




Смотрите также:
3 Введение в школе предпрофильной подготовки (ппп)
324.58kb.
1 стр.
Международные организации программа элективного курса для предпрофильной подготовки
125.97kb.
1 стр.
Учебное пособие по программе предпрофильной подготовки «Быть экономистом здорово!»
328.04kb.
1 стр.
7 Программно-методический комплекс по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в мбоу «Лицей №3» г. Курчатова на 2012-2013 гг
1074.59kb.
8 стр.
Элективный курс по физике "Физика в игрушках и опытах" для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки
87.32kb.
1 стр.
Практикум по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка с использованием ппп statistica»
278.94kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
183.02kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
182.07kb.
1 стр.
Система элективных курсов по физике для предпрофильной и профильной подготовки
92.43kb.
1 стр.
Программа данного курса по английскому языку адресована для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных школ
140.86kb.
1 стр.
Новейшие технологии в системе предпрофильной подготовки
47.83kb.
1 стр.
Н. А. Красавцев. Рекомендации по преподаванию элективного курса «История Тверского спорта»
295.14kb.
1 стр.