Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы управления риском», 20 октября 2010 г., Пермь УДК 330.322 К ВОПРОСУ О РИСКАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ПРИНЦИПАХ ИСЛАМА Сигитов Максим Сергеевич Студент ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», экономический факультет, 4 курс, специальность «Финансы и кредит», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Sigigo@yandex.ru В данной статье автором были рассмотрены особенности инвестиций, основанных на принципах ислама, а также проанализировано влияние данных особенностей на уровень риска и степень привлекательности исламского инвестирования по сравнению с традиционным инвестированием. На сегодняшний день существует множество подходов к определению риска. В данной статье риск будет рассматриваться с финансовой точки зрения. Под риском можно понимать «вероятность наступления событий, в результате которых возможны непредвиденные потери дохода, имущества, денежных средств и т.п.» [8]. Риск является базой для принятия решений, в том числе и инвестиционных. Безусловно, на рискованность того или иного инвестиционного проекта воздействует множество факторов. Но в случае исламского инвестирования наиболее значимыми становятся религиозные нормы и ограничения. Рынок исламских финансов является самым быстрорастущим на мировом финансовом рынке. Его рост составляет примерно 15% в год. Причем по мере расширения спектра оказываемых услуг темпы роста рынка исламских финансов постоянно возрастают. Так, индустрия исламских финансов в 2007 г. составляла примерно 480 млрд долл., а к 2009 г. общий объем активов под управлением исламских финансовых институтов составлял уже примерно 920 млрд долл. Под исламским инвестированием можно понимать финансовую деятельность, подчиняющуюся законам шариата (свод правовых и религиозных норм) и Корана (священное писание мусульман). По Корану основными запретами для мусульманина в финансовом секторе являются:
Соответственно финансовая деятельность, построенная на соблюдении установленных Кораном норм, имеет свои ярко выраженные особенности, влияющие на риски и доходность подобных инвестиций, которые отображены в табл. 1. Таблица 1 Особенности исламского инвестирования, а также связанные с ними факторы, влияющие на риски и доходность
Безусловно, очень важным фактором, уменьшающим риски исламского инвестирования для потенциального инвестора, является отсутствие угрозы вложения средств в финансовые пирамиды, что достигается за счет того, что инвестиции привязываются к конкретному бизнес-проекту. Инвестиции по законам шариата – реальные, капиталообразующие инвестиции. Каждая инвестиция имеет под собой реальный актив. Прибыль складывается в результате операций, создающих реальные товары, из чего следует, что капитал работает исключительно в производственных целях. Сделки не усложняются различными спекуляциями. Деньги не делают деньги, только за труд можно получить деньги. В свою очередь традиционные финансовые институты, в том числе банки, получают большую прибыль за счет спекуляций, чем за счет инвестиций в реальные проекты. Более того, нет связи между клиентом и финансовым институтом. Клиент вкладывает средства и его совершенно не интересует, каким образом его средства используются, его интересует только обещанная доходность. Его деньгами по своему усмотрению будет распоряжаться соответствующий финансовый институт. Поэтому он легко может «попасться на удочку» мошенников и стать жертвой финансовых пирамид. Религиозные нормы также запрещают исламским финансовым институтам инвестировать в некоторые потенциально опасные активы, включая высокорисковую ипотеку, классические деривативы, а также осуществлять спекулятивные операции с ценными бумагами, подобные тем, которые происходили в США с CDO (обеспеченное долговое обязательство) и CDS (дефолтный своп), ставшие одной из причин ипотечного кризиса. Именно в этой сфере западные банки и другие финансовые организации понесли наибольшие убытки. Следовательно, ещё одним преимуществом исламского инвестирования является устойчивое финансовое положение финансового учреждения, через которое осуществляются инвестиции, особенно во время кризиса. Исламское инвестирование – это, как правило, коллективное инвестирование. Существует правило: тот, кто предлагает деньги в долг, должен разделять с заемщиком как выгоду, так и риски. Характерный пример – «Мушарака». Мушарака – договор участия в акционерном капитале, согласно которому финансирующая сторона и клиент совместно вносят средства на финансирование проекта [9]. Риски распределяются между всеми участниками инвестиционного процесса, включая саму финансовую организацию, через которую осуществляется инвестирование, что, несомненно, снижает риски конкретного инвестора. Другими словами, исламские финансовые институты непосредственно участвуют в рисках инвестиционного проекта, что стимулирует их уделять должное внимание анализу рисков, сопряженных с предполагаемым проектом, и мониторингу расходования средств. Таким образом, устанавливается строгая дисциплина, что позволяет существенно снизить инвестиционные риски. При подписании соглашения с банком вкладчики отмечают свое согласие или несогласие на использование своих средств банком на инвестирование. При получении доли прибыли банком от заемщика часть этой прибыли начисляется вкладчику. При получении убытка делится убыток. Причем прибыль и убытки делятся в зависимости от капиталовложений партнеров на основе договорных обязательств, где оговариваются все детали инвестиционного проекта. Ещё одним принципом, присущим исламскому инвестированию, является ненарушаемость договоров. Ислам проповедует исполнение договорных обязательств как важнейшую обязанность сторон. Кроме того, ислам осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта. Такие требования направлены на снижение рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. И в отличие от традиционных финансов запрет на использование инсайдерской информации в исламских финансах реально соблюдается. Ведь ограничения вероисповедания, несомненно, более значимы, чем ограничения гражданского характера. С другой стороны, существуют факторы, увеличивающие риски исламского инвестирования. Так, прибыль в исламских финансах считается вознаграждением за риск, потому что отрицаются заранее установленные и гарантированные выплаты, независящие от доходности объекта инвестирования. Другими словами, любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, является запрещенной. Кроме того, исламское инвестирование предполагает покупку только тех ценных бумаг, которые не противоречат религиозным нормам. Нельзя покупать акции компаний, которые предоставляют традиционные банковские услуги, а также традиционных страховых компаний, компаний производителей алкоголя, табака, свинины, компаний, чей бизнес связан с азартными играми, оружием, распространением порнографии и т.д. Торговые контракты, согласно правилам шариата, должны быть основаны на принципах справедливости и не должны предполагать незаконное обогащение любой из сторон. Более того, вследствие существующего запрета «риба» нельзя инвестировать в долговые ценные бумаги, например, в один из наиболее безопасных финансовых инструментов – облигации. Большие ограничения на вид бизнеса компаний-эмитентов ценных бумаг и запрет на инвестиции в долговые ценные бумаги увеличивают риски исламского инвестирования, так как это приводит к уменьшению диверсификации инвестиционного портфеля. То есть большую часть инвестиционного портфеля составляют финансовые инструменты из одной отрасли, а, следовательно, при кризисе в данной отрасли снижается доходность всего инвестиционного портфеля. Наконец, в соответствии с религиозными нормами ислама не разрешается использование производных финансовых инструментов (деривативов), например, фьючерсов, форвардов, опционов, так как они имеют высокую степень неопределенности («гарар») в виду того, что объект продажи не существует во время заключения контракта. Поэтому невозможно использование механизма хеджирования, который заметно снижает риски финансовых операций. Вследствие существующего запрета на быстрые деньги (спекулятивные операции) исламское инвестирование – это преимущественно долгосрочное инвестирование. Поэтому увеличение рыночной стоимости инвестиционного портфеля может не реализовываться годами. Другими словами, инвестиции, осуществляемые по законам шариата, как правило, имеют продолжительный инвестиционный горизонт. Также следует отметить, что сама сущность исламского инвестирования не предполагает наличие сверхдоходности, так как запрещено намеренное и неоправданное превышение риска («гарар»). А, как известно чем выше риск, тем выше доходность, следовательно, потенциально опасные активы являются одновременно и потенциально наиболее прибыльными. Но они не могут быть объектом исламского инвестирования, в связи с религиозными ограничениями. Более того, по законам шариата состоятельные граждане должны выплачивать «закят». Закят – добровольные пожертвования. Это так называемый налог с богатства, только установлен он не государством, а Всевышним. Взимается в размере 1/40 части имущества состоятельных мусульман на ежегодной основе и направляется на обеспечение бедных, неимущих слоёв мусульманского общества. Богобоязненные граждане исламского государства, движимые благими намерениями с целью заслужить награду перед Всевышним, самостоятельно уплачивают закят, без всякого принуждения. Наличие закята, естественно, снижает потенциальную доходность. Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод, что на рискованность исламского инвестирования оказывает влияние множество факторов, причем одни факторы уменьшают возможные риски, другие – увеличивают. Так или иначе, все они связаны с религиозными нормами и ограничениями, присущими исламским финансам. Факторов, уменьшающих риски больше, поэтому исламское инвестирование можно считать относительно менее рискованным по сравнению с традиционным инвестированием. А при квалифицированном управлении инвестиционным портфелем по уровню доходности исламское инвестирование практически не уступает традиционному инвестированию. Как следствие – все больше инвесторов отдают предпочтение исламским финансовым инструментам, так как работа с ними не только выгодна, но и соответствует этическим нормам. Причем услугами данных финансовых институтов пользуются не только мусульмане, но и представители других религий. По данным Islamic Finance Information Service, сегодня до 70% исламских облигаций «сукук» (сертификаты участия в проекте), выпущенных на Ближнем Востоке, скупается иностранцами. Еще полтора года назад доля зарубежных инвесторов составляла лишь 20% [6]. Более того, продолжается экспансия исламских финансовых институтов в Европу и США. Список литературы 1. «Рифы исламского ПИФа» // «Московский Комсомолец». № 24671, январь 2008. 2. Андрей Овчаров «Банки под знаком полумесяца. Часть 1» – http://zakaat.ru/news/banki-pod-znakom-polumesyaca-chast-1.html. 3. Андрей Овчаров «Банки под знаком полумесяца. Часть 2» – http://zakaat.ru/news/banki-pod-znakom-polumesyaca-chast-2.html. 4. Статья «Исламские фонды: религиозные инвестиции» – http://www.vunt.ru/anonce/20.htm. 5. Исследование. «Чем отличается исламский банк от неисламского?» – http://zakaat.ru/news/chem-otlichaetsya-islamskij-bank-ot-neislamskogo.html. 6. Марк Завадский «Коран для гонконгского финансиста», журнал «Эксперт» – http://www.islam.ru/pressclub/smi/qurgofin/. 7. Максуд Тагибегов «Исламский банкинг: ответ кризису», журнал «Банковское обозрение», май 2009. 8. Бизнес-словарь, 2001 г. 9. Глоссарий исламских терминов – http://www.takaful.kz/takaful_5.html
Sigitov Maxim Perm State University
На сегодняшний день происходит активная экспансия исламских финансовых институтов по всему миру. В западных банках даже открываются так называемые «исламские окна», чтобы удовлетворить растущий спрос на финансовые инструменты, основанные на принципах Ислама. Привлекательность данных финансовых инструментов обусловлена их специфичностью. В представленной работе четко называются главные особенности исламских финансов, а также проанализировано влияние данных особенностей на уровень риска исламского инвестирования. Работа представляет законченное исследование по проблемам определения факторов, влияющих на уровень риска инвестирования, основанного на принципах Ислама, и может быть рекомендована к опубликованию. Доцент кафедры финансов, кредита и биржевого дела Пермского государственного университета, к.э.н. Паздникова Наталья Павловна Смотрите также: На принципах ислама
107.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
507.11kb.
3 стр.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
219.54kb.
1 стр.
Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
203.62kb.
1 стр.
Закон республики узбекистан 12. 12. 2002 г. N 439-ii о принципах и гарантиях свободы информации статья Основные задачи настоящего Закона Статья Законодательство о принципах и гарантиях
102.25kb.
1 стр.
Отношение Ислама к науке и иноверцам
891.66kb.
4 стр.
Астрономия и общество в странах ислама
233.59kb.
1 стр.
Новые исследования ислама в современной социологии гендера
63.98kb.
1 стр.
Современное развитие гендерных исследований в социологии ислама
53.43kb.
1 стр.
Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики
457.76kb.
3 стр.
Урок №2 Колыбель ислама
65.7kb.
1 стр.
- 145.25kb.
1 стр.
|