Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Отдел экономики исполнительного комитета Бугульминского муниципального района

ПРОГРАММА

социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг.

Бугульма, 2011 год.
Паспорт Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг.
Наименование программы: Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг.
Заказчик программы Совет Бугульминского муниципального района

Разработчик программы Отдел экономики исполнительного комитета Бугульминского муниципального района
Исполнители программы Отделы и управления муниципалитета, предприятия и организации Бугульминского муниципального района
Источники финансирования - республиканский бюджет;

- местный бюджет в пределах полномочий

Цель программы Обеспечение высокого уровня жизни населения Бугульминского муниципального района через интенсификацию социально-экономических процессов.
Задачи программы - создание условий для улучшения имеющихся и появления новых видов производств;

- снятие напряженности на рынке труда

- построение системы инновационно-инвестиционного развития;

- построение системы образовательно-научной и научно-производственной направленности;

- реализация социально-экономического потенциала Бугульминского муниципального района.
Итоги реализации программы - Увеличение эффективности основных отраслей экономики Бугульминского муниципального района, рост благосостояния населения

- Удвоение объема производства

промышленной продукции к 2015 году в действующих ценах

- Оптимизация структуры добавленной стоимости с опережающим ростом доли оплаты труда и социальных отчислений.

- Расширение номенклатуры и увеличение объема выпуска продукции промышленности строительных материалов и стройиндустрии в 1,3 раза.

- Наполнение регионального рынка строительными материалами собственного производства с конкурентными потребительскими преимуществами.

- Снижение сырьевых и энергетических затрат на производство продукции на 20%.

- Увеличение налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,2 раза к 2015 году.

- Повышение доступности и качества образования на всех его уровнях, повышение экономической эффективности системы образования, совершенствование ресурсной базы и кадрового ресурса работников образования.

- Повышение качества социальной поддержки населения

- Укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
Период реализации 2011-2015 гг.

программы

Содержание


1. Основные положения, обоснование необходимости Программы, сценарии вариантов изменения социально-экономического положения, цели и задачи Программы, итоги выполнения программы на 2005-2010 гг. 5

2. Описание экономики Бугульминского муниципального района. Проблемы, варианты решения, планы и прогнозы развития. 8

3. Межбюджетные отношения 21

4. Отрасль «наука», как основа качественного перспективного развития экономики Бугульминского муниципального района. Инновационная политика, как главный фактор экономического роста. 23

5. Демография и трудовые резервы. 26

6. Перспективные точки роста экономики Бугульминского муниципального района. 29

7. Социальная сфера. Проблемы, задачи, ожидаемый результат. 29

8. Планы и программы, реализуемые на территории Бугульминского муниципального района. 41

9. Ожидаемые результаты выполнения Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. 42

10. Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки инновационных и промышленных предприятий. 44

11. Управление Программой 45



1. Основные положения, обоснование необходимости Программы, сценарии вариантов изменения социально-экономического положения, цели и задачи Программы, итоги выполнения программы на 2005-2010 гг.

Экономика Бугульминского муниципального района имеет достаточно диверсифицированную структуру – здесь присутствуют такие отрасли, как геология, промышленность, транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство; однако в большей степени она зависит от состояния нефтяной отрасли, а значит, остро реагирует на мировые структурные кризисы, более всего влияющие на мировые цены на энергоресурсы и на положение нефтегазодобывающих компаний. Доля предприятий, занимающихся обслуживанием нефтяной сферы, в экономике Бугульминского муниципального района составляет 50-55 %%, на 95 % эта доля обеспечивается тремя крупнейшими предприятиями района – ООО ТНГ-Групп, БМЗ ОАО «Татнефть» и ОАО БЭНЗ – и любые ухудшения положения нефтяной отрасли негативным образом отражаются на социально-экономическом положении Бугульминского муниципального района.

Данная Программа призвана, в том числе, способствовать созданию ситуации, при которой влияние предприятий нефтегазодобывающей отрасли на валовой продукт Бугульминского муниципального района будет не столь значительным, когда прочие, а также, возможно, вновь созданные отрасли экономики Бугульминского муниципального района будут сглаживать негативные последствия воздействия вероятных структурных экономических кризисов, являющихся непременным атрибутом рыночной экономики.

Скорейшего решения требуют и задачи, стоящие перед экономикой Бугульминского муниципального района, основными из которых можно было бы назвать:

1. Необходимость изменений в налоговом и бюджетном законодательстве с целью межбюджетного выравнивания в пользу бюджета муниципального района.

2. Определив стратегическую цель социально-экономической политики Бугульминского муниципального района как повышение качества жизни населения, необходимо реализовать меры по повышению уровня заработной платы, а также меры по сохранению рабочих мест, и меры для своевременной выплаты заработной платы.

3. Ускорение процесса внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы, что позволит необходимыми темпами развивать производство высокотехнологичной продукции.

4. Необходимо решить задачи в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования и высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения.

5. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем, как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая ресурсоемкость продукции.

6. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития отрасли «сельское хозяйство».

7. Текущий объем инвестиций явно недостаточен для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в Бугульминском муниципальном районе стало бы возможным при решении следующих проблем:


  • низкой инвестиционной привлекательности предприятий:

  • отсутствия на многих предприятиях бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов;

  • отсутствия программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий, эффективное использование амортизационных отчислений и прибыли на развитие и реконструкцию производства.

Считая от текущего момента, можно рассматривать два сценария изменений в социально-экономическом положении Бугульминского муниципального района – инерционный сценарий развития и интенсивный сценарий развития.

При инерционном сценарии развития новые производства не организовываются, материальная база не совершенствуется, существующие отрасли экономики развиваются в рамках рыночной конъюнктуры, запоздало реагируя на любые ее изменения, в том числе и негативные; увеличение стоимости валового продукта носит в основном инфляционный характер, имеющийся потенциал (промышленный, научный, социальный) не используется в полной мере, что не позволяет улучшить качество экономического продукта. Развиваясь «по инерции», на основании прошлых достижений, Бугульминский муниципальный район уже в среднесрочной перспективе (4-6 лет) может потерять положительную динамику прироста основных социально-экономических показателей.

Интенсивный сценарий развития предполагает качественные изменения в экономике Бугульминского муниципального района, а именно: реализацию имеющегося потенциала, вовлечение в социально-экономический процесс инноваций и инвестиций, построение экономики нового типа. В краткосрочной перспективе (1-3 года) следование интенсивному сценарию потребует перевооружения основных производственных фондов, подготовки и переподготовки необходимых специалистов и создания научно-образовательной базы такой переподготовки, доработки имеющихся и создания новых технологий – то есть значительных финансовых вложений и привлечения инвестиций, однако уже в среднесрочной перспективе значительно увеличится эффективность и общая устойчивость экономики Бугульминского муниципального района.

Таким образом, основной целью разработки данной Программы можно назвать обеспечение высокого уровня жизни населения Бугульминского муниципального района через интенсификацию социально-экономических процессов и повышение уровня экономической самодостаточности Бугульминского муниципального района.

Основными задачами на пути реализации данной программы будут:

- создание условий для улучшения имеющихся и появления новых видов производств;

- снятие напряженности на рынке труда;

- построение системы инновационно-инвестиционного развития;

- построение системы образовательно-научной и научно-производственной направленности;

- реализация социально-экономического потенциала Бугульминского муниципального района.

Основными итогами выполнения Программы социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2005-2010 гг. стали:



Наименование параметра

Значение параметра по годам

2005

2010

Валовый территориальный продукт, млн.руб.

20925,3

26129,0

ВТП в т.ч. по отраслям (млн.руб.):







- промышленность;

9279,6

6041,0

- капитальное строительство;

767,7

2498,0

- транспорт и связь;

1412,5

2957,0

- сельское хозяйство;

514,0

416,0

Инвестиции в основной капитал, млн.руб.

1364,3

4215,1

Товарооборот, млн.руб.

2597,4

8456,2

Объем платных услуг, млн.руб.

1294,9

2830,9

Численность населения, всего, т.ч.

113,3

111,2

Численность занятых в экономике, т.ч.:

58,5

53,3

в материальном производстве

33,2

26,6

в непроизводственной сфере

25,3

26,7

Уровень безработицы, % (удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения)

2,15

1,89

Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям, руб.

8035,7

17242,3

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб.

5421,5

12924,3

Уровень жизни (отношение среднедушевого дохода к минимальному потребительскому бюджету), ед.

1,03

1,5

Ввод в действие жилья, тыс. кв.м.

40,1

41,09

* данные за 2005 год – по производству, за 2010 – по отгрузке

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Краткая характеристика общих тенденций социально-экономического развития Калачевского муниципального района за 2011 год
400.22kb.
3 стр.
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011-2015 годы глава 1
352.49kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития бугульминского муниципального района на 2006-2010 годы
1570.24kb.
5 стр.
Информация по основным параметрам районного бюджета на 2011-2013 годы
160.47kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Лебяжинский сельсовет» Камызякского района
1022.89kb.
8 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Волжского района в 2009-2011 годах
374.89kb.
1 стр.
Программа развития с(к)ош №439 на период с 2011 года по 2015 год Программа развития С(к)ош №439 на период с 2011 по 2015 г
500.07kb.
3 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Кинель-Черкасского района на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
308.51kb.
1 стр.
Информация о ходе выполнения Комплексной программы социально-экономического развитию района на 2011-2013 годы в 2011 году
70.87kb.
1 стр.
Программа социально-экономического развития Джидинского района на 2011-2020 годы С. Петропавловка, 2011 год. Программа
2822.15kb.
14 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Брасовского района Брянской области на 2013 год и период до 2015 года
179.29kb.
1 стр.