Главная
страница 1
Задания школьной олимпиады по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс
Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.

Часть 1 включает 38 заданий. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 4 заданий. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 включает 8 заданий с развернутым свободным ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Последнее задание работы – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один балл или более. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!

Часть 1



При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А38) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A1

Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?




1)

обнаружение ранее неизвестной древней летописи

2)

дебаты кандидатов в президенты страны

3)

захоронение радиоактивных отходов

4)

реформа календаря



A2

Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?




1)

ведущая роль сельского хозяйства

2)

преобладание промышленности

3)

слабый уровень разделения труда

4)

решающее значение сферы услуг в экономике



A3

Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?




А.

Развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным.

Б.

Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


A4

Что свойственно человеку в отличие от животного?




1)

инстинкты

2)

эмоции

3)

потребности

4)

сознание


A5

Игра, в отличие от познания,




1)

носит целесообразный характер

2)

доставляет удовольствие

3)

является видом деятельности

4)

носит условный характер


A6

Верны ли следующие суждения о социализации?




А.

Социализация – процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу.

Б.

Социализация преимущественно направлена на формирование типично-групповых свойств и проявлений человека.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


A7


Рациональное познание, в отличие от чувственного, использует такую


операцию, как


1)

обобщение данных, полученных в результате эксперимента

2)

выявление пространственного расположения объектов

3)

отображение величины предмета

4)

определение цвета предмета


A8

Утверждение: «Если зима была суровой, то лето будет жарким» – это




1)

научное наблюдение

2)

народная примета

3)

логическое умозаключение

4)

научный закон



A9

Верны ли следующие суждения о познании мира?




А.

Познание – это процесс поиска истины.

Б.

Знание – это результат познавательного процесса.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



A10

Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?




1)

празднование Масленицы

2)

посещение художественной галереи

3)

прочтение стихотворения А. С. Пушкина

4)

создание самолета братьями Райт



A11

Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?




1)

выявление закономерностей развития природы и общества

2)

теоретическое решение мировоззренческих проблем

3)

отражение мира в художественных образах

4)

использование теоретических понятий



A12

Верны ли следующие суждения о культурных процессах?




А.

Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда, возросшая подвижность населения.

Б.

Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс, развитие информационных технологий.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



A13

Основой экономической жизни общества является




1)

регулирование социальных отношений

2)

производство материальных благ

3)

разработка ресурсосберегающих технологий

4)

взаимодействие государства и политических партий



A14

Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом, – это




1)

приватизация

2)

кооперация

3)

собственность

4)

декларация


A15

В рыночной экономике в отличие от командной государство




1)

поддерживает конкуренцию производителей

2)

устанавливает необходимые объемы производства

3)

регулирует ценообразование

4)

перераспределяет ресурсы между предприятиями


A16


Рынок регулирует экономику через механизм




1)

налогообложения

2)

свободных цен

3)

государственного планирования

4)

государственного заказа


A17


Бюджетная политика Российского государства направлена на




1)

увеличение денежной массы

2)

сокращение числа частных предприятий

3)

рост числа инвестиционных фондов

4)

регулирование государственных расходов и доходов



A18

В рыночной экономике потребитель




1)

устанавливает налоги на имущество

2)

влияет на рыночную цену товара

3)

определяет формы собственности

4)

регулирует затраты производства


A19


Что из перечисленного служит примером экономической самостоятельности производителя?




1)

соблюдение технологической дисциплины

2)

улучшение качества продукции

3)

право решать, что и как производить

4)

совершенствование профессиональных навыков


A20

Верны ли следующие суждения о монополии?




А.

Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.

Б.

Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


A21

Что хочет изменить герой книги А. Дюма «Двадцать лет спустя» Портос, мечтающий стать бароном?




1)

социальный статус

2)

социальное происхождение

3)

семейное положение

4)

профессию


A22

Окончив институт, К. пришел работать в школу учителем. Через 5 лет его назначили на должность директора. Данный факт является примером




1)

горизонтальной социальной мобильности

2)

социальной стратификации

3)

социальной адаптации

4)

вертикальной социальной мобильности


A23

Учащиеся одного французского колледжа коллекционируют песок. В созданном ими музее насчитывается более 3000 различных образцов и проб песка из разных уголков мира. Какой тип поведения иллюстрируется этим примером?




1)

соответствующее обычаям

2)

нарушающее нормы права

3)

негативное отклоняющееся

4)

позитивное отклоняющееся



A24

В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?




1)

воспитательную

2)

репродуктивную

3)

хозяйственную

4)

досуговую



A25

К. родился в Берлине, его родители уехали из России сразу после революции 1917 г. К. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности




1)

демографической

2)

территориальной

3)

этносоциальной

4)

конфессиональной


A26

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?




А.

Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б.

Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны



A27

Политические отношения есть отношения людей по поводу




1)

обмена и распределения продуктов производства

2)

власти в обществе

3)

потребления материальных благ

4)

производства духовных ценностей


A28

В государстве Н. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в этом государстве?




1)

парламентская республика

2)

президентская республика

3)

абсолютная монархия

4)

парламентарная монархия



A29

Только мажоритарную избирательную систему характеризует




1)

создание избирательных округов

2)

выдвижение кандидатов политическими партиями

3)

тайное голосование на избирательных участках

4)

признание избранным кандидата, получившего большинство голосов


A30

Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется




1)

существованием политического плюрализма

2)

способностью осуществлять государственное принуждение

3)

существованием гласности

4)

господством одной идеологии


A31


Верны ли следующие суждения о государстве?




А.

Монархия и республика являются формами государственного правления.

Б.

Демократия и диктатура являются формами политического режима.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


A32

Правила поведения, установленные и охраняемые государством, называются




1)

моралью

2)

обычаем

3)

правом

4)

религией


A33

Основополагающей отраслью российской правовой системы является право




1)

административное

2)

конституционное

3)

гражданское

4)

уголовное


A34

Все участники правоотношений в обязательном порядке




1)

находятся в отношениях родства

2)

имеют определенные законом права и обязанности

3)

находятся в отношениях подчинения

4)

имеют одинаковый социальный статус


A35

Согласно Конституции РФ обязанностью государства является




1)

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

2)

предоставление политического убежища иностранным гражданам в соответствии с нормами международного права

3)

международное сотрудничество в борьбе с терроризмом

4)

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права



A36

Государственную власть в РФ, в частности, осуществляет (-ют)




1)

средства массовой информации

2)

суд

3)

школа

4)

адвокатура


A37

Демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав, закрепляет




1)

Президент РФ

2)

Конституция РФ

3)

Трудовой кодекс РФ

4)

Верховный Суд РФ


A38

Верны ли следующие суждения о субъектах права?




А.

Субъект права должен обладать правоспоспобностью и дееспособностью.

Б.

Как и любой субъект права, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью.




1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


Часть 2

При выполнении заданий этой части (В1 – В4) запишите ваши ответы сначала в выделенные для них места в тексте экзаменационной работы, а затем в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, последовательности букв или цифр без пробелов и других символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.


B1


Запишите слово, пропущенное в схеме:



Ответ: _______________________________________________.


B2

Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«В рамках ______________________ познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, человек получает первичные знания о мире».
Ответ: ______________________________________________.


B3

Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.







СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ




ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1)

премьера телесериала

А)

массовая

2)

конкурс фольклорных коллективов

Б)

народная

3)

празднование дня Ивана Купалы







4)

скандал с участием поп-звезды







5)

переиздание детектива-бестселлера






Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).




1

2

3

4

5
















B4


Найдите в приведенном ниже списке товары и услуги, производство которых в рыночной экономике обязано обеспечивать главным образом государство, и обведите цифры, под которыми они указаны.




1)

страхование автомобилей

2)

работа железнодорожного транспорта

3)

почтовые услуги

4)

освещение улиц

5)

рекламные услуги

6)

ремонт сотовых телефонов

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


Ответ: _______________________________________________.


Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

(без пробелов и других символов между буквами и цифрами).

Часть 3


Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

C1



Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.


C2

Раскройте на примере(-ах) общественной жизни современной России любые три функции политических партий в политической системе общества.


C3

Президент одной из республик РФ обратился к законодательному органу республики с проектом закона. Согласно предлагаемому законопроекту, в целях увеличения бюджета республики на ее границах для взимания таможенных пошлин с автотранспорта, везущего груз из другого региона, будет установлен таможенный пост. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.



Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил. <...>

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального

прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

C4

Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.



C5

Объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите любые два объяснения, опираясь на текст.




C6

Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.




C7

Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.



Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.


C8.1






Философия

«Приобретать познания еще недостаточно для человека, надо уметь отдавать их в рост» (И. Гете).


C8.2




Социальная психология

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).


C8.3




Экономика

«О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало» (Д. Колеман).


C8.4




Социология

«Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности труда» (П. Верньо).


C8.5




Политология

«Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение» (У. Черчилль).


C8.6




Правоведение

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ).



~EndLATTest


Смотрите также:
Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий
331.02kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий
243.82kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
344.24kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
191.66kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 27 заданий
282.05kb.
2 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
168.14kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по математике дается 4 часа (240 мин). Работа состоит из двух частей и содержит 18 заданий
53.16kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий
485.26kb.
3 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение репетиционной работы по истории дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 30 заданий
86.02kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 37 заданий, которые разделены на три части
190.08kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей
88.26kb.
1 стр.
Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по английскому языку состоит из четырёх разделов, включающих 46 заданий
106.27kb.
1 стр.