Главная
страница 1


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ


Учебно-методический комплекс

Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»



«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент
________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


наименование специальности: 030501 – юриспруденция

квалификация – юрист

Кафедра государственно-правовых дисциплин


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:


Е.А. Апольский – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:


Е.В. Плешков – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Л.А. Ревякина, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РЮИ РПА Минюста России.

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Сравнительное правоведение» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция».

© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012


Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:



  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.


ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые знания и успешно работать в избранной сфере деятельности. Целью преподавания Сравнительного правоведения является формирование общего представления о сравнительном правоведении, понимании важности его изучения в контексте теоретической и практической значимости.

Сравнительное правоведение изучается в течение 7 семестра и завершается зачетом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Распределение учебного материала по темам

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.

Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. Аксиомы принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.
Тема 2. История развития сравнительного правоведения.

Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.


Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право.


Тема 4. Романо-германская правовая семья.

История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Юридическая профессия и юридическое образование.
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).

История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.
Тема 6. Религиозные правовые семьи.

Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.
Тема 7. Восточное право и африканское право.

Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки.


Тема 8. Российская правовая система.

Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.

12

4

2

6

Тема 2. История развития сравнительного правоведения.

14

4

4

6

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

12

2

4

6

Тема 4. Романо-германская правовая семья.

12

4

2

6

Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).

14

4

4

6

Тема 6. Религиозные правовые семьи.

12

2

4

6

Тема 7. Восточное право и африканское право.

10

2

2

6

Тема 8. Российская правовая система.

10

2

2

6

Итого по дисциплине

96

24

24

48


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения. Срок обучения 3 года.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.

14

2




12

Тема 2. История развития сравнительного правоведения.

12







12

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

14

2




12

Тема 4. Романо-германская правовая семья.

12




2

10

Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).

12

-




12

Тема 6. Религиозные правовые семьи.

10







10

Тема 7. Восточное право и африканское право.

12

-




12

Тема 8. Российская правовая система.

10







10

Итого по дисциплине

96

4

2

90


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения. Срок обучения 6 лет.


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа


1

2

3

4

5

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.

14

2




12

Тема 2. История развития сравнительного правоведения.

12







12

Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

14

2




12

Тема 4. Романо-германская правовая семья.

12




2

10

Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).

12

2




10

Тема 6. Религиозные правовые семьи.

10







10

Тема 7. Восточное право и африканское право.

12

2




10

Тема 8. Российская правовая система.

10







10

Итого по дисциплине

96

8

2

86



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.



Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения и литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.



Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе дисциплины, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Подготовка к зачету. К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:



  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в истории науки;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие сравнительного правоведения.

1. Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение.

2. Аксиомы принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина.

3. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения.


Литература

1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.,1981.

2. Врублевски Е. Методологические проблемы сравнительного анализа правовых систем // Сравнительное правоведение. М.,1978

3. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

4. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М.,1880.

5. Козлихин И.Ю. Общее и особенное в истории государства и права // Историческое и логическое в познании государства и права. Л., 1988.

6. Козлов В.А. Проблемы сравнительного правоведения // Правоведение. 1976 №5.

7. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

8. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

9. Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. М.,1975.

10. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М.,1978.

11. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

12. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
Тема 2. История развития сравнительного правоведения.

1. Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени.

2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках.

3.Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке.


Литература.

1. Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

2.Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

3. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

4. Константинеско Л.Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права. М.,1981.

5.Козлихин И.Ю., Тимошина Е.В., Поляков А.В. История политических и правовых учений. СПб., 2006.

6.. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

7. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

8. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
Тема 3. Понятие и классификация правовых систем.

1. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право.

2. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право.

3.Светское и религиозное право.


Литература.

1.Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

2. Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. №5.

3. Саидов А.Х. Типология и классификация основных систем современности //Правоведение. 1985, №2.

4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

5. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.

6. Правовые системы стран мира. М.,2003

7. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996.

8. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
Тема 4. Романо-германская правовая семья.

1. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству.

2. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права.

3. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом.

4. Юридическая профессия и юридическое образование.
Литература.

1. Анерс Э. История европейского права. М., 1994.

2.Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994.

3.Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998.

4. Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988.

5.Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994.

6. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

7. Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М.,20013. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. .

8. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.
Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья).

1. История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости.

2.Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики.

3.Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда.


Литература.

1. Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996.

2. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977.

3. Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987.

4. Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993.

5. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

6. Дженкинс Э. Английское право. М.,1947. 7.

7. Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985.

8. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.
Тема 6. Религиозные правовые семьи.

1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах.

2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия.

3.Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле.


Литература.

1. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

2. Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005.

3. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982.

4. Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996.

5. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.

6. Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003.

7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.

8. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб.,2007.

Тема 7. Восточное право и африканское право.

1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение.

2. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы.

3. Особенности права стран Африки.


Литература.

1. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

2. Инако Ц. Современное право Японии. М.1981.

3. Инако Ц. Право и политика Современного Китая. М.,1978.

4. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.,1986.

5. Ковлер А.И. Антропология права. М.,2002.

6. Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999.

10. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. 1978.


Тема 8. Российская правовая система.

1. Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права.

2. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права.

3. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье.


Литература.

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.

2. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание.

3. Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006.

4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001.

5. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994.

6. Тарановский Ф.В. История русского права. М.,2004.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чашин А.Н. Правоведение. – М.: ДИС, 2009.

Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: НОРМА, 2009.

Алексеев Н.Н. Введение в изучение права. – М., 1918. – 48 с.

Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит. 1966. – 187 с.

Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1. – М.: Юрид. лит. 1981. – 360 с.; Т. 2. – М.: Юрид. лит. 1982. – 359 с.

Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Т.1. - Свердловск: Изд-во Свердловского юрид. ин-та. 1972. – 396 с.

Андраш Тамаш. Судья и общество. Диалектика правосознания и правоприменения. - М.: Юридю лит. 1980. – 142 с.

Бабаев В.К. Советское право как логическая система. - М.: Акад. МВД СССР. 1978. – 211 с.

Библер В.С. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука. 1967. – 165 с. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Мысль. 1978. – 127 с.

Бро Ю.Н. Проблемы применения советского права. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. 1980. – 81 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Махачев Г.Н. Некоторые особенности формирования парламентаризма в демократических государствах, сравнительно-правовой анализ // Вестник Российской правовой академии, 2006, № 4, стр. 80.

Демченко Г.В. Судебный прецедент. - Варшава. 1903. – 263 с.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука. 1974. – 388 с.

Дурденевский В.Н. Право революции и право захвата. - М., 1917. – 32 с.

Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. – Свердловск: Изд-во Свердловского юрид. ин-та. 1973. – 248 с.

Ефимов Е.Н. Элементарные понятия о государстве и праве. Изд. 2-е. М., 1917. – 128 с.

Забигайло В.К. Проблема "пробелов в праве". Критика буржуазных теорий. – Киев: Наукова думка. 1971. – 411 с.

Завадская Л.Н. Механизм реализации права. – М.: Наука. 1992. – 288 с.

Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: зарубежный и отечественный опыт реализации доктрины "умных штыков". - М.: Академия МВД России, 1993. – 24 с.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 270 с.

Ильин И.А. Нравственная философия.-М., 1993.

Ильин И.А. О сущности правосознания.- М., 1993.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
В результате освоения программы учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающийся должен:
1) знать:

- предмет и методы, используемые в сравнительном правоведении;

- основные определения, понятия и категории сравнительного правоведения;

- историю становления и развития, места и роли курса сравнительного правоведения в жизни общества и юридической практики;

- соотношения курса с международным и национальным правом;
2) уметь:

- выделять основные категории, определения и понятия сравнительного правоведения, а также отдельные методологические приемы сравнительно-правового анализа;

- формировать целостное представление о значении и месте сравнительного правоведения системе юридических наук;

- свободно мыслить, использовать для выражения своих мыслей юридическую терминологию;

- выделять «точки соприкосновения» национальной правовой системы с другими правовыми системами;

- формировать представление о современных тенденциях развития национальной российской правовой системы и ее интеграции с правовыми системами других стран;


3) владеть:

- навыками самостоятельного поиска правовой информации;

- навыками формирования первоначального опыта самостоятельной работы, дискуссий и научного творчества;

- умением связывать знания, полученные в результате изучения курса сравнительное правоведение с общественными и экономическими проблемами;

- навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по сравнительному правоведению.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Примерные вопросы для подготовки к зачету

по Сравнительному правоведению
1. Сравнительный метод в правоведении.

2. Становление сравнительного правоведения.

3. Предмет и методы сравнительного правоведения.

4. Критерии классификации правовых систем.

5. Формы сравнения.

6. Аксиомы сравнительного правоведения.

7. Западное и восточное право.

8. Правовая культура и правовая идеология.

9. Стиль юридического мышления.

10. История формирования Романо-германской правовой семьи.

11. Роль рецепции римского права в формировании Романо-германской правовой семьи.

12. Источники романо-германского права.

13. Основные различия между романским и германским правом.

14. Становление англосаксонской правовой семьи.

15. Общее право и право справедливости.

16. Источники права англосаксонского права.

17. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права.

18. Особенности права США.

19. Конституционный надзор в США.

20. Российская правовая культура.

21. Особенности становления правовой системы России в ХУ111 в – перовой половине Х1Х в.

22. Правовая система пореформенной России

23. Влияние немецкой правовой мысли на российскую правовую мысль.

24. Становление и развитие российского правоведения во второй половине Х1Х в.- начале ХХ.

25. Особенности социалистического права.

26. Соотношение частного и публичного права при социализме.

27. Марксисзм-ленинизм как идеологическая основа советского права.

28. Проблема собственности в советском праве.

29. Эволюция советского права.

30. История становления мусульманского права.

31. Источники мусульманского права.

32. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах.

33. Индусское право.

34. Иудейское право.

35. Особенности восточного правопонимания.

36. Право Китая: история и современное состояние.

37. Право Японии: история и современное состояние.

38. Особенности правовых систем африканских стран.

39. «Традиционное» и «новое» право в станах Африки.

40. Роль юридической профессии в государствах относящихся к разным правовым семьям.




Примерные тесты для подготовки к зачету по

Сравнительному правоведению



  1. Сравнительное правоведение изучает:

а) зарубежное право на уровне правовых систем в целом

б) конкретную правовую проблему

в) сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам

г) правовые явления

д) традиционное «сравнительное законодательство» на уровне и в рамках отраслей права


  1. Теоретики политико-правовой мысли, которых можно считать основоположниками сравнительного правоведения:

а) Платон

б) Аристотель

в) Боден

г) Цицерон

д) Монтескье


  1. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:

а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права

б) в невозможности историко-хронологического изучения права

в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его

г) в возможности разобраться во всем множестве правовых систем

д) в возможности определить принципы хорошей системы правления


  1. Понятие «правовая система» - это:

а) «национальная правовая система»

б) «правовая надстройка»

в) система права

г) институциональная структура права

д) анализ нормативной основы и систему осуществления права


  1. Соответствие основных правовых систем современным государствам:

1. Романо-германская правовая семья [ ]

2. Африканская правовая семья[ ]

3. Смешанные правовые семьи[ ]

4. Правовая семья общего права [ ]

А) Япония

Б) Малагасийская республика

В) Австралия

Г) Куба


Д) Израиль


  1. Соответствие критериев группировки правовых систем и их видов:

1. Исторические и юридические особенности правовых систем[ ]

2. Иерархия различных источников права[ ]

3. Тип общества, которое стремятся создать с помощью права[ ]

4. Деление по правовой технике и стилю права[ ]

А) Каноническая

Б) Славянская

В) Социалистическая

Г) Континентальная

Д) Буддистская


  1. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:

а) англосаксонской правовой системе

б) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе




  1. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:

а) с VII века

б) с VIII века

в) с IХ века

г) с Х века




  1. В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе




  1. В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе




  1. В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе




  1. В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе




  1. Формирование романо- германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:

а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти

б) была продуктом деятельности христианской церкви

в) была продуктом деятельности судей

г) была продуктом культуры, независимым от политики




  1. Соответствие направлений формирования и развития правовой науки и типа правовой системы:

1. Статутное право[ ]

2. Школа естественного права[ ]

3. Сборник Хадисов[ ]

А) Мусульманская система права

Б) Система общего права

В) Дальневосточная правовая система

Г) Романо-германская правовая система


  1. Исторической датой в становлении системы общего права считают:

а)ХVIII век

б) ХIХ век

в) IХ век.

г) ХV век




  1. Правило прецедента сложилось в результате:

а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.

б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды

в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI века

г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации




  1. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:

а) до середины ХVIII века

б) до второй половины ХIХ века

в) до начала ХIХ века

г) до начала ХХ века



  1. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита)

а) мусульманская правовая система

в) романо-германская правовая система

г) дальневосточная правовая система

д) англосаксонская правовая система




  1. Иерархия источников права в романо-германской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]




  1. Иерархия источников права в англо-саксонской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]



  1. Иерархия источников права в мусульманской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]




  1. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:

а) суды

б) парламент

в) правительство

г) прокуратура



  1. Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской




  1. Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости"относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской




  1. Мусульманская система права основана на:

а) Коране, Евангелии, Ведах

б) Коране, Упанишадах, Законах Ману

в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах

г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен




  1. Маджаллы – это:

а) толкование Корана и Сунны имамами

б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное право

в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения (Иджмы)

г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии (Кийас)




  1. В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:

а) мусульманской правовой системы

в) романо-германской правовой системы

г) дальневосточной правовой системы

д) англосаксонской правовой системы




  1. Правовая система, в которой право выступает прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система




  1. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система




  1. Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система






Смотрите также:
Е. А. Апольский кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института
370.14kb.
1 стр.
Т. К. Канцерова преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института
1069.59kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право Украины»
474.5kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
984.22kb.
4 стр.
Конституционному реформированию уголовно-правовой политики кибернетический подход
87.73kb.
1 стр.
Гаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых дисциплин, к ю. н. Гармаев Булат Петрович рабочая программа
927.79kb.
6 стр.
В. А. Чиркин, доктор исторических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) рпа минюста России
2310.65kb.
11 стр.
К вопросу о роли и месте администрации президента
153.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
314.31kb.
1 стр.
«Юстиция Беларуси». 2012.№8. С. 32-33. Защита и реституция культурных ценностей в международном гуманитарном праве
73.59kb.
1 стр.
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга
812.96kb.
5 стр.