Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс ![]() Ставрополь 2012 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю» Ректор НОУ ВПО «СКГИ» к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года наименование специальности: 030501 – юриспруденция квалификация – юрист Кафедра государственно-правовых дисциплин
учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Автор-составитель: Е.А. Апольский – кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Рецензенты: Е.В. Плешков – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Л.А. Ревякина, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РЮИ РПА Минюста России. Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Сравнительное правоведение» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция».
© Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности юриста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые знания и успешно работать в избранной сфере деятельности. Целью преподавания Сравнительного правоведения является формирование общего представления о сравнительном правоведении, понимании важности его изучения в контексте теоретической и практической значимости. Сравнительное правоведение изучается в течение 7 семестра и завершается зачетом.
Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках. Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке. Тема 3. Понятие и классификация правовых систем. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. Светское и религиозное право. Тема 4. Романо-германская правовая семья. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. Юридическая профессия и юридическое образование. Тема 5. Правовая семья общего права (англо-американская правовая семья). История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда. Тема 6. Религиозные правовые семьи. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле. Тема 7. Восточное право и африканское право. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. Особенности права стран Африки. Тема 8. Российская правовая система. Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения. Срок обучения 3 года.
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения. Срок обучения 6 лет.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения и литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки. Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
Подготовка к зачету. К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Понятие сравнительного правоведения. 1. Предмет и метод сравнительного правоведения. Формы сравнения: макро и микросравнение, внутрисистемное и межсистемное сравнение, историческое сравнение. 2. Аксиомы принципы сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение как метод исследования и как самостоятельная наука и учебная дисциплина. 3. Сфера применения сравнительного правоведения. Общая и особенная части сравнительного правоведения. Литература 1. Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М.,1981. 2. Врублевски Е. Методологические проблемы сравнительного анализа правовых систем // Сравнительное правоведение. М.,1978 3. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 4. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права. М.,1880. 5. Козлихин И.Ю. Общее и особенное в истории государства и права // Историческое и логическое в познании государства и права. Л., 1988. 6. Козлов В.А. Проблемы сравнительного правоведения // Правоведение. 1976 №5. 7. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. 8. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000. 9. Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. М.,1975. 10. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М.,1978. 11. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996. 12. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
1. Зарождение сравнительного метода исследования в древнегреческой философии права и особенности его использования в средневековом правоведении и правоведении Нового времени. 2. От сравнительного метода к сравнительному правоведению. Формирование сравнительного правоведения в Х1Х-ХХ веках. 3.Современное состояние сравнительного правоведения в зарубежной и российской правовой науке. Литература. 1. Анерс Э. История европейского права. М., 1994. 2.Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998. 3. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 4. Константинеско Л.Ж. Развитие сравнительного правоведения // Очерки сравнительного права. М.,1981. 5.Козлихин И.Ю., Тимошина Е.В., Поляков А.В. История политических и правовых учений. СПб., 2006. 6.. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. 7. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996. 8. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
1. Критерии классификации национальных правовых систем. Правовая культура и правовая идеология. Частное и публичное право. 2. Источники права. Структура права. Юридическое мышление и юридическая техника. Западное и восточное право. 3.Светское и религиозное право. Литература. 1.Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 2. Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. №5. 3. Саидов А.Х. Типология и классификация основных систем современности //Правоведение. 1985, №2. 4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. 5. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000. 6. Правовые системы стран мира. М.,2003 7. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М..1996. 8. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.2000. Т. 1.
1. История формирования романо-германской правовой семьи: от обычного права к законодательству. 2. Рецепция римского частного права. Структура права: частное и публичное право, отрасли и институты права. 3. Источники права: закон, обычай, судебная практика, доктрина. Основные различия между романским и германским правом. 4. Юридическая профессия и юридическое образование.
1. Анерс Э. История европейского права. М., 1994. 2.Боботов С.В. Правосудие во Франции. М.,1994. 3.Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.,1998. 4. Брэбан Г. Французское административное право. М.,1988. 5.Государственное право Германии. В 2-х тт. М., 1994. 6. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 7. Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право. М.,20013. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. . 8. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2000.
1. История формирования англосаксонской правовой семьи. Общее право и право справедливости. 2.Процессуальное и материальное право. Понятие нормы права. Источники права: обычай, прецедент, закон, роль судебной практики. 3.Особенности права США: прецедент и законодательство, деятельность Верховного суда. Литература. 1. Апарова Т.В. Суды и судейские процессы в Великобритании. М.,1996. 2. Боботов С.В. Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.,1977. 3. Богдановская И.Ю. Закон в Английском праве. М.,1987. 4. Богдановская И.Ю. Прецедент в Английском праве. М.,1993. 5. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 6. Дженкинс Э. Английское право. М.,1947. 7. 7. Кросс. Р. Прецедент в английском праве. М.,1985. 8. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004.
1. Мусульманское право: история формирования, источники права, мусульманское право в светских и теократических государствах. 2. Индуистское право: история формирования, источники, современное состояние и сфера действия. 3.Иудейское право: история, источники, место иудейского права в современном Израиле. Литература. 1. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 2. Ван ден Берг. Л.В.С. Основные начала мусульманского права. М, 2005. 3. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.,1982. 4. Крашенникова Н.А. История права Востока. М.,1996. 5. Марченко М.Н. Источники права. М., 2004. 6. Менахем Э. Еврейское право. СПб., 2003. 7. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986. 8. Ударцев С.Ф. История политических и правовых учений (Древний восток). СПб.,2007.
1. Особенности восточного правопонимания. История формирования китайского права: конфуцианство и легизм. Сфера действия права. Источники права, правоприменение. 2. История формирования японского права. Понятие гири. Вестернизация японского права. Современное состояние японского права: традиции и новеллы. 3. Особенности права стран Африки. Литература. 1. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 2. Инако Ц. Современное право Японии. М.1981. 3. Инако Ц. Право и политика Современного Китая. М.,1978. 4. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М.,1986. 5. Ковлер А.И. Антропология права. М.,2002. 6. Рулан Н. Юридическая антропология. М.,1999. 10. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. 1978. Тема 8. Российская правовая система. 1. Российское дореволюционное право и советское право; преемственность и разрыв. Особенности российской правовой культуры. Марксизм-ленинизм как идеологическая основа советского права. 2. Проблема собственности в советском праве. Соотношение частного и публичного права. 3. Эволюция советского права: от периода военного коммунизма до перестройки. Современная правовая система России, ее место в романо-германской правовой семье. Литература. 1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. 2. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности. Любое издание. 3. Козлихин И.Ю. Право, закон и власть в современной России // Наш трудный путь к праву. М., 2006. 4. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2001. 5. Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов 1994. 6. Тарановский Ф.В. История русского права. М.,2004.
Алексеев Н.Н. Введение в изучение права. – М., 1918. – 48 с. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит. 1966. – 187 с. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т. 1. – М.: Юрид. лит. 1981. – 360 с.; Т. 2. – М.: Юрид. лит. 1982. – 359 с. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х томах. Т.1. - Свердловск: Изд-во Свердловского юрид. ин-та. 1972. – 396 с. Андраш Тамаш. Судья и общество. Диалектика правосознания и правоприменения. - М.: Юридю лит. 1980. – 142 с. Бабаев В.К. Советское право как логическая система. - М.: Акад. МВД СССР. 1978. – 211 с. Библер В.С. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука. 1967. – 165 с. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Мысль. 1978. – 127 с. Бро Ю.Н. Проблемы применения советского права. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. 1980. – 81 с.
Демченко Г.В. Судебный прецедент. - Варшава. 1903. – 263 с. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: Наука. 1974. – 388 с. Дурденевский В.Н. Право революции и право захвата. - М., 1917. – 32 с. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. – Свердловск: Изд-во Свердловского юрид. ин-та. 1973. – 248 с. Ефимов Е.Н. Элементарные понятия о государстве и праве. Изд. 2-е. М., 1917. – 128 с. Забигайло В.К. Проблема "пробелов в праве". Критика буржуазных теорий. – Киев: Наукова думка. 1971. – 411 с. Завадская Л.Н. Механизм реализации права. – М.: Наука. 1992. – 288 с. Зимин В.П. Правомерное неисполнение приказа: зарубежный и отечественный опыт реализации доктрины "умных штыков". - М.: Академия МВД России, 1993. – 24 с. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 270 с. Ильин И.А. Нравственная философия.-М., 1993. Ильин И.А. О сущности правосознания.- М., 1993. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В результате освоения программы учебной дисциплины «Сравнительное правоведение» обучающийся должен: 1) знать: - предмет и методы, используемые в сравнительном правоведении; - основные определения, понятия и категории сравнительного правоведения; - историю становления и развития, места и роли курса сравнительного правоведения в жизни общества и юридической практики; - соотношения курса с международным и национальным правом;
- выделять основные категории, определения и понятия сравнительного правоведения, а также отдельные методологические приемы сравнительно-правового анализа; - формировать целостное представление о значении и месте сравнительного правоведения системе юридических наук; - свободно мыслить, использовать для выражения своих мыслей юридическую терминологию; - выделять «точки соприкосновения» национальной правовой системы с другими правовыми системами; - формировать представление о современных тенденциях развития национальной российской правовой системы и ее интеграции с правовыми системами других стран; 3) владеть: - навыками самостоятельного поиска правовой информации; - навыками формирования первоначального опыта самостоятельной работы, дискуссий и научного творчества; - умением связывать знания, полученные в результате изучения курса сравнительное правоведение с общественными и экономическими проблемами; - навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по сравнительному правоведению.
2. Становление сравнительного правоведения. 3. Предмет и методы сравнительного правоведения. 4. Критерии классификации правовых систем. 5. Формы сравнения. 6. Аксиомы сравнительного правоведения. 7. Западное и восточное право. 8. Правовая культура и правовая идеология. 9. Стиль юридического мышления. 10. История формирования Романо-германской правовой семьи. 11. Роль рецепции римского права в формировании Романо-германской правовой семьи. 12. Источники романо-германского права. 13. Основные различия между романским и германским правом. 14. Становление англосаксонской правовой семьи. 15. Общее право и право справедливости. 16. Источники права англосаксонского права. 17. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права. 18. Особенности права США. 19. Конституционный надзор в США. 20. Российская правовая культура. 21. Особенности становления правовой системы России в ХУ111 в – перовой половине Х1Х в. 22. Правовая система пореформенной России 23. Влияние немецкой правовой мысли на российскую правовую мысль. 24. Становление и развитие российского правоведения во второй половине Х1Х в.- начале ХХ. 25. Особенности социалистического права. 26. Соотношение частного и публичного права при социализме. 27. Марксисзм-ленинизм как идеологическая основа советского права. 28. Проблема собственности в советском праве. 29. Эволюция советского права. 30. История становления мусульманского права. 31. Источники мусульманского права. 32. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах. 33. Индусское право. 34. Иудейское право. 35. Особенности восточного правопонимания. 36. Право Китая: история и современное состояние. 37. Право Японии: история и современное состояние. 38. Особенности правовых систем африканских стран. 39. «Традиционное» и «новое» право в станах Африки. 40. Роль юридической профессии в государствах относящихся к разным правовым семьям. Примерные тесты для подготовки к зачету по Сравнительному правоведению
а) зарубежное право на уровне правовых систем в целом б) конкретную правовую проблему в) сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам г) правовые явления д) традиционное «сравнительное законодательство» на уровне и в рамках отраслей права
а) Платон б) Аристотель в) Боден г) Цицерон д) Монтескье
а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права б) в невозможности историко-хронологического изучения права в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его г) в возможности разобраться во всем множестве правовых систем д) в возможности определить принципы хорошей системы правления
а) «национальная правовая система» б) «правовая надстройка» в) система права г) институциональная структура права д) анализ нормативной основы и систему осуществления права
1. Романо-германская правовая семья [ ] 2. Африканская правовая семья[ ] 3. Смешанные правовые семьи[ ] 4. Правовая семья общего права [ ] А) Япония Б) Малагасийская республика В) Австралия Г) Куба
Д) Израиль
1. Исторические и юридические особенности правовых систем[ ] 2. Иерархия различных источников права[ ] 3. Тип общества, которое стремятся создать с помощью права[ ] 4. Деление по правовой технике и стилю права[ ] А) Каноническая Б) Славянская В) Социалистическая Г) Континентальная Д) Буддистская
а) англосаксонской правовой системе б) мусульманской правовой системе в) романо-германской правовой системе г) дальневосточной правовой системе
а) с VII века б) с VIII века в) с IХ века г) с Х века
а) мусульманской правовой системе б) англосаксонской правовой системе в) японо-китайской правовой системе г) романо-германской правовой системе
а) мусульманской правовой системе в) романо-германской правовой системе г) дальневосточной правовой системе д) англосаксонской правовой системе
а) мусульманской правовой системе в) романо-германской правовой системе г) дальневосточной правовой системе д) англосаксонской правовой системе
а) мусульманской правовой системе б) англосаксонской правовой системе в) японо-китайской правовой системе г) романо-германской правовой системе
а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти б) была продуктом деятельности христианской церкви в) была продуктом деятельности судей г) была продуктом культуры, независимым от политики
1. Статутное право[ ] 2. Школа естественного права[ ] 3. Сборник Хадисов[ ] А) Мусульманская система права Б) Система общего права В) Дальневосточная правовая система Г) Романо-германская правовая система
а)ХVIII век б) ХIХ век в) IХ век. г) ХV век
а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в. б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI века г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации
а) до середины ХVIII века б) до второй половины ХIХ века в) до начала ХIХ века г) до начала ХХ века
а) мусульманская правовая система в) романо-германская правовая система г) дальневосточная правовая система д) англосаксонская правовая система
а) Закон[ ] б) Правовой обычай [ ] в) Правовая доктрина[ ] г) Судебная практика[ ]
а) Закон[ ] б) Правовой обычай [ ] в) Правовая доктрина[ ] г) Судебная практика[ ]
а) Закон[ ] б) Правовой обычай [ ] в) Правовая доктрина[ ] г) Судебная практика[ ]
а) суды б) парламент в) правительство г) прокуратура
а) мусульманской в) романо-германской г) дальневосточной д) англосаксонской
а) мусульманской в) романо-германской г) дальневосточной д) англосаксонской
а) Коране, Евангелии, Ведах б) Коране, Упанишадах, Законах Ману в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен
а) толкование Корана и Сунны имамами б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное право в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения (Иджмы) г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии (Кийас)
а) мусульманской правовой системы в) романо-германской правовой системы г) дальневосточной правовой системы д) англосаксонской правовой системы
а) мусульманская правовая система б) англосаксонская правовая система в) японо-китайская правовая система г) романо-германская правовая система
а) мусульманская правовая система б) англосаксонская правовая система в) японо-китайская правовая система г) романо-германская правовая система
а) мусульманская правовая система б) англосаксонская правовая система в) японо-китайская правовая система г) романо-германская правовая система Смотрите также: Е. А. Апольский кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института
370.14kb.
1 стр.
Т. К. Канцерова преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института
1069.59kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации по написанию курсовых работ по курсу «Конституционное право Украины»
474.5kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
984.22kb.
4 стр.
Конституционному реформированию уголовно-правовой политики кибернетический подход
87.73kb.
1 стр.
Гаврилов Эдуард Петрович Доцент кафедры экономическ ого права и гражданско-правовых дисциплин, к ю. н. Гармаев Булат Петрович рабочая программа
927.79kb.
6 стр.
В. А. Чиркин, доктор исторических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) рпа минюста России
2310.65kb.
11 стр.
К вопросу о роли и месте администрации президента
153.57kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
314.31kb.
1 стр.
«Юстиция Беларуси». 2012.№8. С. 32-33. Защита и реституция культурных ценностей в международном гуманитарном праве
73.59kb.
1 стр.
Комитет по образованию правительства санкт-петербурга 812.96kb.
5 стр.
|