Главная
страница 1



Обзор по терминологии в области

трудовой миграции, используемой

в национальном законодательстве

государств-членов ЕврАзЭС

Алматы, 2011

Введение
Данный обзор подготовлен по запросу миссии Международной организации по миграции в Казахстане с целью оказания содействия региональному сотрудничеству в области трудовой миграции, активно развивающемуся в настоящее время в рамках Евразийского экономического сообщества1 (далее -ЕврАзЭС). Одним из важных направлений данного сотрудничества является гармонизация национального законодательства Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Несомненно, что один из важных первоначальных шагов в этом направлении - это создание условий для сближения терминологии в области внешней трудовой миграции, используемой в законодательстве рассматриваемых пяти государств. С учетом этого выполненная работа посвящена тому, чтобы рассмотреть, какие базовые термины по трудовой миграции определены и применяются в национальном законодательстве, выявить основные различия в используемых глоссариях, а также подготовить основу для обсуждения возможных направлений по их сближению.

В ходе подготовки обзора были изучены основные нормативные правовые акты пяти рассматриваемых государств, регулирующие внешнюю трудовую миграцию, правовое положение иностранных граждан в государствах трудоустройства, порядок предоставления прав на осуществление трудовой деятельности. При этом выделены соответствующие термины, получившие законодательное определение и имеющие важное значение для трудовой миграции. Результаты проведенной работы изложены в виде краткого описания подходов каждого из государств-членов ЕврАзЭС к формированию и определению содержания терминов в области трудовой миграции. Данная часть работы сопровождается также детальной информацией в табличной форме с указанием нормативных правовых актов и включенных в них определений терминов, относящихся к тематике данного обзора.

Заключительная часть подготовленного обзора - это основные выводы и предложения в отношении основных направлений для гармонизации понятийного аппарата по трудовой миграции, которые определены с учетом следующих основных потребностей:


  • обеспечение совместимости терминологии, используемой в рамках различных подразделов национального законодательства;

  • устранение возможных противоречий глоссариев по трудовой миграции, применяемых государствами-членами ЕврАзЭС;

  • приведение используемой в национальном законодательстве терминологии в соответствие с положениями Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств;

  • сближение терминов, определенных национальным законодательством пяти рассматриваемых государств, с положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, являющейся наиболее всеобъемлющим международно-правовым инструментом по трудовой миграции.



1 В настоящее время государствами членами данной организации являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.

I. Глоссарии в области трудовой миграции государств-членов ЕврАзЭС

Республика Беларусь

Основные термины, относящиеся к внешней трудовой миграции, определены в Республике Беларусь Законом от 29 декабря 1998 года № 224-3 "Об иммиграции", Законом от 17 июня 1998 года № 169-3 "О внешней трудовой миграции", а также Законом от 4 января 2010 г. № 105-3 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь". Специальные термины по трудовой миграции такие, как "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "трудящийся-мигрант", "приграничная трудовая миграция", "приграничный трудящийся", "члены семьи" трудящегося-мигранта, включены в Закон о внешней трудовой миграции. Общие термины, относящиеся к трудовой и другим видам миграции, определяются Законом об иммиграции и Законом о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Глоссарии этих законов покрывают такие понятия, как "воссоединение семьи", "высылка", "депортация", "незаконная иммиграция", "миграционная карта", транзитная миграция и др.).



В целом, глоссарии терминов трех вышеуказанных законов, используемые применительно к трудовой миграции являются взаимодополняющими. Однако, в отдельных случаях, имеются расхождения в их глоссариях. Например, в Законе о внешней трудовой миграции используется понятие "члены семьи", а в Законе о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства - понятие "близкие родственники". Следует также, что ключевые термины по трудовой миграции ("трудящийся-мигрант", "приграничный трудящийся", "члены семьи" трудящегося-мигранта) определены в национальном законодательстве Республики Беларусь на основе соответствующих положений Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Однако применение этих терминов ограничивается Законом о внешней трудовой миграции, в то же время в рамках других законов и подзаконных актов используются, прежде всего, понятия "иностранный гражданин", "иностранец".
Таблица 1. Глоссарий терминов, используемых в Республики Беларусь


Название акта

Термин

Определение

Закон о внешней трудовой миграции

Внешняя трудовая миграция

добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту) (далее - трудовой договор)

Государство выезда

государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другом государстве




Маятниковая (приграничная) трудовая миграция

выезд граждан Республики Беларусь на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Республики Беларусь в целях получения оплачиваемой работы по трудовому договору при условии постоянного проживания на территории государства выезда

Приграничный трудящийся

трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обыч­ное местожительство в сопредельном государ­стве, в которое он возвращается каждый день или, по крайней мере, один раз в неделю

Трудящийся-мигрант

лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает

Члены семьи

лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства

Закон об иммиграции

Воссоединение семьи

въезд в Республику Беларусь на постоянное жительство вне установленной иммиграционной квоты супруги (супруга), несовершеннолетних детей и иных детей, не состоявших в браке, по приглашению соответственно супруга (супруги), родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь или иммигрантами



Депортация

выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в принудительном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь



Иммиграция

въезд иностранцев в Республику Беларусь на постоянное жительство



Незаконная иммиграция

въезд в Республику Беларусь и (или) пребывание на территории Республики Беларусь иностранцев с нарушением законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок въезда в Республику Беларусь и пребывания на ее территории

Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

Близкие родственники

родители, усыновители, дети, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, бабка, дед, внуки

Высылка из Республики Беларусь

выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом

Временно пребыва-

ющий в Республ­ике Беларусь иностранец



не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (далее- разрешение на временное проживание) или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь

Временно прожи­вающий в Респуб­лике Беларусь иностранец

лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание

Миграцион-ная карта


документ, содержащий сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служащий для осуществления контроля за его временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь

Транзитный проезд (транзит)

въезд иностранца в Республику Беларусь из одного государства, следование по установленному маршруту через территорию Республики Беларусь и выезд иностранца из Республики Беларусь в другое государство

Республика Казахстан

В Казахстане основные термины, относящиеся к трудовой миграции, определены в Законе от 13 декабря 1997 года № 204-1 "О миграции населения". Однако это, в нем получил развитие преимущественно общий понятийный аппарат миграционного законодательства ("миграция", "иммиграция", "эмиграция", "семейная иммиграция", "незаконные иммигранты"). Единственным специальным термином, относящимся к трудовой миграции и включенным в глоссарий Закона о миграции населения является термин "трудовая миграция". Отметим, что в настоящее время Парламент рассматривает новую редакцию Закона о миграции населения. Заслуживает также упоминания глоссарий терминов, используемый в Правилах определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836. Данная процедура предоставления мигрантам доступа на рынок труда в Казахстане основывается на использовании понятий "иностранная рабочая сила" и "иностранные работники".



В целом, в казахстанском законодательстве пока не сформировался специальный глоссарий в области трудовой миграции, хотя термины "трудовой мигрант", "трудящийся-мигрант", "сезонные трудовые мигранты" получил достаточно широкое распространение в обиходе. Отметим, что хотя Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств2, ее глоссарий терминов не интегрирован в национальное законодательство. Например, это относится к таким терминам, активно применяемым вышеуказанной конвенцией СНГ, как "трудящийся-мигрант", "приграничный трудящийся", "сезонный трудящийся", "член семьи трудящегося-мигранта".

___________________________________



2 Закон от 31 декабря 2009 года № 235-IV ЗРК

Таблица 2. Глоссарий терминов, используемых в Республике Казахстан


Название акта

Термин

Определение

Закон о миграции

населения



Иммигранты

иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания

Иммиграция

въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания

Мигранты

лица въехавшие в Республику Казахстан и выехавшие из Республики Казахстан вне зависимости от причин и деятельности

Миграция

постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства

Незаконные иммигранты

иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда. выезда. пребывания, а также транзитного проезда через территорию Республики Казахстан

Семейная иммиграция

въезд в Республику Казахстан члена и членов семьи для соединения с теми членами их семьи, которые уже проживают в Республике Казахстан

Трудовая миграция

временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из республики Казахстан. а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности

Эмигранты

граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для постоянного или временного проживания

Эмиграция

выезд граждан Республики Казахстан в другое государство для постоянного или временного проживания


Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы

Иностранная рабочая сила

(иностранные работники)



иностранцы и лица без гражданства. привлекаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан


Квота на привлечение иностранной рабочей силы

устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

документ установленной формы согласно приложению 1, выдаваемый уполномоченным органом работодателю для привлечения в Республику Казахстан иностранного работника на срок не более одного рабочего года в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил


Кыргызская Республика

В Кыргызстане принят и действует специальный закон, регулирующий общественные отношения в области трудовой миграции - Закон от 13 января 2006 года № 4 "О внешней трудовой миграции". Глоссарий данного закона включает такие термины, как "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы", "приграничная трудовая миграция", "незаконная трудовая миграция", "отправитель", "приграничный трудящийся-мигрант", "трудящийся-мигрант", "урегулированный статус", "члены семьи". Более общие понятия, относящиеся к различным видам миграции, определены Законом от 17 июля 2000 года № 61 "О внешней миграции". Глоссарий данного закона включает определения таких терминов, как "административное выдворение", "иммиграция" "транзитная миграция", "эмиграция", а также термина "трудовая миграция". В случае же регламентации порядка доступа мигрантов на рынок труда в Кыргызской Республике в рамках Положения о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства используются понятия "иностранный квалифицированный работник", "иностранный индивидуальный предприниматель", "иностранный работник", "иностранная рабочая сила", "иностранный руководитель предприятия", "иностранный специалист".

Следует обратить внимание на то, что в кыргызском законодательстве дается определению термину "урегулированный статус". Вместе с тем его использование привело к существенно более узкой формулировке понятия "трудящийся-мигрант" в Законе о внешней трудовой миграции, которое фактически сведено к понятию "трудящийся-мигрант с урегулированным статусом". При этом определение термина "трудовая миграция" в Законе о внешней миграции не предполагает применения такого ограничения статуса трудящихся-мигрантов, поскольку он объединяет как урегулированную, так и неурегулированную трудовую миграцию.
Таблица 3. Глоссарий терминов, используемых в Кыргызской Республике


Название акта

Термин

Определение

Закон о внешней трудовой миграции



Внешняя трудовая миграция

добровольный выезд на законном основании граждан, Кыргызской Республики за её пределы, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, на территорию Кыргызской республики с целью осуществления ими трудовой деятельности

Государство выезда

государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и из которой выезжает в другое государство в целях осуществления трудовой деятельности


Государство трудоустройства

государство, в котором трудящийся-мигрант занимается трудовой деятельностью

Квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы

численность иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления трудовой деятельности в зависимости от состояния рынка труда Кыргызской Республики


Маятниковая

(приграничная)



трудовая миграция

регулярный выезд граждан Кыргызской Республики на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Кыргызской Республики в целях осуществления трудовой деятельности при условии постоянного проживания на территории государства выезда

Незаконная трудовая миграция

осуществление трудовой и профессиональной деятельности в Кыргызской Республике иностранными лицами и лицами без гражданства с нарушением порядка и правил трудоустройства. установленных национальным законодательством

Незаконный трудящийся-мигрант

лицо, нарушившее порядок и правила трудоустройства. установленные национальным законодательством в отношении иностранных граждан без гражданства

Отправитель

физическое или юридическое лицо занимающееся деятельностью. связанной с направлением граждан Кыргызской Республики для осуществления ими трудовой деятельности за границу

Приграничный трудящийся-мигрант

трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве. в которое он возвращается каждый день или. по крайней мере, один раз в неделю

Трудовая деятельность

работа по найму, иная оплачиваемая работа, а также деятельность, отличная от работы по найму, обеспечивающая средства для существования трудящегося, работающего, как правило. самостоятельно или совместно с членами своей семьи на основании контракта, договора или квоты на привлечение и использование рабочей силы, или самостоятельно в соответствии с законодательством государства, а также заключенными международными договорами, вступившими в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке

Трудящийся-мигрант

Лицо. имеющее урегулированный статус и занимающееся трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является


Урегулированный статус

наличие разрешения на пребывание и осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства

Члены семьи

Лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства

Закон о внешней миграции



Административ-ное выдворение

принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики

Иммигрант

лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства. въезжающее в Кыргызскую Республику на законных основаниях с целью постоянного жительства

Иммиграция

въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику на постоянное жительство

Транзитная миграция

перемещение через территорию Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию другого государства

Трудовая миграция

добровольное перемещение на законном основании физических лиц, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, за пределы Киргизской Республики, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Кыргызской Республики и прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими оплачиваемой временной или постоянной трудовой деятельности

Эмигрант

гражданин Кыргызской Республики, выезжающий за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства

Эмиграция

выезд граждан Кыргызской Республики за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства

Положение о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства

Иностранный

Индивидуальный предприниматель



иностранный гражданин или лицо без гражданства, осуществляющий индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица на основе патента налогового органа Кыргызской Республики

Иностранный квалифицирован-

ный работник



иностранный гражданин или лицо без гражданства, привлекаемый работодателем и имеющий необходимую квалификацию для осуществления трудовой деятельности

Иностранная рабочая сила

и/или


иностранные работники

иностранные граждане и лица без гражданства, законно въехавшие на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления трудовой деятельности

Иностранный руководитель

предприятия



иностранный гражданин, организующий на
территории Кыргызской Республики
предприятие с образованием юридического лица
путем инвестирования средств и создающий
новые рабочие места

Иностранный специалист

иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий соответствующее
образование, привлекаемый работодателем и
осуществляющий трудовую деятельность,
требующую высокой квалификации

Квота на привлечение иностранной рабочей силы

лиц без гражданства, прибывающих на
территорию Кыргызской Республики с целью
осуществления трудовой деятельности. Квота на
привлечение иностранной рабочей силы
определяется в зависимости от ситуации на
внутреннем рынке труда Кыргызской Республики
и устанавливается Правительством Кыргызской
Республики




Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

документ установленного образца, выдаваемый Государственным комитетом Кыргызской Республики по миграции и занятости (далее - Госкомитет), дающий право юридическим и
физическим лицам на привлечение и
использование иностранной рабочей силы




Разрешение на работу

документ установленного образца, выдаваемый Госкомитетом и подтверждающий право иностранных граждан или лиц без гражданства на осуществление в Кыргызской Республике трудовой или предпринимательской деятельности




Трудовая деятельность иностранного работника

Деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляемая на территории Кыргызской Республики с целью получения прибыли


Российская Федерация

Терминология, относящаяся к трудовой миграции, получила разработку в Российской Федерации, в основном, в рамках двух федеральных законов. Это -Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Следует отметить, что процедуры выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации используют понятия "иностранный гражданин" и "иностранный работник", определения которым даны в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан. Это касается регламентации порядка выдачи разрешений работодателям и патентов самим иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности по найму у физических лиц.

В целом, нужно отметить, что в российское законодательство не интегрированы специальные термины, продвигаемые Международной конвенцией ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенцией 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. В частности, это касается таких терминов, как "приграничный трудящийся", "сезонный трудящийся", "трудящийся-мигрант". Вместе с тем в Российской Федерации по сравнению с другими государствами-членами ЕврАзЭС получил развитие глоссарий терминов, касающихся миграционного учета, в том числе в связи с миграцией для осуществления трудовой деятельности.

Таблица 4. Глоссарий терминов, используемых в Российской Федерации


Название акта

Термин

Определение

Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан



Временно пребы­вающий иностран­ный гражданин

лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание

Временно проживающий иностран­ный гражданин

лицо, получившее разрешение на временное проживание

Депортация

принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации

Законно находя­щийся в Российской

Иностранный гражданин




лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации

Иностранный гражданин, зарегистрирован-ный в ка­честве индивиду­ального предпри­нимателя

Иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индиви­дуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица


Иностранный работник

Иностранный гражданин пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность


Разрешение на временное проживание

подтверждение права иностранного гражданина
или лица без гражданства временно проживать в
Российской Федерации до получения вида на
жительство, оформленное в виде отметки в
документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа


Разрешение на работу

Документ, подтверждающий право иностранного

работника на временное осуществление на


территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного
гражданина, зарегистрированного в Российской
Федерации в качестве индивидуального
предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности


Трудовая деятельность иностранного гражданина



работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)

Федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства

Миграционный учет

Деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства

Принимающая сторона

гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иност­ранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представи­тельство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает







иностранного гражданина или лица без


Республика Таджикистан

В Таджикистане в Законе от 11 декабря 1999 года № 881 "О миграции" получили разработку как общий глоссарий терминов по миграции, так и ряд специальных терминов, относящихся к трудовой миграции, например "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "пограничный трудящийся", "приграничная трудовая миграция", "трудящийся-мигрант". Наряду с вышеуказанным Законом нужно отметить Правила выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность в Республике Таджикистан, утвержденные постановлением Правительства от 31 октября 2008 года № 529. В этих правилах определяется понятие "разрешение на работу" и достаточно активно применяется термин "иностранный работник".



Ряд ключевых терминов по трудовой миграции, включенных в Закон о миграции ("трудящийся-мигрант", "пограничный трудящийся-мигрант", "приграничная трудовая миграция") представляются совместимыми с соответствующими положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Однако эти термины не получили применения в рамках других законов и подзаконных актов Республики Таджикистан. В них используются. прежде всего, понятия «иностранный гражданин», «иностранец» и «иностранный работник».
Таблица 5. Глоссарий терминов, используемых в Республике Таджикистан


Название акта

Термин

Определение

Закон о миграции



Внешняя трудовая миграция

добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Таджикистан за границу, а также
въезд иностранных граждан и лиц без
гражданства постоянно проживающих вне
пределов РТ, на ее территорию для оплачиваемой
работы по трудовому договору (контракту)

Государство выезда

государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другое государство

Государство трудоустройства

государство, в котором трудящийся мигрант
занимался, занимается или будет заниматься
оплачиваемой трудовой деятельностью

Иммигрант

иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания


Иммиграция

въезд иностранных граждан или лиц без
гражданства в Республику Таджикистан для
временного или постоянного проживания




Нелегальные иммигранты

иностранные граждане или лица без гражданства,
прибывшие на территорию Республики
Таджикистан самостоятельно, без соответст­-
вующего разрешения уполномоченного органа
или получившие его обманным путем, а также
въехавшие на территорию Республики
Таджикистан на основе соответствующего
разрешения, но не покинувшие ее по истечении
срока пребывания

Пограничный трудящийся

Трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное место жительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или один раз в неделю


Приграничная трудовая миграция

ежедневный или еженедельный выезд граждан Республики Таджикистан на территорию
сопредельного государства и ежедневный или
еженедельный въезд граждан сопредельного
государства на территорию Республики
Таджикистан в целях получения оплачиваемой
работы по трудовому договору (контракту) при
условии постоянного проживания на территории
государства выезда

Семейная иммиграция

въезд в Республику Таджикистан группы
родственников для временного или постоянного
проживания

Субъекты хозяйствования

физические или юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и имеющие лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Тад­жикистан за границей и привлечением иностран­ной рабочей силы в Республику Таджикистан

Трудящийся-мигрант

лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятель­ностью в государстве, в котором не проживает постоянно и гражданином которого оно не является

Эмигранты

физические лица, совершающие эмиграцию

Эмиграция

безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Таджикистан в другую страну

Правила выдачи разрешения на работу иностран­ным гражданам и лицам без граж­данства, которые осуществляют трудовую дея­тельность в Рес­публике Таджи­кистан

Разрешение на работу

документ, подтверждающий право иностранного гражданина и лица без гражданства на осуществление трудовой деятельности в Республике Таджикистан



II. Основные выводы и предложения в отношении используемых глоссариев терминов по трудовой миграции в государствах-членах ЕврАзЭС
Проведенный обзор терминологии по трудовой миграции, используемой в национальном законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, позволяет сделать следующие выводы:

1. Терминология в области трудовой миграции определяется в


рассматриваемых государствах в рамках различных блоков национального
законодательства. Они включают в себя законы, регулирующие миграцию и
внешнюю трудовую миграцию, правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства, подзаконные акты, определяющие порядок привлечения и
использования иностранной рабочей силы. Лишь в случае Российской Федерации
отсутствует специальный закон по трудовой миграции либо миграции, поэтому
национальное законодательство основывается на использовании, прежде всего,
терминов "иностранный гражданин" и "иностранный работник". Тогда как в случае
четырех других государств-членов ЕврАзЭС присутствуют все три вышеуказанных
блока законодательства.

  1. В целом, понятийный аппарат, используемый для регулирования трудовой
    миграции, получил наименьшую разработку в Казахстане и Российской Федерации,
    являющихся основными государствами трудоустройства для мигрантов из
    Центральной Азии. В случае Беларуси и Кыргызстана он получил развитие, прежде
    всего, в законах о внешней трудовой миграции, а в Таджикистане - в законе о
    миграции. В этом отношении можно сделать вывод о необходимости расширения
    содержания глоссариев специальных терминов по трудовой миграции в
    законодательстве Казахстана и России.

3. В отношении регулирования доступа на национальный рынок труда для
иностранных граждан и лиц без гражданства все государства-члены ЕврАзЭС
используют преимущественно термины "иностранная рабочая сила", "иностранный
работник". Это является проявлением подхода, основанного на резком
разграничении правового положения граждан с одной стороны, иностранных
граждан и лиц без гражданства с другой стороны. Вместе с тем Международной
конвенцией ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей3 и отчасти Конвенцией 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов
и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств4
продвигается режим равенства прав трудящихся-мигрантов и членов их семей в
период их пребывания в государствах трудоустройства. В этом смысле
использование термина "трудящийся-мигрант" является одним из проявлений
продвижения режима равенства их прав с национальными трудящимися при
сохранении суверенного права государств трудоустройства на приоритетное обеспечение занятости граждан своей страны и ограничение доступа на свой рынок труда для трудящихся из других стран.

4. Глоссарий терминов по трудовой миграции, определенный в Конвенции


2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-
участников Содружества Независимых Государств и в несколько более
расширенном варианте в Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, лишь частично интегрирован в
национальное законодательство Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. Это
касается включения в национальные законы вышеуказанных трех государств
терминов "трудящийся-мигрант" и "приграничный трудящийся". В то же время в
национальном законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации
отсутствуют определения вышеуказанных терминов.

5. Определение термина "сезонный трудящийся" не интегрировано в


национальное законодательство ни одного из государств-членов. Несмотря на то,
что оно включено в глоссарии терминов Конвенции 2008 года о правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества
Независимых Государств и Международной конвенции ООН 1990 года о защите
прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В то же время вышеуказанный
термин является базовым для специальной регламентации правового положения
сезонных трудящихся, в том числе подпадающих под организованные схемы
сезонной трудовой миграции на основе двусторонних соглашений между
государствами выезда и трудоустройства.

6. Термин "члены семьи" не интегрирован в национальное миграционное


законодательство Казахстана, Российской Федерации и Таджикистана. В
казахстанский и таджикский законы о миграции включен термин "семейная
иммиграция", который никак не может рассматриваться в качестве полноценной
замены термина "члены семьи", в особенности применительно к трудовой
миграции. Вместе с тем термин "члены семьи" является базовым для реализации
международных стандартов в отношении воссоединения семей трудящихся-
мигрантов, продвигаемых статьей 44 Международной конвенции ООН 1990 года о
защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей 10
Конвенции ООН о правах ребенка, а также признания прав членов семей
трудящихся-мигрантов в государствах трудоустройства. В этом отношении следует
отметить, что в Закон об иммиграции Республики Беларусь включено также
определение термина "воссоединение семьи".

.

7. Сравнительный анализ терминов, касающихся законных и незаконных


мигрантов в национальном законодательстве Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и
России, показывает существенное различие подходов к их определению. В Законе
Кыргызской Республики о внешней трудовой миграции используется термин
"незаконный трудящийся-мигрант", в соответствии с которым легитимизация
трудящихся-мигрантов связывается, прежде всего, с соблюдением ими порядка
трудоустройства в стране пребывания. Более того, в противоречии с положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств термин "трудящийся-мигрант" в интерпретации кыргызского законодательства ограничивается только трудящимися-мигрантами с урегулированным статусом. При этом в национальном законодательстве Беларуси, Казахстана и России признание мигрантов незаконными связывается с нарушениями установленного порядка въезда и пребывания в стране.

  1. Проведенный обзор показывает различие подходов государств-членов
    ЕврАзЭС к определению терминов "иммиграция" и "эмиграция". В
    законодательстве Беларуси и Кыргызстана оно связывается с переездом в другое
    государство на постоянное жительство, тогда как в случае Казахстана и
    Таджикистана - с выездом в другое государство с целью как постоянного, так и
    временного проживания. Отметим, что в российском законодательстве
    отсутствуют определения понятий "иммиграция" и "эмиграция". Соответственно с
    точки зрения сближения национального законодательства государств-членов
    ЕврАзЭС и разработки региональных соглашений по трудовой миграции более
    общеприемлемым является использование терминов "мигрант" и "трудящийся-
    мигрант".

  2. Следует отметить также наличие в законодательстве государств-членов
    ЕврАзЭС определенных различий в отношении терминологии, применяемой для
    обозначения принудительного выдворения незаконных мигрантов из страны. Для
    этого используются такие термины, как "административное выдворение",
    "высылка из страны" и "депортация". Например, в случае Республики Беларусь в
    Законе об иммиграции применяется термин "депортация", а в Законе о правовом
    положении иностранных граждан и лиц без гражданства - "высылка из страны".
    Однако проведенный обзор не позволил выявить каких-либо существенных
    различий в отношении применения данного инструмента контроля миграции,
    связанного с использованием различной терминологии


Предложения:

В целом, по результатам проведенного обзора предлагаются следующие подходы к реализации задач по гармонизации терминологии по трудовой миграции, используемой в национальном законодательстве государств-членов ЕврАзЭС:



1. Использовать для этой цели понятийный аппарат, разработанный в рамках Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. При этом предлагается направить основные усилия по гармонизации национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС в отношении применения таких терминов, как "трудящийся-мигрант", "сезонный трудящийся", "члены семьи трудящегося-мигранта", "трудящийся-мигрант, работающий не по найму".

  1. Для сближения подходов в отношении формирования глоссариев
    терминов, не получивших определения в рамках вышеуказанных конвенций,
    предлагается использовать соответствующий инструментарий, разработанный в
    рамках специализированных международных организаций. В качестве конкретного
    примера можно указать "Глоссарий терминов в области миграции",
    опубликованный Международной организацией по миграции в 2005 году. На
    основе использования вышеуказанного инструментария представляется важным
    гармонизация подходов по использованию таких терминов, на "иммигрант",
    "эмигрант", "законная миграция", "незаконная миграция", "трудящийся-мигрант с
    урегулированным статусом".

  2. В качестве отдельного предложения предлагается уделить внимание
    выработке общих подходов к формированию в национальном законодательстве
    понятийного аппарата, относящегося к воссоединению семей трудящихся-
    мигрантов. Это касается интеграции в национальные законы таких терминов, как
    "воссоединение семьи" и "члены семьи трудящегося-мигранта". Основой для их
    определения и включения в национальное законодательство могут служить
    международные стандарты, установленные Международной конвенцией ООН 1990
    года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенцией
    ООН о правах ребенка.


3 Ратфицирована Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.

4 Ратифицирована Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.



Смотрите также:
Обзор по терминологии в области трудовой миграции, используемой в национальном законодательстве государств-членов ЕврАзэс алматы, 2011
369.41kb.
1 стр.
Бишкек 2012 Содержание Глоссарий терминов Введение I. Развитие процессов внешней трудовой миграции
788.98kb.
5 стр.
Социально-экономический портрет женской миграции в Казахстане
1936.42kb.
14 стр.
Современные вызовы трудовой миграции в Свердловской области Акьюлова Елена Игоревна Аспирант
41.56kb.
1 стр.
Обзор изменений в законодательстве РФ за февраль 2011 г
272.04kb.
1 стр.
Директива совета 89/686/еэс от 21 декабря 1989 года По сближению законодательства Государств-членов еэс в области средств индивидуальной защиты
464.9kb.
3 стр.
Программа Совещания министров транспорта государств-членов шос
114.91kb.
1 стр.
Правительство Саратовской области Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области Саратов 2010 оглавлени е
1746.67kb.
10 стр.
Трудящиеся-мигранты и обеспечение членов их семей
295.08kb.
1 стр.
Пенсионный фонд в 2011 году выплатил правопреемникам умерших застрахованных лиц более 10 млн рублей
18.23kb.
1 стр.
Совершенствование системы регулирования внешней трудовой миграции в регионе
421.88kb.
3 стр.
«Программа развития города Алматы на 2011 – 2015 годы» Алматы 2010
4339.79kb.
25 стр.