Обзор по терминологии в области
трудовой миграции, используемой
в национальном законодательстве
государств-членов ЕврАзЭС
Алматы, 2011
Введение
Данный обзор подготовлен по запросу миссии Международной организации по миграции в Казахстане с целью оказания содействия региональному сотрудничеству в области трудовой миграции, активно развивающемуся в настоящее время в рамках Евразийского экономического сообщества
1 (далее -ЕврАзЭС). Одним из важных направлений данного сотрудничества является гармонизация национального законодательства Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Несомненно, что один из важных первоначальных шагов в этом направлении - это создание условий для сближения терминологии в области внешней трудовой миграции, используемой в законодательстве рассматриваемых пяти государств. С учетом этого выполненная работа посвящена тому, чтобы рассмотреть, какие базовые термины по трудовой миграции определены и применяются в национальном законодательстве, выявить основные различия в используемых глоссариях, а также подготовить основу для обсуждения возможных направлений по их сближению.
В ходе подготовки обзора были изучены основные нормативные правовые акты пяти рассматриваемых государств, регулирующие внешнюю трудовую миграцию, правовое положение иностранных граждан в государствах трудоустройства, порядок предоставления прав на осуществление трудовой деятельности. При этом выделены соответствующие термины, получившие законодательное определение и имеющие важное значение для трудовой миграции. Результаты проведенной работы изложены в виде краткого описания подходов каждого из государств-членов ЕврАзЭС к формированию и определению содержания терминов в области трудовой миграции. Данная часть работы сопровождается также детальной информацией в табличной форме с указанием нормативных правовых актов и включенных в них определений терминов, относящихся к тематике данного обзора.
Заключительная часть подготовленного обзора - это основные выводы и предложения в отношении основных направлений для гармонизации понятийного аппарата по трудовой миграции, которые определены с учетом следующих основных потребностей:
-
обеспечение совместимости терминологии, используемой в рамках различных подразделов национального законодательства;
-
устранение возможных противоречий глоссариев по трудовой миграции, применяемых государствами-членами ЕврАзЭС;
-
приведение используемой в национальном законодательстве терминологии в соответствие с положениями Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств;
-
сближение терминов, определенных национальным законодательством пяти рассматриваемых государств, с положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, являющейся наиболее всеобъемлющим международно-правовым инструментом по трудовой миграции.
1
В настоящее время государствами членами данной организации являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
I. Глоссарии в области трудовой миграции государств-членов ЕврАзЭС
Республика Беларусь
Основные термины, относящиеся к внешней трудовой миграции, определены в Республике Беларусь Законом от 29 декабря 1998 года № 224-3 "Об иммиграции", Законом от 17 июня 1998 года № 169-3 "О внешней трудовой миграции", а также Законом от 4 января 2010 г. № 105-3 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь". Специальные термины по трудовой миграции такие, как "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "трудящийся-мигрант", "приграничная трудовая миграция", "приграничный трудящийся", "члены семьи" трудящегося-мигранта, включены в Закон о внешней трудовой миграции. Общие термины, относящиеся к трудовой и другим видам миграции, определяются Законом об иммиграции и Законом о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Глоссарии этих законов покрывают такие понятия, как "воссоединение семьи", "высылка", "депортация", "незаконная иммиграция", "миграционная карта", транзитная миграция и др.).
В целом, глоссарии терминов трех вышеуказанных законов, используемые применительно к трудовой миграции являются взаимодополняющими. Однако, в отдельных случаях, имеются расхождения в их глоссариях. Например, в Законе о внешней трудовой миграции используется понятие "члены семьи", а в Законе о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства - понятие "близкие родственники". Следует также, что ключевые термины по трудовой миграции ("трудящийся-мигрант", "приграничный трудящийся", "члены семьи" трудящегося-мигранта) определены в национальном законодательстве Республики Беларусь на основе соответствующих положений Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Однако применение этих терминов ограничивается Законом о внешней трудовой миграции, в то же время в рамках других законов и подзаконных актов используются, прежде всего, понятия "иностранный гражданин", "иностранец".
Таблица 1. Глоссарий терминов, используемых в Республики Беларусь
Название акта
|
Термин
|
Определение
|
Закон о внешней трудовой миграции
|
Внешняя трудовая миграция
|
добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения оплачиваемой работы по трудовому договору (контракту) (далее - трудовой договор)
|
Государство выезда
|
государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другом государстве
|
|
Маятниковая (приграничная) трудовая миграция
|
выезд граждан Республики Беларусь на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Республики Беларусь в целях получения оплачиваемой работы по трудовому договору при условии постоянного проживания на территории государства выезда
|
Приграничный трудящийся
|
трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или, по крайней мере, один раз в неделю
|
Трудящийся-мигрант
|
лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает
|
Члены семьи
|
лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства
|
Закон об иммиграции
|
Воссоединение семьи
|
въезд в Республику Беларусь на постоянное жительство вне установленной иммиграционной квоты супруги (супруга), несовершеннолетних детей и иных детей, не состоявших в браке, по приглашению соответственно супруга (супруги), родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь или иммигрантами
|
|
Депортация
|
выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в принудительном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь
|
|
Иммиграция
|
въезд иностранцев в Республику Беларусь на постоянное жительство
|
|
Незаконная иммиграция
|
въезд в Республику Беларусь и (или) пребывание на территории Республики Беларусь иностранцев с нарушением законодательства Республики Беларусь, регулирующего порядок въезда в Республику Беларусь и пребывания на ее территории
|
Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства
|
Близкие родственники
|
родители, усыновители, дети, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, бабка, дед, внуки
|
Высылка из Республики Беларусь
|
выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом
|
Временно пребыва-
ющий в Республике Беларусь иностранец
|
не более девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь (далее- разрешение на временное проживание) или разрешения на постоянное проживание, если иное не определено настоящим Законом и международными договорами Республики Беларусь
|
Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец
|
лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, разрешение на временное проживание
|
Миграцион-ная карта
|
документ, содержащий сведения об иностранце, въезжающем в Республику Беларусь и выезжающем из Республики Беларусь, и служащий для осуществления контроля за его временным пребыванием или временным проживанием в Республике Беларусь
|
Транзитный проезд (транзит)
|
въезд иностранца в Республику Беларусь из одного государства, следование по установленному маршруту через территорию Республики Беларусь и выезд иностранца из Республики Беларусь в другое государство
|
Республика Казахстан
В Казахстане основные термины, относящиеся к трудовой миграции, определены в Законе от 13 декабря 1997 года № 204-1 "О миграции населения". Однако это, в нем получил развитие преимущественно общий понятийный аппарат миграционного законодательства ("миграция", "иммиграция", "эмиграция", "семейная иммиграция", "незаконные иммигранты"). Единственным специальным термином, относящимся к трудовой миграции и включенным в глоссарий Закона о миграции населения является термин "трудовая миграция". Отметим, что в настоящее время Парламент рассматривает новую редакцию Закона о миграции населения. Заслуживает также упоминания глоссарий терминов, используемый в Правилах определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836. Данная процедура предоставления мигрантам доступа на рынок труда в Казахстане основывается на использовании понятий "иностранная рабочая сила" и "иностранные работники".

В целом, в казахстанском законодательстве пока не сформировался специальный глоссарий в области трудовой миграции, хотя термины "трудовой мигрант", "трудящийся-мигрант", "сезонные трудовые мигранты" получил достаточно широкое распространение в обиходе. Отметим, что хотя Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств
2, ее глоссарий терминов не интегрирован в национальное законодательство. Например, это относится к таким терминам, активно применяемым вышеуказанной конвенцией СНГ, как "трудящийся-мигрант", "приграничный трудящийся", "сезонный трудящийся", "член семьи трудящегося-мигранта".
___________________________________
2 Закон от 31 декабря 2009 года № 235-IV ЗРК
Таблица 2. Глоссарий терминов, используемых в Республике Казахстан
Название акта
|
Термин
|
Определение
|
Закон о миграции
населения
|
Иммигранты
|
иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания
|
Иммиграция
|
въезд иностранцев или лиц без гражданства в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания
|
Мигранты
|
лица въехавшие в Республику Казахстан и выехавшие из Республики Казахстан вне зависимости от причин и деятельности
|
Миграция
|
постоянное или временное, добровольное или вынужденное перемещение физических лиц из одного государства в другое, а также внутри государства
|
Незаконные иммигранты
|
иностранцы или лица без гражданства, въехавшие и пребывающие в Республике Казахстан с нарушением законодательства, регулирующего порядок въезда. выезда. пребывания, а также транзитного проезда через территорию Республики Казахстан
|
Семейная иммиграция
|
въезд в Республику Казахстан члена и членов семьи для соединения с теми членами их семьи, которые уже проживают в Республике Казахстан
|
Трудовая миграция
|
временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из республики Казахстан. а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности
|
Эмигранты
|
граждане Республики Казахстан, выезжающие в другое государство для постоянного или временного проживания
|
Эмиграция
|
выезд граждан Республики Казахстан в другое государство для постоянного или временного проживания
|
Правила определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы
|
Иностранная рабочая сила
(иностранные работники)
|
иностранцы и лица без гражданства. привлекаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан
|
Квота на привлечение иностранной рабочей силы
|
устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики
|
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
|
документ установленной формы согласно приложению 1, выдаваемый уполномоченным органом работодателю для привлечения в Республику Казахстан иностранного работника на срок не более одного рабочего года в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил
|
Кыргызская Республика
В Кыргызстане принят и действует специальный закон, регулирующий общественные отношения в области трудовой миграции - Закон от 13 января 2006 года № 4 "О внешней трудовой миграции". Глоссарий данного закона включает такие термины, как "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы", "приграничная трудовая миграция", "незаконная трудовая миграция", "отправитель", "приграничный трудящийся-мигрант", "трудящийся-мигрант", "урегулированный статус", "члены семьи". Более общие понятия, относящиеся к различным видам миграции, определены Законом от 17 июля 2000 года № 61 "О внешней миграции". Глоссарий данного закона включает определения таких терминов, как "административное выдворение", "иммиграция" "транзитная миграция", "эмиграция", а также термина "трудовая миграция". В случае же регламентации порядка доступа мигрантов на рынок труда в Кыргызской Республике в рамках Положения о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства используются понятия "иностранный квалифицированный работник", "иностранный индивидуальный предприниматель", "иностранный работник", "иностранная рабочая сила", "иностранный руководитель предприятия", "иностранный специалист".
Следует обратить внимание на то, что в кыргызском законодательстве дается определению термину "урегулированный статус". Вместе с тем его использование привело к существенно более узкой формулировке понятия "трудящийся-мигрант" в Законе о внешней трудовой миграции, которое фактически сведено к понятию "трудящийся-мигрант с урегулированным статусом". При этом определение термина "трудовая миграция" в Законе о внешней миграции не предполагает применения такого ограничения статуса трудящихся-мигрантов, поскольку он объединяет как урегулированную, так и неурегулированную трудовую миграцию.
Таблица 3. Глоссарий терминов, используемых в Кыргызской Республике
Название акта
|
Термин
|
Определение
|
Закон о внешней трудовой миграции
|
Внешняя трудовая миграция
|
добровольный выезд на законном основании граждан, Кыргызской Республики за её пределы, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, на территорию Кыргызской республики с целью осуществления ими трудовой деятельности
|
Государство выезда
|
государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и из которой выезжает в другое государство в целях осуществления трудовой деятельности
|
Государство трудоустройства
|
государство, в котором трудящийся-мигрант занимается трудовой деятельностью
|
Квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы
|
численность иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления трудовой деятельности в зависимости от состояния рынка труда Кыргызской Республики
|
Маятниковая
(приграничная)
трудовая миграция
|
регулярный выезд граждан Кыргызской Республики на территорию сопредельного государства и въезд граждан сопредельного государства на территорию Кыргызской Республики в целях осуществления трудовой деятельности при условии постоянного проживания на территории государства выезда
|
Незаконная трудовая миграция
|
осуществление трудовой и профессиональной деятельности в Кыргызской Республике иностранными лицами и лицами без гражданства с нарушением порядка и правил трудоустройства. установленных национальным законодательством
|
Незаконный трудящийся-мигрант
|
лицо, нарушившее порядок и правила трудоустройства. установленные национальным законодательством в отношении иностранных граждан без гражданства
|
Отправитель
|
физическое или юридическое лицо занимающееся деятельностью. связанной с направлением граждан Кыргызской Республики для осуществления ими трудовой деятельности за границу
|
Приграничный трудящийся-мигрант
|
трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное местожительство в сопредельном государстве. в которое он возвращается каждый день или. по крайней мере, один раз в неделю
|
Трудовая деятельность
|
работа по найму, иная оплачиваемая работа, а также деятельность, отличная от работы по найму, обеспечивающая средства для существования трудящегося, работающего, как правило. самостоятельно или совместно с членами своей семьи на основании контракта, договора или квоты на привлечение и использование рабочей силы, или самостоятельно в соответствии с законодательством государства, а также заключенными международными договорами, вступившими в силу в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке
|
Трудящийся-мигрант
|
Лицо. имеющее урегулированный статус и занимающееся трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является
|
Урегулированный статус
|
наличие разрешения на пребывание и осуществление оплачиваемой трудовой деятельности на территории государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства
|
Члены семьи
|
Лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства
|
Закон о внешней миграции
|
Административ-ное выдворение
|
принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики
|
Иммигрант
|
лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства. въезжающее в Кыргызскую Республику на законных основаниях с целью постоянного жительства
|
Иммиграция
|
въезд иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику на постоянное жительство
|
Транзитная миграция
|
перемещение через территорию Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию другого государства
|
Трудовая миграция
|
добровольное перемещение на законном основании физических лиц, постоянно проживающих на территории Кыргызской Республики, за пределы Киргизской Республики, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Кыргызской Республики и прибывающих на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления ими оплачиваемой временной или постоянной трудовой деятельности
|
Эмигрант
|
гражданин Кыргызской Республики, выезжающий за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства
|
Эмиграция
|
выезд граждан Кыргызской Республики за пределы Кыргызской Республики на территорию другого государства с целью постоянного жительства
|
Положение о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства
|
Иностранный
Индивидуальный предприниматель
|
иностранный гражданин или лицо без гражданства, осуществляющий индивидуальную трудовую деятельность без образования юридического лица на основе патента налогового органа Кыргызской Республики
|
Иностранный квалифицирован-
ный работник
|
иностранный гражданин или лицо без гражданства, привлекаемый работодателем и имеющий необходимую квалификацию для осуществления трудовой деятельности
|
Иностранная рабочая сила
и/или
иностранные работники
|
иностранные граждане и лица без гражданства, законно въехавшие на территорию Кыргызской Республики с целью осуществления трудовой деятельности
|
Иностранный руководитель
предприятия
|
иностранный гражданин, организующий на
территории Кыргызской Республики
предприятие с образованием юридического лица
путем инвестирования средств и создающий
новые рабочие места
|
Иностранный специалист
|
иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющий соответствующее
образование, привлекаемый работодателем и
осуществляющий трудовую деятельность,
требующую высокой квалификации
|
Квота на привлечение иностранной рабочей силы
|
лиц без гражданства, прибывающих на
территорию Кыргызской Республики с целью
осуществления трудовой деятельности. Квота на
привлечение иностранной рабочей силы
определяется в зависимости от ситуации на
внутреннем рынке труда Кыргызской Республики
и устанавливается Правительством Кыргызской
Республики
|
|
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
|
документ установленного образца, выдаваемый Государственным комитетом Кыргызской Республики по миграции и занятости (далее - Госкомитет), дающий право юридическим и
физическим лицам на привлечение и
использование иностранной рабочей силы
|
|
Разрешение на работу
|
документ установленного образца, выдаваемый Госкомитетом и подтверждающий право иностранных граждан или лиц без гражданства на осуществление в Кыргызской Республике трудовой или предпринимательской деятельности
|
|
Трудовая деятельность иностранного работника
|
Деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства, осуществляемая на территории Кыргызской Республики с целью получения прибыли
|
Российская Федерация
Терминология, относящаяся к трудовой миграции, получила разработку в Российской Федерации, в основном, в рамках двух федеральных законов. Это -Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Следует отметить, что процедуры выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации используют понятия "иностранный гражданин" и "иностранный работник", определения которым даны в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан. Это касается регламентации порядка выдачи разрешений работодателям и патентов самим иностранным работникам на осуществление трудовой деятельности по найму у физических лиц.
В целом, нужно отметить, что в российское законодательство не интегрированы специальные термины, продвигаемые Международной конвенцией ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенцией 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. В частности, это касается таких терминов, как "приграничный трудящийся", "сезонный трудящийся", "трудящийся-мигрант". Вместе с тем в Российской Федерации по сравнению с другими государствами-членами ЕврАзЭС получил развитие глоссарий терминов, касающихся миграционного учета, в том числе в связи с миграцией для осуществления трудовой деятельности.
Таблица 4. Глоссарий терминов, используемых в Российской Федерации
Название акта
|
Термин
|
Определение
|
Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан
|
Временно пребывающий иностранный гражданин
|
лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание
|
Временно проживающий иностранный гражданин
|
лицо, получившее разрешение на временное проживание
|
Депортация
|
принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации
|
Законно находящийся в Российской
Иностранный гражданин
|
лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации
|
Иностранный гражданин, зарегистрирован-ный в качестве индивидуального предпринимателя
|
Иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица
|
Иностранный работник
|
Иностранный гражданин пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность
|
Разрешение на временное проживание
|
подтверждение права иностранного гражданина
или лица без гражданства временно проживать в
Российской Федерации до получения вида на
жительство, оформленное в виде отметки в
документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа
|
Разрешение на работу
|
Документ, подтверждающий право иностранного
работника на временное осуществление на
территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного
гражданина, зарегистрированного в Российской
Федерации в качестве индивидуального
предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности
|
Трудовая деятельность иностранного гражданина
|
работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг)
|
Федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства
|
Миграционный учет
|
Деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства
|
Принимающая сторона
|
гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает
|
|
|
иностранного гражданина или лица без
|
Республика Таджикистан
В Таджикистане в Законе от 11 декабря 1999 года № 881 "О миграции" получили разработку как общий глоссарий терминов по миграции, так и ряд специальных терминов, относящихся к трудовой миграции, например "внешняя трудовая миграция", "государство выезда", "государство трудоустройства", "пограничный трудящийся", "приграничная трудовая миграция", "трудящийся-мигрант". Наряду с вышеуказанным Законом нужно отметить Правила выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность в Республике Таджикистан, утвержденные постановлением Правительства от 31 октября 2008 года № 529. В этих правилах определяется понятие "разрешение на работу" и достаточно активно применяется термин "иностранный работник".
Ряд ключевых терминов по трудовой миграции, включенных в Закон о миграции ("трудящийся-мигрант", "пограничный трудящийся-мигрант", "приграничная трудовая миграция") представляются совместимыми с соответствующими положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. Однако эти термины не получили применения в рамках других законов и подзаконных актов Республики Таджикистан. В них используются. прежде всего, понятия «иностранный гражданин», «иностранец» и «иностранный работник».
Таблица 5. Глоссарий терминов, используемых в Республике Таджикистан
Название акта
|
Термин
|
Определение
|
Закон о миграции
|
Внешняя трудовая миграция
|
добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Таджикистан за границу, а также
въезд иностранных граждан и лиц без
гражданства постоянно проживающих вне
пределов РТ, на ее территорию для оплачиваемой
работы по трудовому договору (контракту)
|
Государство выезда
|
государство, на территории которого трудящийся-мигрант проживает постоянно и выезжает для получения оплачиваемой работы в другое государство
|
Государство трудоустройства
|
государство, в котором трудящийся мигрант
занимался, занимается или будет заниматься
оплачиваемой трудовой деятельностью
|
Иммигрант
|
иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее в Республику Таджикистан для временного или постоянного проживания
|
Иммиграция
|
въезд иностранных граждан или лиц без
гражданства в Республику Таджикистан для
временного или постоянного проживания
|
|
Нелегальные иммигранты
|
иностранные граждане или лица без гражданства,
прибывшие на территорию Республики
Таджикистан самостоятельно, без соответст-
вующего разрешения уполномоченного органа
или получившие его обманным путем, а также
въехавшие на территорию Республики
Таджикистан на основе соответствующего
разрешения, но не покинувшие ее по истечении
срока пребывания
|
Пограничный трудящийся
|
Трудящийся-мигрант, сохраняющий свое обычное место жительство в сопредельном государстве, в которое он возвращается каждый день или один раз в неделю
|
Приграничная трудовая миграция
|
ежедневный или еженедельный выезд граждан Республики Таджикистан на территорию
сопредельного государства и ежедневный или
еженедельный въезд граждан сопредельного
государства на территорию Республики
Таджикистан в целях получения оплачиваемой
работы по трудовому договору (контракту) при
условии постоянного проживания на территории
государства выезда
|
Семейная иммиграция
|
въезд в Республику Таджикистан группы
родственников для временного или постоянного
проживания
|
Субъекты хозяйствования
|
физические или юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и имеющие лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Таджикистан за границей и привлечением иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан
|
Трудящийся-мигрант
|
лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, в котором не проживает постоянно и гражданином которого оно не является
|
Эмигранты
|
физические лица, совершающие эмиграцию
|
Эмиграция
|
безвозвратный или временный выезд физических лиц из Республики Таджикистан в другую страну
|
Правила выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность в Республике Таджикистан
|
Разрешение на работу
|
документ, подтверждающий право иностранного гражданина и лица без гражданства на осуществление трудовой деятельности в Республике Таджикистан
|
II. Основные выводы и предложения в отношении используемых глоссариев терминов по трудовой миграции в государствах-членах ЕврАзЭС
Проведенный обзор терминологии по трудовой миграции, используемой в национальном законодательстве Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, позволяет сделать следующие выводы:
1. Терминология в области трудовой миграции определяется в
рассматриваемых государствах в рамках различных блоков национального
законодательства. Они включают в себя законы, регулирующие миграцию и
внешнюю трудовую миграцию, правовой статус иностранных граждан и лиц без
гражданства, подзаконные акты, определяющие порядок привлечения и
использования иностранной рабочей силы. Лишь в случае Российской Федерации
отсутствует специальный закон по трудовой миграции либо миграции, поэтому
национальное законодательство основывается на использовании, прежде всего,
терминов "иностранный гражданин" и "иностранный работник". Тогда как в случае
четырех других государств-членов ЕврАзЭС присутствуют все три вышеуказанных
блока законодательства.
-
В целом, понятийный аппарат, используемый для регулирования трудовой
миграции, получил наименьшую разработку в Казахстане и Российской Федерации,
являющихся основными государствами трудоустройства для мигрантов из
Центральной Азии. В случае Беларуси и Кыргызстана он получил развитие, прежде
всего, в законах о внешней трудовой миграции, а в Таджикистане - в законе о
миграции. В этом отношении можно сделать вывод о необходимости расширения
содержания глоссариев специальных терминов по трудовой миграции в
законодательстве Казахстана и России.
3. В отношении регулирования доступа на национальный рынок труда для
иностранных граждан и лиц без гражданства все государства-члены ЕврАзЭС
используют преимущественно термины "иностранная рабочая сила", "иностранный
работник". Это является проявлением подхода, основанного на резком
разграничении правового положения граждан с одной стороны, иностранных
граждан и лиц без гражданства с другой стороны. Вместе с тем Международной
конвенцией ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей
3 и отчасти Конвенцией 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов
и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств
4
продвигается режим равенства прав трудящихся-мигрантов и членов их семей в
период их пребывания в государствах трудоустройства. В этом смысле
использование термина "трудящийся-мигрант" является одним из проявлений
продвижения режима равенства их прав с национальными трудящимися при
сохранении суверенного права государств трудоустройства на приоритетное обеспечение занятости граждан своей страны и ограничение доступа на свой рынок труда для трудящихся из других стран.
4. Глоссарий терминов по трудовой миграции, определенный в Конвенции
2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-
участников Содружества Независимых Государств и в несколько более
расширенном варианте в Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, лишь частично интегрирован в
национальное законодательство Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана. Это
касается включения в национальные законы вышеуказанных трех государств
терминов "трудящийся-мигрант" и "приграничный трудящийся". В то же время в
национальном законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации
отсутствуют определения вышеуказанных терминов.
5. Определение термина "сезонный трудящийся" не интегрировано в
национальное законодательство ни одного из государств-членов. Несмотря на то,
что оно включено в глоссарии терминов Конвенции 2008 года о правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества
Независимых Государств и Международной конвенции ООН 1990 года о защите
прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В то же время вышеуказанный
термин является базовым для специальной регламентации правового положения
сезонных трудящихся, в том числе подпадающих под организованные схемы
сезонной трудовой миграции на основе двусторонних соглашений между
государствами выезда и трудоустройства.
6. Термин "члены семьи" не интегрирован в национальное миграционное
законодательство Казахстана, Российской Федерации и Таджикистана. В
казахстанский и таджикский законы о миграции включен термин "семейная
иммиграция", который никак не может рассматриваться в качестве полноценной
замены термина "члены семьи", в особенности применительно к трудовой
миграции. Вместе с тем термин "члены семьи" является базовым для реализации
международных стандартов в отношении воссоединения семей трудящихся-
мигрантов, продвигаемых статьей 44 Международной конвенции ООН 1990 года о
защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей 10
Конвенции ООН о правах ребенка, а также признания прав членов семей
трудящихся-мигрантов в государствах трудоустройства. В этом отношении следует
отметить, что в Закон об иммиграции Республики Беларусь включено также
определение термина "воссоединение семьи".
.
7. Сравнительный анализ терминов, касающихся законных и незаконных
мигрантов в национальном законодательстве Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и
России, показывает существенное различие подходов к их определению. В Законе
Кыргызской Республики о внешней трудовой миграции используется термин
"незаконный трудящийся-мигрант", в соответствии с которым легитимизация
трудящихся-мигрантов связывается, прежде всего, с соблюдением ими порядка
трудоустройства в стране пребывания. Более того, в противоречии с положениями Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств термин "трудящийся-мигрант" в интерпретации кыргызского законодательства ограничивается только трудящимися-мигрантами с урегулированным статусом. При этом в национальном законодательстве Беларуси, Казахстана и России признание мигрантов незаконными связывается с нарушениями установленного порядка въезда и пребывания в стране.
-
Проведенный обзор показывает различие подходов государств-членов
ЕврАзЭС к определению терминов "иммиграция" и "эмиграция". В
законодательстве Беларуси и Кыргызстана оно связывается с переездом в другое
государство на постоянное жительство, тогда как в случае Казахстана и
Таджикистана - с выездом в другое государство с целью как постоянного, так и
временного проживания. Отметим, что в российском законодательстве
отсутствуют определения понятий "иммиграция" и "эмиграция". Соответственно с
точки зрения сближения национального законодательства государств-членов
ЕврАзЭС и разработки региональных соглашений по трудовой миграции более
общеприемлемым является использование терминов "мигрант" и "трудящийся-
мигрант".
-
Следует отметить также наличие в законодательстве государств-членов
ЕврАзЭС определенных различий в отношении терминологии, применяемой для
обозначения принудительного выдворения незаконных мигрантов из страны. Для
этого используются такие термины, как "административное выдворение",
"высылка из страны" и "депортация". Например, в случае Республики Беларусь в
Законе об иммиграции применяется термин "депортация", а в Законе о правовом
положении иностранных граждан и лиц без гражданства - "высылка из страны".
Однако проведенный обзор не позволил выявить каких-либо существенных
различий в отношении применения данного инструмента контроля миграции,
связанного с использованием различной терминологии
Предложения:
В целом, по результатам проведенного обзора предлагаются следующие подходы к реализации задач по гармонизации терминологии по трудовой миграции, используемой в национальном законодательстве государств-членов ЕврАзЭС:
1. Использовать для этой цели понятийный аппарат, разработанный в рамках Международной конвенции ООН 1990 года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и статьей и Конвенции 2008 года о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств. При этом предлагается направить основные усилия по гармонизации национального законодательства государств-членов ЕврАзЭС в отношении применения таких терминов, как "трудящийся-мигрант", "сезонный трудящийся", "члены семьи трудящегося-мигранта", "трудящийся-мигрант, работающий не по найму".
-
Для сближения подходов в отношении формирования глоссариев
терминов, не получивших определения в рамках вышеуказанных конвенций,
предлагается использовать соответствующий инструментарий, разработанный в
рамках специализированных международных организаций. В качестве конкретного
примера можно указать "Глоссарий терминов в области миграции",
опубликованный Международной организацией по миграции в 2005 году. На
основе использования вышеуказанного инструментария представляется важным
гармонизация подходов по использованию таких терминов, на "иммигрант",
"эмигрант", "законная миграция", "незаконная миграция", "трудящийся-мигрант с
урегулированным статусом".
-
В качестве отдельного предложения предлагается уделить внимание
выработке общих подходов к формированию в национальном законодательстве
понятийного аппарата, относящегося к воссоединению семей трудящихся-
мигрантов. Это касается интеграции в национальные законы таких терминов, как
"воссоединение семьи" и "члены семьи трудящегося-мигранта". Основой для их
определения и включения в национальное законодательство могут служить
международные стандарты, установленные Международной конвенцией ООН 1990
года о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей и Конвенцией
ООН о правах ребенка.
3 
Ратфицирована Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан.
4 Ратифицирована Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.