Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 класс профильный уровень

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы. Во-первых, способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе. Во-вторых, углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, раскрытия многомерности исторического процесса. И, в-третьих – помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории Рос-сии изучаемого периода. Комплект включает:


  • программу «История Отечества с древнейших времён до 1917 г.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) – М.: Просвещение, 2007 г, допущенной для использования Министерством образования Российской Федерации;

  • учебник Сахарова А.Н. и Буганова В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008;

  • учебник Буганова В.И. и Зырянова П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.

Учебники вышли в 2008 г. четырнадцатым изданием

Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».



В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в т.ч. концепции модернизации образования. Курс полностью соответствует действующему обязательному минимуму содержания исторического образования в старшей школе и в своей основе удовлетворяет требования стандарта полного среднего образования по истории;

  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

  • рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

  • акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей выдвижение на первый план рассмотрение человека как субъекта истории, истории повседневности;

  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, в т.ч. и в обращении к изучению персоналий;

  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства;

  • структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

  • В предлагаемых учебниках содержатся документы, которые позволяют организовать уроки с опорой на работу учащихся с источниками. Но для проведения полноценных школьных семинарских занятий рекомендуется дополнительно использовать хрестоматии для учащихся:

История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия / Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия / Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII – начало XVIII века / Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. II. Вторая четверть – конец XVIII века / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1997.



урока

Название разделов, тем уроков, планы уроков

Кол-во часов

Рекомендации по проведению урока.

Цели изучения темы


Основные понятия темы

Домашнее задание

1-2

Вводные уроки

1. Краткая характеристика курса. Ознакомление со структурой учебника, правилами работы с ним.

2. Цели и значение изучения истории.

3. Географическое положение России и его влияние на историю страны. Геополитический фактор в истории Отечества.

4. Природа страны и ее влияние на историю России.

5. Влияние на историю России многонационального состава ее населения.

6. Роль личности в истории России.





Первый урок – лекция учителя с элементами беседы.

Второй урок – обсуждение изученных вопросов.

Характеристика особенностей развития России и факторов ее определивших.

Дискуссия о роли географического положения и природы России на историю страны.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Сравнительная характеристика географического положения и природы России с географическим положением и природой … (страна по выбору учащихся)».

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия – евразийская страна.

Дискуссия о роли личности в истории.

(Введение).





Исторический факт

Историческое пространство

История

Колонизация



Конкретно-исторический подход

Россия – евразийская страна



Введение стр. 5-14

Вопросы 6, 11






Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси

Учащиеся должны получить знания об этнокультурных и социально-политических процессах становления русской государственности, причинах появления государственной, княжеской власти и ее функциях; особенностях социально-политического развития Киевской Руси; организации гражданского управления и его роли в регулировании отношений с княжеской властью, дружинных связях и роли городов в системе социально-политических отношений; восточно-славянской племенной языческой культуре и кризисе языческого мировоззрения в связи с возникновением Древнерусского государства; принятии христианства и оформлении нового типа религиозно-идеологической организации общества.

На основе полученных знаний у учащихся формируется собственное видение проблем начального периода русской истории

Развиваются умения анализировать фактические данные, сопоставлять, сравнивать, обобщать.

Основные документы

* «Повесть временных лет»

* Геродот «История»

* Арабские хроники IX – X вв.

* Русская Правда


Община,

Раннефеодальное государство,

Князь,

Старейшина,

Бояре,

Дружинник,

Смерд,

Холоп,

Людин,

Изгой,

Закуп,

Рядович,

Вече,

Полюдье,

Погост,

Уроки,

Вотчина,

Христианство,

Язычество,

Обычное право,

Натуральное хозяйство,

Норманнская и антинорманнская теории





3

Появление человека на территории Восточной Европы

1. Начало истории («предыстория»).

2. Влияние оледенения на развитие человека.

3. Люди эпохи палеолита.

4. Послеледниковый период.

5. Неолитическая революция.







Лекция с элементами беседы

Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории».

Дискуссия о понятии «человек».

Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории».

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.





Матриархат

Мезолит


Неолит

Неолитическая революция

Палеолит

Патриархат

Предыстория (доисторический период)

энеолит


§ 1

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека».




4

Формирование народов

1. Появление неравенства.

2. Складывание народов.

3. Индоевропейцы.

4. Расселение европейцев.

5. Место предков славян среди индоевропейцев.

6. Греческие колонии и скифы.

7. Великое переселение народов и Восточная Европа.






Лекция учителя с элементами беседы с учащимися и работой их с картой.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Индоевропейцы: прародина, расселение на просторах Евразии».

Подготовка тезисов ответа по теме: «Место предков славян среди индоевропейцев».





Анты

Боспорское царство

Великое переселение народов

Венеды


Индоевропейская языковая семья

Сарматы


Скифы

склавины


§2-3

Составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов



5

Славяне в V-VII вв. Религия древних славян

1. Первое восточнославянское государство.

2. борьба с аварами и хазарами

3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.






Лекция с элементами эвристической беседы

Работа с картой и документами к параграфу.

Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.

Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).





Волхвы

Племенной союз

язычество


§4

Вопрос 7


6

Предпосылки образования Древнерусского государства

1. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

2. Развитие хозяйства.

3. Развитие городов и торговли.

4. Зарождение признаков государственности.

5. Усложнение структуры общества.






Работа с картой.

Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв.

Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.

Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».






Вервь

Вече


Княжеская дружина

Люди


Мотыжное земледелие

Оседлость

Пашенное земледелие

Подсечно-огневая система земледелия

Племенное военное ополчение

старейшины



§5, задания

7

Появление государства у восточных славян

1. Государство Русь на Днепре.

2. Варяги.

3. Дискуссия о происхождении слова «Русь».

4. Приход Рюрика в Новгород.

5. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.






Работа с картой и документами к параграфу.

Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.

Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.

(§6).





862 г

882 г


907, 911 гг.

Антинорманнская теория

Варяги

Историография



Норманнская теория

Персоналии:

Рюрик

Олег


§ 6 вопросы:
1.Определите сильные и слабые стороны норманнистов и антинорманнистов.

2.Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Докажите, что процесс образования завершился лишь к концу X века



8

Политика первых киевских князей

1Деятельность князя Олега

2.Правление князя Игоря

3. Правление княгини Ольги

4. Походы князя Святослава..


2

Самостоятельная групповая работа с документами к параграфу и картой.

Характеристика реформы взимания дани.

Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.





944 г.

945 г


Ок. 957 г

964-972 гг.

Дань

Погосты


Полюдье

Уроки


Персоналии:

Игорь (912-945)

Ольга (945-962)

Святослав (962-972)




§ 7 составить развернутый план ответа по теме «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»

9

Русь во времена Владимира Святославича

1. Внутренняя и внешняя политика Владимира

2. Первая попытка религиозной реформы

3. Крещение Руси



2

Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.

Работа с документом к параграфу.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».

Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.





972-980 гг

980-1015 гг

980 г

988 г.


Православие
Персоналии:

Владимир I Святой (?-1015)§



§ 8, вопросы

Подготовить историческую характеристику Владимира Святославича по плану.



10-11

Урок повторения и обобщения по теме «Предыстория народов России. Начало Руси»

1. Географическое положение и природа территории расселения восточных славян, их влияние на занятия и социальную жизнь славянских племен.

2. Формирование государственности восточных славян.

3. Язычество и христианство у восточных славян в Древней Руси: сравнительный анализ.



1

Вариант 1. Урок проверки знаний по тестовым заданиям.

Вариант 2. Семинар по теме
















Тема II. Русь в XI-XII вв.

Формирование целостного представления об эпохе XI-XII вв. в истории Древнерусского государства; развитие навыков конкретно-исторического анализа.

Основные документы

* «Повесть временных лет»

  • Русская Правда

  • «Изборник»

  • «Устав» и «Поучение» детям Владимира Мономаха

  • Правда Ярославичей

  • «Слово о законе и благодати»

  • «Слово о полку Игореве»

Раннефеодальная монархия

Великий князь

Дружина

Вотчинное хозяйство

Боярин

Смерды

Закупы

Холопы

Челядь

Рядовичи

Вече

Княжеские съезды

Посадник

Наместник

Кровная месть

Вира

Вирник

Собор

Фреска

Летопись

Скань

Зернь

Вира

Древнерусский город




12

Правление Ярослава Мудрого

1. Вторая усобица на Руси.

2. Борьба Ярослава Мудрого за власть.

3. Ярослав Мудрый во главе Руси.

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.





Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.

Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.








1015 г

1036 г


1037 г

1051 г


Гривна

Династический брак

«лествичный»(очередной) порядок престолонаследия

Раннефеодальная монархия (IX - XI вв)

Русская Правда

Персоналии:

Ярослав Мудрый (ок.978-1054)

Нестор


§ 9

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».




13-14

Русское общество в XI в.

1. Государственное управление.

2. Возникновение феодальной собственности.

3. Феодально-зависимое население.

4. Русское общество:

а) города, торговля;


б) армия;
в) церковь; монастыри.

5. Общественные потрясения.

6. Русская Правда Ярославичей.





Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в.

Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период.

Характеристика русского общества в XI в.

Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе.







Бояре

Вира


Вотчина

Гривна


Закупы

Изгои


Обычное право

Рядовичи


Смерды

Холопы


челядь

§ 10-11

Сочинение-эссе



15

Время новых усобиц

1. Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого.

2. Борьба с половцами и усобица князей.

3. Любечский съезд.






Характеристика усобиц второй половины XI в.

Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси.

Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси.





Любечский съезд

Половцы


Середина XI в.

1097 г
Персоналии:



Владимир Мономах (1053-1125)

§12

Вопрос: Какое влияние оказали половцы на жизнь Руси?



16

Владимир Мономах – великий киевский князь

1. Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев.

2. Восстание 1113 г. в Киеве.

3. Правление Владимира Мономаха.

4. Мстислав Великий. Начало новой усобицы.





Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях».

Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике.





1113 г

30-е гг XII в

1147 г

1157-1174 гг



1176-1212 гг

«Крестовый поход»

Съезды князей


§13

17-18

Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель

1. Причины распада единого государства.

2. Результат политического дробления Руси.

3. Киевское княжество.

4. Чернигово-Северское княжество.

5. Галицко-Волынское княжество.

6. Новгородская земля.

7. Северо-Восточная Русь в XII – начале XIIIвв.






  1. Лекция

  2. семинар

Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы.

Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны.

Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси.

Работа с картой.

Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися.





Боярская республика

Политическая раздробленность

Посадник

Тысяцкий


уделы

§§14-16

доклады


19-20

Культура Руси X-начала XIII в.

1. Условия зарождения культуры Руси.

2. Письменность, грамотность, школы.

3. Летописи.

4. Литература.

5. Архитектура.

6. Живопись, скульптура, музыка.

7. Фольклор.

8. Быт народа.





Лекция с элементами беседы




Глаголица

Кириллица

Летописи


Мозаика

Фреска


988 г

1037 г


1045-1050 гг

IX - X вв

Ок. 1113 г

X в


§ 17-18

Подготовится к уроку повторения



21

Урок повторения и обобщения по теме «Русь в XI-XII вв.»




Тестовая работа













Тема III. Русь в XIII-XV вв.

Определить степень влияния на развитие Русского государства в изучаемый период монголо-татарского ига и западных держав; охарактеризовать причины, содержание, результаты т особенности объединительного процесса русских земель.

Основные документы

  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»

  • «Слово о погибели Русской земли»

  • «Задонщина»

  • Судебник 1497 г.

  • «Сказание о граде Китиже»

  • «Моление Даниила Заточника»

Баскак

Большая соха

Кормления

Золотая Орда

Местничество

Наместник

Судебник

Юрьев день

ярлык




22

Начало монголо-татарского вторжения на Русь

1. Рождение Монгольской империи.

2. Чингисхан. Завоевания монголов.

3. Трагедия на Калке.






Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств.

Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности.

Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь.





1208-1223 гг

Араты


Нойон

Нукеры


Тумен

Улус


Хан

Персоналии:

Чингисхан

Джучи

Угедей

§ 19

Вопрос: -Почему войско Чингисхана не двинулось на Русь после битвы на Калке?

следующая страница >>
Смотрите также:
Тематическое планирование курса физики для 11 класс
1876.73kb.
12 стр.
Тематическое планирование факультативного курса по русскому языку «Культура речи» для 8 класса мбоу сош №42
115.07kb.
1 стр.
Календарно тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю 68 часов в год) Элемент фгос № пп Тема урока Содержание урока История Нового времени
158.39kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование пропедевтического курса по истории 5 класс
108.8kb.
1 стр.
Милютина Людмила Ивановна, преподаватель географии Календарно тематическое планирование
61.86kb.
1 стр.
Тематическое планирование факультативных занятий 9 класс
46.92kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по истории Класс
288.88kb.
3 стр.
Елифанкина Ольга Михайловна первая квалификационная категория с. Нижняя Якушка 2012 год Раздел VII календарно-тематическое планирование
222.66kb.
1 стр.
Тематическое планирование творческих заданий для младших школьников на уроках музыки. 1 класс Класс, тема. Вид музыкальной деятельности Творческие задание
106.04kb.
1 стр.
Тематическое планирование курса 10 класс
674.93kb.
4 стр.
Тематическое планирование факультативных занятий 5 класс
41.84kb.
1 стр.
Тематическое планирование курса 5 класс
785.17kb.
5 стр.