Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы. Во-первых, способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе. Во-вторых, углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, раскрытия многомерности исторического процесса. И, в-третьих – помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории Рос-сии изучаемого периода. Комплект включает:
Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».
№
урока
|
Название разделов, тем уроков, планы уроков
|
Кол-во часов
|
Рекомендации по проведению урока.
|
Цели изучения темы
|
Основные понятия темы
|
Домашнее задание
|
1-2
|
Вводные уроки
1. Краткая характеристика курса. Ознакомление со структурой учебника, правилами работы с ним.
2. Цели и значение изучения истории.
3. Географическое положение России и его влияние на историю страны. Геополитический фактор в истории Отечества.
4. Природа страны и ее влияние на историю России.
5. Влияние на историю России многонационального состава ее населения.
6. Роль личности в истории России.
|
|
Первый урок – лекция учителя с элементами беседы.
Второй урок – обсуждение изученных вопросов.
Характеристика особенностей развития России и факторов ее определивших.
Дискуссия о роли географического положения и природы России на историю страны.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Сравнительная характеристика географического положения и природы России с географическим положением и природой … (страна по выбору учащихся)».
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия – евразийская страна.
Дискуссия о роли личности в истории.
(Введение).
|
|
Исторический факт
Историческое пространство
История
Колонизация
Конкретно-исторический подход
Россия – евразийская страна
|
Введение стр. 5-14
Вопросы 6, 11
|
|
Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси
Учащиеся должны получить знания об этнокультурных и социально-политических процессах становления русской государственности, причинах появления государственной, княжеской власти и ее функциях; особенностях социально-политического развития Киевской Руси; организации гражданского управления и его роли в регулировании отношений с княжеской властью, дружинных связях и роли городов в системе социально-политических отношений; восточно-славянской племенной языческой культуре и кризисе языческого мировоззрения в связи с возникновением Древнерусского государства; принятии христианства и оформлении нового типа религиозно-идеологической организации общества.
На основе полученных знаний у учащихся формируется собственное видение проблем начального периода русской истории
Развиваются умения анализировать фактические данные, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
Основные документы
* «Повесть временных лет»
* Геродот «История»
* Арабские хроники IX – X вв.
* Русская Правда
|
Община,
Раннефеодальное государство,
Князь,
Старейшина,
Бояре,
Дружинник,
Смерд,
Холоп,
Людин,
Изгой,
Закуп,
Рядович,
Вече,
Полюдье,
Погост,
Уроки,
Вотчина,
Христианство,
Язычество,
Обычное право,
Натуральное хозяйство,
Норманнская и антинорманнская теории
|
|
3
|
Появление человека на территории Восточной Европы
1. Начало истории («предыстория»).
2. Влияние оледенения на развитие человека.
3. Люди эпохи палеолита.
4. Послеледниковый период.
5. Неолитическая революция.
|
|
Лекция с элементами беседы
Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории».
Дискуссия о понятии «человек».
Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории».
Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.
|
|
Матриархат
Мезолит
Неолит
Неолитическая революция
Палеолит
Патриархат
Предыстория (доисторический период)
энеолит
|
§ 1
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека».
|
4
|
Формирование народов
1. Появление неравенства.
2. Складывание народов.
3. Индоевропейцы.
4. Расселение европейцев.
5. Место предков славян среди индоевропейцев.
6. Греческие колонии и скифы.
7. Великое переселение народов и Восточная Европа.
|
|
Лекция учителя с элементами беседы с учащимися и работой их с картой.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Индоевропейцы: прародина, расселение на просторах Евразии».
Подготовка тезисов ответа по теме: «Место предков славян среди индоевропейцев».
|
|
Анты
Боспорское царство
Великое переселение народов
Венеды
Индоевропейская языковая семья
Сарматы
Скифы
склавины
|
§2-3
Составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов
|
5
|
Славяне в V-VII вв. Религия древних славян
1. Первое восточнославянское государство.
2. борьба с аварами и хазарами
3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.
|
|
Лекция с элементами эвристической беседы
Работа с картой и документами к параграфу.
Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.
Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).
|
|
Волхвы
Племенной союз
язычество
|
§4
Вопрос 7
|
6
|
Предпосылки образования Древнерусского государства
1. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
2. Развитие хозяйства.
3. Развитие городов и торговли.
4. Зарождение признаков государственности.
5. Усложнение структуры общества.
|
|
Работа с картой.
Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв.
Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.
Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».
|
|
Вервь
Вече
Княжеская дружина
Люди
Мотыжное земледелие
Оседлость
Пашенное земледелие
Подсечно-огневая система земледелия
Племенное военное ополчение
старейшины
|
§5, задания
|
7
|
Появление государства у восточных славян
1. Государство Русь на Днепре.
2. Варяги.
3. Дискуссия о происхождении слова «Русь».
4. Приход Рюрика в Новгород.
5. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.
|
|
Работа с картой и документами к параграфу.
Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.
Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.
(§6).
|
|
862 г
882 г
907, 911 гг.
Антинорманнская теория
Варяги
Историография
Норманнская теория
Персоналии:
Рюрик
Олег
|
§ 6 вопросы:
1.Определите сильные и слабые стороны норманнистов и антинорманнистов.
2.Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Докажите, что процесс образования завершился лишь к концу X века
|
8
|
Политика первых киевских князей
1Деятельность князя Олега
2.Правление князя Игоря
3. Правление княгини Ольги
4. Походы князя Святослава..
|
2
|
Самостоятельная групповая работа с документами к параграфу и картой.
Характеристика реформы взимания дани.
Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.
|
|
944 г.
945 г
Ок. 957 г
964-972 гг.
Дань
Погосты
Полюдье
Уроки
Персоналии:
Игорь (912-945)
Ольга (945-962)
Святослав (962-972)
|
§ 7 составить развернутый план ответа по теме «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»
|
9
|
Русь во времена Владимира Святославича
1. Внутренняя и внешняя политика Владимира
2. Первая попытка религиозной реформы
3. Крещение Руси
|
2
|
Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.
Работа с документом к параграфу.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».
Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.
|
|
972-980 гг
980-1015 гг
980 г
988 г.
Православие
Персоналии:
Владимир I Святой (?-1015)§
|
§ 8, вопросы
Подготовить историческую характеристику Владимира Святославича по плану.
|
10-11
|
Урок повторения и обобщения по теме «Предыстория народов России. Начало Руси»
1. Географическое положение и природа территории расселения восточных славян, их влияние на занятия и социальную жизнь славянских племен.
2. Формирование государственности восточных славян.
3. Язычество и христианство у восточных славян в Древней Руси: сравнительный анализ.
|
1
|
Вариант 1. Урок проверки знаний по тестовым заданиям.
Вариант 2. Семинар по теме
|
|
|
|
|
Тема II. Русь в XI-XII вв.
Формирование целостного представления об эпохе XI-XII вв. в истории Древнерусского государства; развитие навыков конкретно-исторического анализа.
Основные документы
* «Повесть временных лет»
-
Русская Правда
-
«Изборник»
-
«Устав» и «Поучение» детям Владимира Мономаха
-
Правда Ярославичей
-
«Слово о законе и благодати»
-
«Слово о полку Игореве»
|
Раннефеодальная монархия
Великий князь
Дружина
Вотчинное хозяйство
Боярин
Смерды
Закупы
Холопы
Челядь
Рядовичи
Вече
Княжеские съезды
Посадник
Наместник
Кровная месть
Вира
Вирник
Собор
Фреска
Летопись
Скань
Зернь
Вира
Древнерусский город
|
|
12
|
Правление Ярослава Мудрого
1. Вторая усобица на Руси.
2. Борьба Ярослава Мудрого за власть.
3. Ярослав Мудрый во главе Руси.
4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
|
|
Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.
Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.
|
|
1015 г
1036 г
1037 г
1051 г
Гривна
Династический брак
«лествичный»(очередной) порядок престолонаследия
Раннефеодальная монархия (IX - XI вв)
Русская Правда
Персоналии:
Ярослав Мудрый (ок.978-1054)
Нестор
|
§ 9
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».
|
13-14
|
Русское общество в XI в.
1. Государственное управление.
2. Возникновение феодальной собственности.
3. Феодально-зависимое население.
4. Русское общество:
а) города, торговля;
б) армия;
в) церковь; монастыри.
5. Общественные потрясения.
6. Русская Правда Ярославичей.
|
|
Сравнительная характеристика управления Руси в IX и в X в.
Подготовка развернутого плана ответа о развитии феодальной системы на Руси в изучаемый период.
Характеристика русского общества в XI в.
Работа с отрывками из Русской Правды по вопросам, данным в параграфе.
|
|
Бояре
Вира
Вотчина
Гривна
Закупы
Изгои
Обычное право
Рядовичи
Смерды
Холопы
челядь
|
§ 10-11
Сочинение-эссе
|
15
|
Время новых усобиц
1. Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого.
2. Борьба с половцами и усобица князей.
3. Любечский съезд.
|
|
Характеристика усобиц второй половины XI в.
Обсуждение вопроса о влиянии половцев на жизнь Руси.
Дискуссия о характере и значении Любечского съезда в истории Руси.
|
|
Любечский съезд
Половцы
Середина XI в.
1097 г
Персоналии:
Владимир Мономах (1053-1125)
|
§12
Вопрос: Какое влияние оказали половцы на жизнь Руси?
|
16
|
Владимир Мономах – великий киевский князь
1. Объединенный поход русских войск под руководством Владимира Мономаха против половцев.
2. Восстание 1113 г. в Киеве.
3. Правление Владимира Мономаха.
4. Мстислав Великий. Начало новой усобицы.
|
|
Сравнительная характеристика личности и правления Владимира Мономаха, Владимира Станиславича и Ярослава Мудрого.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Устав Владимира Вселодовича как дальнейшее развитие Русской Правды в новых исторических условиях».
Работа с отрывком из «Поучения Владимира Мономаха своим детям» по вопросам, данным в учебнике.
|
|
1113 г
30-е гг XII в
1147 г
1157-1174 гг
1176-1212 гг
«Крестовый поход»
Съезды князей
|
§13
|
17-18
|
Политическая раздробленность Руси. Развитие основных русских земель
1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Киевское княжество.
4. Чернигово-Северское княжество.
5. Галицко-Волынское княжество.
6. Новгородская земля.
7. Северо-Восточная Русь в XII – начале XIIIвв.
|
| -
Лекция
-
семинар
Определение причин политической раздробленности Руси. Сравнительный анализ причин политической раздробленности Руси и стран Западной Европы.
Выявление следствий политической раздробленности Руси, их влияния на развитие страны.
Сравнение усобиц периода политической раздробленности и предшествующего периода истории Древней Руси.
Работа с картой.
Раскрытие особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры и системы управления в отдельных землях Руси. Оформление результатов ответа в таблице, составленной учащимися.
|
|
Боярская республика
Политическая раздробленность
Посадник
Тысяцкий
уделы
|
§§14-16
доклады
|
19-20
|
Культура Руси X-начала XIII в.
1. Условия зарождения культуры Руси.
2. Письменность, грамотность, школы.
3. Летописи.
4. Литература.
5. Архитектура.
6. Живопись, скульптура, музыка.
7. Фольклор.
8. Быт народа.
|
|
Лекция с элементами беседы
|
|
Глаголица
Кириллица
Летописи
Мозаика
Фреска
988 г
1037 г
1045-1050 гг
IX - X вв
Ок. 1113 г
X в
|
§ 17-18
Подготовится к уроку повторения
|
21
|
Урок повторения и обобщения по теме «Русь в XI-XII вв.»
|
|
Тестовая работа
|
|
|
|
|
Тема III. Русь в XIII-XV вв.
Определить степень влияния на развитие Русского государства в изучаемый период монголо-татарского ига и западных держав; охарактеризовать причины, содержание, результаты т особенности объединительного процесса русских земель.
Основные документы
-
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
-
«Слово о погибели Русской земли»
-
«Задонщина»
-
Судебник 1497 г.
-
«Сказание о граде Китиже»
-
«Моление Даниила Заточника»
|
Баскак
Большая соха
Кормления
Золотая Орда
Местничество
Наместник
Судебник
Юрьев день
ярлык
|
|
22
|
Начало монголо-татарского вторжения на Русь
1. Рождение Монгольской империи.
2. Чингисхан. Завоевания монголов.
3. Трагедия на Калке.
|
|
Сравнительный анализ процессов рождения Древнерусского и Монгольского государств.
Характеристика природных условий жизни монголов в период появления у них государственности.
Выявление причин побед монголов в период их завоевательных до прихода на Русь.
|
|
1208-1223 гг
Араты
Нойон
Нукеры
Тумен
Улус
Хан
Персоналии:
Чингисхан
Джучи
Угедей
|
§ 19
Вопрос: -Почему войско Чингисхана не двинулось на Русь после битвы на Калке?
|