Главная
страница 1




Волкова Л.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №22

г. Балаково


КОНСПЕКТ УРОКА

(с использованием ИКТ)

Обобщение и систематизация сведений

по теме «Односоставные предложения» (8 класс)

Образовательная цель: повторение и обобщение сведений об односоставных предложениях, их видах, сфере использования; выработка навыка отличать один вид от другого и правильного использования их в речи.

Развивающая цель: развитие мыслительных способностей учащихся при выполнении следующих логических операций: анализа, сопоставления языковых явлений.

Воспитательная цель: воспитание языковой и речевой культуры на основе правильного употребления односоставных предложений в речи. Воспитание интереса к языку через показ выразительных возможностей односоставных предложений.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Презентация «Обобщение и систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»». Слайды №1 и №2. Тема и цели урока.)

Ребята, сегодня мы с вами снова в Стране Русского языка, на одном из её островов под названием «Синтаксис. Пунктуация». Здесь мы познакомились с различными видами предложений. Сегодня повторим то, что узнали об односоставных предложениях. Вспомним их виды, по данным признакам будем продолжать учиться отличать их друг от друга, обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.

Вся ваша работа будет выполняться на рабочих листах. Каждый за работу получит оценку. Подпишите их.

II. Актуализация знаний.

На I этапе работы вспомним, какие виды односоставных предложений существуют, каковы их признаки.

Задание

Определите вид односоставного предложения по следующим приметам, которые дают известные учёные. Грамотно запишите.

(Слайды №3, №4, №5, №6, №7).



  1. Ломоносов так сказал об этих предложениях: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемым глаголом к украшению и важности служит».

/Определённо-личные/

  1. По мнению Пешковского, внимание в этих предложениях сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, представляется как неизвестное.

/Неопределённо-личные/

  1. Лингвист Бенвенист так говорит об этой группе: «В этих предложениях есть отнесённость к координатам «Все-везде-всегда».

/Обобщённо-личные/

  1. По мнению лингвиста Скобликовой, особенностью данных предложений является то, что в них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные.

/Назывные/

  1. По мнению Скобликовой, действие в этих предложениях происходит само по себе, без действующего лица.

/Безличные/

Самопроверка задания (слайд №8).



III. Воспроизведение знаний на новом уровне. Работа над нестандартными заданиями. Выполнение учениками практических заданий с постепенным наращиванием трудности.

Итак, мы назвали все виды односоставных предложений, их признаки. Посмотрим, научились ли вы отличать эти предложения друг от друга.



Индивидуальные задания (выполняются на доске).

1. Синтаксический разбор предложения.

Сердце громко стучит и рвётся на простор, и хочется куда-то мчаться.

2. Лингвистическая задача. Найди третье лишнее.

  • Ночь. Зимняя ночь. Ночь как год.

  • Овраг. Глубокий овраг. Овраг глубокий.

  • Река - младенец. Незабудка - цветок. Июль - жаркий месяц.

3. Работа по карточке (выполняется на рабочем листе).

Задание. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы, выдели в них грамматическую основу, определи тип.



  • Ради розы терп ...т и шипы.

/ Ради розы терпят и шипы. Обобщённо-личное./

  • Под музыку осе(н,нн)его дождя иду во тьме.

/ Под музыку осеннего дождя иду во тьме. Определённо-личное./

  • Т... пло на солнышке.

/ Тепло на солнышке. Безличное./

  • Бр... жу по набережной снов....

/ Брожу по набережной снова. Определённо-личное./

  • В Сибир... не любят горячку и спешку.

/ В Сибири не любят горячку и спешку. Неопределённо-личное./

      • Соловьи. /Назывное./

      • И вот в лицо п...хнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.

/ И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём. Безличное./

4. Класс пишет распределительный диктант.

Задание. Определи тип односоставных предложений, занеси в соответствующую графу таблицы.



  • Уходи, зима седая! / Определённо-личное./

  • Распахни мне свои объятья, густолистый развесистый лес. / Определённо-личное./

  • Кому-то принесли от мастера ларец. / Неопределённо-личное./

  • В дверь несмело постучали. / Неопределённо-личное./

  • Волка шапками не закидаешь. / Обобщённо-личное./

  • Из пустой речи мысли не извлечёшь. / Обобщённо-личное./

  • Не спится, няня. / Безличное./

  • На пригорке то сыро, то жарко. / Безличное./

5. Взаимопроверка выполненной работы. (Слайд №9).

Найдите предложение, соответствующее характеристике.



Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, нераспространённое, ?. Дополните характеристику. Есть ли в диктанте ещё осложнённые предложения. Объясните трудные случаи правописания. /Уходи, зима седая! Осложнено обращением./

С.дая, (густо) листый, (не) закида.ш?, об.ятья, кому (то), (не) спит?ся, пр(е,и)н...сли, (не) смело.

Седая, густолистый, не закидаешь, объятья, кому-то, не спится, принесли, несмело.

Какой вид односоставных предложений не встретился в диктанте?

/Назывные/

С такими предложениями работа проводилась на доске. Проверка задания «Найди третье лишнее».

С какими видами предложений по количеству грамматических основ мы работали?

/С простыми предложениями/

Односоставные предложения также могут входить в состав сложного и являться одной из его частей. Такое предложение на доске. Проверьте, верно ли выполнен синтаксический разбор предложения.

Только ли безличные предложения могут быть в составе сложного предложения?

/В составе сложного предложения могут быть и односоставные, и двусоставные предложения/

Давайте это докажем.

6. Составьте предложения, соответствующие схемам. (Слайд №10).

Учащимся предлагается два варианта схем. Тот, кто затрудняется, может выбрать второй вариант.



/О – л. /,

/Н/,

/Н – л ./,

(когда).

и /двусост./.

и /двусост./.

/Люблю смотреть на небо/,

/Непогода/,

/В окно постучали/,

(когда …).

и /– =/.

и /– =/.

/Безлич./,

и /безлич./.

/Тепло на солнышке/,

и/безлич/.

Проверка задания, оценка работы.

Итак, мы с вами вспомнили виды односоставных предложений, продолжили учиться отличать их друг от друга, а теперь обратим внимание на особенности употребления односоставных предложений в речи.



7. Беседа с учащимися.

Какова роль односоставных предложений в речи? Чем они интересны? Какова сфера их использования?



IV. Проверка индивидуального домашнего задания.

Дома некоторые ребята провели своё небольшое исследование и сделали выводы о том, какие виды односоставных предложений используются в художественном стиле речи и с какой целью. Расскажите о своих наблюдениях. Учащиеся слушают выступление ученицы. (Презентация «Выразительные возможности односоставных предложений» Шелуденко Е., ученица 8 класса А).



V. Домашнее задание.

Предлагаю каждому из вас провести анализ текста, своё небольшое исследование, (см. рабочий лист).



VI. Итоги урока.

Что дал вам этот урок?

Чему научил?

Как вы сами оцениваете данный урок?


Обобщение и систематизация сведений по теме

«Односоставные предложения»

Рабочий лист



Задание №1. Определи слова по значению и запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №2. Определи тип односоставных предложений, занеси в соответствующую графу таблицы.

Определённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения

Безличные предложения


































































































Задание №3. Составь предложения по схемам.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Домашнее задание. Прочитай выразительно текст. Определи, какого он стиля речи. Найди односоставные предложения. Определи их тип. С какой целью использует автор односоставные предложения? (На вопрос дай письменный ответ).

И медведя сильней.

Люблю природу, а так(же) ж…вотных. Всегда запис…ваю истории, связа(н, нн)ые с ними. Вот одна история.

Ед…м в парк Денали на Аляске. По пути нам ра…сказали об осаде медведя волками. Одного из них вид…ли прямо у дороги. Волки окружили медведя, который настиг оленя и пировал. Они отняли у медведя добычу, заставили его уйти.

Жаль ветвистого оленя. Слезами горю не поможеш…. Животные, к сож…лению, (не) могут действовать по такому принципу: слабых защищай, в обиду (не) давай.



(По В. Пескову).


Смотрите также:
Конспект урока (с использованием икт) Обобщение и систематизация сведений по теме «Односоставные предложения» (8 класс)
73.23kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока по английскому языку (5 класс) Тема урока: «Моя семья мое богатство» Основные задачи: повторение, обобщение, систематизация знаний по теме
56.41kb.
1 стр.
Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения"
68.2kb.
1 стр.
Конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок с использованием икт»
67.17kb.
1 стр.
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
112.65kb.
1 стр.
Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»
226.98kb.
1 стр.
Урок по теме «односоставные предложения»
23.48kb.
1 стр.
«Опричнина: факты, события, оценки»
16.61kb.
1 стр.
Конспект урока по природоведению в 4 классе с использованием икт. Предмет. Природоведение Класс. 4 Тема. Страницы истории Отечества. Екатерина Великая. Цели и задачи
43.35kb.
1 стр.
Конспект урока по теме: «Подвижные участки земной коры. Образование вулканов.» 6 класс Эпиграф урока: «Взлетает пыль и куча пепла- в Земле бушует бот огня » Цель
262.73kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 10 классе по теме Welcome to Kolomna
56.73kb.
1 стр.
«Куда ведут нас три
71.2kb.
1 стр.