Главная
страница 1
Урок литературы в 9-ом классе.

Тема урока: Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.


Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 985 Саморукова Л. Н.
Цель:

1.Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта.

2.Формирование навыков художественного чтения и анализа произведения.

3.Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной гордости.


Оборудование:

1.Тема урока и эпиграфы


Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской.

И как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.


2.Автопортрет.

3.Романс Н.Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу».

4.Иллюстрации картины М.Ю. Лермонтова «Парус» и картинны И.Шишкина «Сосна на севере диком».

5. Книги о творчестве М.Ю Лермонтова.


Ход урока: 1.

Вступительное слово учителя. (Звучит музыка).

Гляжу на будущность с боязнью…


Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей.

На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события.


2. Беседа.

Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на М.Ю.Лермонтова?

Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?

Ученик. Поэзия Лермонтова – поэзия последекабристской эпохи это по выражению Герцена-«царство произвола и мглы». Свободолюбивому человеку-патриоту, а именно таковым был поэт, трудно было жить.

Печально я гляжу на наше поколенье

Его грядущее иль пусто, иль темно.

Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные

Неприязненные отношения бабушки и отца, преследования, жизнь в изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта».

Учитель.

Да, положение Лермонтова было трагическим. Он хотел учиться в университете, а учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно вычеркнул его фамилию из списка награждённых. И к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая».Отсюда стремление поэта к самоуглублению, нравственно-этическим и философским проблемам, обращение к Всевышнему Творцу. Мотив одиночества – романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик.

В каком стихотворении поэта мы впервые встретили слово «одинокий»?

Ученик. В стихотворении «Парус». Оно написано поэтом, когда он переехал из Москвы в Петербург. При чтении этого произведения представляешь не только белеющий парус, но и самого поэта, независимого, гордого мятежного.

Учитель.

Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете назвать?



Ученики: «Одиночество», «Узник», «На Севере диком», «Утёс», «Листок», «И скушно и грустно», «Выхожу один я на дорогу».
Учитель.

Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале творческого пути, в 1830 году, «на Севере диком», «Листок», «Выхожу один я на дорогу»- незадолго до гибели, но они близки по выражению трагедии одинокой избранной личности. Проследим за лейтмотивом произведений



Ученик читает ст-е «Одиночество», другой ученик анализирует:

«Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога.

Одиночество страшно, но становится ещё более страшным, так как лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой конец. Завершается ст-е пророческими словами:.

И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моём.


Учитель. Оставило ли равнодушными вас это стихотворение?

Ответ. Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом одиночестве звучат последние слова.
Чтение и сопоставление стихотворений «На Севере диком» и «Утёс».
Учитель: Что объединяет эти произведения?

Ученик: Стихотворения «На Севере диком» и «Утёс» об отсутствии отклика на человеческие чувства, о душевном одиночестве. Огромным пространством разъединены пальма и сосна (СЕВЕР И ЮГ). Двум стихиям (земле и небу0 принадлежат утёс и тучка. Они внутренне несовместимы.

«На Севере диком» -вольный перевод стихотворения Гейне. Но у Гейне основные образы воплощены в словах разных грамматических родов6 мужского и женского. И ведущим является мотив неразделённой любви, а у Лермонтова этот мотив приобретает большую широту и обобщенность. Ведущей становится мысль об одиночестве человека в мире.



Учитель: Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним7

Ученик: М.Ю. Лермонтов не только поэт, но и художник. Перед нами иллюстрация его картины «Парус» и картины И. Шишкина «На Севере диком». Тема одиночества объединяет произведения живописи и поэзии
4. Стихотворение «Сон».

Ученик: Весной 1841-го года поэт возвращается из Петербурга на Кавказ. В столице он провёл три месяца. В отставке отказали. Он остался опальным поэтом. Его посылали под чеченские пули.

« Предвидя вечную разлуку, боюсь я сердцу волю дать» - писал поэт, прощаясь с друзьями. В.Ф. Одоевский при расставании подарил ему книгу с надписью: «поэту Лермонтову, чтобы он вернул её исписанную» В пути на Кавказ Лермонтовым овладевает вдохновение. В числе записанных произведений стихотворения «Сон», «Листок».



Вопрос: с каким произведением, изученным ранее можно сопоставить это стихотворение? Почему?

Учащиеся сравнивают «Сон» с поэмой «Мцыри». Указывают на близость лирического героя и Мцыри.

Монологический ответ ученика: Чтение и анализ стихотворения «Листок».

5. Стихотворение « и скушно и грустно» анализируется коллективно.



Вопросы:

-В какой форме написано стихотворение

- Каким настроением оно проникнуто?

- Что общего между этим стихотворением и стихотворением «Дума»?



Учитель: Стихотворение начинается монологом с трёхчленного вступления. Авторская мысль словно набирает дыхание. Основная часть стихотворения делится на двустишия : вопросы, ответы.

- По какому принципу расположены вопросы?



Ответ: по принципу нарастания: желанья, любовь , страсти.

- Что представляет собой последнее двустишие?



Ответ: Вывод, обобщение.

- Каков этот вывод?



Ответ: Горек. Разочарованье, отрицание жизни вообще.

- Чем достигается строгая логичность стихотворения7



Ответ: Каждая фраза – отточенный афоризм, результат сосредоточенных раздумий.

- с какой позиции автор смотрит на жизнь? Словосочетание?



Ответ: С позиции холодного внимания.- какой художественный приём усиливает драматизм стихотворения?

Ответ: Контраст. (Примеры).
В. Белинский о стихотворении.
6. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Наизусть читает ученик.

-Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление трагедии?

Ответ: Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру и возникает необычная попытка преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту гармонию, стать частью вселенной.

- Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни?



Ответ: вечно зелёный дуб- символ жизни
Учитель: на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха.
Обратимся к тексту на экране:


  1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ: Я б хотел

Я. б желал…

  1. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧЕСКИХ ПАР:

торжественно чудно – так больно и так трудно.

  1. АНАФОРА:

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.



  1. Повторы:

Чтоб ВСЮ ночь. ВЕСЬ день…

  1. Аллитерации на сонорные:

Но Не теМ хоЛодНыМ сНоМ МогиЛы….

- Какие особенности стиха вам незнакомы?



Ответ: 1и 3.

Романс Е. Шашиной «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Ю.Гуляева.

Сообщение учениц о музыкальности М.Ю.Лермонтова.
На экране названия романсов на слова Лермонтова и фамилии композиторов.

Вывод (делают учащиеся)

Сверяются с выводами на экране.

1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю.Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом, властью, романтическим методом.


2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу
3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку (Примеры).
Учитель: В книге д. Андреева «РОЗА МИРА» автор рассуждает о связи человека с космосом.. Он считает, что каждый человек после смерти занимает определённое место во Вселенной. (цитата0.

Место поэта в Синклите (Высшем Совете), по мнению Д. Андреева.



А мы, современные читатели, должны быть благодарны нашему великому поэту за то, что его творчество заставляет трепетать наши сердца.


Смотрите также:
Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель
65.94kb.
1 стр.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы моу сош №1 Вакалова С. А. Цель
168.99kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
78.18kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Уроках литературы в 11 классе. Провела учитель русского языка и литературы моу сош №2 Лыженкова О. Д. 1
97.11kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.