Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Тема урока: Одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 985 Саморукова Л. Н. Цель: 1.Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения со временем его создания и личностью поэта. 2.Формирование навыков художественного чтения и анализа произведения. 3.Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной гордости. Оборудование: 1.Тема урока и эпиграфы Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. И как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной. 2.Автопортрет. 3.Романс Н.Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу». 4.Иллюстрации картины М.Ю. Лермонтова «Парус» и картинны И.Шишкина «Сосна на севере диком». 5. Книги о творчестве М.Ю Лермонтова. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя. (Звучит музыка). Гляжу на будущность с боязнью… Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря на множество друзей. На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-политическая обстановка, исторические события. 2. Беседа. Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на М.Ю.Лермонтова? Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?
Печально я гляжу на наше поколенье Его грядущее иль пусто, иль темно. Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные Неприязненные отношения бабушки и отца, преследования, жизнь в изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав стихотворение «Смерть поэта».
Да, положение Лермонтова было трагическим. Он хотел учиться в университете, а учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно вычеркнул его фамилию из списка награждённых. И к сожалению, часто настигала «друзей клевета ядовитая».Отсюда стремление поэта к самоуглублению, нравственно-этическим и философским проблемам, обращение к Всевышнему Творцу. Мотив одиночества – романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик. В каком стихотворении поэта мы впервые встретили слово «одинокий»?
Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете назвать? Ученики: «Одиночество», «Узник», «На Севере диком», «Утёс», «Листок», «И скушно и грустно», «Выхожу один я на дорогу». Учитель. Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале творческого пути, в 1830 году, «на Севере диком», «Листок», «Выхожу один я на дорогу»- незадолго до гибели, но они близки по выражению трагедии одинокой избранной личности. Проследим за лейтмотивом произведений Ученик читает ст-е «Одиночество», другой ученик анализирует: «Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога. Одиночество страшно, но становится ещё более страшным, так как лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой конец. Завершается ст-е пророческими словами:. И будут (я уверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моём. Учитель. Оставило ли равнодушными вас это стихотворение? Ответ. Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом одиночестве звучат последние слова. Чтение и сопоставление стихотворений «На Севере диком» и «Утёс». Учитель: Что объединяет эти произведения? Ученик: Стихотворения «На Севере диком» и «Утёс» об отсутствии отклика на человеческие чувства, о душевном одиночестве. Огромным пространством разъединены пальма и сосна (СЕВЕР И ЮГ). Двум стихиям (земле и небу0 принадлежат утёс и тучка. Они внутренне несовместимы. «На Севере диком» -вольный перевод стихотворения Гейне. Но у Гейне основные образы воплощены в словах разных грамматических родов6 мужского и женского. И ведущим является мотив неразделённой любви, а у Лермонтова этот мотив приобретает большую широту и обобщенность. Ведущей становится мысль об одиночестве человека в мире. Учитель: Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним7 Ученик: М.Ю. Лермонтов не только поэт, но и художник. Перед нами иллюстрация его картины «Парус» и картины И. Шишкина «На Севере диком». Тема одиночества объединяет произведения живописи и поэзии 4. Стихотворение «Сон». Ученик: Весной 1841-го года поэт возвращается из Петербурга на Кавказ. В столице он провёл три месяца. В отставке отказали. Он остался опальным поэтом. Его посылали под чеченские пули. « Предвидя вечную разлуку, боюсь я сердцу волю дать» - писал поэт, прощаясь с друзьями. В.Ф. Одоевский при расставании подарил ему книгу с надписью: «поэту Лермонтову, чтобы он вернул её исписанную» В пути на Кавказ Лермонтовым овладевает вдохновение. В числе записанных произведений стихотворения «Сон», «Листок». Вопрос: с каким произведением, изученным ранее можно сопоставить это стихотворение? Почему? Учащиеся сравнивают «Сон» с поэмой «Мцыри». Указывают на близость лирического героя и Мцыри. Монологический ответ ученика: Чтение и анализ стихотворения «Листок». 5. Стихотворение « и скушно и грустно» анализируется коллективно. Вопросы: -В какой форме написано стихотворение - Каким настроением оно проникнуто? - Что общего между этим стихотворением и стихотворением «Дума»? Учитель: Стихотворение начинается монологом с трёхчленного вступления. Авторская мысль словно набирает дыхание. Основная часть стихотворения делится на двустишия : вопросы, ответы. - По какому принципу расположены вопросы? Ответ: по принципу нарастания: желанья, любовь , страсти. - Что представляет собой последнее двустишие? Ответ: Вывод, обобщение. - Каков этот вывод? Ответ: Горек. Разочарованье, отрицание жизни вообще. - Чем достигается строгая логичность стихотворения7 Ответ: Каждая фраза – отточенный афоризм, результат сосредоточенных раздумий. - с какой позиции автор смотрит на жизнь? Словосочетание? Ответ: С позиции холодного внимания.- какой художественный приём усиливает драматизм стихотворения? Ответ: Контраст. (Примеры). В. Белинский о стихотворении. 6. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Наизусть читает ученик. -Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление трагедии?
- Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни? Ответ: вечно зелёный дуб- символ жизни Учитель: на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха. Обратимся к тексту на экране:
Я. б желал…
торжественно чудно – так больно и так трудно.
Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
Чтоб ВСЮ ночь. ВЕСЬ день…
Но Не теМ хоЛодНыМ сНоМ МогиЛы…. - Какие особенности стиха вам незнакомы? Ответ: 1и 3. Романс Е. Шашиной «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Ю.Гуляева. Сообщение учениц о музыкальности М.Ю.Лермонтова.
Вывод (делают учащиеся) Сверяются с выводами на экране. 1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю.Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом, властью, романтическим методом. 2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и глубокое сострадание герою от невозможности преодолеть одиночество, вырваться из его трагического круга, обрести родную душу 3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку (Примеры). Учитель: В книге д. Андреева «РОЗА МИРА» автор рассуждает о связи человека с космосом.. Он считает, что каждый человек после смерти занимает определённое место во Вселенной. (цитата0. Место поэта в Синклите (Высшем Совете), по мнению Д. Андреева. А мы, современные читатели, должны быть благодарны нашему великому поэту за то, что его творчество заставляет трепетать наши сердца. Смотрите также: Урок литературы в 9-ом классе. Тема урока: Одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Учитель русского языка и литературы гоу сош №985 Саморукова Л. Н. Цель
65.94kb.
1 стр.
Тема урока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского языка и литературы моу сош №1 Вакалова С. А. Цель
168.99kb.
1 стр.
Урок литературы в 6 классе Тема урока: «Пословицы и поговорки» Ткаченко Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы
47.81kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий: «Имя числительное как часть речи»
100.46kb.
1 стр.
Влияние творчества М. Лермонтова на творчество М. Врубеля. Интегрированный урок 9 класс. Учитель: Васильева Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы моу «Среднекибечская сош»
307.44kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
78.18kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Уроках литературы в 11 классе. Провела учитель русского языка и литературы моу сош №2 Лыженкова О. Д. 1
97.11kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Урок литературы в 7 классе. Разработан учителем русского языка и литературы сош №16 Стрижовой Е. Г. Рязань 2011
115.29kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы 85.36kb.
1 стр.
|