Главная
страница 1

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по курсу «ОБЖ»

«Школьный туристический слет»

преподаватель-организатор курса «ОБЖ»

МОУ СОШ № 65 Поликарпов В.И.

город Липецк, 2007год


Внеклассная воспитательная и спортивная работа по курсу «ОБЖ» является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания учащихся. В течение учебного года в школе традиционно проводится ряд крупных общешкольных мероприятий, направленных на воспитание физических качеств, патриотических чувств, формирование у учащихся решительности и настойчивости, дружбы и взаимовыручки, воли, умения действовать быстро и грамотно в любых экстремальных ситуациях. В частности одним из таких мероприятий является школьный туристический слет учащихся. Организацию этого мероприятия и некоторые методические рекомендации по проведению, рассмотрим в этой работе.

Туристический слет.

Одним из важных и интересных мероприятий для учащихся, подводящим итог годового обучения по курсу «ОБЖ» и позволяющим практически закрепить знания и умения, полученные на уроках, является туристический слет.

Традиционно школьный туристический слет мы проводим в мае, посвящая его Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. и окончанию обучения по курсу ОБЖ, для средних и старших классов.

Подготовка к нему начинается примерно за месяц до дня проведения.

Разрабатывается положение, судейская и другая документация, идет подготовка в классах, подготавливается материальное обеспечение, формируется судейская бригада, издается приказ.

Примерное положение о школьном туристическом слете.

«У т в е р ж д а ю»

директор МОУ СОШ №65

_____________ Хвостова Е.И.

«Положение о школьном туристическом слете

для учащихся 7 – 8 классов»



Время и место проведения.

Туристический слет проводится 30 мая 2007года в районе Парка Победы. Начало соревнований: 9.00 для учащихся 7-х классов; 10.30 для учащихся 8-х классов.



Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие команды 7 – 8 классов. Состав команды – 10 человек (5 юношей и 5 девушек).



Руководство соревнованиями.

Соревнования организует и проводит на основании плана туристической и экскурсионной работы школы преподаватель-организатор курса «ОБЖ» Поликарпов В.И. Непосредственное судейство соревнований возлагается на судейскую бригаду, сформированную из учащихся 10-х классов.



Условия проведения соревнований.

Соревнования по туристической технике и туристическим навыкам являются комплексными и проводятся в форме туристической эстафеты. Дистанция соревнований прокладывается по пересеченной местности и состоит из отдельных (в том числе и лимитированных по времени) этапов, на которых команды выполняют одно или несколько заданий, предписанных судейской коллегией. Дистанция маркирована и может составлять в длину до 200 -250м.

Включает в себя следующие элементы (этапы):


  • переправа «маятник»;

  • бег по пересеченной местности;

  • переправа по веревкам «параллельная»;

  • переправа по бревну;

  • топографические знаки;

  • переправа по кочкам;

  • установка палатки;

  • оказание первой медицинской помощи и транспортировка «пострадавшего»;

  • подъем, траверс склона, спуск с самостраховкой.

Старт команд раздельный, согласно жеребьевке. Все технические этапы, установленные на дистанции, преодолеваются последовательно всеми участниками; сквозное прохождение двух и более этапов отдельными участниками не допускается. Время прохождения технических этапов не лимитируется, за допущенные ошибки участник (команда) получает штрафные баллы.

На этапах, включающих в себя элементы туристических навыков, оказание доврачебной помощи, топографии, установка палатки время выполнения заданий может быть лимитировано.



Обеспечение безопасности.

Все участники соревнований должны иметь спортивную форму (локти и колени закрыты) и обувь без металлических шипов. Место соревнований, технические этапы должны соответствовать нормам техники безопасности. Медицинское обслуживание будет обеспечиваться фельдшером школы.



Снаряжение.

Необходимым снаряжением, которое потребуется участникам при преодолении технических этапов, команда обеспечивается на месте соревнований судейской коллегией.



Таблица штрафов.

А) На технических этапах.



Ошибки и нарушения

Штраф в секундах

Примечание

Не завинчена муфта карабина, потеря личного снаряжения, выход участника за разметку, заступ за контрольную линию, срыв с кочки одной ноги

30




Ошибки при транспортировке «пострадавшего», падение в пределах этапа с самозадержанием, не прохождение этапа.

60




Неправильное движение по перилам и веревке, двое на этапе, нарушение или отсутствие страховки (самостраховки), падение с бревна.

90




Падение без восстановления движения, помощь судьи действием.


180




Б) На этапах, включающих в себя элементы туристических навыков, оказание первой медицинской помощи, топографии.

Ошибки и нарушения


Штраф в секундах

Примечание

Складки на скатах палатки.


30




Общий перенос палатки. Неправильная транспортировка «пострадавшего».


60




Неправильное оказание первой доврачебной помощи.

120




Неправильный ответ по топографии (за каждый).

30




На этапах, где это возможно, разрешается взаимопомощь участников. Снятие команды с этапа проводится при явной технической неподготовленности, невыполнении требований судей.

Условия прохождения этапов.

Наименование


Действия команды

«Предстартовая проверка»

Команда демонстрирует наличие формы, спортивной обуви, эмблем, необходимого на дистанции снаряжения и умение им пользоваться.


Маятниковая переправа

Переправа преодолевается последовательно каждым участником. Команде разрешается использовать различные безопасные приемы, облегчающие переправу. Участник, стоя за контрольной линией, с помощью вертикальной и свободно подвешенной веревке, переправляется через обозначенный на местности флажками или другим способом участок. Каждому участнику дается 3 попытки.


Переправа по параллельным веревкам

Этап оборудуется организаторами соревнований, длина переправы -15-20 метров. Преодолевается последовательно каждым участником (со страховкой). Участник, в надетой грудной страховочной системе подходит к переправе, осуществляет самостраховку с помощью уса, который карабином пристегивается к верхней веревке, становится на нижнюю веревку и приставными шагами переправляется. Второй участник становится на веревку и начинает движение только после схода с нее предыдущего участника. При срыве с нижней веревки участник самостоятельно подтягивается, встает на нижнюю веревку и продолжает движение.


Переправа по бревну

Длина бревна 5-10 метров, толщина 20-30 см. Преодолевается последовательно каждым участником. Бревно положено через небольшой овраг (лощину), натянуты перила. Участник страхуется за перила карабином и, держась рукой за них, преодолевает препятствие. При необходимости можно пристегивать вспомогательную веревку (челнок) к грудной обвязке и преодолевать препятствие с помощью команды.


Определение топографических знаков по карточкам

Каждый участник должен по карточке назвать один знак, а один нарисовать. Контрольное время – 1 минута. Взаимопомощь не допускается.


Переправа по «кочкам»

Этап протяженностью до 15 метров выбирается на естественном заболоченном месте или оборудуется с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно так, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Преодолевается последовательно каждым участником. Прохождение первой и последней кочки обязательно, остальные – произвольным порядком. Участник, оступившийся с кочки одной ногой или двумя ногами, продолжает движение с этой кочки.


Установка палатки

Палатка устанавливается на 2-х стойках и не менее 10-ти колышках (растяжек), вход не застегивается, стойки располагаются снаружи. Команда по сигналу судьи ставит палатку на время. Численный состав команды участвующий в установке палатки произвольный, на усмотрение капитана команды. По сигналу капитана «готово» судья оценивает правильность установки палатки. Если палатка установлена правильно, судья дает команду «принято». При неправильной установке палатки команде дается возможность исправить ошибки. Контрольное время – 3 минуты.


Оказание ПМП, транспортировка «пострадавшего»

По заданной условно травме, используя судейскую аптечку, оказать помощь «пострадавшему». Виды условных травм: потертости, порезы, ранение, ушибы, растяжение, переломы, ожоги. Команда, оказав помощь «пострадавшему», укладывает его на носилки, которые предоставляются судейской бригадой и транспортируют его до указанного места (50 метров).


Подъем, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведенным судьями

Крутизна склона 30-40 градусов, протяженность этапа 20-30 метров. Веревка навешивается судьями. Преодолевается поочередно каждым участником с самостраховкой, не выходя за боковые разметки этапа. Очередной участник начинает движение после прохождения препятствия предыдущим участником. Участник поднимается по склону (спускается) спортивным способом с помощью веревки и страхуется к ней схватывающим узлом используя страхующую систему. Траверс склона (движение по склону) с помощью горизонтальных перил осуществляется участниками по одному со страховкой и правильной перестежкой карабинов на опорных точках. При переходе с одного участка траверса на другой, сначала необходимо зацепить второй карабин на другой участок веревки (застраховаться), а лишь затем отцепить первый карабин с веревки пройденного участка.


Результат команды определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени, полученного за нарушения на технических этапах.

Награждение победителей.

Итоги соревнований подводятся отдельно для 7 и 8 классов. Команды, занявшие первое – третье места в каждой параллели, награждаются дипломами и памятными подарками.

Положение вывешивается в отпечатанном виде на доске объявлений в школе рядом с плакатом-объявлением о туристическом слете за 1-2 недели до начала соревнований.

Главный судья за несколько дней до соревнований собирает всю судейскую бригаду, проводит инструктаж, назначает судей на этапы, выбирает секретаря, разрабатывает судейскую документацию (протоколы на этапах, общий протокол и др.)

Особое внимание необходимо уделить во время инструктажа судей системе штрафов на каждом этапе, правилам судейства и правильности заполнения протокола. Очень хорошо, если на месте проведения соревнований вывесить увеличенную копию сводного протокола и оперативно вносить туда данные о про хождении маршрута командой со всеми штрафами и результатами прохождения каждого этапа. Ребята знакомятся со своими результатами и с нетерпением ждут информацию по другим командам. Так же необходимо провести за несколько дней до соревнований инструкторско-методическое занятие с капитанами команд, где нужно рассказать им и показать, как проходить наиболее сложные технические этапы, как работать с веревками, карабинами, страховочными системами. Обычно у ребят на соревнованиях после таких занятий не возникает особых проблем при работе с туристским снаряжением. В школе функционирует туристический кружок, и поэтому, как правило, почти в каждом классе есть ребята, занимающиеся там, которые помогают другим в подготовке к соревнованиям. Судит соревнования судейская бригада, сформированная из старшеклассников (ранее занимающихся туризмом). В день проведения соревнований или раньше проводится осмотр местности на предмет безопасности, готовится необходимое имущество, ставится трасса соревнований.

Оборудование и имущество.


  • палатки – 1-2 шт.;

  • носилки – 1 шт;

  • веревки (основные диам. 10-12 мм.) -5 по 30м, 3 по 10м;

  • страховочные системы (грудные с обвязкой)-10 шт.

  • репшнуры страховочные диам. 6 мм.-10 шт.

  • аптечка – 1 шт;

  • топографические карточки – 20 шт;

  • бревно – 1 шт;

  • маркирователь дистанции;

  • флажки-20шт.

  • канцелярские принадлежности;

  • секундомер – 2 шт;

  • хоз. инвентарь (топор, молоток, нож, ножовка, саперная лопатка и др.)

  • туристический столик, стулья-1 коммплект

  • мегафон

Готовится приказ директора школы «О проведении школьного туристического слета» (Вариант приказа прилагается).

В день соревнований судейская коллегия убывает на место проведения за 1,5 – 2 часа до начала и проводит окончательный инструктаж о правилах соревнований, системе штрафов, технике безопасности, оборудует этапы по трассе соревнований Главное требование к дистанции – ее безопасность, динамичность, зрелищность.

Соревнования начинаются с построения команд, докладов капитанов о готовности команд к соревнованиям. Участников приветствует и поздравляет кто-либо из администрации школы или приглашенных гостей. Главный судья сообщает цели и задачи школьного туристического слета и открывает соревнования показательным выступлением опытных туристов. Это не должно занимать много времени. Чтобы открытие прошло эмоционально, но в то же время и быстро, необходимо провести подготовительную работу с представителями команд и капитанами, со всеми людьми, участвующими в процедуре, подготовить необходимую атрибутику.

Можно показать :

-- установку палатки на время;

-- вязку узлов на время;

-- преодоление оврага по навесной переправе с самонаведение или что-нибудь другое.

При слабой технической подготовке команд можно для показа прохождения первыми выпустить команду из числа судейской бригады.

Проводится жеребьевка, экипируется первая команда и объявляется ее старт.

После окончания соревнований – построение, поздравление участников, награждение.

Подобного рода соревнования (мероприятия) надо снимать на фото или видеопленку, оформить стенд или фотогазету в целях агитации и пропаганды туристической и краеведческой работы в школе.

В предлагаемом варианте туристического слета мы ограничились лишь простыми по подготовке и несложными в выполнении этапами. Исходя из возможностей школы, подготовке по туризму, оснащения и других условий можно вносить в программу слета другие этапы и направления туристской подготовки с демонстрацией технических приемов и навыков. Например:

--- типы костров;

--- разведение костра;

--- вязка узлов;

--- укладка рюкзака;

--- определение азимута на предмет;

--- выпуск туристической газеты;

--- этап краеведов;

---переправа навесная;

---переправа по жердям.

Можно внести в программу слета и военизированный этап, например стрельба из пневматической винтовки, или технически более сложные этапы, которые выше не перечислялись. Программа в любом случае должна в первую очередь отвечать требованиям безопасности, не должна быть перегружена, должна быть интересна для учащихся и доступна им по технической подготовке и навыкам.

Вариант приказа

ПРИКАЗ


по муниципальному общеобразовательному учреждению

средней общеобразовательной школе №65

« ____ » ______________ 200__г. № __________

«О подготовке и проведении

школьного туристического слета»

На основании плана туристической и экскурсионной работы школы

ПРИКАЗЫВАЮ :


  1. Провести школьный туристический слет 28 мая 2007 года в парке Победы среди учащихся 7-8 классов.

  2. Основными целями и задачами туристического слета считать :

    • воспитание у учащихся любви к Родине, родному краю, природе;

    • проверка физической подготовки, прикладных навыков, техники и тактики преодоления естественных и искусственных препятствий;

    • формирование у учащихся решительности и выносливости, дружбы и взаимовыручки, настойчивости и воли, умения действовать грамотно и хладнокровно в любых экстремальных ситуациях.

  3. Ответственность за организацию и проведение слета возложить на

  • заместителя директора по ВР ____________________;

  1. Ответственным за проведение соревнований в рамках туристического слета, технику безопасности, подготовку судейской бригады назначить

преподавателя курса «ОБЖ» _____________________;

  1. Для оказания помощи в подготовке слета, судействе назначить :

  • учителя физической культуры ___________________;

  • вожатых _______________________.

  1. Классным руководителям 7 – 8 классов подготовить команды, материальное обеспечение их и предоставить в назначенное время к месту соревнований.

  2. Ответственность за дисциплину, жизнь и здоровье детей несут классные руководители и организаторы туристического слета.

Директор МОУ СОШ №65 Хвостова Е.И.

Надеюсь, что данная методическая разработка сможет оказать помощь преподавателям курса ОБЖ, учителям физвоспитания, организаторам туристической работы в школе и всем учителям занимающимися воспитанием и физическим развитием своих воспитанников. За дополнительной информацией по вопросу проведения школьного туристического слета или других туристических соревнований адаптированных и апробированных в школе можно обращаться по адресу: Проезд Сержанта Кувшинова д.3. МОУ СОШ № 65. Поликарпову В.И.



Рис.№1 Подъем команды по склону.



Рис. №2 Переправа по параллельным веревкам.



Рис.№3 Транспортировка «пострадавшего»





Рис.№ 4 Переправа « маятник».


Смотрите также:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по курсу
132.68kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников в рамках дня толерантности
38.32kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Природные ресурсы Карелии. Проблемы Карелии» По дисциплине «Экологические основы природопользования»
442.94kb.
3 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кулинарный поединок»
51.32kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Как помочь птицам зимой"
123.2kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 300 – летию со дня рождения М. В. Ломоносова Человек, каков не слыхан был от века…” Цели мероприятия: Образовательные
135.71kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии
90.48kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе
117.98kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия на английском языке "Merry Christmas Party"
78.48kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов. Мошкова М. Ю
129.51kb.
1 стр.
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Экскурс в мир аграрных профессий» Номинация: «Агроинженерия»
108.44kb.
1 стр.