Главная
страница 1

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2010 г., Пермь

УДК 330: 330.322


Основные принципы финансирования

научно-технической деятельности
Стрельникова Елена Владимировна
Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», экономический факультет, специальность «Финансы и кредит» 4 курс,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

strelnikova_elen@mail.ru
В статье рассматриваются проблемы современного развития научно-технического потенциала в России и субъектах Российской Федерации (на примере Пермского края). Произведен сравнительный анализ научных исследований, проводимых учреждениями и организациями в России и за рубежом, сравнительный анализ индекса инновативности регионов России и организаций, занимающихся научными исследованиями, а также показана динамика формирования региональной законодательной базы в области развития науки и научно-технической политики и выделяемые объемы затрат на финансирование научных исследований, проводимых в Пермском крае. Выявлены основные проблемы развития научно-технического потенциала, снижающие инновационную активность предприятий, которые характерны не только для Пермского края, но и для других регионов Российской Федерации.
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

Одной из основных целей государственной политики Российской Федерации в области науки и технологий является переход к развитию конкурентоспособных наукоемких технологий на основе приоритетов, которые определяются тенденциями развития мировой промышленности и базируются на современном развитии рынков.

В связи с этим государство играет важную роль в финансовом обеспечении исследований и разработок в России. На данный момент именно от государственной политики в этой области (как с точки зрения объема направляемых средств, так и в отношении стимулирования притока ресурсов из частного сектора) зависит, сможет ли наша страна занять достойное место в современном высокотехнологичном мире.

Необходимо отметить, что доля исследований, проводимых коммерческими предприятиями, в России занимает 66,6%, в то время как в качестве источников финансирования их средства составляют лишь 28,8%.

Следует заметить, что заказчики наукоемкой продукции как в России, так и за рубежом готовы платить в основном за завершенные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Однако финансирование поисковых научных исследований состоятельными промышленными структурами осуществляется только при условии, что их руководители в состоянии видеть дальнюю перспективу. Такая ситуация заставляет потенциальных исполнителей проводить научные исследования за счет собственных средств (затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций включая как текущие, так и капитальные затраты) и представлять потенциальному заказчику готовые изделия.

В Российской Федерации внутренние затраты на исследования и разработки с каждым годом растут, например, прирост денежных средств за период 1995-2007гг. составил 17 001,7 млн долл., а прирост за последние два года составил 4 970 млн долл. (рис. 1).



Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в РФ за 1995 – 2007гг.


Такое увеличение внутренних затрат на исследования и разработки внутри предприятий связано с недостаточным финансированием сферы науки и технологий государством.

Внутренние затраты по секторам науки в России в сравнении с другими странами распределены следующим образом (рис. 2). Так, тенденция наибольшего удельного веса в части предпринимательского сектора прослеживается по ряду стран.



Рис.2. Распределение внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки


Что же касается численности персонала, занятого исследованиями и разработками (рис. 3), то можно отметить следующее: в России с каждым годом происходит сокращение кадров, в то время как во многих ведущих странах мира происходит увеличение данного показателя. В Китае же происходит значительное увеличение кадров, занятых в науке.

Рис. 3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в некоторых странах

Вместе с тем решение большинства экономических проблем, реальный подъем уровня жизни населения в современных условиях возможно только при развитии наукоемких отраслей промышленности и эффективного использования достижений фундаментальной и прикладной науки.

Например, одним из ключевых приоритетов Пермского края является экономический рост на основе сбалансированного развития экономики, поэтапного замещения сырьевой составляющей в валовом региональном продукте на высокотехнологичную наукоемкую продукцию и эффективного использования научно-технического потенциала Пермского края.

Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития Пермского края предполагает повышение конкурентоспособности региональной экономики, которая тесно связана, прежде всего, с разработкой и внедрением высоких технологий в производство, расширением выпуска инновационной продукции, способной успешно конкурировать с зарубежными аналогами.

По уровню инновационности Пермский край входит в семерку инновационных лидеров России (табл. 1). Данная группа регионов характеризуется наибольшим внедрением передовых технологий, производства наибольшего числа инновационной продукции.


Таблица 1

Индекс инновативности для регионов РФ



Регион


Индекс человеческих ресурсов

Индекс создания знаний

Индекс передачи и применения знаний

Индекс вывода инновационной продукции на рынок

Индекс инновативности

Рейтинг по индексу инновативности

Московская область

0,643

0,579

0,610

0,554

0,596

1

Самарская область

0,567

0,376

0,601

0,700

0,561

2

Свердловская область

0,548

0,374

0,695

0,610

0,557

3

Нижегородская область

0,595

0,576

0,526

0,449

0,537

4

Республика Татарстан

0,561

0,265

0,615

0,607

0,512

5

Челябинская область

0,546

0,305

0,651

0,439

0,485

6

Пермский край

0,512

0,323

0,630

0,440

0,476

7

На территории Пермского края научными исследованиями занимаются 66 организаций, имеющих различную ведомственную подчиненность и различные формы собственности (табл. 2).

Таблица 2

Распределение научных организаций по ведомственной

принадлежности и формам собственности




Форма собственности

Количество научных организаций

Государственная федеральная собственность и собственность субъектов федерации

41 организация (62,1%)

Филиалы федеральных структур на территории Пермского края

3 организации (4,7%)

Общественная собственность

2 организации (3,2%)

Частная собственность

20 организаций (30%)

Что же касается численности персонала, занятого в сфере научных исследований и разработок (рис. 4), то здесь можно отметить следующее: в Пермском крае, как и в ряде других регионов, так и в целом по России, наблюдается динамика сокращения кадров.


Рис. 4. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в

некоторых регионах России
Формирование региональной законодательной политики в области развития науки в Пермском крае берет начало с конца 90-х гг. прошлого столетия. Так, в 1998 г. Пермская область одна из первых на Урале приняла закон «О науке и научно-технической политике в Пермской области» (от 14.05.1998 №96-2), в котором было предусмотрено выделение на поддержку региональной науки до 0,5% консолидированной части бюджета области. Кроме того, этим законом был установлен ряд других положений стимулирующего характера, которые действуют и в настоящее время.

В 2008 г. Законодательным Собранием Пермского края была принята новая редакция закона «О науке и научно-технической политике в Пермском крае». Основные цели данного закона были дополнены следующим положением «… привлечение науки, как одной из социально значимых сфер жизнедеятельности края, для обеспечения его устойчивого развития, трансформации экономики, основанной на ресурсах, в экономику, основанную на знаниях (экономику знаний)….». Кроме того, был принят закон «Об инновационной деятельности в Пермском крае».

В течение последних 10 лет в Пермском крае сохраняется положительная динамика по финансированию научных исследований и разработок. При этом финансирование научных исследований и разработок из бюджета Пермского края проводилось согласно Решению Законодательного Собрания «Об основных направлениях научно-технической политики в Пермской области до 2008 г.» (табл. 3).
Таблица 3

Объемы финансирования научных исследований и прикладных разработок из

бюджета Пермского края, млн руб. (без учета инфляции)


До 2000г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Менее 1,0

5,5

8,3

14,4

14,4

39,5

36,6

41,8

45,6

49,2

В 1998 г. в Пермском крае объем внутренних затрат на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций был достаточно высоким и составлял 91,8 % в общем объеме расходов. Затем в результате неблагоприятных экономических условий, дефиците финансовых средств, внутренние затраты стали падать и в 2001 г. достигли своего минимума за последние 10 лет – 72,9%.

В 2007 г. наметилось незначительное увеличение расходов на исследования и разработки, которые составили 6967,4 млн руб. (рис. 5). Удельный вес внутренних затрат в общем объеме расходов на исследования и разработки составил 79,8%.

Основная доля внутренних затрат в течение ряда лет приходилась на оплату труда и составила примерно половину от общих расходов на исследования, хотя тенденция к уменьшению этих расходов наметилась, и в 2007 г. указанные расходы составили 46,4%.


Рис. 5. Затраты на исследования и разработки (млн руб.)


На долю капитальных затрат приходится 3,1 % от общего объема затрат, что меньше на 0,2% по сравнению с 1998 г. Доля капитальных вложений на исследования минимальна.

Использование организациями собственных средств в финансировании исследований и разработок изменялось разнонаправленно (рис. 6).


Рис. 6 Структура внутренних затрат на исследования и разработки по

источникам финансирования (в % к итогу)
По итогам 2009 г. наблюдалось уменьшение доли собственных средств, которая составила 1066,9 млн руб. (24%).

Доля собственных средств в финансировании исследований и разработок, проводимых предпринимательским сектором (основная деятельность связана с производством продукции и услуг в целях продажи, в том числе находящихся в собственности государства), в Пермском крае в 2006 г. составила 37,7%. Это больше, чем в 2005 г. на 15,2%.

Удельный вес внебюджетных фондов финансирования отраслевых исследований и разработок за 1996 – 2006 гг. уменьшился и составил 2,6% (2006г.). Основная доля инвестиций этих фондов направлена в организации государственного сектора (87,7%) и сектора высшего образования (11,9 %).

В начале 90-х гг. удельный вес иностранных инвестиций был почти нулевым. В процессе перехода к рынку определенную роль стали играть иностранные источники, которые выросли с 1,2 до 4,6% в 2006 г. Зарубежные заказчики заинтересовались исследованиями и разработками Пермского края и стали их инвестировать.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы развития научно-технического потенциала в Пермском крае, снижающие инновационную активность предприятий: технологическая отсталость предприятий, недостаток оборотных средств и внешних инвестиций, нехватка квалифицированных кадров, проблема омоложения кадров. Данные проблемы в целом характерны и для Российской Федерации.

В период экономического кризиса стоит задача модернизации экономики, т.е. необходимо достижения ученых перевести в технологии, создать новые наукоемкие производства. Государство обязано вмешиваться в экономику, «понуждать» заниматься инновациями.

Развитие научной деятельности в регионе в современных условиях достигается за счет организации взаимодействия основных институтов инновационной экономики – науки, образования, промышленности и государства.

Для поддержки науки в Пермском крае Министерство промышленности, инноваций и науки ведет работу по трем основным направлениям: законотворческая деятельность, поддержка инновационных проектов и проектов фундаментальных и прикладных исследований, поощрение ученых за самые значимые научные работы и открытия.

Правительством Пермского края определен ряд приоритетных направлений инновационного развития региона. Одним из элементов построения инновационной инфраструктуры края может быть создание технико-внедренческих центров (технопарков) как объектов применения научно-технических усилий в сфере инновационного развития края.

Кроме того, одним из приоритетных направлений реализации мероприятий Программы инновационного развития Пермского края является формирование в экономике перспективных кластеров, способных обеспечить максимальную добавленную стоимость при коммерциализации интеллектуального продукта, задействовать максимальное количество участников на разных стадиях инновационного процесса и привлечь в региональную экономику максимальный объем денежных средств как из федерального бюджета, так и от инвесторов.

Кластерный подход в формировании наукоемкого продукта важен тем, что добровольное, основанное на взаимной выгоде объединение ресурсов научно-исследовательских и образовательных учреждений, промышленных предприятий, финансово-кредитных институтов и органов государственного управления создает возможность реализации масштабных межотраслевых инновационных и инвестиционных проектов.

Необходимо также подчеркнуть, что динамика увеличения в региональном бюджете средств на науку, которая наблюдается в течение последних 10 лет, позволяет учреждениям науки и образования Пермского края участвовать в различных конкурсах (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др.), проектах (национальный проект «Образование»), в которых одним из необходимых условий является наличие региональной финансовой составляющей. Это позволяет привлекать в регион дополнительно значительные финансовые средства из других источников.



Список литературы
1. Ножкин Ю.Ю. Роль и значение бюджетного финансирования инновационной деятельности /Ножкин Ю.Ю. // Инновационная деятельность. 2009. №2(7). С.46 - 49.

2. Тюрина А.В. О современных тенденциях финансирования инновационной деятельности /А.В.Тюрина // Вестник Академии. 2009. №1. С. 16 - 21.

3. www.permstat.ru


BASIC FINANCE PRINCIPLES OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL ACTIVITIES

E.V.Strelnikova



Perm, Perm State University

strelnikova_elen@mail.ru
Issues of the up-to-date progress of scientific and technological potential in subjects of the Russian Federation by the example of Perm Region have been examined in the article. Authors have made comparative analysis of scientific investigations carried out by institutions and organizations in Russia and abroad, comparative analysis of the innovation index of regions of Russia and that of organizations involved into scientific research has been made. Dynamics of the forming of regional legislative base in the area of the science and of scientific-technological policy as well as funds allocated for the financing of scientific research in Perm Region have been demonstrated. Basic problems in the progress of scientific and technological potential inhibiting innovation activities of enterprises which are typical not only for Perm Region but also for other regions of the Russian Federation have been revealed.
Рекомендация специалиста
Статья посвящена исследованию и обобщению проблем развития и финансирования отечественной науки в последнее десятилетие как на федеральном, так и на региональном уровне, а также анализу структуры и эффективности вложений в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, исследованию перспектив движения экономики страны и Пермского края в направлении инновационного типа развития.
К.э.н., доцент Пермского государственного университета Баяндина Виталия Анатольевна


Смотрите также:
Основные принципы финансирования
123.99kb.
1 стр.
Основные принципы иааф для стартеров
105.69kb.
1 стр.
1. принципы бухгалтерского учета сущность и основные задачи бухгалтерского учета. Пользователи информации бухгалтерского учета и их потребности в информации. Объекты бухгалтерского учета и их классификация. Основные принципы до
453.39kb.
1 стр.
Бизнес-план: основные разделы и порядок разработки
1082.66kb.
5 стр.
Термины и определения законодательные принципы охраны окружающей среды охрана редких видов животных и растений. Общие положения
695.83kb.
9 стр.
Статья Основные понятия и термины Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и термины
99.58kb.
1 стр.
Статья Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
242.3kb.
1 стр.
Приложение 1 Объемы и источники финансирования
103.03kb.
1 стр.
Назначение и устройство компьютера
67.07kb.
1 стр.
Основные показатели социально-экономического развития тамбовской области
88.96kb.
1 стр.
1. Структурно-функциональная схема компьютера. 2 Принципы построения компьютера. 3 Архитектура и структура компьютера 5
834.99kb.
12 стр.
Принципы построения образовательных курсов по свободному по на базе операционной системы Linux
27.23kb.
1 стр.