Главная
страница 1
МОУ «Тимирязевская средняя общеобразовательная школа»
Районный семинар по краеведческой работе
Презентация

«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Тема нашего семинара: «Опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения».

Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

Целью проводимой работы является воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций.

Краеведческая работа в нашей школе ведется по нескольким направлениям: историко-краеведческое, литературно-краеведческое, фольклорно-этнографическое, экологическое.

В процессе краеведческой работы ставятся определенные образовательные и воспитательные задачи:
1. развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности;
2. изучение истории родного края, обычаев и традиций русского народа;
3. изучение экологии родного края;
4. обучение детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;
5. развитие речевых и мыслительных умений, понимания искусства и культуры наших предков;
6. обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов;
7. воспитание духовности, нравственности.

Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники, хрестоматии, сборники устного народного творчества, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте.

Общеобразовательные программы по русскому языку, литературе, истории, географии включают направления по изучению родного края. Но все они существуют разобщено, изучаются бессистемно относительно друг друга, не имеют объединяющей научно-педагогической цели. Краеведение должно носить системный, плановый характер.

В краеведческой работе используются методы учебно-воспитательной работы:


1. объяснительно- иллюстративный;
2. инструктивно-репродуктивный;
3. проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый, научно-исследовательский);
4. сопоставление обучающих моментов с интересами и потребностями учащихся.

Каждому из перечисленных методов соответствуют формы проведения учебно-воспитательной работы:


1. рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия;
2. практическое занятие, викторина, консультация;
3. проблемная лекция, решение проблем с помощью учителя, работа в музеях, архивах, конференция;

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первое условие успешной краеведческой работы в школе - глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Второе условие успешной краеведческой работы - систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишем летописи своей школы, села, изучаем историю сельскохозяйственного кооператива.

Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Внеклассная работа по краеведению

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Например, внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по истории, работу с документальными материала, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя в проведении внеклассных мероприятий и уроков.

Тематика работы историко-краеведческого кружка составлена с учетом изучения: а) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; б) проблем, не входящих в учебную программу. Так, на занятии краеведческого кружка в нашей школе основное внимание было уделено изучению истории Колпнянского района.

Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.

Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.

Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Историко-краеведческие конференции обычно проводятся по итогам определенного периода исследовательской работы кружка.

В качестве примера остановимся на работе над темой “ История школы деревни Тимирязево”, которая была приурочена к юбилею школы в селе.

При подготовке стенда было обращено внимание на использование следующих источников: документальных, газетных и других материалов. С этой целью группы учащихся работали в музее, встречались со старожилами, учителями-пенсионерами.

Один из классов получил задание сделать фотомонтаж, подготовить и продумать оформление стенда.

Поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного, чтобы учащиеся всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Большое значение в школьном краеведении играет сочетание научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы.

Кружок «Истоки» работает на базе школьного музея. Музей насчитывает 5 экспозиций.

Экспозиция «История родного края» рассказывает о далеком прошлом нашего края и о событиях Великой Отечественной войны. По материалам данной экспозиции можно узнать об истории возникновения нашего района, деревни Тимирязево. Здесь представлены материалы о создании колхоза «Первое мая», о раскулачивании. Периоду Великой Отечественной войны отводится в экспозиции большое место. Усилиями учащихся, жителей деревни было найдено много экспонатов со времен войны. Это и каска, и фляжка и многое другое. Нами была написана Книга Памяти о воинах, проливших кровь за освобождение нашего села.

Слудующая экспозиция – «Край наш Колпнянский – родная земля», где собран материал о социально- экономическом развитии района.

Орловский край известен в русской литературе как Родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест, духовное богатство, трудолюбие и одаренность простого человека.

Литературное наследие многих писателей вошло в золотой фонд русской национальной культуры. На стенде «Их Родина – Орловский край» представлены известные писатели края: И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев и др.

Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты, который открывается тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью к нему обращаются. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.

Народное искусство – одно из древнейших. Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества Орловской области.

Из стенда «Народное искусство Орловщины» можно узнать о мастерах Колпнянского района. Талантливые мастера радуют жителей района своим творчеством. Это и Семен Незнанов,и Василий Филатов, и Александр Паршин, и Иван Кудрин, и Бородин, и многие другие. Немало мастеров есть и в нашей деревне. Это народный мастер Ерохин Виталий Степанович, который подарил музею журнальный столик, сделанный собственными руками, и молодой умелец Рыльский Александр.

Оказывается, и более ста лет назад женщины умели красиво одеваться. Изучив многочисленный материал, нам удалось воспроизвести костюмы Орловской губернии. На куклах, выполненных в технике папье-маше, представлены костюмы: праздничный костюм крестьянки Орловской губернии конца 19 – начала 20 веков, праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда 1900г.

У нас в музее представлена изба 18 века, которая отражает быт народа. Изба делалась из столбов, между которыми укладывались бревна. Пол обмазан глиной, крышу обычно покрывали соломой. Жилище представляло собой однокомнатную постройку. Разделения на отдельные комнаты не было. Главнейшим местом в жилище, центром дома была огромная печь – источник тепла, место приготовления пищи. Для того, чтобы поместить чугун в печь использовали ухват для чугунка. Вдоль стены стоит лавка, на которой расположены предметы домашнего обихода. В красном углу висят иконы.

Из материала стенда «Народное искусство Орловщины» можно узнать о ковроткачестве, кружевоплетении, вышивке, Колпнянской игрушке, Плешковской игрушке, Чернышевской игрушке, изготовлении гармоней, бисероплетении.

Из далекого прошлого сквозь века наш народ пронес любовь к прекрасному. Как легенды и песни, так и народные промыслы передавались из поколения в поколение. Значение народного искусства в современном обществе огромно, и его судьба волнует не только профессионалов – художников и искусствоведов, но и общество в целом, и нас, молодое поколение.
Наиболее ценную краеведческую информацию мы получаем во время встреч со старожилами деревни. Результат встреч – это сбор материала. По этим записям проводятся внеклассные мероприятия: вечера, открытые уроки, инсценированные представления по календарным праздникам («Пришла Коляда, отворяй ворота…», «Рождество Христово», «Масленица», «Деревенские посиделки» и др.).

По материалам краеведческой работы в прошлом году активом кружка «Истоки» был подготовлен праздник «Масленица». На данном мероприятии особо интересным был обмен знаниями, возможность окунуться в прошлое и совершить символичный обряд сжигания чучела.

Другой, немаловажный материал был использован в работе над соцпроектом «Живая легенда» по созданию искусственного водоема. Из рассказов старожил ребята узнали, что на территории школы когда-то находился барский пруд. Изучив технологию создания искусственных водоемов, было решено создать мини пруд на месте прежнего, наполнив его живностью и растениями. Огромную работу мы проделали, собирая материал для участия во Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы».

На этих примерах видно, что именно с родного уголка земли, с милого, отчего порога и начинается для нас Родина. Этот близкий, родной уголок, который, преодолевая порой неимоверные трудности, осваивали наши предки, защищали грудью от посягательств врагов.



Продолжение краеведческой работы в школе планируется, расширяя границы исследовательской деятельности.

Мы познакомили вас со своим опытом развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения. В этом году наша школа отметила свой 10 – летний юбилей. Немало сделано за это время. Но краеведческая работа не закончена, и мы надеемся, что в нашем музее найдется место не менее интересным экспонатам и экспозициям, рассказывающим о жизни и быте нашего народа.


Смотрите также:
Семинар по краеведческой работе Презентация «Опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения»
95.89kb.
1 стр.
Урок по учебной дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студента» для студентов 3 курса «Методы психолого-педагогического исследования с помощью приемов рнс и тркм»
259.52kb.
1 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
2056.96kb.
11 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
3648.52kb.
28 стр.
Программа воспитания и образования школьников средствами туризма и краеведения в общеобразовательном учреждении
203.05kb.
1 стр.
Тезисы к учебно-исследовательской работе «Приглашаем в путешествие»
23.89kb.
1 стр.
Управления образования Могилевского облисполкома Отдел образования администрации Ленинского района
379.75kb.
1 стр.
«Мои знаменитые земляки»: опыт генеалогических исследований отдела краеведческой литературы цгб г. Нерюнгри
51.08kb.
1 стр.
Т. А. Наговицина
400.22kb.
2 стр.
Программа деятельности
70.04kb.
1 стр.
Врпросы к экзамену по историческому краеведению
32.61kb.
1 стр.
А. А. Остапец от кружка школы до экспериментального центра
1285.11kb.
5 стр.