Главная
страница 1


Материалы о проведении

«Уроков семьи

и семейных ценностей»

в образовательных учреждениях

Тверской области, организованных по инициативе П.А. Астахова,

уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ





Министерство образования Тверской области

1 сентября 2012 года


Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П.А.Астахов выступил с инициативой о проведении 1 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях «Уроков семьи и семейных ценностей». Эта инициатива поддержана Правительством Тверской области.
1 сентября 2012 года во всех 43 муниципалитетах Тверской области в образовательных учреждениях были проведены «Уроки семьи и семейных ценностей». В мероприятиях приняли участие более 100 тысяч детей. К этой инициативе подключились и дошкольные образовательные учреждения, в которых 1 сентября 2012 года также были проведены мероприятия, посвященные указанной тематике.

Целью уроков является формирование и закрепление лучших семейных традиций, укрепление семейных отношений, развитие у учащихся интереса к истории своей семьи.
При подготовке и проведении уроков были привлечены родители, известные и авторитетные граждане, выпускники школ, которые могли поделиться с учащимися позитивным опытом семейного воспитания, рассказали о семейных традициях, реликвиях, которые передаются из поколения в поколение. Данные мероприятия стали продолжением акции, осуществленной в Год истории (2012 г.), проведенной по инициативе Губернатора Тверской области «Корнями дерево сильно». Участниками использовались материалы региональных конкурсов «История твоей семьи в истории Тверской земли» и сочинений «Моя семья».
«Уроки семьи и семейных ценностей» проводились в различных формах: это презентация исследовательских проектов «Корнями дерево сильно»; защита творческих работ «Традиции моей семьи»; спортивные семейные праздники, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; семейные викторины и флеш-мобы; конкурсы рисунков «Моя семья»; семейные КВНы «Мой дом и я в нем»; круглые столы; творческие уроки семьи «Семейное счастье»; семейные встречи; классные часы.
Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Тверской областной институт усовершенствования учителей» предложен сборник методических рекомендаций по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей».

Фотоотчет

о проведенных уроках

«Семьи и семейных ценностей»

в образовательных учреждениях

Тверской области






















































Сочинения обучающихся Тверской области

на тему

«Уроки семьи

и семейных ценностей»




Традиции моей семьи
Морозик Ангелина

МОУ гимназия №2 г. Вышний Волочек
В каждой семье существуют свои традиции. Это обычаи, которые передаются от одного поколения к другому. Со временем, конечно же, они видоизменяются. Это связано с окружающей нас действительностью. Например, раньше пели и слушали музыку на бобинных магнитофонах, теперь же это караоке-диски. Но каждый из нас может сказать, что в моей семье существует такая семейная традиция… Я хочу рассказать о некоторых традициях, которые почитаются в моей семье.

Каждый год в последние дни декабря папа привозит из леса чудесную елку. Выбранная елка с пушистыми ветками возвышается до потолка. Наряжаем нашу «красавицу» всей семьей. Рядом со старинными бусами, зайцами, шарами висят игрушки, сделанные своими руками. Каждый год эта коллекция пополняется и красочными елочными украшениями из магазина. Обязательно на елку вешаем конфеты. А за елку кладем подарки друг другу. Это может быть что угодно. Самое главное, чтобы близким людям было приятно. Я больше люблю дарить подарки, чем получать. В приложение к подарку подписываем открытки с наилучшими пожеланиями. А тем, кто живет далеко и не сможет встретить новогоднюю ночь с нами, обязательно отправляем открытки по почте.

За праздничным столом собирается вся наша семья, ведь Новый год – это семейный праздник. Дом наполняется запахом ели и мандаринов. Мы смотрим телевизор, поем, танцуем. А после боя курантов по традиции все спешим к елке и разворачиваем подарки. Семейные традиции сближают всех родных. Ведь за столом собираются разные поколения. Именно здесь мы понимаем, как мы нужны друг другу и что семья наша дружная и крепкая. Очень хочется, чтобы эта традиция жила долгие годы, передаваясь из поколения в поколение.

У нас существует и такая традиция, как ужин в кругу семьи. Живя в ритме сегодняшнего времени, дома мы редко бываем все вместе. А вечером, когда вся семья собирается за ужином, мы рассказываем, о том, что произошло за день у каждого из нас. Делимся своими победами и поражениями.

Традицией для нас стало и каждое лето ходить за грибами. Бабушка, папа и я любим лес. Утро в лесу - это что-то необыкновенное. Лес встречает нас пением птиц, легкой летней прохладой, шумом деревьев, а еще - загадкой. Никогда не знаешь, попадется ли тебе красавиц - боровик или подосиновик с красной шляпкой. Бывает, возвращаемся и с пустыми корзинами, но никогда не расстраиваемся, ведь наш поход- это все равно увлекательное мероприятие.

Существует множество традиций, о которых и не задумываешься, ведь принимаешь их за правила. Это уважение к родителям и близким мне людям. Сохранение памяти о своих прадедах. Забота о младших. Ведь эти традиции - канон для каждого из нас. Они передаются из поколения в поколение. Я думаю, что в любой семье стараются хранить и чтить свои семейные традиции. А что может быть важнее семьи? Ведь всегда можно услышать такое высказывание: «Все идет из семьи!» Поэтому в семье должно быть спокойно и уютно каждому из нас. А семейные традиции – должны быть добрыми и объединять родных людей.



Семейная реликвия
Козлов Константин

МОУ СОШ №9 им.Степанченко г. Ржев
Моя мама родом с Тихого Дона. Каждое лето мы отдыхаем у бабушки. Однажды я забрался на чердак и среди старых вещей нашел деревянную прялку. Эта вещь храниться очень давно и передается из поколения в поколение. Когда-то ее привез из деревни мой дедушка. Тут же вспомнились фрагменты экранизированных сказок из детства и стихи А.С.Пушкина, посвященные няне:

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена.

Оказалось, прялка хорошо сохранилась и отлично работала. Я аккуратно толкнул колесо, и оно завертелось, запело. Тихо застучали резные дощечки. Я с трудом успел нажать на деревянную подножку. Потребовалась определенная сноровка для того, чтобы непрерывно вращать колесо. А ещё нужно куделю прясть, работать веретеном.

Я представил в своём воображении сельский дом. За окном зимний вечер. На столе потрескивает лучина. Ветер скрипит ставнями. На печке мурлычет кот. И моя прабабушка за прялкой тихо поёт колыбельную или рассказывает сказку:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

На душе сразу стало спокойно и темно. Крутится колесо жизни.

Эти старинные вещи в наше время бесполезны, но в них хранится душа народа. Прялка сделана вручную. С любовью мастер вырезал узоры на ней, обтачивал дощечки. Не поднимется рука выбросить эту вещь. Приятно соприкоснуться со стариной. В детстве с колесиком играла мама. Теперь я нашел прялку. Хочу сохранить и я эту вещь для своих детей.

Я бережно завернул прялку в сукно и положил на место, надеясь, что когда-нибудь, через несколько лет другой мальчишка найдет это сокровище.

После возвращения домой, я сходил в краеведческий музей. По-новому взглянул на хранящиеся там предметы старины. У моего народа богатая история и традиции. Старинные вещи хранят тепло семейного очага. Сегодня редко по вечерам собирается вся семья за одним столом. Человеческое общение заменили телефоны и компьютеры. Мы становимся практичнее и черствее. А жаль…


Есть люди, как солнце…
Дорофеев Константин

МОУ СОШ №5 г.Удомля
Как известно, все в этом мире взаимосвязано и зависит друг от друга. Природа гениально устроена: все идет своим чередом, день сменяется другим днем, месяцы и сезоны шествуют строгим порядком. Планеты кружатся вокруг своего светила, своего центра, которое дает тепло, свет, жизнь всему живому. Великое повторяется в малом: у крошки-атома тоже есть свой центр - ядро и «спутники» - электроны.

Но не только в природе можно наблюдать это - у людей все так же. Города – это центры социальной жизни, вокруг них - поселения поменьше (села, деревни, дачи). Большие предприятия, особенно такие, как Калининская атомная станция в нашем городе, держат в своей орбите множество маленьких.

Но самое удивительное (и эта мысль поразила меня!), что такую же модель можно применить и для каждого человека в отдельности. «Центр», «Солнце», «ядро» я вижу каждый день в своем доме. Это мой отец – Овечкин Андрей Сергеевич. Вся наша семья: моя мама, я, мои младшие сестры – это его спутники. Он дает нам все, старается сделать нашу жизнь полной, насыщенной. Конечно, многие могут так сказать о своем отце, ведь система устройства мира универсальна, разница только в том, кто стоит в центре: «планета», которая держит свои спутники, или же настоящее солнце, сил которого хватает на многих. Мой отец – именно солнце, ярчайшая звезда из всех, кого я знаю, он светит не только нашей семье, его хватает и для работы, где он занимает высокую должность – ведущий инженер управления реактором (первый на четвертом блоке!). Кроме того, он является президентом молодежной общественной организации КАЭС, и это не просто название должности, ведь члены Молодежной организации под руководством моего отца делают очень много хороших, полезных и нужных дел.

Всего не перечислить! Это и олимпиада «Энергетик» для юных физиков и математиков города и района, и Новый год для ребят из центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, и субботник в День защиты детей, и праздники для детей из детского дома «Ромашка». Заботятся молодые энергетики и о пожилых людях: заготавливали дрова для ветеранов, этой, особенно снежной зимой чистили крыши у одиноких пенсионеров, проводили «День пожилого человека» в Верескуновском доме-интернате. Также много делается для молодых работников станции, для тех, кто приезжает сюда, в наш «центр», наш город, на градообразующее предприятие КАЭС: научные конференции, участие во всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер», городские субботники, акция «Георгиевская ленточка», «OPEN-МОО», «Экстремальная энергия», «X-fest», «Супермен» и еще многое другое.



Информация о проведении регионального конкурса

«История твоей семьи

в истории Тверской земли»

в рамках инициативы

Губернатора Тверской области





Человеку важно знать свои корни-
отдельному человеку, семье, народу — тогда и

воздух, которым мы дышим, будет целебен
и вкусен, дороже будет взрастившая нас
земля и легче будет почувствовать
назначение и смысл человеческой жизни.


Писатель Василии Песков

С 25 ноября 2011 года в Тверской области проходило поэтапное подведение итогов конкурса «История твоей семьи в истории Тверской земли», инициаторами которого выступил Губернатор Тверской области Шевелев Андрей Владимирович в рамках Всероссийской программы «Корнями дерево сильно».

У школьников участие в конкурсе вызвало огромный интерес.

Более 5 тысяч учащихся Тверской области в возрасте от 10 до 17 лет писали свою родословную, занимались исследованием жизни своих предков, конечно, каждый из них с участием семьи: бабушек и дедушек, мам и пап, сестер и братьев. Работы совершенно разные: от таблиц до исследовательских работ высокого уровня, выполненные в разном стиле, с использованием классических и инновационных техник.

Жюри регионального конкурса отмечает, что учащимися школ проделана очень большая работа по изучению родословных своих семей, истории или легенды своих фамилий, по разработке родословной таблицы, родословного дерева, родословной росписи, по созданию календаря дней рождения и семейных праздников, по описанию биографии одного или нескольких членов семьи, по поиску и подбору архивных документов, по составлению генеалогических карточек родственников тех поколений, которые вошли в родословную таблицу или древо семьи.

Среди архивных документов, представленных в работах, фотографии родственников различных эпох, копии свидетельств о рождении, о браке, документов об образовании или повышении, присвоении квалификации, копии различных удостоверений, грамот, благодарственных писем, орденских и трудовых книжек, военных билетов, писем с фронта...

В ходе подготовки к конкурсу ребятам пришлось много поработать, но как они говорят в один голос — с большим удовольствием: изучить свои домашние архивы, пересмотреть семейные альбомы, обзвонить родственников, выйти в библиотеки и музеи, поработать в сети Интернет.

Кроме содержательной части жюри конкурса оценивало уровень публичной презентации.

На церемонию награждения с гордостью пришли целые семьи. По словам родителей, это мероприятие стимулировало начать или завершить важную семейную задачу, которая часто откладывалась на потом. Победители и призеры конкурса получили ценные призы, каждому участнику вручены сертификаты.

А на память не одного поколения останутся генеалогические древа, кропотливые исследования и еще одна фотография в семейный альбом.


3 декабря 2011г. были подведены итоги конкурса «История твоей семьи в истории Тверской земли» участников от г. Тверь и Калининского района. Пожелания участников — включить данный конкурс в календарь ежегодных мероприятий.

Методические рекомендации

по проведению

«Уроков семьи

и семейных ценностей»

в общеобразовательных учреждениях Тверской области

разработаны ГБОУ ДПО

Тверским областным институтом

усовершенствования учителей
Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. В документе обращается серьезное внимание на активное включение детей в реализацию задач укрепления социального статуса семьи, возрождения семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования записано, что процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура; социальная культура; семейная культура.

Семейная культура  выражается в осознании безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
понимании и поддержании таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, бережное отношение к жизни человека, ответственность за другого; забота о продолжении рода, забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия. Именно в семье ребенок впервые включается в систему общественных отношений, познает ценностные ориентации родителей, других близких людей.

Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была актуальной в системе образования. Не менее значимой она остается и сегодня. Перед педагогами стоят следующие задачи:

- систематически изучать особенности современной семьи;

-максимально использовать ее воспитательный потенциал;

-выстраивать осознанный содержательный диалог с родителями, другими близкими детям людьми;

-включать детей в активную деятельность по сохранению, развитию семейных ценностей, по укреплению социального статуса семьи.

Выполнение этих задач возможно при систематической работе школы, включающей всех педагогов, сопровождающейся глубокой аналитической деятельностью.

Началом этой работы в 2012/2013 учебном году могут стать «Уроки семьи и семейных ценностей», которые пройдут 1 сентября в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. С такой инициативой выступил Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов.

При подготовке и проведении этих уроков следует привлечь родительскую общественность, пригласить известных и авторитетных граждан, выпускников школы, которые могли бы поделиться с учащимися позитивным опытом семейного воспитания, рассказали бы им о семейных традициях, реликвиях, которые передаются поколениями. В образовательных учреждениях Тверской области в 2012 году проводилась большая работа по созданию «Родословной» «Корнями дерево сильно». При подготовке Уроков можно использовать материалы, подготовленные учащимися, а также материалы сочинений регионального конкурса «Моя семья».

При разработке программы формирования семейной культуры в школе необходимо продумать систему мероприятий с учащимися, родителями, классными руководителями. Предлагаем примерную тематику классных часов, родительских собраний, занятий с педагогами.



Тематика классных часов

«Семья – центр общества»

«Твои истоки»

«Семья, в которой я хочу жить»

«Мой дом, мои родные и близкие»

«Моя семья – моя гордость»

«Имена на карте России»

«История семьи в истории страны»

«Что в имени тебе моем»

«Загляните в семейный альбом»

«Музей моей семьи»

«Мой дом и я в нем»

«Традиции моей семьи»

«Великая роль – быть матерью и отцом»


Тематика родительских собраний

«Поговорим о средствах семейного воспитания»

«Семейные традиции»

«Семейное чтение»

«Дети и деньги»

«Поощрения и наказания в семье»

«Роль родителей в выборе жизненного пути ребенка»

«Уважение к правам ребенка»

«Семейные ценности»

«Формирование здорового образа жизни начинается в семье»

«Профессии, которые выбирают наши дети….»

«Эмоциональная жизнь семьи»

«Детские праздники в семье»

«Трудности переходного возраста»


Тематика занятий с классными руководителями

«Особенности современной семьи»

«Ценностные ориентиры семьи»

«Социальные связи семьи»

«Цели семейного воспитания»

«Роль родителей как воспитателей»

«Здоровье ребенка в современном информационном мире»

«Информационная безопасность детей»

«Нормативно-правовая база работы с родителями»

«Как выстраивать конструктивный диалог: учитель-родитель»


Список рекомендуемой литературы:

1.И.В.Бестужев-Лада. Ступени к семейному счастью. – М.,1988.

2.И.В.Гребенников. Школа и семья.- М.,1985.

3.Н.Б.Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? – М.,2002.

4.Р.М.Капралова.Работа классных руководителей с родителями.- М.,1990.

5.Януш Корчак. Как любить ребенка. – Калининград – 2001.

6.М.Н.Недвецкая. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи.- М.,2009.

7.С.Соловейчик. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. –М.,1987.

8.Журналы «Семья и школа» №№1,7,10/2008; 3,6/20011;

«Работа социального педагога в школе» №№ 2-4/2011;

«Народное образование» №№ 2,6/2011.

Методическая разработка

классного часа для проведения 1 сентября 2012 г.

для учащихся 4-6 классов

«Мы строим новый дом»
Цель: создание атмосферы теплоты и доверия, радостных ожиданий от учёбы в школе.

Задачи:


  • Дать возможность детям поближе познакомиться с учителем,способствовать формированию групповой сплоченности.

  • Помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе, определить ценностные ориентации коллектива.

  • Помочь ознакомиться со школьными правилами.

Материалы:

  1. Бейджики с именами всех учащихся (Кл. руководитель раздаёт их на линейке ребятам и просит, чтобы первый месяц приходили с бейджиками, чтобы учителя узнали всех)

  2. Фломастеры, цветные листы на столе, в цвет им жетоны.

  3. Небольшие листочки

  4. Листы А-4 для каждого учащегося

  5. Листы А-3 для каждой группы

Оборудование:

  • Макет дома (из листов ватмана вырезаются квадраты и оформляются как кирпичи, на них в ходе классного часа делаются надписи; кирпичики все будут прикреплены на стене дома, а завершится строительство должно возведением крыши).

  • Компьютер

  • Проектор, интерактивная доска

  • Диски с весёлой музыкой.

Участники: учащиеся 5-х классов, ведущий (классный руководитель), гости: родители, старшеклассники, психолог, социальный педагог

Парты поставлены по кругу, образуя круглый стол.



Ход классного часа

Звучит песня «Учат в школе». Учитель читает стихотворение «Первое сентября» под музыку.

1. Классный руководитель рассказывает, как его зовут, для чего он в школе, о своем увлечении (5-6 предложений).

“Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родителя. Я рада приветствовать вас сегодня на нашем первом уроке в этом учебном году. Позади летние каникулы, волнение и радость от встречи с друзьями. Впереди много интересного, нового, удивительного. Очень часто говорят, что ШКОЛА – второй дом. Мне бы хотелось, чтобы для вас школа стала любимым и родным домом, в котором вам легко и приятно, где вас ждут и понимают.

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный классный час. Мы всем коллективом будем “строить” наш дом, подумаем, какие кирпичики нужны, чтобы он не разрушился, при этом приложим все усилия, чтобы в нашем доме было тепло, светло, уютно, комфортно.

2.Давайте вместе представим и обсудим, что такое дом? (После ответов детей, возможно, и родителей). Итак, ДОМ - это семейный очаг; моя крепость; место, где меня всегда ждут; тихая пристань; территория для дружеских тусовок; в ДОМе все поддерживают друг друга, переживают радостные и горестные события вместе, где есть свои традиции и т.д.

3.Классный руководитель: Прежде, чем мы будем строить и обживать новый дом, нам необходимо познакомиться. Итак, все соберемся по группам.

В одну группу входят все дети и родители, чьи имена начинаются с буквы А, во вторую – с буквы Б и так далее. В группах дети и родители говорят и о своих днях рождения.

После знакомства в группах ученики и родители представляются всему классу. Классный руководитель подводит итог, называет имена, времена года, когда родились дети и взрослые.


ДОБРОТА

УВАЖЕНИЕ

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ



ПРАВДИВОСТЬ


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


НАХОДЧИВОСТЬ


ЧУВСТВО ЮМОРА


ТРУДОЛЮБИЕ














НАШИ ТРАДИЦИИ


НАШИ ПРАВИЛА















4.Классный руководитель. Я думаю, что в каждом доме, в каждой семье есть добрая традиция – поздравлять с днем рождения друг друга, делать подарки, а значит, уважать, любить членов семьи, оказывать им помощь. Давайте напишем на наших кирпичиках, что же должно быть в ДОМе, чтобы всем было хорошо в нем жить: и детям и взрослым.

Идет коллективное обсуждение. Затем заполняются кирпичики, укрепляются на стенде.

5.Классный руководитель. В течение года и последующих лет учебы мы будем заполнять эти кирпичики. А сегодня мы немного поговорим о наших увлечениях, интересах. Подумаем, как будем жить в этом году, чем могут помочь наши родители. Ведь в школьном доме, в классе, как в большой семье, требуется соблюдение определенных правил.



Идет обсуждение планов работы на год. Знакомство с новыми предметами, правилами жизни в школе.

6.Классный руководитель. Подошла к концу наша первая встреча, с которой начинается интересная, трудная, творческая школьная жизнь. Мне очень хочется, чтобы все проблемы, которые будут возникать, мы решали без обид и оскорблений, чтобы в нашей классной семье царили взаимопонимание и взаимоуважение, чтобы каждый ученик и родитель находили здесь не только ответы на вопросы, но и возможность для самореализации. Потому что семья – это СЕМЬ - Я, это ВСЕ – МЫ. И прошу принести маленькие фотографии, которые мы расположим на крыше НАШЕГО ДОМа.



На доске кадры из школьной жизни, снимки детей и т.п.
Методическая разработка

классного часа для проведения 1 сентября 2012 г.

для учащихся 7-8 классов

«Уроки семьи и семейных ценностей»


Цель: формирование представлений о жизненном идеале семьи, о семейных ценностях и традициях.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, плакаты, листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

Ход классного часа

1.Классный руководитель. Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости. Сегодня в нашей стране, в каждой школе, и, думаю, в каждом доме большой праздник – Первое сентября – День знаний. Ведь знания помогают определиться, какие ценности нам наиболее близки, понятны, на каких ценностях воспитываемся, сможем состояться в жизни как личность. Знания вы приобретаете в школе, в школьном и классном коллективе проходите уроки взаимопонимания, самоопределения. Здесь же вы погружаетесь в ценности культуры. А самые главные ценности: уважение к людям, к их истории, забота о близких, ответственность за их судьбу, за судьбу своего края – вы приобретаете в семье. Семья – это одна из самых высоких ценностей.

2.Сегодня, в праздничный день для всех семей в школах Российской Федерации проходят «Уроки семьи и семейных ценностей».

Семья – это счастье, любовь и удача,


Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Но всё же…Семья – это труд, друг о друге забота,


Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Человеческое счастье необходимо для общества, его здоровья, и поэтому оно социально ценно. Внутренняя сплоченность современной семьи зависит в основном от психологических причин. Семью создают два человека, каждый из которых имеет свое «Я», свою индивидуальность. Семья объединяет «я» в «мы», «моё» - в «наше». При этом необходимо такое единство, в котором с одной стороны интересы семьи, а с другой стороны  – личные интересы каждого из её членов.

3.В прошлом учебном году в школах Тверской области прошел региональный конкурс сочинений «Моя семья», в них ученики рассказывали о своих семьях, их традициях, о взаимоотношениях между детьми и родителями. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из них и высказать свое мнение о том, какой вам показалась семья, о которой в них говорится: чтобы вы могли сказать о традициях; появилось ли у вас желание составить свою родословную.

На доске представлен текст сочинений.

Идет работа с текстами________________

4.Скажите, а что для вас значит слово «мама» и «отец». Какую они играют роль в вашей жизни?



Ответы учащихся___________

5.О каких традициях своей семьи вы хотели бы рассказать?



Ответы учащихся___________

6.Ребята, сегодня вместе с нами в разговоре о семье принимает участие Представление гостя (гостей).

Разговор с гостем о роли родителей (а возможно, бабушек и дедушек) в его становлении; о семейных ценностях уже его (ее) новой семьи; взглядах на воспитание и т.д.

7.Классный руководитель. Каждый человек мечтает о своем теплом, уютном Доме, где он сможет побыть вместе с родными людьми, отдохнуть в спокойной обстановке, чтобы набраться новых сил для работы, учебы. В одной из бардовских песен есть слова: «Дом – это там, где вас поймут, там – где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, это твой Дом».

Этими словами я хочу завершить наш разговор. Пожелать вам, ребята, чтобы у всех был такой теплый дом: это не только родной семейный дом, но и второй дом – наша школа, а наш класс стал бы доброй надежной семьей, где вы найдете защиту, понимание, поддержку. Ведь мы стоим в начале пути – в начале учебного года. Успехов всем.

Методическая разработка

классного часа для проведения 1 сентября 2012 г.

для учащихся старших классов

«Уроки семьи и семейных ценностей»
Цель: способствовать формированию уважительного отношения к семейным ценностям, формированию культурных традиций, развитию творчества.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, плакаты, листы бумаги, ручки, цветные карандаши.

На доске фотомонтаж о семейных ценностях .высказывания великих людей о семье.

1.Классный руководитель. Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости. Сегодня в нашей стране, в каждой школе, и, думаю, в каждом доме большой праздник – Первое сентября – День знаний. Ведь знания помогают определиться, какие ценности нам наиболее близки, понятны, на каких ценностях воспитываемся, сможем состояться в жизни как личность. Знания вы приобретаете в школе, в школьном и классном коллективе проходите уроки взаимопонимания, самоопределения. Здесь же вы погружаетесь в ценности культуры. А самые главные ценности: уважение к людям, к их истории, забота о близких, ответственность за их судьбу, за судьбу своего края – вы приобретаете в семье. Семья – это одна из самых высоких ценностей.

2.Сегодня, в праздничный день для всех семей в школах Российской Федерации проходят «Уроки семьи и семейных ценностей».

Семейные ценности - это то, что в родительском доме признаётся как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые мы запоминаем в раннем возрасте и храним в себе вплоть до образования собственной семьи. Благодаря этой установке мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, к своему народу.

Ценности формируют традиции, которые передаются из поколения в поколение, они связывают их невидимыми нитями. О них мы можем узнать, рассматривая семейные альбомы. Сегодня о них нам рассказывают видеофильмы, презентации, слайдфильмы. Время быстротечно. Это в юности мы не понимаем, как оно быстро протекает, начинаем его ценить значительно позже. И начинаем задумываться о том, что не спросили о чем-то у бабушки и дедушки (а они могли бы рассказать), не обратили внимания на какое-то событие, а оно оказалось значимым. Не встретились и не поговорили с другом….. Об этом есть хорошее стихотворение:

Время - вроде замкнутого круга,

Год мелькнул, как месяц, день, как час,

Почему-то выслушать друг друга

Не хватает времени у нас.

Может, стоит нам остановиться

Среди этой вечной кутерьмы?

Может, разглядеть поближе лица

Друг у друга всё ж успеем мы?

3. Я предлагаю вам сейчас подумать: о каких событиях этого года вы бы рассказали своим детям; какие семейные традиции родились в ваших семьях и вы готовы продолжить их в своих будущих семьях.

Разговор о событиях, традициях…..

4.За время учебы в школе вы писали сочинения на тему «История моей семьи в истории страны», составляли «родословную». Как вы думаете, что напишут ваши дети по этой теме? В какой семье продолжается работа по составлению «родословной»? Что нового вы узнали о своих предках?



Разговор о родословной, о семье….

5.Подводя итог нашему разговору, я прошу вас подумать и ответить на вопрос: как вы понимаете слова Антона Семеновича Макаренко: «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека».



Обсуждение высказывания….

Итак, сегодня мы говорили с вами о семье. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Я благодарю вас за участие, за вашу активность и в заключении хочу сказать: «Говорят, человек без опоры чувствует себя слабым». Пусть ваша семья и ваш дом будут для вас всегда вашей опорой.





Смотрите также:
Материалы о проведении «Уроков семьи и семейных ценностей»
266.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
859.46kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Утвержден решением Учредительного съезда Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»
131.45kb.
1 стр.
Духовно-нравственные основы семьи в мировых религиях
144.71kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в образовательном учреждении урока семьи и семейных ценностей. Саратов, 2012. 36 стр
543.78kb.
3 стр.
Классный час в 5-м классе «Уроки семьи и семейных ценностей»
34.97kb.
1 стр.
Урок семьи и семейных ценностей
168.27kb.
1 стр.
Утвержден решением Учредительного съезда
98.73kb.
1 стр.
Положения о Фестивале семей «Благополучие– 2013» г. Тула, Центральный парк культуры и отдыха им. П. П. Белоусова
92.82kb.
1 стр.
О работе управления загс
52.58kb.
1 стр.
Интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе
79.2kb.
1 стр.