Главная
страница 1
МАОУ «Плехановская СОШ»


Урок по истории России XIX в.

«Быт и обычаи русского народа

первой половины XIX века»
8 класс


Учитель истории:

Умбитова Татьяна Сергеевна

Дата проведения: 19.11.2012г.

План – конспект урока



Тема: Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века.
История проходит через дом человека, через его частную жизнь.

Ю.М. Лотман

Цели:

  • Познакомить учащихся с условиями жизни россиян в I п. XIX века.

  • Развивать навыки подбора материала на заданную тему, умение выступать перед аудиторией, обобщать и анализировать изученный материал.

  • Пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.


Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, фотографии, стенды с образцами русского костюма.

Опережающее задание: подготовить сообщения на темы: «Городские дома и загородные усадьбы в I п. XIX века» «Мода в I п. XIX века»


План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме «Культура I п. XIX века.»

  3. Новая тема.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Итог урока.

ММ.СЛАЙД 1 Тема и эпиграф урока.

I. Эпиграф сегодняшнего урока - История проходит через дом человека, через его частную жизнь.

? Как вы понимаете эти слова?

На предыдущих уроках мы обсуждали вопросы культуры и искусства. Сегодня мы продолжим этот разговор, так как быт и обычаи народа это тоже элементы культуры.

? Как вы понимаете термин «культура»?

Ответы детей: Культура – возделывание, воспитание, почитание. (200 толкований)

? Как мы можем охарактеризовать культуру I п. XIX века?

? Какие события I п. XIX века могли повлиять на развитие культуры. Приведите примеры.(ответы детей)

I п. XIX века это, действительно, время небывалого взлета всех отраслей художественной культуры России: литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, скульптуры и архитектуры



Проверка д/задания -17.

Но большое значение имеет, в каких же условиях жили, трудились и творили россияне I половины XIX века. (3-4 мин.)

-Запишите тему урока, план работы, задание на урок: «Выделите новые черты в повседневной жизни»

II. Самым важным условием жизни является жилище. Жилища основной части населения России в I половины XIX века сохраняли черты прошедших времён. В городской застройке появляются новые черты.

ММ слайд 2: изображение городских домов, усадеб, обстановки.

Сообщение «Городские дома и загородные усадьбы I половины XIX века.» (з мин.)

ММ слайд 3: изображение избы.

На магнитной доске фото внутреннего убранства избы. (Доклад Ксюши)

Русь всегда была богата лесами, поэтому основным строительным материалом была древесина. Уметь строить дом, было так же естественно для мужчины, как уметь ткать и шить – для женщины. К постройке нового дома относились очень серьезно, ведь в нем предстояло жить многие годы. Заранее подбирали место для будущего жилища и деревья для строительства. Лучшей древесиной считалась сосна или ель: дом из нее получался крепким, от бревен исходил приятный хвойный запах, да и люди в таком доме болели реже.

По старым языческим обычаям, которые даже и сегодня у русского человека уживаются с истинной христианской верой, под каждый угол венца закладывали клочок шерсти (для тепла), монетки (для богатства и благополучия), ладан (для святости).

Покатая крыша выкладывалась щепками, соломой, осиновыми дощечками.

/Какая на ваш взгляд крыша была долговечней?

Самой долговечной была соломенная крыша, потому что она заливалась жидкой глиной, высыхала на солнце и становилась крепкой

Между фундаментом и полом оставалось пространство, которое служило подполом для хранения продуктов (подклеть), здесь же хозяин мог устроить мастерскую, а зимой в подклети держали скот.

Сама комната называлась клетью или горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение с множеством больших окон - светлица

В зависимости от достатка хозяев дома украшались резьбой, ставнями, водосточными трубами, которые получили распространение именно в этот период. Вместо стекла в избах крестьян на окна по-прежнему натягивали бычий пузырь. Но у более состоятельных соседей появились слюдяные окна. В русской избе обычно была одна комната. Главное место в ней занимала печь. Рядом с печкой находился так называемый «бабий угол». Здесь женщины готовили пищу, занимались рукоделием, хранили посуду. От комнаты он был отгорожен занавеской и назывался «кут» или «закут». Противоположный угол назывался «красным», святым, здесь стояла икона, висела лампадка. В этом же углу располагался обеденный стол с лавками, и только что начавшие входить в обиход табуретки и стулья. Вдоль стен под потолком были прибиты широкие полки, на них стояла праздничная посуда и шкатулки, которые служили украшением дома, или хранились нужные в хозяйстве вещи.

Освещались избы лучиной, вставленной в печную расщелину, или «светцами» - опущенными в масло фитилями.

/Почему построек тех времён практически не сохранилось?

-т.к. постройки были деревянными и часто горели.

Верно. Поэтому постепенно появляются каменные здания, а потом кирпичные, особенно ярко это проявляется в городских постройках и у зажиточных людей, но простой народ еще несколько веков предпочитал жить в бревенчатых избах. Так было и привычнее, и здоровее, и дешевле. Несмотря на то, что сегодня изобретено много различных материалов и технологий строительства домов, традиционная русская изба считается наиболее полезной для здоровья. (5 мин)

III Сословные различия наиболее ярко проявляются в одежде.



Сообщение: «Мода I половины XIX века» - (3 мин.)

ММ слайд 4: показ слайда

Если люди дворянского происхождения, интеллигенты и мещане щеголяли в модных нарядах, то основная масса населения страны была привержена старым образцам одежды.

Стенды с образцами женской одежды.(доклад Кристины)

Русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора. Мужскую рубаху обязательно подпоясывали поясом – кушаком, который служил и оберегом.

Единого национального женского костюма так и не сложилось. Есть общие принципы и черты, но в каждой губернии были свои традиции и особенности.

Особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчёркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой и вышивкой, служившей защитой от злых сил.

Основные виды женской одежды: рубаха, сарафан, понёва, навершник, епанча, душегрея. Понёва – одежда замужней женщины. Незамужние девушки носили сарафаны.

Женский костюм не мыслился без головного убора. Незамужние девушки носили на голове ленты, а с волосами замужней женщины связывали магию и колдовскую силу. Поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Кроме различных красивых головных платков, существовали ещё повойник, кокошник, сорока, венец или коруна.

Основным видом обуви служили лапти и холщёвые онучи (портянки).

Т.е на примере одежды мы видим как новое, современное и традиционное ещё долгое время идут рядом. ( 3 мин.)

IV. Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в сконцентрированном виде отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение.

ММ слайд 5: заставка по питанию (доклад Эльвиры Зиятдиновой)

Физкультминутка:


Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.



Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

// Используя учебник и дополнительные материалы подготовьте мини –сообщения дома по темам:

1. Основные продукты питания россиян и самые популярные блюда бедноты.

2. Посуда и столовые приборы. Особенности приготовления.


3. Особенности кухни высших слоёв общества.

Опрос. (10 мин.)

Познакомившись с традициями русской кухни в I половине XIX века мы видим, что наряду со старым укладом и привычным течением жизни появляются новые явления, навеянные западной культурой

V. Важной составляющей жизни были праздники. Но общими для всего населения были лишь церковные с их едиными для каждого обрядами и ритуалами. Но и здесь различия были очевидны. Знать развлекали себя балами и маскарадами, беднота довольствовалась народными гуляньями.

Обычным делом стал переезд помещиков в загородные дома и усадьбы. Осенью по возвращению в город начиналась светская жизнь с балами, маскарадами, театральными премьерами и интригами. Вот как развлекал своих гостей один московский хлебосол:

«…в 30-е гг XIX века устраивал настоящие обеды – спектакли. Он пытался воссоздать кушанья и всю обстановку далёких предков. Для этого специально разыскивал посуду, а прислугу одевал в русские национальные костюмы. На этих обедах подавались целиком зажаренные лебеди с вызолоченными носами и распростёртыми крыльями, фаршированные шафраном, лимоном, имбирём. По баснословным ценам закупал павлинов, журавлей, рысей. Такие обеды он называл «археологическими».

Его фантазии не было предела: то он приглашал гостей на «искания» в саду грибов, апельсинов, персиков, которые накануне закупались на рынках и свозились возами в усадьбу, то разыгрывал билеты на ужение рыбы в пруду откуда чудесным образом одновременно вылавливались стерлядь, осетры, налимы. При этом лишь скептики замечали, что рыбы были давно уснувшими и присоленными. Правда случался и конфуз. На званых обедах хозяин потчевал сначала почётных гостей, в результате до незнатных гостей доходили лишь пустые блюда. Нередко выходя из-за стола, гость говорил хозяину: «Благодарю, ваше сиятельство, всё видел.»

Крестьянство проводило основную часть времени в труде и заботах. В праздничные и выходные дни в совместных гуляньях и праздничных развлечениях.

К таким развлечениям относятся традиционные русские праздники, которые до сих пор отмечаются почти повсеместно.
ММ слайд 6: народные праздники

// Определите, что за праздник?



  1. Во городе Вифлееме

Что с вечера звезда восходила,

С полуночи воссияла,

Что Пречистая голубица

Что Христа Бога породила,

И во пелены спеленала,

И во ясли Христа Бога полагала…

(Рождество)


  1. Душа ль ты моя,

Сахарные твои уста,

Сладка твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

(Масленица)

3. Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

(Сороки, Гукание весны 22 марта)


  1. На святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето погуляю,

Зимой повенчаюся.

(Пасха)


(3 мин.)

Ведя сегодня разговор о жизненном укладе россиян Iп. XIX века, мы убедились, что ещё очень большую роль в жизни людей играют традиции, такие элементы культуры, которые долго существуют, медленно меняются и передаются из поколения в поколение. Столетиями традиции играли роль основы, стержня повседневной жизни людей.

Закрепление пройденного материала:

1. Чьи жилища в первой половине XIX в.

наиболее изменились? Какие обстоятельства на это повлияли?

2. Кто, какие сословия испытали на себе наибольшее влияние перемен в одежде?

3. Какие новшества имели место в питании?

ММ слайд 8: текст с пропущенными словами. (выполнить дома)

4.Вставьте в текст пропущенные слова или продолжите предложение

В деревне основным строительным материалом было дерево.

В зависимости от достатка хозяев дома имели водосточные трубы, получившие распространение именно в этот период.

К середине века в новых постройках получила развитие « коридорная» система.

Главным видом обуви крестьян были лапти, которые носили с холщёвыми онучами.

В XIX веке жидкие горячие блюда получили общее название – супы.

К середине XIX в. картофель и томаты заняли видное место среди других повседневных продуктов питания.

// Согласны ли вы с эпиграфом сегодняшнего урока?

-Уклад, повседневная жизнь людей в их сложных переплетениях помогают понять, что заставляет действовать людей так, а не иначе в той или иной ситуации, позволяют лучше оценить их поступки, дают ответ на многие вопросы истории, помогают проникнуться духом эпохи.


Сегодня изучая быт, обычаи, традиции русского народа мы прикоснулись к нашей истории, стали немного ближе к прошлому, и стали лучше понимать наших предков.

Домашнее задание: §.18.+письменное на карточках.

(5-6 мин.)

- В заверщении своего урока, я хотела бы зачитать строки А.С.Пушкина «Евгенийй Онегин».

? Что можно узнать из романа А.Пушкина «Евгений Онегин» о быте людей первой половины века?

«Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет через пятьсот) дороги, верно,

У нас изменяться безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведёт крещённый мир

На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы и блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет. В избе холодной

Высокопарный , но голодный

Для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит…»

БЫТ И ОБЫЧАИ

1.Укажите, что нового появилось в первой половине XIX века.



В одежде:
















В питании:
















В жилище:
















В досуге:













2. Определите значение слов и выражений.

Термин

Значение

Курная изба







Подклеть







Горница







Светлица







Анфилада







Шорничество







Красный угол







Светцы







Понёва







Трактир







Подведение итога урока, оценки учащимся.

Вставьте в текст пропущенные слова или продолжите предложение

В деревне основным строительным материалом было _____________

В зависимости от достатка хозяев дома имели _________________ , получившие распространение именно в этот период.

К середине века в новых постройках получила развитие ___________________ система.

Главным видом обуви крестьян были __________, которые носили с холщёвыми ___________.

В XIX веке жидкие горячие блюда получили общее название – _________

К середине XIX в. _____________ и _____________ заняли видное место среди других повседневных продуктов питания.



Слова для справок: онучи, камень, анфилада, водосточные трубы, коридорная, лапти, сапоги, варево, дерево, картофель, томаты.



Смотрите также:
«Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века»
41.29kb.
1 стр.
Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века
130.94kb.
1 стр.
Рабство в США в первой половине XIX века
23.71kb.
1 стр.
Психологические характеристики русского крестьянства второй половины XIX начала XX века
510.31kb.
3 стр.
Тренинг по темам «россия в период правления николая i» «хозяйство россии первой половины XIX века»
89.18kb.
1 стр.
Контрольная работа Кодификация русского права в первой половине XIX века
185.14kb.
1 стр.
Выпускной квалификационной работы Назаркиной Ольги Игоревны «образ славянофила в русской журнальной карикатуре второй половины XIX века»
19.4kb.
1 стр.
Н. А. Горяшко Традиции природопользования и быт жителей Кандалакши в конце XIX – первой половине XX вв
706.77kb.
4 стр.
И. П. Павлов основоположник учения о высшей нервной деятельности 19
4889.22kb.
50 стр.
Дружинкина Н. Г. Пейзажи Григория Сороки
448.27kb.
3 стр.
Гоголь н в. Композиция поэмы н в. гоголя «мертвые души»
50.22kb.
1 стр.
«o dolce Napoli». Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII – первой половины XIX века
9.46kb.
1 стр.