Главная
страница 1страница 2страница 3
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках английского языка

Автор: Зотова Галина Вячеславовна, мБОУ «Штанашская ООШ» Красночетайского района

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….4

Основная часть………………………………………………………………….

Глава 1. Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся в отечественной методике………………………………………………………..6

Глава 2. Что такое «Патриотизм?»…………………………………………..9

Глава 3. Лингводидактические принципы использования краеведческих материалов в обучении иностранному языку…………....

3.1.Требования к отбору краеведческого материала……………………...13

3.2.Принципы использования материала на уроках………………………….14

3.3 Краеведческие тексты, используемые на уроках …………………….15

Заключение………………………………………………………………… ….19

Список использованной литературы……………………………………… 21
Приложения :

1). План-конспект урока в 8 классе на конкурс «12.Space-Age.12»

« Our countrymanAndriyan Nikolayev…………………………………….. 22

2).Самоанализурока…………………………………………………………. 28

3). Heroes of the Great Patriotic War Great Patriotic War…………………29 4).Викторина « Do you know Russia?»………………………………………32

Воспитание человека, формирование в нем духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


(из проекта концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников)
Введение
В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Современной школе нужны педагоги-Личности, ведь только они способны справиться с задачей воспитания настоящих патриотов. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета.

К большому сожалению, опыт наблюдений показывает, что педагоги ограничены в возможностях влиять на развитие школьников как патриотов. Кроме того, педагоги часто встречаются с различными «барьерами»: психологическими, организационными, методическими, материальными. Педагогам важно суметь использовать в работе уже сформировавшиеся традиции и современный научный, методический и информационный потенциал воспитательного процесса.



Цель данной работы: разработать и апробировать отдельные эффективные инновационные формы и методы патриотического воспитания на уроках английского языка,

Объект: патриотическое воспитание школьников в процессе обучения

Предмет исследования: методы и формы патриотического воспитания школьников на уроке английского языка.

Задачи:

1. Раскрыть основные направления патриотического воспитания на уроках английского языка в контексте современных задач гражданского общества на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2.Ознакомить с лингводидактическими принципами использования краеведческих материалов в обучении английскому языку.

Процесс воспитания патриотизма должен быть организован и осуществлен с учетом возрастных, психологических особенностей детей, в контексте современной социальной ситуации. Патриотическое воспитание как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины, является одним из приоритетных направлений работы современной школы, каждого учителя в частности.

Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического воспитания обучающихся. Так как:

-В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей.

- Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, включает формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.

- Английский язык направлен на формирование «языковой личности» обучающегося как «глубоко национального феномена», основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.

В процессе работы над проблемой выявлены основные методы патриотического воспитания школьников, сложившиеся в педагогической практике учителей, такие как:

1).Методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; самоубеждение через убеждение других;

2). Методы воспитания привычного поведения (методы упражнения);

3). Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога;

Эффективными формами воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка являются знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном селе, о Чебоксарах; формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как они позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Мною были разработаны и апробированы эффективные формы и методы реализации задач патриотического воспитания школьников на уроке английского языка: метод проектов проект «Moscow» c применением компьютерной презентации. Один из учеников нашей школы принял участие на районном конкурсе презентаций по страноведению и занял призовое второе место.

Основная часть
Глава 1. Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся в отечественной методике.
Важнейшей задачей стоящей перед учителем сегодня, является развитие ребенка, его патриотическое воспитание, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене, и иностранный язык как предмет играет в этом первостепенную роль. Введение учащихся в мир родной и иноязычной культуры способствует развитию мышления учащихся средствами языка, учащиеся учатся понимать менталитет родного народа, осознавать свое место и предназначение в ней. Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие учащихся происходит при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Поэтому вопрос использования краеведческого материала актуален и исследуется многими методистами и учителями-практиками. Этот вопрос стал чаще обсуждаться и на страницах методического журнала «Иностранные языки в школе», на методических объединениях школ.

Я ознакомилась со многими статьями в журнале «Иностранные языки в школе», обращалась к «Методике преподавания иностранных языков» Е.И.Пассова и Интернет-ресурсам.

Анализ современной литературы свидетельствует о появлении большого количества исследований, посвященных проблеме компетентности, в том числе и межкультурной, в современных гуманитарных науках. Проблемы обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации освещались в трудах таких отечественных авторов как, Н.В. Барышников, Е.М. Верещагин, А.А.Леонтьев, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, Г.Д. Томахин, С.Ф.Шатилов, А.В.Щепилова и другие. Проблемы обучения в контексте диалога культур рассматриваются в работах В.С. Библера, Е.И. Пассова и др. Вопрос о важности лингвострановедческого и социокультурного наполнения содержания обучения иностранным языкам представлен в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, П.В. Сысоева, Г.Д. Томахина и др. Использование иностранного языка в приложении к родной культуре в ходе межкультурного общения исследуется в работах В.В. Кабакчи.
Положения образовательной инициативы «Наша новая школа» и новые стандарты ставят задачи: умение осваивать все новое, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, готовность к переобучению, умение выбирать и обновлять профессиональный путь; инициативность; способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, формирование творческих компетентностей; умение принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности; стремление помогать друг другу, открытость и способность выражать собственные мысли.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В новых стандартах в преподавании иностранных языков основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.

Как известно, любое обучение – это передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности - природе, обществе, человеке, его истории и традициях. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку, т.к. она является ключом к пониманию культуры иностранной.Мои наблюдения показывают, что коммуникативная мотивация учащихся к изучению английского языка становится практически насыщенной, если овладение иноязычным общением сопровождается изучением собственной республики, района, поселка, в котором они живут.

Вся информация должна быть обработана с учетом специфики предмета, возрастных особенностей детей, с учетом содержания образования на той или иной ступени обучения английскому языку. На уроках я часто обращаюсь к темам, связанным с нашей Республикой. Обсуждая тему малой родины на уроках английского языка, я, однако, сталкиваюсь со следующим фактом. Дети обладают определенными знаниями об истории и культуре родного края, полученными на уроках краеведения. При необходимости они могут найти информацию на русском языке в буклетах, справочниках, альбомах, атласах, Интернете. Однако, используя эти материалы, ученики сталкиваются с проблемой недостатка посильных материалов при подготовке темы. Даже мы, учителя, при всем многообразии различных УМК, порой испытываем недостаток материала, способного отразить потребность обучающихся в выражении мнения о своей культуре, проблемах своего региона.

На мой взгляд, здесь и начинаются трудности. О чем именно рассказать? Где взять необходимый материал? Как правильно изложить полученную информацию?

 Передо мной возникла необходимость разработки дидактических материалов по краеведению на английском языке. В связи с этим я попробовала разработать некоторые тексты, упражнения, задания для работы на уроках английского языка.

Я постоянно нахожусь в поиске. Интернет, справочники, энциклопедии, атласы и альбомы, просто фотографии из личных альбомов – все это служит замечательным источником для получения информации о родном крае, его истории, быте, культуре, людях, краеведческие тексты на английском языке. В интернете можно найти много интересной информации о Чувашской Республике на английском языке, но все ли подойдет детям? Сомневаюсь. Поэтому тексты приходится либо составлять самой, опираясь на компетентные источники, либо адаптировать под необходимый уровень коммуникативной подготовки обучающихся.

Любой текст должен соответствовать определенным требованиям. Он должен быть информативным и интересным, чтобы ученики могли удовлетворить свои познавательные потребности, обогатить свое мироощущение, получить удовольствие от чтения и обсуждения текста. Текст вызывает интерес, если он посильный. Понятно, что ученики должны получать задания, направленные на двухстороннее получение информации, то есть путем сравнения и дополнения. Обязательно использую иллюстрации к тексту, презентации, карту республики, символы республики. Опираясь на них, дети быстрее и лучше усваивают материал. На этом этапе очень важно «заинтриговать» ребят, вызвать у них интерес к тому, что предстоит им прочитать и узнать.

На начальном этапе, когда ставится задача создания у учащихся основ коммуникативной компетенции, все компоненты содержания минимизированы. На первом этапе обучения английскому языку учащиеся получают начальные сведения. Целью обучения учащихся среднего звена является расширение эрудиции, их лингвистического и общего кругозора, формирование умений устной и письменной речи, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся. Школьники узнают о символах родного края, его географическом положении, городах и их достопримечательностях, праздниках и традициях чувашского народа. Словарный запас учащихся еще не велик и знания о республике недостаточны, поэтому я даю составленные мною тексты “Chuvashiya”, “Shtanashi”, «Ecological problems of Chuvashiya» и др.

После того как отработана лексика текста и проведена фонетическая работа над текстом на уроке, учащимся дается домашнее задание для самостоятельной работы над содержанием текста.

На старшем этапе у учащихся формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Ученики должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, критически размышлять по интересующей их проблеме, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме.

Я стараюсь по возможности широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников. При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов, ребусов

Глава 2.Что такое патриотизм?

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.



Первая ступень – зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье; матери, отцу, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень – идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу местным традициям, к истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень-формирование патриотизма, воспитание любви к Отчеству.

Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине.

Исходя из формулировки патриотизма, мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный процесс совместной деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и убеждения в необходимости выполнения конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе; массовую патриотическую работу, организуемую не только школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой информации и т.п.

Результаты патриотического воспитания предполагает:


  • Создание системы патриотического воспитания в школе;

  • Внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

  • Сохранение и развитие у учащихся чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;

  • Активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

  • Активизация к углубленному изучению истории Отечества;

  • Повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, расширение участия школьников в соревнованиях;

  • Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;

  • Увековечение памяти героев Советского Союза – выпускников нашей школы Алексея Логинова и Ивана Полякова;

  • Формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

  • Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;

  • Оценка эффективности мер по охране, сохранению физического и духовного здоровья учащихся;

  • Активизация творческого потенциала учащихся школы;

В «Толковом словаре русского языка» Ожегова дается следующее определение слов «патриотизм и патриот»:

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Патриот – 1. Человек, проникнутый патриотизмом. 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.
Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” или “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества.”

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности школьника, как патриотизм, выражающегося в любви к малой Родине, гордости за Отечество, приоритетно.

Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: “Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать – сделал из тебя существо, способное жить…” Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к “малой” Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.

Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа.

Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство державности, возвышающим юную душу гордостью за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Само нынешнее время, сама ситуация требует цельной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с молодежью, т.к. с недавнего прошлого, т.е. с конца 80-х годов в российском обществе сформировались факторы, оказывающие влияние на молодёжь:


  • началось резкое снижение ценностей духовной культуры.

  • принижение значения народного и духовного искусства, художественных произведений, традиционных промыслов и ремесел, отечественной классики и реализма.

  • негативный лидер” - эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха - герой нашего времени и, в определенной степени образец для подражания

  • утрата целостности отечественной культуры - “Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима”.

  • народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете истинной любви к Отечеству.

Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Чувство патриотизма у юного гражданина – это не только результат его знаний о своем Отечестве, а сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Патриотические чувства формируются с самого раннего возраста, и в течение жизни могут видоизменяться, трансформироваться, укрепляться, в зависимости от жизненных обстоятельств, ослабляться или полностью быть утраченными.

Исследования современных отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют об огромном воспитательном потенциале иноязычного образования. Как показывает опыт работы, большую помощь в решении задач воспитания будущего патриота оказывают уроки с элементами краеведения. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.



Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинно русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного и честного человека Отечества.

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к своему Отечеству, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе.

С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом не нужно забывать, что эта любовь начинается именно с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

С.П. Тимофеев в своей статье « Обновление начального образования» отметил, что приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Успешными могут стать люди, обладающие высокой коммуникативной культурой, широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен овладеть основными способами общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Общество нуждается в человеке - гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать. Самые крепкие, самые твёрдые убеждения человека те, которые он получает в детстве.

Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально - насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь нужно использовать семейные истории и впечатления ребёнка от его окружающего (природа, ландшафт местности), рассказы о предках, о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей. Эффективными формами патриотического воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно - патриотическую тему, а также вовлечение детей в подготовку и проведение праздников, памятных дат в семье и школе.


следующая страница >>
Смотрите также:
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках английского языка
370.29kb.
3 стр.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников в процессе литературного образования
88kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
129.05kb.
1 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.
Песни на уроках английского языка
42.74kb.
1 стр.
Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка в начальной школе
32.1kb.
1 стр.
Песни на уроках английского языка и упражнения к ним Серкина Алена Анатольевна
38.3kb.
1 стр.
Конкурса «Учитель года -2012» мастер класс по теме : «Choosing a country»
73.8kb.
1 стр.
Выбор профессии с помощью английского языка. Choosing a Career
404.18kb.
4 стр.
Военно – патриотическое воспитание на уроке английского языка
70.29kb.
1 стр.
Триз-педагогика на уроках английского языка Гавриленко Надежда Александровна, учитель английского языка моу «Березовская сош»
156.3kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения историко культурного наследия отечества
160.94kb.
1 стр.