Главная
страница 1


Рожкова Светлана Владимировна

«Опасные места» в правописании. Пути их решения.

(Методическая разработка по русскому языку)

Русский язык

Учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово

650065, г. Кемерово, пр-кт Ленинградский, 14 А,(3842)534254

650065, г. Кемерово, пр-кт Московский, дом 25, кв. 310,

т. (3842) 57-46-84



Содержание

  1. Введение

  1. Цели и задачи;

  2. Проблема.

  1. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников:

  1. Виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое, рукодвигательное)

  2. Компоненты структуры орфографической зоркости (мотивационный, операционный, контролирующий)

  1. Пути повышения навыков грамотного письма ( практическая часть):

  1. Звуковая разминка;

  2. Сочетание звуков с рифмой;

  3. Развитие интонации (тихо, громко, умеренно);

  4. Скороговорки, как средство развития фонематического слуха;

  5. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка (подбор стихотворный упражнений на каждую орфограмму);

  6. Приёмы «усиления» орфограмм:

- написание в слове запоминанием буквы по аналогии с внешним видом предметом;

- деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

- составления и применение ребусов в изучении словарных слов;

- заучивание обобщенным способом;

- этимологическая справка;


  1. Моделирование орфограмм:

- построение алгоритмов в каждой орфограмме;

  1. Упражнения, направленные на совершенствование навыков грамотного письма:

- письмо с проговариванием;

- письмо с комментированием;

- диктант «Проверяю себя»;

- диктант с постукиванием;

- диктант «Найди слова»;

- объяснительный диктант;

- выборочный диктант;

- зрительный диктант;

- письмо по памяти;

- предупредительный диктант.



  1. Заключение.

  2. Литература.


I.Введение

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством воздействия, хранение и усвоение знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других предметов.



Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетенции.

Назначение предмета « русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Содержание курса русского языка ориентировано на решение следующих задач:



  1. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

  2. Сформировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы точно и выразительно говорить, писать и слушать на родном языке;

  3. Развивать потребность в совершенствовании своей устной и письменной речи, делать её правильной, точной, богатой;

  4. Воспитывать любовь к родному языку через осознание его красоты и эстетической ценности.

Изучив цели и задачи начальной школы, стало актуальной проблема грамотности учащихся, и данная работа раскрывает пути устранения этой проблемы.

II. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников.

Орфография – слово греческое по происхождению (ortos – прямой, правильный, grapho – пишу) и означает правописание, иначе говоря, правильное, соответствующее нормальное письмо.

До сих пор одним из «больных» мест школы является недостаточная грамотность учащихся, и причина кроется не только в трудности русской орфографии, но и в несовершенстве методики обучения.

Цель – раскрыть структуру орфографической зоркости, рассмотреть условия ее развития у младших школьников, рассказать об интересных приёмах работы, направленных на развитие, формирование и совершенствование навыков грамотного письма.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи.

Решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом привального письма. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок. Чтобы найти орфограмму, написание, требует проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нём опасное место.



  1. Виды восприятия орфограмм:

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительных, объяснительных диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, корректирование письма.

Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков и составляет основу развития не только устной, но и письменной речи. Слуховое восприятие, происходит при проведение выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

На начальных ступенях обучения письму наряду со слуховым и зрительным восприятием большое значение имеют речевые кинестезии (орфографическое проговаривание); они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Зрительное, слуховое, кинестезическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. К. Д. Ушинский говорил: « Чем больше органов наших чувств принимает участия в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память».


  1. В структуре орфографической зоркости можно выделить следующие компоненты:

  1. Мотивационный;

  2. Операционный;

  3. Контролирующий.

Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.

Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы. На первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.

Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения зрительных образов с их следом в памяти.

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создания условий её развития позволяют сформировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у учащихся, что показывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.



III. Пути повышения навыков грамотного письма.

Среди учащихся начальной школы встречаются дети с различными нарушениями речи. Ребята с недостатками произношения часто бывают робкими, замкнутыми, стесняются читать вслух… При восприятии звуков ребёнок должен уметь четко дифференцировать один звук от другого. А если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, то ему будет сложно произвести звукобуквенный анализ слова, с большими трудностями он будет владеть грамотой. Учитель может помочь учащемуся преодолеть отдельные дефекты дикции, используя артикуляционную гимнастку и тренировочные упражнения с отрабатываемым звуком:



  1. Звуковая разминка:

Гласные – а, о, у, ы, и, э;

Сочетания – ау, ао, ыи эа, ои, аоуиэ;

Согласные – 3-с-ж, ж-ш-с, п-б-в, б-в-п;

Сочетания – же, ша, зы, си, бы.



  1. Сочетание звуков с рифмой;

Ба-бо-бы – на дворе стоят стол…(бы)

Бу-бы-ба – из окна торчит тру…(ба)

Да-да-да – из трубы бежит во…(да)

До-до-до – а на дереве гнез…(до)



  1. Развитие интонации(тихо, громко, умеренно)

Арка - арца

Арта – арда

Арла – арча

Арса – аржа



4)скороговорка как средство развития фонематического слуха

Скороговорка – это не только весёлое и интересное занятие, оно является одним из средств исправления плохой дикции. При работе со скороговорками необходимо обращать внимание на то, чтобы дети произносили текст внятно и чётко.

На дворе трава,

На траве дрова;

Не руби дрова

На траве двора!

У осы не усы,

Не усищи,

А усики.

У Аграфены и Арины

Растут георгины.

Купила бабуся бусы для Маруси.

Под кроной дуба Люба.

Формировать у детей умения различать на слух близкие по звучанию буквосочетания и слова целесообразно применять весёлые стихи, загадки, шарады, игры. Эти упражнения помогают закрепить навыки произношения звуков, умение слушать текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу.



Шарада:

С Т я книга, с С я рыба,

С К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лёд,

С Д народ во мне живёт.

(Том - сом - ком – лом - дом)



Весёлые стихи:

Телевизор тигр купил,

Самый лучший попросил.

- Я люблю, - сказал он строго, -

Чтоб полосок было много!

(Г. Виеру)

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигрёнок, а не киска.

(В. Маяковский)

Игра «Доскажи словечко»

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

Лодки по морю плывут,

Люди веслами…(гребут)

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а…(гусь)

Использование упражнений на развитие артикуляции снижает уровень недочетов дикции у учащихся, развивает фонематический слух, который является неотъемлемой частью грамотного письма.



5)Стихотворные упражнения как средства развития орфографического навыка.

Работа по орфографии начинается в букварный период. И помимо упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, на уроках мной используются стихотворные упражнения. Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограмм и запоминания её правописания, привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания, и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, полезна для развития зоркости . Такие упражнения способствуют выработке самоконтроля.



Вот задания такого типа:

А) имена, фамилии людей, клички животных.

Имена, фамилии

Клички, города –

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

Начинается буква

Важные слова:

Иванова Аня,

Шуя и Москва.

Зоя, Аня, Нина, Коля,

Саша, Витя, Костя, Толя,

Даша, Гена и Алина,

Вика, Юля и Ирина –

Никогда не забывайте:

Имя буквой выделяйте!

Кошка – Маришка,

Котёнок – Тишка,

Щенок – Дружок,

Цыплёнок – Пушок,

Корова – Бурёнка,

Коза – Найденка,

Поросёнок – Хрюша,

Телёнок – Гаврюша.

Все их клички до одной

Пишем с буквой прописной!

Б) сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Жи и Ши, жи и ши,

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

Лыжи, мыши и ужи,

Шины, ёжики, чижи,

Жи да ши, жи да ши

С буквой И всегда пиши.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок и чудо, и чулан,

Чудак и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу,

Я с буквой У всегда пишу.

ЧА и ща, ча и ща,

Роща, чаща, и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ча и ща.

В) сочетания чк, чн:

1. Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка.

Ой, Чк! Чк! Чк!

Кочка, почка, звёздочка.

2.Елочка и белочка,

Тучка, щучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка,

Шуточка, минуточка,

Дочка, прибауточка,

Булочка и строчка,

Свечка, печка, точка!

3.Речка, ночка, строчка,

Точка, кочка, дочка.

Срочный, булочный, ночной

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где Чн, а где Чк.

Г) Мягкий знак (ь) – показатель мягкости:

1. Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

2.День, дань, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Конь, кон, шум, шить.

Подчеркни, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.

Д) Раздельный мягкий знак:

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, жильё, семья

Перед Ю, Е, Ё, И, Я.

Воробьи, жильё, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

Е) Разделительный твёрдый знак:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Твёрдый знак.

Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье

И подъезд, и объявленье.

Ж) Безударные гласные:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

Если гласный вызвал сомнение,

Ты его немедленно ставь под ударение.

Ударение над гласным

Может сделать букву ясной.

З) Парные звонкие и глухие согласные:

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд – на льды –

Будешь грамотным и ты.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во чтобы то ни стало оглушить.

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

И) Непроизносимые согласные

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

Использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.



6) Приёмы «усиления» орфограмм.

Что значит хорошая память учащегося? Это такая память, которая обеспечивает скорость запечатления, длительность хранения и лёгкость воспроизведения заучиваемого материала.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Учитывая специфику содержания учебного материала при обучении русскому языку ( обилие слов, предназначенных для запоминания, труднозаучиваемые и легкозабываемые правила, преобладание неяркого материала, разрозненность сведений и т. д.), мной отобраны такие приёмы по развитию памяти, которые помогают преодолеть трудности обучения.

«Усилить» орфограмму – значит сделать её более яркой, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. Усиление требует большой творческой активности учащихся.

Вот некоторые эффективные способы «усиления» орфограмм:


  1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;

  2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

  3. Составление ребусов;

  4. Заучивание обобщенным способом;

  5. Возвращение в забытую этимологию слова.



Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.

В словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своими очертаниями внешний вид самого предмета: одуванчик, пуговица, копейка сами круглые, как буква о, которую надо запомнить; ремень, опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта фасоном напоминает ф



_дуванчик м_нета

р_машка р_мень

пуг_вица ко_та

к_пейка

Запоминание будет эффективно, если слова будут записаны необычно – на месте запоминаемой орфограммы будет нарисован сам предмет.



Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

БЛОКНОТ - «блок», т.е. несколько листов бумаги

ГОРИЗОН - «гори», «зонт»!

МИМОЗА - жизнь проходит «мимо» того человека, который

ленив , изнежен, не готов к труду.

ПИРОГ - с пирогом можно закатить «пир» на весь мир

РАБОЧИЙ - пишется, как «раб».

ФЛОМАСТЕР - здесь живёт «мастер» по имени «Фло».

ШОКОЛАД - в слове живёт сладкий «шок» и напиток «кола».

«Уярчение» путём составления ребусов.

УЛИЦА КОРОВА

ВОКРУГ ОПЯТЬ

Заучивание обобщенным способом.

Этот приём называют «вешалкой»: зная написание одного слова – «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучивать несколько слова.



Пример: что общего в написании слов рабочий, работа, пальто, сапоги, завод, машина? (Во всех словах безударная «а», и она непроверяемая – это общий орфографический признак.)

Чтобы заучить написание сразу шести слов нужно:



  1. Выбрать опорное слово;

2.«увязать» в памяти все слова между собой.

Что такое опорное слово? Это слово, на которое можно «опереться». Оно самое «надёжное» среди данных слов, так как его написание уже известно или легко запоминается. (Это слово «рабочий».)

На иллюстрацию, изображающую рабочего укрепляется буква «а» - это зрительная опора.

Первый шаг к запоминанию сделан: во всех словах пишется буква «а». Осталось запомнить друзей слов «друзей» и «рабочий».

Один из вариантов объединения слов в одну «связку» - построение незамысловатого сюжета: «рабочий собирается на работу, надевая сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод».

На этом этапе учащимся предлагаются задания, которые способствуют длительному удержанию материалов в сознании и запоминанию слов надолго:



  1. Рассказ повторяется несколько раз с разной эмоциональной нагрузкой(весело, грустно, тревожно, с вопросительной интонацией) – запоминанию помогает память на чувства;

  2. Заученные слова пишутся в воздухе рукой – подключается моторная память(память на движение);

  3. Запись заученных слов в словарики – на запоминание «работает» зрительная память;

  4. Запись по памяти словарных слов по опорной картине «рабочий»;

  5. Восстановление в памяти всей заучиваемой ранее группе слов, имеющих общий орфографический признак, например по слову машина или завод.

Когда написание одной группы слов усвоено предлагается для заучивания другая группа слов и работа с новыми словами идёт по аналогии.

«Усиление» орфограммы путём возвращения в забытую этимологию слова.

При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и их происхождения.

БАЛКОН - от слова «балка» (из Италии) – помост,

устроенный на заложенных в стену балках

ДЕЖУРНЫЙ - по фр. «де жур» означает «на тот день»

ОБЛАКО - от слова «обволакивать»

МАЛИНА - от слова «малый», т.к. ягода состоит из

множества малых ягодок

Перечислены возможные приёмы усиления орфограмм.

Цель – научить детей не только приёмам запоминания, но и навыкам подбора по отбору наиболее продуктивных приёмов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.

7)Моделирование орфограмм.

Практическая работа учащихся над орфограммами в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случаи их точного, уместного и быстрого применения. Медленное выполнение орфографической задачи замедляет темп письма, мешает осмыслению текста, выражению мысли. Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебников, ни учителем. Время на решение каждой орфографической задачи ограничено. Решая орфографическую задачу, учащийся должен совершить следующие действия:



  1. Увидеть орфограмму в слове;

  2. Определить её вид;

  3. Определить способ решения задачи;

  4. Определить шаги решения и их последовательность;

  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия;

  6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Таков порядок действий учащегося, проверяющего орфограмму с помощью правил, методом решения задачи. Действия очень сложны для 8-9-летнего ребёнка, и на практике ребёнок не всегда соблюдает правила все указанные выше. Как правило, несоблюдение указанного порядка приводит к ошибкам. В своей работе я использую алгоритмы с разной степенью детализации. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это прежде всего точное и лёгкое понимаемое описание выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Вот примеры некоторых алгоритмов:



Алгоритм проверки безударной гласной корня.

1-й шаг: Найди в слове корень.

2-й шаг: Есть ли в слове безударный гласный?

Да Нет


3-й шаг: Измени слово или подбери родственное.

Сравни проверяемое или не проверяемое или проверочные слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.



Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ.

1-й шаг: Есть ли в основе приставка?

Да Нет: Ъ не пишется.

2-й шаг: Оканчивается ли она на согласный?

Да Нет: Ъ не пишется.

3-й шаг: Есть ли после приставки Е, Ё или Я?

Да: Ъ пишется Нет: Ъ не пишется

Алгоритмы проверки слитного/раздельного написания приставки/предлога.

1-й шаг: Употребляется ли проверяемое слово без приставки/предлога?

Да Нет: пиши слитно, т.к. это приставка

2-й шаг: Можно ли вставить вопрос или иное слово?

Да : пиши раздельно, это предлог Нет: это приставка

Алгоритм употребления Ь после шипящих на конце имён су ществительных.

1-й шаг: Проверяется слово-имя существительное?

Да Нет: проверь по словарю.

2-й шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ) ?

Да Нет: проверь по словарю

3-й шаг: Определи род: женский, мужской.

Женский: Ь пишется Мужской: Ь не пишется

Алгоритм написания НЕ с глаголом.

1-й шаг: Найди в предложении глагол. Есть ли при глаголе отрицание «не»?

Есть Нет: проверять нечего.

2-й шаг: «Не» с глаголом пиши раздельно. Проверь написанное.

Далеко не все правила легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (всего один шаг), по иным – слишком сложным ( например, безударные личные окончания I и II спряжений глагола). Алгоритмический подход эффективен в обучении применению орфографических правил.

8). Упражнения, направленные на совершенствование навыков грамотного письма.

А теперь о некоторых методических приёмах, позволяющих или не допускать ошибок , или быстро их находить и исправлять.



  • 1) C первого класса необходимо вести такую работу, как, письмо с проговариванием. Каждое слово произносится орфографически( т.е. так как пишется). В первом и во втором классе по слогам, называя слог в нём, в третьем и четвёртом классах – по слогам, чётко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.

  • 2) Письмо с комментированием более сложный приём по выработке грамотного письмо. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость:

- Диктант с постукиванием ( во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму );

- Диктант «Найди слова» (учитель диктует предложение и даёт задание:

Подчеркнуть слова с той или иной орфограммой );

- Объяснительный диктант (текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм, т.е. ошибки не предупреждаются. Объяснения написания встретившихся в тексте слов проводится после записи. Дети приучаются анализировать текст с орфографической и грамматической сторон);

- Выборочный диктант (Учащихся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой);

- Зрительный диктант (Отличается от других диктантов тем, что текст, предназначен для записи, прочитывается самими учащимися. Ученики читают текст, находя орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После диктовки учителя учащиеся сами проверяют написанное. );

- письмо по памяти (Как орфографическое упражнение требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст, объясняют все орфограммы, знаки препинания, самостоятельно записывают текст. После записи дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные места»);

- предупредительный диктант (Учитель читает текст по предложениям. Ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Предложение записываются в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялись - подчёркиваются.)

Эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко- буквенного анализа, самоконтроль.



IV Заключение

Применяя на уроках русского языка различные виды упражнений, приёмов, я тем самым решаю главные цели и задачи курса русского языка в начальной школе. Развиваю и совершенствую все виды речевой деятельности, формирую умения и навыки, необходимые для того, чтобы точно и выразительно говорить, писать и слушать на родном языке, воспитываю любовь к родному языку .




  1. Литература

Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю.,ЯковлеваМ.А. Методические рекомендации

для учителя –М.: «Баласс», 2010 год

Волина В.В. Учимся играя .- М. :Новая школа,1994.

Жиренко О.Е.,Гайдина Л.И.,Кочергина А.В. Учим русский язык с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы – М., 2005

Занимательное азбуковедение / Сост. В.В. Волина,- М.; Просвещение , 1991 .

Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : Из опыта работы -М. : Просвещение, 1991.

Минскин Е.М. От игры к знаниям .-М.,1987.

Специальная педагогика:Учеб. пособие Под ред.Н.М.Назаровой 3-е изд.,испр.-М.:Издательский центр «Академия»,2004.

Ушаков Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.-М., 1971.

Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка –М., «Просвещение», 1971.





Смотрите также:
Методическая разработка по русскому языку Русский язык Учитель начальных классов
213.87kb.
1 стр.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку с применением современных информационных технологий
168.88kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по русскому языку Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку
77.25kb.
1 стр.
Программа по русскому языку «Великий, могучий русский язык»
53kb.
1 стр.
Методическая разработка игры по русскому языку «Волшебный квадрат»
116.58kb.
1 стр.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса Учителя начальных классов
1244.98kb.
8 стр.
Занятие для учащихся начальных классов «Автомобили, автомобили…»
131.52kb.
1 стр.
Программа по русскому языку для 3-5 классов школ Беларуси чуп «Инфотриумф» 2005 пмк «Русский язык. Начальная школа»
68.8kb.
1 стр.
Методическая разработка учитель начальных классов моу белосельской сош пошехонского мо ярославской Области
937.92kb.
5 стр.
Учитель начальных классов Колпакова Марина Викторовна. М. В. Колпакова учитель начальных классов моу сош №13 г. Сочи игра «Витаминный ералаш во 2
70.38kb.
1 стр.
Cd-диски русский язык. Литература
108.36kb.
1 стр.
Методическая разработка Сафоновой Ирины Валерьевны, учителя начальных классов гоу яо переславль-Залесской скши№3
878.51kb.
4 стр.