Главная
страница 1страница 2страница 3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


3498 ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

(Произношение. Правописание)
Методические указания и задания

к практическим занятиям

для студентов специальности 6.030301 „Журналистика”

дневной формы обучения
Часть 1


Сумы


Сумский государственный университет

2013
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ


СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


3498 ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

(Произношение. Правописание)
Методические указания и задания

к практическим занятиям

для студентов специальности 6.030301 „Журналистика”

дневной формы обучения
Часть 1

Сумы


Сумский государственный университет

2013


Практический курс современного русского языка. (Произношение. Правописание) : методические указания и задания к практическим занятиям / сост. О. Н. Волкова. – Сумы : Сумский государственный университет, 2013 . – Ч. 1. – 48 с.
Кафедра журналистики и филологии

Тема 1 . Фонетика
Вопросы для изучения


  1. Фонетика, ее предмет и основные единицы.




  1. Принципы слогоделения в русском языке и правила переноса.




  1. Система гласных фонем современного русского языка в сопоставлении с украинским языком.




  1. Система согласных фонем современного русского языка в сопоставлении с украинским языком.




Таблица 1 – Система фонем русского языка


участие

шума

способ образования

участие

голоса

Место образования

Губные

Язычные

губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычные

заднее-

язычные

зубные

небно-

зубные

средне-

небные

заднее-

небные

тв.

мяг.

тв.

мяг.

тв.

мяг.

тв.

мяг.

мяг.

тв.

мяг.

шумные

смычные

глухие

П

П'







Т

Т'










К

К'

звонкие

Б

Б'







Д

Д'










Г

Г'

щелевые /

фрикативные

глухие







Ф

Ф'

С

С'

Ш

Ш:'




Х

Х'

звонкие







В

В'

З

З'

Ж

Ж:'










аффрикаты

глухие













Ц







Ч'










звонкие


































сонорные (смычно-проходные)

носовые

М

М'







Н

Н'
















боковые













Л

Л'
















дрожащие/щелевые вибранты



















Р

Р'

J











И Ы У

Э

О


А





РЯД
подъём

ПЕРЕДНИЙ

средний

ЗАДНИЙ

ВЕРХНИЙ

И

Ы

У

СРЕДНИЙ

Э




О

НИЖНИЙ




А







слоги

УДАРНЫЙ

I ПРЕДУД.

ВСЕ ОСТ.


ПОСЛЕ

ТВЁРДЫХ

СОГЛАСНЫХ

а

о

э



ыэ

ъ


ПОСЛЕ

МЯГКИХ

СОГЛАСНЫХ

а

о

э

иэ
иэ

ь

Таблица 2 – Система фонем украинского языка


Звучність


Спосіб

творення

Співвідношення тону

(голосу) та шуму

Місце творення

Губні

Язикові

Глот-

кова

губно-губні

губно-зубні

передньоязикові

середньоязикові

задньоязикові

фарингальна

тв.

тв.

тв.

м.

м.

тв.

тв.

Шумні

Зімк-нені

зімкнено-проривні

дзвінкі
глухі

Б
П




Д
Т

Д'
Т'





К










зімкнено-щілинні (африкати)


дзвінкі
глухі








ДЗ, ДЖ
Ц, Ч


ДЗ'
Ц'














Щілинні

дзвінкі
глухі






Ф

З, Ж
С, Ш

З’
С'






Х

Г


Сонорні

щілинні




В










І







Сонорні

(зімкнено-прохідні)



носові




М




Н, Н'













бокові










Л, Л'













дрижачи

(вібранти)










Р

Р













Ряд

Ступінь

підняття

передній

задній

високий

і

и

<у>

середній


е

<о>

низький





а



Основні правила складоподілу в українській мові
Усі сполучення приголосних відходять до наступного складу, крім таких випадків:
1. Дзвінкий перед глухим (глухими) належить до попереднього складу.
ВУЗЬ – КО, УЖГОРОД – СЬКИЙ .

дзвінкий глухий (-і)


2. Сонорний перед будь-якими приголосними належить до попереднього складу.
ГОЛ – КА, ВІЙ – НА, СВЕР – ДЛО.

сонорний шумний (-і), сонорний


Класифікація приголосних за звучністю в українській мові
9 сонорних, 11 дзвінких, 12 глухих = 32 приголосних


Сонорні

р

р’

л

л’

н

н’

м

в

j

11 пар глухих і дзвінких приголосних




Дзвінкі

б

д

д’

г

ґ

ж

дж

з

з’

дз

дз’




Глухі

п

т

т’

х

к

ш

ч

с’

с

ц

ц’

ф


Класифікація приголосних за твердістю /м’якістю в українській мові

22 твердих, 10 м’яких = 32 приголосних


9 пар твердих і м’яких приголосних

Тверді

б

п

г

х

ґ

к

ж

ш

дж

ф

в

Тверді

д

т

р

л

н

з

с

дз

ц







М’які

д’

т’

р’

л’

н’

з’

с’

дз’

ц’

j







Напівпом’якшені

перед і



б

п

в

м

ф

ж

ш

ч

г

к

х

ґ

дж



Задания для выполнения
Задание 1. Разделите слова на слоги, дайте характеристику каждого слога. Всегда ли совпадает деление на слоги с правилами переноса?
Газетчик, полка, докторство, уберегли, подставка, освободил, предвестник, головоломка.
Задание 2. Дайте полную характеристику всех звуков, образующих такие слова:
Цель, маски, чутьё, рыбный.
Задание 3. Определите звуки русского языка по описанной артикуляции. Запишите звуки, а затем слова, которые получились.
1.   а) согласный, сонорный, переднеязычный, зубной, смычно-
проходной, боковой, мягкий;

б) гласный, передний ряд, средний подъём, нелабилизированный, ударный;

в) согласный, звонкий, переднеязычный, зубной, фрикативный, мягкий;

г) согласный, звонкий, губно-зубной, фрикативный, мягкий;

д) гласный, передний ряд, верхний подъём, нелабиализованный, ударный;

е) согласный, сонорный, среднеязычный, фрикативный, мягкий;

ж) гласный, передний ряд, средний подъём, нелабилизированный, неударный.

2.   а) согласный, глухой, переднеязычный, зубной, фрикативный, твёрдый;

б) гласный, задний ряд, верхний подъём, лабиализированный, неударный;

в) согласный, звонкий, переднеязычный, зубной, смычный, мягкий;

г) согласный, сонорный, среднеязычный, фрикативный, мягкий;

д) гласный, средний ряд, нижний подъём, нелабиализированный, ударный.
3. а) согласный, глухой, заднеязычный, смычный, твёрдый;

б) гласный, задний ряд, средний подъём, лабиализованный, неударный;

в) согласный, сонорный, переднеязычный, нёбно-зубной, смычно-проходной, дрожащий, твёрдый;

г) согласный, глухой, переднеязычный, зубной, фрикативный, мягкий;

д) гласный, передний ряд, средний подъём, нелабилизированный, ударный;

е) согласный, глухой, переднеязычный, зубной, смычный, твёрдый.


4.   а) согласный, глухой, переднеязычный, небно-зубной, аффриката, мягкий;

б) гласный, средний ряд, нижний подъём, нелабиализированный, ударный.

в) согласный, глухой, переднеязычный, небно-зубной, фрикативный, мягкий;

г) гласный, средний ряд, нижний подъём, нелабиализированный, неударный.


5.   а) согласный, сонорный, среднеязычный, мягкий, зубной, щелевой;

б) гласный, задний ряд, средний подъём, лабиализованный, ударный;

в) согласный, звонкий, переднеязычный, нёбно-зубной, фрикативный, твёрдый.

г) гласный, средний ряд, верхний подъём, нелабиализованный;

д) согласный, глухой, заднеязычный, смычный, твёрдый.

Задание 4. Дайте характеристику звуков в словах русского языка, переведите на украинский язык и сопоставьте звуковой состав этих слов в двух языках. Найдите звуки, которые имеют артикуляционные различия, в чём они заключаются?
Медведь, голубь, цена, четверо, щебет, синтез, пейзажи, кипяток, лист, шесть.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „Журналистика
536.29kb.
3 стр.
Методические указания к практическим занятиям о пропорциях по курсу "рисунок" хдамг 2001
196.86kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
400.63kb.
4 стр.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Организация государственного
329.55kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям Красноярск сфу 2012
429.01kb.
1 стр.
Методические указания для студентов специальности «Управление перевозочным процессом»
1102.77kb.
4 стр.
Общие методические указания по подготовке к практическим занятиям
1753.27kb.
10 стр.
Общие методические указания по подготовке к практическим занятиям
1810.27kb.
10 стр.
Методические указания по выполнению домашнего задания содержат
777.13kb.
5 стр.
Методические указания для студентов 22 1 По подготовке к практическим занятиям 22
370.27kb.
3 стр.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Специальные вопросы экономики» для студентов всех инженерно-строительных
464.62kb.
4 стр.
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск сфу 2011 удк
220.93kb.
1 стр.