Главная
страница 1

ס פ ר

Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “СЭФЕР” (Москва)

Moscow Center for University Teaching of Jewish Civilization “SEFER”

Россия, 119334 Москва В-334, Ленинский проспект, 32-а, корпус “В”, к.808-809

тел/факс: (+7 495) 938-00-70

e-mail: sefer@sefer.ru, students@sefer.ru (студенческие программы)

www.sefer.ru



Леонид Кацис

Русско-еврейская литература как русская и как еврейская литература

Цикл лекций призван предложить новый взгляд на подходы к изучению русско-еврейской литературы, на выбор авторов и произведений, которые включаются в это понятие. Особенностью курса является анализ реакции на еврейский субстрат русскоязычных литературных текстов, написанных евреями, как национально ориентированными, так и отрицающими еврейскую составляющую своего творчества. Одновременно анализируется реакция как русско-еврейского, так и русского литературного и научного сообщества и читателей на выявление и исследование еврейского субстрата произведений и биографий тех писателей-евреев, которые вошли в классику русской литературы. 

 

Программа курса.



1. Русско-еврейская литература как русская и как еврейская литература.

Существуют два подхода к изучению бикультурных литератур на языках окружающего населения или государства. 1) все, что написано на, в нашем случае, русском языке является русской литературой; 2) все определяется самоопределением писателя. Все герои нашего курса определяли себя как русские писатели, тем не менее, ни один из них (а здесь можно вспомнить и В. (З.) И. Эренбурга, Э. Багрицкого, И. Уткина и Ф. Горенштейна, и Г. Кановича др.) не называл себя ни русско-еврейским, ни, тем более, еврейским писателем (в случае Пастернака даже само еврейское происхождение, не говоря уже о заведомо русской кульутрно-религиозной ориентации, было экзистенциальной проблемой). Между тем, все они попадают так или иначе. в сферу изучения русско-еврейской или даже еврейско-русской литературы. В лекции будут представлены проблемы обоих подходов и проанализированы способы разрешения неразрешимых противоречий при обоих подходах.

 

 

2. Исаак Бабель как "свой" в русской литературе и культуре ХХ века.



Исаак Бабель с его французской (с виду) стилистической ориентацией, с его многочисленными не еврейскими поступками в личной и общественной жизни, с его нетипичной для еврея его эпохи литературной маской и выбором героев: бандит и воин (даже участник казацкой конной армии) менее всего похож на участника русско-еврейского литературного процесса. Однако сопоставление его творчества как с реалиями одесской жизни его времени, с описаниями Одессы не еврейскими литераторами (Илья Зданевич) и с сионисткой литературой (сильный [маскулинный]еврей, еврейский казак в ивритской литературе) или сатанинский еврей-половой гигант в литературе антисемитской,  показывает, что "не еврейское" в Бабеле - это то новое еврейское, что привнес в еврейскую жизнь ХХ век. Особое внимание уделяется концепции "Port-Jews Literature". 

 

 



3. "Еврейский" Мандельштам как "чужой" в русской литературе  ХХ-XXI в.

На протяжении многих лет жизнь и творчество Осипа Мандельштама рассматривалось как христианское  (Православное) и сугубо русское. Между тем, и в 1920-е гг., и в 1990-2010-е появлялись и появляются работы, которые ставят его в число писателей с существенной русско-еврейской образной и поэтической компонентой. Более того, Мандельштам писал очевидную русско-еврейскую прозу, однако именно она (за исключением "не еврейских" "Разговора о Данте", "Скрябина и христианства" или "Утра акмеизма") практически исключалась из его последовательного творческого пути. Более того, еврейские киевские очерки 1926 г. вообще не комментировались до самого последнего времени. А вся еврейская компонента исключается из комментариев, например, последнего 3-томника 2009-2001 гг п.р. А.Г. Меца либо излагается там в анекдотическом варианте, однако даже еврейские главы книг Н.Я. Мандельштам полны еврейских подтекстов, которые, однако, не "считываются" их читателями. Однако Мандельштам на протяжении послених 40 лет неизменно входит в справочники еврейских писателей. Описанию трудного процесса постижения "еврейского" в жизни и творчестве О. Мандельштама посвящена эта лекция.

 

 

4. Остап Бендер как "неузнанный еврей" в русской литературе.



Герой дилогии Ильфа-Петрова давно подозревался на еврейскость (М. Каганская, З. Бар-Селла). Однако лишь в самое последнее время стали ясны такие простые "еврейские" слова как "комбинатор или "комбинация", "турецко-подданый" и даже "Ляпис" (Лапидус) из Ляписа-Трубецкого. введение в оборот ранних рассказоа Ильфа (Повелитель евреев и т.п.) вывели сугубо еврейский слой знаменитых романов за пределы чисто русской литературы. Более того, в разговоре с Б. Пастернаком в годы разгула сталинского антисемитизма В. Гроссман (по воспоминания Вяч. Вс. Иванова) назвал Бендера "главным героем Русской литературы ХХ века". Как это могло произойти, на чем было основано и что все это означает - будет показано в лекции.

 

5. Борис Пастернак - с вой в русской литературе и "чужой-свой" для евреев.



Личные высказывания Б. Пастернака однозначно выделяют его из списка предшествующих авторов. Более того, высказывания о судьбе еврейства его героя Михаила Гордона (евреям надо рассеяться, после Христа нет наций и т.д.) делают, с виду, невозможным его рассмотрение в рамках даже предельно гипотетического отношения к русско-еврейской культуре. Между тем, его участие в переводе стихов П. Маркиша о Михоэлсе (которое он впоследствии отрицал), его встреча с А. Суцкевером в 1944 (которую он впоследствии отрицал), его участие в обсуждении Крымской проблемы (сведения из дела Еврейского антифашистского комитета), и т.д. наряду с крайне острой реакцией евреев на "Доктора Живаго", сохранившиеся на идише и на иврите, заставляют внимательнее всмотреться в то отрицание еврейства, которое и в 1958 г. (Ю. Марголин)  и в 2010 (Д. Сегал) было отмечено как чисто еврейское, заставляют взглянуть на создавшуюся ситуацию с еврейской точки зрения, которая позволит увидеть сколь плотно это отрицание еврейства было замешано на вытеснении из себя русско-еврейского, одесско-еврейского и немецко-еврейского субстратов.

 


Смотрите также:
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
16.71kb.
1 стр.
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
29.21kb.
1 стр.
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
221.44kb.
1 стр.
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
28.34kb.
1 стр.
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
40.61kb.
1 стр.
Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “сэфер” (Москва)
14.11kb.
1 стр.
Кемеровского государственного сельскохозяйственного института
5875.22kb.
76 стр.
Для студентов и преподавателей экономических вузов, аспирантов, научных сотрудников, практических работников в области финансовой деятельности организаций (предприятий)
66.65kb.
1 стр.
Программа VII всероссийской конференции преподавателей и научных работников
171.01kb.
1 стр.
Основы кредитной системы обучения в казахстане
2940.8kb.
14 стр.
Абрамович И. И. Металлогения. М.: Геокарт-геос, 2010 328 с.
36.31kb.
1 стр.
Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных дисциплин в технических вузах в современных условиях
5340.21kb.
28 стр.