Главная
страница 1


ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
И.С.Санду, д.э.н., профессор

А. Бобиков, к.э.н.,

Е. Дроздов, соискатель ГНУ ВНИИЭСХ
Передовой опыт стран, добившихся наибольших успехов в освоении инноваций, показывает, что наиболее перспективной формой, позволяющей решать вопросы венчурного инвестирования в максимально сжатые сроки является частно-государственное партнерство, то есть государству принадлежит ключевая роль в становлении нового механизма инвестирования.

С целью создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и продвижения наукоемких технологий и продуктов, была создана ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), которая представляет собой государственный фонд венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка инновационного сектора страны. Уставной капитал РВК сформирован из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 15 млрд.руб.

Механизм инвестирования средств Российской венчурной компании в реальный сектор экономики предполагает вложения в венчурные фонды, причем доля РВК в каждом фонде составит 49%, а частным инвесторам достанется 51%.

Речь идет о том, что ОАО «РВК» приобретает инвестиционные паи Венчурных фондов для решения ряда задач, в том числе:



  • совершенствования инновационной инфраструктуры Российской Федерации;

  • развитие новых инновационных компаний;

  • поощрения и совершенствования связи науки, образования и инновационного бизнеса;

  • продвижения создаваемых в России новых технологий и технологических продуктов на отечественном и международном рынке;

  • поощрения спроса на новые технологии и инновации;

  • освоения лучших практик международного венчурного инвестирования и создание партнерских связей между управляющими компаниями международных венчурных инвестиционных фондов и управляющими компаниями венчурных фондов Российской Федерации;

  • совершенствования механизмов коллективных инвестиций и структурирования инновационного бизнеса в Российской Федерации.

Механизм частно-государственного партнерства, реализуемый в рамках Российской венчурной компании для частных компаний может быть осуществлен в следующих формах: а) соучредителем венчурного фонда, инвестировав свои средства, б) как венчурная управляющая компания, в) за счет государственных средств для финансирования инновационных проектов, при этом максимально снизив потребность в собственных средствах и инвестиционные риски.

Проанализировав эффективность развития реального сектора экономики Московской области, можно отметить, что для привлечения средств Российской венчурной компании в аграрную сферу региона необходимо при поддержке Правительства и Министерства сельского хозяйства и продовольствия создать или выбрать управляющую компанию, которая способна решать проблему формирования венчурного фонда АПК в форме закрытого паевого инвестиционного фонда и нахождения инвесторов и интересных проектов.

При этом, основными целями деятельности создаваемого венчурного фонда будут:


  • создание индустрии венчурного инвестирования в аграрной сфере Московской области;

  • развитие инновационной сферы АПК;

  • развитие экономики отрасли и региона,

а основными функциями:

  • инвестиции в инновационные проекты реализуемые в аграрной сфере Московской области;

  • активное участие в управлении инновационными проектами;

  • организация и проведение деловых встреч, семинаров, конференций и других мероприятий, направленных на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности в аграрной сфере региона.

Капитал, аккумулированный в фонде, в соответствии с требованиями РВК должен составить от 625 до 1560 млн. рублей (верхняя граница диапазона задается ориентировачно), и может быть сформирован за счет трансфертов из регионального бюджета, средств предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, агрохолдингов и прочих заинтересованных инвесторов,

Интерес частных инвесторов к фонду будет обеспечен возможностью разделения с государством инвестиционных рисков, условиями, сроками и стоимостью привлечения государственных средств (Российская венчурная компания предоставляет средства на срок до пяти лет, максимальная стоимость которых составит 3% годовых в рублях, но не больше уровня инфляции), а также возможностью получения высокого дохода на инвестированный капитал. По данным Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования средняя доходность российских венчурных фондов составляет 30 – 40% годовых.

При этом возрастает роль управляющей компании в качественном управлении активами фонда и максимально прибыльном вложении средств обеспечивается условиями соглашения о доверительном управлении, по которым вознаграждение составляет – 2,5% от активов фонда в год на текущие расходы и 20% от чистой прибыли фонда по итогам работы, что является общепринятой мировой практикой. Бюджетная эффективность обеспечивается за счет ускоренного становления системы венчурного инвестирования, быстрого развития инновационных компаний, что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений.

По предварительным расчета венчурный фонд АПК Московской области ежегодно должен проинвестировать не менее 8 инновационных проектов в течение 5 лет, по истечении которых фонд может либо продолжить деятельность, либо быть расформирован.

В тоже время необходимо учитывать, что проводить инвестиционную деятельность венчурному фонду приходится в условиях финансового кризиса отсутствия сформированной вертикально интегрированной региональной инновационной системы, что существенно усложнит задачу по выбору наиболее перспективных проектов.

Наблюдается определенная несбалансированность складывающаяся в инновационном секторе экономики: стимулирование инвестиционной деятельности совершенно не затрагивает самые ранние стадии («посевная» стадия, seed-stage) инновационного процесса. Тогда как для получения 3 – 4 проектов, представляющих интерес для венчурных фондов, необходимо профинансировать порядка 10 «посевных» проектов, из которых большая часть окажется коммерчески бесперспективной. Именно на ранней или «посевной» стадиях находятся большинство научных разработок, и именно эта стадия придает устойчивость пирамиде инновационного процесса. Без построения финансового механизма, который бы формировал самую нижнюю часть пирамиды венчурный бизнес не сможет стабильно и устойчиво развиваться.

Одним из приоритетных проектов, финансируемым венчурным фондом в ближайшее время должно стать формирование инновационной инфраструктуры аграрного сектора экономики Московской области. При реализации такого проекта необходимо предусмотреть завершение создания сети районных (межрайонных) инфрмационно-консультационных служб, с уделением особого внимания развитию их бизнес-инкубационной составляющей, и объединения всех элементов инновационной инфраструктуры посредством единой информационной системы на уровне региона.

В целом формирование венчурного фонда будет способствовать развитию рынка венчурных инвестиций в аграрной сфере, что позволит решать проблемы финансирования инновационного процесса, т.е. появится возможность сформировать механизм инвестиционно-инновационного развития агропромышленного комплекса Московской области.






Смотрите также:
Финансовый механизм развития аграрного сектора экономики региона
49.49kb.
1 стр.
Современная парадигма управления финансовыми ресурсами предприятий аграрного сектора экономики Украины
78.85kb.
1 стр.
Основные проблемы развития аграрного сектора экономики россии и пути повышения объективности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
124.99kb.
1 стр.
Первая сельскохозяйственная «восьмерка» завершила работу. Участники первой в истории сельскохозяйственной «восьмерки» утвердили основные принципиальные задачи развития и деятельности мирового аграрного сектора, передает итар-тасс
22.2kb.
1 стр.
Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования
96.62kb.
1 стр.
Слияние компаний как механизм повышения глобальной конкурентоспособности нефтяного сектора российской экономики
36.82kb.
1 стр.
Технологическая модернизация аграрного сектора экономики: теория и практика
268.07kb.
1 стр.
Реферат оценка и прогноз экономической безопасности белгородской области
1538.16kb.
7 стр.
Деятельности региона
1872.37kb.
9 стр.
Адаптация развития агропромышленного комплекса к трансформации агрометеорологических факторов б. А. Ашабоков, А. А. Блиев, А. Х. Маремшаова
680.82kb.
6 стр.
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях мирового финансового кризиса
93.51kb.
1 стр.
В. М. Рынков1 Государственное регулирование аграрного рынка Сибири в годы Первой мировой войны в оценках Омского сельскохозяйственного и кооперативного съезда
196.92kb.
1 стр.