Главная
страница 1


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии

Программа дисциплины
«Мода и политика»
для направления 030200.62 «Политология»

подготовки бакалавра





Рекомендована секцией УМС

«Политология»

Председатель Л.В. Поляков

______________________________

«_____» __________________ 2008 г.


Одобрена на заседании кафедры

Прикладная политология

Зав. кафедрой Урнов М.Ю.

______________________

«_____» ______________2008 г.


Утверждена УС

Факультета прикладной политологии

Ученый секретарь

д.и.н., проф. И.Б. Орлов

______________________________

«_____» __________________ 2008 г.






Москва, 2009



Пояснительная записка
Автор программы: д.п.н. Маркелов Кирилл Вячеславович.
Требования к студентам:
Дисциплина «Мода и политика» предназначена для студентов 2 курса бакалавриата факультета прикладной политологии.

Для успешного освоения материала курса студенты должны владеть знаниями в области культурологи, психологии, социологии, политологии в объеме федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.


Связь курса с другими дисциплинами

а) Связь курса с дисциплинами, читаемыми в течение первого года обучения

Курс с дисциплинами «Социология (введение)» и «Психология (введение)».

В нем, в частности, затрагиваются такие социологические понятия как «социальное пространство», «социальная стратификация», «мобильность», «общественное мнение» и пр. В рамках курса рассматриваются политологические и социологические концепции «моды».

При освещении законов карьеры активно используются некоторые фундаментальные понятия психологии (эмоции, чувства, мотиваци, фрустрация, агрессия и др.)



б) Место курса в структуре политологических дисциплин, читаемых в бакалавриате

В общей структуре политологических дисциплин, даваемых студентам за все время обучения в бакалавриате, данный курс является элементом «нулевого цикла».

Следующий цикл составляют дисциплины второго и третьего года обучения: «История политических учений», «Сравнительная политология», «Социальная и политическая психология», «Политическая социология», «Государство и бюрократии», «Методы анализа политических процессов» и т.д.

Последний цикл образуют дисциплины специализации, читающиеся на четвертом году обучения.


Цель курса
Цель данного курса – дать студентом представление о взаимодействии моды и политики в современном информационном обществе.
Задачи курса
В соответствии с поставленной целью, курс решает следующие задачи:


  1. введение студентов в круг базовых понятий и категорий курса.

  2. знакомство студентов с базовыми психологическими законами формирования канонов массовой и высокой моды.

  3. знакомство студентов с алгоритмом работы модных стандартов поведения в политической сфере.

  4. выработка у студентов первичных навыков эффективного применения навыков анализа взаимодействия моды и политики в современном информационном обществе.

Тематический план учебной дисциплины


Тема

Всего часов
Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Семинарские и практические занятия



Краткая история моды

18

5

2

11



Мода и общество

18

5

2

11



Массмедиа в формировании канонов моды

18

5

2

11



Роль моды в преодолении политических кризисов

18

5

2

11



Влияние моды на политическое поведение

18

5

2

11



Мода и политический прогноз

18

5

2

11

ИТОГО

108

30

12

66


Формы контроля:


  • Текущий контроль: осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым произведениям и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ.

  • Рубежный контроль осуществляется в форме домашнего задания по итогам модуля.

  • Итоговый контроль – зачет.



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах

  • домашнее задание

  • зачет



Алгоритм формирования оценки таков:

  • вес работы на семинарах – W работа на семинарах = 0,3

  • вес оценки за домашнее задание – W д.з. = 0,2

  • вес ответа на зачете W ответ на зачете = 0,5



Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма четырех оценок за работу на семинарах (О работа на семинарах), домашнее задание (О д.з.) и ответ на зачете (О ответ на зачете):

Орез = (W работа на семинарах х О работа на семинарах) + (W д.з. х О д.з.) + (W ответ на зачете х О ответ на зачете)


Указанная схема формирования итоговой оценки применяется только при наличии положительного результата выполнения экзаменационной работы (т.е. при получении студентами не менее 4 баллов). В противном случае независимо от итоговой суммы баллов работа студента оценивается как «неудовлетворительная».



Оценка в 5-тибалльной и 10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.
Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системе.


По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2- неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3- удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4- хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5- отлично


Содержание программы:

Тема 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОДЫ
Происхождение одежды и нательных украшений. Этнография и культурология костюмов древних цивилизаций. Формирование западноевропейского костюма. Роль Парижа в распространении канонов моды. Зарождение "от кутюр": Дом моды Чарлза Ворда. От "прекрасной эпохи" к позднему модерну: реформа Поля Пуарэ. Творческий путь Шанель. Психосоциальные предпосылки зарождения стиля нью лук Кристиана Диора. Экономические и политические предпосылки зарождения пре-а-порте. Формироаание массовой моды: стили джинсовый, мини, унисекс, хиппи, поп-арт, граффити, кижуаль. Основные тенденции современной моды.
Тема 2. МОДА И ОБЩЕСТВО
Сфера распространения понятия моды: модные стандарты, объекты, ценности. Признаки, свойства, функции, ценностные компоненты моды. Социальные аспекты моды. Мода как явление массовой коммуникации. Средства передачи сигналов моды. Типы участников массовой коммуникации в моде. Категории респондентов, принимающих информационные сигналы моды. Факторы подражания и психической заразы в моде. Формирование коллективной и индивидуальной установки на приобретение модной вещи. Особенности формирования спроса на массовую и эксклюзивную моду.

Тема 3. МАССМЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ КАНОНОВ МОДЫ
Понятие канона применительно к моде. Пресса как основной механизм канонизации. Методология изучения спроса на моду: особенности формирования обратной связи от целевой аудитории к массмедиа. Фактор улицы в распространении концепций молодежной моды. Уличная мода в СМИ: язык тинейджерской тусовки как основное средство доставки нового канона моды в молодежную среду. Телевидение как основной инструмент раскрутки канона моды. Особенности подготовки мифологических материалов о кутюрье, стилистах, топ-моделях. Значение массмедиа в разрушении устаревших и создании новых канонов и идолов моды.
Тема 4. РОЛЬ МОДЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ
Краткая история политических кризисов ХХ века. Типология политического кризиса. Социальные, культурные, экономические, информационные факторы преодоления политического кризиса. Мода как интегральный компонент преодоления политического кризиса. Анализ примеров успешного преодоления политического кризиса в США и Западной Европе при помощи внедрения новых модных социальных мифов, стандартов и стереотипов поведения.
Тема 5. ВЛИЯНИЕ МОДЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Политическое поведение как предмет исследований политологии и политической психологии. Понятие модной тенденции поведения. Описание и анализ основных модных тенденций и стилей ХХ и ХХI вв., оказывающих влияние на политическое поведение масс, политических лидеров и глав государств. Глубинная и вершинная психология в моде и политике. Методы анализа глубинного запроса общества на определенный тип политика и стиль политического поведения. Проблема соотношения политического запроса и политической моды. Политический кризис как следствие конфликта между глубинными потребностями общества и политической модой.

Тема 6. МОДА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
Политический прогноз как предмет исследования политологии и политической аналитики. Виды и методы политических прогнозов. Политический прогноз на основе учета развития тенденций моды. Особенности применения данного вида прогноза в отношении политических систем, политических лидеров и глав государств. Историко-коммуникативный анализ динамики влияния модных тенденций на эволюцию и революцию политических систем, смену политических лидеров и глав государств.

Основная литература:
Горбачева Л.М. Костюм ХХ века. М., 1996.

Гофман А.Б. Мода и люди. М., 1994.

Ефремова Л.К. С точки зрения города и деревни /Мода: за и против. Сборник статей. М.,1973.

Зайцев В. Такая изменчивая мода. М., 1980.

Информационная политика /Учебник. М.,2003.

Кантор К.М. Мода как стиль жизни /Мода: за и против. Сборник статей. М., 1993.

Киреева Е.В. О культуре одежды. Л., 1970.

Которн Н. История моды в ХХ веке. Спб.,1998.

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.

Любимова Т.Б. Мода и ценности /Мода: за и против. Сборник статей. М., 1973.

Мир политической науки /Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории. М., 2004.

Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.,2004.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. М., 1997.

Парсонс Т. О понятии «политическая власть» /Антология мировой политической мысли. М., 1997, Том 2.

Петров А.В. Мода как общественное явление. Л., 1974.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2003.

Терешкович Т.А. Словарь моды. Минск, 1999.

Хейвуд Эндрю. Политология: Учебник для студентов вузов. М.,2005.


Дополнительная литература:
Андреева Р.П. Энциклопедия моды. Спб., 1997.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения. М., 1990.

Викетьев И.Л. Приемы рекламы и pablic relations. Спб.,1999.

Гульченко И.Г. Социальная сущность маркетинга //Вест. Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 1996, № 2.

Мерцалова М.Н. История костюма. М.,1972.

Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.,2003.

Рассел Б. Власть. Социальный анализ /Антология мировой политической мысли. М., 1997, Том 2.

Чалдини Р. Психология влияния. Спб.,1999.

Энджел Дж. и др. Поведение потребителей. Спб.,1999.

Темы домашнего задания

Темы домашнего задания будут утверждаться на одном из семинарских занятий.



Вопросы к зачету
1. Сфера распространения понятия моды: модные стандарты, объекты, ценности.

2. Признаки, свойства, функции, ценностные компоненты моды.

3. Мода как явление массовой коммуникации.

4. Средства передачи сигналов моды.

5. Типы участников массовой коммуникации в моде.

6. Категории респондентов, принимающих информационные сигналы моды.

7. Факторы подражания и психической заразы в моде.

8. Формирование коллективной и индивидуальной установки на приобретение модной вещи.

9. Понятие канона применительно к моде. Пресса как основной механизм канонизации.

10. Методология изучения спроса на моду: особенности формирования обратной связи от целевой аудитории к массмедиа.

11. Фактор улицы в распространении концепций молодежной моды. Уличная мода в СМИ: язык тинейджерской тусовки как основное средство доставки нового канона моды в молодежную среду.

12. Телевидение как основной инструмент раскрутки канона моды. Особенности подготовки мифологических материалов о кутюрье, стилистах, топ-моделях.

13. Значение массмедиа в разрушении устаревших и создании новых канонов и идолов моды.

14. Краткая история политических кризисов ХХ века. Типология политического кризиса.

15. Социальные, культурные, экономические, информационные факторы преодоления политического кризиса. Мода как интегральный компонент преодоления политического кризиса.

16. Анализ примеров успешного преодоления политического кризиса в США и Западной Европе при помощи внедрения новых модных социальных мифов, стандартов и стереотипов поведения.

17. Понятие модной тенденции поведения. Описание и анализ основных модных тенденций и стилей ХХ и ХХI вв., оказывающих влияние на политическое поведение масс, политических лидеров и глав государств.

18. Глубинная и вершинная психология в моде и политике. Методы анализа глубинного запроса общества на определенный тип политика и стиль политического поведения.

19. Проблема соотношения политического запроса и политической моды.

20. Политический кризис как следствие конфликта между глубинными потребностями общества и политической модой.

21. Политический прогноз как предмет исследования политологии и политической аналитики.

22. Виды и методы политических прогнозов.

23. Политический прогноз на основе учета развития тенденций моды. Особенности применения данного вида прогноза в отношении политических систем, политических лидеров и глав государств.

24. Историко-коммуникативный анализ динамики влияния модных тенденций на эволюцию и революцию политических систем, смену политических лидеров и глав государств.



Автор программы ____________________________________ К.В.Маркелов



Смотрите также:
Программа дисциплины «Мода и политика»
116.05kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика сша»
753.51kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Европейская политика и институты Европейского союза»
653.05kb.
8 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика окружающей среды»
239.33kb.
1 стр.
Интересные факты о моде
15.5kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»
409.79kb.
4 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика Великобритании»
262.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика Германии»
295.44kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика Испании»
365.99kb.
1 стр.
Программа «Мировая политика»
44.89kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»
264.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Кадровая политика и кадровый аудит»
344.72kb.
1 стр.