Главная
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9

6. Воспитательные системы

В настоящее время и отечественные и зарубежные педагоги пришли к выводу, что сфера воспитания - особая сфера, и она никак не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Мало того, задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагогов в сферу воспитания. Поэтому есть все основания рассматривать дидактическую систему, охватывающую учебную деятельность школьников и методическую работу учителей, как подсистему более широкой системы, а именно - воспитательной системы школы, которая отнюдь не сводится к системе воспитательной работы в ней (под системой воспитательной работы обычно понимают систему внеучебных воспитательных мероприятий).

Когда используется понятие "система", то подразумевается составленное из частей соединение, целое, совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи, взаимодействии друг с другом, образуя единство; свойства системы не сводятся к сумме свойств и качеств элементов, входящих в ее состав. Компоненты системы имеют строго определенный для каждого объекта порядок расположения относительно друг друга, образуя структуру системы. При этом существует иерархия компонентов, что определяет их соподчинительные взаимозависимые связи. Место в структуре каждого компонента тесно связано с его функцией, целевым назначением, специфической ролью в действии и развитии системы. При этом выделяется системообразующий компонент, который в первую очередь определяет направленность действия механизма системы; его изменение переводит систему на новый уровень в ее развитии. Чаще всего системы бывают открытыми, т.е. связанными с другими, более крупными, и входят в их состав в качестве подсистем.

Признаками любой системы являются:



  • наличие компонентного состава, структурность;

  • многоуровневость, иерархичность (субординация) компонентов;

  • присутствие системообразующего компонента;

  • зависимость функций каждого компонента от его места в системе;

  • обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

  • несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

  • взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более "широких" и содержать в себе более "мелкие" в качестве подсистем.

Необходимо отметить, что воспитательные системы, принадлежащие к разряду социальных объектов, обусловлены многообразными социальными связями и отношениями, следовательно, имеют свою специфику. Существенным для воспитательных систем является то, что они всегда целенаправленны, динамичны, способны к саморегуляции, самоорганизации, т.е. могут за счет внутренних ресурсов изменять и совершенствовать свою структуру.

Таким образом, воспитательная система школы включает: комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей, управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы.

Важно обратить внимание, что воспитательная система любой школы включает в себя прежде всего блок целей, осмысленных и принятых педагогическим коллективом. Если их нет, то нет и системы. Иначе - важно не только думать о том, что и как делать, но и во имя чего создавать систему.

Воспитательная система как самоорганизующая структура проходит этапы своего становления, оптимального функционирования, затем - перестройки. Движущими силами здесь выступают противоречия между:



  • замыслом лидера или лидирующей группы (исходной концепцией) и реальным состоянием педагогического процесса;

  • традициями и новациями;

  • самой школой и окружающей ее средой.

Процесс развития воспитательной системы идет неравномерно и требует непрерывной корректировки, что осуществляется путем управления извне и саморегуляции. При этом следует руководствоваться принципом комплиментарности, суть которого заключается в умении сочетать порядок и беспорядок, яркие интересные дела и рутинность прозы жизни; серьезность и шутку, заботу и строгость, предоставление свободы действий и непререкаемый тон распоряжений.

В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике имеется разнообразный опыт создания разнообразных воспитательных систем.Они связаны с именами Монтессори, Штейнера, Френе, Нейлла, Шацкого, Макаренко, Сорока-Росинского, Ривеса, Шульмана, Брюховецкого, Сухомлинского, Караковского, Захаренко, Католикова, Тубельского, Иванова, Ямбурга и др.


Литература


  1. Педагогика: Учебное пособие /Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.

  2. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.

  3. Байбородова Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школы. - Псков, 1994.

  4. Воспитательная система школы: аспект моделирования. - Псков, 1994.

  5. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. - М.: Знание, 1989.

  6. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие /Под ред. Е.Н.Степанова. - Псков, 1997.

  7. Филонов Г.Н. Воспитательный процесс как открытая система //Педагогика. - 1998. - № 8. - С. 35.

  8. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1994.

  9. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.

  10. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. - М., 1998.


Вопросы и задания


  1. Используя рекомендуемую литературу, дайте характеристику одной из воспитательных систем (по выбору), обращая внимание на содержательные характеристики ее компонентов.



Заключение

Процесс воспитания рассмотрен в единстве его содержательной и процессуальной сторон.

С точки зрения содержания он рассматривается как приобщение воспитанников к системе социальных идей о ценности явлений окружающей действительности, восприятие которых помогает им строить собственные отношения с миром и с самим собой.

С процессуальной стороны воспитание определяется как сложная самоуправляющаяся система, структурным элементом которой является воспитательная ситуация, строящаяся на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Единство этих двух сторон - основной признак анализа процесса воспитания, а их разрывом могут быть объяснены многие из неудач при попытках раскрыть его сущность.

Основой процесса воспитания как целостного явления является идея единства воспитательных целей. В содержательном отношении это единство предполагает единую иерархическую систему социальных идей, выражающих, в свою очередь, определенную систему ценностей. В профессиональном отношении наиболее приемлемым оказывается понятие "позиция личности", отражающее степень выборности воспитанником значимости явлений окружающей действительности, с которой он сталкивается, что позволяет ему строить собственное поведение.

Содержание


Введение 7

1. Процесс воспитания,


его теоретико-методологические основы 8

1.1. Понятие и структура процесса воспитания, его свойства. 8

1.2. Методологические основы процесса воспитания и его сущность. 16

1.3. Закономерности и принципы процесса воспитания. 23

2. Цели, задачи и содержание
процесса воспитания 25

2.1. Понятие и структура целей и задач воспитания. 25

2.2. Содержание процесса воспитания. 31

3. Методы воспитания 40

3.1. Методы и приемы воспитания. Формы воспитательной работы. 40

4. Результативность воспитательного процесса


и ее выявление 51

5. Теория коллектива 58

5.1. Детский коллектив и личность. 58

6. Воспитательные системы 67

Заключение 70



Учебно-методическое издание
Марина Петровна Попова

Теория и методика

воспитания

Учебно-методическое пособие

Редактор:

Н.М.Крексунова


Компьютерная верстка:

Г.А.Быстрова

________________________________________________________________

Лицензия ЛР № 020815 от 21.09.98

Подписано в печать 04.03.2002. Объем 3,75 п.л. Тираж 100 экз.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.

173003, Великий Новгород, Б.Санкт-Петербургская, 41.

Оригинал-макет изготовлен в ИНПО НовГУ.

173007, Великий Новгород, Чудинцева, 6.

Отпечатано в фирме "Бумеранг".



173001, Великий Новгород, Стратилатовская, 15.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса
477.91kb.
4 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Лекция №1. Вопросы: Перечислить основные понятия предмета «Теория и методика физического воспитания»
62.16kb.
1 стр.
Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский язык, неязыковой вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
317.1kb.
1 стр.
Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) 13. 00. 02- теория и методика обучения и воспитания
359.78kb.
1 стр.
Букваристика как саморазвивающаяся методическая система
630.99kb.
3 стр.
Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
609.31kb.
4 стр.
Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
566kb.
4 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.