Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 8страница 9

2.2. Содержание процесса воспитания.



Содержание как философская категория отображает внутреннюю основу существования предмета (явления), побудительную силу, являющуюся источником развития предмета (явления).

По отношению к процессу воспитания содержание воспитания - это внутренняя основа его функционирования и развития.

Из определения воспитания как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание воспитания можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:

1) системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;

2) опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;

3) опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;

4) опыте творческого преобразования окружающей действительности.

Каждый элемент выполняет определенные функции. Так, система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении. Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественно и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценно­стной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.

Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности, а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе. Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.

Все указанные элементы содержания воспитания взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит учитель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками (познакомить...; убедить в необходимости…; показать значимость-ценность; создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность...; показать возможные пути выполнения...; помочь организовать...; создать условия для проявления инициативы, самостоятельности; создать условия для действенного проявления сочувствия, для оказания помощи, поддержки).

Вопрос о внутреннем наполнении элементов содержания воспитания связан с постановкой частных и конкретных целей воспитания, т.е. формирование гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позиций личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Рассмотрим содержание воспитательной работы по каждому из выделенных направлений.

Сущность гражданской позиции личности заключает, как уже рассматривалось ранее, в ценностном отношении школьника к явлениям общественно-политической жизни, к идеалам общества, в котором он живет.

В Словаре современного русского языка под редакцией С.И.Ожегова гражданин определяется, во-первых, как лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства, во-вторых, как человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе. Анализ данных определений позволяет выделить явления социальной действительности, которые в процессе воспитания воспринимаются (или не воспринимаются) школьниками как ценности, т.е. происходит становление системы ценностных отношений.

Для более сконцентрированного выражения направлений воспитательной работы по гражданскому воспитанию представим их в виде схемы (см. схему 3).


Схема 3. Направления работы по гражданскому воспитанию.
Цель - активная гражданская позиция

(как система ценностных отношений к)




Отечество (Родина)

Общество

Государство

Закон - Конституция

История

Традиции, обычаи

Достижения

национальной

культуры

Региональные

природные условия

Население, народ



Экономическое

устройство

Общественные

организации



Политическое

устройство

Внутренняя политика

Внешняя политика



Права
Обязанности

качества личности





патриотизм

экономическая, общественная грамотность,

активность




политическая грамотность, политическая активность
интернационализм

правовая

грамотность


правовая дисциплинированность

реализуется через решение воспитательных задач




1…2…3…4… 1…2…3…4… 1…2…3…4… 1…2…3…4…


(ориентация на элементы содержания воспитания)

1) познакомить…; убедить в необходимости; показать значимость (ценность)…;

2) создать условия для проявления чувства гордости, радости, восхищения, огорчения, негодования, отвращения и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность…;

3) показать возможные пути решения задачи, выполнения деятельности по…; помочь организовать…; помочь подобрать оптимальные способы выполнения…; др.;

4) создать условия для проявления инициативы, самостоятельности, для поиска нестандартных новых путей выхода из ситуаций, решения поставленных задач, разрешения возникших проблем.

Необходимо сказать, что значимость гражданского воспитания для развития личности растущего человека трудно переоценить. Недаром прогрессивные мыслители как прошлого, так и настоящего связывают личное достоинство человека с его гражданским достоинством. Вот как писал об этом Н.М.Карамзин: "Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетель служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма…".

Тем не менее история развития нашего общества и школы показывает, что не всегда проблеме формирования гражданского самосознания уделялось и уделяется должное внимание. Нельзя не согласиться с замечательным деятелем просвещения, писателем-педагогом второй половины XIX века А.А.Мусиным-Пушкиным, который с горечью отмечал: "Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности… Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие - образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями".

Нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений школьника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе. Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость, и проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, грубости, наглости.

Содержание работы по нравственному воспитанию определяется также задачами, основанными на выделенных элементах содержания воспитания.

Необходимо отметить, что одним из направлений по нравственному воспитанию является семейное воспитание, в основе которого - формирование у школьников ценностного восприятия представителей противоположного пола и семьи как основной сферы жизнедеятельности человека.

Сущность деловой позиции личности заключается в принятии школьником человеческого труда, его видов и его продуктов как ценности. Содержанием деловой позиции можно считать, во-первых, потребности в интеллектуальной и трудовой деятельности, во-вторых, интеллектуальные и трудовые умения и навыки, в-третьих, осознанность в выборе профессиональной деятельности.

Деловая позиция проявляется через такие качества личности, как деловитость, собранность, аккуратность, целеустремленность, настойчивость, организованность, вдумчивость, предприимчивость и др.

Эстетическая позиция личности проявляется через систему ценностного отношения школьника к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержанием этих отношений является возможность и способность школьника оценивать выделенные явления с позиции прекрасного, что предполагает наличие эстетического вкуса. В свою очередь, можно предположить, что оценка явлений и предметов окружающей действительности как "прекрасное - безобразное" осуществляется через восприятие гармонического в них, ведь гармония определяется как "соразмерность и упорядоченность частного и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта" (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 108).

Направления по эстетическому воспитанию определяются компонентами системы отношений (экологическое, художественное, физическое). Содержание же эстетического воспитания определяется задачами, вытекающими из четырех элементов содержания воспитания.

Необходимо сказать, что все направления воспитательной работы образуют сложную нелинейную систему.

Так, позиция интернационалиста, патриота, гражданина своей страны - это конкретизация не только гражданской, но и нравственной позиции; сущность воспитания правовой культуры школьников является не только принятие воспитанником закона как социальной ценности, но и формирование его дисциплинированности, его гражданской позиции, т.е. реализация целей, конкретизирующих гражданскую и нравственную позицию воспитанника. Цель природо-охранительного воспитания включает, наряду с формированием бережного отношения к природе как общенародной ценности, воспитание эстетического отношения к ней. Очевидно, что отношения к деятельности людей и своей собственной - выражение нравственной и деловой позиций воспитанника, а его стремление к эстетическому идеалу отражает не только эстетическую, но и нравственную, гражданскую позицию.


Литература
I. Общие подходы.

  1. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1994.

  2. Педагогика: Учебное пособие /Сластенин В.А. и др. - М., 1997.



II. Гражданское воспитание.

  1. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости //Анто­логия педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987.

  2. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры //Воспи­тание школьников. - 1996. - № 5.

  3. Мусин-Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы //Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ в. - М., 1990.

III. Нравственное воспитание.



  1. Виноградова Н.Д. Привычка - основа нравственного воспитания //Педагогика. - 1997. - № 5.

  2. Лобок А., Козлов В. Нравственные основы педагогики //Народное образование. - 1996. - № 10.

  3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Становление нравственности //Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М., 1979. - Т. 1.

  4. Шнекендорф З. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. - 1997. - № 2.


IV. Трудовое воспитание.

  1. Борисова Е.М., Логинова Т.П. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

  2. Друзина Н. и др. Помощь в выборе пути //Народное образование. - 1996. - № 9.

  3. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. - М., 1986.

  4. Пашкова А. Труд как средство воспитания //Педагогика. - 1992. - № 7-8.

  5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Труд в духовной жизни подростка //Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М., 1979. - Т. 1.

V. Эстетическое воспитание.



  1. Беркин Н. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика. - 1995. - № 2.

  2. Верб М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. - СПб., 1997.

  3. Неменская Л.А. Эстетический характер самосознания школьников //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  1. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании //Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ в. - М., 1990.

  1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Источники эстетических чувств //Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М., 1979. - Т. 1.


Вопросы и задания


  1. Представьте в структурном виде направления воспитательной работы по нравственному, семейному, трудовому, эстетическому воспитанию.

  2. Сформулируйте задачи по отдельному направлению воспитательной работы (по выбору), не забывая ориентироваться на содержательные компоненты содержания воспитания, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

  3. Определите, в чем заключается взаимосвязь процессов становления гражданской, нравственной, деловой, эстетической позиций личности?

  4. Согласны ли Вы с мыслью о том, что основу механизма интернализации социальных идей, отражающих определенные ценности, составляют эмоции, и что эмоциональным переживаниям в структуре воспитания необходимо отвести место, подобное познавательным процессам в структуре процесса обучения (Б.П.Битинас)? Обоснуйте свою точку зрения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса
477.91kb.
4 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Лекция №1. Вопросы: Перечислить основные понятия предмета «Теория и методика физического воспитания»
62.16kb.
1 стр.
Методика развития комбинационных речевых умений студентов (английский язык, неязыковой вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
317.1kb.
1 стр.
Методика обучения научному дискурсу будущих магистров педагогического образования на основе диалогизации («языковое образование» иностранные языки) 13. 00. 02- теория и методика обучения и воспитания
359.78kb.
1 стр.
Букваристика как саморазвивающаяся методическая система
630.99kb.
3 стр.
Научно-педагогическое обеспечение процесса информатизации общего образования 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
609.31kb.
4 стр.
Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
566kb.
4 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.