Главная
страница 1
Начальные классы с русским языком обучения

в 2011 – 2012 учебном году

В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательного пространства и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения обуславливается Школьным куррикулумом 2010 года для I-IV классов и требует современных форм организации учебного процесса и педагогических технологий, которые соответствуют индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. В течение 2011-2012 учебного года учителя начальных классов работали над реализацией требований куррикулума. SWOT-анализ деятельности муниципальной кафедры начальных классов за прошедший учебный год показал сильные стороны – S (Strengths):

Постоянный мониторинг процесса внедрения национального куррикулума через:

a) Повышение квалификации учителей путём проведения методобъединений.

В августе и декабре 2011 учебного года было проведено два методобъединения, на которых рассматривались следующие вопросы:

– Школьный куррикулум – основа компетентностного подхода к обучению.

– Особенности организации учебной деятельности на уроке, способствующей формированию специфических компетенций у учащихся начальных классов.

– Современный подход к календарному и поурочному планированию.

– Взаимосвязь: специфическая компетенция – субкомпетенция – операциональная цель – содержание – дидактические стратегии на уроках в начальных классах.

Школьный куррикулум для I-IV классов 2010 года является основой для долгосрочного и поурочного планирования, которое должно, с одной стороны, чётко выстроить компетентностную иерархию, и, с другой стороны, определить дидактические стратегии и единицы содержания, которые обеспечили бы деятельность учащихся, направленную на формирование специфических компетенций – главное, о чём говорилось в выступлениях.

Раскрывая вопрос о взаимосвязи: специфическая компетенция – субкомпетенция – операциональная цель – содержание – дидактические стратегии на уроках в начальных классах, было отмечено, что новое осмысление современного образовательного процесса рассматривает куррикулум в качестве своеобразного пути, который необходимо пройти учащимся вместе с педагогом для того, чтобы сформировать компетенции, позволяющие им успешно интегрироваться в жизненную среду и в полной мере реализовать свои возможности.

По вопросу долгосрочного планирования, во всех учебных заведениях, охваченных контролем различного вида, было выявлено, что МО учителей начальных классов грамотно подошли к долгосрочному планированию и соотношение: ключевая компетенция – межпредметная компетенция – специфическая компетенция – субкомпетенция выстроили в соответствии с современными требованиями. В каждом учебном заведении долгосрочные планы были обсуждены на заседаниях кафедр, проверены и утверждены администрацией, что отражено в соответствующих информациях.

Исходя из того, что интеллектуальное развитие ребёнка происходит посредством действий, путём использования в процессе обучения таких методов, которые развивали бы мышление, способность к сотрудничеству и принятию решений, в таких ситуациях, в которых ему не приходилось бывать раньше, современная дидактика выдвигает на первый план интерактивное обучение. Основанные на идее слияния мысли и действия, эти методы помогают ученикам исследовать и открывать знания самостоятельно, трансформировать их, находить выход из нестандартных ситуаций. Уроки, посещённые в первом семестре 2011-2012 года в ходе аттестации и контролей различного уровня, показали, что учителя начальных классов в должной степени выстраивают взаимосвязь, требуемую модернизированным куррикулумом. А вот формулировка операциональных целей зачастую не совсем корректна.

б) Проведение фронтальных, однодневных, тематических проверок.

Проверка «Один день в школе», проведённая в декабре 2011 года в ТЛ «М. Коцюбинский», показала, что контроль и руководство в начальных классах лицея осуществляется Михайловой Т.Н. в соответствии с годовым планом работы куратора, составленного на базе перспективного плана учебного заведения. Он включает в себя фронтальные, тематические и персональные проверки.

Куратор располагает всеми нормативными документами, необходимыми для качественной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, ежемесячным планированием, в котором указаны виды деятельности заместителя директора, их тематика, сроки. По итогам проверок проводится анализ, отражённый в информациях, которые заслушиваются на педагогических и, административных советах или на заседаниях кафедры начальных классов. Информации носят конкретный характер, содержат выводы и предложения с определением сроков их реализации и даты представления результатов повторного контроля. На каждой информации есть отметка о том, где и когда она заслушивалась.

Контрольные работы по тексту администрации составляются и проводятся Михайловой Т.Н. в соответствии с требованиями куррикулума.

Посещённые уроки анализируются качественно и глубоко. Цели посещёния уроков либо соответствуют тематике контролей, которые проводятся в данный период в лицее, либо относятся к аттестации учителей, либо предполагают оказание методической помощи конкретному учителю по конкретной проблеме. Уроки оцениваются словесно, без выставления цифровой оценки.

Все разделы журналов заполнены в соответствии с требованиями, проверяются регулярно, о чём делаются соответствующие записи. Они носят конкретный характер с указанием даты и ответственного за устранение выявленных недочётов. Оценивание производится систематически. Вводное тестирование проводится во всех классах по всем предметам, но не всегда оптимально по срокам.

План работы кафедры хорошо продуман, тематика отражает проблемы, связанные с модернизированным куррикулумом. Книга протоколов ведётся, портфолио кафедры содержит материалы, демонстрирующие методическую деятельность учителей.

Во время проверки были посещены 6 уроков у шести учителей. Календарные планы разработаны каждым учителем индивидуально, обсуждены на заседании МО начальных классов, проверены заместителем директора и утверждены директором лицея. Поурочные планы соответствуют современным требованиям. На уроках применяются современные методы, приёмы, техники, позволяющие развивать умения учащихся дискутировать, решать проблемные ситуации, анализировать, работать в группе. Учитель Купченко Н.Г. умело адаптирует игровые методы и приёмы к требованиям современного урока, мотивирует деятельность учащихся, использует эффективные способы общения с учащимися, что особенно важно в работе с первоклассниками. Гашинова М.С. демонстрирует глубокую межпредметную интеграцию, постоянно акцентирует внимание на связи материала, изучаемого на уроке с жизнью, создаёт на уроке атмосферу, позволяющую учащимся охотно работать на протяжении всего урока. Вохмянин В.А. оптимально организует деятельность учащихся и обратную связь на уроке, сохраняя тем самым высокий темп работы. Речь учителя и учащихся очень лаконична, точна, математически выверена. Ищенко Р.М. умело организует проверку домашнего задания, структура урока соответствует поставленным целям, по каждому этапу урока подводятся итоги и делаются выводы. Кирилкова Р.М. предоставляет возможность учащимся освоить новый материал практически. Использование ноутбука позволяет учителю эффективно использовать время на уроке, поддерживать ритм работы до конца урока. Голодная Л.Ф. очень точно, с научной точки зрения, представляет новый материал, позволяя учащимся самостоятельно «добраться» до его сути. Учитывая несформированность абстрактного мышления у второклассников, на протяжении всего урока каждый вывод подтверждается наглядно.

В соответствии с Комплексным планом работы Главного управления молодёжи и спорта, в период с 28.09.2011 по 04.11.2011, был проведён тематический контроль «Роль домашнего задания в формировании специфических компетенций у учащихся начальных классов», охвативший следующие учебные заведения: ТЛ «А.П.Чехов», ТЛ «Светоч», ТЛ «В.Лупу», КЧЛ «Оризонт», гимназию «Галата», гимназию №45, гимназию №85, начальную школу №19. Он основывался на следующих законодательных актах:



  • Закон об образовании Республики Молдова;

  • Закон о правах ребёнка Республики Молдова;

  • Конвенция Прав Ребёнка;

  • Типовое положение средних общеобразовательных учреждений (начальная школа, гимназия, общеобразовательная средняя школа).

  • Школьный куррикулум для I-IV классов 2010 года.

Цели контроля:

– На уровне администрации: Определение качества планирования руководства и контроля вопросов, касающихся роли домашнего задания в формировании специфических компетенций и сохранности здоровья у учащихся начальных классов.

– На уровне кафедры начальных классов: Изучение способов внедрения в практику дидактических стратегий, позволяющих оптимизировать работу с домашним заданием на уроке.

– На уровне дидактических кадров: Оценивание использования на уроках современных технологий, позволяющих учителю:

а) сохранить соотношение предыдущее домашнее задание – классная работа – следующее домашнее задание;

б) оптимизировать объём и содержание домашней работы;

в) обеспечить соблюдение законодательных актов, предусматривающих сохранность здоровья учащихся начальных классов.

Проведение такого тематического контроля было обусловлено тем, что муниципальная кафедра начальных классов уделяет большое внимание изучению и внедрению в практику новых технологий обучения, передового опыта лучших учителей лицея, города, республики, но всё это связано только с деятельностью учащихся на уроке, в классе. А вот домашнее задание, как важнейший элемент, связывающий познавательную деятельность на уроке и самостоятельную работу дома, не исследуется, хотя причин для глубокого и детального изучения этого вида работы учащихся предостаточно.

Анализ документации по руководству и контролю показал, что тематические проверки, касающиеся домашнего задания, в 2011-2012 запланированы администрацией ТЛ «В. Лупу», гимназии №17 и гимназии №85, а в остальных учебных заведениях данный вопрос рассматривается в процессе реализации различных видов контроля, как составляющая часть той или иной тематики. Итоги данных контролей будут заслушаны в течение учебного года на административных совещаниях или на заседаниях МО учителей начальных классов. Все журналы в данных учебных заведениях ведутся очень аккуратно, в соответствии с инструкцией, проверяются администрацией, о чём делаются соответствующие записи. Исключением является журнал 3 класса гимназии «Галата», в котором по всем предметам в рубрике «Домашнее задание» записывается только страница учебника, без конкретизации характера и объёма домашнего задания.

Во всех проверенных учебных заведениях администрация осуществляет мониторинг проверки тетрадей и дневников учащихся, что отражается в справках и информациях.

Уроки учителей Мамоновой М.М., Пастеровой Л.А., Соколовой О.В. (ТЛ «Светоч»), Кошман Г.С., Поздырка А.Ю., Домбровской С.В., Гайбу Н.Н., Михайлюк Н.Е., Кожухарь Г.С. (ТЛ «А.П.Чехов»), Гаврилюк Л.Ф., Юлдашевой Н.Н., Игнатьевой Л.Н., Дружининой Л.В. (ТЛ «В.Лупу»), Драгалиной С.П., Черевченко О.Н., Муратовой В.С. (КЧЛ «Оризонт»), Берневек Л.В., Комерзан Н.М. (гимназия «Галата»), Колаурной Л.Н., Вырлан О. А. (гимназия № 45), Боевой В.П., Гладун Н.А., (гимназия №85), Аджамко О.А., (начальная школа №19), которые были посещены во время проверки, показали, что домашнее задание на них служило основой деятельности учителя и учащихся, направленной на освоение нового материала и позволяющей понять, что необходимо выполнить дома после урока. Максимум работы был проделан на уроке и минимум, позволяющий закрепить деятельность на уроке, остался на дом. Учителям удалось сохранить соотношение: предыдущее домашнее задание – классная работа – следующее домашнее задание, соблюсти оптимальный объём домашней работы и позволить учащимся осмыслить её до звонка. Обе проверки показали, что при планировании уроков учителя испытывали трудности в формулировке операциональных целей.

в) Проведение семинаров.

В течение 2011 – 2012 учебного года, наряду с традиционными семинарами, было проведено три семинара-практикума: «Дидактическое проектирование» в ТЛ «М.В. Ломоносов» и «Педагогическая техника как вид творчества учителя» в ТЛ «Д. Кантемир» – для учителей начальных классов, «Уроки успеха» в ММЦ – для молодых специалистов. Семинары оказались очень продуктивными и наполненными конкретным содержанием. Во время их проведения были составлены 8 поурочных планов-конспектов уроков, отвечающих современным требованиям, и практически опробованы современные техники обучения на конкретных этапах уроков по разным предметам в начальных классах.

г) Итоговое оценивание результатов обучения в начальном образовании.

В соответствии с положением ст.50 Закона об образовании, на основании приказов №905 от 14.11.2011г., №991 от 23.12.2011г. Министерства просвещения Республики Молдова и приказа №08 от 03.01.2012г. Главного управления образования, молодёжи и спорта мун. Кишинэу, в период с 27.04.2012г. по 07.05.2012г. было проведено итоговое оценивание по украинскому, болгарскому, румынскому, русскому языку и литературе и по математике в 4 классах.

Цели итогового оценивания:

– определение уровня сформированности специфических компетенций;

– диагностирование результатов обучения в начальном образовании;

– прогнозирование будущих достижений учащихся;

– стимулирование мотивации учащихся к учёбе и к её результатам;

– определение реального качества обучения и оценивания в начальном образовании.

По математике, русскому языку и литературе, украинскому и болгарскому языку учащимся были предложены тесты, которые были выполнены письменно.

Анализ итогов тестирования показал, что учащиеся получили следующие оценки (их процентное соотношение по каждому предмету – в Приложении №1):


Предмет

Получили оценку

"10"

"9"

"8"

"7"

"6"

"5"

"4"-"1"

Математика

230

279

532

369

202

26

5

Русский язык и литература

272

459

625

237

45

6

0

Болгарский язык

0

1

11

4

0

0

0

Украинский язык

3

9

22

24

9

0

3

Сравнительный результат итогов контрольной работы по русскому языку и литературе, которую выполнили учащиеся четвёртых классов в 2011 году, будучи в третьем классе, и итогового тестирования в четвёртом классе представлен в следующей таблице:




Вид работы / оценки

Получили оценки по русскому языку

Ср.

балл


% кач.

«10»

«9»

«8»

«7»

«6»

«5»

«4»-«1»

Контрольная работа

155

386

486

223

100

48

3

8,0

74

Итоговое тестирование

272

459

625

237

45

6

0

8,5

85

Таким образом, средний балл увеличился на 0,5, а качество – на 11%.

Сравнительный результат итогов контрольной работы по математике, которую выполнили учащиеся четвёртых классов в 2011 году, будучи в третьем классе, и итогового тестирования в четвёртом классе представлен в следующей таблице:


Вид работы / оценки

Получили оценки по математике

Ср.

балл


% кач.

«10»

«9»

«8»

«7»

«6»

«5»

«4»-«1»

Контрольная работа

148

279

353

285

190

120

24

7,6

65

Итоговое тестирование

230

279

532

369

202

26

5

8,1

64

Средний балл по математике увеличился на 0,5, а качество – на 9%.

Наглядно сравнительный результат по этим предметам представлен на диаграммах (Приложение №1).

Высокие результаты итогового тестирования обусловлены как тем, что тесты, предложенные учащимся в 3-м классе были по сложности чуть выше среднего уровня, а итоговые – среднего уровня сложности, .так и тем, что в 4 классах работают 12 учителей первой дидактической степени, 52 – второй дидактической степени и всего 7 учителей без дидактической степени. Процентное соотношение уровня квалификации учителей, преподающих в 4 классах, можно найти на диаграмме (Приложение №1).

Качественные показатели, продемонстрированные учащимися при выполнении заданий по русскому языку и литературе и по математике, были выше, чем по муниципию в следующих учебных заведениях: ТЛ «Д. Кантемир», ТЛ «А.С. Пушкин», ТЛ «Н. Милеску-Спэтару», ТЛ «М. Греку», ТЛ «П. Мовилэ», ТЛ «Б. П. Хашдэу», ТЛ «Н.В. Гоголь», ТЛ «А. Кантемир», ТЛ «Академик К. Сибирский», ТЛ «Титу Майореску», ТЛ «В. Лупу», ТЛ «Дачия», НШ №95, ТЛ «Б.З. Герцля», Ш/С №124, ТЛ «Кирилл и Мефодий», ТЛ «Детская Академия», ТЛ «А. Руссо», ТЛ «М.В. Ломоносов», ТЛ «Н. Георгиу», ТЛ «Светоч».

Итоговые тесты по русскому языку и литературе и по математике состояли из 12 заданий. SWOT-анализ результатов тестирования по русскому языку и литературе показал:




Сильные стороны

Учащиеся хорошо работают с текстом: отвечают на вопросы по содержанию, определяют жанр произведения, озаглавливают текст, понимают лексическое значение слов и адекватно используют их в речи, находят синонимы к заданным словам, образуют однокоренные слова по заданному алгоритму, определяют грамматическую основу предложения.



Возможности

Учащиеся умеют работать с тестовыми заданиями, понимают их суть. Это позволит им в дальнейшем справляться с тестами по другим предметам.



Слабые стороны

Учащиеся не всегда верно формулируют вопросы по тексту, допускают структурные ошибки при составлении текста, путаются в определении количества звуков и букв в словах, неверно пишут безударные окончания слов.



Угрозы

Задания, связанные с коммуникативной компетенцией носят, чаще всего, формальный характер, что, приводит к шаблонным ответам и, как следствие, к необъективному оцениванию уровня сформированности данной специфической компетенции.


SWOT-анализ результатов тестирования по математике показал:




Сильные стороны

Учащиеся хорошо выполняют арифметические вычисления, соблюдая при этом порядок действий, записывают дробь, представленную рисунком, сравнивают математические выражения, не вычисляя их, дополняют высказывания, используя соответствующие единицы измерения, дополняют таблицы необходимыми данными, решают стандартные задачи.



Возможности

Учащиеся умеют работать с тестовыми заданиями, понимают их суть. Это позволит им справляться с тестами по математике в гимназическом звене.



Слабые стороны

Учащиеся затрудняются формулировать задачу по предложенному выражению, не очень точно формулируют вопросы в задачах, допускают ошибки в заданиях, требующих нестандартного решения.



Угрозы

Задания, которые по содержанию требуют поиска нестандартного решения, в жизни встречаются чаще, а именно они вызывают у учащихся трудности.




д) Проведение предметных олимпиад.

В соответствии с Комплексным планом на 2011-2012 год и на основании приказа № 299 от 09.01.2012 г. ГУОМС олимпиады по русскому языку и литературе, математике и изобразительному искусству в учебных заведениях с русским языком обучения проводились в соответствии с Положением об организации и проведении предметных школьных олимпиад. В районном этапе олимпиады по русскому языку и литературе и по математике приняли участие 206 учащихся 3-х классов, в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку и литературе, математике и изобразительному искусству – 371 учащихся из 4-х классов.

Следует отметить высокий уровень подготовки учащихся к олимпиаде из следующих учебных заведений: ТЛ «Д. Кантемир», ТЛ «Н.В. Гоголь», ТЛ «М. Греку», ТЛ «Н. Милеску-Спэтару», НШ №95,. Ш/С №124, ТЛ «Олимп», ТЛ «А. Руссо», ТЛ «А. Кантемир»,ТЛ «Академик К. Сибирский», ТЛ «М. Коцюбинский», ТЛ «Т. Майореску», ТЛ «В. Лупу», ТЛ «А.С. Пушкин», ТЛ «Кирилл и Мефодий», гимназия №34, гимназия №86, ТЛ «Рамбам», ТЛ «Оризонт», ТЛ «Н. Георгиу», ТЛ «Б.П. Хашдэу», ТЛ «Детская Академия», ТЛ «Б.З. Герцля», ТЛ «М. Басараб», ТЛ «Дачия», ТЛ «А.П. Чехов», ТЛ «И.С. Нечуй-Левицкий», гимназия №8 «Тарас Шевченко», гимназия №33, ТЛ «Светоч», Городской Театральный Лицей.

Наряду с сильными сторонами, SWOT-анализ деятельности кафедры начальных классов показал свойства, ослабляющие деятельность кафедры –W (Weaknesses):

а) Недостаточное количество Школьного куррикулума 2010 года для 1- 4 классов на русском языке (1-2 экземпляра на учебное заведение) приводит к тому, что многие учителя разрабатывают долгосрочные планы, не всегда глубоко соотнося их с куррикулумом.

б) Отсутствие современных технических средств (компьютеров, сканеров, принтеров, аппаратов для ксерокопирования), которое не позволяет в полной мере использовать интерактивные методы обучения на уроках.

в) Несоответствие учебников 3-4-х классов по всем предметам куррикулуму, отсутствие учебников по истории, культуре, традициям русского народа для 2- 4-х классов.

г) Отсутствие в библиотеках учебных заведений прописей и тетрадей на печатной основе по русскому языку и литературе, по математике, по румынскому языку, по иностранным языкам и по познанию мира для 1-4-х классов, которыми могли бы пользоваться учителя при разработке долгосрочных и поурочных проектов.

SWOT-анализ работы за 2011-2012 учебный год дал понять, что эффективному решению задач, поставленных перед учителями начальных классов способствуют внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели – O (оpportunities):

а) Рационализация системы мониторинга внедрения куррикулума через

– увеличение количества посещённых уроков;

– совершенствование долгосрочных и поурочных проектов.

б) Разработка единой системы оценивания, соответствующей современным требованиям, на уровне учебных заведений и муниципия.

При планировании работы на 2012-2013 учебный год следует учесть, что SWOT-анализ предопределил внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение целей, стоящих перед учителями начальных классов – Т (Threats):

а) Отсутствие методиста начальных классов.

б) Отсутствие стандартов оценивания, которое приводит к неравнозначному оцениванию в разных учебных заведениях.

Исходя из вышеизложенного предлагается:

Администрации учебных заведений:

– обеспечить условия (в том числе и санитарно-гигиенические), соответствующие нормативным требованиям, для формирования специфических компетенций у учащихся начальных классов через оптимизацию работы с домашним заданием, держать постоянно данный вопрос на контроле;

– определить приоритетной задачу установления соотношения: ключевая трансверсальная компетенция – межпредметная компетенция – специфическая компетенция – субкомпетенция – операциональная цель при разработке и реализации дидактических проектов.

Учителям начальных классов:

– продолжить качественное внедрение куррикулума, основанного на компетенциях, по всем предметам начального цикла образования, в том числе, и через оптимизацию работы с домашним заданием;



  • реализовать проблему, связанную с операциональными целями, путём самообразования и участия в методических мероприятиях разного уровня.

Т. Демченко, специалист координатор,

инспектор начальных классов.

Приложение №1

















Смотрите также:
Начальные классы с русским языком обучения в 2011 – 2012 учебном году
178.42kb.
1 стр.
Сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V-XI классы»
19.75kb.
1 стр.
О преподавании литературы в 2011- 2012 учебном году Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2011 2012 учебном году
139.81kb.
1 стр.
Учебный план I «А» класса интегрированного обучения и воспитания с русским языком обучения на 2012/2013 учебный год
327.62kb.
1 стр.
Анализ работы мбоу «Мелиховская сош» по организации предпрофильного и профильного обучения, углублённого изучения английского и русского языка в 2011-2012 учебном год
80.07kb.
1 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.
Республики татарстан пресс-служба
23.41kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе для 9-х классов в школах с русским языком обучения. (2012-2013 учебный год) Билет №1
47.51kb.
1 стр.
Учебного плана основного общего образования для оу с русским языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения, и варианты бупов для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
772.12kb.
6 стр.
Программа курса по выбору для 10 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языком обучения
148.48kb.
1 стр.
Анализ работы библиотеки за 2011-2012 учебный год. В 2011-2012 учебном году целью
166.58kb.
1 стр.
Публичный отчёт за 2011-2012 учебный год Самара 2012
692kb.
8 стр.