Главная
страница 1


6 класс, 1 полугодие, 2010-11 г.
УРОК 13
МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

На доске эпиграф

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души, тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

П.Вяземский.

1. Звучит «Утренняя молитва» П.Чайковского (трек 5)

-К какому жанру вы бы отнесли эту пьесу? (молитва).

-Пьесой в духовном стиле Чайковский открывает «Детский альбом». Мы продолжаем разговор на тему «Русская духовная музыка».

-Вспомните музыкальный материал прошлого урока знаменный распев

Молитвы


Духовный концерт.

-Сегодня мы будем говорить о молитве в творчестве русских композиторов. Будем не только слушать, но и сопоставлять, сравнивать разные произведения.

-Прочитаем слова П.Вяземского (эпиграф).

-С какими мыслями в молитве человек обращается к Богу?

-Вспомним оперу «Иван Сусанин» М.Глинки. Ария Сусанина в лесу тоже написана в жанре молитвы (стр.64 в учебнике).

СЛУШАНИЕ (3-1-12)

-Какое решение принимает Сусанин, уходя с поляками? (погубить их)

-О чём он молит Бога?



«Господь, в душе моей ты не оставь меня!».

-Какое эмоциональное состояние человека выразил композитор?

-Какими музыкальными средствами это воплощено в музыке?

(мелодия, лад, форма, оркестровое сопровождение)


2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

-Вспомнили? Это отрывок из хоровой симфонии-действа В.Гаврилина «Перезвоны». В этой симфонии тоже есть молитва. В учебнике на странице 64 немного рассказано о содержании. Прочитаем.

СЛУШАНИЕ (5-1-А-8)

-Кто исполняет? (солист-бас в сопровождении мужского хора(вокализ) и колоколов).

-Солист поёт? (нет. Речитатив).

-Что такое речитатив?

-Что за ощущения? Где мы оказались?
-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?
Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).
Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

«Молитва» Гаврилина строится на речитативе, фоном для которого служит звучание хора без слов (вокализ) и звуки колокола.

2) В Арии Сусанина сочетается простота и величие человека перед лицом смерти.

В «Молитве» Гаврилина ощущается статичность (однообразие) и сдержанность чувств.
3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

Иеромонах Роман (Александр Матюшин), поэт и песнопевец. Родился в 1954 году в семье сельской учительницы. Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году рукоположен в иеромонахи. Служил в одном из приходов Псковской области, сейчас живет в скиту Ветрово, недалеко от Пскова.

Стихи и музыка иеромонаха Романа широко известны читателям и слушателям.

Возможно, лучше понять смысл песни-молитвы вам поможет высказывание современного русского писателя В.Распутина о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, - значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, И безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слёзы её обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающего самую трудную дорогу».


-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

СЛУШАНИЕ


-Это «покаянная» или «просительная» молитва?

-О каких грехах раскаивается он перед Богом?

-Почему он называет своё раскаяние «трудной минутой жизни»?

4. -На прошлом уроке мы познакомились ещё с одной песней-молитвой Б.Окуджавы. Это покаянная или просительная молитва? О чём он просит для себя?


ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).
Давайте подведём итог урока:

-Чем помогает духовная молитва людям? (даёт силы)

-Сочинения, написанные в жанре молитвы, в наше тревожное время помогают человеку обрести в себе образ Божий, напоминают о Вечности. Слушая духовную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии…







Смотрите также:
Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов. На доске эпиграф
30.86kb.
1 стр.
Творчество выдающихся русских и зарубежных композиторов
196.6kb.
1 стр.
Урок аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»
120.21kb.
1 стр.
Iii класс (34 ч) Раздел «Россия — Родина моя»
148.54kb.
1 стр.
Литературная Британия в творчестве русских поэтов и современников
188.81kb.
1 стр.
Концерт оркестра татарской музыки
46.08kb.
1 стр.
Урок «Православная молитва»
108.51kb.
1 стр.
Рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
125.12kb.
1 стр.
Урок-лекция Провели учащиеся 10-го класса Учитель Останкова Н. Н 2013 год
88.23kb.
1 стр.
Урок «музыка со всего света»
39.15kb.
1 стр.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема
208.91kb.
1 стр.
Вопросы где берет начало река Оскол?
89kb.
1 стр.