Главная
страница 1
Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Назначение и задачи караульной службы. Организация караульной службы.

Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением и задачами караульной службы.

Учебные вопросы:

Назначение и задачи караульной службы

Определение караула, караульного, часового.

Дата проведения:

Место проведения: караульный городок

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и

приступаю к занятиям.
Основная часть

Для надежной охраны и обороны военных и государственных объектов назначается караульная служба.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения всех положений настоящего Устава, высокой бдительности, непреклонной решимости и инициативы

Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность.

Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

Караулы бывают гарнизонные и внутренние (корабельные); они могут быть постоянными и временными.

Гарнизонный караул назначается для охраны объектов общегарнизонного значения, объектов соединений или нескольких воинских частей, расположенных в непосредственной близости один от другого, а также для охраны лиц, содержащихся на гарнизонной гауптвахте.

Внутренний (корабельный) караул назначается для охраны и обороны объектов одной воинской части (корабля).

Постоянные караулы предусматриваются расписанием караулов.

Временные караулы в расписание караулов не включаются; они назначаются приказом начальника гарнизона или командиром воинской части для охраны и обороны военного имущества при погрузке (выгрузке) или временном складировании, при сопровождении воинских грузов, перевозимых различными видами транспорта, а также для охраны арестованных (заключенных под стражу).

Гарнизонные караулы подчиняются начальнику гарнизона, дежурному по караулам и его помощнику; караул при гарнизонной гауптвахте, кроме того, подчиняется начальнику гауптвахты.

Внутренние (корабельные) караулы подчиняются командиру воинской части (командиру корабля), дежурному по воинской части (по кораблю) и его помощнику, если помощник дежурного по воинской части офицер. Внутренний караул, охраняющий объекты батальона (дивизиона), расположенного отдельно от остальных подразделений воинской части, кроме того, подчиняется командиру этого батальона (дивизиона) и дежурному по батальону (дивизиону) в воинском звании, равном с начальником караула или по званию старше его.

Помощнику дежурного по воинской части, назначенному из числа прапорщиков, подчиняются караулы, начальники которых не офицеры, а помощнику дежурного по воинской части, назначенному из числа сержантов, подчиняются караулы, начальники которых назначены из числа сержантов.

Караулы переходят в подчинение этим лицам с момента подачи во время развода команды «Смирно» для встречи дежурного по караулам (по воинской части, кораблю), а выходят из их подчинения с момента подачи начальником караула команды «Шагом марш» для следования в свою воинскую часть (подразделение) после смены.

Состав караула назначают», начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие, а при необходимости помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три человека, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по службе караульных собак и водители транспортных средств.

Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Постом называется все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои обязанности. К постам относятся и охраняемые караулом с помощью технических средств охраны объекты и участки местности, где эти средства установлены.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Ограждение объектов и оборудование постов

Цель урока: Ознакомить учащихся с ограждением объектов и оборудованием постов

Учебные вопросы:

Ограждение объектов

Оборудование постов

Дата проведения:

Место проведения: караульный городок

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и

приступаю к занятиям.
Основная часть

Территория, на которой расположены охраняемые объекты, должна иметь внешнее и внутреннее ограждения высотой не менее двух метров с расстоянием между проволочными нитями: в нижней части не более 5 см., в верхней части не более 15 см. Расстояние между внешним и внутренним ограждениями определяется в зависимости от местных условий и может быть 10 м и более. Между ограждениями оборудуются тропа (путь) для движения часовых и контрольно-следовая полоса, примыкающая к внешней стороне ограждения, шириной не менее 5 м.

Для удобства наблюдения за подступами к охраняемому объекту между ограждениями (у внешнего ограждения) устраиваются наблюдательные вышки с пуленепробиваемым ограждением, оборудованные средствами связи, сигнализации, прожекторами и молниезащитными устройствами.

На особо важных объектах могут устраиваться специальные инженерные сооружения (или устанавливаются бронеобъекты) с установкой в них вооружения и приборов наблюдения, а также инженерные заграждения (МЗП, «спотыкач», надолбы, траншеи), наблюдательные вышки с пуленепробиваемым ограждением и противогранатными сетками.

На подходах к территории с охраняемыми объектами устанавливаются хорошо видимые днем и ночью указатели с надписью, например: «Проход (проезд) запрещен (закрыт)». Обход (объезд) указывается стрелкой. Эти указатели могут устанавливаться только на определенное время суток.

Вокруг объектов, расположенных вне территории воинской части, по согласованию с местными органами государственной власти и управления определяются в соответствии с законодательством запретные зоны и районы. Границы запретной зоны (района; должны быть обозначены на местности хорошо видимыми указателями с надписью на казахском и русском языках «Запретная зона (район), проход (проезд) запрещен (закрыт)». Об установлении границ запретной зоны (района) начальник гарнизона (командир воинской части, начальник охраняемого объекта) обязан своевременно оповестить через местные органы государственной власти и управления население ближайших населенных пунктов. В границы запретных зон (районов) не должны входить действующие дороги общего пользования, жилые и служебные постройки, обрабатываемые поля и т.д.

На территории поста в зависимости от местных условий часовому должен быть обеспечен обзор и обстрел - не менее 50 м, поэтому территория вокруг поста должна быть очищена от кустарника, деревья прорежены, нижние сучья обрублены на высоту 2,5 м, трава скошена, лишние предметы убраны. Запретная граница, определяющая расстояние, ближе которого подход к посту посторонним лицам запрещается, обозначается видимыми часовым днем, ночью и в условиях плохой видимости указателями.

На территории объектов, имеющих несколько постов, границы каждого поста обозначаются на местности указателями, например: «Граница поста № 2».

Для обороны наиболее важных объектов и караульного помещения, находящихся вне военных городков, отрываются и оборудуются окопы с таким расчетом, чтобы из них простреливались подступы к посту (караульному помещению) и была по возможности обеспечена связь с соседними постами. Окоп оборудуется средством связи (сигнализации) с караульным помещением.

В ночное время подступы к посту и охраняемому объекту должны быть освещены. Освещение устраивается так, чтобы часовой, стоя на посту или, двигаясь по территории поста, находился все время в тени.

Пост оборудуется средствами связи, которые должны обеспечивать часовому (не менее чем с двух точек, а при охране объектов способом патрулирования - через каждые 250 м движения) немедленный вызов начальника караула, его помощника или разводящего.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Развитие вооруженных сил и военного искусства до 20 в.

Цель урока: Ознакомить учеников с историей развития вооруженных сил и военного

искусства до 20 в.

Учебные вопросы:

Развитие вооруженных сил и военного искусства до 20 в.

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Тактика — это наука о ведении боя. Она включает теорию и практику подготовки, организации и ведения боя подраз­делениями и частями всех родов войск и видов вооруженных сил. Тактика требует высокой боевой выучки воинов под­разделений и частей, полного использования боевых возможностей личного состава, а также вооружения и техники подразделений и частей, маневренного ведения боя.

Критерием правильности тактики является победа в бою. Чем выше искусство тактики и чем разнообразнее приемы и действия, которыми владеют воины подразделения и части, тем больше возможностей для победы. С тактических приемов начинается, ими осуществляется и завершается любой бой. Тактическая подготовка в вооруженных силах является важнейшим предметом обучения воинов, который объединяет все предметы военной подготовки.

Глубокое знание тактики, умение действовать в бою и наилучшим образом использовать свое оружие и технику позволят воинам добиться победы над сильным против­ником.

Вся история различных государств и народов мира неразрывно связана с историей их вооруженных сил как основного органа защиты от агрессивных устремлений противника. Вот почему одной из основных функций любого государства, начиная с древних времен, была и есть вы­работка обоснованной военной политики.

Вооруженные отряды — дружины, свиты, представ­лявшие зародыш армии, первые организационные и так­тические формы вооруженной борьбы появились в период распада первобытнообщинного строя. Происходившие вооруженные столкновения в тот период не приобретали характера войн и не были закономерным явлением.

В период распада родовых отношений вожди окружали себя военными дружинами (свитами). С возникновением военных дружин связано появление особых отрядов

вооруженных людей, которые являлись политической и военной опорой складывающейся государственности.

Армия, как инструмент войны, возникла в период образования рабовладельческих государств. Ядром армии служили постоянные отряды, создаваемые представителями зародившейся знати. В восточных государствах это были кастовые войска, создаваемые царями. На время войны войска комплектовались из ополченцев. Основными родами войск были пехота, конница и боевые колесницы. У кочевых народов войско состояло из конницы (рис. 6).

Учитывая малочисленность постоянного войска, практически во всех государствах на время войны со­зывалось ополчение из крестьян-общинников. По мере укрепления государства численность постоянного войска росла, а роль ополчения снижалась, и армии приобретали профессиональный характер, чему во многом способствовали частые и длительные войны. Система комплектования армии военными-профессионалами сложилась в государствах Древней Греции в IX в. до н. э., в Риме — во II в, до н. э., вытесняя постепенно милиционную систему.

Феодальный способ производства раскрыл более ши­рокие, чем в древнем мире, возможности развития производительных сил: совершенствовались способы обработки земли, развивались ремесла, торговля, промыш­ленность. Развитие металлургии позволило расширить производство холодного оружия* создать первые образцы огнестрельного оружия. Социально-экономические отношения феодального общества обусловили и характер его военной организации. Государства того периода рас­полагали сухопутными армиями и военно-морскими флотами. Армия имела два рода войск — пехоту и конницу, соотношение и роль которых неоднократно менялись. Основным способом комплектования войск был созыв феодально-рыцарского ополчения. При этом в связи с полным закрепощением крестьянства почти во всех зем­ледельческих странах пехота утратила свое значение и главным родом войск стала конница.

В западноевропейских армиях пехота по численности превосходила конницу, но была плохо вооружена и обучена и являлась простым придатком конницы.

На Руси пехота, уступив первое место коннице, про­должала играть важную роль в битвах и сражениях. Все крупные сражения того периода, например Куликовская битва (1380 г.), были выиграны совместными усилиями конницы и пехоты.

В последний период феодализма на смену ополчению пришли наемные армии централизованного государства. С конца XV в. наемничество на Западе становится основным способом комплектования войск, которые не распускались и по окончании войны.

По-иному комплектовались войска в Казахстане. Не­обходимость защиты от завоевателей привела к созданию единого централизованного государства, но центральная ханская власть не могла содержать большую наемную армию из-за отсутствия денежных средств. Поэтому со второй половины XV в. основной военной силой Казахского централизованного государства становится поместное войско (рис. 7), которое создавалось из родов и племен под командованием султанов улыса.

В тот период с ростом количества способов производства, добычи, плавки, обработки металлов стали изготавливать лучшее оружие и вооружать им армию. Уже во второй период этой эпохи появились крепкий и гибкий клинок, шпага, металлические защитные снаряжения.


В XIV в. в странах Европы, в том числе и на Руси, появилось огнестрельное оружие — пушки, ружья. В конце XV — начале XVI в. были созданы пушки, поставленные на лафет и стрелявшие на расстояние до 500 м. Мушкеты стали вытесняться короткоствольными тяжелыми аркебузами (ружьями).



Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Новое оружие и развитие принципов общевойскового боя

Цель урока: Ознакомить учащихся с новым оружием и развитие принципов общевойскового

боя

Учебные вопросы:

Новое оружие

Развитие принципов общевойскового боя

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 90 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Тактика – наиболее динамичная составная часть военного искусства. Она весьма тесно связана с людьми и оружием – материальной основой боевых действий – и в силу этого очень чувствительна к изменениям в средствах ведения войны. Вся организация армий и применяемые ими способы ведения боя, а вместе с тем победы и поражения зависят от материальных, т. е. экономических, условий, от чело­веческого фактора и от оружия.

По мере развития военного искусства характер взаи­мосвязи и соотношения между оружием и тактикой постоянно изменяются. Общее здесь таково: чем совершеннее вооружение, поступающее в войска, чем больше отличается новое поколение оружия от предыдущего, тем глубже, разностороннее его влияние на тактику. С другой стороны, чем оперативнее осуществляется приведение тактики в полное соответствие с ее материальной основой и перспек­тивой развития средств борьбы, тем активнее теория спо­собствует процессу обновления боевых средств, выработке новых тактико-технических требований к ним и дальнейшему их совершенствованию. Нынешний этап развития военно­го дела характеризуется усилением взаимосвязи между вооруженной борьбой и способами ее ведения.

Вся многовековая история тактики, как и военного ис­кусства в целом, — яркий пример теснейшей зависимости способов ведения боевых действий от развития средств воору­женной борьбы. Появление нового оружия всегда вызывало соответствующие изменения в характере боя. Особенно быстро тактика стала совершенствоваться в войнах эпохи капитализма, когда под влиянием бурного роста произво­дительных сил общества в более короткие сроки, чем прежде, качественно менялась материальная база ведения военных действий. Использование в Первую мировую войну скоро­стрельной и дальнобойной артиллерии, автоматического оружия пехоты—пулеметов, а затем танков, авиации и других средств борьбы послужило причиной зарождения и развития элементов тактики ведения современного общевойскового боя, а также тактики ведения боя бронетанковых войск, военно-воздушных сил, войск противовоздушной обороны, Опыт двух мировых войн со всей очевидностью показал, что успеха в боях и операциях добивалась та сторона, которая на основе анализа возросших возможностей оружия и боевой техники, перспектив их развития и массового внедрения в войска смело ломала старые каноны тактики, а следовательно, и военного искусства в целом, и разрабатывала новые приемы ведения боевых действий.

Большое влияние на тактику во Вторую мировую войну оказало принятие на вооружение мощной реактивной артиллерии, высокоманевренных танков Т-34, тяжелых танков и самоходно-артиллерийских установок, самолетов-штурмовиков ИЛ-2, ИЛ-10 и другой новой боевой техники и оружия.

Ныне совершенствуется не только ядерное, но и обычное оружие, боевые возможности которого все более возрастают. Наиболее характерными направлениями его развития яв­ляются повышение точности и дальности доставки боевого заряда к цели, автоматизация управления оружием, уве­личение скорострельности, мощности боеприпасов.

Так, на оснащение армий ряда развитых стран поступают новые высокоточные самонаводящиеся (самоуправляемые) боевые системы, в которых средства поражения взаимо­связаны со средствами разведки на базе автоматизированных систем, обеспечивающих быструю (в течение нескольких секунд) подготовку исходных данных для стрельбы и наве­дение оружия на цель, пуск ракет и бомбометание. Например, усиленная разработка в армиях США и НАТО разведы­вательно-ударных комплексов (РУК) ПЛСС, «Ассолт брейкер» и др., а также самонаводящихся с помощью лазера, инфра­красного излучения или радиобоеприпасов лазерных дально­меров, автоматических систем управления огнем артиллерии типа «Такфайр» (США) и «Фальке» (ФРГ) позволяет примерно в 8—10 раз повысить точность поражения цели (объекта), в 10—15 раз сократить время на выполнение огневой задачи. Вследствие этого войска получают возможность в короткие сроки не только обнаружить цель (объект), но и в течение нескольких минут с высокой надежностью поразить ее, т. е. успешно реализовать принцип «быстро обнаружил — быстро и надежно поразил».

Наряду с бронированной боевой техникой соединения армий зарубежных государств все больше оснащаются авиационными средствами — вертолетами различного предназначения, что позволит войскам развертывать актив­ные боевые действия не только на земле, но и в воздухе. Сущ­ность новой концепции «воздушно-наземной операции» заключается в достижении одновременного глубокого огневого поражения противника, особенно его вторых эшело­нов и резервов, в активизации боевых действий на земле и в воздухе на качественно новой основе.

Особенность нынешнего этапа развития средств воору­женной борьбы состоит также в резком увеличении роли в бою разнообразных радиоэлектронных и оптико-электронных средств.

Существенные изменения в возможностях оружия и дальнейшее совершенствование средств боевого, технического и тылового обеспечения, управления войсками и оружием, процессами их автоматизации создают качественно новую материально-техническую основу для развития тактики ведения современного боя.

С особой силой в настоящее время проявляется влияние на характер боя огневого фактора. Огонь и раньше выступал в качестве «задающего генератора» в развитии тактики. Его значение в триаде современного боя — огонь, удар, маневр — все более возрастает. Это обусловливается исключительно вы­сокой точностью новых средств поражения, их быстродей­ствием, большой дальнобойностью и заметным увеличением мощности боеприпасов.

Так, значительно возросшая точность нанесения ударов автоматизированными управляемыми средствами пора­жения дает возможность с еще большим эффектом и при гораздо меньших затратах времени, сил и средств решать увеличившийся объем огневых задач. Это обстоятельство прежде всего повлияет на способы массирования сил и средств в наступлении и обороне.

С появлением новых средств борьбы изменяется тактика действий артиллерии и авиации. Использование управ­ляемых снарядов, авиационных бомб и ракет, обеспе­чивающих надежное поражение точечных высокозащищенных целей, позволит артиллерии, помимо традиционного метода ведения огня дивизионами и батареями, перейти к выполнению задач огневыми взводами и даже отдельными орудиями, а авиации наряду с массированными и сосредо­точенными ударами наносить удары одиночными само­летами по небольшим группам самолетов противника.

Повышаются требования к маскировке, умелому исполь­зованию личным составом защитных особенностей местности и боевой техники. Еще более возрастает роль боевых действии ночью и в условиях ограниченной видимости.

Применение высокоточного оружия и боеприпасов повышенной эффективности вынуждает войска принимать необходимые меры по противодействию огневому маневру противника, надежной защите от воздействия высокоточного оружия, усилению внимания к фортификационному оборудо­ванию местности. При организации боя со всей тщательностью разрабатываются мероприятия по своевременному выводу подразделений из-под возможных ударов, повышению живучести и быстрому восстановлению боеспособности войск и пунктов управления, ликвидации последствий огневых ударов противника.

С точки зрения определения дальнейших направлений развития тактики, весьма важно учитывать значительно возросшую дальнобойность новых огневых средств. Если в период Второй мировой войны дальность действительного огня основной массы артиллерии составляла 6—8 км, то теперь у некоторых ее систем она заметно увеличилась. Дальность точных огневых ударов тактической авиации также возросла. Это означает, что существенно повышаются технические предпосылки для глубокого огневого поражения противника.

Стремление все больше увеличивать глубину поражения проявлялось и в прошлых войнах. Например, за время Великой Отечественной войны глубина одновременного огневого воздействия на вражескую оборону в период артиллерийской подготовки атаки возросла в наступательных операциях советских войск в 2—4 раза: с 2,5 — 5 км в первый период войны до 8—10 км, а в отдельных случаях и до 15 км — в третий период войны. Это объяснялось стремлением па­рализовать оборону противника, лишить его возможности свободно маневрировать в ходе боя силами и средствами с неатакованных участков и из глубины.

Теперь положение изменилось. С одной стороны, налицо соответствующая материальная база, обеспечивающая резкое увеличение глубины нанесения огневых ударов, а с другой — возросшая объективная необходимость надежного поражения объектов, сосредоточиваемых противником не только в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения войск, но и в глубине своего расположения, поскольку именно там находятся основная масса его средств ядерного нападения, разведывательно-ударные комплексы, базируются боевые вертолеты, тактическая авиация, а также размещаются важнейшие пункты управления, узлы связи, тыловые объекты и т. п.

Потребность в дальнейшем увеличении глубины огневого поражения обусловливается еще и стремлением упредить врага в открытии огня, выиграть время, захватить и прочно удерживать огневую инициативу, что и достигается умелым использованием современных средств поражения большой дальнобойности.


Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Характеристика современного боя

Цель урока: Ознакомить учащихся с характеристикой современного боя

Учебные вопросы:

Современный общевойсковой бой

Виды боя и их характеристика

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут

Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Бой - основная форма тактических действий войск, авиации и флота, организованные вооруженные столкновения соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющие собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других тактических задач в ограниченном районе в течение короткого времени.

Бой является единственным средством достижения победы. Разгром противника и победа в бою достигается мощными ударами всех видов оружия, своевременным использованием их результатов, активными и решительными действиями соединений, частей и подразделений. Бой может быть общевойсковым, воздушным, противовоздушным и морским.

Современный общевойсковой бой ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск, с применением танков, боевой машины пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов и другой боевой техники и вооружения. Он характеризуется решительностью, высокой маневренностью, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими сменами обстановки и разнообразием сменяемых способов, его ведением, развертыванием боевых действий на земле и в воздухе, на широком фронте, на большую глубину и ведением их в высоком темпе.



Общевойсковой бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением обычного оружия.

Постоянная угроза применения противником ядерного, химического и биологического оружия требует от войск непрерывного явления и немедленного уничтожения его всеми имеющимися средствами, осуществления в полном объеме мероприятий от оружия массового поражения и умения вести бой в условиях его применения. Большое значение в современном бою имеет уничтожение танков, боевой машины пехоты, бронетранспортеров, противотанковых средств, самолетов, вертолетов и воздушных десантов противника.



Наступление - вид боя. Только решительное наступление, проводимое в высоком темпе и на большую глубину, обеспечивает полный разгром противника. Сущность наступления заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении подразделений в глубину его боевого порядка, уничтожении и пленении живой силы, захвате вооружения, техники и намеченных районов (рубежей) местности.

Разгром противостоящего противника и овладение важным районом (рубежом, объектом) достигается умелым применением всех средств поражения, быстрым использованием результатов ядерных ударов, ударов авиации и огня артиллерии, решительными действиями подразделений, стремительным развитием наступления в глубину.

Наступление начинается обычно прорывом обороны противника, который заключается во взломе ее ударами всех видов оружия и решительной атаке танковых и мотострелковых подразделений на узком участке, в создании бреши в обороне и последующем ее расширением в сторону флангов и в глубину. Она ведется с полным напряжением сил непрерывно днем и ночью в любую погоду, при тесном взаимодействии подразделений всех родов войск и специальных войск.

Атака - это стремительное и безостановочное движение танковых и мотострелковых подразделений в боевом порядке в сочетании с интенсивным огнем из танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), а по мере сближения с противником и из других видов оружия в целях его уничтожения.

В зависимости от обстановки и поставленных задач, наступление может вестись на обороняющегося, наступающего и отходящего противника.

Наступление на обороняющегося противника осуществляется . сходу или из положения непосредственного соприкосновения с ним. до начала наступления сходу мотострелковое отделение скрытно располагается в исходном районе, в указанном командиром взвода месте, до начала наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником — может находиться в обороне или в исходном положении на направлении предстоящего наступления. В исходном положении личный состав отделения, как правило, располагается в траншее, а БМП (БТР) - на огневой позиции рядом с траншеей ли позади нее. Наступление на наступающего противника ведется путем встречного боя. Наступление на отходящего противника осуществляется путем его преследования.

Оборона - вид боя. Она может осуществляться вынуждено или преднамеренно, когда наступление не возможно или не целесообразно. Оборона имеет цель: сорвать или отразить наступление превосходящих сил противника и нанести ему значительные потери, удержать важные районы (рубежи, объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для перехода в решительное наступление.



Оборона может подготавливаться заблаговременно или организовываться в ходе боя. Переход к обороне может осуществляться в условиях непосредственного соприкосновения с противником или вне соприкосновения с ним.

Оборона должна быть устойчивой и активной, способной противостоять ударам всех видов оружия, атакам превосходящих групп танков и пехоты противника, поддерживаемым активными действиями воздушного десанта, аэромобильных и диверсионно-разведывательных групп.

Устойчивость и активность обороны достигается: выдержкой, стойкостью, упорством обороняющихся подразделений при отражении атак противника, их высоким моральным духом; искусно организованной обороной и системой огня; непрерывной разведкой противника; тщательной маскировкой огневых позиций; умелым использованием выгодных условий местности, ее инженерного оборудования и применением неожиданных для противника способов ведения боевых действий; выполнением мероприятий по защите от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника; всесторонним обеспечением и подготовкой личного состава к длительному ведению боевых действий, в том числе и в условиях полного окружения.

В обороне каждый солдат, умело используя свое оружие, фортификационные сооружения и выгодные условия местности, способен уничтожить большое количество живой силы противника и успешно вести борьбу с его наступающими танками и другими бронированными машинами.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Ориентирование на местности без карты

Цель урока: Научить учеников ориентироваться на местности без карты, определять

стороны горизонта.

Учебные вопросы:

Ориентирование на местности без карты

Способы определения сторон горизонта.
Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Слово "ориентирование" происходит от латинского слова orients, что в переводе означает восток. С первобытных времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце -источник жизни на Земле, поэтому на восток молились. Обращали алтари православных церквей.

Ориентирование на местности - это определение своего мес­тоположения относительно сторон горизонта (север, юг, восток, запад) и выделяющихся местных предметов (ориентиров), и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.



Ориентироваться на местности можно с помощью топографи­ческой карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

Способы определения сторон горизонта.

Каждому из нас знаком магнитный компас, с помощью которого можно определить стороны горизонта. Изобретение этого чудесного прибора по праву относится к числу немногих открытий, имевших первостепенное значение для развития цивилизации.



Трудно сказать, где и когда появился компас впервые. Американские ученые при раскопках мексиканского поселка Сан-Лоренцо нашли обломок магнитного железняка, на котором хорошо видны следы искусственной обработки. После тщательного изучения исследователи сделали вывод, что этому обломку около трех тысяч лет и что он служил частью древнейшего компаса.

Конструкция компаса постепенно совершенствовалась. В 1302 году итальянский ювелир Флавио Джойя скрепил магнитную иглу с бумажным кругом - катушкой, по краю которого нанес градусные деления, а из центра его провел 32 луча, соответствующие определенным направлениям и румбам. Посчитав Джойя изобретателем компаса, благодарные жители Неаполя 1902 году соорудили в его честь памятный обелиск.

Долгое время ученые не могли правильно объяснить загадочное свойство магнитной стрелки - останавливаться в направлении север-юг. Впервые научное обоснование этого явления было дано в 1600 году английским ученым В. Гильбертом, придворным лекарем английской королевы. Он намагничивал железные шары и проводил с ними различные опыты. Потом написал сочинение "О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле".

Так, в 1600 году люди узнали о магнитном поле Земли. Оно-то и действует на легкую стрелку компаса, устанавливая ее в направлении север-юг.

Магнитные меридианы, вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий. В любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с географическим меридианом некоторый угол, который называют магнитным склонением. Значение магнитных склонений на земном шаре меняется в широких пределах: от - 180° (западное склонение) до + 180° (восточное склонение).

Со времени изобретения компаса прошли столетия, но этот простейший прибор применяется и сегодня. Его используют летчики, моряки, туристы, путешественники и люди самых разных специальностей.

Для определения сторон горизонта по компасу принцип действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки, располагаться вдоль магнитного меридиана север-юг, необходимо вначале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходимо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая компас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компаса направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замечают местный предмет (ориентир), который затем используется для указания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.



Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости, стороны горизонта определяются по Солнцу, по Полярной звезде, по Луне, по признакам местных предметов и другими способами.

Ориентирование по Солнцу. При определении сторон горизонта по солнцу следует иметь в виду, что оно бывает на юге, в среднем, для данного часового пояса в 13 часов, а летом в 14 часов, и перемещается по ходу часовой стрелки примерно на 15° в час. Эти данные позволяют определять по Солнцу направление на юг в любое время дня - для этого достаточно посчитать на сколько градусов от южного направления Солнце должно переместиться или переместилось, а затем отложить этот угол местности. Допустим, время 11 часов. Значит, Солнце не дошло до южной точки 30°. В этом случае угол откладывается по ходу часовой стрелки, т.е. вправо. Если же время наблюдения будет больше 13, значит, Солнце перешло точку юга и угол следует отложить против хода часовой стрелки, т.е. влево. Углы можно откладывать простейшими приемами, с помощью часов на которых один часовой интервал соответствует 15°.



Стороны горизонта по Солнцу и часам можно определить еще следующим приемом. Установите часы горизонтально и поверните их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру разделите пополам. Линия, делящая этот угол пополам, укажет, приблизительно, направление на юг.

Путеводная звезда. Вы наверное догадались, что здесь речь пойдет о Полярной звезде. Напомним, как ее отыскать среди других звезд.

Окинув взглядом ночной небосвод со множеством горящих на нем светил, мы увидим семь ярких звезд созвездия Большой Медведицы, которое напоминает огромный ковш. Если соединить воображаемой линией две крайние звезды "ковша" Большой Медведицы и мысленно продолжить эту линию на пять таких же расстояний, получим местоположение Полярной Звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север

По полной и неполной Луне. Луна по небосклону движется так же, как и Солнце, с угловой скоростью в среднем примерно 15° в час. Если Луна полная, то направление на стороны горизонта определяют по ней так же, как и по Солнцу. Ведь полная Луна противостоит Солнцу, значит, разность составит 12 часов, в полночь (1 час ночи по зимнему времени) она будет на юге, в 19 часов на востоке и в 7 часов на западе. Эта разность на циферблате часов не видна.

При определении сторон горизонта по полной Луне можно пользоваться теми же приемами, что и при определении по Солнцу. Учитывая слабую освещенность, наиболее удобно откладывать углы на глаз путем поворота наблюдателя. До полуночи поворот нужно делать вправо, так как в это время Луна еще не дойдет до точки юга, а после полуночи - влево. Угол поворота составит 15° на" каждый час, не дошедший до полуночи или перешедший полуночь.

Полная Луна с Земли несколько ночей в месяц. Чаще бывает видна ее правая или левая сторона. Все зависит от того, какая часть Луны освещается Солнцем

Способов определения сторон горизонта много. Вот, например, одни из способов.

Известно, что по полной Луне направление на стороны горизонта определяют сравнительно легко. Значит, нужно прежде всего найти направление в котором была бы в это время полная Луна.

Встаньте лицом к Луне, заметьте ее неосвещенную часть и в этом направлении сделайте поворот.

Чтобы запомнить, в какую сторону надо поворачиваться, мысленно доведите лунную дугу до полной окружности и она своей выпуклостью покажет направление поворота. допустим, вы видите левую половину Луны. Сделайте поворот на 90° вправо и перед вами будет положение полной Луны. Если видно меньше половины лунного диска, то поворот должен быть меньше 90°.

Чтобы проверить, как вы освоили данный прием, определите направление на юг по Луне.

Встаньте лицом в этом направлении и затем повернитесь на 180°. Если прямо перед вами будет находится Полярная Звезда, значит стороны горизонта по Луне вы определили правильно

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов.



Определение сторон горизонта по признакам местных предме­тов основано на положении местных предметов по отношению к Солнцу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обрастают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторона муравейника круче южной; ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны.

На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - шипы, направленные к югу; на северных скитах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

Алтари православных церквей и протестантских кирх обраще­ны всегда на восток, колокольни, - на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север - юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Движение по азимутам

Цель урока: Научить учеников движению по азимутам.

Учебные вопросы:

Понятие об азимутах.

Движение по азимутам

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП,

Время: 5 часов
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Умение двигаться по намечаемому маршруту с помощью компаса выручало из беды многих людей в трудных условиях.

Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направление и точно выйти в назначенный пункт. Что же такое азимут?

При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом . Им называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до напрÁЙ¿က؀௲



橢橢偱偱Й㡂㨓 㨓 홣￿¤￿¤￿¤¤ՆՆՆՆՆՆՆµ՚盢盢盢盢ĄĄ՚Ĥ磶磶磶磶磶稉ž¤T褴褶褶褶褶褶褶諱ɨŔ腈稅稉腈腈褶ՆՆ磶磶ď覇蚒蚒蚒腈łՆՆ磶褴蚒腈褴蚒蚒ՆՆ蚒磶磪

䂠神䗧Lj盢芊Ȳ蚒裐d0觍蚒躭蒼nj躭蚒ƲՆŒĐœ̻箟箟箟褶褶蚈箟箟箟觍腈腈腈腈՚՚՚䣤举⢤՚՚՚՚՚՚ՆՆՆՆՆՆ￿￿Ȇ†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††Утверждаю



Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Назначение и задачи караульной службы. Организация караульной службы.

Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением и задачами караульной службы.

Учебные вопросы:

Назначение и задачи караульной службы

Определение караула, караульного, часового.

Дата проведения:

Место проведения: караульный городок

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и

приступаю к занятиям.
Основная часть

Для надежной охраны и обороны военных и государственных объектов назначается караульная служба.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения всех положений настоящего Уставый), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следующий ориентир.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают таким образом: выбирают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предварительно по компасу направление прерванного пути.


п/п


Участок маршрута


Магнитный азимут в град.

Расстояние в п. ш.

1.
2.
3.

Сарай-вышка
Вышка –курган
Курган – отдельное дерево



80
88
78

610
580
850


Движение на местности по азимуту

На открытой местности без ориентиров направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки (следы собственного движения). Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравнивают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. Если необходимо возвратиться обратно по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориенти­ров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды. Если такой возможности нет, то компас со свободно опущенной стрелкой все время держат перед собой в ориентированном положений, а за направление движения прини­мают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.


Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Основы стрельбы

Цель урока: Ознакомить учащихся с явлением выстрела, отдачей оружия, полетом пули в

воздухе

Учебные вопросы:

Явление выстрела

Отдача оружия

Полет пули в воздухе

Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть

Выстрелом называется выбрасывание пули (гранаты) из канала ствола оружия энергией газов, образующихся при сгорании порохового заряда. При выстреле из стрелкового оружия происходит следующее явление. От удара бойка по капсюлю боевого патрона, досланного в патронник, взрывается ударный состав капсюля и образуется пламя, которое проникает к пороховому заряду и воспламеняет его. При сгорании порохового заряда образуется большое количество нагретых газов, которые создают в канале ствола высокое давление на дно пули, и на стенки ствола. В результате давления газов на дно пули, она сдвигается с места, вращаясь в нарезах, продвигается по каналу ствола с возрастающей скоростью и выбрасывается наружу по направлению оси канала ствола. Давление газов на дно гильзы вызывает движение оружия (ствола) назад. От давления газов на стенки гильзы и ствола происходит их растяжение (упругая деформация), и гильза, плотно прижимаясь к патроннику, препятствует прорыву пороховых газов в сторону затвора. Одновременно при выстреле возникает колебательное движение ствола и происходит его нагревание. Раскаленные газы и частицы не сгоревшего пороха, истекающие из канала ствола вслед за пулей, при встрече с воздухом порождают пламя и ударную волну; последнее является источником звука при выстреле.

При выстреле из автоматического оружия, устройство которого основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимой через отверстие в стенке ствола, часть пороховых газов, кроме того, после прохождения пулей газоотводного отверстия устремляется через него в газовую камеру, ударяет в поршень и отбрасывает поршень с затворной рамой назад. После вылета пули из канала ствола происходит его отпирание; затворная рама и затвор, двигаясь назад, сжимают возвратную пружину, затвор при этом извлекает из патронника гильзу. При движении вперед под действием сжатой пружины затвор досылает очередной патрон в патронник и вновь запирает канал ствола.

Иногда после удара бойка по капсюлю выстрела не последует или он произойдет с некоторым запозданием. В первом случае имеет место осечка, а во втором - затяжной выстрел. Причиной осечки чаще всего бывает отсыревание ударного состава капсюля или порохового заряда, а также слабый удар бойка по капсюлю. Затяжной выстрел является следствием медленного развития процесса зажжения или воспламенения порохового заряда.

При сгорании порохового заряда ~ 25-35% выделяемой энергии затрачивается на сообщение пуле поступательного движения; ~ 15-25% энергии - на совершение второстепенных работ (преодоление трения пули в канале ствола; нагревание стенок ствола, гильзы и пули; перемещение подвижных частей оружия); ~ 40% энергии не используется и теряется после вылета пули из канала ствола.

После вылета пули из канала ствола прекращается действие пороховых газов на пулю. Далее полет пули в воздухе продолжается по инерции и в значительной степени зависит от ее начальной скорости.

В момент выстрела ствол автомата, в зависимости от угла возвышения, занимаем определенное положение. Полет пули в воздухе начинается по прямой линии, представляющей продолжение оси ка­нала ствола в момент вылета пули. Эта линия называется линией бросания. При полете в воздухе на пулю действуют две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Сила тяжести все больше и больше отклоняет пулю вниз от линий бросания, а сила сопротивления воздуха замедляет движение пули в воздухе, стремится опрокинуть ее головной частью назад. Под действием этих двÁЙ¿က؀௲

橢橢偱偱Й㡂㨓 㨓 홣￿¤￿¤￿¤¤ՆՆՆՆՆՆՆµ՚盢盢盢盢ĄĄ՚Ĥ磶磶磶磶磶稉ž¤T褴褶褶褶褶褶褶諱ɨŔ腈稅稉腈腈褶ՆՆ磶磶ď覇蚒蚒蚒腈łՆՆ磶褴蚒腈褴蚒蚒ՆՆ蚒磶磪

䂠神䗧Lj盢芊Ȳ蚒裐d0觍蚒躭蒼nj躭蚒蚒ƲՆŒĐÂ蚒統œ̻箟箟箟褶褶蚈箟箟箟觍腈腈腈腈՚՚՚䣤举⢤՚՚՚՚՚՚ՆՆՆՆՆՆ￿￿Ȇ†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Назначение и задачи караульной службы. Организация караульной службы.

Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением и задачами караульной службы.

Учебные вопросы:

Назначение и задачи караульной службы

Определение караула, караульного, часового.

Дата проведения:

Место проведения: караульный городок

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и

приступаю к занятиям.
Основная часть

Для надежной охраны и обороны военных и государственных объектов назначается караульная служба.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения всех положений настоящего Устава цели и настильнее траектория. Прикрытое и мертвое пространство необходимо умело использовать для защиты от огня противника. Часть прикрытого пространства, на которой цель может быть поражена, составляет поражаемое пространство - расстояние, на котором нисходящая ветвь траектории не превышает высоты цели. Поражаемое пространство зависит от высоты цели, настильности траектории и угла падения. Его практическое значение в том, что оно компенсирует ошибки, допускаемые при определении установки прицела, и позволяет округлять измеренную дальность до цели в большую сторону.

Заключительная часть

Построение.

Домашнее задание.

Утверждаю

Директор школы

НВП 10 класс

Тема урока: Материальная часть оружия

Цель урока: Ознакомить учащихся с назначением, боевыми свойствами и устройством

малокалиберной винтовки ТОЗ-8

Учебные вопросы:

Назначение, боевыми свойства и устройство малокалиберной винтовки ТОЗ-8
Дата проведения:

Место проведения: кабинет НВП

Время: 45 минут
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся, завожу в военный кабинет и приступаю к занятиям.
Основная часть
Устройство учебного оружия. Порядок его заряжания.

Малокалиберная винтовка тульского оружейного завода ТОЗ-8 предназначена для начального обучения стрельбе и тре­нировки стрелков. Боевые свойства винтовки: калибр - 5,6 мм; масса - 3,12 кг; начальная скорость пули - около 310 м/с; скорострельность-10-12 выстр./мин; прицельная дальность - 250 м; наибольшая дальность полета пули - от 1200 до 1600 м; убойная сила пули сохраняется на дальности до 800 м.

Основные части и механизмы малокалиберной винтовки: ствол, ствольная коробка с вкладышем и спусковым механизмом, тыльная крышка (колпачок), открытое прицельное приспособление (прицел и мушка), затвор, ложа.

Заряжание малокалиберной винтовки производится правой рукой. Открыв и отведя назад затвор, взять патрон за шляпку большим и указательным пальцами и ввести пулю в патронник, большим пальцем подтолкнуть патрон вперед, пока закраина гильзы не натолкнется на торец пенька ствола, и закрыть затвор.

Чистка и смазка малокалиберной винтовки производится в том же порядке, что и чистка, и смазка автомата. Однако надо иметь в виду, что чистить и смазывать канал ствола малокалиберной винтовки с дульной части запрещается, так как шомпол стирает грани нарезов дульной части ствола, что отрицательно сказывается на кучности боя винтовки.

Для чистки канала ствола нужно снять тыльную крышку и вынуть затвор из ствольной коробки; на вращающуюся часть протирки намотать мягкую ветошь или паклю длиной 4-5 см, пропитать ее жидкой ружейной смазкой и ввести шомпол в канал ствола со стороны патронника.


Заключительная часть



Построение.

Домашнее задание.


Смотрите также:
Назначение и задачи караульной службы. Организация караульной службы
498.87kb.
1 стр.
Расчет часов по темам предметов обучения при подготовке личного состава к несению караульной службы
108.42kb.
1 стр.
План Введение Определение психологической службы образования Цель психологической службы образования Задачи психологической службы образования Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы Заключение
166.97kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии»
2017.9kb.
12 стр.
5. 18 Назначение службы dns
37.51kb.
1 стр.
Единственные люди, которые реально от жира бесятся, это борцы сумо
33.41kb.
1 стр.
Часовня Св. Великомученицы Параскевы Пятницы
17.85kb.
1 стр.
Тема 10. Дипломатическое и консульское право
271.31kb.
1 стр.
Представители России в Международном союзе геодезии и геофизике и его ассоциациях в 2009 г
48.8kb.
1 стр.
Кадровое делопроизводство: увольнение с гражданской службы
536.99kb.
3 стр.
Научная работа тема: "правовые, организационные и тактические основы службы обеспечения общественного порядка, её взаимодействие с аппаратами по борьбе с организованной преступностью"
263.26kb.
1 стр.
Техническое задание на построение системы единой службы каталогов
158.17kb.
1 стр.