Главная
страница 1страница 2
Научно-образовательные материалы

«Методика использования в школьном образовательном процессе учебно-образовательных материалов по системам спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС»


.

Создание условий для внедрения в образовательные программы начальной школы знаний о современных спутниковых навигационных технологиях и привитие навыков использования персональных приемников в повседневной жизни и образовательном процессе является не только актуальной задачей опережающей подготовки школьника в соответствии с информационными изменениями окружающего мира. Во многом это задача и психологической коррекции.



Современные информационные технологии: телефонная и видеотелефонная связь, интернет, телевидение, виртуальные игровые миры разрушают, а вернее неверно формируют представление ребенка о пространственно-временных соотношениях характеризующих физический мир. Детерминированность физических параметров окружающего мира и соотнесение энергетических затрат на исследование объектов являются основой формирования психики ребенка на ранних стадиях развития его мозга. В последующий период с расширением доступного пространства для исследований формируются и виртуальная модель мира за счет интерполяции и экстраполяции накопленного опыта. Виртуализация окружающего мира, возможность мгновенно (визуального!) соединения с собеседниками (родителями, родственниками, друзьями) находящимися на громадном расстоянии входит в противоречие с базовые установки при формирования физической модели мира в период пластичности детской психики.

Неизменность генетической модели познания и формирования константности физической модели мира на раннем этапе иллюстрируется известными опытами Пиаже с заполнением прозрачных предметов разной формы одинаковым количеством жидкости. Абсолютно все дети уверены, что в тех сосудах, где уровень воды выше, там ее и больше, и увеличение количества жидкости (в относительно узких и высоких сосудах происходит в процессе заполнения и определяется волшебством демонстратора, или волшебными свойствами сосуда).

Отрицательным влиянием процесса виртуализация окружающего информационного мира при раннем контакте с ним детской психики озабочены множество специалистов разного профили во всем мире, однако согласованных выводов и практических рекомендаций для педагогов дошкольного и младшего школьного возраста пока не выработано.

На самом деле отголоски этого явления наблюдаются и у людей старшего и среднего возраста, получивших среднее образование и переживших этап информационной революции. Характерным примером служит разрыв пространственно-временных представлений об истории цивилизации, невозможность соотнесения исторических событий с различными географическими регионами и временными периодами.

Приведенные опасения и примеры лишь указывают на необходимость опережающей реакции школы на возникновение новых свойств окружающего мира, снижения их негативной нагрузки на детскую психику и проактивное использование нового функционала решении задач адаптации, познавательного и творческого потенциала

По мнению авторов проекта, первоочередная задача сможет быть сформулирована следующим образом: анализ утвержденной образовательной программы «Окружающий мир» и определение дополнительных образовательных модулей по прикладным аспектам спутниковой навигации и их содержания для интегрирования в образовательную программу.

В качестве рабочего материала было принято решение использовать «Примерную программу», раскрывающую Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», составленную член-корреспондентом РАО, заведующей Центром начального образования ГНУ ИСМО РАО Виноградовой Н.Ф.

Пояснительная записка к этой программе отражает концепцию, получившую общественное признание, на основе которой Виноградовой Н.Ф., в соавторстве Калиновой Г.С. созданы замечательные учебники по соответствующему предмету для 1-4 классов.

Используя текст «Примерной программы», авторы настоящего проекта дополнили ее элементами практических и теоретических занятий по спутниковой навигации, которые, не разрушая логики и содержания самой программы, органично интегрируются с ней.

Этот дополнительный контент внесен в тело исходного документа и отмаркирован другим цветом, что создает возможность оценить насколько органично вписываются новые технологии в решение общих и конкретных педагогических, социальных и познавательных задач. Содержание модулей совершенно не совпадающих с поставленной авторами задачей исключались из рассмотрения и сохранены в документе лишь в качестве их наименования.

Предлагаемый вариант программы
Пояснительная записка

Предлагаемая программа может использовать для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа. Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде технологический и культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила

взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте общечеловеческим ценностям относятся: правила взаимодействия со средой обитания; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

(в области космических технологий, изменяющие окружающий мир ребенка)

• воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания; возможности.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; (формирование расширенной (виртуальной) модели пространства и времени)

• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

• познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

(познание окружающего мира и своего метстоположения в нем путем освоения современных технических средств исследования мира - (навигатор + геоинформационная система Google Earth, Google Map)

• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

(планирование перемещения в пространстве, планирование процедуры поиска географического объекта, оценка расстояния до объекта и времени на достижение цели,

• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

(создание описаний объектов и формирования связного последовательного изложения действий (предполагаемых и совершенных) направленных на достижение этой цели, обсуждение их со сверстниками, педагогами и родителями

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

иллюстрация предполагаемых/совершенных действий – демонстрация фотографий, маршрутов движения на картах, создание описаний объектов, тренировка умения создавать виртуальные (умственные) модели окружающего мира с помощью технических средств и уточнять их путем выполнения практического исследования.

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» определяются его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия

окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая

деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого

принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения «Окружающему миру» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и

облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1.Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

• Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой»

(2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое

существо (организм)» (4 класс).

•Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

• Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.



  • Место человека в мире, пространственно-временные соотношения, модель мира

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

• Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс),

«Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и космос, полезность космических технологий для людей» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

• История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в

разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс); География культурных и исторических памятников (2,3, 4 класс)

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество.

Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм и современных информационно насыщенных технических средств обучения, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей и персональных коммуникационных устройств) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская

Россия», «Современная Россия».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс —68 часов, 4 класс — 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов. К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены

поисковые, исследовательские и творческие задания.


Примерное содержание программы

1 класс (66 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (10 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.


ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения надорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Дополнительный раздел. Место положения дома на карте. Место положения школы на карте. Маршрут движения от дома до школы.


Универсальные учебные действия:

- определять время по часам (с помощью персональных электронных устройств) с точностью до часа;

- анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

- воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

- воспроизводить адрес школы, показывать место на карте. Уметь показать координаты дома на страничке персонального навигатора или коммуникатора.

- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

Ты и здоровье (6 ч)

Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. (в том числе компьютеры, сотовые телефоны, коммуникаторы, навигаторы). Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и

газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Как сделать экстренный вызов со своего сотового телефона/коммуникатора

Универсальные учебные действия:

- классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

- ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (25 ч)

Родная страна (19 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов

семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).



Памятные места нашего города (села). Места их расположения на карте города.

Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье,

библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль. Их расположение на карте Москвы

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

- составлять небольшой рассказ о своей семье;

- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга,

обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на

вопросы, формулировать вопрос;

- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях

культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

- называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки, карту, ориентироваться в понятии пространственного взаимоотношения объектов (далеко-близко, в центре города, на окраине, у метро и т.д.); ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок,игрушек;

- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Указание на карте маршрута и мест экскурсии. Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными

уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.


2 класс (68 ч)

Введение. Что тебя окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия:

- «читать» информацию, представленную в виде схемы; мнемоника географических карт, сравнение фотографий местности из космоса и соответственных карт

- сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Определение времени по часам встроенным в персональные коммуникационные средства.

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Как определить свое место нахождение и сообщить по телефону экстренного вызова свои координаты.

Универсальные учебные действия:

- описывать кратко особенности разных органов чувств;

- сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

- анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни

школьника;

- различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

- характеризовать значение и особенности физической культуры,

закаливания;

- реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие

его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края, их положение на карте. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Карта России.

Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург

— северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Карта Москвы и карта Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась.

Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках (с указанием на географической карте) . Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза.

Образование городов (их расположение на географической карте)

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

-уметь указать пространственное положение своей «малой родины» - город/село, область/край;

- различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

- ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли (25 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком.

Правила поведения в лесу (ориентирование на местности, карты и навигация). Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий

музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения).

Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на

предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Составление маршрута движения в школу, к родственникам, на экскурсию.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

- выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

- определять местоположения совей страны и города/села на глобусе;

- называть царства природы, описывать признаки животного и

растения как живого существа;

- различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

- узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

- различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

- составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

- моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

- конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

- отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

- различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- проводить несложные опыты по определению свойств воды;

- отличать водоем от реки как водного потока;

- описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

- приводить примеры лекарственных растений луга;

- узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

- отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

- определять разные категории природных (леса, поля, водоемы) и антропогенных образований (дороги, населенные пункты и т.д.) по спутниковым изображениям поверхности Земли;

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

- описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным

наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

- составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

- приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

- приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
3 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятии «историческое время»;

- различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта

(географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.

Карта России.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус —модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Спутники помогают людям находить свое метоположение. Как люди используют информацию получаемую со спутников о местоположении.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

- характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать

планеты, входящие в нее;

- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты;

- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

- ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии

с учебной задачей;

- объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Животный мир Земли (11 ч)

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

В том числе Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение

космоса. Спутники на службе человека.

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Перед началом и окончанием экскурсии школьники определяют место экскурсии на карте. Заносят координаты начальной и конечной точки маршрута.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради и карты). Определение координат с помощью навигатора, работа с электронными геоинформационными системами.

Перед началом и окончанием экскурсии школьники определяют маршрут экскурсии на карте. Заносят координаты начальной и конечной точки маршрута.
4 класс (68 ч)

Введение (1 ч)

Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Ориентация в пространстве и времени, как это делают животные, как это делает человек. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Универсальные учебные действия:

- характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

- объяснять роль нервной системы в организме;

- рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

- конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

- характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

- характеризовать условия роста и развития ребенка;

- различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.


Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Координаты древних годов на карте.

Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников,

поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей,

МГУ, Останкинская телебашня и др.).

Координаты этих объектов на карте.

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

Вычисление протяженности пройденных маршрутов в выходные дни.

Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Указания координат мест исторических событий.

Универсальные учебные действия:

- описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, снимках поверхности земли со спутников, схемах) особенности разных природных зон;

- моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

- находить на карте равнины и горы России (своего края);

- выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

- ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

- составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

- называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

- называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

- узнавать символы царской власти;

- знать имя Президента современной России;

- составлять рассказ-повествование об основных событиях,

связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

- указывать место расположения на карте (схеме);

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях

культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

- ориентироваться в маршруте движения и показывать его схематически

—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять

словесный портрет членов семьи, друзей;

— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка

природы.

2. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

- указывать положение объектов в пространстве и оценивать расстояние

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

3. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения,

характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой, с электронной картой, установленной на различных носителях.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать

понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб,

условные обозначения на карте;

- пользоваться персональными навигационными устройствами

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их

свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак

классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические

времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в



истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение

ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания с использованием информации о с воем местоположении;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

- оценивать расстояние между объектами и контролировать (протоколировать) маршруты движения;

— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе и месту ;

— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты и места (в рамках изученного);

— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох и указывать места их проживания на карте.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.
Сделанные дополнения к примерной программе, как видно из текста, позволяют усилить географическую компоненту учебного курса. При этом постоянно действующий акцент на развитие прикладных навыков и сочетание географической привязки предметного интереса школьника должны, по мнению авторов, закрепить и развить целостную модель окружающего мира.

Поэтому, с методической точки зрения, авторы не видят явных ограничений в возможности наискорейшего включения необходимых разделов в программу, особенно в вариативной части, утверждаемой на уровне образовательного учреждения.

Эти изменения и дополнения, находящиеся в русле модели «Школы информатизации» несомненно будут поддержаны прогрессивными родителями и учителями при общественном обсуждении образовательных программ.

Однако существуют иные ограничения, создающие реальные трудности для введения дополнительного содержания в образовательный процесс в школе.



  1. Отсутствие технических средств обучения. Имеются в виду стандартизованные учебно-наглядные пособия, ориентированные на прием сигналов отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС (а именно популяризация национальной системы представляет важный элемент патриотического воспитания учащихся) обладающие всеми необходимым набором сертификатов.

  2. Отсутствие полноценных методических рекомендаций для учителей младшей школы, которые должны быть ориентированы на стандартизованные технические устройства (с однообразным русскоязычным интерфейсом)

  3. Отсутствием попыток широкомасштабного внедрения отечественных образовательных геоинформационных систем, по своей глобальности и качеству сравнимых с Google и как следствие, отсутствием прикладного ПО в навигаторах, обеспечивающее совместное использование навигаторов и образовательных ГИС.

  4. Отсутствие персональной практики подавляющего большинства учителей младших классов в использовании навигаторов в повседневной жизни

  5. Отсутствием доступных образовательных материалов (УМК), ориентированных на восприятие младшими школьниками

  6. Отсутствием соответствующих образовательных курсов в системе повышения квалификации учителей младших классов.

  7. Наличием разнообразных по своему функционалу и пользовательскому интерфейсу навигаторов (как отдельных устройств, так и встроенных в мобильные телефоны и компьютеры) у школьников и у их родителей.

  8. Ограниченным фондом учебного аудиторного времени предмета Окружающий мир.

Все вышеперечисленное, в совокупности, создает мощные барьеры для внедрения новых технологий в образовательных процесс.

Однако очевидная необходимость дополнения образовательной программы Окружающий мир младших классов новой модели информационно- насыщенной школы создает условия для поэтапного (в ряде случаев параллельного) решения блока технико-организационных проблем.

Автором представляется, что для координации усилий в этом направлении необходимо создать общественный координационный совет, куда бы вошли представители промышленности, высшей и средней школы, учителя предметники, методисты, специалисты по детской психологии, представители системы административного управления образованием, представители муниципальных структур, отвечающих за информатизацию.

Необходимо выбрать пилотный регион.

Наиболее подходящим регионом, на наш взгляд является столичный, в котором сосредоточены научные и производственные организации, создающие и эксплуатирующие отечественную спутниковую навигационную систему, разрабатывающие отечественные навигаторы. В столичных ВУЗах накоплен опыт преподавания в области спутниковых навигационных систем. В столичных школах накоплен опыт внедрения новых информационных, в том числе геоинформационных систем.

Каким образом могли бы решаться выявленные проблемы в рамках пилотного проекта.


  1. Обеспечение минимального финансирования для создания учебно-наглядного пособия на основе отечественных разработок. (срок реализации – до 1-го года)

  2. Отработка совместимости навигаторов с отечественными (адаптированными для школ геоинформационными системами на уровне совместимости зарубежных аналогов с продуктами Google (срок реализации до 1-го года)

  3. Разработка методических материалов (представителями высшей и средней школы) синхронизированные с разработкой отечественных технических решений. (срок реализации до 1-го года)

  4. Независимая от рассмотренных выше работ образовательная и практическая деятельность с энтузиастами-педагогами и их работа с группами учащихся (по согласованию с родителями), на базе имеющегося оборудования и открытого ПО. Наработка практического опыта и рекомендаций.

5. Определение фокусной группы учителей-предметников.

Опыт внедрения образовательных программ в области развития практических навыков школьников в сфере современных информационных и сетевых технологий в школы столичного региона, а точнее в школы ЮВАО г. Москвы убеждает авторов проекта, что учителя информатики наиболее ИКТ-компетентными участниками системы школьного образования , которые по своему профилю педагогической деятельности и сложившемуся уникальному социальному статусу и авторитету среди педагогической общественности российской школы могут являться проводниками новых информационных сервисов, базирующихся на информационных и сетевых технологиях. Обсуждения возможностей реализации подобного проекта с школьной ИТ-общественностью продемонстрировало высокую заинтересованность учителей информатики в реализации подобного пилотного проекта.


  1. Наибольшая проблема для внедрения нового образовательного контента обусловлена отсутствием фонда учебного времени. Анализ примерной программы окружающий мир с элементами ОБЖ показывает стремление педагогов (вслед за очевидной необходимостью) за короткий период начального обучения сформировать основу социально адаптированной гармоничной личности, привить устойчивые навыки к необходимости активного познания и обеспечения собственной безопасности.

Важность внеклассных занятий для изучения предмета отмечаются и рядом специалистов в области дошкольного образования. Авторы одной из версий программы Окружающий мир (А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин - http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php#m1) подчеркивают, что «начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы…В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества… В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками…»

Разработчики программы так же отмечают, что при решении комплексной задачи формирования целостной картины мира «важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы(минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции»

Обсуждение проблемы нехватки учебного времени с одной стороны и эксплуатационные свойства навигаторов, активно применяемые родителями и взрослым окружением учащихся в первую очередь вне помещений, во внеурочное время (в выходные дни, в отпуске/на каникулах, во время путешествий и экскурсий) привели авторов настоящего проекта к идее сфокусировать свое внимании на создании образовательных методик, направленных на совместную познавательную деятельность учащимися и педагогами, а так же родителями во внеурочное время, реализуемых в спортивно-игровом формате, с целю эффективного использования познавательного потенциала ребенка с одной стороны, и возможности неформализованного общения с педагогами и компенсирования дефицита коммуникативного взаимодействия с родителями с другой стороны.


В качестве иллюстрации вышеизложенного рассмотрим вариант программы для внеклассных занятий

Примерное содержание программы

Тема 1. Ориентирование в пространстве. Как ориентируются животные и человек.

Краткое содержание лекционных занятий.

Отсутствие возможности ориентирования в пространстве с помощью органов чувств представляет собой одну из фундаментальных загадок эволюционного развития человека. Пока ученые не могут ответить на вопрос на каком этапе эта способность, присущая многим животным, птицам и насекомым исчезла и осталась ли она у человека рудиментарном виде. Насекомые, например пчелы, ориентируются в дневное время по поляризации солнечного излучения, которое воспринимается их зрительной системой. Многие животные чувствительны к магнитному полую или ориентируются в пространстве на основе внутреннего компаса. Прилюбом способе определения фиксированных ориентиров, что бы планировать и контролировать свое движение живым организмам нужно иметь информацию о времени, т.е. обладать внутренними часами. Такая способность точно отсчитывать временные промежутки присутствует и у человека.

Решение проблемы ориентирования в пространстве при перемещениях на значительные расстояния решались человечеством, осваивающим земной шар с помощью выработки определенных приемов, основанных на наблюдениях за окружающим миром, анализе результатов и их статистической обработке. Все известные на основе археологических данных приборы, позволяющие контролировать движение основывались на приемах ориентирования по солнцу и по звездам. Зная среднюю скорость и время в пути, можно было сориентироваться в пространстве и определить расстояние до конечного пункта назначения. Простейшие приемы ориентирования позволили первобытным мореплавателям освоить океанское пространство и заселить все континенты десятки тысяч лет назад.

Открытие магнитного компаса в Китае и спустя сотни лет в Европе упростило задачу путешественников.


Примерное содержание практического занятия №1.

Цель. Участники должны оценить свои способности по контролю направления своего движения; оценить свои возможности концентрации длительное время на выполнении однотипных действий. Получить предварительные навыки по ориентированию на местности.

Занятия проходят вне школы с учениками и по возможности с родителями. Необходимо подобрать участок (парковой зона, или поле), не имеющий характерных ориентиров в зоне предполагаемого движения.

Предварительна подготовка занятий.

В точке начала движения учитель устанавливает флагшток. С помощью шнура длиной 10 м очерчивает дугу с раскрывом, равным зоне предполагаемого движения участников. По определенной таким образом дуге устанавливаются палки, высотой 1.5 м. Помощник преподавателя выходит на гребень возвышенности с флагштоком. Преподаватель, используя флагшток в точке начала маршрута, палки, установленные с определенным шагом по дуге и управляя движением помощника определят створовым методом направление движения будущих участников. Помощник преподавателя фиксирует для каждого направления положение своего флагштока (отмечает на поверхности земли) а затем переносит продолжение линий движения за гребень возвышенности, где устанавливает маленькие флаги с номерами участников.

Предварительная подготовка может проводиться вместе с будущими участниками. Во время подготовки школьникам можно рассказать, что створовым методом определяют движение по береговым знакам до сих пор капитаны кораблей.


Задание №1. Передвижение по маршруту, ориентируясь по Солнцу.

Участник должен начать движение по направлению указанному преподавателем, подняться на возвышенность, пересечь гребень и выйти к флагу, с номером участника.

Требования к местности. Необходимо выбрать ровную протяженную площадку длиной 100-300 м. ,оканчивающейся возвышенностью. С точки начала движения участник не должен видеть конечной точки маршрута – флага со своим номером. В точке окончания маршрута находятся помощник преподавателя и последовательно собираются все участники. На возвышенности со стороны помощника устанавливаются флаги с номерами участников. Занятия видеопротоколируются с двух направлений.

Начало движения. Преподаватель указывает направление движения участнику по отношению к Солнцу. Школьник должен дойти до определенной точки маршрута (гребня возвышенности), ориентируясь только по Солнцу. В конечной точке маршрута участник должен пересечь гребень, и, не изменяя направления своего движения, спустится к флагам и остановиться у ближайшего. Помощник и другие участники, сравнивая номера участника и номера на флаге смогут увидеть и оценить, насколько велика ошибка.



Задание № 2. Занятия проводятся аналогично заданию №2, но с использованием компаса.

Результаты испытаний обсуждаются всеми участниками.

Предварительная подготовка участников. Умение пользоваться компасом.

Задания могут быть усложнены в зависимости от степени подготовки участников.

Дополнительные варианты проведения занятий №1, №2.


  1. . «Слепой» метод. На голову участника надевают и надежно закрепляют коробку с прорезью в которую он сможет видеть только участок неба с Солнцем. Все направления движения участников выбираются под углом к Солнцу. На внутренней поверхности коробки необходимо установить ориентир, на котором он может сфокусировать свой взгляд (по направлению его движения и контролировать положение Солнца находящегося периферии его поля зрения. Для выполнения этого задания участник должен двигаться по маршруту вместе с помощником (взрослым), который придерживает его за руку.

  2. Аналогичные задания можно выполнять и в в закрытом помещении большом спортивном зале, если в затемненном помещении сымитировать Солнце маленькой светящейся лампой на стене.

  3. Задание «Солнечные часы». Участнику выдают солнечные часы – лист картона с очерченной окружностью, в центре которой установлен вертикально стержень и обозначена радиусная стрелка.

(Такие солнечные часы участники могут изготовить дома с родителями. Это устройство можно использовать на занятиях по предмету Окружающий мир, в соответствующих разделах).

Перед началом движения солнечные часы устанавливаются на землю в начальной точке. Преподаватель ориентирует радиусную стрелку часов створным методом по направлению будущего движения и очерчивает границы тени, и, сориентировав участника в заданном направлении, выпускает его на маршрут.

Участник должен двигаться глядя только на часы, стараясь совместить очерченные границы тени с ее текущим положением за счет изменения направления своего движения. Для того что бы участник мог двигаться спокойно по пересеченной местности с одной стороны, и не отвлекался на попытки найти ориентир для своего движения два помощника преподавателя должны двигаться перед участником на незначительном расстоянии с плакатом, перекрывающим поле зрения участника.


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательные сайты
29.55kb.
1 стр.
Научно-образовательные материалы
560.65kb.
2 стр.
Сборник тезисов и материалов XVI межрегиональной учебно-методической и научно-практической конференции «Образовательные и воспитательные технологии в современном вузе»
1270.59kb.
7 стр.
Е. В. Ковалевская Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 16- 17 ноября 2012г. Псков-Рига
16.48kb.
1 стр.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября 2 октября 2008 г. Николаев, 2008
2331.82kb.
13 стр.
Материалы конференции
2333.52kb.
14 стр.
Семья и дети в жизненных установках молодежи материалы студенческой научно-практической конференции образовательных учреждений Курганской области
2853.59kb.
15 стр.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
1801.44kb.
7 стр.
Нормативные правовые документы и инструктивно-методические материалы при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования
54.15kb.
1 стр.
Фгос и научно-методические подходы в преподавании русского языка и литературы Издательский центр «вентана-граф»
27.8kb.
1 стр.
Исследование передового опыта европейских вузов по формированию учебных научно-инновационных комплексов
103.19kb.
1 стр.
Электронные научно-образовательные ресурсы Фундаментальной библиотеки ннгу
59.16kb.
1 стр.