Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра теории и истории государства и права

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ»

для специальности 021100 (030501) - «юриспруденция»

направление – 521400 (030500)

Составители рабочей программы

Доцент, доцент, к.ю.н М.А. Соломенникова

Доцент, к.ю.н. Т.В. Решетнева

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________20__г.

Зав. кафедрой, к.ю.н., доцент М.А. Мокшина

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ от «____»_________________20__г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК 2012


Структура учебно-методического комплекса

I. Титульный лист УМКД………………………………………………………………………..1

II. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки)………………...3

III. Рабочая программа по дисциплине…………………………………………………………4

IV. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями…………..46

V. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия…………………………………………………………………………65

VI. Пакет контрольных заданий для текущей, промежуточной и итоговой аттестации…..68

VII. Методические указания по выполнению учебно-исследовательских (контрольных, рефератов, курсовых, дипломных) работ (если это предусмотрено учебным планом)……70



II. Извлечение из ГОС ВПО по специальности (направлению подготовки).

Для углубленного изучения проблем, связанных с регламентацией и защитой прав человека в международном праве в учебный образовательный процесс студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» решением Ученого Совета ИПСУБ УдГУ была включена учебная дисциплина «Права человека в международном и европейском праве», которая относится к блоку дисциплин по выбору студента устанавливаемые вузом (ОПД.В.00)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра теории и истории государства и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине

«Права человека в международном и европейском праве»
для специальности 021100 (030501) - «юриспруденция»

направление – 521400 (030500)



очная, заочная

формы обучения



оч.ф. оч.ф. оч.ф. заоч.ф. заоч. сокр.

норм. сроки бакал. сокр.ср. норм.ср. (СПО) ( ВПО )
Курс 4 4 3 6 4 4

Семестр 7 7 6 11 7 8

Всего аудиторных часов 52 52 52 10 10 14

Лекции, час 36 36 36 10 10 14

Практические

(семинарские) занятия, час 16 16 16

Самостоятельная работа, час 42 52 52

Зачет (семестр) 7 7 6 11 7 8

ИЖЕВСК 2012

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности 021100 (030501) «Юриспруденция», Государственного образовательного стандарта по направлению 521400 (030500), примерной образовательной программой, Положение об учебном методическом комплексе дисциплины, утвержденном на заседании Учебно-методического совета ГОУ ВПО УдГУ протокол № 17 от 14 февраля 2007г.


Составители рабочей программы

Доцент, доцент, к.ю.н М.А. Соломенникова

Доцент, к.ю.н. Т.В. Решетнева

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права

«________» _______________ 20___ г.

Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент М.А. Мокшина

«________» _______________ 20____г.


Решение методической комиссии ИПСУБ УдГУ
«_________» ______________ 20____ г.

Председатель

методической комиссии /______________________/

1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ГОС) ПО НАПРАВЛЕНИЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 030501, 030500

Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Квалификация выпускника - юрист (специалист юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки юриста по специальности 021100 - Юриспруденция при очной форме обучения - 5 лет; квалификация выпускника - юрист (бакалавр юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521400 Юриспруденция при очной форме обучения – 4 года.



Квалификационная характеристика выпускника.

Юрист в рамках специальности 021100, бакалавр юриспруденции в рамках направления 521400 получают фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции.

Деятельность юриста, деятельность бакалавра юриспруденции направлены на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- со­бытия и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отноше­ния, возникающие в сфере функционирования государственных инсти­тутов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.



Юрист, бакалавр юриспруденции должен уметь:

  • толковать и применять законы и другие нормативные пра­вовые акты;

  • обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов,

  • физических и юридических лиц;

  • юридически правильно квалифицировать факты и обстоя­тельства;

  • разрабатывать документы правового характера, осущест­влять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифи­цированные юридические заключения и консультации;

  • принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

  • вскрывать и устанавливать факты правонарушений, опреде­лять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

  • систематически повышать свою профессиональную квалифи­кацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист, бакалавр юриспруденции должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологи­ческой культурой, глубоким уважением к закону и бережным от­ношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принци­пиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей про­фессии, четко представлять сущность, характер и взаимодейс­твие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реали­зации права в профессиональной деятельности.

В процессе изучения дисциплины «Права человека в международном и европейском праве» специалист должен:



иметь представление о международных стандартах в области прав человека; о соответствующей международной и внутригосударственной правотворческой и правоприменительной деятельности в области регламентации и защиты прав человека; о сущности режимов общей и специальной защиты прав человека; о классификации международных договоров в области прав человека; о функционирующих международных контрольных механизмах в сфере защиты прав человека и правовой природы решений, принимаемых в ходе их использования.

уметь устанавливать и использовать конкретный международно-правовой материал о правах, свободах человека и гражданина; осуществлять сравнительный анализ международных и внутригосударственных (российских) актов, содержащих стандарты прав, свобод человека и гражданина.

владеть соответствующим понятийным аппаратом;

место и роль защиты прав человека в системе международного права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития международной защиты прав человека;



знать базовые международно-правовые доктрины (концепции) в области прав человека;

институты международной защиты прав и свобод человека; место и роль защиты прав человека в системе международного права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития международной защиты прав человека;



иметь опыт анализа правотворческой и правоприменительной деятельности в области прав человека, формулирования обоснованных выводов по юридическим казусам, связанным с нарушением прав человека.

2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ»

Курс входит в цикл дисциплин по выбору студента устанавливаемые вузом (ОПД.В.00).

Курс адресован студентам очной и заочной форм обучения специальности, направления юриспруденция.

Курс готовит студентов к формированию устойчивых знаний в области международных стандартов прав человека, международного механизма защиты прав человека в современном международном праве.

Основная цель курса для студента состоит в формировании устойчивых знаний в области международных стандартов прав человека, международного механизма защиты прав человека в современном международном праве.

Ядро курса составляют темы, посвященные международной защите общих прав человека, международной защите отдельных категорий лиц.

Для успешного изучения курса студенту необходимо знать (уметь, владеть): базовые категории, выработанные отраслевыми юридическими науками, наукой международного права такие как: права человека, свободы человека, диалектика прав, свобод человека прав гражданина,

Программа курса построена линейным способом.

В курсе выделено несколько блоков: теоретическая часть, которая представляет собой лекционные занятия по темам, посвященным отдельным группам прав человека, а также практическая часть, содержащая задания (описание конкретных действий государственных органов, нарушающих права человека) необходимые для анализа студентами.

Курс имеет практическую часть в виде семинарских занятий.

Технология обучения ориентирована на достижение студентами целей курса, формирование соответствующих знаний, умений, навыков.

Оценка знаний и умений студентов (в зависимости от формы обучения) проводится с помощью компьютерного тестирования, устных ответов на зачете, проведения рубежных контрольных работ.



3. ЦЕЛИ КУРСА

После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен



иметь представление:

1) об основных этапах становления, формирования и развития механизма международной защиты прав человека;

2) о месте и значении международных стандартов прав человека, международно-правовой регламентации прав человека;

3) о содержании международных стандартов прав человека;



должен знать:

1) место и роль защиты прав человека в системе международного права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития международной защиты прав человека;

2) базовые международно-правовые доктрины (концепции) в области прав человека;

3) институты международной защиты прав и свобод человека;

4) правовую природу, значение решений международных органов (например, Европейского Суда по правам человека, Комитета ООН по правам ребенка и т.п.), включенных в систему защиты прав человека для национальной правовой системы.

должен уметь:

делать обобщения международно-правовой практики в области защиты прав человека;

пользоваться международно-правовыми источниками, содержащими стандарты прав человека;

формулировать обоснованные с правовой точки зрения решения в связи с нарушением прав человека;

анализировать решения Европейского Суда по правам человека и иных международных органов.

должен владеть опытом (обладать навыками):

1) использования международно-правовых норм о правах и свободах;

2) сравнительного анализа международных и внутригосударственных актов по правам человека;

3) формулирования выводов по конкретным вопросам.




4. СТРУКТУРА КУРСА


Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники)







Международно-правовое регулирование основных гражданских и политических прав и свобод







Основные социальные, экономические и культурные права







Международно-правовая регламентация коллективных прав







Право убежища







Международно-правовая защита беженцев







Международно-правовые основы защиты прав женщин







Международно-правовая защита прав детей.








Международная защита прав человека в уголовном судопроизводстве







Региональное сотрудничество государств по защите прав и свобод человека







Основы правового положения личности в Европейском Союзе

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ»





ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Оч.ф.

норм.ср



Оч.ф.

бакал.



Оч.ф. сокр.ср.



1

Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники)

2

2

4

4

4

2

Международно-правовое регулирование основных гражданских и политических прав и свобод

4

2

4

6

6

3

Основные социальные, экономические и культурные права

4




4

4

4

4

Международно-правовая регламентация коллективных прав

2




2

4

4

5

Право убежища

2

2

4

6

6

6

Международно-правовая защита беженцев

4

4

6

6

6

7

Международно-правовые основы защиты прав женщин

4

2

6

6

6

8

Международная защита прав детей

2

2

4

4

4

9

Международная защита прав человека в уголовном судопроизводстве

4

2

4

4

4

10

Региональное сотрудничество государств по защите прав и свобод человека

4




2

4

4

11

Основы правового положения личности в Европейском Союзе

4




2

4

4
























Итого:

36

16

42

52

52



6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 1. Понятие международных стандартов в области защиты прав и свобод человека (исторические аспекты, понятие, классификация, источники) (2 часа)
Природа прав человека: естественно-правовой и позитивистский подходы.

Понятие международной защиты прав человека. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве. Понятие международных стандартов в области прав человека. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты 1966 года о правах человека как основные международные акты о правах человека.

Международная защита прав человека как отрасль международного права.

Правовой статус человека и гражданина.


Лекция 2. Международно-правовое регулирование основных гражданских и политических прав и свобод (4 часа)
Возникновение и развитие гражданских и политических прав и свобод. «Негативные» и «позитивные» права. Международный Пакт 1966 года о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Пакту.

Запрещение дискриминации.

Право на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность и справедливое судебное разбирательство.

Свобода религии, мысли и слова.

Комитет по правам человека. Условия приемлемости и рассмотрения жалобы индивида в Комитете по правам человека.



Лекция 3. Основные социальные, экономические и культурные права (4 часа)
Социальные, экономические и культурные права в системе прав человека. Международный Пакт 1966 года о социальных, экономических и культурных правах как основной международный договор, закрепляющий социальные, экономические и культурные права.

Право на труд и связанные с ним права.

Право на образование.

Права в области культуры.

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
Лекция 4. Международно-правовая регламентация коллективных прав (2 часа)
Возникновение и развитие коллективных прав.

Правовая природа коллективных прав и их международно-правовое регулирование. Правовая природа коллективных прав. Субъекты коллективных прав. Регламентация коллективных прав в универсальных международных договорах. Регламентация коллективных прав в региональных международных договорах.

Проблемы и перспективы реализации коллективных прав в современном мире.
Лекция 5. Право убежища (2 часа)
Унификация норм института убежища. Формы убежища (религиозная, дипломатическая, территориальная).

Основные черты права убежища.

Правовой статус лиц, пользующихся правом убежища.
Лекция 6. Международно-правовая защита беженцев (4 часа)
Формирование режима международной защиты беженцев и распределение ответственности за неё. Роль Лиги Наций в формировании режима международной защиты беженцев, создание УВКБ ООН, обязанности государств по защите беженцев, компетенция органов ООН по защите прав беженцев, неправительственные организации, оказывающие помощь беженцам.

Правовая база международной защиты беженцев (универсальные и региональные международные договоры, международное обычное право, документы «мягкого права», резолюции СБ ООН).

Определение беженца. Определение беженца в Конвенции1951 года о статусе беженцев. Определение беженца в Конвенции ОАЕ о беженцах и Картахенской декларации.

Другие категории лиц (кроме беженцев), относящиеся к компетенции УВКБ ООН. Репатрианты, лица без гражданства, лица перемещённые внутри страны.

Международно-правовые стандарты обращения с беженцами.

Лекция 7. Международно-правовые основы защиты прав женщин (4 часа)
Международная защита прав женщин как институт международной защиты прав человека. Становление института защиты прав женщин. Сотрудничество государств по созданию нормативной базы международной защиты прав женщин.

Международно-правовой стандарт равноправия и недопустимости дискриминации в отношении женщин.

Международные договоры о гражданских, политических и социально-экономических правах женщин.

Международные механизмы защиты прав женщин. Международные договорные органы универсального характера по защите прав женщин (Комитет по ликвидации всех Форм дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам человека) и международные недоговорные органы (Комиссия ООН по положению женщин. Региональные механизмы обеспечения и защиты прав женщин.


Лекция 8. Международная защита прав детей (2 часа)
Причины особого правового регулирования прав детей. Дети как наиболее уязвимая категория населения. Зависимость реализации прав детей от взрослых.

Конвенция 1989 года о правах ребенка как основной международный договор по защите прав детей.

Другие международные акты о правах детей (Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним 1977 года; Правила ООН, касающиеся несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985); Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999 г.).

Конвенционные и неконвенционные механизмы защиты прав детей.


Лекция 9. Международная защита прав человека в уголовном судопроизводстве (4 часа)
Международные стандарты, касающиеся условий содержания в местах лишения свободы.

Международные стандарты, касающиеся запрета пыток и плохого обращения.

Международные стандарты, касающиеся исчезновений и запрета произвольных казней.

Международные стандарты, касающиеся роли судов и адвокатов.

Международные стандарты, касающиеся альтернатив предварительному заключению
Лекция 10. Региональное сотрудничество государств по защите прав и свобод человека (4 часа)

Сотрудничество государств-членов Совета Европы по защите прав и свобод человека. Состав, порядок деятельности Европейского Суда по правам человека; условия приемлемости жалоб в ЕСПЧ; деятельность Комитета Министров Совета Европы по обеспечению решений ЕСПЧ.

Сотрудничество стран СНГ в области защиты прав человека

Сотрудничество государств в области защиты прав человека в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Сотрудничество государств по вопросам прав человека в рамках иных региональных организаций (Организация Американских Государств, Африканский Союз и др.): общие положения.
Лекция 11. Основы правового положения личности в Европейском Союзе (4 часа)
Система основ правового положения личности в Европейском Союзе.

Источники основных прав и свобод: Договор о Европейском сообществе, Договор о Европейском Союзе, прецедентное право судов Евросоюза, Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950г.), Декларации о правах человека (1989 г.), Хартия об основных правах (2000 г.).

Принципы правового положения личности: принцип равенства (юридическое, социальное, политическое, равенство мужчин и женщин), принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип гарантированности прав и свобод.

Основные права, свободы и обязанности: личные (гражданские) права и свободы (право на человеческое достоинство, право на жизнь, право на целостность личности, право на защиту данных личного характера); политические права и свободы (избирательные права, право хорошее управление, свобода собраний и ассоциаций, право петиций); экономические, социальные и культурные права (право собственности, свобода экономической деятельности, свобода предпринимательства, право вести достойную и независимую жизнь); основные обязанности (уважать и защищать человеческое достоинство других людей, запрещение злоупотребления правом).

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Институциональные гарантии. Процессуальные гарантии. Материальные гарантии.

Основы правового положения личности в Конституции Европейского Союза.



7. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Краткое описание технологии семинарских занятий:

Практические (семинарские) занятия предполагают углубленное изучение конкретного материала по курсу. Семинарские занятия предполагают самостоятельную подготовку студентов по заранее сообщенному плану и коллективную работу в форме ответов на поставленные вопросы, участия в дискуссии по проблемным моментам. Учитывая особенности курса на каждом практическом (семинарском) занятии студент должен при себе иметь рекомендованные правовые документы (международного и внутригосударственного характера).

Необходимо иметь в виду, что за исключением первого практического (семинарского) занятия по курсу «Права человека в международном и европейском праве», рассчитанного на два часа, остальные практические (семинарские) занятия не содержат вопросов по научно-теоретической проблематике, повторяющих вопросы лекционных занятий, а состоят из задач, предлагаемых для решения. Однако это не означает, что при решении задач преподавателем и студентами будут проигнорированы научно-теоретические проблемы. Так, к каждой задаче поставлен ряд вопросов, ответить на которые без изучения соответствующего научно-теоретического материала, а также правотворческой и правоприменительной практики (как внутригосударственной, так и международной) не представляется возможным. Решение предложенных задач предполагает, во-первых, формулирование развернутых ответов на поставленные вопросы со ссылками на соответствующий нормативный материал (там, где это требуется), во-вторых, непосредственное решение задачи, выражающееся в анализе фактических обстоятельств дела и их юридической квалификации (при этом студентами должны быть сделаны ссылки на конкретные статьи конкретных международных договоров и нормативно-правовых актов РФ (там, где этого требуют условия задачи)). Ввиду того, что часть задач - это реальные дела, рассмотренные Европейским Судом по правам человека, поэтому желательным является анализ конкретных решений ЕСПЧ.
Занятие № 1.


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
962.19kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине >IV. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1330.93kb.
7 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1044.92kb.
5 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. План ы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1109.07kb.
7 стр.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине
345.14kb.
1 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «уголовное право, часть 3»
105.31kb.
1 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «уголовное право, часть 2»
161.09kb.
1 стр.
Планы семинарских (практических) занятий по дисциплине «История государственного и муниципального управления в России»
101.74kb.
1 стр.
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999
584.35kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий Для студентов, обучающихся по специальности
238.59kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий по дисциплине «Математика» (Дифференциальные уравнения + ряды) для экономических специальностей
32.16kb.
1 стр.