Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Тема 0. Введение

[править]План



  1. Введение в курс

  2. Предмет и методы

  3. Экономическая теория в системе экономических наук

  4. Собственный и экономический интерес. Принцип невидимой руки.

[править]Основные определения

Экономическая миссия — максимальное удовлетворение потребностей человека. Потребности бывают как личными, так и производительными. Возможности исполнения экономической миссии тесно связаны с объемом ресурсов и с имеющей место социально-экономической системой.

Ресурсы — то, что необходимо для производства товаров и услуг. Поскольку все ресурсы ограничены, то у каждого из них непременно есть хозяин (собственник).

Социально-экономическая система — совокупность взаимосвязанных элементов, направленных на достижение экономической миссии.

[править]Разновидности социально-общественных систем

Существуют 2 подхода к их классификации.

[править]Классический подход

Классический подход (разработанный Марксом) ставит в основу классификации собственность.

Собственность - отношения между людьми по поводу материальных объектов и услуг. Живущий вне общества воображаемый человек не может иметь собственности, т. к. кроме него никого нет.

Смена собственника может происходить 3 различными путями



  • Торговля (эквивалентный обмен)

  • Воровство

  • Дарение

По видам собственности социально-экономические системы делятся на 5 видов

  • Первобытная община

  • Рабовладельческий строй

  • Феодальная система

  • Капиталистическая система

  • Коммунизм

[править]Современный подход

В современном же подходе определяющим фактором служит способ управления. Выделяют 3 вида:



  • Административно-коммандная система (все управление — из единого центра)

  • Рыночная система (сверху приходят только рекоммендации)

  • Смешанная система (тип управления выбирается в зависимости от ситуации)

[править]Предмет экономической теории

[править]Проблемы

При производстве возникает ряд вопросов: чтокак и для кого производить? Центральная же проблема — эффективность и развитие.

[править]Экономическая эффективность



  • Техническая — результативность средств производства

  • Социальная — результативность реализации экономической миссии

[править]Цели предпринимателя

  • Глубинная — удовлетворение потребностей людей

  • Поверхностная — получение прибыли для себя

Предметом экономической теории являются общие закономерности функционирования и развития экономических систем в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

[править]Исторический экскурс

Такое определение возникло не сразу. Вот предшествующие ему определения:


  • Закономерности и правила ведения домашнего хозяйства (Древняя Греция)

  • Закономерности развития общественного или государственного хозяйничества (1615)

  • Закономерности создания богатства (Адам Смит)

  • Исторически определенные производственные отношения во взаимной связи с производящей силой (Карл Маркс)

  • Закономерности эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения экономической миссии (Современная постановка - Economix)

Экономическая теория состоит из подразделов по уровню охвата:

  • Микроэкономика (уровень предприятия)

  • Мезоэкономика (уровень отрасли)

  • Макроэкономика (уровень всего народного хозяйства)

  • Мегэкономика (уровень всего мира)

[править]Классификация экономических ресурсов

процесс преобразования ресурсов

Процесс преобразования ресурсов



Экономические ресурсы — та часть ресурсов общества, которая вовлечена в хозяйственную деятельность людей.

  • Природные русурсы (земля и ее недры)

  • Трудовые (рабочая сила)

  • Капитал

  • Предпринимательские способности

  • Научно-технический прогресс (инновационные информационные ресурсы)

Ограниченность ресурсов также бывает различной:



  • Абсолютная (не хватает фактически)

  • Относительная (не хватает в данный момент)

[править]Пример

кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей

Пускай имеются 2 товара:


  • Средства производства (СП)

  • Продукты потребления (ПП).

Исключим технический прогресс из рассмотрения.

Тогда возникнет вот такая зависимость, называемая кривой производственных возможностей.

[править]Экономическая теория в системе экономических наук

Экономическая теория — база всех других экономических наук

Конкретная экономика

Функциональные экономические науки

Информационные аналитические науки

Исторические дисциплины

C/Х, транспорт

маркетинг, менеджмент, финансы

статистика, экономический анализ

история экономических учений, история народного хозяйства

Экономическая теория

[править]Методы экономической теории


  • Метод научной абстракции

  • Метод индукции и дедукции

  • Системный анализ

  • Математическое моделирование

  • Позитивный и нормальный анализ

Экономическая модель — абстрактное теоритическое описание того или иного экономического процесса.

Тема 2 (Экономика)

Лектор поздравил с наступившим бабьим летом

Всего существует тридцать экономических дисциплин, но базовой является экономическая теория. В прошлой раз было рассмотрено, что в основе всего лежит экономическая теория, в основе которой лежат отношения, и мы будем рассматривать отношения в процессе производства товара и услуг, их обмена и потребления. В мезоэкономике рассматриваются отношения между предприятиями одной отрасли, а также отношения, возникающие в масштабе всей страны. Также будут элементы мировой экономики и отношения, возникающие между странами. В основе удовлетворения потребностей человека лежат товары и услуги. А ресурсы расположены неравномерно по территории нашей планеты, поэтому между странами возникают отношения по поводу обмена ресурсами (три типа обмена: торговля, воровство, дарение). В результате возникают отношения, в которых страны получают ресурсы, товары и рабочую силу.

Процесс глобализации идёт полным ходом.

Глобализациия — разделение труда между странами в плане производства и сферы услуг. Можно выращивать бананы в Москве, но это будет не эффективно.

Есть два понятия – стоимость и себестоимость.



Себестоимость — стоимость производства товара для производителя.

Стоимость — то, во что товар обходится покупателю.Произведённый товар имеет свою цену. Производитель пытается компенсировать свои затраты.

При конкуренции,владельцы фирм большого обьёма производства могут продать свой товар по заниженным ценам, выбивая конкурента, который не может компенсировать затраты.

В России лучшие подлодки, самолёты и автомобили.

России невыгодно вступать в ВТО. Россия располагает всеми видами ресурсов. За рубежом требуется сырьё. Посему, зачем России производить автомобили, если есть Швеция, Германия, Америка…

Сейчас не тот уровень развития экономики, при котором нужно вступать.

Нужно удвоить Внешний Валовый Продукт. Но его можно увеличить за полгода. ВВП — всё то, что производится за год — продукты и средства производства. Чем отличается Внешний Валовый Продукт от Валового Национального Продукта — ВВП производится в России вне зависимости от национальной принадлежности предприятия, а ВНП — всё, что производится российскими предприятиями вне зависимости от территории. ВВП можно рассмотреть как продукты и средства производства, продукты делятся на себестоимость и наценка. Как удвоить ВВП: пусть в 2005 году произвели продукт на 1 трлн. Рублей. В этом году произведём столько же, но повысили цену в два раза. ВВП увеличится в два раза. Но нас интересует выражение ВВП не в денежном, а в физическом смысле. Предприниматель может увеличивать количественное производство за счёт инновационной экономики, за счёт качественного изменения, а не за счёт простого населения рабочих.

Когда создадим инновационную экономику, тогда можно вступать в ВТО.

Экономическая безопасность предполагает, что каждый город должен обеспечивать себя продуктами по максимуму.

НАТО была создано в противовес Варшавскому договору, но Варшавского договора нет, а НАТО осталось.

В семье есть обмен по обмену видами (результатам) деятельности. Такие отношения не приводят к рыночным отношениям.



Основа рынка — Общественное разделение труда — специализация.

Причина появления рынка — Удовлетворение тех или иных потребностей, благодаря обмену каких либо собственных принадлежностей.

Рыночное хозяйство формируется с 1992 года.

Самое главное — наличие частной собственности — главное отличие между административно-командной системой и рыночной системой.

Два подхода к собственности: экономический и юридический подход к собственности



Экономический подход — отношения между людьми по присвоению благ и услуг.

Юридический подход — право владения, распоряжения, пользования.

Допустим, можно взять холодильник на прокат на год. Можно ли отдать этот холодильник маме? Да. Можно ли им распоряжаться? Да. А можно ли использовать его как сейф? Да, нужно только вернуть его в сохранности. Но его нельзя продать. Два пункта: можно им распоряжаться, пользоваться но не владеть. Главный пункт — владение.

Купил автомобиль. Получил документ, подтверждающий, что я имею право на автомобиль. Можно его разбить, или поставить в сарай — любоваться. Есть такое понятие, как реализация собственности — юридически и экономически. Юридически собственность реализована, так как есть документ. Экономическая реализация собственности — чем автомобиль отличается от книги — удовлетворяет разные потребности. Если купить автомобиль и поставить в сарай, то потребность не реализуется, так как он будет реализован экономически, если он будет использован по назначению.

Ещё один пример. /* Лектор задумался */ Если посмотреть на собственность,то существуют разные формы. Существует индивидуальная собственность на предмет потребления. Автомобиль — это какая собственность? Существует индивидуальная (делится на личную и частную) собственность, государственная, муниципальная, смешанная. Раньше в СССР был Российско-Британский банк, которым владели две страны. Критерий по владельцу.

Ответ на вопрос про автомобиль зависит от того, как он используется. Если на автомобиле ездишь сам, что это личная собственность, если заниматься извозом, то частная. Отличаются по цели. Частная — средство производство. Личная — средство потребления.

На рынке остаются те, кто производят более качественную и/или более дешёвую продукцию. С одной стороны, каждый производитель на рынке должен производить больше продукции более высокого качества. С другой, производится только то, что необходимо всему государству — закон невидимой руки.

[править]Собственность и экономический интерес. Принцип невидимой руки.

Основой любой социально-экономической системы является собственность на ресурсы и результаты труда. Выделяют два аспекта (экономический и юридический) категорий собственности.

Собственность, рассматриваемая в экономическом аспекте — отношение между людьми по поводу присвоения материальных благ или услуг.

Формы собственности:



  1. Индивидуальная (личная, частная)

  2. Коллективная (корпоративная, кооперативная)

  3. Государственная

  4. Муниципальная

  5. Смешанная

Каждой форме собственности присущи свои формы хозяйствования. Есть индивидуальные предприятия, коллективные/кооперативные (США — ассоциации по производству цитрусовых — три страны, вклад в валовый продукт страны 30 процентов), государственные, муниципальные, смешанные. Для каждой формы есть свои предприятия.

Учебник: Основы эк. Теории Инфра-М Виноградова, Чепурин М. Н. и др.

Юридический аспект собственности — право владения, распоряжения, пользования. В настоящее время выделяют от трёх до одиннадцати прав собственности (пучок прав). Ещё есть право на доход, управление, продажу, защиту, завещание, наследование…

Одна из центральных проблем в экономике — проблема реализации и эффективного использования собственности в экономическом и юридическом аспектах.

Рассматривая в этих двух аспектах собственность, обеспечивает во всех социально-экономических системах экономическую власть, закреплённую в соответствующих нормах. Она тесно связана с экономическими интересами людей (побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей). Существует три вида интересов: личные (частные), коллективные и общенародные. Для рыночной экономики прежде всего частный интерес. Но всё, что выгодно мне, должно быть выгодно коллективу, всё, что выгодно коллективу, выгодно стране, но это бывает не часто.

И последнее: принцип невидимой руки. Экономические интересы приводятся в движение общим фундаментальным принципом невидимой руки, который был сформулирован Адамом Смитом. «Преследуя свои собственные интересы, производитель удовлетворяет потребности общества. В итоге «невидимая рука» рынка как бы заставляет производителей эффективно реализовывать интересы всего общества»

Подведём черту. Первую тему завершили полностью, введение.

[править]Основные принципы функционирования рыночной экономики

Само словосочетание рыночная экономика неверно, так как рынок есть более широкое понятиЕ, чем экономика.


  1. Экономические модели рыночной экономики.

  2. Сущность и виды рынка. Рыночная инфраструктура. Механизм функционирования и развития рынка.

  3. Законы рынка.

[править]Экономические модели рыночной экономики

Каждая социально-экономическая система кроме трёх основных проблем (вопросов: что производить, как, для кого), должна ответить на два не менее важных вопроса: сколько производить и способно ли такая экономика адаптироваться к изменяющимся условиям. Если экорномика неспособна, всё меняется или революционным путём, или эволюционным. Ответ на эти вопросы позволяет судить об эффективности той или иной эк системы (адм-ком или рыночной, например).

Рыночная экономика является теоретической моделью, которая описывается следующими параметрами:


  1. частная собственность на ресурсы и результат производлства

  2. свобода предпринимательства и свобода потребительского выбора

  3. приоритет частных интересов

  4. рыночный механизм саморегуляции экономики путём действия законов (колебания) спроса и предложения

  5. ограниченное государственное вмешательство

  6. социальное партнёрство между субъектаим рынка

Эта модель имеет особенности и на госуровне, и на муниципуровне, и на частном уровне.

[править]Сущность и виды рынка. Рыночная инфраструктура. Механизм функционирования и развития рынка

Рынок — система отношений обмена между покупателем и продавцом (самое краткое определение)

Основные субъекты рынка:



  1. домохозяйство

  2. фирмы

  3. государство

взаимодействие между субъектами рын экономики описывает модель кругооборота ресурсов и доходов

http://esyr.org/w/skins/common/images/magnify-clip.png

Взаимодействие между субъектами рын экономики описывает модель кругооборота ресурсов и доходов

Формы дохода от реализации ресурса:


  • Земля --- рента ...

  • Капитал --- %

  • Рабочая/cила --- зарплата

  • предпринимательские/способности --- прибыль

Чем отличается лицензия от патента6 Лицензия на продажу

Тема 3 (Рынок)

В основе рыночной экономики лежит обмен.

Рынок – система обмена. На рынке есть два человека – покупатель и продавец, и между ними возникают отношения. И в этом случае каждый стремится поставить свой интерес во главе сделки. Поэтому каждый человек может выступать и в качестве покупателя, и в качестве продавца.

У рынка 6 функций.

Какую информацию рынок несёт для производителей и потребителей. Прежде чем заняться бизнесом, я иду на рынок и получаю информацию о повышенном спросе на какой-то товар, и начинаю его производить. Покупатель смотрит, есть ли на рынке то, что его интересует.

Именно рынок и определяет, сколько стоит товар. Если товара много, или он не сезонный, то цены будут ниже. Вторая функция – ценообразующая.

Рынок выполняет санитарную функцию. Елсли выпускается качественная продукция, то её продадут и будет прибыль. Если продукция некачественная, то производитель разоряется.

Регулятивно-контрольная функция. Именно на рынке усредняются затраты и формируется средняя цена.

Цель кругооборота натурально-вещественных и денежных потоков (ресурсов и доходов) – обеспечение функции субъектов рынка.

[править]Функции рынка


  1. Информационная

  2. Ценообразующая

  3. Регулятивно-контрольная (в учебнике этой функции нет) – рынок обеспечивает общественное признание различных видов труда и устанавливает соответствие произведённых продуктов общественным потребностям в них

  4. Распределительная – рынок распределяет и перераспределяет созданный в обществе валовый продукт между отраслями и между разными социальными ...

  5. Стимулирование рационального использования ограниченных ресурсов – пример с обувью – если потребность 800 пар, то не буду делать 1000-2000

  6. Санирующая – выживает только тото, кто вписался в данный рынок, в его потребности

  7. Посредническая

[править]Классификация рынков

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений. Рынки делятся на рынки ресурсов (средства производства, земля, рабочая сила) и рынки продуктов (товары и услуги).

  2. В зависимости от отрасли. Есть рынок автомобильный, компьютерный, текстильный и т. д.

  3. По географическому положению (в территориальном аспекте). Местный рынок, региональный, национальный, мировой...

  4. По характеру продаж. Оптовый и розничный.

  5. По степени ограничения конкуренции. Свободный, монополистический, смешанный и т .д.

  6. По активности на рынке. Рынок покупателя и рынок продавца. Если на рынке дефицит, то цену определяет продавец, и это рынок продавца. Если товара избыток, то хозяин покупатель, он определяет цену, и это рынок покупателя.

Определение: Инфраструктура рыночной экономики – совокупность институтов (учреждений), обеспечивающих нормальное функционирование и развитие рыночной экономик (и её элементов).

Рынки

Элементы инфраструктуры

Рынок товаров и услуг

Товарный режим, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, выставки, аукционы

Рынок рабочей силы

Биржа труда, служба занятости, агенства

Рынок капитала (финансовый рынок)

Банки, фондовая биржа, финансовые, страховые компании

[править]Структура рынка капитала

  1. кредитный рынок (денежный рынок)

  2. валютный рынок

  3. рынок ценных бумаг

Рынок функционирует и осуществляет координацию деятельности посредством конкуренции и ценообразования.

Отношения между товаропроизводителями на рынке выступают в виде конкуренции, ранее в форме социалистического соревнования. Конкуренция нацелена на реализацию их частного эеономического интереса, в зависимости от типа рынка разлчают свободную (совершенную) и несовершенную конкуренцию. Есть стихийный рынок, и есть монополизированный рынок.

В России монополизированный рынок.

Во всех странах мира существует антимонопольное законодательство.

Государство не имеет права навязывать свою цену.

В зависимости от структуры экономики конкуренция бывает (внутри)отраслевая и межотраслевая.

Конкуренция внутри отрасли. Например, производство автомобилей. Неудачный пример. Допустим, продукты питания, в любом случае, все предприятия данной отрасли производят продукты для рынка. Поэтому между производителями идёт борьба за ресурсы производства, за снижение издержек производства, ибо если ситуция хорошая, то прибыли максимум, а если плохая, то минимум убытков.

Внутриотраслевая борьба осуществляется между производителями однородной продукции за снижение издержек производства и за потребителя в конечном счёте.

[править]Межотраслевая конкуренция

Допустим, отрасль, где производятся космические кораблми и детсвкие игружки, у них мало общего, и борьбы между ними нет. За что может вестись борьба?



<пишем> В данном случае идёт борьба между инвесторами за более выгодное вложение капитала, где будет больше прибыли.

Есть три отрасли – предприниматель – вложили свои деньги в три отрасли. Олказалось, что максимальная прибыль была в третьей отрасли, поэтому в следующий раз все будут вкладывать в третью. Соответственно, много будет произведено в третьей, цена упадёт. В первой и второй произведено мало – дефицит – удорожание. Это происходит постоянно. В результате везде получается примерно одинаковый процент.

В результате перелива капитала происходит усреднение прибыли.

[править]Рыночный механизм ценообразования

Подвопросы:


  1. Товар и деньги. Теории денег

  2. Цена и её функция

  3. Законы рынка (будет читаться отдельно, ибо не успеваем)

Рынок – система отношений обмена. Речь шла об отношени субъектов рынка. Теперь мы подошли к тому, по поводу чего вступают в отношения, т е к объектам купли продажи.

Что такое товар? Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена. В прошлый раз было про условия становления хоз-ва. Главным условием появления рынка яявляется разделение труда. Причина – пояавение частной собственности. Исторический аспект: изначально не было рынка, люди просто обменивались излишками, например у меня было два мамонта, а у кого-то ещё излишок рыбы. Потом, когда выросли потребности, целенаправленно создаывались излишеки и обменивались в специальных местах.

Исторически появилось четыер вида обмена, которые сохранились и сейячас.

Берём простой пример:

1 часы = 3 банки кофе

что является ценой часов? Есть ли цена? А почему три бануи кофе, а не 5? что лежит в основе обмена? В любом случае, когда мы говорим об обмене, то рассматривается относительная стоимость и эквивалентная тоимость в виде денег. Деньги в нашем случае есть эквивалент. Но в данном случае нет явно выраженномо эквивалента, поэтому для хозяина часов кофе есть эквивалент, а для хозяина кофе – часы.

Что такое товар? Товар прежде всего продукт человечесвоеог труда. Сапожник произвёл сапоги и стал их носить? Сапоги будут являиься товаром? Нет. Это не просто продукт человеческого труда, произвёдённый для других, для обмена.

Но этот продукт должен обладать определёнными свойствами, качественной и количественной характеристиками.

Товар должен быть нужен и должен удовлетворять потребности.

Качественная характеристика. И пиджак, и яблоки имеют разную стоимость, и в этом качесве он обладает меновой стоимостью, поэтому у товара есть потребительская стоимость и меновая стоимость. Поэтому рассмотрим этапы меновой стоимости.



  1. Мешок рыбы = 1 топор – случайный обмен, простая или случайная форма стоимости

  2. Полная или развёрнутая стоимость. Мешок рыбы -> 1 топор, -> 1 баран, -> 2 мешка яблок

  3. Всеобщий эквивалент. Постепенно развивалось производство, и в больших регионах появлялись эквиваленты, на которые можно было приобрести всё. 1 топор, 1 баран, 1 мешок яблок -> Золото

  4. Денежная форма стоимости. 1 топор, 1 баран, 1 мешок яблок -> деньги

И сейчас существует бартер, но это говорит о том, что экономика развита плохо.

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена.

Воздух обладает потребительской стоимостью, но мы его не производим, поэтому у него нет меновой стоимости.

У лектора кошка родила 4 британских короткошёрстных котят. Продаёт забесплатно.

Товар обладает двумя свойствми – потребительной стоимостью, то есть способностью удволетворять потреб потребности, и меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться.

Как потребительной стоимости все товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы.

Пиджак удовлетворяет одну потребность, кафедра – другую

Стоимость – овеществленный в товаре общественно необходимый труд.

Общественно необходимый труд – средные затраты на производство товара. Производств в разных конкретных местах может иметь разные издержки, но продаётся по усреднённой цене. И затраты тоже усредненные.

Как стоимости все товары качественно однородны и количественно соизмеримы.

Одни часы = три банки кофе – на производство и того, и другого затрачено примерно одинаковое количесвто труда.

Раньше изучали капитал Маркса, теперь не изучают.

Что лежит в основне обмена, стоимость или потреб стоимость? Стоимость, так как она общая. Поэтому

в основе обмена лежат затраты общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ)

Продавца яблок интересует потребительная стоимость яблок, которые он продаёт? Нет, его интересуют деньги. Покупателя в первую очередь интересует потребительная стоимость. Если я ищу яблоки, я не иду в мясной ряд. Задачи у покупателя и продаавца разные, один хочет продать подороже, другой – купить подешевле. Таким образов формируется равновесная цена на рынке.

Время деньги, а у нас и того, и другого мало.

Тема 4 (Основы рынка)

Мы стали жить в новой соц-экон системе, яв рыночной системе. Всегда возникает вопрос, почему, имея такие возможности, не может действовать принцип распределения по потребностям, хотя все возможности есть? Ответ кроется или в той системе, или в чем-то другом. Те страны, Где больше ресурсов, там уровень жизни ниже. Это не позволяет частная собственность. Если есть только раб сила, то можешь рассчитывать на зарплату, если капитал, то проценты.... и т. д. Текущая ситуация такова, что производство продуктов можно осуществлять только через рынок. Нет прямой связи продукт – потребитель. Только товар – деньги – товар, не товар – товар.

[править]Цена

Развитие меновой стоимости – одно из свойства товара. Пиджак и кафедра удовлетворяют разные потребности, но на рынке их можно приравнять, их объединяет то, что это продукт человеческого труда. Цена – денежное выражение стоимости.

Что влияет на цену на рынке?

Два фактора:



  1. Производительность труда

  2. Интенсивность труда

Но это вновь продолжение того, что было отмечено ранее. Что это за показатели труда, как его можно увеличить?

Маркс писал: самое ценное в труде, то что он открыл качественную и количественную характеристику товара. Говоря о этих двух характеристиках, которые влияют на стоимость.

Стоимость меняется, если происходит качественное изменение труда.

Повышение производительности происходит в том случае, если происходит качественное изменение труда.



Напряжённость (интенсивность) труда – больше или меньше затрат труда.

Пример: работа на конвейере. Если требуется увеличить скорость движения конвейера, то производительность может повысится, но при этом работы совершается больше, повысили напряжённость труда.

Вывод: повышение производительности труда снижает стоимость единицы товара и не увеличивает общую стоимость. При повышении интенсивности труда стоимость единицы товара не меняется, но повышается общая стоимость. Поэтому все цивилизованные страны стремится к повышению производительности труда.

В любом случае выигрывает тот, у кого выше производительность труда, так как прибыль больше, а убытки меньше.

Сегодня завершим рассмотрение вопросов, связанных с деньгами.

На рынке существует формула товар-деньги-товар.

Есть два подхода: традиционные функции денег и совр функции денег

Традиционные Функции:



  1. Мера стоимости

  2. Средства обращения

  3. Средства платежа

  4. Мировые деньги

  5. Средства накопления

Сегодня:

  1. Мера стоимости – идеально

  2. Вместо средств обращения и платежа – средство обмена

  3. Мировые деньги

Теории денег:

  1. Металлическая

  2. Номиналистическая

  3. Количественная

Используется не только в России, но и во всех развитых странах.

Не может экономика существовать стихийно, есть законы. Прежде всего, закон стоимости, который действует во время производства. Ещё два закона:



  1. Закон спроса (покупателя) – купить дешевле

  2. Закон предложения – продать дороже

На семинарских занятиях будут рассмотрены деньги.

Деньги – всеобщий эквивалент (самое краткое определение)


Завершим основы рыночной экономики.


Функции:


Традиционные функции денег

Деньги – особый товар, выделившийся из товарной массы и выполняющий функцию всеобщего эквивалента.

Традиционные функции денег.



  1. Мера стоимости

  2. Средства обращения

  3. Средства платежа

  4. Средства образования сокровища и накопления

  5. Мировые деньги

Совр функции денег. В современном денежном обращении практически исчезает разница между бумажными и кредитными деньгами. Поэтому в настоящее время функции обращения и платежа трансформируются в одну функцию – функцию обмена. Вторая функция – мера стоимости – сохраняется. Третья функция – функция накопления (Фишер – функция накопления стоимости).

  1. Мера стоимости – идеально

  2. Вместо средств обращения и платежа – средство обмена

  3. Мировые деньги

[править]Основные виды средство обращения (обмена)

В обращении могут находиться металлические деньги, а распространение кредитных отношений породило кредитные деньги, и в настоящее время находятся бумажные деньги (казначейские билеты). Исторически первыми кредитными деньгами были векселя и банкноты. Вексель – письменное долговое обязательство, установленной формы. Банкноты – вексель на банкира. Два интересных аспекта: вексель – я занял у кого-то из потока 1000 рублей на два дня, и написал расписку. Можно ли на этот вексель купить коробок спичек? Нет. Чем банкнота отличается от векселя? У векселя гарантом является физ. лицо, банкнота – 100 рублей, 500 рублей и т .д., и на них можно купить, так как гарантом выступает государство.



Чек – письменный приказ владельца текущего счёта банку уплатить наличными или перевести на текущий счёт другого лица определённую сумму денег.

Кредитная карточка – именно денежный документ, который выпускается банком или торговой фирмой. Он удостоверяет личность владельца и даёт возможность приобретать товары и услуги в розничной торговле без уплаты наличными.

[править]Законы рынка

Три закона:


  1. Закон стоимости

  2. Закон спроса

  3. Закон предложения

Рыночная экономика не сводится только к рынку. Это ещё и сфера производства, распределения, обмена и потребления. Рынок – только часть рыночной экономики. Поэтому законы рыночной экономики - не только законы рынка, но и законы сферы производства. Экономика называется рыночной, поскольку механизм регуляции взаимоотношений субъектов хозяйствования рыночный, то есть установления равновесной цены.

Равновесная цена – цена, которая устраивает и покупателя и продавца.

Главной формой взаимоотношений – сделка, т е соглашение о купле-продаже товаров по определенным ценам.

[править]Законы рынка


  1. Стоимости – глубинный закон товарного производства, который лежит в основе рыночной экономики. Он устанавливает взаимосвязь между рыночной ценой товара, его стоимостью и общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ). Стоимость товара измеряется не индивидуальными, а ОНЗТ, и в основе цены лежит стоимость. ОНЗТ – те затраты, при которых производится основная масса товара в данной отрасли. Закон стоимости проявляет себя как закон цен, определяющий их динамику через колебания спроса и предложения. Цена равна стоимости, если спрос равен предложению, больше если больше, меньше если меньше. На величину стоимости влияет два фактора – производительность труда (повышение - снижается стоимость единиц товара, повышается суммарная стоимость) и интенсивность труда (повышение – не изменяет стоимость единицы товара, увеличивает суммарную стоимость).

  2. Спроса

  3. Предложения

Влияние стоимости и цены на процесс производства Кратко. Закон стоимости регулирует распределение факторов производства между отраслями народного хозяйства. Повышение цены товара относительно его стоимости, делает производство более прибыльным. И наоборот, если цена на рынке упала, то нужно сокращать производство товара. Итого (точнее, вывод): рыночный механизм путём перелива денежного капитала и ресурсов через механизм законов стоимости решает, что производить. Второе. Закон стоимости стимулирует повышение производительности труда – повышение эффективности производства, и рост его ... . При любом уровне цены всегда в лучшем положении находится тот производитель, у которого индивидуальные затраты ниже общественно необходимых. Вывод: через механизм закона стоимости, через взаимосвязь индивидуальных и ОНЗТ решается вопрос, как производить. Закон стоимости приводит к дифференциации товара производителей. Вывод: для кого производить.

Спрос и закон спроса.



Спрос – способность покупателя приобретать товар при данной цене (функция покупателя). Спрос - Потребность, выраженная в определённом количестве денег. Спрос – не просто желание, но и возможность приобрести.

Я не просто хочу, я и могу.



Величина спроса – количество товара, которые покупатели готовы приобрести при данной цене.

Закон спроса устанавливает взаимозависимость между уровнем цены и величиной спроса.

Чем меньше цены, тем больше спрос, и наоборот.

Лектор бесплатно раздавал обеды

Факторы, влияющие на спрос:


  1. Цена

  2. Общее число покупателей

  3. Наличие товаров-заменителей и цен на них

  4. Вкусы покупателей

  5. Потребительские ожидания

  6. Внешние условия потребления

  7. Национальные, религиозные

Тема 5 (Торговля, спрос-предложение)

Начали разговор относительно того, каким образом в разных странах осуществляется торговля. Рассмотрим условия, возможности, причины.

При каких условиях может возникнуть рынок – обязательное усоловие - общественное разделение труда. Причины – экономическя обособленность производителей – появление частной собственности.

Рассмотрение вопросов, связанных с производителями.

Главная цель – наиболее полное удовлетворение потребностей, одна из целей производителя. Но также надежда на то, чтобы угадать наиболее спрашиваемый товар для большей прибыли.

Часть прибыли всегда тратится на развитие, часть – на стимуляцию.

Разница между предпринимательностью и бизнесом: бизнес – любой вид деятельности, направеленный на получение прибыли (например, бабуля в метро).

При заключении договоров никогда не надо писать свою долю – часть прибыли. За работу нужно получить доход. Всегда надо брать часть дохода, а не прибыли.

Прибыль – разницуа между выручкой и издержками.

Завершить закон спроса, начать закон предложения.

Рынок стремится к равновесию. Существует равновесная цена, устраивающая и продавца, и покупателя.

Рисунок 1. Пересечение кривой с верт осью (цены) говорит о том, что при определённом значении цены данный потребитель блага прекращает покупку (запредельная цена). Если сделают сахар 300 рублей, то перейдут на конфетки.

Пересечение кривой с осью количества товара показывает, что даже при нулевой цене существует ограничение потребеленния блага. Кривая спроса может быть как вогнутой, так и выпуклой. Вогнутая говорит о том, что с падением цены абсолютное приращение спроса или продаж нарастает, и наоборот. Выпуклая кривая свидетельствует о нарастании/падении спроса (бред?).

Изменение величины спроса означает сдвиг по кривой, то есть меняется не спрос, а количетво товара, на который предъявлен спрос. Причиной такого изенения обычно является изменение цены данного товара, то есть величина спроса – показатель реакции покупателя на изменнение цены товара.

Эластитчность спроса, эластичность предложения – на семинаре, на конкретных примерах.

Закон спроса показывает обратную связь между ценами и количеством товаров/услуг, покупаемых при каждой цене.



Содержание

 [убрать]



  • 1 Предложение и закон предложения

  • 2 Цена равновесия

  • 3 Издержки производства

  • 4 Концепция альтернативных издержек

[править]Предложение и закон предложения

Предложение – определённое количество товаров/услуг, которое продавцы готовы предложить покупателям в определённое время, в определённеом месте и по определённой цене.

Факторы, влияющие на предложение:


  1. Цена

  2. Издержки производства

  3. Налоги и дотации

  4. Перспективные ожидания производителя

  5. Число продавцов на рынке

  6. Степень монополизации рынка

Между предложением и ценой существует 4 основные направления зависимости:

  1. Рост предложения – падение цены

  2. Снижение предложение – рост цены

  3. Рост цены - рост предложения

  4. Падение цены – снижение предложения

График кривой предложения позволяет спрогнозировать предложение при любых ценах. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу блага, чтобы данное количество благ было произведено и предложено для продажи. Предложение – последовательность (ряд) цен и количества товара. А величина предложения характеризуется конкретным количеством товара, которое продавец согласен продавать по определённой цене, а изменение цены предложения означает сдвиг по кривой.

Закон предложения показывает связь цены и количества.

[править]Цена равновесия

Результатом взаимодействия между спросом и предложением является цена реализации (равновесная цена) – цена, при которой устанавливается равенство спроса и предложения.

«коносмический закон – внутреннее существенное, постоянно повторяющаяся взаимосвязь между эк явлениями и процессами

Виды эк законов:



  1. Всеобщие – действуют на всех этапах развития человеческого общества (закон роста производительности труда, закон возвышения потребностей)

  2. Общие – действуют на нескольких этапах развития общеста (законы рынка, рыночной экономики)

  3. Специфические законы – действуют в рамках данного общества или конкретной сфере экономики (закон распределения по труду – в коммунистической системе, законы денежного обращения)

[править]Издержки производства

  1. Природа экономических издержек и прибыли фирмы.

  2. Виды издержек и виды прибыли

  3. Оптимальный размер фирмы

Есть затраты производителя. Два подхода:

  1. Классический вариант

  2. Современный вариант

основной капитал

здания

неизменный

30 000

оборотный капитал

Сырьё

неизменный

1 000

оборотный капитал

Рабсила

переменный

1 000

Итого







32 000

3 000 (если станок на 10 лет – амортизация) + 1 000 (сырьё) + 1 000 (рабсила) + 1 000 (прибавочная стоимость) = 6 000 единиц товара

Рабочий день – 8 часов

| 4 часа | 4 часа |

200 долларов рабочий зарабатывает за 4 часа, ещё 4 часа работае на хозяина.

Прибавочная стоимость'=4 часа (прибавочное время)/4 часа (необходимое время) * 100% То есть всего получает 400 долларов.

3 000 (если станок на 10 лет – амортизация) + 1 000 (сырьё) + 1 000 (рабсила) = 5 000 – издержки предпринимателя с точки зрения классиков (издержки производства)

6 000 – действительные издержки производства – цена, стоимость

В условиях рыночной экономики все затраты производителей принимают форму принимает форму издержек. Издержки – денежная форма затраты ресурсов.

Принято различать


  1. бухгалтерские издержки – бухгатерская прибыль. Бухгалтерские издержки – все выплаты предприятием внешним поставщикам ресурсов (трудвоые ресурсы, материальные). Все затрыты вна приобретение ресурсов фиксируются в бухгалтерских документах. Если мы где-то кого-то пригласили, и не было проводок, то это издержками не считается.

  2. экономические издлержки. Больше, чем бухгалтерские издержки, так как они включают, кроме внешних, ещё и внутренние издержки. Внутренние издержки – плата за собственные и самомтоятельно используемы ресурсы. Ещё есть неявные издержки – решил сделать ремонт, решил поклеить обои. Два варианта: пригласить мастеров, или делать самому, но в люьом случае надо купить материал. Прикинул – выгоднее делать самому, буду делать только по свободным дням. Каждый принимает решение, саомму делать или нанять, но в любом случае смотришь, во сколько обойдётся. Если пригласишь – будешь платить за работу, когда сам – неявные издержки.

Экономическая оценка затрат ресуров (издержек) отличается тот бухгальтерских издержек тем, что она даёт более полную информацю для менеджера для принятия эффективных решений, что производить и из каких ресурсов.

[править]Концепция альтернативных издержек

Смысл альтернативности заключается в том, что фирма оценивает издержки на использование какого-либо ресурса с точки зрения упущенной выгоды, то есть каждый предприниматель смотрит, как выгоднее данный ресурс использовать. Из-за того, что не использовала этот ресурс наилучшим альтернативным образом.

Пример: было 100000 рублей. Варианты: или положить в банк, тогда получу энную сумму в конце года, и в конце года определится, где было выгоднее, но ранее был сделан вывод, что вне зависимости от того, куда вложить деньги, прибыль усредняется.

Петя: а если в Европе 7-9 процентов, то это в рублях или в долларах?

Альтернативные издержки – издержки упущенных возможностей. Концепция альтернативных издержек позволет оценить эффективность различных вариантов использования ресурсов на микро и макроуровне.

Виды издержек: В зависимости от их (издержек) влияния на объём производства он подразделяются:


  1. Постоянные. Их величина не изменяется от изменения объёма производства. Сюда относят амортизацию., оплата сторожей, кредит.

  2. Переменные. Их велиина изменяется в зависимости от объёма производства. Сырьё, зарплата, транспорт.

Деление издержек на постоянные и переменныен соуществляется тоько лишь в краткосрочном периоде.

Краткосрочной период – период, в течение которог предприятие не меняет производственной мощности. Долгосрочный период – время, необходимое для изменения мощности оборудования.

В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными.

Средние издержки – затраты ресурсов на единицу продукции. Средние постоянные издержки – (сумма потоянных издержек)/(объём произведённой продукции) Средние переменные издержки – (сумма переменных издержек)/(объём произведённой продукции) Средние общие издержки – (сумма постоянных и переменных издержек)/(объём произведённой продукции)



Предельные издержки – дополнительные общие издержки, связанные с производством дополнительной единицы прдукции.

Тема 6 (Фирма как субъект рыночной экономики)

3 вопроса:


  1. Экономическая природа фирмы

  2. Классификация фирм

  3. Организационно-правовые формы фирм бизнеса

[править]Экономическая природа фирмы

Фирма – латинское слово, означает подпись, торговая марка (имя) – субъект хозяйственной деятельности, который преобразует ресурсы в материальные блага и обладает самостоятельностью принятия экономических решений (что производить, как, для кого).

[править]Признаки фирм



  1. Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.

  2. Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):

    1. имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)

    2. фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом

    3. она обладает организационной обособленностью. Фирма может включать несколько предприятий, различных как по сфере деятельности, так и по применяемой технологии. Внутри фирмы может существовать несколько предприятий. Эти предприятия могут располагаться как по вертикали, так по горизонтали. Берём сталелитейный комбинат. Он включает шахты, до производства. То есть по вертикали, все звенья. По горизонтали – сеть магазинов, складов, баз.

    4. Обладает самостоятельностью в принятии экономических решений (что как и для кого)

Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой.

  1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования.

  2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции ...

Если колбасу расфасовать и положить в пакетики, то её стоимость повысится, а зарплата продавцов не влияет на стоимость продукции, поскольку зарплата считается после получения выручки.

(720с+180v)+180m = 1080



  1. (800с+180v)+? = ? 800c+180v+180m = 1160

  2. (720с+300v)+? = ? 720c+300v+60m = 1080

[править]4 особых функции

  1. Концентрация и использование ресурсов (фирма предъявляет спрос на ресурсы и обеспечивает их использование, в том числе рабсилы)

  2. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг)

  3. Реализация произведённой продукции

  4. Получение прибыли

  5. Адаптация к изменениям рынка

В экономической литературе к анализу природы фирмы существует два основных подхода: неоклассический (Маркс) и институциональный (Уильимсон).

  1. Неоклассический (технологический) – определение фирмы осуществляется через систему её функций. Главной функцией – оптимальное соединение факторов производства. Главной проблемой является определение оптимального размера фирмы. Что может повлиять на оптимальный размер фирмы – какой капитал, какой тип производства (массовое, индивидуальное, единичное). Второе – фирма это хозяйственная единица, которая возникла в результате развития общественного разделения труда и кооперации.

  2. Современный подход (институциональный) – определение фирмы осуществляется через систему контрактов между собственниками факторов производства. При этом главной проблемой является выявление закономерностей возникновения и развития фирмы. Транзакционные издержки – издержки взаимодействия субъектов рыночной экономики, связанные с реализацией ими заключённых контрактов. Существуют внешние транзакционные издержки – затраты, связанные с взаимодействием фирмы и других субъектов рынка. Эти затраты включают в себя затраты на поиск рыночной информации плюс затраты на реализацию контрактов. Внутренние транзакционные издержки – затраты, связанные с внутренней организацией и управлением фирмой.

[править]Классификация фирм по размеру

Размерность (малые, средние, крупные) фирм определяется по следующим критериям:



  1. Численность занятых

  2. Объём продаж

  3. Величина активов

  4. Соотношение собственного и заёмного капитала

Подробнее будет рассмотрен на семинарских занятиях

[править]Классификация фирм по организационно-правовым формам (Организационно-правовые формы бизнеса)



Правовая форма – комплекс правовых норм, определяющих отношение субъекта хозяйствования с окружающим миром. С правовой точки зрения под фирмой понимается самостоятельный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением основные факиоры производства для создания товаров и услуг.

Экономической миссией фирмы является удовлетворение конкретной потребности членов общества. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности определены в гражданском кодексе РФ:



  1. Частно-предпринимательские фирмы

  2. Партнерство

  3. Корпорации

  4. Государственные предприятия

По большому счёту существует три формы: единоличное предприятие, на основе партнёрства и корпорация. Корпорации бывают прибыльными и бесприбыльными (МГУ, музей, центральный телеграф)

Все прекрасно понимают, что во всех формах есть и плюсы, и минусы.

Недостатки различных организационно-правовых форм позволяет преодолеть их объединение – союзы, финансово-промышленные группы, ассоциации, консорциумы.

Финансово-промышленные группы образуются на базе вертикальной или горизонтальной интеграции. Наиболее устойчивы объединения технологически связанных между собой производств под единым финансовым контролем. ФПГ обязательно имеет доминирующее звено либо финансовое (банк, фин компания), либо промышленное.



Финансово Промышленные Группы – организационая форма фин капитала, который возник на осонове сращивания монопольно-промышленного монопольно-банковскрого капитала. Его персонификацией является финнасовая элита, т е финансисты.

Отличительные особенности:



  1. Управляют капиталом в разных областях, причём доля собственного капитала меньше контроллируемого капитала.

  2. Их собственность в основном представлена фиктивным капиталом.

  3. По характеру получения дохода они относятся к рантье, так как как правило они оторваны от производства и управления, поскуольку управление осуществляют наёмные менеджеры.

следующая страница >>
Смотрите также:
Экономическая миссия
793.08kb.
5 стр.
Австрийская экономическая миссия в Поволжье РФ 17-22 марта 2013г
54.09kb.
1 стр.
Разрабатываем план маркетинга: Миссия Исследовательская компания Infowave Знакомьтесь: миссия
348.17kb.
1 стр.
Стратегический план Управления туризма, физической культуры и спорта Алматинской области на 2011 – 2015 годы Раздел І. Миссия и видение Миссия
889.72kb.
6 стр.
Экономическая миссия австрийских фирм
209.39kb.
1 стр.
Экономическая миссия австрийских фирм
249.76kb.
1 стр.
Ньюс-релиз 08. 11. 2010
24.82kb.
1 стр.
Ньюс-релиз 14. 10. 2010
62.27kb.
1 стр.
Миссия школы как управленческая инновация
99.98kb.
1 стр.
Посольство Франции Миссия по Экономическим Делам Состав официальной делегации и представителей бизнес-кругов Французской Республики. Официальная делегация
56.33kb.
1 стр.
Формула русь уникальный проект в Российском автоспорте! Основная идея и миссия «Формулы русь»
100.86kb.
1 стр.
Апофис – Космическая миссия для определения угрозы от астероида Апофис на текущие десятилетия и его исследования как малого небесного тела
18.5kb.
1 стр.