Главная
страница 1
Образовательная программа работы кружка МКОУ Горной СОШ «Театральные подмостки» на 2012-2013 уч. год

Руководитель кружка - Барашкина О. Б.

1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ

-Статус, вид группы: художественное творчество

-Состав группы переменный (учащиеся, занимающиеся по всеобщему театральному образованию, так и по специальному).

-Особенности набора детей: свободный, по желанию учащихся и по рекомендации преподавателей с учетом индивидуальных способностей детей.

-Форма занятий: групповые разновозрастные (учебно-творческие занятия включают задания и упражнения, преследующие цели художественного и общего воспитания детей), индивидуальные (при работе с одаренными детьми).

-Время существования объединения «Театральные подмостки» 8 лет Количество обучающихся: 10 человек

Возраст учащихся: 7-11лет.

Театральное образование и воспитание в начальной школе, выполняющее Одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, должно осуществляться по следующим направлениям:



  1. воспитание основ зрительской культуры школьников

  2. развитие навыков театрально-исполнительской деятельности.

  3. Накопление знаний о театре. Воспитание культурного зрителя, способного воспринимать эстетику, гражданскую позицию, нравственный заряд спектакля, является одной из первоочередных задач, стоящих перед школой в области театрального образования. Встреча детей 6 -9 летнего возраста с профессиональным театральным искусством не является критически необходимой. Эта встреча может произойти и в более старшем возрасте. Готовить детей к восприятию театрального искусства возможно непосредственно в процессе их собственной деятельности при условии формирования критериев оценки конечного результата. Для полноценной реализации этой установки необходимы определенные условия работы: возможность использовать на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций; желательно также иметь сценическую площадку, выносной свет, магнитофон или музыкальный инструмент.

Основным содержанием другого направления работы является знакомство школьников с особенностями поведения, словесного и физического действия, жеста, костюма, мизансцены, т.е. со «знаками», играющими роль выразительного языка, материала из которого «лепится» художественное произведение в театре

-Количество занятий и учебных часов в неделю: 2 занятия (2 раза в неделю по 2 часа и 2,5 часа)

-Количество часов в год 155 (учебные 55, практические 100)

-Место проведения занятий: МКОУ ГОРНАЯ СОШ, кабинет начальных классов актовый зал.

-количество часов в неделю согласно приложению 3 с СанПиН 2.4..4.1251-

03- 2 раза в неделю по 2 часа + 0,5 часа индивидуально




  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Работу кружка планирует, осуществляет руководитель кружка. В процесс реализации программы планируется так же вовлечь родителей учеников. Их участие может быть выражено в обеспечении материальной стороны занятий школьников (помощь в приготовлении декораций для школьных спектаклей, пошив костюмов, приобретение для своих детей необходимых для творчества материалов, таких как краски, кисти, бумага для эскизных зарисовок.)

Мальчики, занимающиеся в кружке, под руководством учителя труда, вырезают из фанеры необходимые материалы для декораций. 3. Вводная характеристика курса

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только будет активизировать интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, не только будет развивать фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшает психологическую атмосферу в классе и в школе.

Уникальность предполагаемого курса «Театральные подмостки» состоит в том, что он объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости, учит чуткости, но отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним. На занятиях используются упражнения и задания не только театральной педагогики, но и вводятся в уроки всем известные занимательные и подвижные игры. Особое место занимает раздел по развитию техники речи. Обеспечение связи школы с семьей - очень важная проблема, которую решает современная школа. И здесь программа «Театральные подмостки» играет положительную роль. В процессе занятий и подготовки к конкурсам невольно через детей вовлекаем в нашу деятельность их родителей. Родители помогают ребенку придумать и изготовить свой «костюм» к празднику или деталь реквизита. Так они становятся нашими соучастниками и зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.


3 МНОГООБРАЗИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗАДАЧ Реализация данной программы призвана:

-раскрытие индивидуальных способностей ученика в т.ч. эмоционально-образного восприятия окружающего мира;

-развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, фантазии, воображения коммуникабельности, чувства ритма, смелости публичного самовыражения) -развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений; -воспитание чувства ответственности перед коллективом; -Обогащение духовного мира

-способствовать увеличению занятости детей в свободное время - способствовать ранней профессиональной ориентации учащихся



4 ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

-воспитание эстетически развитой личности, развитие детского самосознания, развитие коммуникативных способностей.

-формирование общественной активности личности, потребности в самореализации и самосовершенствовании

-формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики.

-эстетическое развитие личности, преодоление возникающих в процессе учебы трудностей
5. ЗАДАЧИ ПРГОРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

-формирование внимания к особенностям исполнения

-формирование представления о «составляющих» образа в театральном искусстве

-формирование представления о характере как об особенном поведении

-формирование представление о творческой интерпретации пьесы.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

-организация произвольного внимания

-знакомство с компонентами исполнительской деятельности

-освоение средств выразительности (выполнение заданного характера действий).

-подготовка театрального спектакля

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

-формирование представления о разных театрах,

-формирование представления о разных театральных профессиях,

-освоение рабочей терминологии актерского искусства, -знакомство с драматургией и ее особенностями.

6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Воспитание культурного зрителя, способного воспринимать эстетику, гражданскую позицию, нравственный заряд спектакля, является одной из первоочередных задач, стоящих перед школой в области театрального образования. Однако встреча детей 6-9 летнего возраста с профессиональным театральным искусством не является критически необходимой. Эта встреча может произойти и в более старшем возрасте. Готовить же детей к восприятию театрального искусства возможно непосредственно в процессе их собственной деятельности при условия формирования критериев оценки конечного результата. Для полноценной реализации згой педагогической установки необходимы определенные условия работы: возможность использовать на занятиях элементы театрального костюма, реквизита, декораций; желательно иметь сценическую площадку, выносной свет, музыкальные инструменты. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства, а и представителям любой другой профессии. Через любимую деятельность детей -игру- можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя человек, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свей умения, знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, формируются нравственная и эстетические позиции. Упражнения для развития речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат учащегося. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений при создании образов. Театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать свои промахи и ошибки других.

Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребенок становится раскрепощенное, контактнее, учится четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Конкурсы-соревнования приносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям и учителям. Занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики. Это делает их живыми и увлекательными, наполненными интересным содержанием. Курс программы «Театральные подмостки» не преследует цели изучения приемов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Обращение к литературным и драматическим произведениям с использованием игровой формы позволяет исподволь знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.
Программа курса разделена на три раздела: «гимнастика чувств», «импровизационный метод существования», «драматические опыты».
7. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Неотъемлемой частью программы являются подготовка и проведение конкурсов в конце каждого полугодия. Они становятся своеобразными отчетами учеников и руководителя, показывая результаты эстетического воспитания школьников. Конкурсы и представления в школу праздник и открытия не только для обитателей школы, но и для родителей учеников, которых эта деятельность вовлекает в свою орбиту. А также привлекаются учитель музыки, изобразительного искусства и технологии, которые работают келейно и редко показывают свои достижения публично Особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка , т.е на всех уровнях он становится вовлеченным в продуктивную деятельность Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах руководителя, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ребенка Предложенная позиция объясняется отсутствием у школьников достаточно жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможностей социальной ценности.

Следующей особенностью программы является акцент на общее развитие личности, включая ее физическое совершенствование. С этой целью в курс программы включены занятия по ритмике, - гимнастике, сценическому движению: программа предполагает изучение истории мирового театра, основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребенка в систему «человек -образ-спектакль» предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает как неотъемлемая часть этой культуры и как условие ее постижения. Такая постановка проблемы является новой и позволяет нам наметить гипотетическую модель развития личности средствами театрального искусства не только через творческую деятельность по созданию завершенного произведения (спектакля), но и с помощью использования элементов данного искусства в учебном процессе, предполагающем в первую очередь выявление и развитие универсальных способностей школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения и т. д.
8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процесс реализации данной программы планируется вовлечь родителей учащихся. Их участие может быть выражено в обеспечении материальной стороны занятий школьников (приобретение для своих детей необходимых для творчества материалов.)Тесное содружество с районной библиотекой- подбор необходимой литературы по данной программе. В школе есть просторный актовый зал, где есть сцена, занавес, а также комната, где могут переодеться персонажи для разных ролей. В кабинете домоводства есть все необходимое для пошива костюмов: стол для раскройки, швейные машины. В школьных мастерских мальчики могут изготовить из фанеры, либо других материалов декорации для постановок. Тесная связь школы с ДК поселка, и с детским садом — позволяет показывать свои достижения. В школе для занятий имеются необходимые музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, музыкальный центр, магнитофон.


9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В процессе реализации программы учащиеся должны приобрести следующие знания:

-организованность, способность взаимодействовать с партнерами Средства формирования- тренинг концентрации и распределения внимания

-различные стороны зрительного восприятия и зрительную память

(наблюдательность, воображение, фантазию, ориентировку в

пространстве, способность понимание внутреннее состояние людей по

внешним признакам, ассоциативное мышление). Средство формирования - действие в условиях вымысла и др.

-другие сенсорные восприятия и память (слуховые, осязательные, вкусовые). Средства формирования - действие с реальными и воображаемыми предметами

- мышечно-двигательное восприятие и мышечную память. Средства,
формирования - тренинг мысленных действий, темпо - ритма и др.

- способность проявлять артистическую смелость и характерность при


выполнении индивидуальных заданий

-видеть, слышать, понимать товарища, и воздействовать на него; -управлять своим вниманием

- различать оттенки отношения, анализируя слова и действия, и адекватно
реагировать на них

-четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой

-демонстрация поведения представителей животного мира в природной среде (без слов).

-массовые сценки-импровизации из современной жизни по месту

действия

-импровизационные показы, когда при помощи учителя рождаются и

закрепляются сюжетные сценки, записывается текст и порядок действий

-инсценировки литературных произведений детских писателей, когда

каждому ученику поручается та или иная роль


Учебно-тематический план


Тема (теория)

Кол-во часов

Тема (практика)

Кол-во часов

1

Элементы внутреней техники актёра. Формирование навыка творческой мобилизации.

4

Парные игрупповые упражнения на внимание ( «Зеркало»).

10

2

Развитие фантвзии на основе реальных образов природы.

10

Созерцание,наблюдение, узнавание: наблюдение за состоянием природы, разгадывание сказок о природе, наблюдение за повадками животных и их эмоции. Экскурсии.

Придумки: сочинение стихов и песенок оприроде, сочинения-фантазии о жителях лесов, гор. Сочинение и постановка зимней, весенней сказки. Сказки осени и лета.



15

3

Элементы внешней техники актёра. Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательных навыков и умений.

6

Упражнения на развитие умения двигаться,передавая в движении соответствующее настроение данной роли.


20

4

Сценическая речь.

6

Развитие речевого аппарата: работа над чёткой артикуляцией(гимнастика для губ, языка, выполнение упражненийтипа: «Лошадки», «Ходики»; знакомство с русским детским фольклором через работу над скороговорками.

10

5

Этика творчества.

5

Формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины: воспитание интереса к работе свих товарищей, навык оценки своего и чужого исполнения, умение радоваться удаче другого, откликаться на сделанные педагогом и товарищами замечания, умения преодолевать скованность и зажим, нежелание выходить на сценическую площаку.

15

6

Общеэстетическое развитие.

6

Посещение театров, представлений, народных праздников.

10

7

Постановка спектаклей.

13

Разучивание ролей, подгатовка костюмов.

20

8

Итого:

50




100


ЛИТЕРАТУРА


  1. Веракса Н.Е. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 2000г.

  2. Гиппиус СВ. «Гимнастика чувств». - Искусство, 2001г.

  3. Игры, обучение, тренинг (под. Ред. В.В. Петрушинского. -М..: Новая школа, 1998г.

  4. Кнебель М. Поэзия педагогики ( Всероссийское театральное общество. М.. Новая школа 1999г.

5. Шмаков С.А., Безбородое. От игры с самовоспитанию . - М.: Новая
школа, 1999 г.

6. Васнецов В. «Всестороннее развитие личности и виды искусства.-М.


2000г.

7 .Сценарии сказок.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

-ткань


-краски

-гуашь


-крепежные материалы

-строительные материалы

-нитки, иголки

-швейные машины

-магнитофон

-аккордеон



-компьютер

-диски


Смотрите также:
Образовательная программа работы кружка мкоу горной сош «Театральные подмостки»
131.15kb.
1 стр.
Районные соревнования по легкой атлетике «Золотая осень» 28 сентября 2012 г на базе мбоу «Пировская сош»
17.66kb.
1 стр.
А. А. Зубков Основная образовательная программа мкоу бутурлиновская сош №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
7229.99kb.
37 стр.
Образовательная программа начального общего образования мкоу сош №9 2011-2015гг
1771.16kb.
8 стр.
Анализ работы мкоу сош п. Рудничный Верхнекамского района Кировской области по краеведению за 2012-2013 учебный год
68.79kb.
1 стр.
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Зато г. Снежногорск
574.16kb.
3 стр.
Программа кружка «Цветоводство»
220.67kb.
1 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа гоу сош №479 «Славянских культур»
519.04kb.
4 стр.
Отчёт по воспитательной работе в мкоу «сош с. Даусуз» за 2012- 2013 учебный год
121.59kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.