Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Талицкий лесотехнический техникум им. Н.И. Кузнецова»
Научно – исследовательская работа на тему:
«МОЛОДОМУ ИЗБИРАТЕЛЮ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Работу выполнили

Шахова Полина Евгеньевна

Шершнева Алена Алексеевна

Сафарова Дюнья Ватан кызы -

студентки 3 курса ФГОУ СПО «Талицкий лесотехнический техникум им. Н.И.Кузнецова

Научный руководитель

Крутикова Вера Яковлевна


г. Талица

2011 год

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ТАЛИЦКАЯ РАЙОННАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ



для будущих избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2011г.
г. Талица 2011 г.


Содержание


  1. Ведение ……………………………………………………………. ..2 стр.

  2. Государственная власть в России……………………………… ...3 стр.

  3. Государственная Дума как законодательный орган Российской Федерации…………………………………………………................7 стр.

  4. Конституционные полномочия Государственной Думы, или какие вопросы решают депутаты Государственной Думы……………9 стр.

  5. Структура Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации………………………………………… …10 стр.

  6. Основные полномочия председателя Государственной Думы………………………………………………………………....11 стр.

  7. Основные полномочия Совета Государственной Думы………12 стр.

  8. Комитеты Государственной Думы Российской Федерации …14 стр.

  9. Комиссии Государственной Думы……………………………… 16 стр.

  10. Депутатское объединение в Государственной Думе………….17 стр.

  11. Основные принципы проведения выборов……………………19 стр.

  12. Избирательная система выборов………………………………. 21 стр.

  13. Кто может стать депутатом Государственной Думы?. . . .. .. . 22 стр.

  14. Кто имеет право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы…………………………………………. 24 стр.

  15. Порядок выдвижения депутатов Государственной Думы…. 25 стр.

  16. Список литературы……………………………………………… 26 стр.

Введение

Истоки, современных выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме, где свободные граждане должны были участвовать в политической жизни заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона. Традиции государственности на территории России также берут начало в античной эпохе – «праматери» демократических институтов, основ правовой системы и избирательных технологий.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания манифеста царем Николаем II 17 октября 1905 года. Выборы в Думу были косвенными и многоступенчатыми. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 - летнего возраста. Избирательные права не получали женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – «бродячие инородцы», должностные лица: губернаторы, вице – губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.

Сравним: сегодня выборы проводятся на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В годы Советской власти избиратели не выбирали, а избирали – в бюллетене стояла только одна фамилия кандидата в депутаты, что превращало выборы в формальность, хотя они были прямыми и тайными. И только в 1989 году впервые выборы прошли на альтернативной основе.

Дорогой друг! В декабре 2011 года в нашей стране будут проводиться выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Как много об этом говорят уже сегодня средства массовой информации, политики, ваши учителя, родители…

В день выборов нашему народу нужно будет избрать депутатов законодательного органа России на следующие пять лет. И никто, кроме Вас, ваших родителей, родных и знакомых, кому уже исполнилось 18 лет, этого сделать не сможет, ведь вы - избиратели и вам необходимо сделать правильный выбор. От вашего выбора будут зависеть благополучие вас самих, судьбы ваших детей, обеспеченная надежная старость дедушек и бабушек.

Ты спросишь: «А как сделать правильный выбор?».

Отвечаем: «Для этого нужно только разобраться в вопросах:

- что такое Государственная Дума?

- чем занимаются депутаты Государственной Думы?;

- кто может стать депутатом Государственной Думы?

- все ли желающие могут выполнять ту работу, которая предстоит в случае избрания депутатом…»

После назначения выборов депутатов Государственной Думы в избирательном процессе выделяется несколько периодов:

  • формирование избирательных участков;

  • образование избирательных комиссий;

  • выдвижение и регистрация списков кандидатов от политических партий;

  • информирование избирателей и предвыборная агитация;

  • установление итогов голосования и определение результатов выборов.

На этапе предвыборной агитации перед тобой промелькнет много людей, которые будут этим заниматься. Агитаторы расскажут, какие хорошие кандидаты, выдвинутые их партией, какие у них замечательные Программы, как хорошо партия потрудилась в прошлом составе Государственной Думы, чего она добилась и какие у неё планы…

Ты прочтешь большое количество листовок, плакатов и других агитационных материалов, и во всем этом многообразии тебе придется разобраться. Поэтому не надо дожидаться этого периода агитации, а уже сейчас изучить наши исследования, которые оформлены в предлагаемом пособии. И если ты вдумчиво прочтешь его, то сможешь понять, что не каждый представитель партии может выполнять обязанности депутата. В период предвыборной агитации, твои знания сами по себе отсеют представителей тех партий, которые далеки от работы в Государственной Думе. Не пройдут и те партии, взгляды которых ты не разделяешь.



  1. Государственная власть в России

Основным законом, по которому мы живем, является Конституция Российской Федерации.

Конституция принята всем народом, проживающим на территории нашей страны и гражданами Российской Федерации, проживающими за границей нашей Родины.. Согласно Конституции Российской Федерации – наша Родина - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов. Все они являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве систем государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Главы субъектов Российской Федерации назначаются на должность Законодательными Собраниями субъектов Российской Федерации по представлению Президента.


Президент РФ является главой государства, Верховным главнокомандующим и фактически главой исполнительной власти в Российской Федерации. Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительную власть на общефедеральном уровне осуществляет


Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который является постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат:

Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации – орган представительства интересов субъектов РФ. В состав палаты входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта федерации.
Государственная Дума – законодательный орган Российской Федерации. Она является законодательной палатой парламента Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на пять лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом.

Выборы депутатов Госдумы назначает Президент Российской Федерации.

В законодательном процессе обе палаты взаимодействуют между собой, а также с Президентом и Правительством РФ.

Правительство, как правило, выступает субъектом законодательной инициативы. Президент же обладает правом вето в отношении принятых Федеральным Собранием законопроектов. Это вето может быть преодолено

решением каждой из палат, для чего требуется квалифицированное большинство голосов членов каждой из них.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в нашей стране. Оно имеет двойную подчиненность: Президенту, который фактически производит кадровые перемены в нем и Государственной Думе, которая дает согласие на назначение Председателя Правительства.

Государственная Дума не в силах прямо влиять на выбор главы Правительства. Ее роль заключается в оценке выбора Президента. При этом воля Думы не абсолютна. После трехкратного отклонения представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Госдумой, глава государства имеет право назначить Председателя своей властью и распустить Государственную Думу. Государственная Дума может выражать вотум недоверия правительству. В этом случае Президент РФ может объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если же Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выражает недоверие Правительству, то Президент РФ может объявить об отставке Правительства либо распустить Государственную Думу.


Судебная власть в России включает в себя целый ряд органов, включающих в себя суды общей и специальной юрисдикции районного, межрайонного, муниципального, регионального и других уровней, составляющих единую систему во главе с Верховным судом, органы Прокуратуры, подчиненные Генеральному Прокурору РФ и Конституционный суд.

Конституционный суд РФ - это орган призванный разрешать дела о соответствии нормативных актов Конституции РФ. Разрешение дел Конституционным судом производится по запросам Президента РФ, одной пятой части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Местное самоуправление. Местное самоуправление является одной из гарантий обеспечения прав граждан на участие в управлении государством. Уровень местного самоуправления – это уровень управления муниципальными образованиями, к которым относятся: городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Вот так определила Конституция РФ наше государственное устройство, которое и должно обеспечить права и свободы человека, гражданский мир и согласие, обеспечить исторически сложившееся государственное единство.

Прочтите преамбулу к Конституции Российской Федерации, в ней определены основополагающие идеи ее принятия:

Вдумайтесь в эти слова…

Они звучат как клятва. Они определяют ценности, к которым должен стремиться человек в нашем государстве.

А еще большее значение они имеют для наших политиков - депутатов, которые избираются в Государственную Думу – ведь это клятва народу, который их избирает и который им доверяет. От имени народа они разрабатывают и принимают законы, по которым вы будете жить, учиться и работать.

Наша Конституция определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а так – же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.











ВЫБОРЫ





  1. Государственная Дума как законодательный орган Российской Федерации


Государственная Дума является основным законодательным органом. Основной объем полномочий Государственной Думы — это законодательные полномочия. Согласно Конституции РФ именно Государственная Дума «принимает» федеральные законы, между тем как Совет Федерации «одобряет» их. Статус Государственной Думы как основного законодателя обеспечивается следующими обстоятельствами: во-первых: Государственная Дума, в отличие от Совета Федерации, является постоянно действующим законодательным органом государственной власти (работает в режиме постоянных заседаний). во-вторых: в Государственной Думе начинается законодательный процесс: именно в эту Палату обращаются субъекты права законодательной инициативы с предложениями о принятии тех или иных законов. в-третьих: качество Государственной Думы как основного законодателя обнаруживается и в том, что Государственная Дума может принимать законы вообще без участия Совета Федерации — когда Совет Федерации своевременно, а именно: в течение четырнадцати дней после передачи ему законопроекта, принятого Государственной Думой, не приступил к рассмотрению вопроса об одобрении (либо отклонении) этого законопроекта. В таком случае Государственная Дума направляет законопроект прямо Президенту для подписания и обнародования. Таким образом, парламентский законодательный процесс не только начинается в Государственной Думе, но и может завершиться в ней.

Наиболее важные стадии законодательного процесса в Государственной Думе урегулированы в Конституции РФ. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Согласно Регламенту, работа Государственной Думы над законопроектами сосредоточена главным образом в комитетах Думы. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий: Первая стадия – законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Госдумы законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы. Вторая стадия- предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению направляется в соответствующие комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту, Совет Федерации, Правительство, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний. Третья стадия - включает в себя рассмотрение законопроектов в Госдуме, которое может осуществляться в трех чтениях. Четвертая стадия – принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Пятая стадия – рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации. Особая стадия – преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением верхней палатой принятых законов последней. Для этого может быть образована согласительная комиссия. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст.107) Президент РФ, которому направляется Федеральный закон в течение 14 дней подписывает его и обнародует.



3.Конституционные полномочия Государственной Думы, или какие вопросы решают депутаты Государственной Думы

Принимают Федеральные законы



Дают согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

Решают вопросы о доверии Правительству РФ.

Заслушивают ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности.

Назначают на должность и освобождают от должности Председателя Центрального Банка РФ.

Назначают на должность и освобождают от должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

Назначают на должность и освобождают от должности Уполномоченного по правам человека.

Объявляют амнистию

Выдвигают обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ










4.Структура Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5 созыва

(2008-2011 г.г.)


Заседание Думы




Депутаты Думы (450 человек)

Председатель Думы

Аппарат Думы





Полномочия депутатов

Рабочие органы Думы





Совет Думы

Комиссии Думы

Комитеты Думы

Фракции Думы


Заместитель председателя Думы




Комитеты по аграрной политике, экологии и природопользовании

Мандатная комиссия


Фракция Думы «Единая Россия»


Заместитель председателя Думы



комиссия по этике


Заместитель председателя Думы


Комитеты по бюджету, налогам и финансам

Фракция Думы «КПРФ»





Комиссия по проблемам народона-селения


Комитет по депутатской деятельности, этике и регламенту


Фракция Думы «ЛДПР»







Комитет по законодательству, вопросам законодательной власти местного самоуправления



Комитет по социальной политике






Комитет по экологической политике


Государственной Думой руководит Председатель.

Председателем Государственной Думы может быть депутат Государственной Думы, выдвинутый фракцией, образованной в Думе. Каждая фракция вправе вносить свою кандидатуру на должность председателя. После обсуждения, кандидатуры депутатов, выдвинутые на должность председателя включаются в список для голосования.

Депутат, считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В настоящее время Председателем Государственной Думы является Грызлов Борис Вячеславович. Депутат Государственной Думы, избранный в составе Федерального списка кандидатов выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Он также является руководителем фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ».




5. Основные полномочия председателя Государственной Думы

1.Ведет заседание Государственной Думы.

2.Ведает вопросами внутреннего распорядка палаты

3.Организует работу Совета Государственной Думы.

4. Осуществляет общее руководство аппаратом Думы.

5.Назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Думы.

6.Представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Конституционным Судом РФ, Правительством РФ, Верховным Судом РФ, субъектами РФ и другими органами власти и управления.

7.Направляет поступивший в Государственную Думу законопроект во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами ведения.

8. Подписывает Постановления Государственной Думы.

9.Направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации и поправки к Конституции РФ и принятые государственные законы.

10.Приглашает федеральных министров, иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов.
Для подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты создается Совет Государственной Думы.

Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы, заместители председателя Государственной Думы.

На заседании Совета могут присутствовать председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению, представители комитетов. Они наделяются правом совещательного голоса.

В заседаниях Совета вправе участвовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.








6.Основные полномочия Совета Государственной Думы

Формирует проект примерной программы законодательной работы Государственной Думы на очередную сессию.



  1. Принимает решения по включению законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию.

  2. Формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы.

  3. Созывает по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному депутатами Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания Государственной Думы.

  4. Назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом законодательной инициативы.

  5. Направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект в Государственную Думу, в Правительство РФ, депутатам Государственной Думы.

  6. Принимает решение о проведении парламентских слушаний.

  7. Принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

  8. Утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств.

  9. Одобряет проект бюджетной сметы Государственной Думы на текущий финансовый год.

  10. Организует работу по подготовке рассмотрения Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства РФ о результатах его деятельности.

  11. Принимает решение по предложению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о приглашении представителей политических партий, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов.

  12. Решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.


Для организации работы депутатов Государственной Думы создаются профильные комитеты и комиссии.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются постоянно действующими органами палаты с подготовительно-вспомогательными задачами, участвующими в законотворческом процессе. Они формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства от депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета.



7. Комитеты Государственной Думы

Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству.

*Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуаль- ному законодательству.

*Комитет ГД по труду и социальной политике.

*Комитет ГД по бюджету и налогам.

*Комитет ГД по финансовому рынку.

*Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству.

*Комитет ГД по собственности.

*Комитет ГД по промышленности.

*Комитет ГД по строительству и земельным отношениям.

*Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям.

*Комитет ГД по энергетике.

*Комитет ГД по транспорту.

*Комитет ГД по обороне.

*Комитет ГД по безопасности.

*Комитет ГД по международным делам.

*Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

*Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике.

*Комитет ГД по вопросам местного самоуправления.

*Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

*Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.

*Комитет ГД по охране здоровья.

*Комитет ГД по образованию.

*Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей.

*Комитет ГД по аграрным вопросам.

*Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

*Комитет ГД по культуре.

*Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций.

*Комитет ГД по делам национальностей.

*Комитет ГД по физической культуре и спорту.

*Комитет ГД по делам молодежи.

*Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока.

*Комитет ГД по делам ветеранов.

Комитеты Государственной Думы по вопросам отнесенным к их ведению;

-осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;

-организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

-осуществляют функции контроля за реализацией законодательства;

-дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

-решают вопросы организации своей деятельности.




8. Комиссии Государственной Думы

Рабочими органами Государственной Думы являются комиссии. В отличие от комитетов – постоянно действующих органов палаты - деятельность комиссий ограничена сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекращают свою деятельность. Комиссии – это органы Государственной Думы с подготовительно-вспомогательными функциями, образуемые из числа ее депутатов. Государственная Дума образует следующие комиссии: мандатную, по этике и другие временные комиссии по особо актуальным вопросам. Мандатная комиссия Государственной Думы образуется на срок полномочий Госдумы данного созыва и имеет статус комитета. Основной формой работы комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Другой формой работы являются парламентские слушания, конференции, совещания, семинары, проводимые в целях выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности, а также по другим вопросам, находящимся в их ведении.







9. Депутатские объединения в Государственной Думе 5 созыва

Депутаты Государственной Думы вправе образовывать депутатские объединения. К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы. Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу, по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов -одномандатников во фракцию «Единой России».

В Государственной Думе пятого созыва, избранной 2 декабря 2007 года, четыре партии сформировали свои фракции. К ним относятся:

- политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

- политическая партия КПРФ;

- политическая партия ЛДПР;

- политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».




Фракции в Государственной Думе 5 созыва

Численный состав членов фракции

Доля голосов (%)



315


70



57

12,7



40

8,9




38

8,4



Аппарат Государственной Думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.




10. Основные принципы проведения выборов.

Российская Конституция и другие Федеральные законы, регулирующие выборы закрепляют четыре принципа проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Этими принципами являются:


  1. всеобщность

  2. равенство

  3. прямое избирательное право

  4. тайное голосование


Первый принцип, характеризующий участие граждан Российской Федерации в выборах Государственной Думы - это всеобщность. Данный принцип вытекает из частей 1-3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, согласно которым носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления, причем свободные выборы представляют собой одно из высших непосредственных выражений власти народа. Части 1 и 2 статьи 32 Конституции РФ устанавливают, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей и что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, то есть обладают активным и пассивным избирательным правом. Что же касается возрастного ценза для избирателей, то статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. А вот депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Второй принцип – это равенство. Главная его конструкционная база – это части 1 и 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации, согласно которым гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статья 19 Конституции РФ установила, что все равны перед законом и судом и что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности и предусматривается равенство прав и свобод и возможностей их реализации для мужчины и женщины. Равное избирательное право заключается, прежде всего, в наличии у каждого избирателя одного голоса и в участии в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве действительное представительство народа в выборных органах публичной власти.


Третий принциппрямое избирательное право – означает непосредственную связь между волеизъявлением гражданина и результатом выборов. В какой-то мере его можно вывести из статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Четвертый принциптайное голосование- представляет собой по существу организационно-правовую гарантию свободы волеизъявления гражданина. Свободные выборы суть проявления более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Конституцией установлено, что каждый имеет право на свободу мысли и запрещено принуждать к отказу от своих мнений и убеждений. Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. Все это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования. Свобода волеизъявления при народном голосовании сопровождается запрещением любого воздействия на него. Запрещено принуждать гражданина к участию или неучастию в выборах.



11. Избирательная система выборов

Конституция исходит из того, что не только демократические принципы избирательного права, но и общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как свидетельствует правоприменительная практика, данные положения становятся неотъемлемой частью процедуры организации и проведения выборов.

Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил, что выборы всего депутатского корпуса Государственной Думы проводятся по пропорциональной избирательной системе.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, следовательно.

При пропорциональной избирательной системе избиратели голосуют за партийный список в целом, а число депутатских мандатов, полученных политическим партиями, прямо пропорционально числу голосов избирателей, которое получил соответствующий партийный список. Пропорциональная система позволяет укрепить политические партии посредством поддержки их программ избирателями. Порядок включения кандидата и его фиксированная очерёдность в партийном списке определяются политической партией.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации считаются приписанными к федеральному избирательному округу.



12. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

В статье 97 Конституции Российской Федерации закреплены условия, при которых гражданин может быть стать депутатом Государственной Думы.










гражданин Российской Федерации


обладающий избирательным правом



в возрасте 21 года






Кто не может быть избран депутатом Государственной Думы?







признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы









Не имеют

права

быть избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации








имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, который подтверждает право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства




осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость










подвергнутый административному наказанию за пропаганду и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики или символики






в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам проведения референдума или проводились действия экстремистской направленности, если указанные нарушения или действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования






в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока







13. Кто имеет право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной Думы?


Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списков кандидатов) в депутаты, у которой должны быть зарегистрированы региональные отделения партии более чем в половине субъектов Российской Федерации. Партия вправе выдвинуть в состав федерального списка кандидатов, не являющихся членами данной партии.

Гражданин РФ вправе обратиться в любую политическую партию с предложением включить его в федеральный список кандидатов. Если это предложение будет поддержано членами партии, то гражданин может быть включён в список. Одного волеизъявления гражданина недостаточно, должна быть поддержка партии.

Выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации проводятся по общефедеральному округу, который образуется на территории всей страны.



Политическая партия это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества по средствам формирования и выражения из политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а так же в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления






14. Порядок выдвижения депутатов Государственной Думы

Федеральный список кандидатов формируется из кандидатур, предложенных региональными отделениями партий, который и предлагается на рассмотрение делегатам съезда политической партии. При тайном голосовании определяются кандидатуры, которые будут включены в федеральный список, а затем и в избирательный бюллетень.




- число зарегистрированных делегатов съезда



- число делегатов, необходимое для принятия решения в соответствии с Уставом партии


- решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение



- решение о назначении уполномоченных представителей политической партии


- дата принятия решения




ЦИК в течение 7 дней рассматривает документы, заверяет список кандидатов и включает его в бюллетень для голосования




16. Избирательный бюллетень

Политические партии передают в Центральную избирательную комиссию федеральные списки кандидатов, утвержденные на съезде. ЦИК, согласно присвоенных номеров в результате жеребьевки, включает их в избирательный бюллетень для голосования.
















ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

по выборам депутатов Государственной Думы российской Федерации

_______________________________________________________________________________

Политическая партия № 1 Фамилии, имена, отчества

кандидатов в депутаты _______________________________________________________________________________

Политическая партия № 2 Фамилии, имена, отчества

кандидатов в депутаты

________________________________________________________________________________

Политическая партия № 3 Фамилии, имена, отчества

кандидатов в депутаты

_________________________________________________________________________________

Политическая партия № 4 Фамилии, имена, отчества

кандидатов в депутаты

_________________________________________________________________________________

Политическая партия № 5 Фамилии, имена, отчества

кандидатов в депутаты










Дорогой друг!




Дорогой друг!
Вот ты и познакомился с содержанием предложенного тебе пособия. И сейчас уже знаешь, как тебе действовать. Предлагаем тебе внимательно следить за многообразием агитационных материалов, основательно знакомиться с Программами, которые выдвигаю партии, обращая внимание на кандидатов, включенных в списки Политических партий для выборов в состав Государственной Думы.

Знай, что и от тебя, как от избирателя, зависит наша будущая жизнь, наше благополучие, ведь вновь избранные депутаты будут разрабатывать и принимать новые законы, вносить изменения в уже принятые законодательные акты, по которым нам с вами придется жить, учиться и работать в будущем, по которым наша страна будет развиваться и будет жить наш многонациональный народ и как будет развиваться сотрудничество между субъектами нашей великой страны и все мировым сообществом.

Помни это и прими правильное решение, так как единственным источником власти в России является наш великий и многонациональный народ, представителем которого являешься ТЫ!

Список литературы:



  1. Конституция Российской Федерации

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации»

  3. Федеральный Закон «О выборах Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  4. Избирательный Кодекс Свердловской области

  5. О.П. Кудинов «Большая книга выборов»

  6. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях

  7. Федеральный закон «О политических партиях»


Смотрите также:
Научно исследовательская работа на тему
348.53kb.
1 стр.
Осинцева Татьяна Сергеевна Консультант: директор Першинского краеведческого музея Созонова Любовь Михайловна 2012 Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Научно- исследовательская работа
204.01kb.
1 стр.
Работу выполнил
240.76kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа в семестре. Педагогическая практика. Педагогическая психология
18.88kb.
1 стр.
Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества
212.34kb.
1 стр.
Исследовательская работа преподавателей и студентов как условие эффективного учебного процесса: исторический аспект
90.75kb.
1 стр.
Номинация Научно-исследовательская работа
196.6kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа в музеях Центральной России Направление подготовки: 072300 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
65.02kb.
1 стр.
Результаты научно-исследовательской деятельности на экономическом факультете за 2012 год Научно-исследовательская работа (нир) на экономическом факультете осуществляется
199.13kb.
1 стр.
Исследовательская работа «История развития астрономии»
111.35kb.
1 стр.
Исследовательская работа студентов и преподавателей в училище (по состоянию на 15. 01. 2013 г.) № Название конференции, где, когда Направление
74.13kb.
1 стр.
Брестской области республики беларусь исследовательская работа на тему
106.51kb.
1 стр.