Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Для группы ЯПП-09
Материал по Отечественной истории
Вопрос №1

Введение


История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность изучать не искаженную, а правдивую историю своей страны. вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего. Несмотря на крутые перемены в стране, не меняющийся характер общественного развития, на сложные, порой болезненные процессы, которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические цивилизации, их характерные особенности, место отдельных формаций во всемирно-историческом процессе, пути развития России и ее место в мировом историческом процессе.

Изучая историю России в контексте мировых исторических процессов, мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье сегодня коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что мы столкнулись и с таким понятиями, как «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье». В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась сегодня таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства, входившие в него республики, выделились в самостоятельные государства. По отношению к Российской Федерации эти республики стали уже ближним зарубежьем. В то же время мы должны осознавать, что политика России по отношению к государствам ближнего зарубежья и к зарубежным государствам (в традиционно принятом смысле слова) во многом отличается. Это понятно, ибо республики, составившие СССР, связанные долгие годы единством политических, экономических, социальных и других интересов, даже после своего распада не могут не сохранять еще продолжительное время органических связей между собой. Возможно, со временем это положение изменится, но сегодня историческая реальность такова, что не учитывать этого обстоятельства мы не можем. Особенно это касается советского периода российской истории. Россия как доминирующая часть бывшего единого государства, впитав в себя немало полезного из этого сотрудничества, в то же время оказала огромное воздействие на развитие всех республик, ее благотворное влияние продолжает ощущаться и сегодня.

Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда у него не будет будущего. В этой связи важнейшими функциями истории России как составной части исторической науки являются такие социальные функции, как познавательная, практически-рекомендательная и воспитательная.

Познавательная функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути России и ее народов, в теоретическом обобщении исторических фактов и событий российского государства. Вместе с тем познавательная функция состоит и в выявлении главных тенденций развития исторического процесса, нашедшего отражение в исторических памятниках и источниках.

Практически-рекомендательная функция состоит в том, что история вообще – и история России в частности, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный курс внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, направлять деятельность исторических и политических личностей.

Наконец, третья, воспитательная функция играет важную роль в формировании научного мировоззрения, в познании законов развития человеческого общества. Она позволяет применять комплексный подход к процессу всестороннего воспитания людей, т.е. соединять в воспитании патриотические, интернационалистические, трудовые, идеологические, нравственные моменты. Как историческая наука история России позволяет проследить ход общественно-политических и государственно-гуманистических процессов в конкретных, ярких запоминающихся фактах и событиях, показать героизм народа и его отдельных героев, их мужество и беззаветную преданность народу.

Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – должно опираться на объективную реальность. В развитии общества объективной реальностью являются, прежде всего, исторические факты и события. Именно история, ее фактографическая сторона являются тем фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. История России является составной и неотъемлемой частью этого фундамента. Одним из мировоззренческих аспектов изучения истории России является формирование историзма мышления. Историзм мышления помогает видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально-экономической жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История России как наука не исключение. Ее предметом изучения являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах. История России освещает весь исторический путь России на конкретном фактографическом материале; обобщает многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях. Развитие России и ее народов подчиняется закономерностям двух видов. Одни из них действуют на протяжении всего времени существования России и ее народов, другие – лишь на определенном историческом отрезке и проявляются только в известных условиях с изменением исторической обстановки некоторые закономерности могут утратить свое действие и, наоборот, может проявиться действие других.

Объективное познание истории России обеспечивается научной методологией. В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. Согласно одному из них методология – это система существенных аспектов мировоззрения и теории (или ряда теорий), определяющих исследовательские принципы науки. В определении марксистско-ленинской методологии подразумевается, что она базируется на материалистической диалектики и включает вытекающие из этого принципы и методы исследования. Современная методология изучения общественного познания основывается на диалектико-материалистическом методе, который получил наибольшее признание в научных трудах у нас в России и за рубежом. С учетом сказанного выше считаем возможным сформулировать такую краткую дефиницию: методология истории России – это система принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляем что принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы – категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Метод же – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечений из фактов новых знаний.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективности, историзма, социального подхода. Принцип объективности предполагает рассматривать историю России с точки зрения объективных закономерностей, определяющих процессы ее общественно-политического развития; опираться на факты в их содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы; изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним. Принцип историзма требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь исторически, в связи с другими положениями, с конкретным опытом истории. Это означает, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (экономических, политических, идеологических) это явление возникло, как оно оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как менялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития в государственных документах и в общественном мнении. Наконец, принцип социального подхода отражает современное понимание принципа партийности в изучении истории России. Принципу партийности следуют все историки – и пролетарские, и буржуазные. Но первые говорят об этом открыто, а вторые чаще всего скрывают свое истинное отношение показным «объективизмом». В соответствии с данным принципом в развитии исторического процесса рассматриваются различные проявления социальных и классовых интересов в экономике и политике, в противоречиях социальной психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях.

Помимо вышеуказанных принципов в историческом познании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые изучаемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

При изучении и исследовании истории России используют следующие методы:


  1. хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

  2. хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследовании истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри их – по проблемам;

  3. проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

  4. значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

Важнейшими источниками истории России являются летописи. Самые ранние летописи историков-летописцев появились еще в XI-XII вв. Наиболее значимая из них «Повесть временных лет», написанная в XII в. Летописи как исторические произведения состояли из записей по годам по XII в. включительно и представляли собой источники сложного состава – своды летописные. Летописи были общерусскими (Николаевская летопись и др.) и местные (Новгородские летописи и др.). среди других наиболее важных источников средневековой России необходимо отметить такие, как Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., жалованные грамоты дворянству, купчие грамоты. Одним из ценных источников истории древней и средневековой России являются новгородские грамоты на бересте, найденные при производстве археологических раскопок в Новгороде. Великолепным источником по истории Древней Руси является памятник древнерусской литературе конца XII в. «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором.

Что же касается истории России с XIII в. по настоящее время, то здесь имеется огромное количество различных источников. Среди них: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений, отложившихся в процессе их деятельности и ныне хранящихся в центральных и местных государственных архивах страны; произведения и мемуары выдающихся деятелей России (политических, государственных, науки, творчества, искусства); периодическая печать (газеты, журналы и др.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы. Значительная группа документальных источников, отражающих внешнеполитическую деятельность России, хранится за рубежом. Здесь же есть источники по истории эмиграции России во все времена российской истории.

Вопрос №2

Киевская Русь
Киевская Русь – первое устойчивое, крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники-мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т.д. в подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники-посадники и их ближайшие помощники-тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.

Особенностью Древнерусского государства было то, что новому государственному аппарату принадлежали далеко не все властные полномочия и функции. В обществе еще были сильны институты власти, своими корнями уходившие в первобытное общество. Наиболее важным таким институтом было знаменитое вече. Надо отметить, что хотя вече действовало повсеместно и имело большие права (избрание или приглашение князей, вопросы внешней политики, контроль над администрацией и судопроизводством и т.д.), но фактически оно созывало только в чрезвычайные моменты для объединения населения. В обычное же время его полномочия совпадали с полнотой власти князя. Это и создавало внутреннее противоречие в управлении.

Таким образом, политический строй Руси характеризовался дуализмом княжеской и вечевой власти. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он правил при помощи совета, других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская Дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли свою территорию. Практическими делами в княжестве управляли посадники, а в наиболее крупных городах – тысяцкие и сотники. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море.

Для укрепления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды были обязаны платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X в. Нормы раннефеодального права нашли отражение в так называемой «Древней Правде», изданной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в котором были отражены основные правовые положения, регламентирующие многие стороны жизни.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса – крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами называли те, кто попадали в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадали в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои – это обедневшие выходцы из общин, а пущенники – вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники. Несколько позже во второй половине X в и особенно XI в., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории того периода известны многие восстания крестьян и посадского люда, особенно в XI – начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве 1068 и 1113 гг.

Говоря о становлении Киевской Руси и норманнах (или варягах) и их месте в древнерусской истории, следует отметить, что историческая роль варягов на Руси была незначительной, во всяком случае, значительно меньшей, чем роль печенегов или половцев, влиявших на ее развитие, на протяжении четырех веков.

Особенности становления Древнерусского государства отразились и на развитии феодальных отношений на Руси. Об этом свидетельствует характер ее социально-экономического и политического строя. Основу сельского хозяйства периода раннего феодализма состояло земледелие разных типов. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована, но все же оставалась довольно архаичной, что приводило к частым неурожаям, угражавшим голодом.

С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян против господствующего класса. Недовольство крестьян и их открытые выступления были характерны для многих районов Древней Руси в X-XII вв.

Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Города являлись важными административными центрами, где сосредоточивались богатства и большие запасы крупных продовольственных запасов, которые завозились сюда феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов. Наиболее крупными были киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. основанные князьями города сохраняли, как правило их имена: Ярославль, Изяслав, Владимир, Константинов. Многие из этих наименований дошли до нашего времени. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

Большое место в истории Древней Руси занимала как внутренняя, так и внешняя торговля. Особенно активизировалась внешняя торговля с конца IX в. Русские дружины осваивали пути в наиболее передовые регионы того времени, такие, как Византия, Кавказ, Средняя Азия и другие. Торговля была не только источником пополнения княжеской казны, но и важным средством распространения внешнеполитического влияния Руси, о чем свидетельствовали договоры первых киевских князей с Византией в 907, 911, 944, 971 гг. Киевские князья вели активную внешнюю политику. Они присоединяли к своему государству оставшиеся еще не подчиненные славянские племена.

На рубеже IX-X вв. началось планомерно наступление русских дружин на Хазарию. В середине 60-х гг. X в. русские войска Святослава, после чего Нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.

В конце IX - в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степные районы Северного Причерноморья и Прикаспия. Важное значение имели в этот период отношения Руси с Византией, особенно торговые, которые постепенно стали разрушаться из-за военных столкновений. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там к этому времени уже было построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. Для этого она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую Церковь. Чистые столкновения между Русью и Византией приносили попеременный успех то одной, то другой стороне.

Постоянную войну в этот период приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили киев, но и в итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Из черноморских степей их вытеснили другие кочевники – половцы, под властью которых оказалась огромная территория, называвшаяся Половецкой степью. Вторая половина XI в. и весь XII в. – время борьбы Руси с половецкой опасностью, а первое столкновение с ними произошло в 1061 г.

Вопрос №3

Христианизация Руси
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси упрочилось, Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культы и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба по имени Сварог, бог Солнца по имени Дажбог, Хорс, Велес, бог грома и молний по имени Перун, бог ветра по имени Стриборг. И язычники, и христиане в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б.А.Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о христианстве, его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В X в. в Киеве уже была церковь Св. Ильи, христианского двойника Перуна )языческий бог. Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникала на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим историки во многом объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императора. В такой ситуации ни о какой зависимости Руси от Византии речь уже не шла, вопрос о крещении и принятии христианства не мог быть оговорен какими-то условиями, этот процесс мог быть только добровольным.

В конце X в., точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. Это был поворотный момент в христианизации Руси.

Уже современники крещения пытались объяснить смысл произошедших перемен. Так, в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой Владимира Святославовича на принцессе Анне. В средневековье акцентировали внимание на влиянии, которое оказали на Владимира княгиня Ольга, а также искусная пропаганда византийских миссионеров.

Христианизация Руси – процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, формированием политической культуры феодального общества, поиском Древнерусским государством своего места в историческом процессе. Эта позиция нашла отражение в возникшей в исторической науке в XIX в. версии, которую принимали светские историки С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, историк церкви Макарий. Они пришли к выводу, что язычество из-за своей примитивности не могло не могло конкурировать ни с одной современной религией. Начатое Владимиром внедрение христианства в X в. было активно продолжено и в основном завершено князем Ярославом уже в XI в.

Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление Церкви как организации. Во главе ее стоял киевский метрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием Собором епископов. В крупных городах Руси функционировали епископы, которые ведали всеми практическими делами Церкви. Метрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей давали почти десятую долю своих даней и оброков. Кроме того, Церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни с своих прихожан. Одной из сильных организаций Церкви были монастыри.

Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. К примеру, у князя Владимира было пять «водимых», т.е. законных жен, не считая наложниц. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была не малая заслуга христианской Церкви.

Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало ускорению развития феодального способа производства в древней Руси. В Византии Церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с князьями создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие владения.

Прогрессивная сторона деятельности христианской Церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах древней Руси. В известной мере она боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и сельскую местность.

В истории Древней Руси христианство было явлением прогрессивны. Заимствование от греков и в то же время, не отмежеванное полностью от Запада, оно, в конечном счете, оказалось не византийским и не римским, а русским. В истории Руси русская церковь играла сложную и многогранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развитии феодализма.

Вопрос №4

Феодальная раздробленность


Вскоре после принятия христианства Русь вступает в период феодальной раздробленности, сыгравшей существенную роль в политической истории России. Начало данного периода относят, как правило, к 30-м гг. XII в. В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха Киевский князь Мстислав, который считается последним правителем единого Древнерусского государства. В оценках историков характеристика этого периода неоднозначна: от оценки периода как прогрессивного явления до диаметрально противоположной оценки. Заметим, что для любого общества с «развитыми» феодальными отношениями состояние политической раздробленности является нормальным и естественным состоянием, и Русь не была исключением.

Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а заботиться прежде всего об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов. С ростом числа феодально-зависимых людей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве становилась основой экономической мощи князя-феодала. Он заводил дружину, служившую ему для охраны собственности и захвата новых земель. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимыми от князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжеских доходов.

В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производило все необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой – ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имен ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти и привело к тому, что когда-то могучая киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII-XY вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240) – около 50, а в XIY в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

С усилием феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно стало ослабевать по сравнению с другими и в конечном итоге было сведено на нет. Уже со второй половины XII в. выделяются сильные княжества, правители которых становятся «великими», «старейшими» в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. До середины XII в. таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, но со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям.

В конце XII начале XIII в. на Руси определись три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Северо-Восточной и Западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси – Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси – Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами «Русской Правды» в землях и княжествах начинают складываться сои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными. Иначе говора для каждой из русских земель были характерны свои отличительные особенности, но вместе с тем их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключенными между ними.

Вопрос №5

Монголо-татарское нашествие и его последствия

В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада Русские земли подверглись агрессии немецких, шведских и датских рыцарей-крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии. Наиболее разрушительным для Руси было нашествие монголо-татарских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило ее экономическое развитие, разрушило сельское хозяйство, подорвало культуру. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадов изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым наследием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, половца, Витебска и Смоленска.

Монголо-татарское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель князей, дружинников-воинов и феодалов приостановила развитие феодального землевладения.

Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами. Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани. Во-вторых, по свидетельству крупного историка-исследователя, знатока событий тех лет и специалиста по истории Золотой Орды В.Л.Егорова, до середины XIY в. на земле Северо-Восточной и Юго-Западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов. Крайне ослабленная после разгрома, Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери. Золотоордынское нашествие имело исключительно тяжелые последствия для Руси, однако русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать из родных мест завоевателей.

В отличие от процесса завоевания стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья в отношении Руси монголо-татары занимали особую позицию: они отказались от прямого включения Русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народ­ных антиордынских выступлений сбор дани ордынцы вынуж­дены были передать русским князьям. Затем из русских горо­дов были отозваны баскаки — сборщики дани, что в дальней­шем уменьшило возможность Орды непосредственно вмеши­ваться во внутриполитическую жизнь Руси. Эта особенность ордынского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных природных условий для экстенсивного кочевого скотоводства монголов, сколько героической борьбой русского народа против иноземных захватчиков как во времена Батыева нашествия, так и на протяжении всего периода ига.

Кроме того, монголо-татары открыто не посягали на духов­ный образ жизни русских людей, и прежде всего на их право­славную веру, хотя и варварски разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию: и у себя в Золотой Орде, и вне ее не мешали отправлению любых религи­озных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания нередко считали своим союзником. Во-первых, русская Цер­ковь боролась против влияния католичества, а Папа Римский был врагом Золотой Орды. Во-вторых, в начальный период ига она поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь, ордынцы освобождали русское духо­венство от дани и снабжали его охранными грамотами на цер­ковное имущество. Позже Церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независи­мость.

В начале XIII в. завоевав часть Сибири, монголы в 1215 г. приступили к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть. Из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов, а также получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Последствия были ис­ключительно тяжелы: погибло большинство земледельческих оазисов, они были заселены кочевниками, которые, по сущест­ву, уничтожали традиционные для этих мест формы ведения хозяйства.

Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, по­сле чего войска Чингисхана с юга пришли в Половецкие степи и разгромили половцев.

Отношения между Русью и половцами в этот период были весьма своеобразными. Несмотря на половецкие набега на Русь и походы русских князей на половцев, между двумя народами существовали оживленные экономические, политические, куль­турные отношения. Некоторые из половецких ханов приняли христианство, а русские князья нередко женились на дочерях половецких ханов. И даже жена Юрия Долгорукова была по­ловчанка.

Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Не все русские князья, обещавшие участ­вовать в битве, выставили свои войска. Битва закончилась по­ражением русско-половецких войск, многие князья и дружин­ники погибли. В результате государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами.

В 1231 г. монголы вторглись в Закавказье, и к 1243 г. оно полностью оказалось в руках захватчиков. Последствия этого нашествия для Грузии и Азербайджана были так же тяжелы, как для Средней Азии.

В те же годы другая значительная часть монгольских войск приступает к завоеванию Руси. В 1236 г. войска Батыя начали поход на Русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись к Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238 г. монголы по­дошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город (от огня и уду­шья погибло множество людей, в их числе были епископ и княгиня, оставшиеся в живых были уведены в рабство). В ре­зультате была разорена вся Владимиро-Суздальская земля от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Си­ти, которая закончилась поражением русской дружины. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена.

Тем временем другой отряд монгол осадил Торжок, и 5 марта город был взят. Отсюда монголы двинулись на север, к Новгороду, но не дойдя ста верст, вынуждены были повернуть назад. Причиной отхода войск противника и спасения Новго­рода от погрома была не только распутица, но также усталость и обескровленность монгольских войск в предыдущих сраже­ниях. Однако уже на следующий год (1239) монголы начали но­вый поход на Русские земли. Были захвачены и сожжены Му­ром, Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В де­кабре 1240 г. был взят Киев. Отсюда монгольские войска дви­нулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Во­лынский и Галич в 1241 г., Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации.

Однако в Западную Европу монгольские войска вступили значительно ослабленными из-за мощного сопротивления, встреченного ими на Руси. Этим во многом объясняется и то, что на Руси монголам удалось установить свое иго, а Западная Европа испытала только нашествие, причем в меньших мас­штабах. В этом заключается историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию монголов.

Одной из главных причин поражения Руси явилась фео­дальная раздробленность. Русские княжества были разгромлены врагом поодиночке. Кроме того, захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали в борь­бе с Русью захватническую военную технику, в том числе сте­нобитные машины, которые пробивали стены крепостей, а также камнеметы, порох и сосуды с горячими жидкостями.

Последствия монголо-татарского нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось на­селение страны, множество людей было убито, много было уведено в рабство. Значительное число городов оказалось унич­тожено, запустел Киев, в котором осталось не более 200 домов. Из 74 городов Руси XII—XIII вв. около 50 были ра зорены монголами, в 14 из них жизнь в последующем так и не возобновилась.

После нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык» на великое княже­ние. Главной формой зависимости от Орды был сбор дани, ко­торую собирали с дома-хозяйства. Сборщиками дани были бас­каки, приезжавшие на Русь в сопровождении вооруженной ох­раны. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.

Сопротивление же народных масс ордынской политике уг­нетения не прекращалось. Сильные волнения, например, про­изошли в Новгородской земле. В 1257 г. новгородцы отказались от уплаты дани. Однако Александр Невский, который считал невозможным в этих условиях открытое столкновение с Ордой, сдержал выступление народных масс. В 1262 г. во всех крупных городах русской земли (Ростове, Суздале, Ярославле, Устюге Великом, Владимире) прошли народные восстания, многие сборщики дани были убиты. Напуганные народным движени­ем, ордынцы спешили передать значительную часть сбора дани удельным русским князьям. Таким образом, народное движе­ние заставило Орду пойти если не на полную отмену батраче­ства, то на значительное его ограничение.
2.3. Становление Русского

централизованного государства

В конце XV — начале XVI в. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и нацио­нальную независимость завершилась объединением Русских земель вокруг Москвы в единое государство. Но этому событию предшествовал процесс преодоления феодальной раздроблен­ности и образования в рамках феодального строя централизо­ванных государств. При всей общности социально-экономи­ческих и политических факторов, лежащих в основе государст­венно-политической централизации, происходившей в XIII— XV вв. во многих европейских странах, в образовании Русского централизованного государства были свои существенные осо­бенности.


  1. Катастрофические последствия монгольского нашествия состояли в задержке экономического развития Русских земель, что положило начало их отставанию от передовых западноев­ропейских стран, избежавших монгольского ига. Русь приняла на себя всю тяжесть монгольского нашествия. Его последствия во многом содействовали консервации феодальной раздроблен­ности и укреплению феодально-крепостнических отношений.

  2. Политическая централизация на Руси значительно опере­дила начало процесса преодоления экономической разобщен­ности страны и была ускорена борьбой за национальную неза­висимость, за организацию отпора внешней агрессии. Тенден­ция к объединению проявлялась повсеместно. Русское государ­ство формировалось на протяжении XIV—XV вв. на основе роста феодального землевладения и хозяйства, развития крепо­стничества, обострения классовой борьбы. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

  3. Основную территорию сложившегося в конце XV в. рус­ского государства составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромо-Рязанская земли и часть земель Черниговского княжества. Территориальным ядром была Владимиро-Суздальская земля. Социально-экономическое развитие Руси в этот период было разнохарактерным.

  4. По мнению ряда ученых, в XIV—XV вв. на Руси был вос­становлен домонгольский уровень сельского хозяйства. Наибо­лее быстрое его восстановление и развитие происходило в се­веро-восточных землях, население которых возрастало за счет бегства крестьян и горожан из плодородных южных земель, превращаемых монголо-татарами в огромное безлюдное паст­бище для своего кочевого скотоводства.

Объединение русских земель вокруг Москвы

Основным содержанием начального этапа объединитель­ного процесса (конец XIII — первая половина XIV вв.) было становление в Северо-Восточной Руси крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего — будущего поли­тического центра и территориального ядра формирования еди­ного государства.

Главными соперниками в этой борьбе в первой трети XIV в. стали Москва и Тверь, превратившиеся к тому времени из сто­лиц периферийных княжеств в крупные феодальные центры Северо-Восточной Руси. В сравнении с другими землями Мос­ковское княжество занимало выгодное географическое положение, которое гарантировало ей известную безопасность: с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды — другими землями, что способствовало притоку сюда жителей и возрастанию плот­ности населения.

Проходившие по территории Московского княжества реч­ные и сухопутные пути придавали Москве значение важней­шего узла торговых и других связей между Русскими землями. Центральное положение Московского княжества предопреде­лило и его роль как территориального этнического ядра сфор­мировавшейся русской нации. Все это в соединении с целена­правленной и гибкой политикой московских князей и определило в конечном итоге победу Москвы в борьбе за роль руко­водителя и политического центра единого русского государства.

Выдвижению Москвы как центра политического объедине­ния Русских земель способствовало несколько факторов, глав­ным из которых было то, что Москва являлась сосредоточени­ем территории, где формировалась великорусская народность. Находясь в узле торговых путей, Москва стала центром эконо­мических связей между другими землями.

В превращении Москвы в центр объединения Русских зе­мель сыграл свою роль и субъективный фактор — активная по­литика московских князей. Родоначальником московской кня­жеской династии считается младший сын Александра Невского Даниил. Московский престол он получил в 1276 г. В 1303 г. Московское княжество перешло к его старшему сыну Юрию Даниловичу, который длительное время вел борьбу с тверским князем Михаилом Ярославовичем, закончившую в пользу Мо­сквы.

Князь Юрий Данилович благодаря своей гибкой политике в отношении Золотой Орды добился значительных успехов: зару­чился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре Кон-чаке (Агафье), и получил ярлык на великое княжение. Признав свое поражение и помирившись с Юрием Даниловичем, твер­ской князь Дмитрий Михайлович оставался все же его главным соперником и претендентом на великокняжеский престол.

Во время феодальной войны между Москвой и Тверью кня­зья стремились заручиться поддержкой митрополита. Место его пребывания было очень важным делом — город, в котором проживал глава русской Церкви, считался столицей Русской земли.

В этот год на великокняжеский престол Москвы вступает Иван Калита, который был внуком Александра Невского. В его княжение Московское княжество окончательно определилось как крупнейшее и сильнейшее в Северо-Восточной Руси. Со времен Калиты складывается тесный союз княжеской власти с Церковью, сыгравший большую роль в образовании централи­зованного государства. С перенесением союзником Калиты ми­трополитом Петром своей резиденции из Владимира в Москву (1326) последняя стала церковным центром всей Руси, что еще более укрепило позиции московских князей.

После нашествия Батыя и установления ордынского ига, когда отдельные части Руси оказались разъединенными, над древнерусской народностью нависла угроза поглощения ино­земными поработителями. Однако население Северо-Восточ­ной Руси находилось в более благоприятных условиях для про­должения своего этнического развития, чем жители западных и юго-западных земель. Этот край сохранил свою политическую и государственную обособленность, более успешно развивался в со­циально-экономическом и культурном отношении.

В свою очередь, население более развитого Московского региона тоже стало влиять на отдельные элементы языка, куль­туры и быта жителей Северо-Восточной Руси. Одновременно в условиях феодальной раздробленности продолжали развиваться местные особенности языка, быта и культуры в других областях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси. В силу своего ис­торического развития Новгородская, Псковская, Тверская, Ря­занская и Нижегородская земли объективно тяготели к воссо­единению в единое государство, хотя в них и действовали серь­езные центробежные тенденции, связанные с местным сепара­тизмом.

В XIII—XIV вв. плотность населения Северо-Восточной Ру­си заметно возросла, увеличилась и осваиваемая территория. Развитие землевладения, ремесла и торговли способствовало, с одной стороны, расширению хозяйственных связей между го­родами и селами этой территории, а с другой — более широко­му и тесному общению людей, в процессе которого складыва­лись общие черты в их характере, занятиях, семейном быту и общественном поведении, проявлялись общие особенности в их жилищах, одежде, пище, обычаях и обрядах. Все это, вместе взятое, и составляло характерные признаки новой народности. Население Северо-Восточной Руси стало считать землю своего обитания своей родной, своим отечеством. Во второй половине XIV в. этот край с его центром в Москве получил название «Великая Русь». Отсюда и происходят наименования «велико­русская народность», «великорусский народ».

В период княжения Дмитрия Ивановича (1363—1389) войны почти не прекращались. Московский князь смело вступил в борьбу с сильными для него врагами — Тверью, Рязанью, Лит­вой и даже Золотой Ордой. К началу его правления самыми сильными русскими княжествами были Московское, Тверское и Рязанское. Подчинить Тверь и Рязань власти московского князя и этим окончательно закрепить руководящую роль Мо­сквы было первой и важнейшей задачей Дмитрия. Длительная борьба между ним и тверским князем Михаилом Александро­вичем началась в конце 60-х гг. XIV в.

Тверской князь стал искать союз­ников в Орде. Ее правители с большой


тревогой следили за усилением Моск­вы и были согласны поддерживать лю­бого противника Дмитрия Ивановича.
В 1371 г. Михаил Александрович полу­чил в Орде ярлык на великое княже­ние, однако Дмитрий Иванович отка­зался признать тверского князя вели­ким — он чувствовал себя настолько сильным, что не боялся вступить в конфликт с самой Ордой. Но Михаил
Александрович в 1375 г. вторично добился в Орде ярлыка на великокняжеский престол. В ответ на это Дмитрий Иванович осадил Тверь.

Поход Дмитрия против тверского князя, вступавшего в союз с врагами Руси — Литвой и Ордой, впервые стал общерусским, национально-патриотическим по своему характеру выступлени­ем. Из этого можно сделать два важных вывода: во-первых, не­которые русские княжества, формально еще сохранившие свою независимость, фактически уже подчинялись московскому кня­зю; во-вторых, процесс политического объединения русских земель уже достиг определенных результатов и в нем было за­интересовано как сельское, так и городское население.

Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси — Золотой Ордой. Она пере­живала тогда процесс феодального дробления, сопровождав­шийся затяжными усобицами и калейдоскопической сменой ханов. В отношениях между Русью и Ордой стала преобладать тенденция крайней неустойчивости и напряженности. Все это вылилось в кровавое столкновение. Выше мы подробно гово­рили о Куликовской битве и ее последствии для Руси.

Ордынский хан по-прежнему считался верховным правите­лем Руси, но его власть над другими землями значительно ос­лабла. Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси. Более того, московская княжеская династия до­билась от Орды признания своего права на великое княжение как на «вотчину», передаваемую по наследству. Новый порядок престолонаследия прекращал прежнюю вражду за старшинство, нашел поддержку в народе и среди духовенства. Хотя он и не избавил полностью Русь от феодальной войны в середине XV в., но серьезный шаг к утверждению московского едино­державия был сделан. В соответствии с установленным им са­мим порядком Дмитрий Иванович перед смертью благословил своего сына Василия на великое княжение — он уже не опа­сался теперь, что Орда или другие русские князья осмелятся оспаривать у его законного наследника право на престол.

Правление Дмитрия Донского оставило глубокий след в русской истории. Благодаря ему продолжилось дальнейшее усиление Московского княжества. В качестве важных итогов его деятельности можно назвать следующие:


  • закрепление за Москвой статуса национальной столицы, а за московскими князьями — великого княжения на Руси;

  • сохранение в целости вотчинных владений, перешедших к Дмитрию Ивановичу от его предков;

  • укрепление обороноспособности Руси в результате борь­бы с иноземными захватчиками, особенно с ордынцами;

  • введение чеканки серебряной монеты ранее, чем в дру­гих феодальных центрах Руси;

  • экономическая поддержка городского торгово-ремеленного населения.

Подытоживая вышеизложенное о начальном периоде объе­динения русских земель и роли Москвы в становлении центра­лизованного государства, следует отметить, что раздробленность объективно была закономерным этапом в развитии феодальных го­сударств Европы и Азии. Русь в этом отношении не была ис­ключением. Но, сохранившись и на новой, более высокой ста­дии феодального общества, раздробленность принесла с собой ряд отрицательных черт: бесконечные междоусобные войны, утрату общегосударственного единства, ослабление обороно­способности перед лицом иноземной агрессии и т.д. Эти нега­тивные черты приводили общество в состояние непрерывной напряженности и отрицательно сказывались на дальнейшем развитии экономики страны. Страх перед иноземным порабо­щением, стремление к сохранению и поддержанию государст­венного порядка делали желанной твердую власть, так что в конечном итоге феодальная война способствовала усилению великокняжеской власти. Объединительную политику великих князей поддерживали самые различные социальные слои рус­ского общества, поскольку важным фактором процесса объеди­нения была всенародная борьба за национальную независи­мость и свержение ордынского ига, за самостоятельную и сильную государственность, способную обеспечить народу за­щиту.

К концу XV в. сложились условия для перехода объедини­тельного процесса в завершающую стадию — формирование единого централизованного Российского государства. Социально-экономическое развитие страны на протяжении XIV—XV вв. привело к значительному усилению феодального землевладения и хозяйства. Эти и другие обстоятельства, в том числе и отрыв России от мировых торговых путей, привели к неблагоприятным условиям для вызревания раннебуржуазных отношений, способствовали дальнейшему развитию страны по пу­ти углубления феодально-крепостничес­ких отношений.

Большое влияние на развитие объе­динительного процесса оказала внешняя опасность. Предыдущий опыт страны давал убедительное подтверждение этому. Завершаю­щий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет — время княжения Ивана III (1462—1505) и первые годы княже­ния его преемника Василия III (1505—1533).

Крупным препятствием на пути этого процесса было суще­ствование сильной и самостоятельной Новгородской феодаль­ной республики. В 70-х гг. XV в. часть новгородской знати взяла курс на переход Новгорода на сторону литовского князя. Эти действия дали основания московскому князю принять реши­тельные меры. В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода. В ходе этих и последующих событий Новгородская республика была ликвидирована, вечевой колокол снят и уве­зен в Москву. В результате Новгородская земля вошла в состав Российского государства (в 1485 г. после недолгого сопротив­ления сдалась московскому войску).

Несколько позднее, в 1489 г., в состав России была включе­на и Вятская земля, а в конце XV — начале XVI в. в нее вошли Черниговско-Северская земля, земли по берегам Десны с ее притоками, территория по нижнему течению Сожа и верхнему течению Днепра, где были расположены города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль (всего 25 городов и 70 волостей), а также Псковская земля, или, как она называлась тогда, Псков­ская республика. В 1514 г. в состав Московского великого кня­жества вошел старинный русский город Смоленск. И, наконец, в 1521 г. прекратило существование Рязанское княжество.

Именно в этот период объедине­ние Русских земель в основном было завершено. Образовалась огромная держава, одно из самых крупных госу­дарств в Европе, в рамках которого была объединена русская народность.

Это закономерный процесс историче­ского развития. С конца XV в. стал
употребляться термин «Россия». Объе­диненное вокруг Москвы государство
Печать Ивана III представляло собой качественно новый этап развития государственности. Его территория почти в 6 раз превышала размеры бывшего Московского княжества. Усложнялись государственные функ­ции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились органы управления, отделенные от дворцового хозяйства, фор­мировался многоступенчатый слой служилых (или государст­венных) людей. В международных отношениях уже не отдель­ные княжества или земли, а централизованное государство впоследствии их стали называть помещиками, их владения — поместьями. Для России конца XV — первой половины XVI в. было характерно сочетание единства страны разнообразия укладов и социальных отношений в прежде неза­висимых землях.

Политический строй Русского государства на рубеже XV—-XVI вв. развивался в сторону централизации. Великий князь всея Руси уже имел титул государя. В 1472 г. овдовевши, Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, и теперь великокняжеским гер­бом стал византийский двуглавый орел.

Укреплению великокняжеской власти способствовали I серьезные изменения в армии. Феодальные дружины, поставляе­мые боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Ее главную силу составляли ополчения дворян, дворянска) конница, пешие полки с огнестрельным оружием и артиллерия.


следующая страница >>
Смотрите также:
Для группы япп-09 Материал по Отечественной истории
1557.03kb.
7 стр.
Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"
459.94kb.
1 стр.
Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
52.07kb.
1 стр.
Словарь терминов по истории России. Здесь представлена вся терминология, которая понадобится при сдаче истории – вопросы по терминам есть в частях а и В. Материал большой
824.33kb.
6 стр.
Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве
164.84kb.
1 стр.
Новый альбом группы nakа выйдет в январе
20.16kb.
1 стр.
Сельское хозяйство Краснодарского края и Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны
723.33kb.
4 стр.
Программа по истории Украины Билеты по истории Украины
238.35kb.
1 стр.
Приглашаем ваших учеников в вузы Екатеринбурга
12.08kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия»
125.5kb.
1 стр.
Методическая разработка по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг» предназначена для проведения урока по всемирной истории при изучении раздела
51.71kb.
1 стр.
Бородино битва гигантов. 1812-2012 памятники отечественной войны 1812 года
37.96kb.
1 стр.