Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7

Сохранение целостности Российского государст­ва. Распад Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в Рос­сии. Осенью 1991 г. все автономные республики России про­возгласили себя суверенными государствами. Большинство бывших автономных областей заявило о своем преобразова­нии в республики. Края и области также начали открытую борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба россий­ской государственности в 1991—1993 гг. во многом опреде­лялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России на­растала в течение всего 1992 г.

К лету десятки субъектов Федерации — Татарстан, Баш­кортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тю­менская области — задерживали или вообще прекратили от­числение налогов в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразо­вать ее в конфедерацию. Проект Основного закона Башкор­тостана прямо провозглашал верховенство республиканской Конституции над федеральными законами.

Причины, приведшие к распаду СССР, также сказались на нарастании центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало желание самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Не случайно в Татарии болезненно воспринималась почти безвозмездная перекачка нефти за пределы республики, а в Якутии — алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России, занима­ющий первое место в стране по добыче золота, основной поставщик олова и единственный сурьмы, не был способен прокормить себя.

В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело, апеллируя к ре­альным фактам национальной дискриминации, упрочила свое влияние на массы.

Правительство Российской Федерации проводило осто­рожную и часто непоследовательную национально-государственную политику. Незаконные вооруженные формирова­ния Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объ­явившие об отделении Чечни от России, не были разоруже­ны, что в итоге обернулось впоследствии тяжелым кризисом в этом регионе, а в 1995 г. привело к войне.

В течение 1992 г. продолжалось субсидирование респуб­лик, взявших курс на отделение от России, из федерального бюджета, несмотря на отказ этих республик отчислять нало­ги в госбюджет.

Правительство заняло выжидательную позицию, и лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения между осетинами и ингушами Президент России впервые не исклю­чил возможность использования силовых методов для защи­ты территориальной целостности страны и государственных интересов.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе РФ, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов).

Работа над этим договором началась еще в 1990 г. и шла очень медленно. Было рассмотрено около 30 различных ва­риантов проекта договора. В ходе их обсуждения стало оче­видно, что идея национальной государственности за годы Советской власти пустила глубокие корни и вернуться к территориальным образованиям невозможно. Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому ус­тройству на территориальной основе, и федерация нацио­нальных государств с преимущественными правами на тер­ритории титульных наций и минимальными полномочиями центра.

В основу компромиссного Федеративного договора был заложен принцип учета интересов всех народов России.

31 марта 1992 г. в Кремле Федеративный договор был подписан большинством субъектов Федерации. Республики, согласно договору, получили больше прав, чем другие субъ­екты Федерации. Федеративный договор несколько снизил внутриполитическое напряжение в России, но не снял его полностью.



На пути к рыночной экономике. 1992 г. стал для России годом экономических реформ, переходом к рынку, к легитимной частной собственности. Решающее слово в выборе стратегии экономической политики оказалось за Президентом Российской Федерации Б. Ельциным. В конце 1991 г. для вы­хода страны из кризиса им был выбран путь шоковой тера­пии. На первый план выдвигалась задача достижения макро­экономической стабилизации, т.е. равновесия между платежноспособным спросом (предприятий и населения) и товарным предложением. Для этого намечалось единовре­менное размораживание всех цен и освобождение доходов, проведение жесткой бюджетной и денежно-кредитной поли­тики, приватизация государственной собственности.

Главным архитектором шоковой терапии стал 35-летний экономист, внук знаменитого советского писателя Егор Гай­дар. Он был назначен вице-премьером нового правительства, которое возглавил сам Президент.

Авторитет Б. Ельцина в это время был так высок, что Верховный Совет республики предоставил ему дополнитель­ные полномочия на время проведения болезненных реформ.

Сформированное в ноябре 1991 г. правительство России впервые за всю историю России состояло главным образом из молодых экономистов, приверженцев рыночной экономи­ки. Это была команда единомышленников, руководимая Е. Гайдаром. А. Шохин, А. Чубайс, П. Авен, А. Нечаев вместе с Гайдаром взяли на себя ответственность за проведение радикальных преобразований в экономике, за осуществление «прыжка» в рынок.

Правительство Е. Гайдара приступило к либеральным ре­формам после шести лет бесплодных разговоров о рынке. К этому времени сложилась крайне тяжелая ситуация. Только за 1991 г. розничные цены выросли в 8—11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15—20%.

В российской экономике накопилось множество струк­турных перекосов: доминировали добывающие отрасли и ВПК, процветала гигантомания, потребительский рынок не был насыщен, в то же время многие устаревшие производ­ства выпускали никому не нужную продукцию. Ситуация усугубилась распадом союзного государства и дезинтегра­цией единого народнохозяйственного комплекса. Россия как правопреемница СССР имела громадный внешний долг в раз­мере около 70 млрд. долларов, лишь для выплаты по нему процентов требовались гигантские суммы. Нерешенным ос­тавался вопрос о разделе союзной собственности. К моменту начала проведения реформ в Российской Федерации не было закончено формирование многих государственных структур, поэтому изначально шансы на успех «шокотерапии» были невелики.

Надежды на положительный результат реформ связыва­ли главным образом с благоприятной политической ситуа­цией: доверием населения к российским властям и готовно­стью россиян к проведению реформ.

Согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 г. около 47% опрошенных были готовы ради будущего процве­тания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформы и безработицу, и рост цен, и «временное» снижение уровня жизни. Лишь 17,8% были настроены решительно против реформ.

После поражения августовского путча хозяйственные ру­ководители из ВПК и аграрного сектора, ориентированные на сохранение старой советской системы, были деморализо­ваны и не могли оказать серьезного противодействия рефор­мам. Наконец, важным аргументом в пользу шоковой тера­пии являлась возможность получения крупных кредитов от Международного валютного фонда (МВФ). Их предоставле­ние связывалось с реализацией классической стандартной стабилизационной программы. Классической она называлась потому, что была положена в основу экономических реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к рыночному хозяйству. В соответ­ствии с ней в переходный период отпускались цены, вводи­лась свободная торговля, осуществлялась приватизация, т.е. большая часть государственной собственности продавалась частным лицам.

В начале января 1992 г. правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. Это было трудное, но необходимое решение в условиях пустой государственной казны, при отсутствии товарных запасов, серьезной угрозе холода и голода. Был введен новый порядок внешнеэкономической деятельности. На первое место была поставлена задача бездефицитного бюджета. Правительство резко сократило затраты на содержание армии и производ­ство оружия. Социальные расходы бюджета были также све­дены до минимума.

Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались около 15 месяцев. Их ход с самого начала стал отклоняться от намеченного. Прогнозируемое реформаторами повышение цен в 5—10 раз на деле обернулось повышением их в 100 и более раз, в результате чего большинство населения респуб­лики оказалось за чертой бедности.

Уже через два месяца после начала реформ правительст­во было вынуждено поднять заработную плату. За начавшим­ся повышением заработков весной 1992 г. вновь последовал неудержимый рост цен. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции были похоронены.

Вторая серьезная проблема, с которой столкнулись ре­форматоры, — взаимные неплатежи предприятий, достиг­шие к осени 1992 г. 3,5 триллионов рублей. Они были по­рождены самой природой материальной ответственности, технической отсталостью банковской системы. Предприя­тия-должники сумели в очередной раз переложить свои про­блемы на плечи государства. Центральный банк России про­вел частичные взаиморасчеты между предприятиями, было резко расширено кредитование народного хозяйства. Такие меры привели в конечном итоге к увеличению массы налич­ных денег и новому витку инфляции. В целом за 1992 г. выпуск наличных денег увеличился в 54 раза по сравнению с 1990 г. и в 17 раз по сравнению с 1991 г.

Основной проблемой правительства стала борьба с инф­ляцией. Необходимо было прорвать образовавшийся замкну­тый круг — рост цен — повышение зарплаты — рост цен. Однако надежды на быструю остановку инфляции не оправ­дались, необходимо было адаптироваться к функционирова­нию в условиях длительной высокой инфляции.



Противостояние двух властей. На протяжении 1992—1993 гг. повсеместно с начала проведения радикаль­ных рыночных реформ шла борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом ра­дикальных реформ значительной части общества, экономи­ческие трудности лишили реформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенк­латуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности, стратегия оппозиции реформаторам изменилась. Ее перестала устраивать возмож­ность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте (Верховном Совете). Целью оп­позиции стал полный захват власти, ослабление президент­ских структур, жесткий парламентский контроль над прави­тельством. Именно эту цель отражал лозунг «Вся власть Советам» многочисленных митингов «Трудовой Москвы», Фронта национального спасения и других прокоммунистиче­ских организаций. В свою очередь, к весне 1992 г. сторон­ники жесткой линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента и прежде всего ликвидацию Съезда на­родных депутатов.

В феврале 1992 г. Президент Российской Федерации предложил законодательной власти сделать выбор: или за­ключить с исполнительной властью соглашение о продолже­нии курса радикальных реформ, или предоставить возмож­ность избирателям на референдуме выбрать, кому вручить власть: Президенту или парламенту.

В течение 1992 г. борьба вокруг основ конституционного строя России шла с переменным успехом. Верховный Совет во главе с Р. Хасбулатовым все более активно вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре, и на местах была представлена органами Советской власти. Лидеры парламента пытались решать все практиче­ские вопросы государственной политики, не желая ограни­чивать себя рамками законодательного творчества. В стране фактически возникло новое двоевластие.

Референдум о доверии Президенту. В марте 1993 г. борьба двух ветвей власти достигла опасных пределов. После того как внеочередной VIII съезд народных депутатов России снова отклонил инициативу Президента о проведении всена­родного референдума, Б. Ельцин в телеобращении к гражда­нам России объявил об особом порядке управления страной «вплоть до преодоления кризиса власти» и назначил на 25 апреля 1993 г. референдум о доверии Президенту и его про­екту Конституции. В стране практически вводилось прези­дентское правление. В ответ на эти действия Президента внеочередной IX съезд народных депутатов пытался отстра­нить Б. Ельцина от его должности, однако, не набрав боль­шинства голосов, вынужден был согласиться на проведение референдума, но со своей формулировкой вопросов. Три из четырех предлагаемых вопросов были направлены непосред­ственно против Президента.

В референдуме 25 апреля 1993 г. приняло участие около 64% избирателей. Из них за доверие Президенту высказа­лось 58,7%, социально-экономическую политику одобрило 53%. Предложение о досрочных перевыборах и Президента, и парламента не прошло.

Референдум, безусловно, упрочил позиции Президента, однако его победа не была абсолютной. Конституционный кризис преодолен не был. Непримиримая оппозиция, расце­нив по-своему итоги референдума — как поражение Ельцина и его сторонников, — продолжала конфронтацию с исполни­тельной властью, боролась за отстранение от должности Президента и правительства.

Борьба за новую Конституцию. Камнем преткнове­ния разработки новой Конституции стал вопрос о форме правления: либо президентская республика, сильный Прези­дент, формирующий правительство и имеющий в определен­ных обстоятельствах право роспуска парламента, либо пар­ламентская республика, в которой большими прерогативами пользовалась законодательная власть. Другой серьезной про­блемой был вопрос о федеративном устройстве России.

Чтобы выйти из тупика, весной 1993 г. после референду­ма от имени Президента был предложен альтернативный проект Конституции. В нем было много общего с проектом Конституционной комиссии, но были и существенные разли­чия. Оппозиция расценила его как «монархический», «авто­ритарный». В поисках согласия с народными депутатами Президент летом 1993 г. создал Конституционное совеща­ние. В ходе его работы в президентский проект было внесено множество положений, разработанных Конституционной ко­миссией, достигнуты определенные компромиссы, но они не устраивали законодательную власть. Председатель Верхов­ного Совета Р.И. Хасбулатов, возглавлявший парламентскую оппозицию, вице-президент А.В. Руцкой и др. блокировали все инициативы Президента.

Непримиримая оппозиция для реализации своих целей широко использовала многочисленные митинги и марши про­теста. Первая «проба сил» состоялась 1 мая 1993 г., когда демонстранты в Москве на Ленинском проспекте дали на­стоящий бой силам милиции. Острая борьба законодатель­ной и исполнительной власти продолжалась все лето 1993 г. Конституционный кризис принимал для страны все более опасный, разрушительный характер. Налицо были его нега­тивные последствия для российского общества: инфляция, сепаратизм, падение авторитета власти и государства, по­пытки ограничения основных прав и свобод граждан. Проти­востояние законодательной и исполнительной власти усили­валось с каждым месяцем и закончилось кровавой развязкой в октябре 1993 г.

Октябрьские события 1993 г. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Его дальнейшему разрастанию способствовало много объектив­ных и субъективных факторов. Прежде всего, отсутствие у России реального опыта, устойчивых традиций демократии и парламентаризма.

Во-вторых, отсутствие полноценной правовой базы, оп­ределявшей предел компетенции законодательной и испол­нительной власти, механизм их взаимодействия.

Начиная с весны 1992 г. депутатский корпус был нацелен на постепенное ограничение власти и полномочий Президен- та, на радикальное изменение курса реформ. Для этого ис­пользовалась существующая устаревшая Конституция и «ма­шина» голосования, поскольку к этому времени оппозиция уже располагала устойчивым большинством на съезде и в Верховном Совете Российской Федерации.

Проведение реформ в России оказалось под угрозой. Что­бы обеспечить продолжение курса на радикальные экономи­ческие преобразования, Б. Ельцин предпринял решительный шаг: указом № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в России» объявил о роспуске съез­да и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. ре­ферендума по новой Конституции и выборов в двухпалатное Федеральное собрание (Государственную думу и Совет Фе­дераций). К этому же сроку предполагалось завершить рабо­ту по подготовке новой Конституции.

Указ Президента формально противоречил ряду статей действующей Конституции. Срочно собравшийся в этот же день Конституционный суд во главе с его Председателем В.Д. Зорькиным посчитал это достаточным основанием для им­пичмента Президента.

Президентская сторона рассчитывала, что при проведе­нии избирательной кампании в стране лидеры оппозиции не смогут остаться в стороне и тем самым тяжелейший полити­ческий кризис разрешится демократическим путем. Однако оппозиция отвергла этот вариант развития событий и пере­шла к решительной атаке на Президента. В ночь на 23 сен­тября 1993 г. чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором даже не было кворума, принял постановление, объя­вившее действия Б.Н. Ельцина «государственным переворо­том». Съезд отстранил от должности Президента Ельцина и избрал А.В. Руцкого исполняющим обязанности Президента.

Получив полномочия, А. Руцкой быстро создает для ох­раны «Белого дома» вооруженные формирования, сюда же свозятся оружие и боеприпасы. Чтобы избежать возможных беспорядков, правительство установило оцепление вокруг «Белого дома» из нарядов милиции и ОМОНа и потребовало сдачу имеющегося в «Белом доме» оружия. 1—2 октября еще существовала возможность мирного развития событий. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин высту­пил с предложением так называемого «нулевого варианта», сущность которого заключалась в отмене всех решений Пре­зидента и Верховного Совета после 21 сентября и назначе­нии одновременных перевыборов Президента и парламента. Однако оппозиция организовала 3 октября в центре Москвы на Смоленской площади массовые беспорядки. К 10 часам вечера вооруженные боевики, прибывшие в телецентр «Ос­танкино» по призыву Руцкого, предприняли попытку штурма здания телецентра.

Складывалась напряженная ситуация. Взяв на себя всю полноту ответственности, Б. Ельцин отдал приказ о вводе в Москву танковой дивизии и блокаде «Белого дома». В ре­зультате предпринятого штурма «Белого дома» с обеих сто­рон были жертвы, в том числе среди жителей города. Руко­водители парламента были арестованы.

События октября 1993 г. были неоднозначно восприняты различными слоями российского общества. Несомненно, что это — трагическая страница в российской истории. Вместе с тем очевидно, что «черный октябрь» окончательно разру­шил систему Советов и Советской власти. Всенародное го­лосование по доработанному проекту новой Конституции должно было дать ответ на вопрос, что же придет на смену власти Советов.

Выборы 12 декабря 1993 г. В соответствии с приня­тым решением Президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федераций н Государственную думу. Одно­временно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декаб­рьских выборов. Выборы в Государственную думу проводи­лись по смешанной мажоритарно-пропорциональной систе­ме: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного округа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.

Между политическими партиями и блоками разверну­лась настоящая предвыборная борьба за голоса избирате­лей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е. Гайдара «Выбор России», наиболее близкий к Пре­зиденту. Однако результаты выборов оказались иными. Из­биратели продемонстрировали свое разочарование ходом ра­дикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высо­кой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либе­рально-демократической партии во главе с В. Жириновским. Избиратели отдали ей более 25% голосов.

Всего на выборах 12 декабря в Государственную думу было избрано 444 депутата, в том числе 225 по общефеде­ральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам.

Одним из первых решений Государственной думы стало Постановление об амнистии лицам, находящимся под след­ствием или содержащимся под стражей в связи с событиями 19—21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г. и 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Решение Думы об амнистии было неоднозначно встрече­но в обществе, однако оно смогло снять остроту политиче­ских противоречий, царивших в обществе после событий 3— 4 октября 1993 г.

Другим важным шагом в стабилизации общественной жизни явилась поддержка большинством фракций Государ­ственной думы Договора об общественном согласии, провоз­глашавшего гражданский мир до проведения следующих вы­боров 1996 г.

За проект новой Российской Конституции проголосовала большая часть из числа пришедших на выборы россиян.



Новая Конституция России. Принятие новой Консти­туции РФ явилось важнейшим этапом демократического об­новления России. «Такой Конституции Россия еще не име­ла», — заявил президент Б. Ельцин перед референдумом в декабре 1993 г.

К моменту принятия новой Конституции в России еще не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. Не оформились новые социаль­ные группы и партии. В силу этих причин новая российская Конституция несла в себе черты переходного времени, опре­деленных компромиссов. Наиболее очевидный из них — за­метный дисбаланс силы между Президентом и парламентом. Согласно новому Основному Закону, Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. В качестве главы госу­дарства он определяет политику, назначает главу правитель­ства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный суд. Российский Президент получил также право распускать Ду­му и назначать новые выборы в случае троекратного откло­нения ею предложенной Президентом кандидатуры премьер-министра. В то же время заложенный в Конституции право­вой механизм системы взаимных сдержек и противовесов не позволяет сделать эту власть абсолютной, установить едино­личное правление.

Разграничение полномочий парламента и Президента ис­ключает возможность появления на этой почве конфликтов между двумя ветвями власти, имевших место в период поли­тического кризиса до принятия новой Конституции.

Наконец, вопрос о территориально-политической органи­зации общества и государства, разграничении предметов ве­дения между Федерацией и составляющими ее частями (субъектами; решается в новой Конституции на основе прин­ципа федерализма.

В целом новый Основной Закон представляет собой зна­чительный шаг вперед по сравнению с конституциями совет­ского времени. Государственный строй в Российской Феде­рации определен как конституционный, а не общественный. Новая Российская Конституция максимально деполитизирована, именно поэтому в ней не определяется общественный строй. В Конституции четко заявлено, что Российская Феде­рация — демократическое федеративное правовое государ­ство с республиканской формой правления. Носителем суве­ренитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Человек, его права и свободы являются, по Конституции, высшей ценностью. Признание человека (а не коллектива, класса, партии, как это было в старой Конституции) высшей ценностью, признание идеоло­гического и политического многообразия, многопартийно­сти, признание принципа разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную, признание частной собственности равноправной с государственной и частной собственности на землю — все это ставит новую Россий­скую Конституцию в один ряд с законодательствами право­вых государств цивилизованного мира.

Впервые в истории был принят документ, в котором уро­вень гарантируемых прав и свобод человека, механизм их защиты соответствует современным международным стан­дартам.



Среди новых прав человека — право частной собствен­ности, право граждан иметь в частной собственности землю. Провозглашены также избирательные и судебные права граждан.

Конституция подвела окончательную черту под совет­ским периодом отечественной истории. Однако реформиро­вание общества и государства далеко еще не завершено. России предстоит пройти немалый путь к открытому демок­ратическому обществу, к созданию условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Для группы япп-09 Материал по Отечественной истории
1557.03kb.
7 стр.
Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"
459.94kb.
1 стр.
Тема. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
52.07kb.
1 стр.
Словарь терминов по истории России. Здесь представлена вся терминология, которая понадобится при сдаче истории – вопросы по терминам есть в частях а и В. Материал большой
824.33kb.
6 стр.
Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве
164.84kb.
1 стр.
Новый альбом группы nakа выйдет в январе
20.16kb.
1 стр.
Сельское хозяйство Краснодарского края и Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны
723.33kb.
4 стр.
Программа по истории Украины Билеты по истории Украины
238.35kb.
1 стр.
Приглашаем ваших учеников в вузы Екатеринбурга
12.08kb.
1 стр.
«Недаром помнит вся Россия»
125.5kb.
1 стр.
Методическая разработка по теме «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953гг» предназначена для проведения урока по всемирной истории при изучении раздела
51.71kb.
1 стр.
Бородино битва гигантов. 1812-2012 памятники отечественной войны 1812 года
37.96kb.
1 стр.