Главная
страница 1
Денисенко Н.П.

д.э.н., профессор Киевского национального университета технологий и дизайна



Бреус С.В.

к.э.н., доцент Киевского национального университета технологий и дизайна



Breus_SV@ukr.net; S.Breus@i.ua

Вовчок С.В.

к.э.н., ст. преподаватель Киевского национального университета технологий и дизайна


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Одним из приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей Украины является налаживание взаимовыгодных экономических отношений с Российской Федерацией, которая в течение последних лет является одним из основных торговых партнеров Украины.

Доля России в общем объеме ВТО Украины в 2008 г. составляла 23,0 %, т.е. намного больше, чем доля других стратегических торговых партнеров: Германии – 5,9 %, Польши – 4,3 %, Турции – 4,3 % и Китая – 4,0 %1.

Отношения Украины и России являются традиционными и масштабными. Они обусловливаются действием объективных факторов, главными из которых являются2:

- высокая степень производственной интеграции, сложившаяся в течение многих десятилетий общая система отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства;

- активное сотрудничество украинских и российских предприятий военно-промышленных комплексов, сотрудничество в области авиапромышленности, судостроения, автомобилестроения, аэрокосмической отрасли и т.д.;

- высокая зависимость от поставки топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). За счет российских энергоносителей покрывается 100 % потребности Украины в ядерном топливе, около 75 % – в сырой нефти и почти 50 % – в природном газе. Собственная добыча покрывает 10-12 % потребности в нефти и 20-25 % – в природном газе.

Смежниками российских оборонных предприятий с украинской стороны являются более 100 предприятий-монополистов, одним из которых (по ракетно-космической промышленности Украины) является НПО "Южное" (г. Днепропетровск) - главный разработчик и изготовитель ракетных комплексов, ракетоносителей и орбитальных космических станций для проведения научных исследований земной поверхности и космического пространства.

Украинская авиапромышленность получает из России около 70 % готовых изделий и 95 % материалов и полуфабрикатов; в кооперации участвуют около 100 российских предприятий. В области судостроения 75 судопромышленных предприятий России получают по кооперационным поставкам с предприятий Украины свыше 1,5 тыс. комплектующих судостроительных изделий.

Следует отметить, что структура украинского экспорта в Россию является более прогрессивной с точки зрения технологической структуры, чем другие в другие страны мира. Треть экспорта товаров составляет продукция машиностроения (рис. 1), доля которой выросла с 1,1 % 2005 в г. до 39,5 % в 2008 г. В целом украинский экспорт продукции машиностроения вырос за 2005-2008 гг. в 75,5 раза с 81,2 млн. долл. до 6129,7 млн. долл. Этому способствовали высокие темпы экономического роста России, в частности - оживление работы российских машиностроительных предприятий, которые стали восстанавливать кооперационные связи с украинскими партнерами

Однако в товарной структуре украинского экспорта в Россию сохраняется слишком высокая доля продукции низших степеней обработки (минерально-сырьевой, химической и металлургической, удельный вес которой составляет около половины общего объема экспорта в Россию. Это позволяет предположить, что потенциал торговли Украины и России используется неэффективно.

Дальнейшее развитие экспортно-импортных операций Украины с Россией, особенно торговли высокотехнологической продукцией украинских машиностроительных предприятий, должно стать важным элементом структурной перестройки и технической модернизации экономики Украины и содействовать улучшению экономических отношений двух стран.

Перспективным, сулящим выгоду обеим странам может стать научно-техническое сотрудничество Украины и России.

В настоящее время существует правовая база научно-технического сотрудничества между обеими странами, которая включает десятки межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений, в том числе межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 27.08.1996 года.

На третьем заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской межгосударственной комиссии в 2008 г. определены приоритетные направления стратегического сотрудничества, в том числе сотрудничество в области атомной энергетики, авиастроения, космической деятельности, нанотехнологий. За истекшее время задачи сотрудничества в рамках отдельных направлений корректировались в связи с изменением политических и экономических условий1.

Украина может обеспечить России дополнительные конкурентные преимущества на мировом космическом рынке благодаря разработкам в области космической баллистики, космических технологий, материаловедения и сварки, производства малых спутников и ракетоносителей.

Свидетельством признания достижений Украины в космической сфере можно считать подписание 31.03. 2008 г. в г. Киеве в рамках официального визита в Украину Президента США Джорджа Буша Рамочного Соглашения между Правительством Украины и Правительством США о сотрудничестве в исследовании и использования космического пространства в мирных целях, что даст возможность качественно реализовать совместные мероприятия и инициативы, представляющие взаимный интерес для научно-технической и промышленно-инвестиционной деятельности двух стран.

Весомым партнерам Украины в космической сфере является и КНР. В июне 2006 г. в Китае во время Пятого совместного заседания украинско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в космической сфере был подписан новый План украинско-китайского сотрудничества на 2006-2010 гг., предусматривающий реализацию проектов по совместному созданию ракетно-космической техники и научных программ, в частности, создания группы по мониторингу землетрясений и изучению "космической погоды" и др.

Перспективным является сотрудничество Украины с Бразилией по созданию совместного украинско-бразильского стартового комплекса ракеты-носителя "Циклон-4" на космическом центре Алкантара.

Знаковым для осуществления евроинтеграционных устремлений Украины стало подписание в декабре 2005 г. Соглашения о сотрудничестве по развитию гражданской глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) между Европейским Союзом и его странами-членами и Украиной, Рамочного Соглашения между правительством Украины с ЕКА и Соглашения между НКАУ и Национальным центром космических исследований Франции о сотрудничестве в сфере использования космического пространства в мирных целях.

Положительным фактором для развития украинского научно-технического потенциала в космической сфере является также оживление сотрудничества с Египтом, Корей, Индией, Турцией и другими странами.

Перспективным является сотрудничество в космической сфере также для Украины и России. В рамках аэрокосмического сотрудничества Украины и России реализуются два крупных проекта – "Sea Lauch" и система спутниковой связи "Global Star". Совместное производство ракеты-носителя "Зенит" (60 % ее стоимости составляют российские комплектующие) осуществляется в рамках проекта, касающегося коммерческих запусков космических аппаратов с космодрома "Байконур". Важным приоритетом двустороннего сотрудничества в изучении космического пространства является реализация "Долгосрочной программы российско-украинских исследований и экспериментов на российском сегменте международной космической станции (МКС)", работа над проектом космического 10-метрового радиотелескопа "Радиоастрон" и другие1.

Украина обладает уникальными технологиями в области авиастроения. Так, например, самолет АН-148, не имеет аналогов в мире. Более того, по оценкам экспертов, самолет с подобными характеристиками в мире не будет создан, по крайней мере, в течение ближайших 10 лет.

После трехлетнего перерыва возобновилась работа по созданию самолета Ан-70. На московском авиакосмическом салоне "МАКС-2009" 18 августа 2009 г. министры обороны двух стран подписали протокол о внесении изменений в действующее межправительственное соглашение о дальнейшем сотрудничестве по созданию серийному производству и эксплуатации оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27. Сроки завершения государственных испытаний и начала серийного производства самолета намечены на 2011 год1.

Украина занимает также ведущие среди европейских стран позиции в области авиационного двигателестроения – для самолетов и вертолетов. В Украине создана объединенная самолетостроительная корпорация полного цикла. Продукция этой корпорации будет отвечать стандартам ISO 900 и иметь право выхода на международные рынки.

Украина и Россия могут совместными усилиями участвовать в европейских высокотехнологических проектах и программах, на основе которых страны ЕС будут в посткризисный период разворачивать новые производства. Обе страны совместно могли бы принять участие в проекте ITEP стоимостью 10 млрд. евро по созданию термоядерного источника недорогой и экологически чистой электроэнергии2.

В рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина в 2007-2008 годы заняла лишь 73-е место вместо 69-го в том же рейтинге в 2006-2007 годы. Среди стран СНГ самое высокое место заняла Россия – 58, далее следуют: Казахстан - 61, Узбекистан – 62 и Азербайджан – 66. Анализ экономического развития стран-лидеров показывает, что возможность их вхождения в первую десятку обеспечило им своевременное привлечение в экономику именно инновационного фактора3.

В течение 2005-2008 гг. состоялся настоящий прорыв в гуманитарной сфере отношений между Украиной и странами дальнего зарубежья. Десятки ВУЗов, бизнес-школ, колледжей, и т.д. установили контакты и наладили плодотворное сотрудничество в учебной, организационно-методической, научной, финансовой сферах с университетами и колледжами США, Канады, Германии, Франции, Китая и др. стран.

Подтверждением этого является повышение в течение 2005-2008 гг. заинтересованности иностранных научных структур к разработкам ведущих украинских научных учреждений и ВУЗов, которые имеют многоотраслевой профиль в приоритетных для стран Западной Европы направлениях венчурного финансирования.

В течение 2005-2008 гг. достаточно эффективно осуществлялось научно-техническое сотрудничество Украины и КНР, примером которого являются три украинско-китайские технопарка, основной целью деятельности которых является формирование эффективного механизма для совместной разработки и внедрения в производство научно-технических проектов, освоения и передачи высоких технологий и тому подобное.

Например, в 2007 г. осуществлялось сотрудничество Тернопольского технического университета, Одесского государственного университета, Института химии поверхности НАНУ, Института биохимии, им. А.В. Палладина НАНУ, ДП "Завод им. Малышева", Днепропетровской фирмы "Агропромтех" и предприятия "Альфа-строй" в сфере информационно-компьютерных технологий, экологии, электро- и ветроэнергетики, образования, стоматологии и т.п. с Китаем в рамках деятельности украинско-китайского технопарка.

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что Украина имеет весомый научно-технический потенциал, который способствовал бы развитию выгодных экономических отношений не только между Украиной и странами дальнего зарубежья, но и между Украиной и ее основным торговым партнером – Россией.

Однако, произошедший глобальный экономический кризис в конце 2008 г. стал катализатором обострения старых проблем экономического сотрудничества Украины и России. Под угрозой оказались и перспективы развития научно-технического сотрудничества, что может нанести непоправимый экономический урон обеим странам.



Особенности современного глобального и национального экономического развития, особенно на фоне мирового финансового экономического кризиса требуют от Украины и России новых подходов к формированию экономических отношений в стратегической перспективе. Они должны базироваться на использовании инновационных механизмов преодоления как экономических, так и социальных последствий глобального экономического кризиса, одним из инструментов которых должно стать повышение уровня научно-технического сотрудничества.

В условиях глобального экономического кризиса для уменьшения социально-экономических его последствий нашим странам необходимо всемерно укреплять научно-техническое сотрудничество, способствующее получению предприятиями-производителями конкурентных преимуществ на мировых рынках научно-технической продукции и повышению конкурентоспособности наших стран.

Для этого необходимо осуществить разработку и реализацию комплекса мероприятий, основными из которых можно считать следующие1:

1. Поддержка создания транснациональных финансово-промышленных групп (ТФПГ) на основе межправительственных соглашений, в частности, в следующих направлениях: производстве судов, космической и авиационной техники, оружия, оборудования для атомной энергетики и т.п.

Учитывая, что именно в машиностроении сконцентрированы финансовые, материально-технические и интеллектуальные ресурсы, создание ТФПГ будет способствовать ускорению инновационного развития обеих стран благодаря использованию импорта высокотехнологического оборудования или закупки лицензий и ноу-хау. Также создание ТФПГ в названных направлениях позволит повысить эффективность процесса защиты, развития и интернационализации производства предприятий обеих стран, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности украинской и российской продукции не только на внутренних рынках СНГ, но и на мировых рынках высокотехнологической продукции.

2. Создание сети общих институтов: совместных торговых палат, совместных комитетов и ассоциаций делового сотрудничества Украины и России, торговых домов, которые бы занимались продвижением на соответствующие рынки украинских и российских товаров и услуг и т.п.

3. Разработка Кабинетом Министров Украины совместно с Министерством экономики Украины, Министерством промышленной политики Украины, Министерством транспорта Украины и соответствующими министерствами и ведомствами России системы критериев (по объему производства и реализации продукции на внешних рынках; введению программ энергосбережения, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.), по которым необходимо осуществлять финансовую государственную поддержку программ развития инфраструктуры и реализации масштабных инфраструктурных проектов, в частности: строительство автомагистралей, мостов, аэропортов, ремонт транспортной сферы, сетей в жилищно-комунальном хозяйстве; модернизация базовых отраслей промышленности Украины и России; развитие аграрной инфраструктуры (строительство элеваторов, перевалочных пунктов, объектов социальной инфраструктуры в селах и т.д.).

Реализация комплекса этих мероприятий, обеспечивающих позиционирование страны на высоком уровне инновационного развития, возможна лишь в результате широкого использования механизмов международного сотрудничества. Среди них чрезвычайно важным является привлечение зарубежных инвесторов к развитию отечественной инновационной сферы. Решение этой проблемы может осуществляться за счет:



  • улучшения общих условий для инвестиций в экономику Украины;

  • создания законодательных норм, идентичных для отечественных и зарубежных инвесторов;

  • разработки единых критериев оценки инвестиционной привлекательности инновационных программ и проектов.

Привлечение инвестиций из разных стран имеет свою специфику. Что касается инвестиций из стран СНГ, прежде всего из России, то необходимо стимулировать соответствующее взаимодействие в рамках уже существующих многочисленных соглашений и межгосударственных договоренностей. Целесообразной является государственная поддержка приоритетных проектов за счет привлечения как государственных, так и частных инвестиций в авиационную, космическую, легкую промышленность и некоторые другие отрасли.

Позитивное влияние на привлечение инвестиций из стран СНГ может иметь пересмотр национального законодательства, относящегося к созданию свободных экономических зон, промышленно-финансовых групп и внесения изменений в практику приватизации предприятий в высокотехнологичном секторе экономики. Это важно потому, что инвестиции из стран СНГ могут прийти в первую очередь на уже существующие предприятия, в работе которых заинтересованы технологически связанные с ними предприятия России и других стран СНГ1.

Модернизация экономической системы Украины на инновационной основе|, выработка сценариев устойчивого развития экономики и промышленности на основе широкого использования инвестиций и инноваций должны происходить с использованием лучшего зарубежного опыта, адекватного современным вызовам и проблемам социально-экономического и политического развития.

На основе анализа абсолютных показателей и динамики расходов на поддержку экспорта в зарубежных странах важно довести ежегодные бюджетные ассигнования на финансовую поддержку украинского экспорта до 0,3% от объема ВВП, рассчитанного по итогам года, который предшествует принятию госбюджета. Рекомендуемый показатель вычисляется как средний для 22-х стран удельный вес (часть) чистых государственных расходов на содействие экспорту в добавленной стоимости промышленности.

Практически все страны, которые провозгласили осуществление высокотехнологичного прорыва и форсирование инновационной экономики, отмечают необходимость следующих мер1:


  • активная и всесторонняя поддержка государством, специальными и региональными органами власти вновь созданных инновационно ориентированных структур и тех, кто потенциально способен к созданию таких структур;

  • разработка механизмов, препятствующих утечке высококвалифицированных специалистов, поскольку высокий уровень «утечки мозгов» делает невозможным построение высокотехнологичной экономики;

  • создание рыночных механизмов, которые делают развитие науки и внедрение ее достижений экономически выгодными, поскольку инновационные тенденции не могут быть сформированы лишь на основе решений, принимаемых в центре;

  • поощрение прямого сотрудничества с заграничными научно-исследовательскими учреждениями;

  • привлечение иностранных инвестиций для стимулирования развития сферы венчурного финансирования инноваций. Формула «высокий риск – высокие технологии – высокий уровень жизни» стала лозунгом для всех стран с развитой экономикой. Бурный рост новых направлений производства, таких как производство персональных компьютеров, оказался возможным преимущественно при участии венчурных инвестиций;

  • содействие активному развитию и функционированию малых инновационных предприятий, которые являются более мобильными, в большей степени способными к оперативной разработке и осуществлению нововведений в производство;

  • создание условий для интеграции элементов инновационной инфраструктуры и больших научных и просветительских центров;

  • содействие привлечению внутренних и иностранных инвестиций к научно-технической сфере путем создания благоприятного налогового климата.

На Украине, которая имеет высокие показатели в развитии сфер, которые являются первичными источниками инноваций, инновационный потенциал используется, в сравнении с зарубежными странами, менее эффективно. Это создает угрозу превращения Украины в сырьевой придаток, а также существенные угрозы для промышленного и интеллектуального производства.

Интеллектуальный потенциал Украины и до сих остается достаточно мощным (по данным ЮНЕСКО, по интеллектуальному потенциалу Украина занимает 23-ое место, в то время как Финляндия – 1-ое, США – 13-ое, Россия – 27-ое), и это несмотря на то, что за последние годы ее научно-технический потенциал сократился в 2,5-3 раза1.

В рейтинге Всемирного экономического форума в 2008-2009 годах Украина среди 134 стран заняла в сфере развития высшего образования – 45 место, в сфере формирования факторов инновационного развития 52 место, по оснащенности современными технологиями – 65 место, в сфере защиты прав интеллектуальной собственности – 114 место.

Для реализации инновационной модели структурной перестройки экономики необходимо, прежде всего, переориентировать государственную политику с финансовой поддержки отдельных предприятий и отраслей производства на создание привлекательных |условий и среды для инвестирования в инновации и распространения инноваций во всех секторах отечественной экономики.



Стратегия инновационного развития Украины должна стать той основой, которая даст возможность обеспечить совершенствование системы генерации знаний, формирование целостной инновационной инфраструктуры и системы трансфера технологий, повышения эффективности управления интеллектуальной собственностью, стимулирования спроса на инновации2.

1 Географічна структура зовнішньої торгівлі товарами за 2008 рік // http://www.ukrstat.gov.ua.

2 Цветков В.А. Россия и Украина: перспективы сотрудничества // www.cemi.rssi.ru/mei/articles/zvet09-03.pdf.

1 Пересичный Т. Потенциал научно-технического сотрудничества Украины и России // http://odnarodyna.ru/articles/5/870.html.

1Там же.

1 Там же.

2 Там же.

3 Проект розпорядження Кабінету Міністрів України «Про схвалення Концепції розвитку національної інноваційної системи», який було направлено на розгляд Кабінету Міністрів України листом Держінвестицій від 15.10.2008 року № 2691/01-06-1-3-03 // www.in.gov.ua/index.php?get=226&id=1533.

1 Бреус С. Актуальні проблеми економічних відносин між Україною і країнами СНД (зовнішньоторговельний аспект) // http://www.niss.gov.ua/Monitor/Juli2009/12.htm.

1 Стратегія інноваційного розвитку України на 2010-2020 роки в умовах глобалізаційних викликів / Авт.-упоряд.: Г. О. Андрощук, І. Б. Жиляєв, Б. Г. Чижевський, М. М. Шевченко. - К.: Парламентське видавництво, 2009. – C. 199.

1 Там же, с. 277-279 .

1 Там же, с. 310.

2 Там же, с. 276.





Смотрите также:
Денисенко Н. П. д э. н., профессор Киевского национального университета технологий и дизайна
147.42kb.
1 стр.
Отчет о международном сотрудничестве фмо вгу 2011- 2012
224.86kb.
1 стр.
А. А. Мазараки >06. 09. 2011 г. Положение
491.48kb.
3 стр.
Учебные музеи киевского национального университета имени тараса шевченко
307.86kb.
1 стр.
Положение о премиях университета в области дизайна, присуждаемых в рамках проведения международной биеннале дизайна
37.39kb.
1 стр.
Программа школы предусматривает проведение лекций, круглых столов, тематических брейн-рингов, экскурсий и встреч с представителями веры бахаи, а также презентацию участниками своих конкурсных работ
66.45kb.
1 стр.
Сборника научных трудов «Финансы, учет и аудит»
66.46kb.
1 стр.
Победителем третьей международной студенческой Олимпиады Cisco по сетевым технологиям
42.55kb.
1 стр.
Что такое экспертные услуги? (Препринт июль 2012 г.)
251.96kb.
1 стр.
Frank Van der Hoeven. Доцент кафедры городского дизайна Университета Делфт, Нидерланды Mehron Kirk
19.22kb.
1 стр.
Воркшоп «современные модели взаимодействия скульптуры и городской среды»
37.36kb.
1 стр.
Участники бизнес-саммита 20-21 июня 2013 года Зал заседаний Национального музея
73.14kb.
1 стр.