Главная
страница 1

МОУ СОШ №7 городского округа город Мантурово Костромской области Неганова Г.Н.

Конспект урока №27 по курсу «Основы православной культуры»

Тема урока: Христианская семья


Цель: Формирование представлений учащихся о ценностях и идеалах христианской семьи посредством ознакомления с историей Петра и Февронии, положенной в основу государственного праздника РФ («День семьи, любви и верности») и моделирования идеальных семейных отношений в процессе групповой работы учащихся на уроке.


  1. В начале урока учитель говорит о том, что важные события и явления в жизни народа принято отмечать праздничными датами в календаре. Праздники бывают религиозные и государственные. Некоторые из них совпадают. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Какие праздники государственные и православные мы отмечаем 7 января, 4 ноября, и 8 июля? С какими событиями связано появление этих праздников?»
    (слайд №1)

дата

Православные праздники

Государственные праздники

7 января

Рождество Христово

8 июля

День Петра и Февронии

?

4 ноября

День Казанской иконы
Божией Матери


День народного единства

Затруднения у учеников вызывает вопрос о государственном празднике 8 июля. Подсказка на слайде №2 (эмблема праздника – ромашка).
Ученики делают запись в рабочей тетради: Всероссийский День семьи, любви и верности. Почему семье посвящён государственный праздник?


  1. Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами. Учитель предлагает детям пробежать глазами текст на стр. 86 и ответить на вопрос. Какие символы христианского брака имеют следующее значение: знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи и знак вечности и неразрывности брачного союза.
    Дети отвечают, делают запись в рабочей тетради. Вопросы:

  • На что похожи венцы для венчания (на корону). Почему они символизирую не богатство и власть, а терпение? (выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа)

  • Почему кольцо является символом вечности? (нет начала и конца)

  1. Учитель рассказывает детям историю Петра и Февронии, используя для наглядности слайды презентации №4-16 .Иллюстрации и текст к презентации взяты на сайте http://www.smolenskaya-fili.ru/articles/edificatory-articles/69-petrfevroniya.html После рассказа, учитель предлагает поработать с тетрадью, вставить пропущенные слова в текст «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». (слайд №17)




  1. Работа в группах. Принцип формирования групп может быть любой, но по возможности рекомендуется использовать гендерный подход. Это позволит увидеть, насколько совпадают представления мальчиков и девочек о семейных ценностях, правах и обязанностях членов семьи.
    Задание №1 Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья, объясните свой выбор: достаток, Евангелие, дети, терпение, удовольствия, карьера. Учителю следует прокомментировать значение слов достаток и Евангелие (христианская семья, в основе венчание, обещание любви и верности супругов, благословение на брак со стороны церкви – противопоставление так называемому гражданском браку). Группы советуются. Выбирают по 3 ценности, затем ранжируют их по степени значимости и прикрепляют таблички с выбранными ценностями на доску. При этом каждая группа должна объяснить свой выбор. После того, как все группы выполнили задание, учитель предлагает поразмышлять о том. Какие ценности лежат в основе христианской семьи, почему именно эти ценности (работа со слайдом №18). Затем можно предложить учащимся дописать ещё одно слово на своё усмотрение и объяснить его.




  1. Работа в группах. У каждого члена семьи есть права и обязанности. В модели идеальной семьи мы отметим главное. У каждого должно быть или одно право, или одна обязанность, как вы считаете нужным. Напишите, что это за право или обязанность и объясните. Почему вы так решили. Группа выполняет работу на специальном листочке. Затем ученики озвучивают и комментируют своё решение. Учитель предлагает им обсудить свою версию. Выявить в чём мнения детей и учителя совпали, в чём расхождение? Кто оказался ближе к идеалу?




  1. Учитель предлагает детям дома вместе с родителями сделать эту работу в тетради и сравнить их мнение с тем, которое было озвучено на уроке.




  1. Рефлексия. Что понравилось и что не понравилось на уроке? Почему? Оставшееся время можно посмотреть фрагмент фильма «Таинство брака» из серии «Вера святых» часть 3.

Приложение 1

Основы православной культуры Урок №27

Христианская семья

Праздник 8 июля ______________________________ _____________________________________________



Символы брака

Что означают? (стр.86)




знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи




знак вечности и неразрывности
брачного союза


«Они жили долго и счастливо и умерли в один день»

В ___ веке жил в ____________ князь по имени ________ и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле ____________ живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану _____________, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал ___________ ______ после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от _________________ или от _______________. Тогда князь и ______________ покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь ______________ и княгиня ______________ возвратились, и в любви и согласии дожили до __________________________.


«Все счастливые семьи похожи друг на друга…»

Л.Н.Толстой
Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья,
объясните свой выбор:

достаток, Евангелие, дети,
терпение, удовольствия, карьера.



Члены семьи

обязанность

право

муж (отец)







жена (мать)







дети







бабушка и дедушка







Домашнее задание: обсудите с родителями рецепт семейного счастья.

Приложение 2

Основы православной культуры Урок №27

Христианская семья

Праздник 8 июля
Всероссийский День семьи, любви и верности

Символы брака

Что означают? (стр.86)

венцы
для венчания


знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи

кольца

знак вечности и неразрывности
брачного союза


«Они жили долго и счастливо и умерли в один день»

В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.


«Все счастливые семьи похожи друг на друга…»

Л.Н.Толстой
Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья,
объясните свой выбор:

достаток, Евангелие, дети,
терпение, удовольствия, карьера.



Члены семьи

обязанность

право

муж (отец)

забота и ответственность
за всю семью





жена (мать)

воспитание детей




дети

послушание




бабушка и дедушка




быть рядом с детьми

Домашнее задание: обсудите с родителями рецепт семейного счастья.
Приложение 3

Группа _______________________________________________


«Все счастливые семьи похожи друг на друга…» Л.Н.Толстой
Выберите из предложенных ценностей 3 наиболее важные для семейного счастья, объясните свой выбор:
достаток, Евангелие, дети, терпение, удовольствия, карьера.


ИЛИ





Члены семьи

обязанность

право

муж (отец)







жена (мать)







дети







бабушка
и дедушка









Смотрите также:
Конспект урока №27 по курсу «Основы православной культуры» Тема урока: Христианская семья
73.62kb.
1 стр.
Урока по модулю «Основы православной культуры» Тема урока: Храм. Тип урока: Урок открытия новых знаний
41.48kb.
1 стр.
Урок Православной культуры в 9 классе. Учитель Давыдова Т. И. Чернянка 2006г. Давыдова Татьяна Ивановна Тема урока: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная
50.78kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Конспект урока по музыке для 4 класса с использованием икт, технологий творчества и развивающего обучения Тема урока : «Музыкальное путешествие по Италии» Тип урока : урок ознакомления с новым материалом
58.92kb.
1 стр.
Конспект урока тема урока: Координатная плоскость Класс: 6 Цели урока: Цели урока. Образовательные
102.99kb.
1 стр.
Конспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
53.45kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Конспект урока Тема урока: Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
33.35kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
План-конспект урока тема урока Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя
109.24kb.
1 стр.