Главная
страница 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».


Цель курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»: — на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащих­ся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса 19-20вв.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах разви­тия русской художественной культуры, выявить закономерно­сти ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект. Преподавание предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе осуществляется на основе УМК Учебник для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 11 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 11 классе за год должно быть проведено 34 часа, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе). Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЮЩИХСЯ 11КЛАССА

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре 19 начала 20 века -12часов.

Раздел 2. Художественная культура России 19-20 века - 10 часов.

Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века - 6 часов.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам - 6 часов.

календарно-тематическое планирование В 11 КЛАССЕ

«Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»

п./п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 12часов.



Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века;

1









Тема 1. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.

1









Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

1









Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

1









Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

1









Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1









Тема3. Импрессионизм в музыкальном искусстве.

1









Тема 4. Экспрессионизм

1









Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.

1









Эстетика символизма.

1









Эстетика постимпрессионизма.

1









Новые направления в живописи и скульптуре.

1







Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 10 часов.



Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.

1









Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.

1









Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

1









Развитие отечественной живописи в пореформенный период.

1









Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.

1









Символизм в русской живописи.

1









Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард.

1









«Русский футуризм»

1









Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

1









Художественное обьедмнение «Мир искусств»

1







Раздел 3 Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.



Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.

1









Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот.

1









«Музыкальный авангард»20 века.

1









Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

1









Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1









Искусство Латинской Америки.

1







Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.



Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.

1









Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.

1









Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».

1









Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

1









Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.

1









Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячилетия.

1








содержание программы учебного предмета

«мировая художественная культура» В 11 КЛАССЕ


Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 12часов.

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3). Д.Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яр­кого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизнен­ных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музы­кального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.

Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(1) Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. (4) Постимпрессионистические искания французских худож­ников. Группа фовистов. Кубизм П.Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Кор­бюзье. Сюрреализм.

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Хдожественная картина мира в искусст­ве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литерату­ре, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической му­зыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектур­ные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в про­екте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.

Раздел 2. Художественная культура России19-20 века. 10 часов.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». ТворчествоП. Чайковского.

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.(2) Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вяч.И. Ива­нова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Бори­сова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.

Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» (2). Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лен­тулова. Абстракт­ноя живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Ма­левича. Футуризм в поэзии. Творче­ство Б. Л. Пастернака. Поэзия В.Хлебникова.

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. (2) Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.

Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.(1) Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Творчество А.Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д.Джойс. Жанр «иптеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э.Ремарка, Р.Рильке, Г.Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.

Тема12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века. (2) Творчество Г.Малера. Неоклассицизм в музыке П.Хиндемита, К.Орфа, М.Фалья. Творчество Б.Бартока, Б.Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость (1).Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. (2) Сплетение традиций европейского, мексиканского, африкан­ского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р.Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эсте­тика импровизации.. Искусство Латинской Америки.

Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.(1) Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рож­дение советского искусства и доктрины социалистического реа­лизма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, СВ. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века(1). Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Алек­сандров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Пес­ни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. ТворчествоА.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова. Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(1) Храм Христа Спасителя в Москве. Противо­речивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячилетия. Молодежная субкультура.

формы и средства контроля:
Формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнение художественно-практических заданий и написание сочинений (эссе). Тексты из пособия для учителя «Изобразительное искусство» 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты/авт.О.В.Свиридова: Учитель, 2008., стр36; стр46. Учащиеся в качестве итоговой формы могут избрать экзамен или реферат.

Будут учитываться и достижения учащихся в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах и фестивалях.




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Основная литература.
Русская художественная культура. 11класс. : (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Дополнительная литература.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.
Оборудование и приборы.
Печатные пособия: Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы «Импрессионизм», «Художественная культура России19-20 века»
Слайды: Романтизм. Реализм XIX в. Искусство второй половины XIX в. Искусство модерна. Культура XX века. Импрессионизм. Экспрессионизм. Эстетика символизма.Постимпрессионизм.Новые направления в живописи и скульптуре.Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.Символизм в русской живописи. «Русский футуризм». Художественное обьединение «Мир искусств». «Музыкальный авангард»20 века. Художественная культура Америки. Искусство Латинской Америки. Социалистический реализм. Искусство военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Живопись и музыка в 60-е годы.Живопись и архитектура на пороге нового тысячилетия.
Аудиозаписи и фонохрестоматии:

Фрагменты музыкальных произведений; CD-диски, отражающие творчество великих художников в соответствии с содержанием обучения: 1.Шедевры русской живописи. 2. Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы». 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.


Смотрите также:
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
164.65kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура"
206.05kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
269.87kb.
1 стр.
Мировая художественная культура. Древность, Средние века, Новое время. 10 класс (35 ч)
353.12kb.
1 стр.
Рапацкой Л. А программа курса: 5-9 кл., 10-11 кл. / Мировая художественная культура: Л. А. Рапацкая
288.35kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
4 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная культура»
1176.04kb.
5 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования
954.1kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины «История искусств», «История изобразительного искусства Блок дисциплин (ПД) Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
378.39kb.
2 стр.
Программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство»
89.61kb.
1 стр.