Главная
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
АРСЛАНОВ Р.А., МОСЕЙКИНА М.Н.


ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН
ДО НАШИХ ДНЕЙ.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Москва

2012


Содержание

Часть I. Древняя Русь.

Тема 1. Древнейшие народы и государства на территории современной России.


Тема 2. Восточные славяне и образование Древнерусского государства

Тема 3. Древняя Русь конца X – начала XII в.

Тема 4. Крещение Руси и роль христианства.

Тема 5. Русская культура X - начала XIII вв.

Тема 6. Политическая раздробленность Руси.

Тема 7. Борьба народов Руси против иностранной агрессии в XIII в.



Часть II. Эпоха Средневековой России

Тема 8-9. Создание российского единого государства в XIV – начале XVI в.

Тема 10. Правление Ивана Грозного.

Тема 11. Внешняя политика российского государства в конце XV — XVI вв.

Тема 12. Культура России XIV–XVI вв.

Тема 13. Смутное время.

Тема 14. Россия в XVII в.: социально-экономическое и политическое развитие

Тема 15. Россия в XVII в. Народные движения.

Тема 16. Церковный раскол. Культура

Часть III. Россия в ХVIII в.

Тема 17. Эпоха реформ Петра I

Тема 18. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 19. Эпоха дворцовых переворотов в России

Тема 20. Россия в эпоху Екатерины II. Правление Павла I

Тема 21. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773–1775)

Тема 22. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Тема 23. Культура России XVIII в.



Часть IV. Россия в первой половине ХIХ в.

Тема 24. Внутренняя политика России эпохи Александра I

Тема 25. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 26. Движение декабристов

Тема 27. Социально-экономическое развитие и внутренняя политика России второй четверти XIX в.

Тема 28. Общественное движение в России второй четверти XIX в.

Тема 29. Внешняя политика России в 1825–1856 гг.

Тема 30. Культура России первой половины XIX в.



Часть V. Россия во второй половине ХIХ в.

Тема 31. Освобождение крестьян в России

Тема 32. Либеральные реформы и внутренняя политика Александра II.

Тема 33. Социально-экономическое развитие России в 1860–1890-х гг.

Тема 34. Общественное движение в России второй половины XIX в.

Тема 35. Внешняя политика России пореформенной эпохи

Тема 36. Внутренняя политика Александра III

Тема 37. Культура России второй половины XIX в.



Часть VI. Россия в начале ХХ в.

Тема. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX — нач. XX

Тема. Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале XX в. Промышленность и финансы

Тема . Социально-политический кризис начала 1900-х гг.

Тема . Первая российская революция 1905–1907 гг.

Тема . «Третьеиюньская» монархия в 1907–1914 гг. Классы и партии в 1907–1914 гг.

Тема 38. Внешняя политика России (конец XIX в. — 1914 г.)

Тема 39. Россия в Первой мировой войне (1914–1916)

Тема 40. Российская культура в начале XX в.

Часть VII. Отечественная история 1917 – 1920-х гг.

Тема 41. 1917 г.: падение самодержавия, кризисы власти

Тема 42. Октябрьская революция 1917 г. в России

Тема 43. Гражданская война и иностранная интервенция

Тема 44. Советская война в годы нэпа. Образование СССР

Тема 45. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

Тема 46. Культура СССР в 1920–1930-е гг.

Часть VIII. Отечественная история 1930-х – 1945 г.

Тема 47. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.

Тема 48. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 49. Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Тема 50. Великая Отечественная война (1941–1945)

Часть IХ. СССР в 1945 – начале 1980-х гг.

Тема 51. СССР в первое послевоенное десятилетие

Тема 52. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.

Тема 53. Социально-экономическое развитие СССР в середине 1950-х — начале 1960-х гг.

Тема 54. Внешняя политика СССР в сер. 1950-х — нач.1960-х гг.

Тема 55. СССР в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Тема 56. Наука и культура в середине 1950-х — начале 1980-х гг.

Часть Х Отечественная история 1985 – начала 2000-х гг.

Тема 57. Перестройка в СССР

Тема 58. Внешняя политика СССР в годы перестройки

Тема 59. Социально-экономическое развитие современной России

Тема 60. Общественно-политическое развитие современной России

Тема 61. Внешняя политика Российской Федерации



ЧАСТЬ 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.

Тема 1. Древнейшие народы и государства на территории современной России.



1. Народы России.

На территории современной России проживает более 100 народов. Самая многочисленная (ок. 85% населения) – индоевропейская языковая семья, представленная различными группами. Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) составляют 81,7% из 144, 2 млн. чел. (перепись 2002 г.). Кроме того, в России живут западные (поляки, чехи) и южные (болгары, сербы) славяне. К индоевропейцам относятся также представители иранской (осетины, таты, таджики и др.), германской (немцы), романской (молдаване, румыны) греческой (греки), армянской (армяне), балтийской (литовцы, латыши), индийской (цыгане) групп, проживающих в стране.

Алтайская языковая семья представлена несколькими группами, крупнейшая из которых (свыше 8%) – тюркская (татары, башкиры, чуваши, кумыки, азербайджанцы и др.). Монгольская группа представлена бурятами и калмыками.

Среди народов, говорящих на уральских языках, наиболее многочисленны (ок. 2%) народы финно-угорской языковой семьи (карелы, финны, эстонцы, мордва, удмурты, марийцы). Народы, говорящие на Кавказских языках, представлены абхазо-адыгской (абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы) и нахско-дагестанской (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группами.

Основной народ страны - русские (115, 9 млн. или 79,8%). Далее идут татары (5,6 млн., или 3,8% населения страны) и украинцы (2,9 млн. или 2,0 %) (Подробнее см. досье 1. Атлас. С.36).

В древности на территории европейской части России преобладающими этносами являлись индоевропейцы и угро-финны, с середины 1 тыс. н.э. появляются тюрки.


2. Скифо-сарматская эпоха.

Согласно Геродоту, скифы, (принадлежащие к индоиранцам скотоводы-кочевники, пришедшие с востока), утвердились в Северном Причерноморье в VII до н.э.

С этого же времени начинается проникновение на данную территорию греческих переселенцев, основавших ряд колоний (Ольвия, Пантикапей, Херсонес, Танаис) и сохранивших тесные экономические и культурные связи с Элладой. Известно, что коренная Греция всегда испытывала недостаток хлеба, который ввозился из ее колоний, в том числе и причерноморских. Кроме того, отсюда поставляли рыбу, кожи, а также невольников. Однако скифские рабы не пользовались у греков большим спросом из-за их строптивости, а также склонности к пьянству. Не случайно у эллинов появилась поговорка – «пить по скифски», т.е. не разбавляя вино водой.

Во главе мощного племенного союза, сложившегося в Северном Причерноморье, стояли так называемые царские скифы (их кочевья располагались по левому побережью нижнего Днепра), которым подчинялись другие скифа, часть которых, особенно по правую сторону Днепра, перешла к земледелию, а также фракийцы и, возможно, праславяне.

Скифы хоронили мёртвых в ямах или в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царей описан Геродотом. Когда царь умирал, его тело возили по скифским дорогам, и скифы должны были всячески выражать печаль по поводу кончины владыки, а затем клали в могильную яму вместе с убитыми женой, слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган.

Социальные порядки по ту сторону смерти представлялись скифу неизменными, и умершего снабжали в иной мир тем, что соответствовало его земному статусу. Курганные погребения свидетельствуют о наличии в скифском обществе сильного социального расслоения: одни захоронения - без вещей, в царских же курганах находят золотые сосуды, художественные изделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещё в древности. Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений, на которых довольно часто встречаются стилизованные изображения различных, в том числе фантастических животных (грифонов, сфинксов), получившие названия т.н. звериного стиля.

На протяжении нескольких столетий у скифов сохранялось самостоятельное политическое образование, столица его находилась в Крыму, на территории современного Симфе­рополя. Скифы создали первое на территории России государство. В 513 г. до н.э. персидский царь Дарий I пытался покорить Скифию, однако его поход окончился неудачей.

В III в. до н. э. в Северное Причерноморье с востока вторглись новые кочевники-сарматы, которым удалось подчинить себе своих соплеменников.

Скифо-сарматское царство в III в. н.э. было сокрушено готами, видимо, действо­вавшими в союзе с аланами. Они подчинили своему влиянию ряд народов, населявших территории южной Украины и России.

3. Тюркские народы. Хазарское государство.

В конце IV в. н.э. на Европу из Центральной Азии обрушились орды гуннов, которые в этническом отношении принадлежали, скорее всего, к прототюркам. Их поход положил начало «Великому переселению народов». Разгромив алан и готов, гунны обосновались на территории Паннонии (современной Венгрии). Вождь мощного гуннского союза Аттила пытался подчинить себе Римскую империю, но в 451 г. его войска были разбиты на Каталаунских полях. После его смерти начался распад гуннской державы, в которую входили разные народы, в том числе и славяне.

В середине VI в. н.э. новая волна кочевников вышла из глубин Азии – то были авары, многочисленная тюркская орда, создавшая в Паннонии Аварский каганат. Славяне в течение VI – VII вв. вели с аварами постоянные войны. На исходе VII в. авары были разгромлены франками Карла Великого.

В середине VII в. в Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье двинулись хазары, которые, подчинив себе, тюркские племена булгар (с VI в. доминировали на Северном Кавказе), создали мощное государство. Хазары – кочевое племя тюркского происхождения, не были похоже на предшествовавшие ему и следовавшие за ним азиатские орды, преемственно господствовавшие в южнорусских степях. Часть восточнославянских племён оказались в зависимости от Хазарского каганата, столица которого – город Итиль располагалась в устье Волги.

В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени, занимавшую все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье и доминировавшую в Восточной Европе. Под контролем хазар оказались важнейшие торговые пути: Великий Волжский путь; путь «Из варяг в греки»; Великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла собой конгломерат тюркских, иранских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей подвластных хазарам правителей и народов, 60 наложниц, и являлся как бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье - военном поражении, засухе, голоде и т.д., знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной силы.

Максимальный срок правления кагана ограничивался сорока годами. По истечению этого времени его убивали, так как по верованию хазар, ум и рассудок кагана, а также его божественная сила ослабевали, и он уже был не в состоянии приносить пользу своему народу.

В первой половине VIII в. один из знатных людей Хазарии Булан принял иудейскую веру. Позднее принял иудаизм и сам каган. Потомок Булана хазарский военачальник Обадия, совершив государственный переворот, захватил в стране власть. Каган стал лишь сакральным государственным символом и олицетворением в глазах простых хазар могущества Хазарии. Вся же реальная политическая власть полностью перешла к царю-иудею (беку) и его ближайшему окружению, состоявшему из нескольких тысяч человек.

Иудаизм не стал государственной религией Каганата, его приняла только часть хазарской знати. Большинство населения исповедовало другие религии, что вело к отторжению верхушки общества от иноверного ей народа, а в итоге, - к ослаблению государства.

В конце Х в. Хазария была разгромлена Русью, которая заменила Каганат в качестве ведущей региональной державы Восточной Европы.


следующая страница >>
Смотрите также:
Учебное пособие москва 2012 Содержание Часть I. Древняя Русь
4050.01kb.
19 стр.
Учебное пособие в схемах Москва
289.75kb.
1 стр.
Учебное пособие спбгут санкт-петербург 2012 +658. 012. 011. 56 Ббк 32. 811я7 П16 Рецензент
52.39kb.
1 стр.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2012
3455.98kb.
18 стр.
Учебное пособие Москва 2004 содержание ваньков Б. М. Лекция 1 Эконометрический подход к выбору модели
428.01kb.
3 стр.
Учебное пособие 28365942 Москва 2008 ббк 66. 0 П 50
2984.78kb.
13 стр.
Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов 2003
2201.34kb.
16 стр.
Учебное пособие адресовано учителям литературы, преподавателям вузов и студентам
45kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов введение информационный менеджмент, появившись как часть теории менеджмен
1963.56kb.
11 стр.
Учебное пособие для студентов всех форм обучения Москва 2008 г
593.35kb.
3 стр.
Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов в трех частях Часть 1 4-е издание, исправленное Минск
1972.37kb.
26 стр.
А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) (Часть 2) Москва, 2000 ббк 74. 00 А 49 Андреев А. А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие
2244.66kb.
12 стр.