Главная
страница 1страница 2страница 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет»

Кафедра Психологии

Согласовано Утверждено

На заседании кафедры

___________________

___________________ зав. кафедрой___________

Протокол №________

от ________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По Экспериментальная психология_________

Специальность: 020400 «Психолог»


Хабаровск 2010

Аннотация
Экспериментальная психология рассматривается как самосто­ятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психоло­гического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представ­лено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фаза­ми развития. В систематизированном виде приведена совокупность использу­емых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эм­пирическим методам психологии.

Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии. психодиагностика как основополагающая выбора измерения параметров изучаемого поведения, выбора испытуемых и методов исследования, и конечно же математические методы психологии – как выбора способа обработки полученных данных и установления корреляционных связей.

В данном учебно – методическом комплексе представлены виды экспериментов и экспериментальные схемы, характеристика и этапы эксперимента. Кроме того, представлены взаимосвязи курса экспериментальной психологии с методологией проверки научных гипотез. Особо ценным является не только основное представление о нормативах экспериментального метода в психологии, так и информацию об основных направлениях квазиэкспериментальных исследований.

Ключевым смысловым основанием является понимание изучаемой психологической реальности в психологическом эксперименте, т.е. теоретическое построение в качестве которые рассматривают «психологические факты»

Следует не забывать о специфики непосредственного общения психолога с испытуемым, участвующим в психологическом исследовании. Ученый должен быть не только ученным, но и хорошим организатором, должен владеть широким диапазоном знаний в планировании очень разных по типу исследований.

Учебно – методический комплекс предназначена для студентов психологических вузов и факультетов.



Цель дисциплины – познакомить студентов с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждения психолога при проверки гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходов к организации эмпирического исследования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент, изучивший дисциплину, должен



Знать:

  • Историю и современное состояние психологического эксперимента;

  • Традиционные и современные подходы изучения эксперимента;

  • Характеристика психологического эксперимента;

  • Методы исследования, применяемые в эксперименте;

  • Шкалы измерения и представление результатов исследования.


Уметь:

  • Планировать, организовывать, подбирать соответствующие методы и проводить психологическое исследование с учетом условий;

  • Формулировать гипотезу, адекватно цели исследования определять объект, предмет исследования, уметь пользоваться ключом к методикам исследования;

  • Формулировать выводы, прогноз и рекомендации.


Владеть:

  • Методами и принципами работы в психологическом эксперименте;

  • Навык обработки и представления результатов исследования.

Задачи дисциплины:

  • Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;

  • Эмпирические методы в психологии и психологию психологического эксперимента;

  • Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и психологические измерения;

  • Представление и статистическая обработка данных.

Таблица №1




Дидактические единицы по дисциплине

«Экспериментальная психология»

1

Теоретические и эмпирические знания в психологии

2

Методология экспериментального психологического исследования

3

Классификация исследовательских методов в психологии

4

Теория психологического эксперимента

5

Планирование эксперимента и контроль переменных

6

Квазиэксперимент

7

Планирование эксперимента и контроль переменных

8

Корреляционные исследования

9

Измерения в психологии

10

Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания)

11

Анализ и представление результатов психологического исследования
Дидактические единицы дисциплины образовательного стандарта специальности

Таблица №2

Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема



Вид учебной работы

Объем в часах по формам обучения







ДО

ОЗО

1

Общая трудоемкость

180

180

2

Аудиторные занятия

74

18

3

Лекции

44

10

4

Семинары/Практические занятия

30

10

5

Самостоятельная работа

106

162

6

Курсовые работы

-

-

7

Вид итогового аттестации

Экзамен (5 семестр)

Экзамен (5 семестр)


Таблица №3

Тематическое планирование дисциплины (ДО)





Наименование темы в

соответствии с дидактической

единицей стандарта

Всего

часов

Лекции

Семи

нары

Практи-

ческие

Самост. работа

Продукт

Самостоя

тельной

работы

1

1. Теоретические и эмпирические знания в психологии

2

1.1.Предмет и задачи экспериментальной

психологии.

2

2

-

2

4

Конспект

3

1.2.Проблема и гипотеза в психологическом

исследовании

4

2

-

2

6

Конспект

4

1.3.Основные общенаучные

исследовательские методы. Эмпирические методы в психологии.

8

4

-

2

10

Конспект

5

1.4.Классификация методов психологического исследования. Квазиэксперимент.

6

4

-

2

10

Конспект

6

2. Теория психологического эксперимента

7

2.1.Личность и деятельность. Личность и деятельность испытуемого.

6

4

-

2

10

Конспект

8

2.2.Организация и проведение экспериментального исследования.

8

4

-

2

10

Конспект

9

2.3.Этапы психологического эксперимента.

6

4

-

2

8

Конспект

10

2.4.Виды естественно – научного психологического эксперимента.

4

2

-

2

6

Конспект

11

2.5.Корреляционное исследование и его планирование.

4

2

-

2

8

Конспект

12

2.6.Специфика экспериментальных исследований сенсорных и перцептивных процессов.

4

2

-

3

6

Лабораторная работа,

Конспект

13

2.7.Специфика экспериментальных исследований мнемических процессов и внимания.

4

2

-

3

6

Лабораторная работа,

Конспект

14

2.8.Специфика экспериментальных исследований мышления, речи и воображения.

4

2

-

3

6

Лабораторная работа,

Конспект

15

2.9.Специфика экспериментальных исследований эмоций и психомоторики.

4

2

-

2

6

Лабораторная работа,

Конспект

16

3. Психологическое измерение

17

3.1.Теория психологических измерений. Виды психологических измерений.

3

2

-

2

3

Реферат

18

3.2.Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.

3

2

-

2

3

Реферат

19

3.3.Тестирование теория измерений.

4

2

-

2

4

Реферат

20

Итого

74

44

0

30

106





Таблица №4

Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)





Наименование темы в

соответствии с дидактической

единицей стандарта

Всего

часов

Лекции

Семи

нары

Практи-

ческие

Самост. работа

Продукт

Самостоя

тельной

работы

1

1. Теоретические и эмпирические знания в психологии

2

1.1.Предмет и задачи экспериментальной

психологии.

1

1

-

-

10

Конспект

3

1.2.Проблема и гипотеза в психологическом

исследовании

1

1

-

-

10

Конспект

4

1.3.Основные общенаучные

исследовательские методы. Эмпирические методы в психологии.

1

-

-

1

10

Конспект

5

1.4.Классификация методов психологического исследования. Квазиэксперимент.

1

1

-




10

Конспект

6

2. Теория психологического эксперимента

7

2.1.Личность и деятельность. Личность и деятельность испытуемого.

1

-

-

1

10

Конспект

8

2.2.Организация и проведение экспериментального исследования.

1

-

-

1

10

Конспект

9

2.3.Этапы психологического эксперимента.

1

1

-

-

10

Конспект

10

2.4.Виды естественно –научного психологического эксперимента.

1

0,5

-

1

10

Конспект

11

2.5.Корреляционное исследование и его планирование.

1

1

-

-

10

Конспект

12

2.6.Специфика экспериментальных исследований сенсорных и перцептивных процессов.

1

1

-

-

10

Лабораторная работа,

Конспект

13

2.7.Специфика экспериментальных исследований мнемических процессов и внимания.

2

0,5

-

1

10

Лабораторная работа,

Конспект

14

2.8.Специфика экспериментальных исследований мышления, речи и воображения.

2

1

-

-

10

Лабораторная работа,

Конспект

15

2.9.Специфика экспериментальных исследований эмоций и психомоторики.

1

0,5

-

1

10

Лабораторная работа,

Конспект

16

3. Психологическое измерение

17

3.1.Теория психологических измерений. Виды психологических измерений.

1

0,5

-

1

10

Реферат

18

3.2.Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.

1

0,5

-

1

10

Реферат

19

3.3.Тестирование теория измерений.

1

0,5

-

-

12

Реферат

20

Итого

18

10

0

8

162





Содержание разделов дисциплины
1. Теоретические и эмпирические знания в психологии
Наука как особый способ деятельности человеческого общества. Основные направления методологии научного исследования. Принципы научного исследования. Этапы научного исследования. Типы научного исследования. Эмпирическое и теоретическое знание. Верификация. Фальсификация. Структура научной теории. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы, виды гипотез. Классификация исследовательских методов. Моделирование. Измерение. Идеографический подход. Номотетический подход.

Личностные особенности психологов исследователей и психологов практиков. Психологическое знание. Характеристика обыденной, умозрительной и научной психологии. «Понимающая» и экспериментальная психология. Классификация методов психологического исследования.

Эмпирические методы в психологическом исследовании. Главные черты не экспериментальных методов наблюдения, беседы, архивного метода и др. Систематическое наблюдение. Включенное наблюдение. Ошибки наблюдателя. Интервью. Опрос. Контент – анализ. Анализ продуктов деятельности. Проективные методы.
Контрольные вопросы


  1. Что такое нормативы научного исследования?

  2. Какое место занимают эмпирические методы в научном познании?

  3. Почему эксперимент называют гипотетико-дедуктивным методом?

  4. Каковы основные условия причинного вывода?

  5. В чем заключается специфика психологического понимания причинности?

  6. Что такое реконструкция психологической реальности?

  7. Чем отличается психологический эксперимент от естественнонаучного?

  8. Какое место занимают эксперименты по отношению к миру теорий?

  9. Что такое экспериментальная модель?

  10. Как понимается «ограничение теоретизирования» по Хольцкампу?

  11. Как следует понимать принцип открытости гипотезы для дальнейшей проверки?

  12. Чем различаются такие формы контроля, как экспериментальный контроль и контроль за выводом?

  13. Какие три типа экспериментов выделяют в психологических исследованиях?

  14. Что такое «слепой» опыт?



2. Теория психологического эксперимента
Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Мотивация испытуемого. «Эффект фасада». «Эффект Плацебо». «Эффект Хоторна». Метод обмана. Метод «плацебо вслепую». Скрытый эксперимент. Постэкспериментальное интервью. Норма эксперимента. «Эффект Пигмалиона». Инструкция.

Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. Описание экспериментальной ситуации. Принятие экспериментальной задачи. Типы экспериментальных ситуаций и стили общений испытуемого и экспериментатора. Рекомендации по организации экспериментального обращения.

Классификация методов организации исследования. Виды экспериментального исследования. Идеальное исследование. Эксплораторный и конфирматорные эксперименты. Полевое исследование. Истинный эксперимент. Квазиэксперимент. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. Схемы реализации экспериментальной процедуры.

Валидность: внутренняя, внешняя и операционная. Планирование эксперимента и факторы нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность. Переменная: зависимая, независимая и внешняя. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Понятие об экспериментальной и контрольных группах. Репрезентативность экспериментальной выборки. Рандомизация. Отсроченное измерение. Функциональная и причинная зависимость. Эффект смещения. Методы контроля экспериментальных переменных, виды независимых, зависимых и внешних переменных и отношения между зависимой и независимой переменой. Балансировка, контрбалансировка.


Контрольные вопросы


  1. Что такое принцип доказательства от противного, верификация и фальсификация гипотез?

  2. Чем отличаются планы интраиндивидуальные и межгрупповых экспериментов?

  3. Что такое рандомизированная последовательность и рандомизация испытуемых?

  4. Что такое валидность исследования?

  5. Что подразумевается под понятием «репрезентативность выборки» и «репрезентативность методики»?

  6. Что такое простая случайная выборка?

  7. Как связанны между собой понятия выборки и совокупности?

  8. Чему соответствуют переменные в экспериментальной гипотезе?

  9. Что означают понятия содержательного и формального планирования?

  10. Чем отличаются планы в предварительным тестированием?

  11. В чем заключается специфика кросс – индивидуальных схем и многоуровневого эксперимента?

  12. В каких экспериментах используется план «латинский квадрат»?

  13. Что такое экспериментальный эффект и как он устанавливается?

  14. Что такое эффекты последовательности и как они контролируются?

  15. Каким образом контролируются внутренняя и внешняя валидность в межгрупповых экспериментах?

  16. Как строится квазислучайная последовательность проб?


3. Психологическое измерение
Основания теории измерений, классическая теория психологических измерений. Типы шкал и виды допустимых преобразований. Виды шкальных преобразований. Числовая система с отношениями, эмпирическая система с отношениями. Психологическое тестирование. Обобщенная модель теста. Тестовые нормы. Валидность. Надежность. Гомогенность, прогностичность теста.

Основные виды психологических измерений, их классификация. Латентно-структурный анализ. Классическая статистическая теория теста. Измерительные качества теста и их оценка. Схоластическая теория тестов (теория выбора отчета) и ее модификация: модели Лазарсфельда, Роша, Бирибаума. Оценка трудности заданий и градуировка теста. Трудность задания, дискриминантность задания.


Контрольные вопросы


  1. Что такое временной тренд и план временных серий?

  2. Каковы основные угрозы валидности при плане временных серий?

  3. Каковы основные планы квазиэксперимента как эксперимента с неэквивалентными группами?

  4. В чем специфика квазиэкспериментов с «субъектными» переменными?

  5. Как связаны экспериментальный контроль и контроль выводом в квазиэксперименте?

  6. Чем отличаются выводы из квазиэксперимента?

  7. Что такое социальный и естественный эксперимент?

  8. Что выступает в качестве аналогов независимых и зависимых переменных в психогенетическом квазиэксперименте?

  9. Каковы основные проблемы психогенетических методов с точки зрения внешней валидности исследования?

  10. Каковы типы кросс – культурных исследований (их особенности, сила и слабость)?

  11. В чем заключаются особенности смешений независимой переменной в кросс – культурном эксперименте (и пути их контроля)?

  12. Что такое погрешности метода и тестовых заданий и каковы их источники?

  13. Перевод методик, проблемы и пути их преодоления?

  14. Какие факторы оказывают влияние на валидность лонгитюдного исследования?

  15. Что такое ориентировочная и исполнительная части действий?

  16. Что такое «идеальное действие»?



Таблица №5

Перечень учебной литературы


Автор

Название

Вид издания (учебник,

учебное пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Основная литература

1. Аванесов B.C.

Тесты в социологическом исследовании.

Учебное пособие

М.: Наука. 1982.

2.АдлерЮ.П.


Предпланирование эксперимента.

Учебник

М., 1978.

3.Анамарин И.П., Васильев Н.Н., Амбросов В.А.

Быстрые методы статистической обра­ботки и планирования экспериментов.

Учебное пособие

Л.:ЛГУ, 1974.

4.Ананьев Б.Г.


О проблемах современного человекознания.

Учебник

М.: Наука, 1977.

5.Анастази А.

Психологическое тестирование.

Учебное пособие

М.Педагогика, 1982.

6.Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.В.

Вероятностные методы в психологии.

Учебное пособие

М.: МГУ, 1975.

7.Белановский С.А.

Методика и техника фокусированного интервью.

Учебное пособие

М.: Нуака,1993.

8.Брушлинский А.В.


Деятельность субъекта и психическая деятельность//Деятельность: Теория, методология, проблемы.

Учебник

М.,1990.

9.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г.

Возрастно-психологическое консуль­тирование.

Учебник

М.: МГУ, 1990.

10.Быков В.В.


Методы науки.

Учебное пособие

М., 1972.

11.Волков И.П.


Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.

Учебное пособие

Л.: ЛГУ, 1970.

12.Вудвордс Г.

Экспериментальная психология.

Учебник

М.,1950.

13.Выготский Л.С.

Собрание сочинений: в 6 т.

Учебник

М.,1984. Т.4.

14.Гадамер Х.Г.


Истина и метод.

Учебник

М.: Прогресс. 1988.

15.ГайдаВ.К. Захаров В.П.

Психологическое тестирование.

Учебник

Л.: ЛГУ, 1982.

16.Ганзен В.А.


Системные описания в психологии.

Учебник

Л.: ЛГУ, 1984.

17.Ганзен В.А. Балин В.Д.


Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство.

Учебник

СПб.: СпбГУ.1991.

18.Гласе Дж., Стенли Дж.

Статистические методы в педагогике и психологии.

Учебное пособие

М.:Прогресс.,1976.

19.Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н.

Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение.

Учебное пособие

М.: ИП РАН, 1992.

20.Готтсданкер Р.

Основы психологического эксперимента.

Учебник

М.: МГУ, 1982.

21.Дружинин В.Н.

Экспериментальная психология.

Учебник

СПб: Питер. 2000.

22.Дружинин Н.К.

Выборочное наблюдение и эксперимент.

Учебное пособие

М.,1977.

23.ДюкВ.А..


Компьютерная психодиагностика.

Учебное пособие

СПб.:Братство.,1994

24.Журавлев Г.Е.


Системные проблемы развития математической психологии.

Учебник

М.: Наука,1983.

25.Закс Л.


Статистическое оценивание.

Учебное пособие

М.: Статистика, 1976.

26.Под. Ред. В.Г.Андреенковой, Ю.Н. Толстовой.

Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях

Учебник

М.: Наука, 1987.

27.Ингенкамп К.


Педагогическая диагностика.

Учебник

М.: Педагогика. 1991.

28.Клайн П.

Справочное руководство по конструированию тестов.

Учебное пособие

Киев. 1994

29.Корнилова Т.В.


Общий практикум по психологии. Психологический эксперимент.

Учебное пособие

М.:МГУ, 1987.

30.Крылов В.Ю.


Геометрические представления данных в психологических исследовани­ях.

Учебник

М.: Наука. 1990.

31.Крылов В.Ю., Моргунов Ю.И.


Кибернетические модели в психологических исследо­ваниях.

Учебное пособие

М.: Наука. 1990.

32.Кулагин Б.Ф.


Основы профессиональной психодиагностики.

Учебник

М.: Медицина, 1984.

33.Куликов Л.В.


Психологическое исследование.

Учебник

СПб.: Наука. 1994.

34.Кэмпбелл Д.


Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследо­ваниях.

Учебное пособие

М.: Прогресс, 1980.

35.Лбов. Г.С.


Методы обработки разнотипных экспериментальных данных.

Учебное пособие

Новосибирск. Наука, 1981.

36.Лебедев А.Н., Боковиков А.Н.


Экспериментальная психология в российской рекламе.

Учебник

М.: Академия. 1995.

37.Лебедева Н.М.


Введение в этническую и кросскультурную психологию.

Учебное пособие

М., 1998.

38.Леонтьев А.Н.

Проблемы развития психики.

Учебник

М.: Мысль. 1965.

39.Ломов Б.Ф.


Методологические и теоретические проблемы психологии.

Учебник

М.: Наука.1984.

40.Логвиненко А.Д.

Измерения в психологии: математические основы.

Учебное пособие

М.: МГУ. 1993.

41. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т.

Введение в экспериментальную психологию лич­ности.

Учебник

М.: Просвещение, 1985.

42.Под. ред. Ю.М. За­бродина.


Методы и средства автоматизации психологических исследований

Учебное пособие

М.: Наука, 1982.

43.Михеев В.И.


Моделирование и методы теории измерений в педагогике.

Учебное пособие

М.: Высшая школа, 1987.

44.Налимов В.В.

Теория эксперимента.

Учебник

М., 1971.

45.Немов Р.С.


Психология.

Учебник

М.: Просвещение. Владос. 1995.Том 3.

46.Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина


Общая психодиагностика

Учебник

М.: МГУ. 1987.

47.Под ред. М.Б. Михалевской, Т.В. Корниловой.


Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент

Учебное пособие

М.: МГУ. 1985.

48.Осипов Г.В., Андреев Э.П.

Методы измерения в социологии.

Учебное пособие

М.: Наука. 1977.

49.Под ред. А.Г.Шмелева

Основы психодиагностики.

Учебник

Ростов -на- Дону: Феликс. 1996.

50.Паповян С.С.


Математические методы в социальной психологии.

Учебное пособие

М.: Наука. 1983.

51.Пирьов Г.Д.

Экспериментальная психология.

Учебник

София. 1968.

52.ПономаревЯ. А.


Методологическое введение в психологию.

Учебное пособие

М.: Наука. 1983.

53.Под ред. Крыло­ва А.А., Маничева С.А.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии

Учебное пособие

СПб.: Питер. 2000.

54.Под ред. В.В.Столина, А.Г. Шмелева.


Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика

Учебник

М., 1984.

55.Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер.

Практикум по психологии

Учебное пособие

М., 1972.

56.Под ред. В.Д. Шадрикова.


Практикум по экспериментальной психологии

Учебное пособие

Ярославль. 1974.

57.Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова.

Практические занятия по психологии

Учебное пособие

М.1989.

58.Под ред. А.А. Бодалева, А.Д. Дворяшиной, И.М. Палея.

Психодиагностические методы (в комплексном лонгидюдном исследовании студен­тов.)

Учебное пособие

Л.: ЛГУ, 1976.

59.Под ред. К.В. Гуревича.


Психологическая диагностика: проблемы и исследования.

Учебник

М.1981.

60.Под ред. Г.Е. Журавлева, Ю.М. Забродина, В.Ю.Крылова, В.Ф. Рубахина.

Психология и математика.

Учебник

М.: Наука. 1976.

61.Пфанцагль И.

Теория измерений.

Учебник

М.: Мир. 1976.

62.Роговин М.С.

Психологическое исследование.

Учебник

Ярославль.: ЯрГУ, 1979.

63.Рубинштейн С.Л.

Основы общей психологии.

Учебник

СПб.: Питер. 1999.

64.Рузавин Г.И.

Методы научного исследования.

Учебное пособие

М. Мысль. 1974.

65.Семенов В.Е.


Метод изучения документов в социально- психологических исследованиях.

Учебное пособие.

Л.:ЛГУ. 1983.

66.Соколова Е.Т.


Проективные методы исследования личности.

Учебное пособие

М. 1980.

67.Солсо Р.Л.

Когнитивная психология.

Учебник

М.: Тривола. 1996.

68.Спасенников В.В.


Конструирование и использование психологических и диагностиче­ских тестов

Учебное пособие.

Калуга. 1991.

69.Суппес П., Зинес Д.

Основы теории измерений./ Психологические измерения

Учебник

М. 1967.

70.Суходольский Г.В.

Основы математической статистики для психологов.

Учебное пособие

Л.: ЛГУ.1972.

71.Терехина А.Ю.


Анализ данных методом многомерного шкалирования.

Учебное пособие

М.: Наука.1986.

72.Фейерабенд П.


Избранные труды по методологии науки.

Учебник

М.: Прогресс. 1986.

73.Франселла Ф., Баннистер Д.

Новый метод исследования личности.

Учебник

М.: Прогресс. 1987.

74.Харман Г.


Современный факторный анализ.

Учебник

М. Статистика. 1972.

75.Хикс Ч.


Основные принципы планирования эксперимента.

Учебник

М. 1967.

76.Челышкова М.Б.


Разработка педагогических тестов на основе современных математи­ческих моделей.

Учебник

М. 1995.

77.Шадриков В.Д.


Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.

Учебник

М.:Наука.1982.

78.Шмелев А.Г.


Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности.

Учебник

М.: МГУ. 1983.

79.Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Гельнова А.Ю.

Практикум по эксперимен­тальной психосемантике: Тезаурус личностных черт.

Учебное пособие

М.: МГУ. 1988.

80.Шошин П.Б.

Психологические измерения.

Учебник

М.: МГУ. 1989.


Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке сообщений, рефератов, докладов по теме семинара главное внимание уделять методологическим основам и психологическим аспектам представленной проблематики. При подготовке учитывать динамику изучения аспекта, структуру и его содержательную сторону. Обязательно представлять яркие примеры видов психологического эксперимента и исследования. Кроме того, постарайтесь, чтобы примеры отражали все тенденции представляемого эксперимента. Теоретический анализ должен быть представлен не только современными авторами, но классиками психологии, сравнивая динамику изучения проблематики.
Методические рекомендации к семинарам

по экспериментальной психологии

Специальность 020400 «Психология»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1


следующая страница >>
Смотрите также:
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии
617.66kb.
3 стр.
Министерство науки и образования
351.5kb.
1 стр.
Математические методы в психологии
107.53kb.
1 стр.
История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010
791.47kb.
12 стр.
Сапогова Елена Евгеньевна Психология развития человека
7536.47kb.
46 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» «История психологии»
123.13kb.
1 стр.
Задачи курса
22.87kb.
1 стр.
Взаимосвязь увлеченности работой и профессионального выгорания
441.73kb.
4 стр.
Курс лекций Минск 2003 Содержание I. Предмет и задачи кризисной психологии 4 II. Система основных понятий кризисной психологии 5 Кризисное событие 5
3231.02kb.
40 стр.
Гендерные исследования в спортивной психологии 2011 г. А. С. Дамадаева
15.49kb.
1 стр.
Будущее психологии
1592.14kb.
7 стр.
Программа курса «Новые направления в психологии»
111.37kb.
1 стр.